Программа воспитательной работы
материал
Программа воспитания духовно-нравственной направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitaniya.doc | 236 КБ |
Предварительный просмотр:
Северо-Западное управление Министерства образования и науки Самарской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа п.г.т. Волжский
муниципального района Красноярский Самарской области.
(ГБОУ СОШ п.г.т. Волжский)
Программа воспитания
учащихся начальной школы
«Светоч»
(духовно-нравственная направленность)
НА 2017-2021 УЧ. ГОД
Составитель:
Плешкова Л. Н.
учитель начальных классов
2017 год
Содержание:
- Пояснительная записка
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
Цели, задачи и основные направления работы.
Сроки реализации программы.
- Содержание программного материала.
- Основные (примерные) мероприятия по реализации программы.
- Ожидаемые результаты.
Пояснительная записка
Актуальность проблемы
События наших дней особенно ярко показывают, что бездействие моральных основ в обществе приводит к войне, террористическим акциям, человеческим бедам, бессилию, страху.
В связи с этим государством и была разработана Концепция духовно-нравственного воспитания, в которой отмечено, что «свободной и законопослушной может быть только духовно-нравственная личность, располагающая ценностями и убеждениями. Нравственность, в отличие от морали, укоренена не столько в правовых нормах, но прежде всего в Отчизне, культуре, религии, народе, семье. Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет».
Но как воспитать эти качества, как достичь гармоничного развития личности ребенка? Педагогическая наука видит решение проблемы в нравственном просвещении школьников, в расстановке этических акцентов в процессе воспитания, в помощи в решении проблем общения, приобщении ребенка с раннего детства к общечеловеческим моральным ценностям. Ибо личность – это нравственно ориентированный человек, патриот своей Родины.
Разрабатывая программу воспитания и социализации учащихся своего класса я опиралась на цель воспитания и социализации обучающихся ГБОУ СОШ п.г.т. Волжский:
«Социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.
Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования чувств патриотизма. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Духовное оздоровление народа призвано дать новый импульс повышения патриотизм, к воспитанию поколения, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в этом направлении является актуальной задачей в настоящее время.
Цели, задачи и основные направления работы
Исходя из целей воспитательной работы школы, целью воспитательной программы моего класса является: создание условий для формирования духовно-нравственной личности, располагающей ценностями и убеждениями (воспитание качеств человека, которые составляют основу его гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи, любви к Отечеству, своему народу).
Задачи:
- создание благоприятных условий для духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития учащихся;
- воспитание патриотов и граждан Отечества, любовь к которому начинается с любви к семье, родным и близким людям;
- формирование у подрастающего поколения чувства гордости и верности Родине;
- формирование у детей и их родителей интереса к изучению истории и культуры Отечества и родного края; изучение истории своей семьи, школы, района;
- оказание помощи семьям воспитанников в гармонизации семейных отношений и гармонизации в сфере взаимоотношений и взаимодействия «Школа - семья»;
Модель “Гражданина - патриота России”:
Личность, соблюдающая духовные, правовые и общечеловеческие заповеди; имеющая твердую социально-активную позицию гражданина; обладающая культурой мысли; духовно и физически здоровая, знающая историю и культуру своей страны, способная саморазвиваться, творчески мыслящая.
Основные направления реализации программы:
- Разработка мероприятий, направленных на духовно-нравтсвенное воспитание;
- Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у учащихся через проекты и внеклассную работу;
- Использование воспитательного потенциала школьных средств информации;
- Исследовательская деятельность учащихся, направленная на изучение исторического наследия, народной культуры;
- Экскурсионная, лекционная и просветительская работа посредством музейной педагогики;
- Использование системы дополнительного образования;
- Взаимодействие с социумом.
Заповеди, на основе которых строится работа:
- цени и оберегай свое Отечество;
- овладевай, совершенствуй и сохраняй традиции и культуру своего народа, своей семьи;
- дорожи историей своего народа и его духовными истоками;
- свято относись к символике своей страны;
- береги красоту своего края.
