Рифмы и ритмы
творческая работа учащихся (4 класс)

Вологжанина-Фридель Ирина Викторовна

Исследовательская работа учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbou.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ

Полесская средняя общеобразовательная школа

Исследовательский проект: «К 1150 - летию славянской письменности»

Вечное слово

Рифмы и ритмы

ученики 4-б класса

Руководитель:      Вологжанина-Фридель И. В.

Телефон школы: 8-401-58-3-53-65

Полесск

Цель создания проекта:

  • Познакомить ребят с историей и работой литературного объединения

г. Полесска «Высокая строфа»

  • Познакомить одноклассников и учащихся школы с собранными материалами

Актуальность нашего исследования в том, что ребята мало читают, не посещают библиотеки. Не знают многого о культурной жизни города.

Объект исследования:

  • библиотеки города
  • литературное объединение города «Высокая строфа»
  • Поэты г. Полесска

Гипотеза:

Если ребята больше узнают о своем городе, о людях живущих в нем, о их интересах и увлечениях, то и сами приобщатся к художественному слову и у ребят не будет желания сквернословить, а появится интерес к творчеству и желание попробовать свои силы в написании стихотворных строк,  рассказов и сочинений.

24 мая 2013 года исполняется 1150 лет славянской письменности.

Славянские народы, имея свою письменность,  получили возможность создавать свою литературу, фиксировать письменно законы, что, в частности, было важным для развития государственности.

"Велик и могуч русский язык" говорил И.Тургенев и мы, начинаем постигать его божественность и глубинный смысл. Но волшебник слова К.Бальмонт передал нам песню о великолепии русского языка, о его журчании, ворковании, говоре златозвонком, среброкрылом. Читаешь эти строки и не только слышишь, но и видишь образ нашего родного языка. Как можно не любить его и зачем так засорять его чистоту и мудрость, подаренную нам богами...
 

Язык, великолепный наш язык... К.Бальмонт

Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.

В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу — выше, выше.
Березовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше…

Мы, ученики 4-б класса Полесской средней школы,  в этот знаменательный год решили узнать, а что есть интересного, связанного с русским языком и литературой в нашем небольшом городке?

Где  хранится печатное слово, и кто каждый день старается нас научить правильно говорить, беречь и сохранять великое богатство, данное нашими предками – Русский язык?

Мы разделились на три группы:

  • Ребята первой группы встречались с творческими людьми нашего города
  • Второй группы искала материал в библиотеках и местной  газете «Полесский вестник»
  • Третья группа искала материал в интернете, пользуясь школьным ресурсным центром.

В ходе работы, мы узнали, что в нашем маленьком городе  книги хранятся в шести библиотеках:

  •     Детская библиотека
  •     Городская библиотека
  •     Библиотека Полесской школы (в корпусе №1 – для   старшеклассников и в корпусе №2 для начальной школы)
  •     Библиотека в Полесском лицее №21
  •     Библиотека  филиала Санкт Петербургского университета города Полесска

В Полесске в средней школе, университете и лицее работают  замечательные учителя русского языка и литературы.

Оказывается, в нашем небольшом городке много  людей (взрослых и детей), которые пишут стихи, рассказы, музыку. И объединяет их литературное общество «Высокая строфа»

А. Кучушев предложил объединить местных самодеятельных поэтов, художников и музыкантов в единое творческое сообщество, чтобы работать над общими творческими задачами вместе, обмениваться идеями, наконец – просто помогать друг другу. Потенциальных участников он знал еще по работе в газете «Идеи Ильича» (ныне – «Полесский вестник»): стихи многих полесчан он готовил к печати. Начать он предложил как раз с издания коллективного сборника стихотворений, в который поместить и репродукции картин местных художников.
Первый сборник стихов полесских поэтов был сверстан на компьютере; и набор, и верстку этой небольшой книжечки выполнил Алексей Хлопцов,

с которым Анатолия связывала многолетняя дружба и совместная работа

в газете.  Книжка вышла в свет в «Тридевятом регионе» в начале марта.

День рождения «Высокой строфы», – 6-е марта 2006 года. В этот день

 в Полесской центральной библиотеке провели презентацию первого настоящего альманаха полесской поэзии – «Я рисую тебя всей палитрою рифм». Название специально приурочили к женскому празднику. Презентация слилась в одно событие с авторским концертом Анатолия,

где он исполнил под гитару свои лучшие песни. Из его сольных выступлений это было предпоследним. Потом была еще презентация в Администрации района и концерт с коллективом Полесской средней школы в Залесье. А 3-го апреля жизнь Анатолия внезапно оборвалась. Так вот странно и трагично, как раз тогда, когда все начало получаться, когда мечты сбывались…

Но жизнь творческого объединения, созданного Анатолием, продолжается. Поэты пишут, встречаются с читателями; ежегодно выходят массовыми тиражами сборники стихов. По традиции экземпляры этих книг безвозмездно передаются в школьные библиотеки Полесского района

(А.Медведев)

Во время работы над проектом, мы познакомились с произведениями людей, которые жили или живут в нашем родном городе, которых знали или встречаем каждый день

  • Николай Василевский
  • Андрей Медведев
  • Юрий Смирнов
  • Николай Литвинов
  • Наталья Абдаллах
  • Борис Кононов
  • Владимир Драгавцев
  • Ирина Корюгина
  • Лариса Солотина 
  • Николай Суковатый
  • Станислав Тарашкевич
  • Ольга Суковатая
  • Ирина Вологжанина-Фридель
  • Юрий Качанов
  • Ирина Ермакова
  • Юлия Корюгина
  • Юлия Краснопёрова
  • Андрей Семаков
  • Сергей Семаков
  • Нина Ермачкова
  • Татьяна Соседко
  • Ваилий Варфоломеев
  • Александр Гуминский

Стоян Михалковский 

“Гимн святым Кириллу и Мефодию” (1892) 

Иди вперед, народ наш милый. Наука – солнце и свобода.
К сиянью будущей зари! Ее неся, иди вперед.
Наукой – этой новой силой- Да не иссякнет дух народа,
Свою дорогу озари! В чьих недрах знание живет!
Иди и светом просвещенья Так пели два Солунских брата
Свою судьбу ты обнови, Тому назад немного лет.
Светить – твое предначертанье. А прошлому хоть нет возврата,
И Бог тебя благослови! Но и забвенья тоже нет.

Анкета для ребят

(заполняли ученики 4-б класса)

  • Назовите писателей и поэтов.
  • Назовите жителей города Полесска, кто сочиняет музыку.

Анкету ребята заполняли два раза:

  • Перед началом исследовательской работы
  • После сбора материала

Результат:

  • Перед началом исследовательской работы ребята назвали только Николая Василевского и могли вспомнить только его произведения
  • После сбора материала:

  • Николай Василевский
  • Анатолий Кучушев
  • Андрей Медведев
  • Юрий Смирнов
  • Наталья Абдаллах
  • Борис Кононов
  • Владимир Драгавцев
  • Ирина Корюгина
  • Лариса Солотина
  • Николай Суковатый
  • Николай Литвинов
  • Станислав Тарашкевич
  • Ольга Суковатая
  • Ирина Вологжанина-Фридель
  • Юрий Качанов
  • Ирина Ермакова
  • Юлия Корюгина
  • Юлия Краснопёрова
  • Сергей Семаков
  • Нина Ермачкова
  • Александр Гуминский
  • Елена Кучерявая
  • Светлана Кучерявая
  • Александр  Ленин
  • Игорь Михайлюта
  • Марина Полякова
  • Александр Рожков
  • Михаил Степанцов
  • Игорь Фадеев
  • Виктор Ященя
  • Оксана Свидеоская
  • Наталья Шевченко
  • Владимир Бушняков
  • Николай Литвинов
  • Василий Варфоломеев
  • Татьяна Соседко
  • Людмила Цурко
  • Галина Буданова

Заключение

Очень хочется, чтобы все наши ровесники осознали, с каким удивительным явлением мы сталкиваемся каждый день – удивительным, поистине чудесным является наш алфавит, удивительным и чудесным является русское слово, русский язык.

