Поэтическая мастерская. Стихи и проза. Ритм и рифма.
план-конспект занятия (4 класс)
Добрый день, ребята, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу показать вам, как впервые знакомлю воспитанников с прозаической и стихотворной речью, а также с основами стихосложения.
Почему этой теме я уделяю особое внимание?
Мне близка поэзия, люблю декламировать стихи, вижу творческий потенциал в своих воспитанниках, пытаюсь помочь раскрыть их таланты в стихосложении и художественном чтении.
Я рада, что мои воспитанники стремятся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poeticheskaya_masterskaya.docx | 30.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 с. Обшаровка муниципального района Приволжский Самарской области
Поэтическая мастерская
Стихи и проза.
Ритм. Рифма.
Подготовила
Учитель начальных классов: Кузнецова Г.М.
2019-2020 учебный год
Тема: Стихи и проза. Ритм и Рифма.
Цель мастер- класса: ознакомление и овладение приемами стихосложения
Задачи: 1. научить различать стихотворный и прозаический тексты;
2. познакомить с ритмом, рифмой (её видами);
3. учиться читать по лицам.
Педагог: Кузнецова Г.М.
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал
Продолжительность занятия : 30 минут
Ход урока:
Вступительное слово.
Добрый день, ребята, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу показать вам, как впервые знакомлю воспитанников с прозаической и стихотворной речью, а также с основами стихосложения.
Почему этой теме я уделяю особое внимание?
Мне близка поэзия, люблю декламировать стихи, вижу творческий потенциал в своих воспитанниках, пытаюсь помочь раскрыть их таланты в стихосложении и художественном чтении.
Я рада, что мои воспитанники стремятся понять стихи, учатся их слушать и слышать, развивают свой творческий потенциал.
I. Психологический настрой.
Учитель: Перед вами - 2 карточки (смайлики – настроение). Поднимите карточку, изображение на которой соответствует вашему настроению в данный момент. Спасибо.
Релаксация «Путешествие на облаке» (релаксационная музыка)
Сядьте удобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните, и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Вы - птички. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе всё спокойно и тихо. Пусть облако перенесёт вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное. Теперь вы снова на своём облаке, и оно везёт вас назад, на ваше место в класс. Спускайтесь с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растёт в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными. Мы спустились с облака, удобно сели и отправляемся в удивительный мир поэзии.
-Вы готовы со мной отправиться в мир литературы, путешествовать по страницам поэзии и получать хорошее настроение?
- Предлагаю провести разминку речевого аппарата.
II.Дыхательная гимнастика.
«Свеча-1»: сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя свечи.
«Шумит осенний ветер»: сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; на выдохе произнести протяжно [ш], то усиливая, то ослабляя звук.
2) Артикуляционная разминка
«Губы»
- Плотно сжав губы, вытяните их вперед; не разжимая губ, растяните их в улыбке; повторите упражнение 2-3 раза.
3) Упражнение для дикции.
Прочитать предложение, выделяя смысловые слова.
Я получил отличную отметку. Я получил отличную отметку. Я получил отличную отметку. Я получил отличную отметку.
Сел сокол на гол ствол.
- Прочитайте скороговорку сначала медленно, потом быстрее, ещё быстрее.
– Прочитайте, как будто сообщаете кому-то, восхищаетесь, спрашиваете.
Вопрос-шутка
Хорошая книга –
Мой спутник, мой друг,
С тобой интересней бывает досуг.
Мы время отлично
Проводим вдвоем
И наш разговор
Потихоньку ведем…
Назовите профессию человека, написавшего эти строки.
(Ответ: поэт)
III. Знакомство с прозаическим и стихотворным текстами.
Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в поэтическую мастерскую. Но войти в неё непросто, надо раскрыть все тайны поэзии. А для этого надо усердно потрудиться.
Перед вами портреты трех известных людей. Назовите их.
(Сергей Есенин, Николай Гоголь, Михаил Лермонтов)
Все они – известные писатели.
Прослушайте два текста и определите:
- чем они похожи между собой и какие имеют различия;
- перу, какого писателя принадлежит один из предлагаемых тестов.
Чтобы лучше воспринять тексты, закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите.
- Одинокий парус белеет в голубом тумане моря. Интересно, что он ищет в далёкой стране? Что он кинул в родном краю?
- Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
- Чем похожи эти два текста? (Одинаков смысл, одинаковые картины)
- Чем они отличаются? (Второй текст звучит напевно)
Кому из трех писателей принадлежит отрывок из стихотворения «Парус»? (М.Ю. Лермонтову)
Все ли писатели, из трех представленных вам писали свои произведения в стихотворной форме? (Нет. С. Есенин – в стихах, Н. Гоголь – в прозе, М. Лермонтов – в стихах и прозе)
Сделайте вывод, какой может быть наша речь? (проза и стихи; прозаическая и стихотворная речь)
Тайна первая: наша речь.
IV. Знакомство с ритмом.
Мастер: Второй текст звучит ритмично. Где в жизни можно встретить ритм? (музыка, танцы, биение сердца, смена дня и ночи, смена времён года и т.п.)
Сделаем вывод, что же такое ритм?
Ритм-это повторение каких либо однозначных явлений через равные промежутки времени. Ритм создаёт определённое настроение, окрашивает стихотворение единым тоном
Попробуем определить ритм этого стихотворения, с помощью хлопков, выделяя ударный слог (совместно с учителем)
Вывод: В стихе это чередование ударного и безударного слога.
Тайна вторая: стихотворная речь.
V. Знакомство с рифмой.
Учитель: Назовите ещё одно отличие стихотворного текста от прозаического (рифма).
Что же такое рифма?
Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.
(от греч. римос – стройность)
Тайна третья: рифма.
Пришло время поиграть. Я буду называть слово, а вы попробуете придумать к нему рифму.
Игра «Найди рифму».
парта - …(карта)
ученик -…(озорник)
пенал - … (журнал)
указка - … (сказка)
ручка - … (штучка)
соль - …(фасоль)
доска - …(тоска)
диск - …(риск)
мир - …(пир)
поэт - …(секрет)
Мастер: Молодцы. Все справились. А сейчас мы узнаем, какой бывает рифма.
Рифмы бывают разные:
Чудесные и прекрасные,
Весёлые и озорные.
А нравятся вам какие?
В стихосложении существует 3 вида рифмы: перекрёстная, парная и опоясывающая (кольцевая).
Определяется вид рифмы по паре строк, окончания последнего слова в которых одинаковы по звучанию. Представим (условно) их как А и Б.
( раздать листы с четверостишиями для индивидуальной работы)
Перекрёстная АБАБ
А У Лукоморья дуб зелёный;
Б Златая цепь на дубе том:
А И днём и ночью кот учёный
Б Всё ходит по цепи кругом
Парная ААББ
А В темнице там царевна тужит,
А А бурый волк ей верно служит;
Б Там ступа с Бабою Ягой
Б Идёт, бредёт сама собой…
Опоясывающая АББА
А И там я был, и мёд я пил;
Б У моря видел дуб зелёный;
Б Под ним сидел, и кот учёный
А Свои мне сказки говорил.
Учитель: А сейчас вы попробуйте сами определить вид рифмы.
Перед вами карточки с текстами, какая группа быстрее определит виды рифмы в них? Внимание! Вам предстоит не только правильно определить вид рифмы, но и постараться выразительно прочитать данное четверостишье. Сигналом для меня - задание выполнено – будет ваша поднятая вверх рука.
Игра «Кто быстрее?» (работа в группах)
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя. (перекрёстная)
Я рос, как многие в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши. (опоясывающая)
Школа моя деревянная!...
Время придет уезжать –
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать. (перекрестная)
Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле,
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом. (парная)
Ты вразуми меня, герой, -
Со вздохом голова сказала, -
Твоя десница доказала,
Что я виновен пред тобой» (опоясывающая)
IV.Работа над чтением по ролям.
- Сегодня на уроке мы будем ещё учиться читать выразительно по ролям прозаическое произведение.
Игровое упражнение «Разбери слова».
Задание: прочитать написанные на полосках бумаги положительные и отрицательные качества характера, разложить полоски в две кучки.
Жадность, доброта, злоба, вежливость, драчливость, капризность, трусливость, любопытство, любознательность, грубость, ответственность, правдивость, лживость, вредность и т.д.
Словарная работа: объяснить, чем отличаются слова любознательность и любопытство.
Проверь себя, правильно ли ты разложил полоски. Переверни их: красный цвет – положительные качества, чёрный – отрицательные.
Образование слов-признаков от слов-предметов.
- Если человеку характерна жадность, то он какой? (жадный)
- Если доброта? (добрый) и т.д.
- Если трусливость? (трус)
- Капризность? (капризный)
-Вредность? (вредный)
Сейчас я вам прочитаю сказку «Вредная коза», а вы назовите главных героев сказки и определите, какие слова - признаки характеризуют героев сказки.
