Технологическая карта урока шахмат.
план-конспект занятия (1 класс)
Технологическая карта урока по предмету "Шахматы -школе" для 1 класса. Тема "Шахматная доска".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.43 КБ |
![]() | 42.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Академия дополнительного профессионального образования
Программа профессиональной переподготовки
Методика преподавания курса «Шахматы» в условиях реализации
ФГОС НОО (144)
Дисциплина: Модуль 3. Современные технологии преподавания шахмат, направленные на развитие пространственного восприятия и воображения; духовно-нравственное воспитание младших школьников
при изучении курса «Шахматы»
Практическое задание 3, Модуль 3. Современные технологии преподавания шахмат, направленные на развитие пространственного восприятия и воображения; духовно-нравственное воспитание
младших школьников при изучении курса «Шахматы»
Выполнил:
слушатель Ягудина Нажия Гафуановна
Преподаватель:
Полетова Марианна Викторовна
г. Курган - 2017
Технологическая карта урока
Предмет: «Шахматы – школе»
Класс: 1
Тип урока: урок открытия нового знания на основе практических умений
Тема | Шахматная доска. Белые и черные поля. |
Планируемые результаты | Личностные УУД: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; -личностная мотивация к познавательной деятельности; - осмыслить необходимость сотрудничества и взаимопомощи; уважать мнения сверстников по обсуждаемой проблеме. Метапредметные УУД: Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; высказываться в устной форме о значении шахмат в жизни человека; осуществлять поиск существенной информации Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; оценивать результаты своей деятельности. Предметные: научить ориентироваться на шахматной доске, познакомить с белыми и черными полями. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, компьютер с колонками, экран с проектором, комплект шахмат для каждого ученика. - слайд-презентация. |
Организация пространства | Фронтальная работа, работа в паре. |
Технологии | Проблемно - диалогическая, наблюдение. |
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | |
Предметные | Личностные и метапредметные УУД | |||
I Самоопределение к деятельности. (Организационный момент.) Микроцель: - обеспечение мотивации и организация внимания учащихся. | Учитель: Давайте улыбнемся, друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Учитель: Сегодня мы с вами отправляемся в сказочную шахматную школу. Не потеряться в сказочной шахматной школе смогут только самые внимательные дети. | Пожелание успеха друг другу и учителю. | Положительное отношение к школе (Личностные УУД) | |
II Актуализация знаний. Цели: -создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | Есть тихий спорта вид — . Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеет свою историю. Шахматы появились в Индии в 5-6 веках. Первоначальное название шахмат – ЧАТУРАНГА. В игре в то время принимали участие четыре человека. Когда-то великий индийский шах воевал с другими, погибло много людей. Один мудрец подарил ему шахматы, где бои были на доске, а воины деревянные. Зовётся шахматной страной – Может, кто-нибудь уже знаком с шахматной игрой? Отлично, будете моими помощниками. - Что нам нужно, чтобы играть в шахматы? (шахматные фигуры и шахматная доска). | Ответы детей Ответы детей | Информация для самостоятельного осмысления жизненных ситуаций (Познавательные УУД). | |
III «Открытие нового знания» | Открываем волшебную книгу (учебник, стр.3). 1 Жили- были когда-то давным – давно король и королева. Король был черный, с черными волосами, черными глазами, и носил постоянно черную одежду, внешностью он был весьма не плох. А Королева была белая, (1слайд) с русыми волосами, белыми ресничками, и в белом платье, такой красы, что ни в сказке сказать ни пером описать! Они жили очень дружно, и каждый день выходили на прогулку, объезжали свое королевство на конях: Король на черном коне, Королева на белом своем любимом коне. (2слайд) Доезжали до самых границ своих владений, каждый встречный им улыбаясь кланялся, приветствовали их. В Королевстве царил мир и покой. Но не было у Короля и Королевы детей. Однажды, старая колдунья, сделала из пшеничной и ржаной муки маленькие две фигурки, черную и белую, и подарила Королевской семье. -Ваше Величество, вот вам мой скромный подарок-два мальчика из теста. Если Вы захотите, я в них вселю человеческие души, и они оживут. Дам им человеческие качества: доброту, щедрость, ум. Но если в течение жизни они растеряют эти человеческие качества, они снова превратятся в маленькие бездушные фигурки. И тогда уже им никто не поможет, они останутся игрушками навечно. Король и Королева с удовольствием согласились. И у них появились детки. (слайд 3) Мальчики росли не по дням, а по часам. Король и Королева их баловали: им было все дозволено, не знали слова «нельзя».