Вопросы чему учить и как учить всегда были злободневны. При этом обучение и воспитание должно ориентироваться на конкретную личность, на её возможности, индивидуальный темп усвоения материала, мотивы, а это станет возможным только при организации личностно-ориентированного образовательного процесса, который «разбудит» ум и чувства ребёнка, выработает у него своё отношение к жизни. Размышляя над тем, кто главный в обучении – учитель или ученик, или они равноправные участники образовательного процесса, - я чувствовала, что нужно учить по-другому, быть с детьми «на равных», стать партнерами. Единомышленниками моих педагогических взглядов стал авторский коллектив учебно-методического комплекта «Перспектива», а моей основной идеей - гуманно-личностный подход к детям, представленный в Сотрудничестве, Содружестве, Сотворчестве. Актуальность данной темы: Первоклассникам трудно добровольно включиться в общую работу класса, у робких детей повышается уровень тревожности, у лидеров происходит искажение становления характера. Ребёнку необходимо дать возможность самоутвердиться, попробовать свои силы в учебных микроспорах без подавляющего внимания класса и авторитета учителя. Учить учиться – то есть передавать в руки ученика рефлексивные функции – сначала оценку и контроль, затем - целеполагание и планирование работы. Вопросами сотрудничества и содружества занимались многие известные учёные и педагоги. Существенную роль в определении понятия сотрудничества имела концепция высших психических функций Л.С. Выготского. Ш.А.Амонашвили своей деятельностью в школе доказал необходимость содружества с детьми. Под сотрудничеством я понимаю такой способ взаимодействия, при котором происходит взаимодействие между учителем, учеником и родителями, между учащимися в группе, в паре, в процессе которого возникает обоюдное стремление вложить в совместную деятельность максимум умений, понять и поддержать друг друга. При этом активность сторон добровольна в решении совместных задач, целей, а интересы другого учитываются в такой же степени как свои собственные Он формулирует принципы гуманного учителя и всего учебно-воспитательного процесса. Технология сотрудничества представляет собой современную образовательную технологию личностно-ориентированного типа и позволяет реализовать требования ФГОС второго поколения. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Ценность технологии в том, что она помогает решать очень важные задачи на современном уроке: – заставляет учащегося ставить цели и находить способы её достижения; – намного прочнее удерживают внимание ученика и его включенность в работу; – приучают детей обращать внимание не только на свои знания и умения, но и контролировать усвоение знаний и качество работы товарища; – помогает каждому ребенка высказаться, предварительно выслушав и проанализировав ответы других. То есть у детей постепенно формируются нормы сотрудничества, культуры общения, что позволит в дальнейшем строить отношения с другими людьми; – реализует воспитательные задачи: воспитание дружбы, ответственности, инициативности, толерантности к другим. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня знаний, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет взаимно дополнять и обогащать друг друга. Чем отличается обычное групповое обучение от обучения в малых группах по технологии сотрудничества? Данная технология обучения отличается нестандартностью построения познавательного процесса. Сотрудничество, сотворчество ученика и учителя – обязательная основа этой работы, в процессе которой формируются коммуникативные компетенции. Сотруднические взаимоотношения развиваются в каждом ребенке как качество его личности. При таком подходе кардинально меняется роль ученика: ученик - равноправный участник обучения; ученику предоставляется право выбора способа и пути деятельности; ученик в равной с учителем мере отвечает за свои успехи, промахи и недостатки. Он участвует в анализе, контроле и оценке деятельности; мотивы его деятельности становятся личностно значимыми; обучение становится сознательным, продуктивным и более результативным. - Разбор учебного материала на уроке в малой группе дает возможность проявиться дружественности и терпимости детей и делает видимым процесс и результаты воспитательных усилий учителя.
- Если дети в классе спокойно и весело трудятся в компании с любым из соучеников, значит они защищены от заразы скандального пренебрежения или унижения, от завышенной самооценки, то есть скромны и дружелюбны.
А это является показателем высокого качества работы учителя с классом. Деление на команды, или объединение в малые группы - Если педагог по своему усмотрению будет формировать состав временных команд, то многими учениками это будет ощущаться как навязывание чужой воли.
