Программа "Лучики творчества и успеха"
методическая разработка (3 класс)
Актуальность создания данной программы обусловливается:
-необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, обучающихся и их родителей;
-спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие;
-необходимостью создания модели по организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО.
Новизна программы состоит в том, что в ней обобщены и систематизированы направления деятельности по развитию интересов детей.
Разработанная программа рассчитана на четыре года.
Данная программа является комплексной, рассчитана на обучающихся 1-4 классов, с учетом возрастных особенностей.
Программа может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой обучающихся из разных классов и параллелей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_luchiki_tvorchestva_i_uspeha.docx | 62.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Йошкар-Олы
с углублённым изучением отдельных предметов»
Дополнительная образовательная программа
внеурочной деятельности
Направленность:духовно-
нравственная
Возраст детей: 3 класс (9 лет)
Срок реализации: 4 года
Автор составитль:
Фёдорова Тамара Александровна,
учитель начальных классов
первой категории
Йошкар-Ола
2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка
- Актуальность разработки и создания программы
- Цель и задачи программы
- Основополагающие принципы программы
- Предполагаемые результаты и способы проверки их достижения
- Содержание программы по направлениям
- Духовно-нравственное направление
- Социальное направление
- Общеинтеллектуальное направление
- Общекультурное направление
- Спортивно-оздоровительное направление
- Методическое обеспечение программы
- Список литературы
Приложение
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Актуальность разработки и создания программы
В человеке, которого мы воспитываем,
должны сочетаться нравственная чистота,
духовное богатство, физическое совершенство.
В.А.Сухомлинский.
Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, привели к процессу формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина, определили новые подходы к содержанию образования.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Сегодня для образовательного учреждения одним из важнейших вопросов является организация внеучебной деятельности. На этом фоне актуальной становится педагогическая проблема, связанная с поиском новых организационных форм внеучебной деятельности, которые были бы адекватны современным социокультурным условиям.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.
Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать:
– овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
- формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
– формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.
Вследствие реализации данной программы и внедрения предлагаемой модели эффективность системы воспитания и социализации младших школьников может быть существенно повышена, а также может быть создан особый уклад школьной жизни, частью которого является внеурочная деятельность, существенными характеристиками которой станут:
- ориентированность на образовательные запросы обучающихся, родителей, общества, государства;
- принятие ребенком ценностей через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами;
- использование различных источников базовых ценностей (содержание учебного материала, фольклор, художественная литература, фильмы и т.д.)
- согласованность деятельности различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы;
- реализация средового подхода в воспитании и социализации детей.
Таким образом, актуальность создания данной программы обусловливается:
-необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, обучающихся и их родителей;
-спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие;
-необходимостью создания модели по организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности по выбору обучающегося и с согласия его родителей (законных представителей) (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) в следующих формах: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики и другие виды работ.
Практическая значимость программы заключается в том, что создание условий самореализации личности во внеурочное время гарантирует предоставление детям возможности выбора:
- широкого спектра видов и форм внеурочной деятельности;
- дополнительного образования детей во внеурочное время;
- самореализации личности.
Особенностью данного компонента образовательного процесса является самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.
Новизна программы состоит в том, что в ней обобщены и систематизированы направления деятельности по развитию интересов детей.
Разработанная программа рассчитана на четыре года.
Данная программа является комплексной, рассчитана на обучающихся 1-4 классов, с учетом возрастных особенностей.
Программа может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой обучающихся из разных классов и параллелей.
Недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания внеурочной деятельности по классам, направлениям развития личности обучающихся – до 10 часов (количество часов на одного обучающегося определяется его выбором); максимальный объём внеурочной деятельности на ступени начального общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей общеобразовательного учреждения – до 1350 часов (1 класс – до 330 часов, 2–4 классы – до 340 часов ежегодно).
В основу организации внеурочной деятельности в школе положена оптимизационная модель реализации этой программы, что полностью обеспечило условия ее полноценной реализации в соответствии с требованиями ФГОС, но при максимальном учете реальных возможностей школы.
- Цель, задачи программы
Целью данной программы является создание условий для развития интересов ребенка на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Для достижения цели программы необходимо решить следующие задачи:
- определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся начальных классов;
- отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями;
- теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся, как части общего уклада школьной жизни;
- определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;
- разработать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности;
- эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.
