Описание использования Современных технологий в рамках воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации, апробации и адаптации авторской образовательной программы «Какое счастье быть человеком!» (Самосовершенствование личности 1-11 класс.
методическая разработка на тему
Процесс формирования и воспитания зреющей личности включает в себя
индивидно-групповой компонент. Ведь именно в групповом и, конечно же, успешном взаимодействии, учащемуся предстоит предъявить значимой группе все тонкие грани собственной индивидуальности , сделать их неотъемлимыми и актуальными как для себя , так и для референтной группы: класса, родителей, классного руководителя, учителей, психолога. Эта задача вполне по силам современным психолого-педагогическим технологиям, но с обязательным условие- наличием высокой мотивации современного школьника к самому инновационному, созидательному процессу формирования «Я- концепции» в Я- глобальном в зонах его ближайшего и дальнего развития в малом и большом социометрическом круге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novye_tehnologii_1_stupen.docx | 352.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание использования Современных технологий в рамках воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации, апробации и адаптации авторской образовательной программы «Какое счастье быть человеком!»
(Самосовершенствование личности 1-11 класс.)
Процесс формирования и воспитания зреющей личности включает в себя
индивидно-групповой компонент. Ведь именно в групповом и, конечно же, успешном взаимодействии, учащемуся предстоит предъявить значимой группе все тонкие грани собственной индивидуальности , сделать их неотъемлимыми и актуальными как для себя , так и для референтной группы: класса, родителей, классного руководителя, учителей, психолога. Эта задача вполне по силам современным психолого-педагогическим технологиям, но с обязательным условие- наличием высокой мотивации современного школьника к самому инновационному, созидательному процессу формирования «Я- концепции» в Я- глобальном в зонах его ближайшего и дальнего развития в малом и большом социометрическом круге.
Начальная школа.
Одной из эффективно-проявляющейся технологии в начальной школе является технология «Педагогическая мастерская», позволяющая системой обучения решить проблемные ситуации, стимулирующая ребенка к постановке множества вопросов, плавно переходящих к индивидуально- коллективному поиску оптимального количества вариантов решений через поиск, исследование, путешествие, открытие. Отдельно необходимо остановится на принципах построения занятия по данной технологии.
- Работа может основываться на духовной деятельности , чувствах, прежде на его слове.
- Равенство всех , включая мастера.
- Не насильственное привлечение к процессу деятельности.
- Отсутствие оценки, соревнования, соперничества.
- Чередование индивидуальной и коллективной работы создают атмосферу сотрудничества и взаимопонимания.
- Важен не столько сам результат, сколько сам процесс.
Необходимо следовать алгоритму построения « Педагогической мастерской»:
- Индукты ( психологический настрой)
- Тема
- Самоконструкция (запись слов по ассоциации)
- Социоконструкция ( пополнение списка слов)
- Разрыв (кульминация- ребенок начинает понимать и чувствовать ребенка , идти вместе с ним от сердца к уму, исключая официальное то, что не понимал и не чувствовал раньше)
- Пластика ( создание пантомимического образа)
- Афиширование ( демонстрация выполненной работы)
- Рефлексия ( духовное состояние после мастерской)
Отдельно хотелось бы отметить особенность роли мастера, когда ему предстоит создать соответствующую атмосферу открытости, доброжелательности, способности обратиться к эмоциям, чувствам оценивание, через совместную деятельность дать возможность проявления самооценки.
Например, опираясь на модель « Я- нравственная личность»
Для учащихся с 1 по 4 классы: (авторский вариант, педагог-психолог Русина С.И.)
В первом классе взята тема «Педагогической мастерской»: « Цветик- семицветик». 10 занятие. Педагог-психолог: Русина С.И. (авторское)
Концептуальный критерий: Дисциплинированность- «Я- в мире, мир во мне».
Цель: Воспитывать бережное отношение к природе, человеку, умение видеть, чувствовать, сохранять красивое в моей жизни.
1. Индуктор (звучит музыка Шаинского «Волшебная кисточка»)
- Закройте глазки. Представьте самый лучший, самый волшебный цветок, который только может расти на нашей благодатной земле. Он- как маленькая наша Родина, как мы с Вами- нежный и хрупкий, сильный и ласковый. Он просыпается рано утром и открывает свои глазки. Откройте свои глазки и вы. Ребята! Посмотрите, какой волшебный цветок появился у нас – на каждом лепестке- написано волшебное слово. Хотите узнать их ?- ловите.
2. Самоинструкция: (из слов конструируют ряд: Ребята! Здравствуйте! Спасибо , что вы добрые ,заботливые.)
3. Социоинструкция: (дополняют слова своими «волшебными словами») Выберите все вместе одно слово, которое вам нравится, запишите его.
4. Тема нашего занятия: «Цветик-семицветик- наш друг и помощник!»(интонирование: помощник, друг- ласково, удивленно, шепотом и т.д. ) Чтение стихов о родном крае, дружбе, взаимопонимании, взаимопомощи. Пение песни «Настоящий друг.» Ввод в содержание сказки. У вашего друга остался волшебный 1 лепесток. Прислушайтесь к своим ощущениям: что видите, что слышите, что ощущаете, что происходит?
Упражнение «Закончи предложение»:
Я вижу….
Я слышу…
Я чувствую…
Я радуюсь…
Упражнение «Мы -волшебники»( работа с карточками, индивидуальное самостоятельное составление цветиков- семицветиков ).
