Формирование фонематического восприятия через дидактические игры на развитие у детей чувства ритма, рифмы
статья по логопедии
На фронтальных и индивидуальных занятиях по формированию звукопроизношения наибольшую активность и интерес вызывали игры и игровые упражнения, способствующие формированию у детей чувства ритма, рифмы, а следовательно, и фонематического восприятия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование фонематического восприятия через дидактические игры на развитие у детей чувства ритма, рифмы».
Орлова Юлия Александровна,
учитель-логопед,
ОГКОУ «Приволжская школа-интернат»
г.Приволжск
Проблема формирования фонематического восприятия у обучающихся очень актуальна. Значительное количество речевых нарушений, так или иначе, оказывается связанным с неспособностью детей дифференцировать на слух шипящие – свистящие, аффрикаты и их составляющие звуки, звонкие – глухие, твердые – мягкие звуки, что приводит к нарушению произношения звуков, а в дальнейшем к стойким нарушениям письма и чтения в школьном возрасте (дисграфии, дизорфографии и дислексии).
Таким образом, проблема формирования у детей с нарушением фонематического слуха фонематического восприятия является одной из важнейших в логопедии.
Развитие у детей с ОВЗ чувства рифмы – один из любимых детьми приемов формирования фонематического восприятия.
Наблюдая за детьми во время игровых и режимных моментов, я замечала, что дети часто непроизвольно поют или произносят простые легко рифмующиеся, а следовательно, и запоминающиеся песни и стихи.
Дети с удовольствием слушали и запоминали стихи детских и взрослых поэтов – классиков.
На фронтальных и индивидуальных занятиях по формированию звукопроизношения наибольшую активность и интерес вызывали игры и игровые упражнения, способствующие формированию у детей чувства ритма, рифмы, а следовательно, и фонематического восприятия. Отметив это, я старалась или подбирать именно такой материал или сочиняла его сама, учитывая при этом корректируемые звуки и этап работы:автоматизация, дифференциация и т.д.
Начинать работу по развитию у детей чувства ритма, рифмы следует с различения слов, близких по звуковому составу. Проводится такая игра: логопед показывает детям картинку и громко, четко называет изображение «вагон», затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте, когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Я произношу: «вагон, вакон, факом и т.д.» Показываю следующую картинку или просто чистый лист бумаги и называю: «бумага, пумага, тумака, бумака» и т.д.
Услышав неверно сказанное слово, дети должны хлопнуть в ладоши.
Далее дети учатся различать слоги. Этот прием эффективен на занятиях по автоматизации или дифференциации корректируемых звуков. Начинать эту работу целесообразно с такой игры. Логопед произносит несколько слогов, например:
НА – НА – НА – ПА. Дети определяют здесь лишний слог – ПА. Затем слоговые ряды усложняются.
НО – НА – НО – НО,
КА – КА – ГА – КА.
Очень эффективно применение чистоговорок при автоматизации или дифференциации корректируемых звуков:
СА – СА – СА –
В лесу бегает лиса.
Чередуя ударные гласные и безударные гласные, дети учатся чувству ритма, а добавляя слова, - чувству рифмы.
На групповых и индивидуальных занятиях по звукопроизношению я старалась включить упражнения и дидактические игры на воспитание у детей чувства ритма, рифмы. (Дидактическую игру «Доскажи словечко», чистоговорки, подбор рифмующихся слов «кот – год», предложений с рифмующимися словами «Лайка ловит зайку»).
Привожу примеры вышеуказанных приемов развития чувства ритма, рифмы.
Дидактические игры «Подскажи словечко» используются на занятиях по звукопроизношению (на этапе автоматизации звука в слове) и на лексико – грамматических занятиях.
Чтобы снова в добрый путь
Звук потек, как речка,
Помоги ему чуть – чуть –
«Подскажи словечко».
Звуки К – К,.
У Вовика дудка,
У Бобика …/будка/.
Итак, на все звуки.
Дидактические игры «Подбери словечко» уместно использовать и на лексико – грамматических занятиях, например на занятии по лексической теме «Овощи».
Логопед просит детей подобрать в рифму названия овощей.
Поздним летом в огороде собирается народ.
Зрел все лето урожай. Что собрали – отгадай!
Где весною было пусто,
летом выросла…/капуста/.
Солнышко светило, чтоб
ярче зеленел…/укроп/.
Собираем мы в лукошко
очень крупную…/картошку/.
От дождя земля намокла,
вылезай, толстушка…/свекла/.
Из земли за чуб плутовку
тянем, сочную…/морковку/.
Надо наклониться низко,
чтобы вытащить…/редиску/ и т.д.
Дидактическую игру «Запомни – повтори» можно проводить на чистоговорках – это один из эффективных приемов формирования чувства ритма, рифмы на этапе автоматизации и дифференциации звуков в слогах, словах.
