Содружество учеников, учителя и родителей как основа успешности обучения. Работа с семьей.
статья по теме
в статье приводися форма организации работы классного руководителя с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya.docx | 153.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Семья – один из шедевров природы.
Счастье мыслящего человека состоит
в том, чтобы вносить как можно больше
света и теплоты в существование всех
окружающих людей.
Д.И. Писарев
Представление о счастье каждый человек связывает с семьёй. Не зря говорят: «Счастлив тот, кто счастлив в семье». Семья – это опора, крепость, начало всех начал. Это одно из немногих мест, где человек может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости, уникальности. В семье дети получают первые уроки любви, понимания, доверия, веры. Это первый коллектив ребёнка, естественная среда ребёнка, где закладываются основы будущей личности.
Семья и школа – родители и учитель – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.
Вопрос о сотрудничестве родителей, учителя и ребёнка сейчас особенно актуален, так как система семейного воспитания претерпевает значительные изменения:
- Малодетность семьи – дети в таких условиях не получают практических навыков по уходу за младшими братом или сестрой, развивается эгоизм у ребёнка;
- Молодые отделяются от своих родителей, влияние старших поколений снижается, оно не востребовано, происходит отрыв от традиций семьи;
- Утрачены народные традиции педагогики, которое отмечает, что воспитанием ребёнка надо заниматься, пока он маленький, и «лежит поперёк лавки, а не вдоль»;
- Осложнение семейного воспитания из-за обострения социально-экономических трудностей (низкая зарплата, низкий прожиточный минимум), родители занимаются зарабатыванием средств, а дети в стороне;
- Родители увлекаются просмотром телепередач, фильмов, а на общение с детьми, на их воспитание не хватает времени
В связи с этими проблемами в семьях наших детей классный руководитель в начальных классах ставит перед собой главную задачу в работе с родителями – сформировать детский коллектив и начать работу по его сплочению, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия.
Семья очень сильно влияет на взгляды ребёнка, что учителю в одиночку трудно противостоять этому. Поэтому и возникает проблема – сплочение детского и родительского коллектива. А классный руководитель должен помочь родителям приобрести опыт в воспитании собственного ребёнка. В том случае, если родители эмоционально готовы получать эти знания и опыт от учителя, только тогда они с большим удовольствием и активно начнут помогать учителю в решении данной проблемы – сплочения коллектива. Они будут рады каждой встрече со своими детьми в стенах школы, с большим интересом будут участвовать в различных тренингах для родителей, соревнованиях и конкурсах, будут всячески поддерживать, и помогать учителю в воспитании наших детей.
Любовь учителя и родителей к ребёнку не должна быть основана на угнетении личности ребёнка. А должна основываться на знании его интересов, стремлений, на умении оказать ему помощь; дать дружеский совет. Высокая требовательность должна сочетаться с любовью. Основа моей воспитательной работы – союз учителя, родителей и ребёнка. именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей. Ведь ребёнок – это не только объект, но и субъект воспитания.
С первых дней знакомства с родителями стараюсь донести до них мысль о том, что источником благополучия ребёнка в семье, условием его счастливого детства является любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Я часто напоминаю родителям, что ребёнок должен быть уверен, что его кто-то любит, и он тоже должен очень кого-то любить. Такая любовь создаёт у ребёнка чувство защищённости, душевного покоя. При этом он активнее постигает мир, лучше идёт на контакт с родителями и учителем.
Если представить это сообщество в виде схемы, то субъекты «Учителя», «Ученики» и «Родители», образуют треугольник. Линии, являющиеся сторонами треугольника, будут обозначать устойчивые связи, коммуникацию. Практически невозможно представить себе современное общество без телефона, Интернета, почты, средств массовой информации и транспортной сети. Так же сложно представить себе успешное образовательное сообщество без устойчивого взаимодействия учеников, учителей и родителей. Стороны должны знать друг друга, уметь скоординировать свои усилия, объединиться вокруг общей цели, одинаковой для трех сторон образовательного треугольника.
Организация учителей и учащихся не может существовать без:
- взаимного доверия всех участников педагогического процесса;
- соблюдения всеми этических и моральных норм;
- участия всех, начиная с первоклассников и кончая директором, в совместной выработке и достижении целей обучения;
- осознания учениками и учителями своей причастности и значимости в общем деле, правомочности в решении школьных проблем и организации работы;
- постоянного проведения работы (дискуссий, рефлексии), направленной на то, чтобы в школе существовал общий подход к пониманию ценностей образования;
- сотрудничества и взаимосвязи учеников и учителей;
- работы на основе диалога и дискуссии как метода обучения;
- активного участия всех в свободно согласованной учебной деятельности, ведущей к намеченным результатам.
