Поэтическая мастерская. Стихи и проза. Ритм и рифма.
план-конспект занятия (4 класс)

Кузнецова Галина Михайловна

 Добрый день, ребята, уважаемые коллеги!  Сегодня я хочу показать вам, как впервые знакомлю воспитанников с прозаической и стихотворной речью, а также с основами стихосложения.

Почему этой теме я уделяю особое внимание?

Мне близка поэзия, люблю декламировать стихи, вижу творческий потенциал в своих воспитанниках, пытаюсь помочь раскрыть их таланты в стихосложении и художественном чтении.

Я рада, что мои воспитанники стремятся 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poeticheskaya_masterskaya.docx30.14 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 с. Обшаровка муниципального района Приволжский Самарской области

Поэтическая мастерская

Стихи и проза.

Ритм. Рифма.

Подготовила

Учитель начальных классов: Кузнецова Г.М.

2019-2020 учебный год

Тема: Стихи и проза. Ритм и Рифма.

Цель мастер- класса:  ознакомление и овладение приемами стихосложения

Задачи: 1. научить различать стихотворный и прозаический тексты;

              2. познакомить с  ритмом,  рифмой (её видами);

              3. учиться читать по лицам.

Педагог: Кузнецова Г.М.

 Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал

Продолжительность занятия : 30 минут

Ход урока:

Вступительное слово.

 Добрый день, ребята, уважаемые коллеги!  Сегодня я хочу показать вам, как впервые знакомлю воспитанников с прозаической и стихотворной речью, а также с основами стихосложения.

Почему этой теме я уделяю особое внимание?

Мне близка поэзия, люблю декламировать стихи, вижу творческий потенциал в своих воспитанниках, пытаюсь помочь раскрыть их таланты в стихосложении и художественном чтении.

Я рада, что мои воспитанники стремятся понять стихи, учатся их слушать и слышать, развивают свой творческий потенциал.

I. Психологический настрой.

Учитель: Перед вами - 2 карточки (смайлики – настроение).  Поднимите карточку, изображение на которой соответствует вашему настроению в данный момент. Спасибо.

Релаксация «Путешествие на облаке» (релаксационная музыка)

Сядьте удобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните, и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Вы - птички. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе всё спокойно и тихо. Пусть облако перенесёт вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное. Теперь вы снова на своём облаке, и оно везёт вас назад, на ваше место в класс. Спускайтесь с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растёт в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными. Мы спустились с облака, удобно сели и отправляемся в удивительный мир поэзии.  

-Вы готовы со мной отправиться в мир литературы,  путешествовать по страницам поэзии и получать хорошее настроение?

- Предлагаю провести разминку речевого аппарата.

II.Дыхательная гимнастика.

«Свеча-1»: сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя свечи.

«Шумит осенний ветер»: сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; на выдохе произнести протяжно [ш], то усиливая, то ослабляя звук.

2) Артикуляционная разминка

«Губы»

- Плотно сжав губы, вытяните их вперед; не разжимая губ, растяните их в улыбке; повторите упражнение 2-3 раза.

3) Упражнение для дикции. 

Прочитать предложение, выделяя смысловые слова.

Я получил отличную отметку. Я получил отличную отметку. Я получил отличную отметку. Я получил отличную отметку.

Сел сокол на гол ствол.

- Прочитайте скороговорку сначала медленно, потом быстрее, ещё быстрее.

– Прочитайте, как будто сообщаете кому-то, восхищаетесь, спрашиваете.

Вопрос-шутка

Хорошая книга – 
Мой спутник, мой друг, 
С тобой интересней бывает досуг. 
Мы время отлично 
Проводим вдвоем 
И наш разговор 
Потихоньку ведем…

Назовите профессию человека, написавшего эти строки.

(Ответ: поэт)

III. Знакомство с прозаическим и стихотворным текстами.

Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в поэтическую мастерскую. Но войти в неё непросто, надо раскрыть все тайны поэзии. А для этого надо усердно потрудиться.  

Перед вами портреты трех известных людей. Назовите их.

(Сергей Есенин, Николай Гоголь, Михаил Лермонтов)

Все они – известные писатели.

Прослушайте два текста и определите:

  1. чем они похожи между собой и какие имеют различия;
  2. перу,  какого писателя принадлежит один из предлагаемых тестов.

Чтобы лучше воспринять тексты, закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите.

