Ритм пятен как средство выражения. Ритм птиц.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)

Фирсова Надежда Алексеевна

 

Фирсова Надежда Алексеевна

2020

Предмет,  УМК

ИЗО, УМК «Школа России»

Тема урока

Ритм пятен как средство выражения. Ритм птиц

Тип урока 

Урок открытия новых знаний

Цель освоения учебного содержания

Создание условий для формирования умения владеть новым средством художественной выразительности - ритм; выполнять композицию  «Ритм птиц» в технике аппликация.

Задачи

Обучающие:

  • Формировать у детей умения видеть, сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Создать условия для того,  чтобы учащиеся научились вырезать птиц и компоновать их в определенном ритме, применяя технику аппликация

Развивающие

  • развивать творческое и пространственное мышление, графические навыки, эмоциональное восприятие, образное видение

Воспитательные:

  • воспитывать эстетическое чувство, художественный вкус, творческое воображение;

Технология построения урока 

Технологии личностно-ориентированного метода

Здоровье сберегающие технологии

ИКТ технологии

Методы работы на уроке по источнику знаний

1. По источнику получения знаний:

Словесные: беседа, объяснение, педагогическое требование

Наглядные: иллюстрация, демонстрация.

Практические: изготовление аппликации

2. По уровню включения в продуктивную деятельность:

практические

объяснительно-иллюстративные

3. На основе методологии целостного подхода к деятельности:

методы практической работы

Основные понятия, термины

Ритм

   

Планируемые результаты

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

обучающиеся имеют представление об определении понятия «ритм», видах ритма; демонстрируют умение передавать ритм в изображении

Изобразительный: умеют передавать в групповой работе содержания несложных произведений в соответствии с темой «Ритм пятен как средство выражения. Ритм птиц»

Технический: продолжают формировать навыки изображения в графике

Цветовой: умеют подбирать цвета для аппликации в соответствии с темой «Ритм пятен как средство выражения. Ритм птиц» и предметом изображения - журавлями;

Композиционный: соблюдают в изображении пропорции, размер; самостоятельно располагают изображение в соответствии с ритмом; знают элементарные правила композиции

 

Регулятивные УУД:

•          принимать и сохранять цель урока и учебную задачу;

•          в сотрудничестве с учителем строить новые учебные задачи;

•          планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

•          определять наиболее эффективные способы достижения результата;

•          проводить рефлексию своих действий на уроке.

 

•          осознавать значимость изучения темы;

•          иметь мотивацию учебной деятельности;

•          проявлять уважительное отношение к иному мнению.

Познавательные УУД:

•          осуществлять анализ, сопоставление, классификацию, обобщение материала по самостоятельно выделенным основаниям;

•          строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы на основе изученного материала.

Коммуникативные УУД:

•       соблюдать нормы речевого этикета;

•       отвечать на вопросы учителя, выражать и обосновывать свою точку зрения;

•       работать в паре;

•       слушать собеседника и вести диалог.

 

 

Формы работ:

фронтальная, индивидуальная, парная

Оборудование

Медиа проектор, тонированная бумага, белая бумага, карандаш, ножницы, клей

 

Зрительный ряд: методическая таблица «Ритм», мультимедийная презентация репродукций с картин художников: А. Рылов «В голубом просторе», Е.Чарушин «Воробьи», И. Левитан «Над вечным покоем», П. Синьяк «Желтый парусник», К.Богоевский «Последние лучи»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritm_pyaten_kak_sredstvo_vyrazheniya._ritm_ptits.docx281.86 КБ

Предварительный просмотр:

Фирсова Надежда Алексеевна

2020

Предмет,  УМК

ИЗО, УМК «Школа России»

Тема урока

Ритм пятен как средство выражения. Ритм птиц

Тип урока  

Урок открытия новых знаний

Цель освоения учебного содержания

Создание условий для формирования умения владеть новым средством художественной выразительности - ритм; выполнять композицию  «Ритм птиц» в технике аппликация.