Работу классного руководителя с родителями можно вести в трех направлениях:
- Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские собрания, индивидуальные и тематические консультации, тренинги).
- Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (дни творчества детей и их родителей, открытые уроки и внеклассные мероприятия, помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса, шефская помощь).
- Участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе (участие родителей класса в работе совета школы, участие родителей класса в работе родительского комитета школы и класса).
Сегодня большое внимание уделяется подрастающему поколению, воспитанию в духе казачьих традиций.
Формой обращения к воспитательным возможностям прошлого стало создание классов казачьей направленности. Открытие таких классов именно в нашей школе неслучайно: она (школа) является старейшей в посёлке, в 2010 году отметила 140-летний юбилей, родители многих учащихся – потомки коренных казаков бывшей станицы Ахтырской. Принимая решение об открытии классов казачьей направленности, школа не ставила перед собой задачи пополнить ряды возрождённого казачества. Речь идёт о воспитании в подрастающем поколении важных общечеловеческих ценностей через игру, через обращение к историческим и культурным истокам.
До поступления в школу 18 из 29 детей моего класса посещали МДОУ №36. На базе этого дошкольного учреждения была на высоком уровне организована работа с детьми направленная на развитие гражданского воспитания и правовой культуры. А именно на формирование гражданственной позиции ребёнка: «Я- россиянин», «Я- казак». Формировались познавательные интересы и потребности в изучении культурно- исторических традиций родного посёлка, края.
Поэтому я увидела необходимость продолжать эту работу и разработала авторскую программу «Казачата».
В воспитательной системе «Казачата» приоритетными задачами являются:
- способствовать воспитанию трудолюбивой и любознательной личности ребёнка, знающего историю и традиции своего края и уважающего живущих рядом людей;
- сплочение классного коллектива;
- воспитание у детей патриотических чувств гражданина России;
- развитие навыков поискового мышления;
- познакомить учащихся с выдающимися людьми, как прошлого, так и настоящего, жизнь которых связана с нашим краем. Воспитывать чувство уважения, гордости за своих земляков.
- развивать интерес к истории своей семьи, к её традициям;
- формировать чувство гордости за свой родной казачий край, способствовать развитию чувства ответственности за сохранение памятников истории и культуры;
Процесс взаимодействия семьи и школы я направляю на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность. В своей работе использую следующие формы работы:
-«Атаманский час»
-уроки мужества
-классные часы
-экскурсии в музеи и посещение исторических памятников нашего края
-анкетирования
-внеклассные мероприятия
-конкурсы
-изучение истории Кубани
-подготовка выставок творчества
-проведение народных праздников
-викторины
-выставки декоративно-прикладного искусства
-систему КТД и ИРИ - коллективных творческих дел и интеллектуально-развивающих игр
- тематические программы, основное содержание которых связано с важнейшими вехами в истории России, Кубани.
Воспитательная система «Казачата» используется с 1 по 4 класс, включает 5 направлений, связанных между собой логикой достижения цели и решения задач формирования гражданина.
1 направление
«Кто я? Какой я?»
(формирование гражданского отношения к себе, формирование правосознания, гражданской ответственности, воспитание у детей понимания сущности сознательной дисциплины и этики поведения, соблюдение ими правил поведения в школе, дома, в общественных местах, формирование потребности к самообразованию, профилактика противоправного поведения).
Основные формы деятельности:
Результаты:
- 1-б класс 1 место в смотре строя и песни «Подвигу жить в веках!» (май 2011г.)
- 2-б класс 1 место в смотре строя и песни «Подвигу жить в веках!» (май 2012г.)
- 2-б класс 1 место в параде юнармейцев «Салют, Победа!» (май 2012г.)
Работа с семьей – влияние на воспитательный потенциал семьи; объектом внимания является не сама семья, а семейное воспитание. Здесь необходимо следующее:
1) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи.
Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей. Диагностика в работе классного руководителя помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, даёт возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение в семье чрезвычайно трудное.
Используя диагностику, я как классный руководитель помню о нравственных аспектах всех своих исследований и руководствуюсь определенными правилами.
