Расширение образовательного пространства в процессе реализации внеурочной деятельности.
статья (1 класс)

Сухова Анна Юрьевна

В работе рассмотрена система внеурочных программ, направленных на формирование инженерно-математического мышления учащихся начальной школе. Доказана актуальность направления, автором охарактеризованы программы данной системы по 1 классу. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема работы: «Расширение образовательного пространства в процессе реализации внеурочной деятельности».

В современном мире людям приходится иметь дело с огромными потоками самых разнообразных сведений, новостей, данных и сообщений. Учащиеся начальной школы принимают участие в научно-исследовательских конференциях, где при защите проектов необходимо так преподнести информацию, чтобы слушатели могли понять и оценить её значимость и необходимость. Чтобы донести до окружающих подобную информацию, необходимо создать качественную презентацию, которая поможет продемонстрировать всем заинтересованным лицам свои идеи и достичь, в конечном счете, требуемых результатов.

Преимущество оказывается у того, кто обладает более совершенными технологиями. Именно поэтому в соответствии с планом развития школы, программы включают в себя пропедевтику развития инженерного мышления обучающихся.

Задачи инженерного образования в начальной школе:

  • Формирование у учащихся интереса к науке и технике;
  • Вовлечение учащихся в проектную, исследовательскую и проектно – конструкторскую деятельность;
  • Развитие и поддержка технической любознательности;
  • Формирование основ конструкторской мысли и конструкторской грамотности;
  • Создание условий для технического творчества;

Расскажу про содержание системы программ и их реализацию.

Первая программа «Эрудит» направлена на математическое конструирование, включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами, и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения. Расширение геометрических представлений и знаний используется для формирования мыслительной деятельности учащихся. Изложение геометрического материала в программе проводится в наглядно-практическом плане, как бы следуя историческому процессу развития геометрических понятий. Работая с геометрическим материалом, дети знакомятся и используют основные свойства изучаемых геометрических фигур. С целью освоения этих геометрических фигур выстраивается система специальных практических заданий, предполагающая изготовление моделей изучаемых фигур на предметах и объектах, окружающих детей, а также их использование для выполнения последующих конструкторско-практических заданий, степень сложности которых растет по мере прохождения изучаемого курса.

Вторая программа «Математическая мозаика» выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса, способствует формированию математических способностей учащихся, а именно: учит обобщать материал, рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать. Содержание материала направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание занятий может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.  6 сл. В программу включены подвижные математические игры, математические задания, предусматривающие их выполнение на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, что приводит к передвижению учеников по классу и др. Содержание вы видите на слайде.

 Третья программа «Вокруг тебя -МИР» данная программа имеет такие разделы: I. Обществознание. II.  География III. Биология IV. Мир народной культуры. Но не смотря на такие модули, казалось бы, естественно-научного цикла, учитель, при изучении отдает предпочтение методам и приемам, способствующим развитию инженерного мышления: конструирование, создание моделей, наблюдение за процессами, кейс-методы, проблемный метод, учебно-исследовательская и проектная деятельность. На занятиях младший школьник обогащается опытом общения с природой, формируется умение наблюдать и исследовать явления окружающего мира с помощью простых инструментов сбора и обработки данных; школьники увлечены в проектно-исследовательскую и инженерную деятельность; создаются условия для реализации потенциала учащихся, склонных к научно-техническому и инженерному творчеству.

Следующая программа «Информатика». В 1 классе ребята получают начальные представления о компьютере, основных устройствах. В игровой форме знакомятся с работой на клавиатуре, с мышью.  Учатся создавать графические изображения в простейших графических редакторах. Программа состоит из двух разделов. В первом разделе учащиеся изучают устройство компьютера, во втором учатся работать с графическим редактором.

Последняя программа «Четыре вектора» разделена на 4 блока- вектора по классам обучения. Первоклассники проходят вектор здорового образа жизни «Школа здоровья». Задачи: 1. Формирование: представлений о: факторах, оказывающих влияние на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие; навыков конструктивного общения;  потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Хотела бы озвучить результаты, которые уже достигнуты, спустя полгода работая по данным программам:

  • у школьников сформировано позитивное мнение о высокой роли и перспективности творческой работы в научно-технической сфере;
  • получен богатый опыт общения с природой, умение наблюдать и исследовать явления окружающего мира с помощью простых инструментов сбора и обработки данных;
  • сформировались начальные навыки использования компьютерной техники;
  • школьники вовлечены в проектно-исследовательскую и инженерную деятельность.

Ожидаемые результаты:

  • формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления;
  • формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов представления информации;
  • овладение приемами и способами информационной деятельности;
  • формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач;
  • создание условий для осознанного выбора учащимися будущей профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание использования Современных технологий в рамках воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации, апробации и адаптации авторской образовательной программы «Какое счастье быть человеком!» (Самосовершенствование личности 1-11 класс.

Процесс формирования и воспитания зреющей личности включает в себяиндивидно-групповой компонент. Ведь именно в групповом и, конечно же, успешном взаимодействии, учащемуся предстоит предъявить значимой...

«Победы и промахи применения современных образовательных технологий в процессе реализации основной образовательной программы начального образования в моей профессиональной деятельности»

Тема: «Победы и промахи применения современных образовательных технологий в процессе реализации основной образовательной программы начального образования в моей профессиональной деятельности»...

Расширение образовательного пространства в работе учителя логопеда

laquo;Расширение образовательного пространства в работе учителя логопеда»...

«Реализация внеурочной деятельности, как неотъемлемая часть образовательного процесса»

Тема моей  работы «Реализация внеурочной деятельности, как неотъемлемая часть образовательного процесса» Актуальность темы обусловлена реализацией обновленных федеральных государ...

Эссе «Победы и промахи применения современных образовательных технологий в процессе реализации основной образовательной программы начального образования в моей профессиональной деятельности».

Современная школа меняется. При этом есть изменения, появившиеся независимо от педагогики, более того - вопреки ей. Воздействие социокультурного окружения, воздействие СМИ и Интернета настолько сильно...