5. Самоинструкция. (придумать волшебную считалочку для цветка)
6. Социоинструкция (Выбираем из разных считалок- одну общую.)
7.Разрыв. –Наши добрые чувства, дела, мысли- творят чудеса. Закройте глаза и создайте цветок своей мечты: ( рисование )
8.Афиширование: О чем рассказывает Ваш цветок. (пантомима под музыку) На доске цветик-семицветик. – Напишите по 1 слову на его лепестке, идущего из вашего сердца,души.
9.Рефлексия.- Напишите свои слова- желания, говорящие о самых добрых, поддерживающих чувствах и подарите их тем, кому по вашему мнению они необходимы, кому пожелаете.
(можно дополнить педагогическую мастерскую слоганами, мини – сочинениями с детьми более старшего возраста).
Комментарии: Хочется отметить нечто особенное в интерпретации первоклашками своих мыслей, чувств, эмоций: Аня: «Я вижу как все –все-все- меня любят и помогают. Даже мальчики.», Катя: « Я радуюсь- цветочков теперь очень много- никто не заболеет. И мама поправится.» Антон: «Я слышу как цветочек поет песенку о дружбе с нами.» Саша: «Я чувствую , ну мы все сдружились, наверное.» Цель достигнута, практически без авторитетного вмешательства мастера и данная технология очень органично вплетается в сам тематический процесс адаптации программы.
Отдельного внимания заслуживает педагогическая технология с и использованием арттерапии в начальной школе.
Социальные процесс, происходящие в современном российском обществе ставят перед отечественной педагогикой новые задачи в области образования и воспитания подрастающего поколения, в том числе воспитания средствами искусства. У младших школьников ого закладывает основы мироощущения, мирочувствования, миросозерцания за счет положительных эстетических эмоций, способствующих ЗОЖ, защиты детской психики от агрессивных воздействий среды.
Изотерапия в области психологии широко рассматривалась такими учеными, как З.Фрейд, К. Юнг, М. Люшер., как возможность посредством цветотерапии, арттерапии оказывать оздоровительное влияние на оздоровление организма человека, через психологическую цветовую диагностику корректировать нравственно-этическую, морально-волевую сферы личности. М. Наумбург отмечала, что наиболее важные мысли и переживания ребенка прежде всего проявляются в виде образов, Г.М Ферс и К. Йерасек разработали интерпретацию детских рисунков. Детские рисунки – неотъемлемая часть наших занятий. В первом классе учащиеся на занятиях «Час общения» с удовольствием рисуют на такие темы, как «Подарок для мамы», «Цветик- семицветик», «Наша семья», увлеченно конструируют в подгруппах «Дом для деда Мороза», чтобы он подольше остался в наших краях и горячо доказывают превосходство своих конструкций для его комфортного последующего проживания. Во втором классе- такие темы, как «Портрет друга», «Выставка картин» (красивое в моей жизни), «Автопортрет», «Мы снимаемся в кино»(итоговая проекция групповых достижений); в третьем классе- «Мимика пришла в гости.» (рисунки, направленные на управление самочувствием, эмоциями в образовательном пространстве), «Путешествие в сказку» (групповое отражение образа) , проектная методика «Мой эмоциональный портрет.»(Отражение Я- образа в Я- реальной, ситуативной, проективной субъект- ситуациях), проектная методика «Картина» (определение самооценки). В четвертом классе ребятам особенно интересны темы: «Буратино и его друзья, «Веселый карандаш» (пиктограммы о полезных привычках, отношение к школе, красивое в моей жизни.), «Презентация своего фильма.» -(Я- актуальное, Я- перспективное, гендерные различия). Темы по выбору, которые вызывают у учащихся особое отношение- «Мое настроение», «Медальоны на тему любимого времени года», «Подарок другу (подружке) с пожеланиями», «Любимой учительнице!», «К поэтическим любимым строкам», «Животные из Красной книги». Применение данной технологии вносит неоценимый вклад в беседы , дискуссии, учебно-игровую деятельность новизну ощущений, состояния социального успеха, счастливого сопричастия в совместном и едином порыве, результативной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных технологий в образовательном процессе, обеспечивающем личностно ориентированную направленность
Обучение должно быть организовано таким образом, чтобы любой фрагмент урока стал событием в жизни личности, дающим ей целостный жизненный опыт, в котором знание - часть его....
Опыт работы по использованию современных технологий в образовательном процессе"
В свете современных требований к школе, когда перед учителем стоит задача научить каждого ребенка самостоятельно учиться, особое значение приобретает вопрос о формировании их познавательных инте...
Авторская образовательная программа дошкольной подготовки будущих первоклассников "По дороге в первый класс"
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образова...
презентация «Использование современных технологий обучения в начальной школе в процессе реализации ФГОС».
презентация «Использование современных технологий обучения в начальной школе в процессе реализации ФГОС»....
Использование современных технологий обучения в начальной школе в процессе реализации ФГОС
Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Конечно же ум...
«Использование современных технологий обучения в начальной школе в процессе реализации ФГОС"
Основной задачей учителя является создание на уроке образовательной среды, где каждому ученику было бы комфортно и интересно добывать новые знания вместе с учителем. Учитель в этом случае выступает в ...
Использование здоровьесберегающей технологии сказкотерапии в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС НОО
В концепции стандартов второго поколения для обучающихся с ОВЗ в Российской Федерации отмечается обновление содержания образования, совершенствование всей его...