Презентация к уроку "Стихи и проза. Ритм, рифма, смысл"
презентация к уроку по чтению на тему
Презентация к уроку "Стихи и проза. Ритм, рифма, смысл"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Стихи и проза. Ритм, рифма, смысл | 483 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Где стихи, а где проза? Последний день июля месяца. На тысячи верст кругом Россия, родной край. Безветрие, теплынь. Воздух - молоко парное! И. С. Тургенев Гуляют тучи золотые Над отдыхающей землей, Поля просторные, немые Блестят, омытые росой. И. С. Тургенев
Стихи и проза. Стихотворение – речь, подчинённая рифме, ритму, смыслу. Проза – свободно движущаяся от предложения к предложению речь.
Я – поэт! Зовусь Незнайка! От меня вам – балалайка! А помните, как поэт Цветик объяснял Незнайке, что такое рифма?
Рифма Рифма - это когда слова в концах стихотворных строчек заканчиваются одинаково,- объяснил Цветик.- Например: утка – ш утка , к оржик – м оржик .
Рифма. Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.
Перекрёстная рифма Нелюдимо наше море , День и ночь шумит оно ; В роковом его просторе Много бед погребено .
Парная рифма Там ступа с Бабою Яг ой Идёт, бредёт сама соб ой ; Там царь Кащей над златом ч ахнет ; Там русский дух... Там Русью п ахнет !
Опоясывающая рифма И там я был, и мёд я п ил ; У моря видел дуб зел ёный ; Под ним сидел, и кот уч ёный Свои мне сказки говор ил .
? Незнайка придумал свою рифму: пал ка – селёд ка . Но Цветик с такой рифмой не согласился. Почему?
Ритм Ритм – это повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (чередование ударных и безударных слогов в строке). Ритм создаёт определённое настроение, окрашивает стихотворение единым тоном.
Ритм подчёркивает характер героинь. Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась – и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого... И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами. И прищёлкивать перстами, И вертеться, подбочась, Гордо в зеркальце глядясь...
Рифмовки-чистоговорки. Можно прямо “на ходу” придумывать рифмовки-чистоговорки. Они помогают почувствовать ритм стиха. - Ча-ча-ча, мы были у… - Жа-жа-жа, нашли в лесу … - От-от-от, мурлычет рыжий… - Иб-иб-иб, в лесочке вырос…
Шедевры Незнайки Знайка шёл гулять на речку, Перепрыгнул через овечку. Торопыжка был голодный, Проглотил утюг холодный. В чём их недостаток?
-Проверьте свой слух, объедините слова парами, в которых они рифмуются: А) Водой, огонь, носки, тронь, близки, от пыли, молодой, не вы ли. Б) Перчатка, игла, сладко, стержень, была, язык, те же, привык. В) Беседа, позови, припев, приезд, доев, Китай, о любви, покатай.
Буриме Буриме (от франц. bout – конец, rime - рифма) – это веселая игра, стихотворная задача, где нужно писать стихотворения на заданные заранее рифмы. Рифмы для буриме должны быть неожиданными и немного странными . Главное требование к будущему стихотворению: здравый смысл и юмор. На полянку вышел з айка . Видит – там синичек ст айка . Он открыл свою шкат улку , Дал синицам с маком б улку .
Поэт Никифор Ляпис Приблизительно так сочинял стихи поэт Никифор Ляпис, герой книги И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Служил Гаврила почтальоном, Гаврила письма разносил. Гаврила ждал в засаде зайца, Гаврила зайца подстрелил. (Пешком ходил он по деревне, Сидеть на лавочке любил.)
А теперь поиграем. Я называю первую строчку, а вы сочиняете вторую. Служил Гаврила педагогом... Репортер, дворник, инженер, учитель, депутат, акробат. Какие слова не подходят и почему?
Итог урока Без чего невозможно создание стихотворения?
Домашнее задание 1) Прочитать текст на стр.94 – 95 , подготовиться к беседе по вопросам. 2) Творческое задание: дано буриме (рифмованные концы): небес, лес, дожди, подожди, сочинить по ним «стишки». 3) Рифма посложнее: в зоопарке-делом-жарко-мелом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Английский в рифмах и ритмах 2-4 классы
Данная рабочая программа предназначена для проведения занятий с детьми 8-10 лет с целью повышения их мотивации к обучению, вовлечению в иноязычное общение и лучшей подготовке к итоговой аттестац...
Презентация "Рифма и смысл стихотворения"
Презентация для урока литературного чтения в 1 классе....
Формирование фонематического восприятия через дидактические игры на развитие у детей чувства ритма, рифмы
На фронтальных и индивидуальных занятиях по формированию звукопроизношения наибольшую активность и интерес вызывали игры и игровые упражнения, способствующие формированию у детей чувства ритма, ...
Рифмы и ритмы
Исследовательская работа учащихся...
Поэтическая мастерская. Стихи и проза. Ритм и рифма.
Добрый день, ребята, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу показать вам, как впервые знакомлю воспитанников с прозаической и стихотворной речью, а также с основами стихосложения.Почему этой те...
Презентация к уроку математики на тему: "Конкретный смысл действия умножения".
Презентация к уроку математики на тему: "Конкретный смысл действия умножения"....
Презентация и конспект урока по математике: "Конкретный смысл действия умножения" 2 класс
Тема: "Конкретный смысл действия умножения" Тип урока: Урок открытия новых знанийУМК «Школа России», учебник М.И. Моро, М.А. Бантова «Математика» 2 класс (2...