Задачи внеурочной деятельности:
- наиболее полное удовлетворение потребностей и интересов обучающихся, укрепления их здоровья;
- личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся;
- формирование общей культуры обучающихся;
- воспитание у обучающихся гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье;
- обеспечение социальной защиты, поддержки, адаптации обучающихся к жизни в обществе;
- развитие творческого мышления, необходимого для практической деятельности в окружающем мире.
- Основополагающие принципы программы
Для достижения главной цели внеурочная деятельность строится в соответствии со следующими принципами:
- принцип гуманизации и гуманитаризации - способствует правильной ориентации обучающихся в системе ценностей и содействует включению обучающихся в диалог разных культур;
- принцип свободы выбора – предоставление учащимся возможности самостоятельного выбора форм и видов внеурочной деятельности, формирование чувства ответственности за его результаты;
- природосообразность – учёт половозрастных особенностей, врождённых способностей, физиологических и биологических особенностей детей;
- принципы деятельного и личностного подходов, заключающихся в том, что ученик овладевает способами использования богатств, накопленных человечеством в области телесного и духовного совершенствования;
- принцип системности - создание системы внеурочной деятельности младших школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между:
- всеми участниками внеурочной деятельности – учащимися, педагогами, родителями, социальными партнерами;
- основными компонентами организуемой деятельности – целевым, содержательно - деятельностным и оценочно-результативным;
- урочной и внеурочной деятельностью;
- региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования школьников;
- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности в школе;
- опора на ценности воспитательной системы школы;
- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
- включение в активную жизненную позицию.
- Предполагаемые результаты и способы проверки их достижения
Проектируемым результатом программы «Лучики творчества и успеха» является развитие творческой активности детей.
Определяя условия успешности в организации внеучебной деятельности школьников, принципиально важным считается выделение результатов и эффектов этой деятельности.
Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Все виды внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты:
выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;
оказание помощи в поисках «себя»;
создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
расширение рамок общения с социумом;
создание оптимальных условий для развития и отдыха детей;
активное, массовое участие в реализуемых целевых программах и проектах различного уровня;
формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;
творческая самореализация, развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;
развитие ключевых компетенций (коммуникативной, этической, социальной, гражданской) обучающихся;
приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.);
получение школьником опыта самостоятельного социального действия;
развитие традиций школы.
Школа организует работу по трём уровням достижения результатов внеучебной деятельности младших школьников.
Классификация результатов внеурочной деятельности
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
В основе воспитания развитие личности обучающегося, признание его индивидуального своеобразия, его право проявлять свое «Я» на том уровне, которого он достиг в своей жизни.
Достижение всех трех уровней результатов внеучебной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
-формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
-формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной и др.
Планируемые личностные, метапредметные результаты
Личностные результаты
Самоопределение:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; принятие образа «хорошего ученика»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; осознание ответственности человека за общее благополучие;
осознание своей этнической принадлежности;
гуманистическое сознание; устойчивое следование в поведении социальным нормам;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
Смыслообразование:
мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Нравственно-этическая ориентация:
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
эстетические потребности, ценности и чувства;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.
воспитание чувства справедливости, ответственности.
Метапредметные результаты:
сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения; использовать его в ходе самостоятельной работы;
анализировать правила игры;
действовать в соответствии с заданными правилами; включаться в групповую работу;
участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; учитывать разные мнения;
использовать критерии для обоснования своего суждения;
контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
В результате освоения обучающимися программы внеурочной деятельности планируется увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, городу; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; развитие социальной культуры обучающихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
Основными критериями оценки эффективности реализации дополнительной образовательной программы являются:
- мотивационно-ценностный критерий (отношение к культуре, творчеству и науке; посещаемость занятий);
- информационный критерий (степень сформированности знаний);
- инструментальный критерий (степень сформированности умений и навыков);
- деятельностный критерий (участие в конкурсах и т.д.).
Показатели результативности программы диагностируются с помощью следующих форм и методов:
Показатель | Формы и методы диагностики |
Мотивационно-ценностный |
|
Информационный |
|
Инструментальный |
|
Деятельностный |
|
Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- любящий свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Внеурочная деятельность в МБОУ «СОШ №19 г. Йошкар-Олы» реализуется через:
- учебный план, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, проводимые в формах, отличных от классно-урочной);
- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, с которыми сотрудничает школа;
- классное руководство (экскурсии, прогулки, праздники, соревнования);
- деятельность иных педагогических работников (социального педагога, педагога-психолога, учителя-логопеда) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;
- инновационную (экспериментальную) деятельность.
Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве базовой используется оптимизационная модель внеурочной деятельности (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения).
Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения.
В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
- взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
- организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
- организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления;
- организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения внеурочная деятельность в школе организуется по следующим основным направлениям развития личности:
духовно-нравственное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное,
социальное,
спортивно-оздоровительное.
Военно-патриотическое и проектное направления внеурочной деятельности могут не выделяться как самостоятельные, т.к. входят как формы организации деятельности обучающихся в другие направления.
Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующей образовательной программы общеобразовательного учреждения.
В плане внеурочной деятельности МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Йошкар-Олы» выделены основные направления внеурочной деятельности.
План внеурочной деятельности МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Йошкар-Олы»
Основные направления деятельности по реализации программы:
2.1. Духовно-нравственное направление
Данное направление ориентировано на формирование навыков общения и культуры поведения детей, развитие и совершенствование их нравственных качеств, эмоционально-образного и художественно-творческого мышления, повышение чувства личной самодостаточности, приобретение социальных знаний и получение опыта самостоятельного социального действия.
Духовно-нравственное направление имеет своей целью формирование у младших школьников позитивного ценностно-ориентированного отношения к истории, традициям и культуре России, основ гражданственности, социальной активности, чувства причастности и ответственности за своё будущее и будущее своей Родины.
Задачи духовно-нравственного направления внеурочной деятельности:
1. Способствовать получению и расширению знаний обучающихся о России и родном крае.
2. Развивать у младших школьников патриотизм, гражданственность, активную жизненную позицию.
3. Содействовать включению младших школьников в социально-значимые проекты патриотической направленности.
Данное направление осуществляется через программы:
- Программа «Дорогой добра», авторы: Н.Е.Кочешкова, Н.В.Миронова, Н.Г. Отмахова, Г.Г. Хорошавина.
Целью деятельности классного руководителя при построении и внедрении данной программы является создание условий для реализации творческого потенциала ребёнка, педагога, родителя; развития общей культуры и толерантности в системе образования и обществе.
Задачами классного руководителя являются:
- организация учебно-воспитательного процесса с опорой на духовно-нравственные ценности;
- формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров;
- гуманизация отношений между обучающимися в коллективе, между обучающимися и педагогами;
- создание ситуации защищенности, эмоционального комфорта, благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, психического здоровья обучающихся;
- создание условий для самопознания, саморазвития, самоутверждения каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, формирования здорового образа жизни;
- создание условий для включения семьи в воспитательную работу образовательного учреждения, повышения психолого-педагогической, духовно-нравственной культуры родителей посредством организации тесного взаимодействия семьи и школы.
Программа «Возрождение», автор З.Г. Заровняева.
Целью данной программы является создание условий для нравственного и гражданско-патриотического воспитания, ориентации школьников на общечеловеческие ценности через национальную культуру и традиции, развития всесторонних способностей и интересов, повышения культурного уровня детей, для реализации и самореализации творческого и познавательного потенциала детей.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:
- воспитание волевых качеств, развитие психических процессов, формирование активной творческой личности;
- формирование в детях национального самосознания, способствующего сохранению национальной самобытности народа;
- обучение народным традициям, обрядам, играм, песням, развлечениям, празднование событий и знаменательных дат, почитаемых в России.
Программа «Истоки», авторы Камкин А. В., Кузьмина И. А.
Программа направлена на развитие социокультурных ценностей личности с приоритетом духовной основы, формирование элементов управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалогизма.
Содержательной целью курса «Истоки» является введение духовно-нравственной основы в содержание образования, развитие системы духовно-нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира ребёнка.
В качестве задач выдвигаются:
- раннее и системное приобщение ребёнка к истокам родной культуры, духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребёнка;
- присоединение семьи к школе;
- личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре;
- подведение к истокам духовности, морали, нравственности и этики, и знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей отечественной цивилизации;
- развитие мотивации к саморазвитию.
Одна из важнейших особенностей содержания программы в начальной школе – внимание сосредоточено на важнейших ценностях социума (имя, род, семья, книга и т. д.), ценностях внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость), раскрывается мир отечественных традиций, при этом преемственность содержания курса создает необходимые условия для целостности и завершенности курса в рамках начальной школы.
2.2. Социальное направление
Социальное направление имеет своей целью включение обучающихся в разнообразные значимые внутриклассные, внутришкольные, социально-ориентированные дела и проекты, обеспечение предпосылок формирования активной жизненной позиции и ответственно отношения к деятельности.
