Рифмы и ритмы
творческая работа учащихся (4 класс)
Предварительный просмотр:
МБОУ
Полесская средняя общеобразовательная школа
Исследовательский проект: «К 1150 - летию славянской письменности»
Вечное слово
Рифмы и ритмы
ученики 4-б класса
Руководитель: Вологжанина-Фридель И. В.
Телефон школы: 8-401-58-3-53-65
Полесск
Цель создания проекта:
- Познакомить ребят с историей и работой литературного объединения
г. Полесска «Высокая строфа»
- Познакомить одноклассников и учащихся школы с собранными материалами
Актуальность нашего исследования в том, что ребята мало читают, не посещают библиотеки. Не знают многого о культурной жизни города.
Объект исследования:
- библиотеки города
- литературное объединение города «Высокая строфа»
- Поэты г. Полесска
Гипотеза:
Если ребята больше узнают о своем городе, о людях живущих в нем, о их интересах и увлечениях, то и сами приобщатся к художественному слову и у ребят не будет желания сквернословить, а появится интерес к творчеству и желание попробовать свои силы в написании стихотворных строк, рассказов и сочинений.
24 мая 2013 года исполняется 1150 лет славянской письменности.
Славянские народы, имея свою письменность, получили возможность создавать свою литературу, фиксировать письменно законы, что, в частности, было важным для развития государственности.
"Велик и могуч русский язык" говорил И.Тургенев и мы, начинаем постигать его божественность и глубинный смысл. Но волшебник слова К.Бальмонт передал нам песню о великолепии русского языка, о его журчании, ворковании, говоре златозвонком, среброкрылом. Читаешь эти строки и не только слышишь, но и видишь образ нашего родного языка. Как можно не любить его и зачем так засорять его чистоту и мудрость, подаренную нам богами...
Язык, великолепный наш язык... К.Бальмонт
Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу — выше, выше.
Березовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше…
Мы, ученики 4-б класса Полесской средней школы, в этот знаменательный год решили узнать, а что есть интересного, связанного с русским языком и литературой в нашем небольшом городке?
Где хранится печатное слово, и кто каждый день старается нас научить правильно говорить, беречь и сохранять великое богатство, данное нашими предками – Русский язык?
Мы разделились на три группы:
- Ребята первой группы встречались с творческими людьми нашего города
- Второй группы искала материал в библиотеках и местной газете «Полесский вестник»
- Третья группа искала материал в интернете, пользуясь школьным ресурсным центром.
В ходе работы, мы узнали, что в нашем маленьком городе книги хранятся в шести библиотеках:
- Детская библиотека
- Городская библиотека
- Библиотека Полесской школы (в корпусе №1 – для старшеклассников и в корпусе №2 для начальной школы)
- Библиотека в Полесском лицее №21
- Библиотека филиала Санкт Петербургского университета города Полесска
В Полесске в средней школе, университете и лицее работают замечательные учителя русского языка и литературы.
Оказывается, в нашем небольшом городке много людей (взрослых и детей), которые пишут стихи, рассказы, музыку. И объединяет их литературное общество «Высокая строфа»
А. Кучушев предложил объединить местных самодеятельных поэтов, художников и музыкантов в единое творческое сообщество, чтобы работать над общими творческими задачами вместе, обмениваться идеями, наконец – просто помогать друг другу. Потенциальных участников он знал еще по работе в газете «Идеи Ильича» (ныне – «Полесский вестник»): стихи многих полесчан он готовил к печати. Начать он предложил как раз с издания коллективного сборника стихотворений, в который поместить и репродукции картин местных художников.
Первый сборник стихов полесских поэтов был сверстан на компьютере; и набор, и верстку этой небольшой книжечки выполнил Алексей Хлопцов,
с которым Анатолия связывала многолетняя дружба и совместная работа
в газете. Книжка вышла в свет в «Тридевятом регионе» в начале марта.