Сроки реализации программы
Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования и представляет собой четыре ступени развития, четыре содержательные линии:
I ступень – 1 класс – «С чего начинается Родина»
II ступень – 2 класс – «Моя малая Родина»
III ступень – 3 класс – «Россия – Родина моя»
IV ступень – 4 класс – «Я – гражданин России»
Содержание программного материала
В первом классе работа с детьми ведется по двум направлениям: “Мой дом” и “Моя семья”. На данном этапе решаются следующие задачи:
- Воспитывать в школьниках чувство уважения к старшим, любви к своей семье и друзьям, самоуважения через его добрые поступки.
- Воспитывать любовь к малой родине через развитие интереса к истории семьи и ее традициям.
- Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в нем в соответствии с общепринятыми нормами.
Во втором классе работа ведется по двум направлениям: “Моя школа” и “Моя малая родина”. На данном этапе ставлю следующие задачи:
- Воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к малой родине;
- Повышать авторитет школы на основе знакомства с историей школы, с ее интересными и знаменитыми выпускниками, а также с уважаемыми жителями поселка и города;
- Формировать качества личности, способствующие успешному обучению школьников;
- Прививать учащимися этических норм и правил поведения в соответствии со статусом учащегося школы.
Содержание работы по первому направлению включает в себя следующие разделы: история школы, правила поведения в школе; умения распределять обязанности в работе, роли в игре поручения учителя, просьбы друзей, собственные обещания; основные формы общения: приветствие, просьба, извинение; традиционные мероприятия, трудовые дела по благоустройству школы, активное участие в делах школы.
По второму направлению “Моя малая родина”: история жизни города, наши земляки – участники Великой Отечественной войны, интересные люди, местные народные промыслы, памятники природы и культуры, экологические проблемы местного значения, правила поведения в природе, практическая деятельность по благоустройству поселка, помощь пожилым, фольклор, традиции и обычаи.
В третьем классе работа ведется по направлению “Россия – Родина моя!”. На данном этапе ставлю следующие задачи:
- Сформировать и закрепить систему духовно-нравственных ценностей, а также чувство уважения и любви к культуре, истории России, традициям и обычаям ее народов.
- Воспитать толерантность по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений.
Содержание материала: Россия – наша Родина, символы государства, историческая справка, Великая Отечественная война, географическая справка, народы, населяющие страну, особенности их культуры и истории; ознакомление с образцами народного искусства; природное разнообразие, охрана природы, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека. Наша Родина в живописи, песнях и стихах.
В четвертом классе работа ведется по направлению “Я – гражданин России”. На данном этапе ставлю следующие задачи:
- Формировать эффективную работу по духовно-нравственному воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- Утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- Воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям.
Содержание материала: Правила жизни в обществе. «Можно» и «нельзя» в жизни. Знаменитые писатели и поэты. Сотрудничество как основа добрых, созидательных отношений между людьми, исключающих национальные и политические конфликты.
Основные (примерные) мероприятия по реализации программы:
№ | Месяц | Название | Форма проведения |
1 класс | «С чего начинается Родина» | ||
1. | Сентябрь | «Символы России» | Классный час |
2. | Октябрь | День матери | КТД |
3. | Ноябрь | «На кого я хочу быть похожим» | Классный час – вернисаж |
4. | Декабрь | Папа, мама, я – спортивная семья. | Спортивный праздник |
5. | Январь | «Мои родные» | Выставка рисунков |
6. | Февраль | «Наши папы – защитники Родины» | Утренник |
7. | Март | «О наших бабушках, мамах, сестричках» | Викторина |
8. | Апрель | «Нам вместе весело» | Игровая программа для детей и их родителей |
9. | Май | «День Победы» | Устный журнал |
2 класс | «Моя малая родина» | ||
1. | Сентябрь | «Моя малая родина Царевщина» | Экскурсия в школьный музей |
2. | Октябрь | «Летопись истории и природы родного края» | Экскурсия в храм Рождества Христова, на Царев Курган |
3. | Ноябрь | «Интересные люди нашего села» | Классный час |
4. | Декабрь | «Моё село» | Игра - путешествие |
5. | Январь | «Откуда мы родом» | Беседа о родословной |
6. | Февраль | «Честь имею» | Игровая программа |
7. | Март | «Семейная спортивная спартакиада» | Спортивный праздник |
8. | Апрель | « О людях нашей области» | КТД |
9. | Май | «За мирное детство – спасибо» | Литературно-музыкальная композиция |
3 класс | «Россия – Родина моя» | ||
1. | Сентябрь | Обычаи и традиции народов Поволжья | Утренник |
