Методическая разработка
методическая разработка (3 класс)
Методическая разработка внеклассного мероприятия по кубановедению по теме: «Традиции казачьей семьи»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_e.v._semenitskoy_tekst.doc | 127.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Ю.Б.Дьяченко
Методическая разработка внеклассного мероприятия по кубановедению по теме: «Традиции казачьей семьи»
Целью мероприятия учитель ставила освоение учащимися комплекса систематизированных знаний о Родном крае через раскрытие самобытной культуры казачьей семьи на Кубани и воспитание гражданственности, патриотизма, нравственных качеств у учащихся.
Содержание данного мероприятия соответствует требованиям государственного стандарта.
Подготовительная работа: учащиеся 2 класса заранее выполняли проектную работу - «Родословная моей семьи» или «Традиции моей семьи», подбирали стихи, иллюстрации и рассказы о кубанских (казачьих) и православных традициях в семьях, о воспитании мальчика и девочки, о быте казаков, развитии ремесла на Кубани.
На мероприятие были приглашены: казачий хор «Майдан» при Доме культуры пос. Кубань, поселковый казачий атаман Ю.В. Григорик, управляющий 2-м отделением пос. Урожайный А.В. Пащенко, предприниматель Ю.С. Портылов, родители учащихся, учителя.
Оборудование: мультимедийная презентация, музыкальное оформление, стенды, плакаты, тематическая выставка книг, работы учащихся, музейная экспозиция предметов казачьего быта, кубанский каравай, хлебобулочные изделия, угощение для учащихся и гостей.
Ход внеклассного мероприятия:
Вступительное слово классного руководителя о теме мероприятия:
- У каждого жителя нашего края есть место, где он родился и вырос, где живут близкие и родные ему люди - это его родина Краснодарский край. Каждый уголок нашей страны имеет свои неповторимые черты истории и культуры. Наша Кубань – частица Великой России.
Учащийся: Идёт рассвет, ступая по курганам.
Навстречу солнцу встали тополя…
Как ты мила и как ты дорога нам,
Кубань, Кубань - родимая земля!
Учитель: Кубанская земля завораживает чистотой горных рек, терпким запахом луговых трав, пением жаворонков… и совсем теряешь голову от медового запаха подсолнухов. Главную часть нашей малой Родины составляет самое ценное в жизни каждого человека - это его семья. Именно казачья семья со своими обычаями, традициями, передающимися из поколения в поколение, бытом смогла сохранить и передать глубокую веру в силу своего народа.
Показ мультимедийной презентации «Казачья семья» и рассказ учеников[1]:
1-й ученик: «Состав казачьей семьи» (слайды): большой считалась семья из 13 человек: отец, мать, родители отца, два взрослых сына и семь малолетних детей. Среднее семейство насчитывало от 6 до 9 душ и малая семья состсояла из 4 человек.
2-й ученик: «Гава семьи» (слайды): главой семьи, конечно же, был отец. Он занимался всеми хозяйственными делами: на его попечении были все работы, связанные с землёй, с сельскохозяйственным инвентарём (его покупка и починка), уход за домашними животными. Кроме того, он принимал участие в общественно-политической жизни станицы: участвовал в казачьих Кругах, сходах.
3-й ученик: «Роль матери в семье» (слайды): на плечи матери ложилась вся работа по дому. Под её неусыпным контролем находилось всё, что было связано с питанием семьи: соблюдение постов, стол праздничный, стол будничный, забота о белье и ремонт одежды.
4-й ученик: «Традиции в казачьей семье» (слайды): родители с детства приучали детей к труду и своим отношением ко всему показывали пример. Слово отца в семье было всё равно, что слово атамана для войска, ему следовали беспрекословно. Каждый казак с малолетства знал и всем сердцем хранил 5-ю Божью заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и будеши долголетен на Земли». И отец и мать глубоко почитались детьми, которые обращались к ним только на «вы».
5-й ученик: «Воспитание девочки» (слайды): девочки начинали работать с очень раннего возраста. С пяти лет девочка могла уже быть нянькой. Также она училась вышивать, шить, вязать на спицах и крючком. Делалось это в игре: обшивали кукол, а учились на всю жизнь. Когда девушке исполнялось 14-15 лет, дед дарил ей серебряное колечко, сопровождая свой подарок песенкой про колечко и наставлениями, что внучка теперь «не дитё», а «барышня» и вести себя должна иначе: «на неё женихи смотрят». С момента получения колечка девушка начинала готовить себе приданное. Девичья жизнь кончалась сватовством.
