Содружество учеников, учителей и родителей как основа успешности обучения
статья на тему

Выступление на РМО учителей начальных классов 2013года

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon smoterchuk.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Зубарева Л.П.,

учитель начальных классов

МБОУ «Киреевский лицей» г.Киреевска

Содружество учеников, учителей  и родителей как основа успешности обучения

       1.    Если представить это сообщество в виде схемы, то субъекты «Учителя», «Ученики» и «Родители», образуют треугольник. Линии, являющиеся сторонами треугольника, будут обозначать устойчивые связи, коммуникацию. Практически невозможно представить себе современное общество без телефона, Интернета, почты, средств массовой информации и транспортной сети. Так же сложно представить себе успешное образовательное сообщество без устойчивого взаимодействия учеников, учителей и родителей. Стороны должны знать друг друга, уметь скоординировать свои усилия, объединиться вокруг общей цели, одинаковой для трех сторон образовательного треугольника.

     

      В настоящее время и социальные нормы общества и требования, которое оно предъявляет к людям, значительно меняются. Школа столкнулась с очень непростыми проблемами: какой должна быть новая модель и как наиболее безболезненно для всех участников педагогического процесса изменить свою работу в соответствии с ней. Развитие современного общества возможно при соблюдении демократических, цивилизованных норм взаимодействия и росте активности и ответственности его членов.

  В русле этого подхода школа рассматривается как организация учителей и учащихся, которая не может существовать без:

1. взаимного доверия всех участников педагогического процесса;

2. соблюдения всеми этических и моральных норм;

3. участия всех, начиная с первоклассников и кончая директором, в совместной выработке и достижении целей обучения. Разумеется, каждый делает это на уровне своих умений и знаний, но выслушиваются и обсуждаются мнения всех;

4. осознания учениками и учителями своей причастности и значимости в общем деле, правомочности в решении школьных проблем и организации работы;

5. постоянного проведения работы (дискуссий, рефлексии), направленной на то, чтобы в школе существовал общий подход к пониманию ценностей образования;

6. сотрудничества и взаимосвязи учеников и учителей;

7. работы на основе диалога и дискуссии как метода обучения;

8. активного участия всех в свободно согласованной учебной деятельности, ведущей к намеченным результатам.

   2.  В современную эпоху, эпоху быстрой смены технологий, школа должна научиться решать задачи, связанные с развитием системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не, только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.  

     В свою очередь, навыки непрерывного образования, умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь формируются со школьной скамьи. Школьное образование обеспечивает переход от дошкольного детства, семейного воспитания к осознанному выбору последующей профессиональной деятельности, реальной самостоятельной жизни. От того, как будет устроена школьная действительность, система отношений между школой и обществом, зависит во многом и успешность в получении профессионального образования, и вся система гражданских отношений.

     

     Современная школа должна более тесно взаимодействовать с семьей. В школьном возрасте дети проводят большую часть своего времени с учителями, но немаловажную роль в решении задач воспитания играет семья. Сотрудничество с родителями есть условия развития современной школы. Справедливо писал В.А. Сухомлинский, что без семьи, без помощи родителей нам не обойтись не только в изучении ребёнка, но и во всех других делах.

     Главными помощниками классного руководителя являются классные родительские комитеты. На заседаниях классных комитетов обсуждаются важнейшие вопросы классной жизни, намечаются стратегия воспитательной работы и важнейшие мероприятия, вопросы, которые необходимо обсудить на родительских собраниях в классе, оказывают помощь семьям, оказавшимся в сложной ситуации. Такое активное участие родителей в обсуждении состояния дел в классе позволяет успешнее организовывать работу по преодолению неуспешности наших учеников.      Родители являются не только активными помощниками классного руководителя, но и активными участниками учебно-воспитательного процесса. Часто бывает так, что во многих вопросах, связанных с воспитанием, здоровьем детей родители весьма компетентны. Поэтому подготовка и проведение родительских собраний проходит при активном участии родителей.

     Очень активны родители в организации досуга детей. Они охотно идут в походы со своими классами, участвуют в различных школьных и городских конкурсах.    
    Традиционной формой партнерства родителей и учителя являются родительские собрания, которые давно перестали быть простым перечислением неуспешности учеников класса. На такие собрания родители обычно не ходят. Но когда на собрании обсуждаются вопросы воспитания, когда родители учатся тому, как надо вести себя с детьми, чтобы воспитать успешных людей, когда родители перестают быть слушателями на собрании, а превращаются в заинтересованных собеседников, классному руководителю нет необходимости «загонять» родителей на собрание.                 Традиционными стали дни открытых дверей, когда родители могут присутствовать на уроках в своих классах, видеть как работают их дети и вместе с учителями намечать стратегию повышения результатов деятельности каждого ученика.

   3. Традиционно считается, что успех педагогической деятельности зависит от знания педагогики, своего предмета, от владения его методикой. Психологи же в последние десятилетия доказали, что большая часть успеха зависит от умения учителя создавать в классе атмосферу взаимопонимания, доверия, способствующую контактам, развитию, творческому общению.

   В первую очередь учитель должен любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволяет грубо общаться с ними, ущемлять и самолюбие, и достоинство, не радоваться успехам каждого. Дети сейчас к нам приходят неординарные. Они порой бывают даже умнее нас. Нужно уметь понимать детей, то есть становиться на их позицию, принимать их заботы и дела как серьёзные и считаться с ними.

Необходимое условие и источник развития - трудности. Посильная трудность создаёт условия для переживания чувства удовлетворения, дарит радость познания, веры в свои силы. Дети с удовольствием участвуют в международных играх «Кенгуру», «Русский медвежонок» ,«Бульдог», интеллектуальных марафонах. С каждым годом увеличивается уровень интеллектуального развития детей, повышается мотивация к обучению.

  Педагогический процесс должен предоставить ребёнку радость. Урок должен обогатиться всей гаммой интересов детей. В своей практике учителя нашей школы часто используют нетрадиционные формы урока: урок - КВН, уроки - соревнования, уроки - дискуссии, уроки - путешествия, комбинированные уроки. Детям очень нравятся уроки с применением ИКТ – технологий. На этих уроках ребята учатся работать в группах, парах, то есть сотрудничать друг с другом, слушать своих товарищей и делать правильные выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных умений младших школьников как основа успешности обучения русскому языку

Младший школьный возраст является оптимальным периодом развития  всех   высших    психических     функций - восприятия,   памяти,...

Содружество учеников, учителя и родителей как основа успешности обучения. Работа с семьей.

в статье приводися форма организации работы классного руководителя с родителями...

Формирование универсальных учебных действий как основа успешности обучения

Проектирование уроков по формированию УУД - дело непростое, но сегодня - это требование времени. А мы должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное обществ...

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников как основа успешности обучения русскому языку посредством применения различных видов технологий. (из опыта работы)

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников   как основа успешности обучения русскому языку посредством применения различных видов технологий. (из опыта работы)...

«ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

Успех всей работы зависит, если чётко планировать всю работу, подбирать тренировочные  упражнения, систематически и разносторонне работать со слабоуспевающими учениками, постоянно контролировать ...

Содружество учеников, учителей и родителей как основа успешности обучения

В данной статье учителя и родители могут воспользоваться советами по воспитанию  и обучению детей....