Давайте же бережно относиться к драгоценностям, подаренным нам нашим народом, нашей Родиной – Великой Россией. Наши бабушки и дедушки бережно хранили наш язык и передавали его своим детям, нашим родителям, а родители передали его нам, мы передадим великое русское слово своим детям, и в этом нам поможет детище солунских братьев.

Работая над данным проектом, каждый ученик нашего класса выучил строки из стихотворений полесских поэтов. (Прилагаются видеофрагменты чтения стихотворений полесских поэтов учениками 4-б класса МБОУ Полесская средняя школа)

Великий поэт и прозаик XX в. Иван Бунин, написал стихотворение

“Слово”

Молчат гробницы, мумии и кости, –
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте.
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.

Ребята! Давайте же бережно относиться к драгоценностям, подаренным нам нашим городом, народом, нашей Родиной – Великой Россией! 

Результат проекта:

  • Электронная презентация
  • Книжки-малышки, сделанные руками ребят
  • Литературная гостиная «Творчество полесских авторов: мой город, природа, детство»

Над созданием проекта работали ученики 4-б класса МБОУ «Полесская средняя школа»

  • Белюти Дарья
  • Воронцов Данил
  • Драбинога  Кристина
  • Колосова Анастасия
  • Лисовский Максим
  • Максименко Эдгар
  • Морозов Евгений
  • Науменко Артемий
  • Осипкина Ангелина
  • Петрович  Данил
  • Проскурин Алексей
  • Птахин Сергей
  • Сироткина Алёна
  • Смирнова Дарья
  • Соловьёв Никита
  • Рожков Василий
  • Таранек Лидия
  • Шаёвко Алексей
  • Шурупов Руслан
  • Щербина Виктория
  • Федулов Саша
  • Александрова  Анастасия
  • Налегач Лера
  • Анюшкевич Никита
  • Иванов Семен
  • Салейкин Валера 

В работе использованы фотографии:

  • Шаёвко Алёши
  • Соловьева Никиты

Документы и видеозаписи из архивов:

  • Кучерявой Е.
  • Медведева А.В.
  • Вологжанипной –ФридельИ.В.
  • Васильевой И.Ю
  • Семьи Смирновых
  • 4-б класса

Фрагменты фильма телеканала Культура  «Письма из провинции»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Английский в рифмах и ритмах 2-4 классы

Данная рабочая программа предназначена для проведения занятий с детьми 8-10 лет  с целью повышения их мотивации к обучению, вовлечению в иноязычное общение и лучшей подготовке к итоговой аттестац...

Презентация к уроку "Стихи и проза. Ритм, рифма, смысл"

Презентация к уроку "Стихи и проза. Ритм, рифма, смысл"...

Формирование фонематического восприятия через дидактические игры на развитие у детей чувства ритма, рифмы

На фронтальных и индивидуальных занятиях по формированию звукопроизношения наибольшую активность и интерес вызывали игры и игровые упражнения, способствующие формированию у детей чувства ритма, ...

Конспект урока изобразительного искусства 2 класс Тема: «Ритм пятен как средство выражения. Ритм птиц» УМК "Школа России" + презентация

Конспект урока изобразительного искусстваТема: «Ритм пятен как средство выражения. Ритм птиц»  Цель деятельности учителя: закрепление с обучающимися  средство художественной...

Поэтическая мастерская. Стихи и проза. Ритм и рифма.

Добрый день, ребята, уважаемые коллеги!  Сегодня я хочу показать вам, как впервые знакомлю воспитанников с прозаической и стихотворной речью, а также с основами стихосложения.Почему этой те...

Презентация «Ритм пятен как средство выражения. Ритм птиц» 2 класс.

Презентация к уроку изобразительного искусства «Ритм пятен как средство выражения. Ритм птиц» 2 класс....

Ритм пятен как средство выражения. Ритм птиц.

Фирсова Надежда Алексеевна2020Предмет,  УМКИЗО, УМК «Школа России»Тема урокаРитм пятен как средство выражения. Ритм птицТип урока Урок открытия новых знанийЦель освоения уч...