Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка к здоровью"
рабочая программа (1 класс) на тему
Здоровьесберегающие технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tropinka_k_zdorovyu._programma_vneurochnoy_deyatelnosti._1_klass.doc | 171 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Тропинка к здоровью»
Направление «Спортивно-оздоровительное»
1 класс
Составитель: Кутепова Ольга Анатольевна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ №70
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Тропинка к здоровью»
Направление «Спортивно-оздоровительное»
1 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел,
то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень
здоровья вполне возможно».
Н. М. Амосов
Здоровье – важнейшая характеристика развития ребенка на протяжении школьного детства. Создание условий для формирования здорового образа жизни школьника – одна из задач образовательного учреждения.
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах.
Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни.
Педагогическая общественность все больше убеждается в том, что именно учитель может сделать больше для здоровья школьников, чем врач. Охрана здоровья школьников – одна из важнейших задач образования. Не подлежит сомнению и тот факт, что самое драгоценное у человека – здоровье, и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны. Решать эту проблему необходимо через применение в рамках образовательного процесса здоровьесберегающих педагогических технологий и просвещение детей и родителей.
Так возникла необходимость создания программы «Тропинка к здоровью » для учащихся младшего школьного возраста, которая будет направлена на устранение проблем, что в свою очередь может дать положительный эффект и в оздоровлении учащихся, и в реализации основной цели – повышении качества образования и воспитания школьников. Программа «Тропинка к здоровью» направлена на профилактику и коррекцию нарушений здоровья, и общее оздоровление организма, обеспечивает обучение младших школьников правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях, помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.
Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.
Программа включает в себя и вопросы физического здоровья, и духовного. Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.
Цели программы:
- Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся класса.
- Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
- Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
- Формирования стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных ценностей жизни.
- Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
- Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
- Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
- Профилактика вредных привычек.
- Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Данная программа строится на принципах:
- Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
- Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
- Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
- Обеспечение мотивации
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Занятия носят научно-образовательный характер.
Основные виды деятельности учащихся:
навыки дискуссионного общения; опыты; игра.
Предполагаемый результат:
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:
- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
- осуществлять активную оздоровительную деятельность;
- формировать своё здоровье.
Учащиеся должны знать:
- факторы, влияющие на здоровье человека;
- причины некоторых заболеваний;
- причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
- виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
- основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «По тропе здоровья»;
- способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
- навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- умение ставить и формулировать проблемы;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
- установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
- использование речи для регуляции своего действия;
- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Особенности организации работы.
Программа рассчитана для детей младшего школьного возраста. Срок реализации программы 1 год, занятия проводятся один раз в неделю по одному часу (36 часов).
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориенти ро ван ного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспери менти рование и поисковую активность са мих детей, побуждая их к творческому от ношению при выполнении заданий. Занятия содержат познава тельный материал, со ответству ю щий возрастным особенностям детей в сочета нии с практически ми зада ниями (тре нинг, оздоровительные минутки, упражне ния для глаз, для осанки, дыха тельные уп ражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.
Наряду с теоре тическим мате риалом ученикам предлагаются практи че ские ре комен дации, игры и уп ражнения, тренинги. Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения че ловека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; во просы, свя занные с факто рами, укрепляющими и раз рушающими здоро вье, и т.д. В одной беседе может быть за тронуто одно или несколько на правлений.
Оздоровительные минутки включают не только физические уп ражне ний, но и «этюды для души» (например: «Сотвори солнце в се бе»). Оздоро ви тельные паузы комбинируются, включая фи зические упражне ния для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. За дача оздоро вительных пауз — дать знания, вы работать умения и навыки, необходимые каждому ре бёнку для ук репления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия ус талости, обретения спокойствия и равнове сия и т.д.
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».
Участники программы:
- учащиеся;
- родители;
- педагоги, психолог, администрация;
- медицинский работник школы.