  1. Одинокий парус белеет в голубом тумане моря. Интересно, что он ищет в далёкой стране? Что он кинул в родном краю?
  2. Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

  • Чем похожи эти два текста?  (Одинаков смысл, одинаковые картины)
  • Чем они отличаются? (Второй текст звучит напевно)

Кому из трех писателей принадлежит отрывок из стихотворения «Парус»? (М.Ю. Лермонтову)

           

Все ли писатели, из трех представленных вам писали свои произведения в стихотворной форме? (Нет. С. Есенин – в стихах, Н. Гоголь – в прозе, М. Лермонтов – в стихах и прозе)

Сделайте вывод, какой может быть наша речь? (проза и стихи; прозаическая и стихотворная речь) 

Тайна первая: наша речь.

 IV. Знакомство с ритмом.

Мастер: Второй текст звучит ритмично. Где в жизни можно встретить  ритм? (музыка, танцы, биение сердца, смена дня и ночи, смена времён года и т.п.)

Сделаем вывод, что же такое ритм?

Ритм-это повторение каких либо однозначных явлений через равные промежутки времени. Ритм создаёт определённое настроение, окрашивает стихотворение единым тоном

Попробуем определить ритм этого стихотворения, с помощью хлопков, выделяя ударный слог (совместно с учителем) 

 Вывод: В стихе это  чередование ударного и безударного слога.

Тайна вторая: стихотворная речь.

V.  Знакомство с рифмой.        

Учитель: Назовите ещё одно отличие стихотворного текста от прозаического (рифма).

Что же такое рифма?

Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.

 (от греч. римос – стройность)

Тайна третья: рифма.

Пришло время поиграть.  Я буду называть слово, а вы попробуете придумать к нему рифму.

Игра «Найди рифму».

парта - …(карта)

ученик -…(озорник)

пенал - … (журнал)

указка - … (сказка)

ручка - … (штучка)

соль - …(фасоль)

доска - …(тоска)

диск - …(риск)

мир - …(пир)

поэт - …(секрет)

Мастер: Молодцы. Все справились. А сейчас мы узнаем, какой бывает рифма.

Рифмы бывают разные:

Чудесные и прекрасные,

Весёлые и озорные.

А нравятся вам какие?

           В стихосложении существует 3 вида рифмы: перекрёстная, парная и опоясывающая        (кольцевая).

Определяется вид рифмы по паре строк, окончания последнего слова в которых одинаковы по звучанию.  Представим (условно) их как А и Б.

( раздать листы с четверостишиями для индивидуальной работы)

Перекрёстная   АБАБ

А У Лукоморья дуб зелёный;

Б   Златая цепь на дубе том:

А   И днём и ночью кот учёный

Б   Всё ходит по цепи кругом

Парная         ААББ

              А   В темнице там царевна тужит,

              А   А бурый волк ей верно служит;

              Б  Там ступа с Бабою Ягой

              Б   Идёт, бредёт сама собой…

Опоясывающая     АББА

            А И там я был, и мёд я пил;

Б У моря видел дуб зелёный;

Б Под ним сидел, и кот учёный

А Свои мне сказки говорил.

Учитель: А сейчас вы попробуйте сами определить вид рифмы.

Перед вами карточки с текстами, какая группа быстрее определит виды рифмы в них? Внимание! Вам предстоит не только правильно определить вид рифмы, но и постараться выразительно прочитать данное четверостишье. Сигналом для меня -  задание выполнено – будет ваша поднятая вверх рука.  

Игра «Кто быстрее?» (работа в группах)

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя. (перекрёстная)


Я рос, как многие в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши. (опоясывающая)

Школа моя деревянная!...
Время придет уезжать – 
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать. (перекрестная)

Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле,
Море синее кругом, 
Дуб зеленый над холмом. (парная)

Ты вразуми меня, герой, -
Со вздохом голова сказала, - 
Твоя десница доказала, 
Что я виновен пред тобой» (опоясывающая)
IV.Работа над чтением по ролям.

- Сегодня на уроке мы будем ещё учиться читать выразительно по ролям прозаическое произведение.

Игровое упражнение «Разбери слова».

Задание: прочитать написанные на полосках бумаги положительные и отрицательные качества характера, разложить полоски в две кучки.

Жадность, доброта, злоба, вежливость, драчливость, капризность, трусливость, любопытство, любознательность, грубость, ответственность, правдивость, лживость, вредность  и т.д.

Словарная работа: объяснить, чем отличаются слова любознательность и любопытство.

Проверь себя, правильно ли ты разложил полоски. Переверни их: красный цвет – положительные качества, чёрный – отрицательные.

Образование слов-признаков от слов-предметов. 

- Если человеку характерна жадность, то он какой?  (жадный)

- Если доброта? (добрый) и т.д.  

