Содружество учеников, учителя и родителей в адаптационный период
статья (1 класс)
Предварительный просмотр:
Содружество учеников, учителя и родителей в адаптационный период – как основа успешности обучения
Зная, как важно с первого дня разъяснить детям, что от них требуется, в начале первого класса я стала проводить курс «Введение в школьную жизнь». Программа адаптации к школе была разработана Г. А. Цукерман и К. Н. Поливановой.
Цель курса введения в школьную жизнь - помочь им осознать новые требования, формировать внутреннюю потребность в исполнении устанавливаемого распорядка, создать у ребенка представление о школе, как о месте, где он будет принят весь целиком - со всеми своими чувствами, мыслями, знаниями, проблемами, озарениями, большими и малыми событиями личной жизни; формирование умения сотрудничать с другими людьми (уважительно обращаться к сверстнику и к учителю, выслушивать мнение товарища, доказывать свое мнение, распределять роли в группе, решать разногласия с помощью аргументов); показать, что всё это важно, интересно и помогает строить общую жизнь класса.
Перед курсом провела родительское собрание, ознакомила их с содержанием
курса, задачами. По желанию они приходили в класс, сидели на занятиях, помогали и
мне, а главное, их присутствие делало атмосферу первых дней в школе домашней,
более спокойной, доверительной.
С целью создания благоприятных условий для адаптации первоклассников и их взаимодействия с классным руководителем 1 сентября провела Марафон «Знакомство со школой». В процессе Марафона учащиеся знакомились со зданием школы, была благоприятная обстановка для знакомства между. Во время прохождения станций марафона делала акцент на важность дружбы между одноклассниками. Данное мероприятие позволяет первоклассникам с первого дня пребывания в школе чувствовать себя более уверенно и комфортно.
В течение всего курса ребенок ежедневно получал домашнее задание для всей семьи. Смысл этих дополнительных хлопот и способы помощи ребенку при выполнении домашних заданий родители знали, поэтому они вели себя как заинтересованные слушатели, аккуратные писцы и деликатные редакторы. Они могли дополнить рассказ детей, но чувства и мысли передавали так, как этого хотел ребенок. А после уроков мы с детьми читали эти домашние сочинения, слушали любые рассказы о событиях последних дней желающих рассказать детей. Это служило строительством коммуникативных каналов. Вот некоторые из них.
3 сентября
С веселым настроением пришел сегодня в школу. Зашли в класс, поздоровались с учительницей. Начался урок. Мне очень понравилось выполнять задания Рузили Габдулловны. Мы рисовали под диктовку ломаные линии. И сами оценивали свою работу. На перемене мы играли. Все мы ходили в столовую кушать, было очень вкусно. На другом уроке мы распознавали различие рисунков, что из них лишнее. Мне это задание очень понравилось. И вообще в школе мне очень все нравится.
Искандер.
6 сентября
Я очень счастлив, что приняли меня в школу. У нас учительница такая хорошая, как мама, а ученики такие дружные. Мне так весело и хорошо в классе, что даже домой не хочется. Я хочу, чтобы у нас было 5 уроков.
Сережа.
7 сентября
Сегодня на первом уроке мы научились писать черточки. У нас в классе есть уголок «Хроника дня». Все свои работы мы положили в этот уголок. Сегодня мы играли в игру» Найди себе друга». Мне очень понравилась это игра. Наша команда «Леопольд» получила два ордена за хорошее поведение. На перемене мы играли с ребятами в догонялки. У меня появились новые друзья.
Марат
Некоторые родители писали и от себя о своей гордости, восхищении сыном, о своих предложениях и просьбах мне и одноклассникам ребенка. Это помогало наладить свободный диалог между школой и семьями детей, преодолеть типичный коммуникативный барьер типа: «Как дела в школе?» - «Всё нормально…».
Курс продолжался 10 дней по 3 занятия каждый день. В течение этих дней ребята учились через игры общаться друг с другом, слушать ответы товарищей, радоваться за успехи друзей. Дети обсуждали школьные и внешкольные дела.
На уроках «Ведение в школьную жизнь» дети учились оценивать себя. Специальные задания и упражнения помогли формировать навыки взаимопомощи, самооценивание. Это способствовало развитию рефлексии у детей и формированию объективной самооценки. Применялись самооценочные линейки, на которых ребенок легко отмечал свою успешность. На этой же шкале мог поставить свою оценку другой ребенок, учитель.
На первом рисунке показана самооценка за скорость и аккуратность (линия не касается к краям дороги).