День рождения «Высокой строфы», – 6-е марта 2006 года. В этот день
в Полесской центральной библиотеке провели презентацию первого настоящего альманаха полесской поэзии – «Я рисую тебя всей палитрою рифм». Название специально приурочили к женскому празднику. Презентация слилась в одно событие с авторским концертом Анатолия,
где он исполнил под гитару свои лучшие песни. Из его сольных выступлений это было предпоследним. Потом была еще презентация в Администрации района и концерт с коллективом Полесской средней школы в Залесье. А 3-го апреля жизнь Анатолия внезапно оборвалась. Так вот странно и трагично, как раз тогда, когда все начало получаться, когда мечты сбывались…
Но жизнь творческого объединения, созданного Анатолием, продолжается. Поэты пишут, встречаются с читателями; ежегодно выходят массовыми тиражами сборники стихов. По традиции экземпляры этих книг безвозмездно передаются в школьные библиотеки Полесского района
(А.Медведев)
Во время работы над проектом, мы познакомились с произведениями людей, которые жили или живут в нашем родном городе, которых знали или встречаем каждый день
- Николай Василевский
- Андрей Медведев
- Юрий Смирнов
- Николай Литвинов
- Наталья Абдаллах
- Борис Кононов
- Владимир Драгавцев
- Ирина Корюгина
- Лариса Солотина
- Николай Суковатый
- Станислав Тарашкевич
- Ольга Суковатая
- Ирина Вологжанина-Фридель
- Юрий Качанов
- Ирина Ермакова
- Юлия Корюгина
- Юлия Краснопёрова
- Андрей Семаков
- Сергей Семаков
- Нина Ермачкова
- Татьяна Соседко
- Ваилий Варфоломеев
- Александр Гуминский
Стоян Михалковский
“Гимн святым Кириллу и Мефодию” (1892)
Иди вперед, народ наш милый. Наука – солнце и свобода.
К сиянью будущей зари! Ее неся, иди вперед.
Наукой – этой новой силой- Да не иссякнет дух народа,
Свою дорогу озари! В чьих недрах знание живет!
Иди и светом просвещенья Так пели два Солунских брата
Свою судьбу ты обнови, Тому назад немного лет.
Светить – твое предначертанье. А прошлому хоть нет возврата,
И Бог тебя благослови! Но и забвенья тоже нет.
Анкета для ребят
(заполняли ученики 4-б класса)
- Назовите писателей и поэтов.
- Назовите жителей города Полесска, кто сочиняет музыку.
Анкету ребята заполняли два раза:
- Перед началом исследовательской работы
- После сбора материала
Результат:
- Перед началом исследовательской работы ребята назвали только Николая Василевского и могли вспомнить только его произведения
- После сбора материала:
- Николай Василевский
- Анатолий Кучушев
- Андрей Медведев
- Юрий Смирнов
- Наталья Абдаллах
- Борис Кононов
- Владимир Драгавцев
- Ирина Корюгина
- Лариса Солотина
- Николай Суковатый
- Николай Литвинов
- Станислав Тарашкевич
- Ольга Суковатая
- Ирина Вологжанина-Фридель
- Юрий Качанов
- Ирина Ермакова
- Юлия Корюгина
- Юлия Краснопёрова
- Сергей Семаков
- Нина Ермачкова
- Александр Гуминский
- Елена Кучерявая
- Светлана Кучерявая
- Александр Ленин
- Игорь Михайлюта
- Марина Полякова
- Александр Рожков
- Михаил Степанцов
- Игорь Фадеев
- Виктор Ященя
- Оксана Свидеоская
- Наталья Шевченко
- Владимир Бушняков
- Николай Литвинов
- Василий Варфоломеев
- Татьяна Соседко
- Людмила Цурко
- Галина Буданова
Заключение
Очень хочется, чтобы все наши ровесники осознали, с каким удивительным явлением мы сталкиваемся каждый день – удивительным, поистине чудесным является наш алфавит, удивительным и чудесным является русское слово, русский язык.