Задачи социального направления:
1. Формировать у младших школьников ответственное отношение к деятельности, социально-полезным делам и проектам.
2. Обеспечивать поддержку общественно-значимых инициатив учащихся.
3. Стимулировать потребность в участии в социально-значимых делах и проектах.
4. Развивать у обучающихся интерес и активное отношение школьников к социальным проблемам города, поселка, края, страны.
Данное направление предполагает участие обучающихся начальной школы в совместных делах, детям предоставляется возможность попробовать себя в разных областях. Предлагаются различные технологии и формы организации внеурочной деятельности: экскурсии, конкурсы, трудовые операции, участие в акциях, создание различного рода проектов и другие.
3 класс (34 часа)
№ п/п | Формы работы, название мероприятия | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий | Сроки проведения |
1 | Благотворительная акция «Помоги собраться в школу» | 1 | сентябрь | |
2 | КТД «Наш весёлый, дружный класс» | 2 | октябрь | |
3 | «Мой город, моя республика» (классные часы, творческие конкурсы и проекты, фоторепортаж) | 1 | 2 | октябрь |
4 | Трудовая операция «Дарите радость людям», посвящённая Дню пожилых людей | 1 | октябрь | |
5 | Творческий проект, посвящённый Дню Матери | 1 | ноябрь | |
6 | Проект «Птичья столовая» | 1 | ноябрь | |
7 | «Россия – Родина моя» (классные часы, творческие проекты) | 1 | 1 | декабрь |
8 | Благотворительная акция «Подари конфету другу» | 1 | декабрь | |
9 | Социальный проект «Новогодние игрушки для городских ёлок» | 2 | декабрь | |
10 | Акция «Покормите птиц зимой» | 1 | январь | |
11 | Творческий проект, посвящённый Дню защитника Отечества и Международному Женскому Дню | 1 | 1 | февраль - март |
12 | Всемирный День Добра (классные часы, конкурс рисунков, добрые дела) | 1 | 3 | апрель |
13 | Творческий проект «Вторая жизнь мусора» | 2 | апрель | |
14 | Акция «День Плюшкина» | 1 | май | |
15 | Трудовая операция «Добрые дела для моего класса и школы» (трудовые десанты) | 4 | 1 раз в четверть | |
16 | Участие в реализации программы «Мы помним, мы гордимся» (Уроки мужества, классные часы, просмотры фильмов, встречи, викторины, конкурсы-выставки, групповая работа «письмо ветерану», фотовыставка) | 3 | 3 | в течение года |
Итого | 7 | 27 |
2.3. Общеинтеллектуальное направление
Решение проблемы развития творческого потенциала младших школьников означает организацию их деятельности, всецело направленную на самостоятельное открытие нового, будь то знания или алгоритм их приобретения. Таким образом, одним из главных факторов развития современной личности младшего школьника становится именно познавательная творческая деятельность самого ребёнка.
Общеинтеллектуальное направление имеет своей целью формирование целостного отношения к знаниям, процессу познания, обогащение запаса обучающихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности, формирование у младших школьников опыта продуктивной исследовательской деятельности и позитивного отношения к знанию как общественной и личностной ценности.
Задачи общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности:
1. Обеспечивать целенаправленное и систематическое включение обучающихся в исследовательскую, познавательную деятельность.
2. Способствовать полноценному развитию у обучающихся опыта организованной познавательной и научно-исследовательской деятельности.
3. Способствовать развитию умений добывать знания и умение использовать их на практике.
4. Стимулировать развитие потребности в познании.
5. Формировать у обучающихся навыки работы с различными формами представления информации.
Это направление в нашей школе осуществляется через такие формы работы как участие в научно-практических конференциях и конкурсах, участие в олимпиадном и конкурсном движении, а также через предметные кружки.
Материал по предметным кружкам представлен в программах отдельно по различным предметам.