Звуки К – К,.
КА – КА – КА – у окна видна О…/ка/.
КУ – КУ – КУ – дети ходят на О…/ку/.
Звуки Г – К.
ГА – КА – ГА – дайте Гале пиро…/га/.
Подбор рифмующихся слов.
Эта игра очень нравится детям:
мак – (бак – так)
так – (бак – лак)
Эту игру можно применять в различных вариантах.
- Играя с мячом. Логопед: дом, ребенок: Том.
- Из каждых 4 названных слов, ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на 3 остальные:
мак – бак – так – банан.
- Читаю детям 2 стихотворные строки, выделяя голосом последнее слово в начальной строчке. Ребенок выбирает одно слово из 3, добиваясь рифмы в стихотворении:
Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные (перина, подушка, рубашка).
Подбор пар подходящих словосочетаний.
Дидактическая игра «Подбери пару».
К – К,: серая мышка – вкусная пышка.
Г – Г,: голубые глаза – девочка Егоза.
Воспитание чувства рифмы через подбор слов, оканчивающихся на определенный слог:
Дидактическая игра «Подбери слово».
ец – отец, конец,
оч – дочь, ночь и т.д.
С самого младенчества дети знакомятся с поэзией, слушая колыбельные, которые поют им мамы. Это короткие рифмованные песенки, под которые успокаивается и засыпает малыш. В процессе самостоятельной игры или игры с другими детьми малыши часто непроизвольно рифмуют слова, фразы, в результате чего получаются коротенькие стихи: «Мой дружок, дам тебе я пирожок».
Я стараюсь, чтобы эта ниточка любви детей к поэзии не обрывалась, а становилась еще крепче.
Эти же игры могут с успехом применять педагоги занятиях по заданию логопеда.
Итак, одним из ключевых моментов в формировании фонематического восприятия, а следовательно, коррекции звукопроизношения, предупреждения дисграфии и дислексии, воспитания любви к поэзии является развитие у детей с ОВЗ чувства ритма, рифмы через дидактические игры. Умение подбирать рифму – один из показателей сформированности фонематического восприятия.
Литература:
- Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям». – СП.б. 2005г.
- Бондаренко А.К. « Словесные игры в детском саду». М. 1977г.
- Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников». М. 1985г.
- Колесникова Е.В. «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет». М. 1999г.
- Колесникова Е.В. «Развитие звукобуквенного анализа у детей 4 – 5 лет». Москва. 1999г.
- Колесникова Е.В. «Развитие звукобуквенного анализа у детей 5 - 6 лет». М. 2000г.
- Колесникова Е.В. «Раз – словечко, два – словечко». М. 1999г.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Закрепление произношения звука «р» у дошкольников 4-5 лет». М. 2002г.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Закрепление произношения звука «л» у дошкольников 4-5 лет». М. 2002г.
- Соболева А.В. «Загадки – смекалки». М. 2000г.
- Соколова Н.В.. «Логопедическая тетрадь». Звуки «с, з, ц». М. 2005г.
- Соколова Н.В. «Логопедическая тетрадь». Звуки «ш, ж, ч, щ». М. 2005г.
- Столяр А.А. «Давайте поиграем». М. 1991 г.
- Ткаченко Т.А. « Логопедическая тетрадь». СПб. 1999г.
- Четвертушкина Н.С. « Слоговая культура слова». М. 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и упражнения для формирования формирования фонематического восприятия у младших школьников
процесс овладения грамотой протекает одинаково....
Дидактические игры на развитие восприятия детей с ограниченными возможностями здоровья
Для работы по развитию восприятия и формированию представлений о предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах и отношениях, можно найти игры, в ходе которых дети должны учитывать свойства и отн...
Методическая разработка: "Дидактические игры на развитие фонематического слуха и восприятия"
методическая разработка по логопедии...
"Дидактические игры на развитие фонематического слуха и восприятия".
Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способн...
Дидактические игры для развития чувства ритма у младших школьников с ОВЗ
Развитие чувства ритма является необходимым условием для успешного овладения навыками письма и чтения. Регулярная, систематическая работа для развития чувства ритма у младших школьников с ОВЗ является...
Дидактические игры на развитие зрительного восприятия у детей младшего возраста.
Развитие зрительного восприятия необходимо человеку для того, чтобы правильно ориентироваться в пространстве, оценивать положение предметов относительно друг друга (выше - ниже, дальше - ближе, левее ...
Деловая игра для воспитателей: "Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста"
Цель:Систематизировать знания педагогов по вопросам развития речи у детейпосредством дидактической игры.Задачи:1.Формирование навыков позитивного общения педагогов, умение работать вколлективе.2.Совер...