Задачи

Обучающие:

  • Формировать у детей умения видеть, сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Создать условия для того,  чтобы учащиеся научились вырезать птиц и компоновать их в определенном ритме, применяя технику аппликация

Развивающие

  • развивать творческое и пространственное мышление, графические навыки, эмоциональное восприятие, образное видение

Воспитательные:

  • воспитывать эстетическое чувство, художественный вкус, творческое воображение;

Технология построения урока  

Технологии личностно-ориентированного метода

Здоровье сберегающие технологии

ИКТ технологии

Методы работы на уроке по источнику знаний

1. По источнику получения знаний:

Словесные: беседа, объяснение, педагогическое требование

Наглядные: иллюстрация, демонстрация.

Практические: изготовление аппликации

2. По уровню включения в продуктивную деятельность:

практические

объяснительно-иллюстративные

3. На основе методологии целостного подхода к деятельности:

методы практической работы

Основные понятия, термины

Ритм

Планируемые результаты

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

обучающиеся имеют представление об определении понятия «ритм», видах ритма; демонстрируют умение передавать ритм в изображении

Изобразительный: умеют передавать в групповой работе содержания несложных произведений в соответствии с темой «Ритм пятен как средство выражения. Ритм птиц»

Технический: продолжают формировать навыки изображения в графике

Цветовой: умеют подбирать цвета для аппликации в соответствии с темой «Ритм пятен как средство выражения. Ритм птиц» и предметом изображения - журавлями;

Композиционный: соблюдают в изображении пропорции, размер; самостоятельно располагают изображение в соответствии с ритмом; знают элементарные правила композиции

Регулятивные УУД:

•        принимать и сохранять цель урока и учебную задачу;

•        в сотрудничестве с учителем строить новые учебные задачи;

•        планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

•        определять наиболее эффективные способы достижения результата;

•        проводить рефлексию своих действий на уроке.

•        осознавать значимость изучения темы;

•        иметь мотивацию учебной деятельности;

•        проявлять уважительное отношение к иному мнению.

Познавательные УУД:

•        осуществлять анализ, сопоставление, классификацию, обобщение материала по самостоятельно выделенным основаниям;

•        строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы на основе изученного материала.

Коммуникативные УУД:

•        соблюдать нормы речевого этикета;

•        отвечать на вопросы учителя, выражать и обосновывать свою точку зрения;

•        работать в паре;

•        слушать собеседника и вести диалог.

 

Формы работ:

фронтальная, индивидуальная, парная

Оборудование

Медиа проектор, тонированная бумага, белая бумага, карандаш, ножницы, клей

Зрительный ряд: методическая таблица «Ритм», мультимедийная презентация репродукций с картин художников: А. Рылов «В голубом просторе», Е.Чарушин «Воробьи», И. Левитан «Над вечным покоем», П. Синьяк «Желтый парусник», К.Богоевский «Последние лучи»

Деятельность учителя

Содержание

Деятельность обучающихся

ОМУ

Мотивационно-побудительный этап.

Задачи: создать мотивацию к предстоящей деятельности.

Настраивает учащихся на активную, продуктивную работу на уроке.

-Здравствуйте ребята, я рада вас видеть. Вспомните правила работы на уроке. Ответ принимается по поднятой руке, согласие и несогласие показываются при помощи сигнальных карточек, которые находятся у вас на парте.

- Начать наш урок я бы хотела со слов гениального ученого А.Эйнштейн «Кто никогда не совершал ошибок, тот никогда не пробовал что-то новое». Как вы понимаете смысл данного изречения?

- Верно. Большинство людей не пробует делать ничего нового из-за страха ошибиться. Но этого не надо бояться!

Приветствуют учителя.