- Работа в такой назначенной «свыше» компании может восприниматься некоторыми учениками даже негативно. Чтобы избежать этого, лучше всего воспользоваться разными вариантами жребиев, считалок… и играми: Разрезанная открытка, Заплатки, Колечки
Через работу в постоянных и временных микрогруппах — игровых командах — уменьшается дистанция между детьми. Во-первых , ученики находят подходы друг к другу, в некоторых случаях открывают в себе терпимость и видят её пользу для дела , которым занята малая группа (команда). Во-вторых, ребята учатся работать вместе, в совместном обсуждении находя верное решение, в-третьих, они учатся понимать друг друга, прислушиваться к мнению другого человека и высказывать свое мнение, в-четвертых, ученики, приобретая опыт работы со сверстниками, учатся объективно оценивать свои возможности и возможности товарищей… Объединяя усилия, младшие школьники учатся главному - умению учиться. Проектная деятельность – неотъемлемая и важная часть образовательного процесса. Именно элементы проектной деятельности педагоги очень часто включают в свои уроки, когда учат детей планировать и действовать по составленному ими же плану. Проектная деятельность – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Метод проектов –один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования. Выделим несколько видов проектов: Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п. Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, дети берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор? Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей (артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.) Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность учащихся. Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения: 1. Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия. 2. Выполнять мыслительные операции, входящие в состав проектной деятельности. 3. Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира. В 1 классе универсальные учебные действия формируются в процессе работы над проектами. Начиная работать над проектами в 1 классе в системе УМК «Перспектива» я практикую мини-проекты на уроках и во внеурочной деятельности. Ученики знакомятся с окружающим миром, получают представления о его устройстве, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с одноклассниками.. При изучении предмета "Изобразительное искусство" Шпикаловой Т.Я., Ершовой Л.В. в школе, я использую различные интерактивные методы с точки зрения формирования УУД. Например, метод проектов. Запланировано 4 проекта При выполнении проекта «Щедрый лес и его жители» дети вначале распределяют, кто,что будет делать, выбирать рабочую группу в соответствии со своими интересами затем в группах «пейзажистов», «лесников», флористов», «скульпторов», «народных мастеров выполняют изделия, а в конце урока так же оценивают полученный результат, демонстрируют свои изделия одноклассникам, организуют выставки в классе. Принимать участие в коллективной работе по завершению проекта «Укращение класса к Новому году» создать коллективное панно «Я люблю тебя, Россия» с использованием рисунков одноклассников, в которых отражена зимняя природа родной земли, в группе художников-пейзажистов; - вылепить фигурки сказочных персонажей и украсить их по мотивам каргопольских узоров (импровизация) в группе игрушечных дел мастеров;
- создать коллективную композицию «Новогодние украшения праздничной ёлки» в группе знатоков натюрморта-выполнить украшения (вырезанки-снежинки, новогодние персонажи, сказочные деревья) для окон в группе художников-дизайнеров. Выполнять творческую задачу, стоящую перед группой и всем коллективом согласно условиям. Подводить итоги работы совместного творчества.