Формы проведения:
- беседы, лекции, тренинги
- конкурсы, КВНы, праздники, творческие мастерские
- экскурсии, походы
Этапы реализации программы:
Этапы | Сроки | Содержание | Ответственные |
Подготовительный | Май | Составление программы, утверждение плана работы | Классный руководитель |
Основной | Сентябрь – май | Реализация программы | Классный руководитель |
Итоговый | Май | Подведение итогов | Классный руководитель |
Календарно - тематическое планирование
занятий кружка « Тропинка к здоровью»
№ п/п | Наименование тем курса | Всего часов | Виды деятельности | Форма контроля | Дата занятия | |
Теория 0,5 часа | Практика 0,5 час | |||||
1. | Что такое здоровье Знакомство с Доктором Здоровье | 1 | Беседа « Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Разучивание пословиц и поговорок | Оздоровительная минутка. Знакомство с доктором Свежий Воздух. Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики». | Фронтальный опрос | 7.09 |
2. | Дружи с водой Советы доктора Воды | 1 | Беседа по стихотворению К.Чуковский «Мойдодыр». Советы доктора Воды. | Оздоровительная минутка. Игра «Доскажи словечко». | Конкурс «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». | 14.09 |
3. | Дружи с водой Друзья вода и мыло | 1 | Повторение правил доктора Воды. Сказка о микробах. | Оздоровительная минутка. Игра «Наоборот». Творческая работа. | Конкурс на самое интересное, зани- мательн. задание | 21.09 |
4. | Уход за глазами Глаза-главные помощники человека | 1 | Беседа об органах зрения. Правила бережного отношения к зрению. Правила бережного отношения к зрению. Разучивание пословиц и поговорок | Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно». Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», Раз, два, три-беги!» | Фронтальный опрос | 28.09 |
5. | Уход за ушами Чтобы уши слышали | 1 | Беседа. Правила сохранения слуха. | Оздоровительная минутка. Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная минутка. «Самомассаж ушей». | Конкурс на лучшее доказательство | 5.10 |
6. | Уход за зубами. Почему болят зубы | 1 | Знакомство с доктором Здоровые Зубы. Стихотворение С. Михалкова « Как у нашей Любы…» Беседа по содержанию. | Оздоровительная минутка. Игра «Угадай-ка!» | Творческое рисование. | 12.10 |
7. | Уход за зубами Чтобы зубы были здоровыми
| 1 | Беседа. Знакомство с доктором Здоровая Пища Зачем человеку зубная щётка? Разучивание стихотворения. | Оздоровительная минутка. Упражнение «Спрятанный сахар». Практическая работа. Тест. | Тест | 19.10 |
8. | Как сохранить улыбку красивой? | 1 | Встреча с доктором Здоровые Зубы. Памятка «Как сохранить зубы». Творческая работа. | Оздоровительная минутка. Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Практические занятия. | Творческая работа. Памятка «Как сохранить зубы». | 26.10 |
9. | Уход за руками и ногами «Рабочие инструменты» человека | 1 | Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками Памятка «Это полезно знать». | Оздоровительная минутка. Игра- соревнование «Кто больше?» Практическая работа. | Памятка «Это полезно знать». | 2.11 |
10. | Забота о коже Зачем человеку кожа | 1 | Встреча с доктором Здоровая Кожа. Беседа. Правила ухода за кожей. | Оздоровительная минутка «Солнышко». Проведение опытов. Игра «Угадай-ка». | Фронтальный опрос | 9.11 |
11. | Надёжная защита организма. | 1 | Беседа об органах чувств. Рассказ учителя «Строение кожи». | Оздоровительная минутка. Работа по таблице «Строение кожи». Моделирование схемы. Тест. Практическая работа. | Тест | 16.11 |
12. | Забота о коже. Если кожа повреждена | 1 | Рассказ учителя о повреждениях кожи. | Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка «Этюд души». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?» | Работа по карточкам | 23.11 |
13. | Как следует питаться Питание- необходимое условие для жизни человека | 1 | Повторение правил здоровья. Встреча с доктором Здоровая Пища. Разучивание пословиц и поговорок. | Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку». | Фронтальный опрос | 30.11 |
14. | Как следует питаться Здоровая пища для всей семьи | 1 | Беседа по стихотворению С. Михалкова « Про девочку, которая плохо кушала» | Оздоровительная минутка. Золотые правила питания. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». | Анализ ситуации | 07.12 |
15. | Как сделать сон полезным? Сон-лучшее лекарство | 1 | Стихотворение С. Михалкова « Не спать » Беседа по содержанию. | Оздоровительная минутка Игры «Можно - нельзя». «Хождение по камушкам». | Ответы на вопросы | 14.12 |
16. | Настроение в школе Как настроение? | 1 | Беседа. Встреча с доктором Любовь. | Оздоровительная минутка. Упражнение «Азбука волшебных слов. | Тест | 21.12 |
17. | Настроение после школы Я пришёл из школы | 1 | Беседа. Работа с пословицами. | Оздоровительная минутка. Игра «Закончи рассказ». | Анализ ситуации | 28.12 |
18. 19. | Поведение в школе Я- ученик | 2 | Рассказы М.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой». Беседа по содержанию. | Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?» | Творческая работа «Придумай правила» | 11.01 18.01 |
20. | Вредные привычки | 1 | Беседа «Это красивый человек». | Оздоровительная минутка «Деревце». Игра «Да - нет». | Познавательная игра | 25.01 |
