Технологическая карта урока шахмат.
план-конспект занятия (1 класс)
Технологическая карта урока по предмету "Шахматы -школе" для 1 класса. Тема "Шахматная доска".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок открытия нового. | 42.43 КБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 42.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Академия дополнительного профессионального образования
Программа профессиональной переподготовки
Методика преподавания курса «Шахматы» в условиях реализации
ФГОС НОО (144)
Дисциплина: Модуль 3. Современные технологии преподавания шахмат, направленные на развитие пространственного восприятия и воображения; духовно-нравственное воспитание младших школьников
при изучении курса «Шахматы»
Практическое задание 3, Модуль 3. Современные технологии преподавания шахмат, направленные на развитие пространственного восприятия и воображения; духовно-нравственное воспитание
младших школьников при изучении курса «Шахматы»
Выполнил:
слушатель Ягудина Нажия Гафуановна
Преподаватель:
Полетова Марианна Викторовна
г. Курган - 2017
Технологическая карта урока
Предмет: «Шахматы – школе»
Класс: 1
Тип урока: урок открытия нового знания на основе практических умений
Тема | Шахматная доска. Белые и черные поля. |
Планируемые результаты | Личностные УУД: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; -личностная мотивация к познавательной деятельности; - осмыслить необходимость сотрудничества и взаимопомощи; уважать мнения сверстников по обсуждаемой проблеме. Метапредметные УУД: Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; высказываться в устной форме о значении шахмат в жизни человека; осуществлять поиск существенной информации Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; оценивать результаты своей деятельности. Предметные: научить ориентироваться на шахматной доске, познакомить с белыми и черными полями. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, компьютер с колонками, экран с проектором, комплект шахмат для каждого ученика. - слайд-презентация. |
Организация пространства | Фронтальная работа, работа в паре. |
Технологии | Проблемно - диалогическая, наблюдение. |
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | |
Предметные | Личностные и метапредметные УУД | |||
I Самоопределение к деятельности. (Организационный момент.) Микроцель: - обеспечение мотивации и организация внимания учащихся. | Учитель: Давайте улыбнемся, друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Учитель: Сегодня мы с вами отправляемся в сказочную шахматную школу. Не потеряться в сказочной шахматной школе смогут только самые внимательные дети. | Пожелание успеха друг другу и учителю. | Положительное отношение к школе (Личностные УУД) | |
II Актуализация знаний. Цели: -создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | Есть тихий спорта вид — . Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеет свою историю. Шахматы появились в Индии в 5-6 веках. Первоначальное название шахмат – ЧАТУРАНГА. В игре в то время принимали участие четыре человека. Когда-то великий индийский шах воевал с другими, погибло много людей. Один мудрец подарил ему шахматы, где бои были на доске, а воины деревянные. Зовётся шахматной страной – Может, кто-нибудь уже знаком с шахматной игрой? Отлично, будете моими помощниками. - Что нам нужно, чтобы играть в шахматы? (шахматные фигуры и шахматная доска). | Ответы детей Ответы детей | Информация для самостоятельного осмысления жизненных ситуаций (Познавательные УУД). | |
III «Открытие нового знания» | Открываем волшебную книгу (учебник, стр.3). 1 Жили- были когда-то давным – давно король и королева. Король был черный, с черными волосами, черными глазами, и носил постоянно черную одежду, внешностью он был весьма не плох. А Королева была белая, (1слайд) с русыми волосами, белыми ресничками, и в белом платье, такой красы, что ни в сказке сказать ни пером описать! Они жили очень дружно, и каждый день выходили на прогулку, объезжали свое королевство на конях: Король на черном коне, Королева на белом своем любимом коне. (2слайд) Доезжали до самых границ своих владений, каждый встречный им улыбаясь кланялся, приветствовали их. В Королевстве царил мир и покой. Но не было у Короля и Королевы детей. Однажды, старая колдунья, сделала из пшеничной и ржаной муки маленькие две фигурки, черную и белую, и подарила Королевской семье. -Ваше Величество, вот вам мой скромный подарок-два мальчика из теста. Если Вы захотите, я в них вселю человеческие души, и они оживут. Дам им человеческие качества: доброту, щедрость, ум. Но если в течение жизни они растеряют эти человеческие качества, они снова превратятся в маленькие бездушные фигурки. И тогда уже им никто не поможет, они останутся игрушками навечно. Король и Королева с удовольствием согласились. И у них появились детки. (слайд 3) Мальчики росли не по дням, а по часам. Король и Королева их баловали: им было все дозволено, не знали слова «нельзя».