Выросли мальчики такие красавцы: один темненький, другой светленький, но такие капризные и завистливые. То и дело они ругались, а то и дрались. Прошли годы: мальчики женились, создали свою семью. Каждая семья хотела жить отдельно друг от друга, иметь свое государство, свою армию. Пока Король и Королева были живые, они терпели друг друга, но в один прекрасный день Короля и Королевы не стало… Все плакали, долго горевали. Все знали, что эти два брата не уживутся вместе. Так и случилось- (слайд 4) они стали делиль королевство по квадратикам, делили их на кусочки делили все на полянки, черный принц красил все в черные, а белый принц в белые цвета. Каждый имел , своих коней, свою армию …Случилось страшное, они, стали черствыми, злыми. Ну и как обещала Колдунья в одно утро они проснулись маленькими твердыми, как камень, фигурками. Не могли не шевельнуться, ни глазом моргнуть. Исполнилось предсказание старой колдуньи прекрасные принцы-красавцы, со всей королевской свитой, армией, владениями, превратились в игрушки. (слайд 5) А королевство, которое они делили и красили,на черные и белые поля навсегда осталось черно-белым( слайд 6) С тех пор много воды утекло, но люди все еще играют с этими причудливыми фигурками, далеко напоминающими живых людей. (слайд 7) (Шахматная доска) - Ребята, а кто раньше видел игровые шахматные доски? - А в какие игры можно играть на таких досках? - Смотрите, какие у меня есть доски. (Показываю шахматные доски - разных размеров: большая, обычная, маленькая от дорожных шахмат.) Это, ребята, дорожные шахматы. Как вы думаете, для чего они нужны? - А это – большая демонстрационная шахматная доска, которая хранит много секретов, о которых мы с вами скоро узнаем. Шахматную доску ещё называют шахматным полем. В шахматы играют два соперника. Они садятся за шахматную доску лицом друг к другу. Доску правильно клади, На углы всегда гляди, Чтоб у правого угла Клетка белая была! - Расположите шахматные доски перед собой правильно. - Шахматная доска аккуратно расчерчена на равные темные и светлые клетки – квадратики, которые называются полями. Светлые клетки – это белые поля. Темные клетки – это черные поля. - Покажите на своих настольных досках белое поле? Черное поле? И снова к нам пришла сказка. Беседа по мультфильму - Какие поля на шахматной доске? - А каких полей больше черных или белых? -. А кто из вас сможет сосчитать, сколько на доске белых полей? ( 32). - А черных? ( Тоже 32.) - Что можем сказать про эти поля? (Одинаково, их равное количество, поровну, белых полей столько же, сколько и черных) - Правильно. Белых – 32 и черных – 32, а всего 64 поля. - Что больше шахматная доска или шахматное поле? - Какая форма у шахматных полей и шахматной доски? | Просмотр презентации Ответы детей Просмотр Мультфильма «Учимся, играя в шахматы». 5 серия Ответы детей | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено учащимися, и того что еще не известно (Регулятивные УУД). Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (Познавательные УУД) | |
IV Релаксация (физминутка) | -Давайте ка мы с вами немного снимем усталость, взбодримся! И поиграем! Если в наших движениях что то напоминает горизонталь, мы говорим –« ГОРИЗОНТАЛЬ!» ( учитель показывает движения зеркальным способом) - правую руку в верх, -левую руку в верх, - руки в сторону ( хором ГОРИЗАНТАЛЬ) -руки в перед, -руки назад, Руки в сторону( ГОРИЗАНТАЛЬ!) -руки на пояс, -руки к плечам, -руки в верх, _руки в стороны( ГОРИЗОНТАЛЬ) Хорошо, молодцы рассаживаемся на места. | Выполнение физминутки | ||
V Включение нового знания в систему знания и повторение. Практическая работа | 1. Дидактическая игра «Дождик» - А сейчас мы будем играть в игру «Дождик». Представим, что пошёл сильный дождь и смыл все клетки. Клетки исчезли. Нам необходимо восстановить белые и черные клетки. Вот вам листочки и карандаши. 1 ученик красит белые, сосед - чёрные. -А теперь сверьте ваши работы с записью на экране. 2. Веселые человечки решили сыграть в шахматы. Положили перед собой шахматную доску, но черные и белые поля сбежали с доски и спрятались. Ребята, помогите их найти. 1 вариант будет искать черные поля, а 2 – белые. Кто нашел – подымает руку. – Молодцы! В конце занятия можно провести блиц - викторину: 1. На каких полях ничего не растет? (На шахматных.) 2. Из каких досок не строят теремок? (Из шахматных.) 3. В каких клетках не держат зверей? (В шахматных.) 4. Что меньше: шахматная доска или шахматное поле? (шахматное поле) 5. Какие поля на шахматной доске больше – белые или чёрные (они равны) 6. Сколько всего полей на шахматном поле? | Работа в паре. Ответы учащихся. Ответы детей | Осуществлять пошаговый контроль своих действий (Регулятивные УУД). Перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД). Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. (Коммуникативные УУД). | |