Анализируют высказывание, отвечают на вопросы учителя

Методы и приемы работы: прием «Эмоциональное вхождение в урок», прием «Начало урока с изречения»

Форма организации учебной деятельности: фронтальная

Дидактические средства: интерактивное оборудование: интерактивная доска.

Планируемые результаты:

 Личностные – осознают потребность и готовность к образование.

Основной этап

Организует фронтальную работу на затруднение.

Организует работу с словарем.

Анализирует совместно с детьми два музыкальных произведения , репродукции картин.

Знакомит детей с этапами работы над творческим заданием.

-Ребята, проверти готовность к уроку, на парте должны лежать ножницы, клей, прямоугольник, основа для групповой работы, цветные карандаши, простой карандаш, ластик.

- Готовность к уроку покажите знаком.

-Вы уже сидите так, что бы работать в группе, по 4 человека. Вспомните правила работы в группе. Памятка находится у вас на парте.

-Вспомните и скажите при помощи, каких выразительных средств говорит искусство?

-Да благодаря этому, искусство может нам рассказать о добре и зле, о грусти и веселье. Есть еще одно средство художественной выразительности, о котором мы еще не говорили. Что это за средство.

 

- Наши мнения разошлись. Средство выразительности  присутствует в танце, музыке, искусстве. Приведу пример.

 - Примите позу слушателя и послушайте два музыкальных произведения, потом я вам задам вопросы.

Прослушивание ритмичной и более спокойной музыки: Георгий Свиридов «Вальс», парадный марш «Триумф победителей»)

- Чем отличаются эти два произведения друг от друга?

 

-Вспомните на уроках музыки вы анализировали музыкальные произведение.  Как называется равномерное чередование звуков?

- Ребята, ритм существует не только в музыке, но и в искусстве. Что передаёт ритм в искусстве? Где мы можем найти информацию?

- Искать информацию мы будем искать словаре. У каждой группы на парте лежит словарь. Найдите определения ритма в искусстве. Вспомните правила работы в группе. Свою готовность покажите совместно поднятыми руками.

- Я вижу первая группа справилась быстрее всех. Озвучьте ответ.

- Остальные группы вы согласны с мнением, покажите знак.

 - Верно. Ритм - это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.

- Рассмотрим ритм в изобразительном искусстве.

Внимательно посмотрите на картину художника К.Богоевского «Последние лучи» и скажите, видите ли вы здесь ритм-повторение каких-либо элементов?

https://repo.preslib.org.by/upload/elib/4252_poster.jpg

Деревья повторяются в определенном ритме и вдруг… неожиданная пауза.

Посмотрите, что чередуется в картине «Желтый парусник» П.Синьяка?

http://www.muma-lehavre.fr/sites/default/files/thumbnails/image/bd_signac_volies_st_malo.jpg

Чередование парусов идет в спокойном, ровном ритме.

А вот перед нами иллюстрация У.Чарушина «Воробьи».

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/133d/00092774-08fd15bd/hello_html_7c09ce4b.jpg

Художник с помощью ритма сумел передать звук. Здесь мы видим хаотичный, беспорядочный ритм.

И так, подведем итог, в изобразительном искусстве существует несколько видов ритма:

Ритм выраженный, но с неожиданной паузой. Этот ритм передает тревожность или неожиданность

С ярко выраженным построением элементов. Этот ритм передает спокойное, ровное настроение.

Хаотичный, беспорядочный. Этот ритм передает взволнованность, суету.

- С каким средством выразительности мы познакомились? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

 - И так сегодня мы с вами сегодня на уроке создадим композицию из летящих птиц с определенным ритмом.

Задание будем выполнять в технике аппликация и поэтому повторим правила безопасной работы с ножницами и клеем. Памятка находится у вас на парте.

- Прежде чем приступить  к выполнению работы, давайте вспомним птиц, вспомним какие они.

Демонстрирую презентацию, учащиеся любуются птицами и называют их во время просмотра

Анализируем увиденное:

- Какие имеют сходства птицы. Расскажите какое они имеют строение?