Участвовать в коллективной работе над проектами «Город мастеров».Выбирать рабочую группу в соответствии со своими интересами и работать в ней согласно поставленной задаче: создать на большом листе работ картину «От зимы к весне» из наиболее красочных и выразительных рисунков одноклассников, усилить композицию дополнительными деталями в группе пейзажистов-,составить композицию «Богатырское поле» в группе художников-историков; составить композицию-панно «Весенний букет» из работ одноклассников, дополнить композицию весенними ветками с распустившимися первыми листочками в группе флористов составить сказочную композицию «Конь-огонь», вылепить этого сказочного героя из пластилина; вылепить из пластилина или изготовить из бумаги жителей слободы Дымково, участников ярмарки по технологической карте в группе скульпторов; составить композицию «Краса ненаглядная» из лучших работ, отражающих красоту женских народных костюмов, в группе дизайнеров народного костюма-,изготовить декоративные деревья по технологической карте и украсить их дымковскими узорами в гриппе дизайнеров ландшафта; конструировать киоски для ярмарки по технологической карте в группе архитекторов и строителей В курсе “Технология” авторами Н.И. Роговцевой, Н.В.Богдановой, И.П.Фрейтаг ставится основная задача- создание условий для приобретения учащимися опыта проектной деятельности от замысла до презентации изделия. Младшие школьники овладевают приемами работы с бумагой, пластилином и природными материалами, конструктором, изучают свойства различных материалов и правила работы с ними. Такой подход позволяет формировать конкретные личностные качества (аккуратность, внимательность, готовность прийти на помощь и т.д.). УМК «Технология» построен на основе применения проектной деятельности, которая дает возможность в процессе обсуждения проектов и работы над ними размышлять вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, обмениваться идеями . При выполнении проектов «Осенний урожай», «Дикие животные», «Чайный сервиз» и др. дети вначале распределяют, кто,что будет делать, затем в группах, в парах выполняют изделия, а в конце урока оценивают полученный результат, демонстрируют свои изделия одноклассникам, организуют выставки в классе. Результат проекта напрямую зависит от умения ученика помочь другому, поделиться знаниями. Сотрудничество невозможно без содружества. Под содружеством я понимаю крепкие эмоциональные связи, взаимные симпатии, взаимопонимание, взаимопомощь и взаимоподдержку. Каждого ребёнка, приходящего в мой класс, я принимаю таким, каков он есть. Для сближения с каждым учеником я использую только такие средства, которые помогают раскрыться маленькому человечку, поверить в себя и в свою учительницу. Это одобрение, похвала, просьба, поощрение самостоятельности, совет, предложение сделать что-либо вместе со мной. Я показываю ребёнку свою любовь в располагающем голосе, добром взгляде, теплой улыбке, мудром слове, сердечной чуткости и разумной требовательности. А человек, даже маленький, знающий, что его любят, раскрывается. И тогда ребёнок становится ответственным за себя и своё развитие, умеет осознавать собственное «Я» и свои поступки. Взаимодействие учителя с учащимися в школе имеет форму сотрудничества и содружества. Я уверенна в том, если ребёнок может проявить себя, не боясь высказаться, может быть принят таким, каков он есть, можно говорить о содружестве и сотрудничестве с другими детьми и взрослыми. Анализируя работу с классом, я пришла к выводу, что гуманно - личностная педагогика сотрудничества опирается на: - тесную связь организации учебного материала и приемов, рождающих и укрепляющих сотрудничество между педагогом и учениками; - опору на стремление школьника к взрослению; - соблюдение психологической культуры педагогического общения; - сохранение за учеником свободы выбора деятельности и общения; и учебного процесса. Система приемов, способствующих развитию и укреплению сотрудничества между учителем и детьми, создает общую атмосферу взаимоуважения, непринужденной учебно-познавательной деятельности, способствует усвоению учениками этических норм, нравственного поведения в обществе, т.е. сотруднические взаимоотношения преобразовывались в личностные качества учащихся, что сказалось на психологическом климате детского коллектива и его сплоченности. И закончить свое выступление мне бы хотелось Притчей об облезлом чёрном верблюде. Умирал старый дервиш. Позвал он к себе трёх своих сыновей и сказал, что оставил им в наследство 17 своих верблюдов. Старшему сыну он завещал одну вторую всех верблюдов, среднему – одну треть, и, наконец, младшему – одну девятую часть этих 17 верблюдов. После смерти отца братья никак не могли поделить наследство. В то время мимо их селения ехал старец на облезлом чёрном верблюде. Узнав причину их спора, он сказал: “Я уже стар для путешествий. Возьмите себе моего облезлого верблюда, и вы сможете поделить наследство». Братья так и поступили. Верблюдов стало 18. И старший брат отвёл в свой сарай 9 верблюдов, средний – 6, а младший – двоих. После этого в стороне остался стоять облезлый чёрный верблюд…“Вам уже не нужен мой верблюд? – спросил старец. – Пожалуйста, верните мне его обратно, может, он послужит ещё и мне, и другим…” И старец поехал дальше… Несомненно, эта притча – о сути учителя: присоединиться; помочь; вовремя отойти в сторону. |