6-й ученик: «Воспитание мальчика» (слайды): воспитание мальчика начиналось с появления первого зуба. Отец и мать возили его в церковь служить молебен Иоанну-Воину, чтобы из сына вырос доблестный и храбрый казак. Обучение начиналось после праздника первых штанов. Лет с трёх - пяти казачонка уже приучали к верховой езде. Обучение было тяжёлым и постоянным. Рукопашному бою учили с трёх лет, передавая особые, в каждом роду хранившиеся приёмы. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти.
Ознакомление с результатами проектной деятельности. Учащиеся зачитывают свои работы: «Родословная моей семьи» или «Традиции моей семьи».
Учитель: Кропотливо и бережно хранили казаки всё, что имело отношение к традициям всего казачьего народа и отдельной семьи. Как бы они ни жили, но не было ни одной хаты без Святого угла. Когда строили хату, то возводить её начинали с востока, от угла, где впоследствии располагался домашний иконостас. Всё начиналось у казаков с веры в Бога и его Святую волю.
7-й ученик: «Церковь у казаков» (слайды): самое главное достояние станицы – это Церковь, выстроенная на средства казачьей общины. Казаки старались заботиться о своём духовенстве. Многие исследователи отмечают особую набожность казаков, богатство и порядок в храмах[2].
Учащиеся исполняют песню: «Песенка про ангелов» (слова Е.Пастернак, муз. Ю. Пастернака).
Учитель: Знать народные ремёсла, имена народных мастеров-умельцев - это значит лучше понимать свой народ (показ слайдов: «Ремёсла на Кубани»). Гончарное искусство развивалось во многих станицах нашего края. Особенно славилась этим станица Пашковская –«Не боги горшки обжигают, а пашковцы», так говорили они о себе. Очень интересный вид народного искусства - плетение из лозы, соломы, листьев, початков кукурузы, столярное ремесло, ковка и т.д.[3]
Выступление атамана казаков пос. Кубань, кузнеца - Юрия Владимировича Григорика по теме: «Ремесло кузнеца».
Звуковая заставка - «Деревня». Рассказ о быте казачьей семьи. Выступление семьи Савченко: «Конь для казака».
Выступление родителей: «Хозяйка в доме» (натуральные продукты в семье) и «Как казачка ведёт хозяйство в семье».
Звучит песня в исполнении учащихся 2 класса: «Варенички».
Ученики зачитывают стихотворение Ивана Вараввы:
Стоит пшеница по Кубани
Среди натруженных полей,
И тает в хлебном океане
Зелёный парус тополей.
Шумят хлеба…
В страде горячей
Они земле поклоны бьют.
За теплоту души казачьей,
За доблесть, мужество и труд!
Учитель: Лето - не только самая красивая, благодатная пора. Это время уборки урожая. Хлеб - общая забота кубанцев. Хлеборобы нашего посёлка Кубань стремятся вовремя убрать пшеницу, не потерять ни одного колоска.
Выступление управляющего 2-м отделением пос. Урожайный - А.В. Пащенко «Ремесло пекаря».
Выставка хлебной продукции и кондитерских изделий предпринимателя Ю.С. Портылова, который стал участником краевой целевой программы «Качество Кубань» и был награждён за высокое качество производимой продукции кондитерских изделий. Выступление представителя пекарни. Угощение получают все учащиеся и гости.
Сегодня нас пришел поздравить казачий хор «Майдан» при Доме культуры пос. Кубань. Исполнение песни: «Так будьте ж здоровы, живите богато…».
Подведение итогов мероприятия.
Учитель: Чем вам запомнилось сегодняшнее мероприятие?
Отзывы гостей об участии учащихся в мероприятии.
Сведения об авторе:
Юлия Борисовна Дьяченко, учитель начальных классов МБОУ СОШ 16 с.Цыбанобалка Анапского р-на Краснодарского края
[1] Алмазов Б., Новиков В. Казаки. – СПб., 2013, с. 22-27, 50-55.
[2] Горожанина М. Ю. Особенности православной веры черноморских казаков// Творческое наследие Ф.А. Щербины и современность: Тезисы докладов. – Краснодар, 1999, с. 27.
[3] Маслов А. В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков. Элективный курс. – Краснодар, 2006, с. 43-45.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка разработка: "Рабочая тетрадь по экономике", 1 год обучения.
Рабочая тетрадь в двух частях....
Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик
Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...
2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"
Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...
Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс
Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...
Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.
Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С. Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...