3 класс (34 часа)
№ п/п | Формы работы, название мероприятия | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий | Сроки проведения |
1 | Предметная неделя начальной школы (подготовка и проведение мероприятий по утверждённому плану) | 1 | 3 | февраль |
2 | Школьная научно-практическая конференция «Корифей» (подготовка и участие) | 2 | 3 | февраль - март |
3 | Участие в научно-практических конференциях различного уровня | 2 | 2 | в течение года |
4 | Олимпиадное движение «Интеллектуальный марафон» | 2 | 8 | в течение года |
5 | Подготовка и участие в дистанционных конкурсах различного уровня | 2 | 9 | в течение года |
Итого | 9 | 25 |
2.4. Общекультурное направление
Необходимым условием формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней духовной культуры, высокий нравственный потенциал и эстетический вкус. На чувство обучающихся должны влиять встречи с прекрасным: природой, картиной, словом, песней, традициями и обычаями своего народа с целью развития эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирования коммуникативных и общекультурных компетенций.
Общекультурное направление имеет своей целью создание условий для формирования у детей эстетических вкусов, для проявления младшими школьниками творческих способностей в области различных видов искусства (изобразительное искусство, музыка, хореография, театр и так далее).
Задачи общекультурного направления внеурочной деятельности:
- Способствовать раскрытию природных задатков и способностей в процессе художественно-эстетического творчества.
- Способствовать полноценному развитию личности в творчестве.
- Способствовать получению основы знаний о мировой культуре и культуре России.
- Формировать потребности в творческой деятельности.
- Учить приёмам исполнительского мастерства и творческой самопрезентации.
- Учить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства.
Данное направление предполагает участие обучающихся начальной школы в общешкольных, классных мероприятиях, традиционных праздниках.
3 класс (34 часа)
№ п/п | Формы работы, название мероприятия | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий | Сроки проведения |
1 | Праздник, посвящённый Дню Знаний | 1 | сентябрь | |
2 | День культуры и искусства | 4 | 1 раз в четверть | |
3 | Передвижные выставки, экскурсии, посещение музея | 4 | 1 раз в четверть | |
4 | «Книжкино царство» (экскурсии в библиотеку) | 4 | 1 раз в четверть | |
5 | Выставки-конкурсы творческих работ учащихся к праздникам и знаменательным датам | 7 | в течение года | |
6 | Конкурсная программа «В мире изумительных фантазий» | 6 | в течение года | |
7 | Праздник Новогодней ёлки | 2 | декабрь | |
8 | КТД «Рыцарский турнир» | 2 | февраль | |
9 | КТД «Маленькая Фея» | 2 | март | |
10 | Праздник «Здравствуй, лето!» | 2 | май | |
Итого | 34 |
2.5. Спортивно-оздоровительное направление
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, поступающих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается. Поэтому проблема здоровья детей всегда актуальна.
Спортивно-оздоровительное направление имеет своей целью создание условий для формирования устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Для достижения цели программы решаются следующие задачи:
- вооружение обучающихся необходимыми знаниями о физической культуре и спорте, их роли в формировании здорового образа жизни;
- включение детей в посильную, индивидуально ориентированную физкультурно-оздоровительную деятельность;
- формирование представления и личностного принятия здорового образа жизни, основ безопасности жизнедеятельности, развитие форм двигательной активности младших школьников.
Данное направление в нашей школе осуществляется через следующие формы: уроки здоровья, классные часы, спортивные соревнования и праздники, творческие конкурсы, игры.
3 класс (34 часа)
№ п/п | Формы работы, название мероприятия | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий | Сроки проведения |
1 | Дни Здоровья: «Золотая осень», «Снежные забавы», «Весенний марафон», «Праздник народных игр» | 8 | 1 раз в четверть | |
2 | Правила безопасного поведения дома, на улице, в транспорте, на воде (беседы - практикумы, инструктажи, викторины, просмотр фильмов, презентаций) | 4 | 4 | 2 раза в четверть |
3 | Уроки здоровья (классные часы, беседы-практикумы, тренинги, игры-путеществия) | 5 | 4 | 1 раз в месяц |
4 | Конкурс творческих работ «Я дружу со спортом» | 1 | ноябрь | |
5 | Весёлые старты | 1 | зимние каникулы | |
6 | Участие в предметной неделе физкультуры и спорта (первенство по мини-футболу, творческие конкурсы и проекты) | 2 | февраль | |
7 | Военно-спортивная игра “Зарница» | 1 | 1 | февраль |
8 | Комплекс мероприятий, посвящённых Всемирному дню здоровья (беседы, классные часы, викторины, выпуск плакатов и стенгазет) | 1 | 1 | апрель |
9 | Малые Олимпийские игры | 1 | май | |
Итого | 11 | 23 |
3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Формы и методы реализации программы
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.