Выросли мальчики такие красавцы: один темненький, другой светленький, но такие капризные и завистливые. То и дело они ругались, а то и дрались. Прошли годы: мальчики женились, создали свою семью. Каждая семья хотела жить отдельно друг от друга, иметь свое государство, свою армию. Пока Король и Королева были живые, они терпели друг друга, но в один прекрасный день Короля и Королевы не стало… Все плакали, долго горевали. Все знали, что эти два брата не уживутся вместе. Так и случилось- (слайд 4) они стали делиль королевство по квадратикам, делили их на кусочки делили все на полянки, черный принц красил все в черные, а белый принц в белые цвета. Каждый имел , своих коней, свою армию …Случилось страшное, они, стали черствыми, злыми. Ну и как обещала Колдунья в одно утро они проснулись маленькими твердыми, как камень, фигурками. Не могли не шевельнуться, ни глазом моргнуть. Исполнилось предсказание старой колдуньи прекрасные принцы-красавцы, со всей королевской свитой, армией, владениями, превратились в игрушки. (слайд 5) А королевство, которое они делили и красили,на черные и белые поля навсегда осталось черно-белым( слайд 6) С тех пор много воды утекло, но люди все еще играют с этими причудливыми фигурками, далеко напоминающими живых людей. (слайд 7) (Шахматная доска) - Ребята, а кто раньше видел игровые шахматные доски? - А в какие игры можно играть на таких досках? - Смотрите, какие у меня есть доски. (Показываю шахматные доски - разных размеров: большая, обычная, маленькая от дорожных шахмат.) Это, ребята, дорожные шахматы. Как вы думаете, для чего они нужны? - А это – большая демонстрационная шахматная доска, которая хранит много секретов, о которых мы с вами скоро узнаем. Шахматную доску ещё называют шахматным полем. В шахматы играют два соперника. Они садятся за шахматную доску лицом друг к другу. Доску правильно клади, На углы всегда гляди, Чтоб у правого угла Клетка белая была! - Расположите шахматные доски перед собой правильно. - Шахматная доска аккуратно расчерчена на равные темные и светлые клетки – квадратики, которые называются полями. Светлые клетки – это белые поля. Темные клетки – это черные поля. - Покажите на своих настольных досках белое поле? Черное поле? И снова к нам пришла сказка. Беседа по мультфильму - Какие поля на шахматной доске? - А каких полей больше черных или белых? -. А кто из вас сможет сосчитать, сколько на доске белых полей? ( 32). - А черных? ( Тоже 32.) - Что можем сказать про эти поля? (Одинаково, их равное количество, поровну, белых полей столько же, сколько и черных) - Правильно. Белых – 32 и черных – 32, а всего 64 поля. - Что больше шахматная доска или шахматное поле? - Какая форма у шахматных полей и шахматной доски? | Просмотр презентации Ответы детей Просмотр Мультфильма «Учимся, играя в шахматы». 5 серия Ответы детей | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено учащимися, и того что еще не известно (Регулятивные УУД). Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (Познавательные УУД) | |
IV Релаксация (физминутка) | -Давайте ка мы с вами немного снимем усталость, взбодримся! И поиграем! Если в наших движениях что то напоминает горизонталь, мы говорим –« ГОРИЗОНТАЛЬ!» ( учитель показывает движения зеркальным способом) - правую руку в верх, -левую руку в верх, - руки в сторону ( хором ГОРИЗАНТАЛЬ) -руки в перед, -руки назад, Руки в сторону( ГОРИЗАНТАЛЬ!) -руки на пояс, -руки к плечам, -руки в верх, _руки в стороны( ГОРИЗОНТАЛЬ) Хорошо, молодцы рассаживаемся на места. | Выполнение физминутки | ||
V Включение нового знания в систему знания и повторение. Практическая работа | 1. Дидактическая игра «Дождик» - А сейчас мы будем играть в игру «Дождик». Представим, что пошёл сильный дождь и смыл все клетки. Клетки исчезли. Нам необходимо восстановить белые и черные клетки. Вот вам листочки и карандаши. 1 ученик красит белые, сосед - чёрные. -А теперь сверьте ваши работы с записью на экране. 2. Веселые человечки решили сыграть в шахматы. Положили перед собой шахматную доску, но черные и белые поля сбежали с доски и спрятались. Ребята, помогите их найти. 1 вариант будет искать черные поля, а 2 – белые. Кто нашел – подымает руку. – Молодцы! В конце занятия можно провести блиц - викторину: 1. На каких полях ничего не растет? (На шахматных.) 2. Из каких досок не строят теремок? (Из шахматных.) 3. В каких клетках не держат зверей? (В шахматных.) 4. Что меньше: шахматная доска или шахматное поле? (шахматное поле) 5. Какие поля на шахматной доске больше – белые или чёрные (они равны) 6. Сколько всего полей на шахматном поле? | Работа в паре. Ответы учащихся. Ответы детей | Осуществлять пошаговый контроль своих действий (Регулятивные УУД). Перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД). Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. (Коммуникативные УУД). | |
VI. Подведение итогов, оценки, рефлексия. Микроцель: -дать оценку работе класса и отдельных учеников, контроль и самоконтроль. | Узнали, что такое шахматная доска? Я: Узнал и могу показать, нарисовать шахматную доску. Запомнил Повторил Затрудняюсь -Оцените свою работу на уроке. Я понял и могу рассказать другим
- Понравился ли вам сегодняшний урок? Был ли он интересен? Вы, ребята, были сегодня активными, внимательными и сообразительными. Спасибо вам за хорошую работу | Учащиеся продолжают начатое высказывание, На листках заполняют «лесенку успеха» | Прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала(Регулятивные УУД) Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). | |
VII. Информация о домашнем задании. | Задание в рабочей тетради |
Дидактические шахматные сказки
- Сухин И. Котята-хвастунишки //Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.
- Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.
- Сухин И. От сказки – к шахматам. Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмыACT, 1993.
- Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски. Сухин И. Хвастуны в Паламеде.Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.
- Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах
- Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978.
- Добрыня, посол князя Владимира (былина). Драгунский В. Шляпа гроссмейстера. Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.
- Кумма А., Рунге С. Шахматный Король .Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический мальчик. Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка).Остер Г. Полезная девчонка. Пермяк Е. Вечный Король. Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973.
- Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде. Тихомиров О. Чемпион Гога Ренкин. Шаров А. Сказка о настоящих слонах.
Стихотворения о шахматах и шахматистах
- Берестов В. В шахматном павильоне. Берестов В. Игра.Ильин Е. Приключения Пешки. – М.: ФиС, 1975.
- Ильин Е. Средневековая легенда. Квитко Л. Турнир.Никитин В. Чья армия сильней? – Красноярск, 1977.
- Сухин И. Волшебная игра.
Художественная литература для детей по шахматной тематике
Булычев К. Сто лет тому вперед. Велтистов Е. Победитель невозможного. Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания. Крапивин В. Тайна пирамид. Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье. Лагин Л. Старик Хоттабыч. Надь К. Заколдованная школа. Носов Н. Витя Малеев в школе и дома. Носов Н. Незнайка в Солнечном городе. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. Раскатов М. Пропавшая буква. Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки. Сухин И. Страна Грез // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 4, 5.
Томин. Шел по городу волшебник. Чжан-Тянь-И. Секрет драгоценной тыквы. Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина.
Шахматные игрушки и игры, которые можно сделать своими руками
Дидактические игрушки: “Горизонталь – вертикаль”, “Диагональ” (материал – плотная бумага, ватман, картон).Шахматная матрешка. Шахматные пирамидки. Разрезные шахматные картинки. Шахматное лото. Шахматное домино. Кубики с картинками шахматных фигур. Темные и светлые кубики (из них ученики могут собирать горизонталь, вертикаль, диагональ). Набор из 64 кубиков с картинками шахматных фигур, белых и черных полей, а также фигур, расположенных на белых и черных полях. Летающие колпачки (около гнезд нарисованы шахматные фигуры и указана их относительная ценность).Шахматная доска – куб с фрагментами доски (свидетельство на промышленный образец № 30936 от 28. 03. 1990 г., авторы; И. Г. Сухин, Г. П. Кондратьев). Набор фрагментов шахматной доски (приоритетный № 4336153/12 от 30. 11. 1987 г., авторы: И. Г. Сухин, Г. П. Кондратьев).
Мультфильмы о шахматах
«Учимся, играя в шахматы». Шахматный мультфильм создан по программе спецкурса: «Учимся, играя в шахматы» первый год обучения автор: Губатенко Н.Ю
«Фиксики» познавательный мультфильм, «Гамбит», «Смешарики», «Походная пешка», «Волшебные холмы», «Приключения Стремянки и макаронины», «Шахматы для детей3D ».
Предварительный просмотр:
Академия дополнительного профессионального образования
Программа профессиональной переподготовки
Методика преподавания курса «Шахматы» в условиях реализации
ФГОС НОО (144)
Дисциплина: Модуль 3. Современные технологии преподавания шахмат, направленные на развитие пространственного восприятия и воображения; духовно-нравственное воспитание младших школьников
при изучении курса «Шахматы»
Практическое задание 3, Модуль 3. Современные технологии преподавания шахмат, направленные на развитие пространственного восприятия и воображения; духовно-нравственное воспитание
младших школьников при изучении курса «Шахматы»
Выполнил:
слушатель Ягудина Нажия Гафуановна
Преподаватель:
Полетова Марианна Викторовна
г. Курган - 2017
Технологическая карта урока
Предмет: «Шахматы – школе»
Класс: 1
Тип урока: урок открытия нового знания на основе практических умений
Тема | Шахматная доска. Белые и черные поля. |
Планируемые результаты | Личностные УУД: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; -личностная мотивация к познавательной деятельности; - осмыслить необходимость сотрудничества и взаимопомощи; уважать мнения сверстников по обсуждаемой проблеме. Метапредметные УУД: Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; высказываться в устной форме о значении шахмат в жизни человека; осуществлять поиск существенной информации Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; оценивать результаты своей деятельности. Предметные: научить ориентироваться на шахматной доске, познакомить с белыми и черными полями. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, компьютер с колонками, экран с проектором, комплект шахмат для каждого ученика. - слайд-презентация. |
Организация пространства | Фронтальная работа, работа в паре. |
Технологии | Проблемно - диалогическая, наблюдение. |
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | |
Предметные | Личностные и метапредметные УУД | |||
I Самоопределение к деятельности. (Организационный момент.) Микроцель: - обеспечение мотивации и организация внимания учащихся. | Учитель: Давайте улыбнемся, друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Учитель: Сегодня мы с вами отправляемся в сказочную шахматную школу. Не потеряться в сказочной шахматной школе смогут только самые внимательные дети. | Пожелание успеха друг другу и учителю. | Положительное отношение к школе (Личностные УУД) | |
II Актуализация знаний. Цели: -создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | Есть тихий спорта вид — . Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеет свою историю. Шахматы появились в Индии в 5-6 веках. Первоначальное название шахмат – ЧАТУРАНГА. В игре в то время принимали участие четыре человека. Когда-то великий индийский шах воевал с другими, погибло много людей. Один мудрец подарил ему шахматы, где бои были на доске, а воины деревянные. Зовётся шахматной страной – Может, кто-нибудь уже знаком с шахматной игрой? Отлично, будете моими помощниками. - Что нам нужно, чтобы играть в шахматы? (шахматные фигуры и шахматная доска). | Ответы детей Ответы детей | Информация для самостоятельного осмысления жизненных ситуаций (Познавательные УУД). | |
III «Открытие нового знания» | Открываем волшебную книгу (учебник, стр.3). 1 Жили- были когда-то давным – давно король и королева. Король был черный, с черными волосами, черными глазами, и носил постоянно черную одежду, внешностью он был весьма не плох. А Королева была белая, (1слайд) с русыми волосами, белыми ресничками, и в белом платье, такой красы, что ни в сказке сказать ни пером описать! Они жили очень дружно, и каждый день выходили на прогулку, объезжали свое королевство на конях: Король на черном коне, Королева на белом своем любимом коне. (2слайд) Доезжали до самых границ своих владений, каждый встречный им улыбаясь кланялся, приветствовали их. В Королевстве царил мир и покой. Но не было у Короля и Королевы детей. Однажды, старая колдунья, сделала из пшеничной и ржаной муки маленькие две фигурки, черную и белую, и подарила Королевской семье. -Ваше Величество, вот вам мой скромный подарок-два мальчика из теста. Если Вы захотите, я в них вселю человеческие души, и они оживут. Дам им человеческие качества: доброту, щедрость, ум. Но если в течение жизни они растеряют эти человеческие качества, они снова превратятся в маленькие бездушные фигурки. И тогда уже им никто не поможет, они останутся игрушками навечно. Король и Королева с удовольствием согласились. И у них появились детки. (слайд 3) Мальчики росли не по дням, а по часам. Король и Королева их баловали: им было все дозволено, не знали слова «нельзя».Выросли мальчики такие красавцы: один темненький, другой светленький, но такие капризные и завистливые. То и дело они ругались, а то и дрались. Прошли годы: мальчики женились, создали свою семью. Каждая семья хотела жить отдельно друг от друга, иметь свое государство, свою армию. Пока Король и Королева были живые, они терпели друг друга, но в один прекрасный день Короля и Королевы не стало… Все плакали, долго горевали. Все знали, что эти два брата не уживутся вместе. Так и случилось- (слайд 4) они стали делиль королевство по квадратикам, делили их на кусочки делили все на полянки, черный принц красил все в черные, а белый принц в белые цвета. Каждый имел , своих коней, свою армию …Случилось страшное, они, стали черствыми, злыми. Ну и как обещала Колдунья в одно утро они проснулись маленькими твердыми, как камень, фигурками. Не могли не шевельнуться, ни глазом моргнуть. Исполнилось предсказание старой колдуньи прекрасные принцы-красавцы, со всей королевской свитой, армией, владениями, превратились в игрушки. (слайд 5) А королевство, которое они делили и красили,на черные и белые поля навсегда осталось черно-белым( слайд 6) С тех пор много воды утекло, но люди все еще играют с этими причудливыми фигурками, далеко напоминающими живых людей. (слайд 7) (Шахматная доска) - Ребята, а кто раньше видел игровые шахматные доски? - А в какие игры можно играть на таких досках? - Смотрите, какие у меня есть доски. (Показываю шахматные доски - разных размеров: большая, обычная, маленькая от дорожных шахмат.) Это, ребята, дорожные шахматы. Как вы думаете, для чего они нужны? - А это – большая демонстрационная шахматная доска, которая хранит много секретов, о которых мы с вами скоро узнаем. Шахматную доску ещё называют шахматным полем. В шахматы играют два соперника. Они садятся за шахматную доску лицом друг к другу. Доску правильно клади, На углы всегда гляди, Чтоб у правого угла Клетка белая была! - Расположите шахматные доски перед собой правильно. - Шахматная доска аккуратно расчерчена на равные темные и светлые клетки – квадратики, которые называются полями. Светлые клетки – это белые поля. Темные клетки – это черные поля. - Покажите на своих настольных досках белое поле? Черное поле? И снова к нам пришла сказка. Беседа по мультфильму - Какие поля на шахматной доске? - А каких полей больше черных или белых? -. А кто из вас сможет сосчитать, сколько на доске белых полей? ( 32). - А черных? ( Тоже 32.) - Что можем сказать про эти поля? (Одинаково, их равное количество, поровну, белых полей столько же, сколько и черных) - Правильно. Белых – 32 и черных – 32, а всего 64 поля. - Что больше шахматная доска или шахматное поле? - Какая форма у шахматных полей и шахматной доски? | Просмотр презентации Ответы детей Просмотр Мультфильма «Учимся, играя в шахматы». 5 серия Ответы детей | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено учащимися, и того что еще не известно (Регулятивные УУД). Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (Познавательные УУД) | |
IV Релаксация (физминутка) | -Давайте ка мы с вами немного снимем усталость, взбодримся! И поиграем! Если в наших движениях что то напоминает горизонталь, мы говорим –« ГОРИЗОНТАЛЬ!» ( учитель показывает движения зеркальным способом) - правую руку в верх, -левую руку в верх, - руки в сторону ( хором ГОРИЗАНТАЛЬ) -руки в перед, -руки назад, Руки в сторону( ГОРИЗАНТАЛЬ!) -руки на пояс, -руки к плечам, -руки в верх, _руки в стороны( ГОРИЗОНТАЛЬ) Хорошо, молодцы рассаживаемся на места. | Выполнение физминутки | ||
V Включение нового знания в систему знания и повторение. Практическая работа | 1. Дидактическая игра «Дождик» - А сейчас мы будем играть в игру «Дождик». Представим, что пошёл сильный дождь и смыл все клетки. Клетки исчезли. Нам необходимо восстановить белые и черные клетки. Вот вам листочки и карандаши. 1 ученик красит белые, сосед - чёрные. -А теперь сверьте ваши работы с записью на экране. 2. Веселые человечки решили сыграть в шахматы. Положили перед собой шахматную доску, но черные и белые поля сбежали с доски и спрятались. Ребята, помогите их найти. 1 вариант будет искать черные поля, а 2 – белые. Кто нашел – подымает руку. – Молодцы! В конце занятия можно провести блиц - викторину: 1. На каких полях ничего не растет? (На шахматных.) 2. Из каких досок не строят теремок? (Из шахматных.) 3. В каких клетках не держат зверей? (В шахматных.) 4. Что меньше: шахматная доска или шахматное поле? (шахматное поле) 5. Какие поля на шахматной доске больше – белые или чёрные (они равны) 6. Сколько всего полей на шахматном поле? | Работа в паре. Ответы учащихся. Ответы детей | Осуществлять пошаговый контроль своих действий (Регулятивные УУД). Перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД). Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. (Коммуникативные УУД). | |