21. | Мышцы, кости и суставы Скелет - наша опора | 1 | Рассказ учителя. Это интересно. Правила первой помощи. | Оздоровительная минутка. Упражнение «Держи осанку». Творческое рисование | Фронтальный опрос | 01.02 |
22. | Мышцы, кости и суставы. Осанка - стройная спина | 1 | Встреча с доктором Стройная Осанка. Это интересно! | Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражн. | Конкурс на лучшее инсценирование | 08.02 |
23. | Полезен ли спорт для здоровья | 1 | Беседа «В здоровом теле – здоровый дух» | Весёлые старты «Папа, мама, я – спортивная семья» | Конкурс-рассказ «Спортивная история» | 15.02 |
24. | Как закаляться. Если хочешь быть здоров | 1 | Сказка о микробах. Правила закаливания. | Оздоровительная минутка. Творческая работа. Это интересно! | Тест «Здоровый человек – это…» | 22.02 |
25. | Как загрязнение окружающей среды влияет на здоровье людей. | 1 | Беседа. Признаки отравления ядовитыми веществами. | Экскурсия Просмотр фильма | Мини выставка | 29.02 |
26. | Как правильно вести себя на воде. Правила безопасности на воде. | 1 | Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде. | Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца. | Конкурс рисунков « Мы дружим с физкультурой и водой » | 07.03 |
27. | Правда ли, что отдых и развлечения необходимы для здоровья | 1 | Беседа « В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь» | Оздоровительная минутка. Творческая работа. | Фронтальный опрос | 14.03 |
28. | Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным | 1 | Беседа «Доброта, отзывчивость, скромность. Работа с пословицами.. | Оздоровительная минутка. Игра «Продолжи сказку» | Найди правильный ответ (карточки) | 21.03 |
29. | Почему мы болеем | 1 | Рассказ учителя. Это интересно! | Оздоровительная минутка. Работа в группах. | Фронтальный опрос | 28.03 |
30. | Кто и как предохраняет нас от болезней | 1 | Встреча с доктором Здоровья. Повторение правил. | Оздоровительная минутка. Коллективная работа. | Фронтальный опрос. Познавательная игра. | 04.04 |
31. | Кто нас лечит Сегодняшние заботы медицины | 1 | Беседа «Из чего получают лекарства» | Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает» | Работа по карточкам | 11.04 |
32. | Народные игры. | 1 | Беседа по теме. | Разучивание народных игр Игры-эстафеты «Круговые салки», эстафеты со скакалками «Поезд» | Игра- конкурс | 18.04 |
33. | Подвижные игры Русская игра « Городки» | 1 | Беседа по теме. | Проведение спортивных соревнований «Веселая эстафета» | Игра-конкурс | 25.04 |
34. | Солнце и витамины | 1 | Беседа «Человек и его здоровье» | Оздоровительная минутка. Выставка « Урожай нашего огорода» | Фронтальный опрос | 02.09 |
35 | Как помочь сохранить себе здоровье | Встреча с докторами Здоровья. Повторение составляющих здорового образа жизни. | Игра «Хорошо - плохо». Памятка Здоровичков | Фронтальный опрос | 16.05 | |
36 | Обобщающее занятие «Доктора здоровья». | 1 | Игра-рассуждение «Здоровый человек-это…» | Оздоровительная минутка. Повторение правил здоровья. | Игра - конкурс | 23.05 |
Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников, в данном случае «спортивно-оздоровительного» распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников.
Критерии оценки результатов.
Основные результаты спортивно-оздоровительного направления учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
Литература:
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4-е классы.
- Завуч начальной школы. 2004 год, №1. Лецких А.А. “Подвижный способ обучения и его влияние на развитие учащихся”
- Завуч начальной школы. 2001 год, № 4. Разина Н.А. Валеологическое образование в начальной школе.
- Обухова. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья для учащихся 1–4-х классов.
- В.М. Мельничук. Дневничок-здоровячок. Разработки уроков по валеологии для учителей начальных классов.
- Зверев А.Т. Экологические игры.
- Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми.
- Пасечкина В.П. Как сохранить здоровье. Рекомендации детям с ослабленным здоровьем и их родителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Планета Здоровье"
Рабочая программа по внеурочной деятельности,направленная на формирование знаний умений и навыков здорового образа жизни, у детей младшего школьного возраста - "Планета здоровья"....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Планета Здоровья» 2-а класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Планета Здоровья» 2-а класс...
Рабочая программа по внеурочному курсу "Мое здоровье" 1 класс.
Внеурочная деятельность по ФГОС. 1 класс. Пояснительная записка и тематическое планирование....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растём здоровыми и сильными"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растём здоровыми и сильными"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья"
Предлагаемый курс занятия «Азбука здоровья» нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки здоровья". 1 класс. Школа 2100
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки здоровья". 1 класс. Школа 2100...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "В здоровом теле - здоровый дух!"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "В здоровом теле - здоровый дух!"...