- Чем отличаются птицы друг от друга?

- А, так же характером поведения;

(возвращаемся к презентации)

Выполнять изображения птиц художники могут, применяя

разные художественные материалы и техники:

- краски

- графические материалы

- пластилин

- витраж

- оригами

- аппликация

(демонстрирую работы учащихся, выполненные разными

художественными материалами на классной доске)

Мы будем учиться конструировать птицу из бумаги.

- Обратите внимание на слайд.  На слайде изображены этапы работы. Представитель, первой группы выйди к доске и дай краткую характеристику каждого этапа.

- Молодец. Вы ребята познакомились с техникой выполнения. Каждый ученик в группе должен выполнить заготовку птицы.  

-Кому непонятно что мы сейчас будем делать?

-В конце работы мы будем оценивать работы по критериям оценивания.

-Критерии оценивания работы:

1.аккуратность

2. соответствие теме

3.композиция

-  Приступите к выполнению. Вспомните правила работы с ножницами.  Прочитайте памятку, которая находиться у вас на парте.

 

Высказывают разные точки зрения.

Учащиеся анализируют музыку, изображения (репродукции).

Учащиеся рассматривают и анализируют этапы выполнения работы.

Учащиеся выполняют творческое задание.

цвета, линии, цветовые пятна, композиция

Высказывают разные мнения

первая более спокойная танцевальная, вторая быстрая, динамичная

Ритм

Высказывают разные точки зрения

мы видим повторение деревьев

Паруса

у птиц есть туловище, голова, клюв, крылья, хвост, глаза, лапки

они отличаются формой, размерами, цветом

Учащиеся, получив рекомендации учителя, складывают бумагу в

виде треугольника, рисуют и вырезают птицу, подкручивают

крылья ножницами, т.е. выполняют этап конструирования птицы

из бумаги.

Методы и приемы работы:

прием «проблемное изложение», «исследовательский»

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая

Дидактические средства: интерактивная доска

Планируемые результаты:

Р - осуществляют анализ, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям

Р - в сотрудничестве с учителем строят новые учебные задачи; 

Р - планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Л – проявляют уважительное отношение к иному мнению;

П - строят несложные рассуждения

Физкультминутка

Снимает эмоциональное и мышечное напряжение обучающихся.

-Что бы немного отдохнуть, предлагаю провести физминутку

Учитель предлагает учащимся игру (вместо физкультминутки - игра, которая поможет завершить задание урока)

Игра: 1 группа  учащихся - выходит к доске с вырезанными птицами в руках, и показывает - как птицы летят стаей в теплые края (клином) (слайд)

 2 группа учащихся - выходит к доске с вырезанными птицами в руках,  и показывает момент,  как птицы напугались выстрела охотника и разлетелись в разные стороны (слайд )  

3 группа учащихся - выходит к доске с вырезанными птицами в руках,  и показывает момент,  как птицы вернулись из теплых краев и кружат над землей в поисках своих гнезд

Снимают эмоциональное и мышечное напряжение.

Личностные: формировать ЗОЖ.

Познавательные: формировать умение слушать и выполнять действия по определённому плану.

Основной этап

После того как учащиеся сели за парты, учитель объявляет, что сейчас ребята будут работать в группах.

Дает каждому ряду лист бумаги формата А2 и предлагает

наклеить вырезанных птиц согласно обыгранной ситуации (1группа-

птичий клин; 2 группа -птицы напугались охотника и разлетелись в

разные стороны; 3 группа-птицы кружат над землей).

Учитель напоминает, как работать в команде прислушиваться к мнению одноклассников,

-Присаживайтесь. У каждого на парте находится лист формата А2. Наклейте вырезанных птиц согласно обыгранной ситуациях в группах.

- Напомню, 1 группа – птичий клин, 2 группа – птицы напугались охотника и разлетелись в разные стороны, 3 группа – птицы кружат над землей.