- Если трусливость? (трус) 

- Капризность? (капризный) 

-Вредность? (вредный)  

Сейчас я вам прочитаю сказку «Вредная коза», а вы назовите главных героев сказки и  определите, какие слова - признаки характеризуют героев сказки.                   

Вредная коза

Действующие лица: коза, автор, старик, старуха.

Автор. Жили-поживали старик и старуха. Бедно жили. Было у них пять куриц и коза. Вредная эта коза была, непослушная.
Как-то подоила старуха козу. Позвала старика и говорит:
Старуха. Весна пришла. Трава молодая выросла на лугу. Выгони козу на луг. Пусть травки свежей поест.
Старик. Ладно. Пойдём, коза.
Автор. А вредная коза отвечает:
Коза. Не хочу идти. Ноги устали. Неси меня, дед.
Старик. Ты толстая, а я старый. Я тебя поднять не смогу.
Коза. Тогда на тачке вези. А то молока не дам.
Автор. Делать нечего. Погрузил старик козу на тачку и повёз на луг.
Старик. Ешь, коза, траву. Только к лесу близко не подходи.
Коза. Не указывай мне. Я сама знаю, где пастись.
Автор. Не послушала коза старика. Показалось ей, что у леса за ручейком трава зеленее. Перешла она ручей по мостику. И прямо к лесу направилась. А в лесу бродил голодный волк. Почуял он запах козы и говорит:
Волк. Вот мне обед хороший будет.
Автор. Подкрался волк к козе совсем близко. Как выпрыгнет из-за дерева! Коза увидела волка и бросилась со всех ног наутёк. Подбежала по мостику. А мостик обломился. Упала коза в воду и кричит:
Коза. Дед, дед, спаси меня. Если волк не съест, в ручье утону.
Автор. Прибежал дед, прогнал волка.
Старик. Как мне тебя, коза, вытащить?
Коза. Скорей дед, думай! Тону!
Автор. Снял старик пояс с рубахи, накинул козе на рога и вытащил её из воды.
Старик. Садись, коза, на тачку. Домой поедем.
Коза. Нет, дед, ты старый. Тебе тяжело меня везти. Я сама побегу.
Автор. С тех пор коза никогда не вредничала. Жили коза и старики дружно.

Чтение по ролям сказки учениками.

V. Подведение итогов занятия. Домашнее задание.

- Что мы делали на занятии. (Читали стихотворения, сказку в лицах.)

-  Какие тайны стихосложения вы открыли для себя на занятии ?

-  Чему вы научились?

Как вы думаете, для того чтобы быть поэтом, достаточно ли уметь рифмовать слова? (нет, нужно соблюдать чувство ритма и подбирать слова, подходящие по смыслу)

Учитель: Как часто мы думаем, что гениями рождаются? И написать стихотворение может лишь талантливый человек. Это верно, но лишь отчасти. Ведь работая над собой, постигая ту или иную «тайну», мы можем хотя бы прикоснуться к прекрасному, а может быть и стать творцом.  

  На следующем занятии  мы отправимся в поэтическую мастерскую и сами попробуем сочинить стихотворение.

VI.  Рефлексия.

Учитель: А сейчас, я попрошу вас поднять карточку – смайлик, соответствующую Вашему настроению по завершению занятия (спасибо).

Благодарю за активную  работу! Всего Вам доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэтический поезд «Стихи о войне», посвященный 70-летию Победы

В рамках проекта «Казахстанская карта детского чтения в аспекте формирования функциональной грамотности школьников» мы организовали с  детьми поэтический поезд по теме «Стихи моего детства»....

урок литературного чтения: «Поэтический листопад», стихи русских поэтов об осени (А. С. Пушкин, Ф. И.Тютчев, К. Бальмонта)

На уроке ученики знакомятся  с произведениями А. С. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта об осени; материал урока способствует воспитанию  любви к русской культуре через музыкальные ...

Творчество.Сочиняем стихи о весне на заданные рифмы.

Одно из заданий к театральной недели было сочинение стихов на заданную рифму. Вот что получилось!...

Презентация к уроку "Стихи и проза. Ритм, рифма, смысл"

Презентация к уроку "Стихи и проза. Ритм, рифма, смысл"...

Поэтическая мастерская "Зимние мелодии", 3 класс

Конспект занятия "Поэтическая мастерская", который можно использовать как во внеурочной деятельности по чтению, так и во внеклассной работе....

Презентация к поэтической мастерской "Зимние мелодии"

Презентация к поэтической мастерской "Зимние мелодии", которая содержит иллюстративный и теоретический  материал....