VI. Подведение итогов, оценки, рефлексия. Микроцель: -дать оценку работе класса и отдельных учеников, контроль и самоконтроль. | Узнали, что такое шахматная доска? Я: Узнал и могу показать, нарисовать шахматную доску. Запомнил Повторил Затрудняюсь -Оцените свою работу на уроке. Я понял и могу рассказать другим
- Понравился ли вам сегодняшний урок? Был ли он интересен? Вы, ребята, были сегодня активными, внимательными и сообразительными. Спасибо вам за хорошую работу | Учащиеся продолжают начатое высказывание, На листках заполняют «лесенку успеха» | Прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала(Регулятивные УУД) Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). | |
VII. Информация о домашнем задании. | Задание в рабочей тетради |
Дидактические шахматные сказки
- Сухин И. Котята-хвастунишки //Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.
- Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.
- Сухин И. От сказки – к шахматам. Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмыACT, 1993.
- Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски. Сухин И. Хвастуны в Паламеде.Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.
- Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах
- Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978.
- Добрыня, посол князя Владимира (былина). Драгунский В. Шляпа гроссмейстера. Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.
- Кумма А., Рунге С. Шахматный Король .Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический мальчик. Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка).Остер Г. Полезная девчонка. Пермяк Е. Вечный Король. Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973.
- Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде. Тихомиров О. Чемпион Гога Ренкин. Шаров А. Сказка о настоящих слонах.
Стихотворения о шахматах и шахматистах
- Берестов В. В шахматном павильоне. Берестов В. Игра.Ильин Е. Приключения Пешки. – М.: ФиС, 1975.
- Ильин Е. Средневековая легенда. Квитко Л. Турнир.Никитин В. Чья армия сильней? – Красноярск, 1977.
- Сухин И. Волшебная игра.
Художественная литература для детей по шахматной тематике
Булычев К. Сто лет тому вперед. Велтистов Е. Победитель невозможного. Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания. Крапивин В. Тайна пирамид. Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье. Лагин Л. Старик Хоттабыч. Надь К. Заколдованная школа. Носов Н. Витя Малеев в школе и дома. Носов Н. Незнайка в Солнечном городе. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. Раскатов М. Пропавшая буква. Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки. Сухин И. Страна Грез // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 4, 5.
Томин. Шел по городу волшебник. Чжан-Тянь-И. Секрет драгоценной тыквы. Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина.
Шахматные игрушки и игры, которые можно сделать своими руками
Дидактические игрушки: “Горизонталь – вертикаль”, “Диагональ” (материал – плотная бумага, ватман, картон).Шахматная матрешка. Шахматные пирамидки. Разрезные шахматные картинки. Шахматное лото. Шахматное домино. Кубики с картинками шахматных фигур. Темные и светлые кубики (из них ученики могут собирать горизонталь, вертикаль, диагональ). Набор из 64 кубиков с картинками шахматных фигур, белых и черных полей, а также фигур, расположенных на белых и черных полях. Летающие колпачки (около гнезд нарисованы шахматные фигуры и указана их относительная ценность).Шахматная доска – куб с фрагментами доски (свидетельство на промышленный образец № 30936 от 28. 03. 1990 г., авторы; И. Г. Сухин, Г. П. Кондратьев). Набор фрагментов шахматной доски (приоритетный № 4336153/12 от 30. 11. 1987 г., авторы: И. Г. Сухин, Г. П. Кондратьев).
Мультфильмы о шахматах
«Учимся, играя в шахматы». Шахматный мультфильм создан по программе спецкурса: «Учимся, играя в шахматы» первый год обучения автор: Губатенко Н.Ю
«Фиксики» познавательный мультфильм, «Гамбит», «Смешарики», «Походная пешка», «Волшебные холмы», «Приключения Стремянки и макаронины», «Шахматы для детей3D ».
