Эссе «Победы и промахи применения современных образовательных технологий в процессе реализации основной образовательной программы начального образования в моей профессиональной деятельности».
статья

Щекочихина Наталья Владимировна

Современная школа меняется. При этом есть изменения, появившиеся независимо от педагогики, более того - вопреки ей. Воздействие социокультурного окружения, воздействие СМИ и Интернета настолько сильно и вездесуще, что целенаправленная педагогическая деятельность отступает, становится менее существенной. Однако, практика работы показывает, что учитель может создать новый комфортный образовательный процесс, может построить систему воздействия на детский коллектив, на отдельную личность ребенка. Учитель может изменить школу, сделать ее современной. В основе таких преобразований всегда лежит освоение новых технологий как совокупности традиционных и инновационных методов и приемов. Хочется подчеркнуть: не призывы к модернизации образовательного процесса, не разработка очередных программ совершенствования и развития обновляет школу. Ее обновляет учитель, овладевший новыми технологиями обучения и воспитания, учитель, который использует проектные, исследовательские и других развивающие технологии в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_shchekochihina_n.v.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема эссе

 «Победы и промахи применения современных образовательных технологий в процессе реализации основной образовательной программы начального образования в моей профессиональной деятельности». 

Выполнила: Щекочихина Наталья Владимировна

 МБОУ СШ №11 г. Новый Уренгой, ЯНАО

Учитель начальных классов

Современная школа меняется. При этом есть изменения, появившиеся независимо от педагогики, более того - вопреки ей. Воздействие социокультурного окружения, воздействие СМИ и Интернета настолько сильно и вездесуще, что целенаправленная педагогическая деятельность отступает, становится менее существенной. Однако, практика работы показывает, что учитель может создать новый комфортный образовательный процесс, может построить систему воздействия на детский коллектив, на отдельную личность ребенка. Учитель может изменить школу, сделать ее современной. В основе таких преобразований всегда лежит освоение новых технологий как совокупности традиционных и инновационных методов и приемов. Хочется подчеркнуть: не призывы к модернизации образовательного процесса, не разработка очередных программ совершенствования и развития обновляет школу. Ее обновляет учитель, овладевший новыми технологиями обучения и воспитания, учитель, который использует проектные, исследовательские и других развивающие технологии в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.

 Я родилась и выросла в семье, которая в сумме насчитывает на сегодняшний день 204 года педагогического стажа. Мой личный вклад – 13 лет. Проблемы и достижения педагогической науки, а в большей степени, - практики всегда составляли неотъемлемую часть моей жизни.  

Я  работаю в системе традиционного обучения.  Признавая урок в качестве основной формы обучения,  я  постоянно ищу пути его дальнейшего совершенствования, в первую очередь, применяя различные образовательные технологии, которые обогащают традиционные методы и приемы за счёт внедрения активных, аналитических, коммуникативных способов обучения; обеспечивают связь теории и фундаментального подхода в науке с практикой и прикладными исследованиями; обеспечивают становление аналитических, организационных, проектных, коммуникативных навыков, универсальных учебных действий, способности принять решения в неопределённых ситуациях.

 Приоритетным направлением в новых стандартах образования лежит системно-деятельностный подход.  Развить  учащихся  - это задача моей работы. Поэтому в обучении я применяю технологию проблемно-диалогического обучения, которая, по моему мнению, помогает растить именно такого творческого человека.  Проблемно-диалогические методы обучения универсальны, т.е. реализуются на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

Также успешно применяю в работе технологию уровневой дифференциации обучения. Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. Для медлительных детей снижаю темп опроса, не тороплю  ученика, даю время на обдумывание, подготовку, чтобы его деятельность соответствовала его индивидуальному темпу. При дифференцированном обучении каждый ребёнок   получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищённость и испытывает интерес к учёбе.

      В своей практике  широко использую игровую технологию, нестандартные уроки: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки-экскурсии и другие. В игровой форме проходит словарная работа: дети поочерёдно выбегают к доске и на скорость записывают слова. Приёмы с элементами   соревнования, благотворно влияющие на здоровье, используются и на других уроках.

Часто на уроках русского языка, математики, окружающего мира организую групповую работу, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Организуется такая работа по-разному: места размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или, ученики работают стоя. Групповая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.

Важная часть здоровьесберегающих технологий – это рациональная организация урока. Проведение физкультминуток  является обязательным пунктом на каждом уроке. Физкультминутки  провожу в светлом, чистом, хорошо проветренном классе. Несвежий воздух в классе при этом недопустим, поэтому до того, как приступить к выполнению упражнений,  открываю форточки.   Физкультминутки провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность. Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет перемена и в 1 классе динамическая пауза. Игры – хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.

Не могу не сказать о пальчиковой гимнастике, её дети тоже очень любят.  Такие упражнения, как: гребешок, бабочка, птица, гонки слонов, кошка выпускает коготки.    

Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Поэтому я ввожу упражнения для выработки глубокого дыхания. Усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей.

Развитие и расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая  новые информационные технологии. Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала.

Как средство повышения качества обучения на уроках использую ИКТ. Внедрение ИКТ осуществляю по направлениям: 

1. Создание презентаций к урокам; 

2. Работа с ресурсами Интернет;

 3. Использование готовых обучающих программ.

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет усилить образовательные эффекты, повысить качество усвоения материала,  построить индивидуальные образовательные траектории учащихся, осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.

Вместе с тем нельзя не упомянуть о проблемах, с которыми мне приходится сталкиваться при применении современных образовательных технологий в процессе реализации основной общеобразовательной программы. Так, является очевидным тот факт, что для начальной школы проектные и исследовательские виды деятельности при всех их достоинствах пока не стали массовыми. Связано это с тем, что зачастую доля труда учителя и участия родителей в организации этой работы, в полученных результатах слишком велика, а затраты времени и сил не соответствуют влиянию этого вида деятельности на развитие личности ученика.  Также промахом в своей педагогической работе могу считать низкоэффективное использование технологии «Портфолио». Причины кроются в недостаточном внимании с моей стороны, а также в    формальном и неосознанном подходе детей к организации этой формы деятельности. Так что работать есть над чем.

В заключение констатирую общеизвестный факт - школа непрерывно развивается. А вместе с ней и учитель. Сегодня учитель при подготовке к уроку много  раз обращается к компьютеру, мысленно проигрывает весь урок, определяя место в нем новым технологиям, высчитывая затраты времени и вероятный результат. От учителя, от его понимания уникальных возможностей, которые могут привнести в школу современные образовательные  технологии, включая информационные, зависит изменится ли качество образовательного процесса, станет ли урок интересней, результативней, современней. Тех учителей, кто сумел это реализовать и представить результаты своего труда, наверняка отметит общество и государство. Если не вмешается чрезмерное «обюрокрачивание» национальных проектов - контроль, отчетность, планирование и тому подобное, - наша школа может качественно прибавить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий в практике работы в условиях ФГОС начального образования

Использование современных образовательных технологийв практике работы в условиях ФГОСначального образования...

«Победы и промахи применения современных образовательных технологий в процессе реализации основной образовательной программы начального образования в моей профессиональной деятельности»

Тема: «Победы и промахи применения современных образовательных технологий в процессе реализации основной образовательной программы начального образования в моей профессиональной деятельности»...

Выступление на заседании МО "Использование современных образовательных технологий в процессе обучения в условиях ФГОС начального образования"

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения в условиях ФГОС начального образования....

Значение создания благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации здоровьесберегающих образовательных технологий.

Статья на тему: Значение создания благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации здоровьесберегающих образовательных технологий....