На втором рисунке за красоту и правильность графического диктанта. Крестик внутри кружочка обозначены совпадения с оценкой учителя. Эффект от такой оценки лучше, так как ребенок без ущерба для своей самооценки, получает четкую обратную связь, узнает верно ли он определил предмет работы. Использование оценочных шкал по разным критериям всегда дает возможность похвалить и поддержать ребенка в его учебных действиях, учитывается потребность возраста в положительном эмоциональном фоне учебной и внеучебной деятельности.
Положительные эмоции активно влияют на функции мозга: облегчают восприятие информации, ее запоминание, являются основным фактором привлечения и удержания внимания, которое стимулирует развитие познавательной деятельности.
Неудачи ребят, иногда плохое поведение, с моей стороны принимались спокойно. Они не получали замечание, не одёргивались. Иногда включала музыку, иногда хором начинали читать стихотворение, иногда мотивировала правило соблюдения тишины и порядка на занятии: «Если в классе будет шумно, то вы не услышите главного. Как же тогда выполните задание? и т.д. Проводилось много подвижных упражнений. Их выполнение – своего рода переходное звено между игровой деятельностью и учебной. Дети приучались к парной, к групповой работе, распределяли работу в группах. Игры «Однорукие», «Четвертый лишний», «Ателье» учили детей работать согласованно, считаться с мнением товарищей.
Все уроки проводились с подчеркнутым употреблением правил этикета.
Все материалы курса накапливались в книге «Хроника». Это рисунки детей, их творческие работы, поделки, рассказы, материалы диагностики. Вот некоторые из них:
№ 1 – задание на творческое воображение: превратить 10 полукружий в различные картинки;
№ 2 – путем графического диктанта получается геометрическая фигура, потом дорисовывается до какого-нибудь рисунка;
№ 3 – рассказ девочки;
“Бүген без мәктәптә кызык җыр өйрәндек. Ул җырны безгә Рузилә Габдулловна өйрәтте, әле сүзләрен белеп бетермим. Дәресләрдә миңа бик кызык, әле укый, яза белмибез, өйрәнербез әле. Бүген бии алмадык, биегәндә бик тә күңелле”.
Камалова Алинә
№ 4 – рассуждение мальчика на тему “Можно ли жить на свете без драк, ссор и
слёз?”
“Я хочу чтобы все люди улыбались друг другу. Чтобы взрослые были умными и
добрыми, а дети – послушными и веселыми.
Я хочу иметь много друзей. У меня есть друг. Его зовут Руслан. Он пошёл уже во второй класс. Мы вместе играем, разговариваем и никогда не деремся и не ссоримся.
Он хороший мальчик. А в деревне я дружу с Булатом. Когда приезжаем в деревню, я
сразу бегу к нему. Булат – добрый мальчик. Мы с ним тоже не дерёмся.”
Амиров Марат
«Хроника» фиксировала успехи каждого ученика и класса в целом.
Десятый день прошёл как праздник «Посвящение в ученики», куда были приглашены и родители. Дети обсуждали как пишут, считают, выполняют школьные правила персонажи лесной школы, затем делали то же как ученики настоящей школы.
Содержание курса интересное, полезное. Я считаю, что 10 дней помогли детям преодолеть некоторый страх перед школой, привыкнуть к школе, к учителю, легче войти в школьную жизнь, с первых дней направить в нужное русло семейно-школьные отношения.
Благодаря совместным действиям и усилиям учеников, учителя и родителей в конце адаптационного периода у учащихся сформировалось своё личное отношение к школе и учебной деятельности; выработаны предусмотренные программой конкретные учебные навыки; а также получены школьно значимые умения: умение планировать свою деятельность и сосредоточенно работать, способность понимать и принимать инструкцию, способность правильно относиться к неудаче, умение контролировать собственные действия. На занятиях дети знакомились друг с другом, учились преодолевать школьные трудности, развивали навыки сотрудничества и бесконфликтного взаимодействия друг с другом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содружество учеников, учителя и родителей в адаптационный период
Выступление на семинаре...
Содружество учеников, учителя и родителей как основа успешности обучения. Работа с семьей.
в статье приводися форма организации работы классного руководителя с родителями...
Содружество учеников, учителей и родителей как основа успешности обучения
Выступление на РМО учителей начальных классов 2013года...
Адаптационный период первоклассников. Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.
Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе. Материал будет интересен учителям начальных классов (для проведения родительского собрания) и род...
Выступление на педагогическом совете «Современный урок. Сотрудничество, содружество, сотворчество учителя и ученика»
Выступление посвящено теме сотрудничества на уроке по УМК "Перспектива" в рамках реализации современных требований ФГОС НОО...
Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.
Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу и у всех по разному. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Поэтому в период адаптации должно...
Содружество учеников, учителей и родителей как основа успешности обучения
В данной статье учителя и родители могут воспользоваться советами по воспитанию и обучению детей....