Выступление на педагогическом совете «Современный урок. Сотрудничество, содружество, сотворчество учителя и ученика»
статья (1 класс) по теме

Выступление посвящено теме сотрудничества на уроке по УМК "Перспектива" в рамках реализации современных требований ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_pedsovet.docx33.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Современный урок. Сотрудничество, содружество, сотворчество учителя и ученика»

Выступление на педагогическом совете учителя начальных классов Березовой Е. В.

Вопросы чему учить и как учить всегда были злободневны. При этом обучение и воспитание должно ориентироваться на конкретную личность, на её возможности, индивидуальный темп усвоения материала, мотивы, а это станет возможным только при организации личностно-ориентированного образовательного процесса, который «разбудит» ум и чувства ребёнка, выработает у него своё отношение к жизни.

Размышляя над тем, кто главный в обучении – учитель или ученик, или они равноправные участники образовательного процесса, - я чувствовала, что нужно учить по-другому, быть с детьми «на равных», стать партнерами.

Единомышленниками моих педагогических взглядов стал авторский коллектив учебно-методического комплекта «Перспектива», а моей основной идеей - гуманно-личностный подход к детям, представленный в Сотрудничестве, Содружестве, Сотворчестве. 

Актуальность данной темы:

      Первоклассникам   трудно   добровольно   включиться   в общую  работу   класса,    у    робких   детей    повышается   уровень    тревожности,    у     лидеров      происходит    искажение   становления    характера.

         Ребёнку  необходимо дать возможность  самоутвердиться, попробовать   свои    силы   в   учебных    микроспорах   без подавляющего   внимания  класса  и   авторитета   учителя.

            Учить   учиться  –  то  есть    передавать   в    руки   ученика рефлексивные   функции   –  сначала  оценку   и   контроль, затем - целеполагание   и   планирование   работы.

Вопросами сотрудничества и содружества занимались многие известные учёные и педагоги. Существенную роль в определении понятия сотрудничества имела концепция высших психических функций Л.С. Выготского.

Ш.А.Амонашвили своей деятельностью в школе доказал необходимость содружества с детьми.  

Под сотрудничеством я понимаю такой способ взаимодействия, при котором происходит взаимодействие между учителем, учеником и родителями, между учащимися в группе, в паре, в процессе которого возникает обоюдное стремление вложить в совместную деятельность максимум умений, понять и поддержать друг друга. При этом активность сторон добровольна в решении совместных задач, целей,  а интересы другого  учитываются в такой же степени как свои собственные Он формулирует принципы гуманного учителя и всего учебно-воспитательного процесса.

 Технология сотрудничества представляет собой современную образовательную технологию личностно-ориентированного типа и позволяет реализовать требования ФГОС второго поколения.

 Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Ценность технологии в том, что она помогает решать очень важные задачи на современном уроке:

– заставляет учащегося ставить цели и находить способы её достижения;

– намного прочнее удерживают внимание ученика и его включенность в работу;

– приучают детей обращать внимание не только на свои знания и умения, но и контролировать усвоение знаний и качество работы товарища;

– помогает каждому ребенка высказаться, предварительно выслушав и проанализировав ответы других. То есть у детей постепенно формируются нормы сотрудничества, культуры общения, что позволит в дальнейшем строить отношения с другими людьми;

– реализует воспитательные задачи: воспитание дружбы, ответственности, инициативности, толерантности к другим.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня знаний, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Чем отличается обычное групповое обучение от обучения в малых группах по технологии сотрудничества? Данная технология обучения отличается нестандартностью построения познавательного процесса. Сотрудничество, сотворчество ученика и учителя – обязательная основа этой работы, в процессе которой формируются коммуникативные компетенции. Сотруднические взаимоотношения развиваются в каждом ребенке как качество его личности.  При таком подходе кардинально меняется роль ученика:

ученик - равноправный участник обучения;

ученику предоставляется право выбора способа и пути деятельности;

ученик в равной с учителем мере отвечает за свои успехи, промахи и недостатки. Он участвует в анализе, контроле и оценке деятельности;

мотивы его деятельности становятся личностно значимыми; 

обучение становится сознательным, продуктивным и более    результативным.

  • Разбор учебного материала на уроке в малой группе дает возможность проявиться дружественности и терпимости детей и делает видимым процесс и результаты воспитательных усилий учителя.
  • Если дети в классе спокойно и весело трудятся в компании с любым из соучеников, значит они защищены от заразы скандального пренебрежения или унижения, от завышенной самооценки, то есть скромны и дружелюбны.

А это является показателем высокого качества работы учителя с классом.