Предварительный просмотр:
Академия дополнительного профессионального образования
Программа профессиональной переподготовки
Методика преподавания курса «Шахматы» в условиях реализации
ФГОС НОО (144)
Дисциплина: Модуль 3. Современные технологии преподавания шахмат, направленные на развитие пространственного восприятия и воображения; духовно-нравственное воспитание младших школьников
при изучении курса «Шахматы»
Практическое задание 3, Модуль 3. Современные технологии преподавания шахмат, направленные на развитие пространственного восприятия и воображения; духовно-нравственное воспитание
младших школьников при изучении курса «Шахматы»
Выполнил:
слушатель Ягудина Нажия Гафуановна
Преподаватель:
Полетова Марианна Викторовна
г. Курган - 2017
Технологическая карта урока
Предмет: «Шахматы – школе»
Класс: 1
Тип урока: урок открытия нового знания на основе практических умений
Тема | Шахматная доска. Белые и черные поля. |
Планируемые результаты | Личностные УУД: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; -личностная мотивация к познавательной деятельности; - осмыслить необходимость сотрудничества и взаимопомощи; уважать мнения сверстников по обсуждаемой проблеме. Метапредметные УУД: Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; высказываться в устной форме о значении шахмат в жизни человека; осуществлять поиск существенной информации Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; оценивать результаты своей деятельности. Предметные: научить ориентироваться на шахматной доске, познакомить с белыми и черными полями. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, компьютер с колонками, экран с проектором, комплект шахмат для каждого ученика. - слайд-презентация. |
Организация пространства | Фронтальная работа, работа в паре. |
Технологии | Проблемно - диалогическая, наблюдение. |
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | |
Предметные | Личностные и метапредметные УУД | |||
I Самоопределение к деятельности. (Организационный момент.) Микроцель: - обеспечение мотивации и организация внимания учащихся. | Учитель: Давайте улыбнемся, друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Учитель: Сегодня мы с вами отправляемся в сказочную шахматную школу. Не потеряться в сказочной шахматной школе смогут только самые внимательные дети. | Пожелание успеха друг другу и учителю. | Положительное отношение к школе (Личностные УУД) | |
II Актуализация знаний. Цели: -создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | Есть тихий спорта вид — . Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеет свою историю. Шахматы появились в Индии в 5-6 веках. Первоначальное название шахмат – ЧАТУРАНГА. В игре в то время принимали участие четыре человека. Когда-то великий индийский шах воевал с другими, погибло много людей. Один мудрец подарил ему шахматы, где бои были на доске, а воины деревянные. Зовётся шахматной страной – Может, кто-нибудь уже знаком с шахматной игрой? Отлично, будете моими помощниками. - Что нам нужно, чтобы играть в шахматы? (шахматные фигуры и шахматная доска). | Ответы детей Ответы детей | Информация для самостоятельного осмысления жизненных ситуаций (Познавательные УУД). | |
III «Открытие нового знания» | Открываем волшебную книгу (учебник, стр.3). 1 Жили- были когда-то давным – давно король и королева. Король был черный, с черными волосами, черными глазами, и носил постоянно черную одежду, внешностью он был весьма не плох. А Королева была белая, (1слайд) с русыми волосами, белыми ресничками, и в белом платье, такой красы, что ни в сказке сказать ни пером описать! Они жили очень дружно, и каждый день выходили на прогулку, объезжали свое королевство на конях: Король на черном коне, Королева на белом своем любимом коне. (2слайд) Доезжали до самых границ своих владений, каждый встречный им улыбаясь кланялся, приветствовали их. В Королевстве царил мир и покой. Но не было у Короля и Королевы детей. Однажды, старая колдунья, сделала из пшеничной и ржаной муки маленькие две фигурки, черную и белую, и подарила Королевской семье. -Ваше Величество, вот вам мой скромный подарок-два мальчика из теста. Если Вы захотите, я в них вселю человеческие души, и они оживут. Дам им человеческие качества: доброту, щедрость, ум. Но если в течение жизни они растеряют эти человеческие качества, они снова превратятся в маленькие бездушные фигурки. И тогда уже им никто не поможет, они останутся игрушками навечно. Король и Королева с удовольствием согласились. И у них появились детки. (слайд 3) Мальчики росли не по дням, а по часам. Король и Королева их баловали: им было все дозволено, не знали слова «нельзя».