- Памятка находится у вас на парте.

Учащиеся под звуки музыки (музыкальный видео ролик «Летят журавлей караваны») наклеивают вырезанных птиц согласно обыгранной ситуации.

- Я вижу, что вы справились с заданием. Попрошу 1 группу, продемонстрировать результат. При помощи ложек простукайте ритм своей аппликации.

2 группа … 3 группа..

Все работы вывешиваются, ребята при помощи ложек простукивает ритм своей аппликации, и рассказывают какое настроение они передали в своей работе при помощи ритма.

Учащиеся

собираются вокруг своих парт.

Определяют ритм.

Коммуникативные УУД:

- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Регулятивные УУД:

-читывать выделенные учителем ориентиры действия  в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Рефлексивно-оценочный этап.

Обеспечивает положительную реакцию учащихся на творчество одноклассников.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Мы организовали выставку работ.

-Оценим первую работу

1 критерий. Аккуратность. Если вы считаете, что эта работа аккуратна, покажите знаком. Ставлю +

2 критерий. Соответствие теме (соответствие тому ритму, который вы выбрали).  Покажите знаком. Ставлю +

3 критерий. Композиция. Ставлю +

3 плюса – это оценка «5»

2 плюса – это оценка «4»

1 плюс – это оценка «3»

-Оценим вторую работу

-Оценим третью работу

-Скажите ребята, с каким новым выразительным средством в изобразительном искусстве мы сегодня познакомились? (с ритмом)

- Что такое ритм в искусстве? Какие ритмы запомнили?

- Выберите и продолжите одну из фраз, указанных на слайде.

- Ребята, вернемся к высказыванию в начале урока. Желаю от урока к уроку не боялись допускать ошибку, чтобы понять новое.

-Я вас благодарю за урок, вы старались, с вами было приятно работать. Урок окончен. Можете наводить порядок на рабочих местах

Учащиеся осуществляют анализ и самооценку собственной деятельности.

Методы и приемы работы:

прием «Рефлексия содержания»

Форма организации учебной деятельности: фронтальная

Дидактические средства: интерактивная доска

Планируемые результаты:

Р - проводят рефлексию своих действий на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока изобразительного искусства 2 класс Тема: «Ритм пятен как средство выражения. Ритм птиц» УМК "Школа России" + презентация

Конспект урока изобразительного искусстваТема: «Ритм пятен как средство выражения. Ритм птиц»  Цель деятельности учителя: закрепление с обучающимися  средство художественной...

Презентация «Ритм пятен как средство выражения. Ритм птиц» 2 класс.

Презентация к уроку изобразительного искусства «Ритм пятен как средство выражения. Ритм птиц» 2 класс....

Конспект по изобразительному искусству «Ритм пятен как средство выражения. Птички», 2 класс (УМК «Школа России»)

Тема: «Ритм пятен как средство выражения. Птички»Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с ритмом пятен как средствами художественной выразительности, использование эт...

Конспект урока по изобразительному искусству "Ритм пятен как средство выражения.Ритмическое расположение птиц" (2 класс) (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: формирование умения передавать в изображении ритм «летящие птицы».Планируемые результаты:предметные: - знать, что такое ритм;- уметь воспринимать природу ч...

Конспект урока по теме "Ритм пятен как средство выражения. «Птицы" 2 класс

Цели деятельности учителя: закрепление с обучающимися  средство художественной выразительности - ритм; формирование умения  выполнять композицию  «Ритм птиц» в технике аппли...

Конспект по изобразительному искусству «Ритм пятен как средство выражения. Птички», 2 класс, Школа России

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с ритмом пятен как средствами художественной выразительности, использование этих средств в создании коллективного панно «Птички»...

Технологическая карта урока "Изобразительное искусство" на тему "Ритм пятен как средство выражения. Птички" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: создание условий для ознакомления с ритмом пятен как средствами художественной выразительности, использование этих средств в созд...