Вредная коза
Действующие лица: коза, автор, старик, старуха.
Автор. Жили-поживали старик и старуха. Бедно жили. Было у них пять куриц и коза. Вредная эта коза была, непослушная.
Как-то подоила старуха козу. Позвала старика и говорит:
Старуха. Весна пришла. Трава молодая выросла на лугу. Выгони козу на луг. Пусть травки свежей поест.
Старик. Ладно. Пойдём, коза.
Автор. А вредная коза отвечает:
Коза. Не хочу идти. Ноги устали. Неси меня, дед.
Старик. Ты толстая, а я старый. Я тебя поднять не смогу.
Коза. Тогда на тачке вези. А то молока не дам.
Автор. Делать нечего. Погрузил старик козу на тачку и повёз на луг.
Старик. Ешь, коза, траву. Только к лесу близко не подходи.
Коза. Не указывай мне. Я сама знаю, где пастись.
Автор. Не послушала коза старика. Показалось ей, что у леса за ручейком трава зеленее. Перешла она ручей по мостику. И прямо к лесу направилась. А в лесу бродил голодный волк. Почуял он запах козы и говорит:
Волк. Вот мне обед хороший будет.
Автор. Подкрался волк к козе совсем близко. Как выпрыгнет из-за дерева! Коза увидела волка и бросилась со всех ног наутёк. Подбежала по мостику. А мостик обломился. Упала коза в воду и кричит:
Коза. Дед, дед, спаси меня. Если волк не съест, в ручье утону.
Автор. Прибежал дед, прогнал волка.
Старик. Как мне тебя, коза, вытащить?
Коза. Скорей дед, думай! Тону!
Автор. Снял старик пояс с рубахи, накинул козе на рога и вытащил её из воды.
Старик. Садись, коза, на тачку. Домой поедем.
Коза. Нет, дед, ты старый. Тебе тяжело меня везти. Я сама побегу.
Автор. С тех пор коза никогда не вредничала. Жили коза и старики дружно.
Чтение по ролям сказки учениками.
V. Подведение итогов занятия. Домашнее задание.
- Что мы делали на занятии. (Читали стихотворения, сказку в лицах.)
- Какие тайны стихосложения вы открыли для себя на занятии ?
- Чему вы научились?
Как вы думаете, для того чтобы быть поэтом, достаточно ли уметь рифмовать слова? (нет, нужно соблюдать чувство ритма и подбирать слова, подходящие по смыслу)
Учитель: Как часто мы думаем, что гениями рождаются? И написать стихотворение может лишь талантливый человек. Это верно, но лишь отчасти. Ведь работая над собой, постигая ту или иную «тайну», мы можем хотя бы прикоснуться к прекрасному, а может быть и стать творцом.
На следующем занятии мы отправимся в поэтическую мастерскую и сами попробуем сочинить стихотворение.
VI. Рефлексия.
Учитель: А сейчас, я попрошу вас поднять карточку – смайлик, соответствующую Вашему настроению по завершению занятия (спасибо).
Благодарю за активную работу! Всего Вам доброго!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поэтический поезд «Стихи о войне», посвященный 70-летию Победы
В рамках проекта «Казахстанская карта детского чтения в аспекте формирования функциональной грамотности школьников» мы организовали с детьми поэтический поезд по теме «Стихи моего детства»....
урок литературного чтения: «Поэтический листопад», стихи русских поэтов об осени (А. С. Пушкин, Ф. И.Тютчев, К. Бальмонта)
На уроке ученики знакомятся с произведениями А. С. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта об осени; материал урока способствует воспитанию любви к русской культуре через музыкальные ...
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе"Русские народные потешки. Небылицы.Стихи и песенки из книги "Рифмы матушки гусыни"
Конспект составлен в соответствии с ФГОС ....
Творчество.Сочиняем стихи о весне на заданные рифмы.
Одно из заданий к театральной недели было сочинение стихов на заданную рифму. Вот что получилось!...
Презентация к уроку "Стихи и проза. Ритм, рифма, смысл"
Презентация к уроку "Стихи и проза. Ритм, рифма, смысл"...
Поэтическая мастерская "Зимние мелодии", 3 класс
Конспект занятия "Поэтическая мастерская", который можно использовать как во внеурочной деятельности по чтению, так и во внеклассной работе....
Презентация к поэтической мастерской "Зимние мелодии"
Презентация к поэтической мастерской "Зимние мелодии", которая содержит иллюстративный и теоретический материал....