Выросли мальчики такие красавцы: один темненький, другой светленький, но такие капризные и завистливые. То и дело они ругались, а то и дрались. Прошли годы: мальчики женились, создали свою семью. Каждая семья хотела жить отдельно друг от друга, иметь свое государство, свою армию. Пока Король и Королева были живые, они терпели друг друга, но в один прекрасный день Короля и Королевы не стало… Все плакали, долго горевали. Все знали, что эти два брата не уживутся вместе. Так и случилось- (слайд 4) они стали делиль королевство по квадратикам, делили их на кусочки делили все на полянки, черный принц красил все в черные, а белый принц в белые цвета. Каждый имел , своих коней, свою армию …Случилось страшное, они, стали черствыми, злыми. Ну и как обещала Колдунья в одно утро они проснулись маленькими твердыми, как камень, фигурками. Не могли не шевельнуться, ни глазом моргнуть. Исполнилось предсказание старой колдуньи прекрасные принцы-красавцы, со всей королевской свитой, армией, владениями, превратились в игрушки. (слайд 5) А королевство, которое они делили и красили,на черные и белые поля навсегда осталось черно-белым( слайд 6) С тех пор много воды утекло, но люди все еще играют с этими причудливыми фигурками, далеко напоминающими живых людей. (слайд 7) (Шахматная доска) - Ребята, а кто раньше видел игровые шахматные доски? - А в какие игры можно играть на таких досках? - Смотрите, какие у меня есть доски. (Показываю шахматные доски - разных размеров: большая, обычная, маленькая от дорожных шахмат.) Это, ребята, дорожные шахматы. Как вы думаете, для чего они нужны? - А это – большая демонстрационная шахматная доска, которая хранит много секретов, о которых мы с вами скоро узнаем. Шахматную доску ещё называют шахматным полем. В шахматы играют два соперника. Они садятся за шахматную доску лицом друг к другу. Доску правильно клади, На углы всегда гляди, Чтоб у правого угла Клетка белая была! - Расположите шахматные доски перед собой правильно. - Шахматная доска аккуратно расчерчена на равные темные и светлые клетки – квадратики, которые называются полями. Светлые клетки – это белые поля. Темные клетки – это черные поля. - Покажите на своих настольных досках белое поле? Черное поле? И снова к нам пришла сказка. Беседа по мультфильму - Какие поля на шахматной доске? - А каких полей больше черных или белых? -. А кто из вас сможет сосчитать, сколько на доске белых полей? ( 32). - А черных? ( Тоже 32.) - Что можем сказать про эти поля? (Одинаково, их равное количество, поровну, белых полей столько же, сколько и черных) - Правильно. Белых – 32 и черных – 32, а всего 64 поля. - Что больше шахматная доска или шахматное поле? - Какая форма у шахматных полей и шахматной доски? | Просмотр презентации Ответы детей Просмотр Мультфильма «Учимся, играя в шахматы». 5 серия Ответы детей | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено учащимися, и того что еще не известно (Регулятивные УУД). Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (Познавательные УУД) | |
IV Релаксация (физминутка) | -Давайте ка мы с вами немного снимем усталость, взбодримся! И поиграем! Если в наших движениях что то напоминает горизонталь, мы говорим –« ГОРИЗОНТАЛЬ!» ( учитель показывает движения зеркальным способом) - правую руку в верх, -левую руку в верх, - руки в сторону ( хором ГОРИЗАНТАЛЬ) -руки в перед, -руки назад, Руки в сторону( ГОРИЗАНТАЛЬ!) -руки на пояс, -руки к плечам, -руки в верх, _руки в стороны( ГОРИЗОНТАЛЬ) Хорошо, молодцы рассаживаемся на места. | Выполнение физминутки | ||
V Включение нового знания в систему знания и повторение. Практическая работа | 1. Дидактическая игра «Дождик» - А сейчас мы будем играть в игру «Дождик». Представим, что пошёл сильный дождь и смыл все клетки. Клетки исчезли. Нам необходимо восстановить белые и черные клетки. Вот вам листочки и карандаши. 1 ученик красит белые, сосед - чёрные. -А теперь сверьте ваши работы с записью на экране. 2. Веселые человечки решили сыграть в шахматы. Положили перед собой шахматную доску, но черные и белые поля сбежали с доски и спрятались. Ребята, помогите их найти. 1 вариант будет искать черные поля, а 2 – белые. Кто нашел – подымает руку. – Молодцы! В конце занятия можно провести блиц - викторину: 1. На каких полях ничего не растет? (На шахматных.) 2. Из каких досок не строят теремок? (Из шахматных.) 3. В каких клетках не держат зверей? (В шахматных.) 4. Что меньше: шахматная доска или шахматное поле? (шахматное поле) 5. Какие поля на шахматной доске больше – белые или чёрные (они равны) 6. Сколько всего полей на шахматном поле? | Работа в паре. Ответы учащихся. Ответы детей | Осуществлять пошаговый контроль своих действий (Регулятивные УУД). Перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД). Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. (Коммуникативные УУД). | |
VI. Подведение итогов, оценки, рефлексия. Микроцель: -дать оценку работе класса и отдельных учеников, контроль и самоконтроль. | Узнали, что такое шахматная доска? Я: Узнал и могу показать, нарисовать шахматную доску. Запомнил Повторил Затрудняюсь -Оцените свою работу на уроке. Я понял и могу рассказать другим
- Понравился ли вам сегодняшний урок? Был ли он интересен? Вы, ребята, были сегодня активными, внимательными и сообразительными. Спасибо вам за хорошую работу | Учащиеся продолжают начатое высказывание, На листках заполняют «лесенку успеха» | Прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала(Регулятивные УУД) Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). | |
VII. Информация о домашнем задании. | Задание в рабочей тетради |
Дидактические шахматные сказки
- Сухин И. Котята-хвастунишки //Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.
- Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.
- Сухин И. От сказки – к шахматам. Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмыACT, 1993.
- Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски. Сухин И. Хвастуны в Паламеде.Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.
- Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах
- Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978.
- Добрыня, посол князя Владимира (былина). Драгунский В. Шляпа гроссмейстера. Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.
- Кумма А., Рунге С. Шахматный Король .Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический мальчик. Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка).Остер Г. Полезная девчонка. Пермяк Е. Вечный Король. Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973.
- Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде. Тихомиров О. Чемпион Гога Ренкин. Шаров А. Сказка о настоящих слонах.
Стихотворения о шахматах и шахматистах
- Берестов В. В шахматном павильоне. Берестов В. Игра.Ильин Е. Приключения Пешки. – М.: ФиС, 1975.
- Ильин Е. Средневековая легенда. Квитко Л. Турнир.Никитин В. Чья армия сильней? – Красноярск, 1977.
- Сухин И. Волшебная игра.
Художественная литература для детей по шахматной тематике
Булычев К. Сто лет тому вперед. Велтистов Е. Победитель невозможного. Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания. Крапивин В. Тайна пирамид. Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье. Лагин Л. Старик Хоттабыч. Надь К. Заколдованная школа. Носов Н. Витя Малеев в школе и дома. Носов Н. Незнайка в Солнечном городе. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. Раскатов М. Пропавшая буква. Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки. Сухин И. Страна Грез // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 4, 5.
Томин. Шел по городу волшебник. Чжан-Тянь-И. Секрет драгоценной тыквы. Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина.
Шахматные игрушки и игры, которые можно сделать своими руками
Дидактические игрушки: “Горизонталь – вертикаль”, “Диагональ” (материал – плотная бумага, ватман, картон).Шахматная матрешка. Шахматные пирамидки. Разрезные шахматные картинки. Шахматное лото. Шахматное домино. Кубики с картинками шахматных фигур. Темные и светлые кубики (из них ученики могут собирать горизонталь, вертикаль, диагональ). Набор из 64 кубиков с картинками шахматных фигур, белых и черных полей, а также фигур, расположенных на белых и черных полях. Летающие колпачки (около гнезд нарисованы шахматные фигуры и указана их относительная ценность).Шахматная доска – куб с фрагментами доски (свидетельство на промышленный образец № 30936 от 28. 03. 1990 г., авторы; И. Г. Сухин, Г. П. Кондратьев). Набор фрагментов шахматной доски (приоритетный № 4336153/12 от 30. 11. 1987 г., авторы: И. Г. Сухин, Г. П. Кондратьев).
Мультфильмы о шахматах
«Учимся, играя в шахматы». Шахматный мультфильм создан по программе спецкурса: «Учимся, играя в шахматы» первый год обучения автор: Губатенко Н.Ю
«Фиксики» познавательный мультфильм, «Гамбит», «Смешарики», «Походная пешка», «Волшебные холмы», «Приключения Стремянки и макаронины», «Шахматы для детей3D ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-228398-1364237658.jpg)
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-228398-1364237658.jpg)
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/28/picture-990460-1514450333.jpg)
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/17/picture-1305517-1610873445.jpg)
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия
1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...