Расширение образовательного пространства в работе учителя логопеда
презентация к уроку по логопедии на тему

Горячкина Наталия Николаевна

 «Расширение образовательного пространства в работе учителя логопеда»

                                              Выполнила учитель-логопед МКОУ «Школа -86»

 

Современные данные специальных педагогических дисциплин позволяют говорить о том, что необучаемых детей нет, но у них есть разные возможности обучения. С 1сентября 2016 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в котором представлена совокупность требований по обучению и воспитанию не только детей с легкой умственной отсталость, но и детей с тяжелой, глубокой умственной отсталостью и тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Федеральный образовательный стандарт решает задачи по созданию наилучших условий для реализации образовательных возможностей таких детей, через создание образовательного пространства- окружения личности обучающегося, способствующее освоению им различных достижений.

Согласно Стандарта  ребенок должен развиваться  в пяти образовательных областях, две из которых  (речевая и коммуникативно- личностная) находятся в компетенции учителя- логопеда.

 Счастье — это когда тебя понимают!

Задумывались ли вы когда-нибудь, что такое общение? Какую роль оно

играет в нашей жизни? Насколько оно важно для вас и вашего ребёнка?

Так что же такое общение? На ум сразу приходит следующая картина: два

человека сидят рядом и беседуют.

Однако общение — это не просто беседа, а обмен информацией. Это возможность донести свои мысли, желания, выразить просьбу. В нашем привычном представлении обмен информацией происходит при помощи слов. Например, в детстве мы просим понравившуюся игрушку или говорим маме, что очень хотим послушать любимую сказку. А что делать, если способность выражать свои чувства и желания при помощи слов недоступна?   

Если  ребёнок не совсем обычный, если он имеет особенности в развитии, как помочь ему сказать всё, что ему так хочется выразить?

Важно понимать, что коммуникация — это не только слова. Есть много

дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Этими средствами пользуются все люди, когда процесс коммуникации затруднён: они прибегают к жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям (картинкам, фотографиям, рисункам, значкам, пиктограммам, системам символов). Данные средства предоставляют в распоряжение «неговорящего» ребёнка инструмент, позволяющий ему выразить свои желания, потребности, чувства.

Но дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, не владеющие вербальной речью, часто зависят от окружения. Им не принадлежит инициатива коммуникации. Такие особенности детей, как ограниченный пассивный словарь, отсутствие или недостаточная мотивация речевой деятельности, в частности и коммуникации, вообще, а также неумение осуществлять речевое взаимодействие, ограничивают процесс общения таких детей с другими детьми, затрудняют расширение их социальных контактов. Окружающие обращаются к ним тогда, когда имеют желание, причину или время. Недопонимание со стороны ребенка требований взрослого, неспособность донести до другого человека свои желания ведут к проявлениям нежелательного поведения. Став  взрослым, такой человек может стать   агрессивным, потому - что лишен права выбора, потому- что его не понимают, человеком который не верит в свои силы.

Чтобы уменьшить негативные для общества проявления необходимо заменить вербальную коммуникацию другими средствами. Таким средством является метод альтернативной коммуникации

Коммуникация или общение - это процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Коммуникация - это не только слова и речь, многоканальная коммуникация-это процесс общения, когда вербальная речь дополняется или заменяется невербальной- знаками, жестами, мимикой, символами и другими средствами.

         Альтернативная коммуникация–это способы коммуникации, дополняющие или заменяющие вербальную речь людям, которые не могут с ее помощью нормально общаться. Не голосовые системы коммуникации называются альтернативными. При альтернативной коммуникации человек общается с собеседником, не используя речь. Дополнительные коммуникации, означает коммуникацию, дополняющую речь, т.е идет поддержка развития языка и обеспечение альтернативной формой коммуникации в том случае если у человека способность говорить так и не разовьётся.

Системы альтернативной коммуникации

•      Система жестов

•      Система символов

•      Глобальное чтение

•      Система коммуникации при помощи карточек PECS

•      Коммуникативные доски

•      Планшетные коммуникаторы

Цель внедрения альтернативной коммуникации - попытка дать детям с ограниченными речевыми способностями возможность выражать свои желания, быть услышанными своими близкими и обществом, а их родителям — ключик к лучшему пониманию потребностей своих детей.

         Использование Альтернативной коммуникации позволяют по мере возможностей обеспечить ребенка знаниями, умениями и навыками, нужными ему уже сейчас в повседневной жизни и формирующими основу дальнейшего развития отношений с окружением, то есть

расширить образовательное пространство учащихся. Для освоения системы необходима предварительная оценка коммуникативных возможностей и навыков ребенка, способности к восприятию их сравнению и анализу.