Деление на команды, или объединение в малые группы

  • Если педагог по своему усмотрению будет формировать состав временных команд, то многими учениками это будет ощущаться как навязывание чужой воли.

 

  • Работа в такой назначенной «свыше» компании может восприниматься некоторыми учениками даже негативно. Чтобы избежать этого, лучше всего воспользоваться разными вариантами жребиев, считалок… и играми: Разрезанная открытка, Заплатки, Колечки

Через    работу  в    постоянных     и временных      микрогруппах — игровых  командах — уменьшается      дистанция между    детьми.

         Во-первых ,  ученики      находят    подходы   друг  к   другу,  в     некоторых случаях  открывают в себе терпимость  и      видят  её  пользу  для  дела , которым занята  малая      группа (команда).

Во-вторых, ребята учатся работать вместе, в совместном обсуждении находя верное решение, в-третьих, они учатся понимать друг друга, прислушиваться к мнению другого человека и высказывать свое мнение, в-четвертых, ученики, приобретая опыт работы со сверстниками, учатся объективно оценивать свои возможности и возможности товарищей…

Объединяя усилия, младшие школьники учатся главному - умению учиться.

Проектная деятельность – неотъемлемая и важная  часть  образовательного процесса. Именно элементы проектной деятельности  педагоги очень часто включают в свои уроки, когда учат детей планировать и действовать по составленному ими же плану.

Проектная деятельность – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.

Метод проектов –один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса.

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Выделим несколько видов проектов:

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, дети берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей (артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.)

Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность учащихся.

Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:

1.     Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.

2.     Выполнять мыслительные операции, входящие в состав проектной деятельности.

3.     Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.

В 1 классе универсальные учебные действия формируются в процессе работы над проектами. Начиная работать над проектами в 1 классе в системе УМК «Перспектива» я практикую мини-проекты на уроках и во внеурочной деятельности. Ученики  знакомятся с  окружающим миром, получают представления о его устройстве, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с одноклассниками..

При изучении предмета "Изобразительное искусство" Шпикаловой Т.Я., Ершовой Л.В. в школе, я использую различные интерактивные методы с точки зрения формирования УУД. Например, метод проектов. Запланировано 4 проекта

При выполнении проекта «Щедрый лес и его жители» дети вначале распределяют, кто,что будет делать, выбирать рабочую группу в соответствии со своими интересами затем в группах «пейзажистов», «лесников», флористов», «скульпторов», «народных мастеров выполняют изделия, а в конце урока так же оценивают полученный результат, демонстрируют свои изделия одноклассникам, организуют выставки в классе.

  Принимать участие в коллективной работе по завершению проекта «Укращение класса к Новому году» создать коллективное панно «Я люблю тебя, Россия» с использованием рисунков одноклассников, в которых отражена зимняя природа родной земли, в группе художников-пейзажистов;

  • вылепить фигурки сказочных персонажей и украсить их по мотивам каргопольских узоров (импровизация) в группе игрушечных дел мастеров;
  • создать коллективную композицию «Новогодние украшения праздничной ёлки» в группе знатоков натюрморта-выполнить украшения (вырезанки-снежинки, новогодние персонажи, сказочные деревья) для окон в группе художников-дизайнеров. Выполнять творческую задачу, стоящую перед группой и всем коллективом согласно условиям. Подводить итоги работы совместного творчества.

Участвовать в коллективной работе над проектами «Город мастеров».Выбирать рабочую группу в соответствии со своими интересами и работать в ней согласно поставленной задаче:        создать на большом листе работ картину «От зимы к весне» из наиболее красочных и выразительных рисунков одноклассников, усилить композицию дополнительными деталями в группе пейзажистов-,составить композицию «Богатырское поле» в группе художников-историков; составить композицию-панно «Весенний букет» из работ одноклассников, дополнить композицию весенними ветками с распустившимися первыми листочками в группе флористов составить сказочную композицию «Конь-огонь», вылепить этого сказочного героя из пластилина; вылепить из пластилина или изготовить из бумаги жителей слободы Дымково, участников ярмарки по технологической карте в группе скульпторов; составить композицию «Краса ненаглядная» из лучших работ, отражающих красоту женских народных костюмов, в группе дизайнеров народного костюма-,изготовить декоративные деревья по технологической карте и украсить их дымковскими узорами в гриппе дизайнеров ландшафта; конструировать киоски для ярмарки по технологической карте в группе архитекторов и строителей

В курсе “Технология” авторами Н.И. Роговцевой, Н.В.Богдановой, И.П.Фрейтаг ставится основная задача- создание условий для приобретения учащимися опыта проектной деятельности от замысла до презентации изделия. Младшие школьники овладевают приемами работы с бумагой, пластилином и природными материалами, конструктором, изучают свойства различных материалов и правила работы с ними. Такой подход позволяет формировать конкретные личностные качества (аккуратность, внимательность, готовность прийти на помощь и т.д.).