Методика воспитания по программе «Лучики творчества и успеха» предоставляет возможность для внедрения разнообразных форм, методов и приемов воспитания. Один из ведущих методов – игровой. Он многогранен и является проверенным средством активизации творческой деятельности за счет подключения эмоций обучающихся. Используются методы обучения: словесный (объяснение, рассказ, беседа); наглядные (показ); практические. Один из методов проектный.
Основными формами организации работы являются фотовыставки, газеты, классные часы, беседы, просмотр фильмов, презентаций, конкурсы, конференции, КВНы, встречи, ролевые игры, групповая работа, тренинги, практические занятия, экскурсии, кружки, клубы, соревнования, праздники, занятия в кружках, творческие работы, поисковые и научные исследования и т.д.
Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами. Занятия по различным направлениям могут проводиться разными педагогами: в виде факультативных занятий, как классные часы, в форме кружковых мероприятий и т. п.
При подведении итогов используются фотовыставки, представление творческих проектов, праздник.
Условия, необходимые для реализации Программы
Для осуществления программы внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Йошкар-Олы» имеются необходимые условия.
Для реализации программы необходимо взаимодействие следующих факторов:
Организационно – методическое обеспечение:
возможность повышения уровня профессионального мастерства через участие педагогов в профильных курсах, семинарах, конференциях;
методические материалы для проведения классных часов;
научно-методическое обеспечение организует администрация школы, педагоги, которое включает в себя методические рекомендации, научно- методическую литературу, разработки, сценарии, методические разработки внеклассных мероприятий, планы-конспекты занятий, видеотеку, игротеку, библиотечный фонд, содержащий учебную и художественную литературу.
Материально-техническое обеспечение:
для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС в школе имеются необходимые условия: все кабинеты оборудованы компьютерной техникой. Для организации внеурочной деятельности школа располагает классными комнатами, спортивным залом со спортивным инвентарем, многофункциональной спортивной площадкой, библиотекой, музеем.
Кадровое обеспечение:
- классные руководители, учителя-предметники;
- педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, старшая вожатая.
Средства выявления потребностей родительской общественности и обучающихся:
для выявления потребностей родителей в конце учебного года проводится родительское собрание, анкетирование (родители выбирают из числа предложенных программ и высказывают собственные пожелания). Данные обрабатываются, моделируется учебный план.
Научно-методическое обеспечение:
Нормативно-правовой и документальной основой программы внеурочной деятельности младших школьников являются:
- Закон «Об образовании».
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
- Приказ МО РФ № 373 от 06. 10. 2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 № 03-296 г «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное основное образование; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.
- Конвенция о правах ребенка;
- Конституция РФ.
- Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года.
- Нормативно-правовая база школы:
- Устав МБОУ «СОШ № 19 г. Йошкар-Олы».
- локальные акты школы по введению ФГОС НОО второго поколения;
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ № 19 г. Йошкар-Олы».
- Программы воспитательной работы по направлениям.
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010.
- Закон РФ «Об образовании» (ст.9, ст. 14, ст.32).
- Методические рекомендации по аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности ОУ, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и направленности - письмо МО РФ от 15.10.2003 года.
- Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях - (Приложение к письму Минобразования от 11 июня 2002 г. № 30-51-433/16).
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
- Письмо Министерства образования РФ от 2 апреля 2002 г. № 13-51-28/1 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №189 от 29.10.2010 об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 №1241об изменениях, которые вносятся в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.
- Приложение к письму Министерства образования и науки России от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей».
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное основное образование; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Мастерская творчества "Радуга успеха" для 2 класса
Вариант рабочей программы по внеурочной деятельности для 2 класса. Можно использовать и для других классов, но необходимо вносить изменения в соответствии с календарём и интересами учителя, роди...
От твоего успеха зависит мой успех и от моего успеха зависит твой успех
Какие навыки должны приобрести ученики, чтобы преуспеть в своей будущей карьере? ...
Педагогический лекторий "Программа внеурочной деятельности "Лучики творчества и успеха"
В данном лектории автор рассматривает вопросы организации внеурочной деятельности младших школьников в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образован...
Рабочая программа Мастерская творчества «Радуга успеха» для 2 класса
Вариант рабочей программы по внеурочной деятельности для 2 класса. Можно использовать и для других классов, но необходимо вносить изменения в соответствии с календарём и интересами учителя, роди...
Муниципальная методическая декада по теме «Путь к успеху через творчество учителя и ученика»
Разработка и проведение открытого коррекционно - развивающего занятия с детьми ОВЗ....