Основная трудность  и задача обучения в системе альтернативной коммуникации- выведение использования системы за пределы занятий. Здесь очень важна роль семьи.

Семья должна быть не пассивным наблюдателем, а активным участником образовательного процесса. Система альтернативной коммуникации должна использоваться не только на занятиях в образовательном учреждении , но и активно внедряться в жизнь семьи т.к это используется ребенком :

-для установления  и развития контактов,

- передачи опыта между людьми

- полная альтернатива вербальной коммуникации

Здесь используется семейно- ориентированный подход: родители сами формулируют запрос к специалисту, активно участвуют в обследовании ребенка, вместе со специалистами планируют индивидуально- ориентированную программу работы с семьей, получают консультационную помощь.

Помочь решить проблемы связанные с расширением образовательного пространства в работе учителя- логопеда можно при помощи:

•      Создания единого коррекционного пространства

•      Оборудования предметно- развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка

•      Повышения уровня специалистов

•      Пропаганды логопедических занятий среди родителей и педагогов

•      Расширения интегративных связей, объединение усилий педагогов, детей+ родителей  коррекционно развивающих занятий

•      Использования потенциала социума

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_1.pptx2.32 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Расширение образовательного пространства в работе учителя-логопеда Выполнила: у читель-логопед Горячкина Н.Н.

Слайд 3

Коммуникация или общение это процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности , включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга . Коммуникация нужна , чтобы: • кому-то что-то сообщить, • на кого-то/что-то повлиять (например, попросить), • получить опыт (например, обсудить что-то с другими людьми).

Слайд 4

Альтернативная коммуникация- это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться. Жестовая Графическая Глобальное чтение Визуальное расписание Низко – и высокотехнологичные вспомогательные средства Планшетные коммуникаторы Расширение пространства за счет использования альтернативной коммуникации

Слайд 6

Цели использования альтернативной коммуникации : • построение функционирующей системы коммуникации; • развитие навыка самостоятельно и понятным образом доносить до слушателя новую для него информацию;

Слайд 7

Анализ образовательного пространства Внутренняя среда Внешняя среда Опытные учителя Курсы ФГОС Уровень компьютеризации и о снащенности кабинетов Санитарные условия СанПиН Освоение новых образовательных технологий Использование возможностей учреждений, доп. образования и социо -культурной сферы Слабые стороны Угрозы и риски Ограниченность образовательного пространства Ограниченные возможности учащихся Поддержка семьи Ограниченные возможности внешней среды

Слайд 8

Расширение образовательного пространства за счет с развития взаимодействия семьей

Слайд 9

Семейно- ориентированный подход Родители сами формулируют запрос к специалисту Активно участвуют в обследовании ребенка Вместе со специалистами планируют индивидуально- ориентированную программу работы с семьей

Слайд 10

Пути решения проблемы Создание единого коррекционного пространства Оборудование предметно- развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка Повышение уровня специалистов Пропаганда логопедических занятий среди родителей и педагогов Расширение интегративных связей, объединение усилий педагогов, детей+ родителей коррекционно- развивающих занятий Использование потенциала социума

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика работы учителя-логопеда образовательной школы в условиях инклюзивного образования

Специфика работы учителя-логопеда  образовательной школы в условиях инклюзивного образования...

Использование современных образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда.

Использование современных образовательных технологий является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития детей. Поэтому, в совместной деятельности с детьми, я исполь...

Расширение образовательного пространства в процессе реализации внеурочной деятельности.

В работе рассмотрена система внеурочных программ, направленных на формирование инженерно-математического мышления учащихся начальной школе. Доказана актуальность направления, автором охарактеризованы ...

Описание опыта работы учителя-логопеда в образовательной организации

В данной статье описываются направления работы учителя-логопеда в школе....

Выявление детей с особыми образовательными потребностями в работе учителя – логопеда и учителя – дефектолога.

Ребенок с особыми образовательными потребностями — это ребенок с нарушениями, вследствие которых к нему нужно применять особые образовательные программы, отличные от стандартных.Что включает в с...

Цифровые образовательные ресурсы в работе учителя-логопеда

Цифровые образовательные технологии открывают широкие возможности для оптимизации деятельности логопеда и создания современной предметно–развивающей среды для детей с особыми образовательными по...