УМК «Технология» построен на основе применения проектной деятельности, которая дает возможность в процессе обсуждения проектов и работы над ними размышлять вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, обмениваться идеями . При выполнении проектов «Осенний урожай», «Дикие животные», «Чайный сервиз» и др. дети вначале распределяют, кто,что будет делать, затем в группах, в парах выполняют изделия, а в конце урока оценивают полученный результат, демонстрируют свои изделия одноклассникам, организуют выставки в классе. Результат проекта напрямую зависит от умения ученика помочь другому, поделиться знаниями.

Сотрудничество невозможно без содружества.

 Под содружеством я понимаю крепкие эмоциональные связи, взаимные симпатии, взаимопонимание, взаимопомощь и взаимоподдержку. 

Каждого ребёнка, приходящего в мой класс, я принимаю таким, каков он есть. Для сближения с каждым учеником я использую только такие средства, которые помогают раскрыться маленькому человечку, поверить в себя и в свою учительницу. Это одобрение, похвала, просьба, поощрение самостоятельности, совет, предложение сделать что-либо вместе со мной. Я показываю ребёнку свою любовь в располагающем голосе, добром взгляде, теплой улыбке, мудром слове, сердечной чуткости и разумной требовательности. А человек, даже маленький, знающий, что его любят, раскрывается. И тогда ребёнок становится ответственным  за себя и своё развитие, умеет осознавать собственное «Я» и  свои поступки.

Взаимодействие учителя с учащимися в школе имеет форму сотрудничества и содружества. Я уверенна в том, если ребёнок может проявить себя, не боясь высказаться, может быть принят таким, каков он есть, можно говорить о содружестве и сотрудничестве с  другими детьми и взрослыми.

Анализируя работу с классом, я пришла к выводу, что

гуманно - личностная педагогика сотрудничества опирается на:

- тесную связь организации учебного материала и приемов, рождающих и укрепляющих сотрудничество между педагогом и учениками;

- опору на стремление школьника к взрослению;

- соблюдение психологической культуры педагогического общения;

- сохранение  за учеником свободы выбора деятельности и общения;

и учебного процесса.

             Система приемов, способствующих развитию и укреплению сотрудничества между учителем и детьми, создает общую атмосферу взаимоуважения, непринужденной учебно-познавательной деятельности, способствует усвоению учениками этических норм, нравственного поведения в обществе, т.е. сотруднические взаимоотношения преобразовывались в личностные качества учащихся, что сказалось на психологическом климате детского коллектива и его сплоченности.

И закончить свое выступление мне бы хотелось

Притчей об облезлом чёрном верблюде.

Умирал старый дервиш. Позвал он к себе трёх своих сыновей и сказал, что оставил им в наследство 17 своих верблюдов. Старшему сыну он завещал одну вторую всех верблюдов, среднему – одну треть, и, наконец, младшему – одну девятую часть этих 17 верблюдов. После смерти отца братья никак не могли поделить наследство. В то время мимо их селения ехал старец на облезлом чёрном верблюде. Узнав причину их спора, он сказал: “Я уже стар для путешествий. Возьмите себе моего облезлого верблюда, и вы сможете поделить наследство». Братья так и поступили. Верблюдов стало 18. И старший брат отвёл в свой сарай 9 верблюдов, средний – 6, а младший – двоих. После этого в стороне остался стоять облезлый чёрный верблюд…“Вам уже не нужен мой верблюд? – спросил старец.

– Пожалуйста, верните мне его обратно, может, он послужит ещё и мне, и другим…” И старец поехал дальше…

Несомненно, эта притча – о сути учителя: присоединиться; помочь; вовремя отойти в сторону.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете «Современный урок в начальной школе с использованием интерактивной доски в рамках вступления в ФГОС.»

  Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вок...

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".

Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные  технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...

Выступление на педагогическом совете «Сотрудничество классного руководителя с родителями в начальной школе»

ldquo;Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо знать его семью”                                      ...

Принцип «Четырёх К »- залог успеха современного учителя. Выступление на педагогическом совете.

Четыре компетенции необходимы современному человеку. Это то, чему мы должны научить наших учеников. То, что поможет повысить качество образовательной деятельности, сделать обучение мотивированным, по...

Выступление на педагогическом совете "Инструменты организации деятельности учеников во время проведения уроков и онлайн-занятий"

Выступление на педагогическом совете "Инструменты организации деятельности учеников во время проведения уроков и онлайн-занятий"....