Давайте же бережно относиться к драгоценностям, подаренным нам нашим народом, нашей Родиной – Великой Россией. Наши бабушки и дедушки бережно хранили наш язык и передавали его своим детям, нашим родителям, а родители передали его нам, мы передадим великое русское слово своим детям, и в этом нам поможет детище солунских братьев.
Работая над данным проектом, каждый ученик нашего класса выучил строки из стихотворений полесских поэтов. (Прилагаются видеофрагменты чтения стихотворений полесских поэтов учениками 4-б класса МБОУ Полесская средняя школа)
Великий поэт и прозаик XX в. Иван Бунин, написал стихотворение
“Слово”
Молчат гробницы, мумии и кости, –
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте.
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
Ребята! Давайте же бережно относиться к драгоценностям, подаренным нам нашим городом, народом, нашей Родиной – Великой Россией!
Результат проекта:
- Электронная презентация
- Книжки-малышки, сделанные руками ребят
- Литературная гостиная «Творчество полесских авторов: мой город, природа, детство»
Над созданием проекта работали ученики 4-б класса МБОУ «Полесская средняя школа»
- Белюти Дарья
- Воронцов Данил
- Драбинога Кристина
- Колосова Анастасия
- Лисовский Максим
- Максименко Эдгар
- Морозов Евгений
- Науменко Артемий
- Осипкина Ангелина
- Петрович Данил
- Проскурин Алексей
- Птахин Сергей
- Сироткина Алёна
- Смирнова Дарья
- Соловьёв Никита
- Рожков Василий
- Таранек Лидия
- Шаёвко Алексей
- Шурупов Руслан
- Щербина Виктория
- Федулов Саша
- Александрова Анастасия
- Налегач Лера
- Анюшкевич Никита
- Иванов Семен
- Салейкин Валера
В работе использованы фотографии:
- Шаёвко Алёши
- Соловьева Никиты
Документы и видеозаписи из архивов:
- Кучерявой Е.
- Медведева А.В.
- Вологжанипной –ФридельИ.В.
- Васильевой И.Ю
- Семьи Смирновых
- 4-б класса
Фрагменты фильма телеканала Культура «Письма из провинции»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Английский в рифмах и ритмах 2-4 классы
Данная рабочая программа предназначена для проведения занятий с детьми 8-10 лет с целью повышения их мотивации к обучению, вовлечению в иноязычное общение и лучшей подготовке к итоговой аттестац...
Презентация к уроку "Стихи и проза. Ритм, рифма, смысл"
Презентация к уроку "Стихи и проза. Ритм, рифма, смысл"...
Формирование фонематического восприятия через дидактические игры на развитие у детей чувства ритма, рифмы
На фронтальных и индивидуальных занятиях по формированию звукопроизношения наибольшую активность и интерес вызывали игры и игровые упражнения, способствующие формированию у детей чувства ритма, ...
Конспект урока изобразительного искусства 2 класс Тема: «Ритм пятен как средство выражения. Ритм птиц» УМК "Школа России" + презентация
Конспект урока изобразительного искусстваТема: «Ритм пятен как средство выражения. Ритм птиц» Цель деятельности учителя: закрепление с обучающимися средство художественной...
Поэтическая мастерская. Стихи и проза. Ритм и рифма.
Добрый день, ребята, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу показать вам, как впервые знакомлю воспитанников с прозаической и стихотворной речью, а также с основами стихосложения.Почему этой те...
Презентация «Ритм пятен как средство выражения. Ритм птиц» 2 класс.
Презентация к уроку изобразительного искусства «Ритм пятен как средство выражения. Ритм птиц» 2 класс....
Ритм пятен как средство выражения. Ритм птиц.
Фирсова Надежда Алексеевна2020Предмет, УМКИЗО, УМК «Школа России»Тема урокаРитм пятен как средство выражения. Ритм птицТип урока Урок открытия новых знанийЦель освоения уч...