2. | Октябрь | «Защитники земли Русской» | Классный час |
3. | Ноябрь | «Русские посиделки» | Фольклорный праздник |
4. | Декабрь | «Наша страна Россия» | Конкурс чтецов стихов |
5. | Январь | «Полководцы и герои» | Познавательная игра |
6. | Февраль | «Зимняя зарница» | Спортивный праздник на свежем воздухе |
7. | Март | «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был герой» | Устный журнал, экскурсия в школьный музей |
8. | Апрель | «День космонавтики» | КТД |
9. | Май | «Подвигу народа жить в веках» | Литературно – музыкальная композиция |
4 класс | «Я – гражданин России» | ||
1. | Сентябрь | «Ваши права и обязанности, дети!» | Устный журнал |
2. | Октябрь | «Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живёшь!» | Конкурс стихов и рисунков |
3. | Ноябрь | «Дорогая моя столица» | Заочное путешествие |
4. | Декабрь | «Уважая себя, уважайте других» | Беседа - диспут |
5. | Январь | «Учимся правильно жить и дружить» | Практические игры |
6. | Февраль | «Защитникам Отечества» | КВН для мальчиков и пап |
7. | Март | «Мы – одна семья» | Семейный праздник |
8. | Апрель | «История школы» | Экскурсия в школьный музей |
9. | Май | «Поклонимся великим тем годам» | Вахта Памяти |
Перечисленные мероприятия включают в себя различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, концертные номера, мини-проекты, выставки прикладного творчества; трудовые дела, где каждый учащийся может выбрать дело в соответствии со своими интересами и возможностями. Большая часть мероприятий рассчитана на общение с людьми с целью сбора информации.
Ожидаемые результаты
У выпускника начальной школы должно быть сформировано:
- ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению.
У выпускника начальной школы должны быть сформированы:
- элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Накоплен первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; опыт социальной и межкультурной коммуникации.
Личностные результаты:
– осознание себя членом общества и государства, самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
– способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия с взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
-способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
-способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;
-приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);
– совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы.
Предметные результаты:
– усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
-владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность;
-владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
– овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
– знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
Литература
- Справочник классного руководителя (1 - 4 классы), авт. Н.И. Дереклеева, М. – 2010 год;
- Родительские собрания (1 – 4 классы), авт. Н.И. Дереклеева, М. – 2011 год;
- В гостях у праздника (внеклассные мероприятия в начальной школе), М. – 2007 год;
- Навстречу детским сердцам, авт. Б.А. Ганаго, Минск – 2008год;
- Православные праздники в воскресной школе: постановки, мюзиклы, пьесы, авт. П. Дзюба, Феникс – 2006 год;
- Праздники в начальной школе (мамина школа), М. – 2012 год;
- Журналы «Начальная школа».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ахмаева О.А. Программа воспитательной работы в классе. Игра-путешествие "Волгарики"
Программа патриотического воспитания школьников, в основе которой воспитание любви к своей семье, соседям, к малой Родине, месту, где ты родился и вырос...
Программа воспитательной работы в Студёнковской ... Игра – путешествие «К новым планетам с маленьким принцем» Программа .
Игра – путешествие «К новым планетам с маленьким принцем»...
Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)
Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)...
Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны
Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны...
Программа воспитательной работы "Формирование ценностных ориентиров личности воспитанника через систему воспитательной деятельности"
Воспитание - это создание условий для развития личности. На сегодняшний момент огромную воспитательную роль в жизни ребенка играет школа.Школа - это место, где до ребенка и его проблем хоть кому- то е...
программа воспитания и социализации ( программа воспитательной работы 3 класс)
Программа воспитания и социализациии составлена в соответствии снормативно- правовой базой.Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной...
ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «МЫ В БУДУЩЕЕ» 4а класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Мы - будущее» является воспитание духовно-нравственного ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлени...