Рабочая программа по внеурочной деятельности "Дорогой добра"
рабочая программа (1 класс)

Занкина Наталья Венальевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Дорогой добра"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zankina_n.v._rabochaya_programma_po_vd.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ДОРОГОЙ ДОБРА»

Срок реализации программы: 1 год

Возраст обучающихся: 6,5 – 8 лет

Автор – составитель:

Занкина Наталья Венальевна,

учитель начальных классо

МОБУ СОШ с.Нугуш МР

Мелеузовский район РБ

2010 го

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Девчонки, мальчишки – вся детвора,

Идите по жизни дорогой добра!

Доброта – это чувство, причём, быть может, самое древнее человеческое чувство на земле. Человек становится  человеком тогда, когда он испытывает доброе чувство не только по отношению к себе, но и к чужому – из чужой семьи, класса, когда он пожалел человека не за то, что он свой, а за то, что он человек.

Слово «доброта» старо, как мир, но в наш современный мир оно вошло как новое, обновлённое слово, как потерянная и вдруг найденная величайшая драгоценность. И сегодня, если бы мы составляли частотный словарь русского языка, то слово «доброта» заняло бы, возможно, одно из первых мест по частоте употребления.

Но что оно значит, это слово, понятие? И главное, как воспитать доброту в детях? Можно ли и нужно ли воспитывать добрыми детей в наш трудный и всё ёще недобрый век? Эстафета добра и зла бесконечна, и в нашем обществе, школе, доме на смену злым детям могут прийти злые внуки. Хорошо ли нам тогда будет? Поэтому встаёт  вопрос о создании программы, посредством которой можно было постепенно развивать такие  качества личности, как доброта, милосердие, ответственность. Ведь младший возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости.

Программа «Дорогой добра» составлена на основе Программы воспитания и социализации младших школьников (Программа подготовлена в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения») и  идеи «педагогики общей заботы». В ней заложены следующие принципы: социально полезная направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, «многоролевой» характер деятельности, творчество. Кроме того, «педагогика общей заботы» учитывает такие идеи коллективного творческого воспитания, как:

  • коллективное участие в планировании, подготовке, проведении и обсуждении совместных дел всех членов коллектива;
  • коллективное творчество – проведение совместных дел с выдумкой, фантазией, игрой, импровизацией;
  • ситуации – образцы, своеобразные эталоны, идеалы коллективной деятельности и общения;
  • общественная направленность деятельности, которая предусматривает деятельность, приносящую пользу и радость людям.

Особенностью программы является развитие духовной нравственности воспитанников на основе организации взаимодействия внутреннего и внешнего социума.  В содержании занятий объединяются блоки  знаний трех различных предметов:

  • литературное чтение – экология – технология.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: программа рассчитана на 1 год обучения.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

  • создать условия для формирования нравственных ценностей у младших школьников через систему воспитательных мероприятий.

ЗАДАЧИ:

  • воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
  • формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
  • формирование у младшего школьника почтительного  отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.

УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ:

  • администрация школы;
  • учащиеся; 
  • учителя.

ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • акции;
  • трудовые дела;
  • праздники;
  • беседы;
  • конкурсы;
  • выставки;
  • экскурсии;
  • социальная проба;
  • творческие дела.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • различать  хорошие и плохие поступки;
  • проявлять почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  • знать правила вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
  • оказывать посильную помощь младшим, старшим, проявлять заботу о них;
  • уметь грамотно применять знания на практике (в коммуникативных ситуациях, в культуре поведения).

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учитывая возрастные особенности младших школьников, особенно то, что они любят играть,  программа «Дорогой добра» предполагает путешествие по станциям, которые определяют направления в работе.

Станции:

  • Литературная;
  • Экологическая;
  • Семейная;
  • Трудовая;
  • Сретенская.

№ п/п

Направления

деятельности

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Станция «Литературная»

3

1

2

3.

Станция «Экологическая»

7

2

5

4.

Станция «Семейная»

6

2

4

5.

Станция «Трудовая»

9

3

6

6.

 Станция «Доброта»

5

2

3

7.

Итоговое занятие и выставка

2

1

1

                     Всего

33

12

21

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Плановые сроки прохождения

Тема занятия

Примечание

План.

Факт.

1.

Вводное занятие. Учимся добру: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». Диагностика «Уровень сформированности нравственных качеств учащихся» (Приложение 1)

2.

Станция «Экологическая»: понятие «Экология». Работа на пришкольном  участке.                

3.

Станция «Экологическая»: аллея ветеранов. Трудовой десант по уборке территории аллеи.

4.

Станция «Доброта»: Встреча «Давайте, познакомимся».

5.

Станция «Экологическая»: знакомство с комнатными растениями. Работа в зелёном уголке: ухаживание за комнатными растениями

6.

Станция «Семейная»: Операция « Милосердие» ко Дню пожилых людей

7.

Станция «Семейная»: акция «Моя мама»

8.

Станция «Трудовая»: операция «Чистый класс»

9.

Станция «Трудовая»: «Откуда книга пришла». Работа в школьной библиотеке: «Книжкина больница»

10.

Станция «Литературная»: В. Осеева «Плохо». Изготовление книжки - малышки

11.

Станция «Трудовая»: операция «Подари игрушку детям»

12.

Станция «Доброта»: операция «Подари игрушку детям»

13.

Станция «Доброта»: «День согласия и примирения»

14.

Станция «Трудовая»: работа в районной библиотеке: операция «Книжкина больница»

15.

Станция «Трудовая»: мастерская Деда Мороза (изготовление ёлочных украшений)

16.

Станция «Экологическая»: акция «Как живешь, птичка?»

17.

Станция «Литературная»: Маршак С. «Рассказ о неизвестном герое». Составление словарика добрых слов

18.

Станция «Трудовая»: изготовление раздаточного дидактического материала для дошкольников

19.

Станция «Доброта»: «Рождество Христово»

20.

Станция «Семейная»: акция «Ангел милосердия»

21.

Станция «Семейная»: операция «Поздравляем с праздником»

22.

Станция «Экологическая»: операция «Береги лесную красавицу»

23.

Станция «Трудовая»: работа в школьной теплице – посадка лука

24.

Станция «Экологическая»: работа в живом уголке – уход за рыбками

25.

Станция «Литературная»: К. Чуковский «Айболит». Изготовление книжки -  малышки

26.

Станция «Семейная»: Акция «Дари добро» (оказание помощи одиноким пожилым людям)

27.

 Станция «Трудовая»: изготовление поделок к Светлой Пасхе

28.

Станция «Доброта»: «Светлая Пасха»

29.

Станция «Экологическая»: акция «Чистый двор»

30.

Станция «Семейная»: фото – конкурс, выставка рисунков «Потому так счастлив я, что со мной моя семья».

31.

Станция «Трудовая»: работа на пришкольном участке: высаживание рассады цветов

32.

Итоговое занятие: подведение итогов занятий. Диагностика «Уровень сформированности нравственных качеств учащихся» (Приложение 1)

33.

Итоговое занятие: подготовка и оформление выставки, презентация по результатам  работы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие

Теоретические знания

 Знакомство с понятием «добро» на основе чтения и анализа литературного произведения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Практическая работа

 Диагностика «Уровень сформированности нравственных качеств учащихся» (Приложение 1).

Станция «Литературная»

Книга - твой друг

Цель: знакомить учащихся с литературными произведениями, которые учат совершать добрые поступки и дела, уважать и почитать старшее поколение и взрослых людей; заботиться о малышах и любить природу, способствовать развитию коммуникативной культуры.

Теоретические знания

 Чтение и анализ книг В. Осеевой, С. Маршака, К. Чуковского. Разыгрывание  жизненных ситуаций. Составление портрета доброго героя.

Практическая работа

 Изготовление книжек – малышек по прочитанным произведениям. Составление словарика добрых слов.

Станция «Экологическая»

Человек – друг природы. Природа – мой дом.

Цель: воспитывать любовь к природе, родному краю;  животному миру.

Теоретические знания

 Общее представление об экологии. Виды комнатных растений, правила ухода за ними. Зимующие птицы нашего края, забота о них: заготовка корма, изготовление кормушек. Основы аквариумистики. Типы аквариумов. Оборудование аквариума. Основные группы рыб. Корма и кормление рыб. Уход за аквариумом. Правила поведения на школьном участке.

Практическая работа

 Трудовой десант по уборке территории аллеи ветеранов. Работа на пришкольном участке – прополка, полив, рыхление почвы. Работа в зелёном уголке – полив, рыхление почвы, подкормка, уход за листьями комнатных растений. Работа в «живом» уголке – освоение приёмов очистки стенок аквариума. Акции «Чистый двор», «Как живёшь, птичка?». Выпуск листовок «Берегите лесную красавицу».

Станция «Семейная»

В дружбе взрослых и детей – сила школы и семей.

Цель:  развивать интерес к истории своей семьи, к ее традициям, к профессиональной деятельности родителей; воспитывать любовь и уважение к своей семье

Теоретические знания

Знакомство с понятиями «род», «семья», «родословная». Праздники: «День пожилых людей», «День матери».

Практическая работа

 Оформление фотовыставки «Моя семья». Конкурсы рисунков. Подготовка и рассылка праздничных открыток. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам. Сбор игр, канцелярских товаров для детского сада.

Станция «Трудовая»

Воля и труд дивные всходы дают.

Цель: воспитывать трудолюбие, желание трудиться и приносить пользу.

Теоретические знания

 Элементы книги. Откуда книга пришла. Правила безопасного обращения с ножницами. Разнообразие видов аппликации из бумаги, ткани, пластилина. Технология изготовления аппликационных работ. Правила безопасности при работе с ручным садовым инвентарём. Условия содержания растений в теплице. Правила ухода за растениями в теплице.

Практическая работа

 Подклеивание книг. Изготовление игрушек, раздаточного дидактического материала. Высаживание рассады цветов, посадка лука на зелень. Трудовые дела: «Чистый класс».

Станция «Доброта»

С кем живешь, с тем и слывешь.

Цель: воспитывать у учащихся чувство ответственности за порученное дело, за младшего товарища, воспитывать добро, взаимовыручку.

Теоретические знания

 История возникновения памятника Минину и Пожарскому. Традиции и обычаи русского народа.

Практическая работа

 Изготовление игрушек и поделок для дошкольной группы. Совместные мероприятия с воспитанниками детского сада: «День согласия и примирения», «Рождество Христово», «Светлая Пасха».

Итоговое занятие

Подведение итогов занятий. Подготовка и оформление выставки фотографий, рисунков. Компьютерная презентация результатов работы.

Практическая работа

Диагностика «Уровень сформированности нравственных качеств учащихся» (Приложение 1).

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ:

  1. Дюмина Г. Уроки детского творчества.- М.: Внешсигма. АСТ, 2000г.;
  2. Козлова А.В. «Работа ДОУ с семьей» М. 2003г.;
  3. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: (Общие и возрастные особенности). - Минск, 1976.
  4. Программа воспитания и социализации
  5. Сухомлинский В.А. «Потребность человека в человеке» М. Советская Россия 1981 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добра"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добра" содержит: пояснительную записку, УУД, содержание, учебный план. учебно-тематический план, материально-техническое обеспечение....

рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика: азбука добра"

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Этика: азбука добра"

Духовно-нравственное направление курса "Этика: азбука добра" по внеурочной деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Этика - азбука добра"

Необходимость нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:азбука добра"

Пояснительная записка   Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательно...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доброе дело"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе. Социальное направление...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу «Добрая сказка» о добрых качествах: для занятий с детьми младшего школьного возраста

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу«Добрая сказка»о добрых качествах:  для занятий с детьми младшего школьного возраста...