VI. Подведение итогов, оценки, рефлексия. Микроцель: -дать оценку работе класса и отдельных учеников, контроль и самоконтроль. | Узнали, что такое шахматная доска? Я: Узнал и могу показать, нарисовать шахматную доску. Запомнил Повторил Затрудняюсь -Оцените свою работу на уроке. Я понял и могу рассказать другим
- Понравился ли вам сегодняшний урок? Был ли он интересен? Вы, ребята, были сегодня активными, внимательными и сообразительными. Спасибо вам за хорошую работу | Учащиеся продолжают начатое высказывание, На листках заполняют «лесенку успеха» | Прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала(Регулятивные УУД) Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). | |
VII. Информация о домашнем задании. | Задание в рабочей тетради |
Дидактические шахматные сказки
- Сухин И. Котята-хвастунишки //Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.
- Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.
- Сухин И. От сказки – к шахматам. Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмыACT, 1993.
- Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски. Сухин И. Хвастуны в Паламеде.Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.
- Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах
- Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978.
- Добрыня, посол князя Владимира (былина). Драгунский В. Шляпа гроссмейстера. Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.
- Кумма А., Рунге С. Шахматный Король .Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический мальчик. Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка).Остер Г. Полезная девчонка. Пермяк Е. Вечный Король. Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973.
- Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде. Тихомиров О. Чемпион Гога Ренкин. Шаров А. Сказка о настоящих слонах.
Стихотворения о шахматах и шахматистах
- Берестов В. В шахматном павильоне. Берестов В. Игра.Ильин Е. Приключения Пешки. – М.: ФиС, 1975.
- Ильин Е. Средневековая легенда. Квитко Л. Турнир.Никитин В. Чья армия сильней? – Красноярск, 1977.
- Сухин И. Волшебная игра.
Художественная литература для детей по шахматной тематике
Булычев К. Сто лет тому вперед. Велтистов Е. Победитель невозможного. Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания. Крапивин В. Тайна пирамид. Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье. Лагин Л. Старик Хоттабыч. Надь К. Заколдованная школа. Носов Н. Витя Малеев в школе и дома. Носов Н. Незнайка в Солнечном городе. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. Раскатов М. Пропавшая буква. Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки. Сухин И. Страна Грез // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 4, 5.
Томин. Шел по городу волшебник. Чжан-Тянь-И. Секрет драгоценной тыквы. Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина.
Шахматные игрушки и игры, которые можно сделать своими руками
Дидактические игрушки: “Горизонталь – вертикаль”, “Диагональ” (материал – плотная бумага, ватман, картон).Шахматная матрешка. Шахматные пирамидки. Разрезные шахматные картинки. Шахматное лото. Шахматное домино. Кубики с картинками шахматных фигур. Темные и светлые кубики (из них ученики могут собирать горизонталь, вертикаль, диагональ). Набор из 64 кубиков с картинками шахматных фигур, белых и черных полей, а также фигур, расположенных на белых и черных полях. Летающие колпачки (около гнезд нарисованы шахматные фигуры и указана их относительная ценность).Шахматная доска – куб с фрагментами доски (свидетельство на промышленный образец № 30936 от 28. 03. 1990 г., авторы; И. Г. Сухин, Г. П. Кондратьев). Набор фрагментов шахматной доски (приоритетный № 4336153/12 от 30. 11. 1987 г., авторы: И. Г. Сухин, Г. П. Кондратьев).
Мультфильмы о шахматах
«Учимся, играя в шахматы». Шахматный мультфильм создан по программе спецкурса: «Учимся, играя в шахматы» первый год обучения автор: Губатенко Н.Ю
«Фиксики» познавательный мультфильм, «Гамбит», «Смешарики», «Походная пешка», «Волшебные холмы», «Приключения Стремянки и макаронины», «Шахматы для детей3D ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия
1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...