Правило первое. Если родители поделились информацией со своими классным руководителем, она не должна быть доступной всем.
Правило второе. Диагностика проблемы предполагает коррекционные действия классного руководителя по изученной проблеме.
Правило третье. Диагностическое исследование не должно ставить своей целью навешивание ярлыков.
Правило четвертое. Диагностическое исследование должно проводиться корректно и располагать к дальнейшему общению с классным руководителем.
Правило пятое. Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо использовать различные виды диагностик, чтобы получить достоверный материал.
Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок», ориентироваться только на интуицию, необходимо знать особенности современной семьи, ее отношение к школе и переменам в образовании.
Что необходимо знать учителю начальной школы о семьях своих учеников?
Социально-демографический портрет семьи.
• Состав семьи.
• Род занятий родителей и других членов
• Материальная обеспеченность семьи.
• Культурный потенциал семьи: наличие библиотеки,
предметов культурного досуга; отношение к искусству,
литературе; основные духовные потребности членов семьи.
• Образ жизни семьи.
Организация и принципы семейного воспитания.
• Внутрисемейные отношения: доминирующий стиль отношений (демократический, авторитарный, смешанный), микроклимат семьи, обычаи и традиции, лидерство в семье, авторитет взрослых.
• Воспитательная позиция. Преобладающие методы и формы воспитания. Уровень педагогической культуры и самообразования родителей.
Взаимоотношения родителей с классом.
• Участие членов семьи в жизни класса.
• Характер взаимодействия с педагогами, с классным руководителем.
III направление
«Родная школа»
( Формирование школьного патриотизма, осознания принадлежности к школьному коллективу, воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности, готовности к сознательному выбору профессии, выработка потребности учащихся в постоянном пополнении знаний, в укреплении здоровья, готовности выполнять Устав школы, выполнять роль хозяина в школе).
Основные формы деятельности:
Результаты:
- Куклин Евгений 1 место в школе, 4 в районе («Международный игровой конкурс по русскому языку «Русский медвежонок» в 2011 году
- Яковлева Анжела 1 место в школе, 4 в районе («Международный игровой конкурс по русскому языку «Русский медвежонок» в 2011 году
- Тулинская Анастасия 3 место в школе («Международный игровой конкурс по русскому языку «Русский медвежонок» в 2011 году
- Тулинская Анастасия 1 место в школе; Региональный победитель
(«Международный игровой конкурс по русскому языку «Русский медвежонок» в 2012 году
- Рыбалко Эмилия- призёр муниципального этапа районной олимпиады младших школьников по предмету- окружающий мир
- Яковлева Анжела- призёр муниципального этапа районной олимпиады младших школьников по предмету- русский язык
3 класс 2012-2013 уч.год 1 чет | 2 чет | |
% успеваемости | 100% | 100% |
% качества | 64% | 64% |
отличников | 4 | 5 |
хорошистов | 14 | 13 |
IY направление
«Мои соотечественники»
(Обогащение краеведческого кругозора, формирование чувства гордости за свой родной край, район, поселок; ответственности за сохранение памятников истории и культуры; знание выдающихся людей Кубани - образцов для подражания; изучении истории Кубани, ее традиций и культуры, казачьего этноса, символики края и района; воспитание по принципу «Где родился, там и пригодился»; сотрудничество с Ахтырским Советом ветеранов (Червяков П.П.), Абинским казачьим обществом (Бондаренко Сергей Иосифович), деятельность в школе классов казачьей направленности).
Основные формы деятельности:
Результаты:
- Шереметьева Диана 3 место в муниципальном этапе краевого конкурса изобразительного и декоративно-прикладного творчества учащихся «Пасха в кубанской семье» (июнь 2011 года)
- 1-б класс I место в школьном фестивале «Кубанская старина» (сентябрь 2010 год)
- 2-б класс I место в школьном фестивале «Кубанская старина» (сентябрь 2011 год)
- 3-б класс I место в школьном фестивале «Кубанская старина» (сентябрь 2012 год)
- 1-б класс I место в интеллектуально-творческом марафоне «Под флагом добра» (май 2011год)
- 2-б класс I место в интеллектуально-творческом марафоне «Нет, «НАРКО»!, если живёшь ЯРКО!» (май 2012год)
- Шереметьева Диана- лауреат конкурса детских фотографий «Моя страна-Россия!» (сентябрь 2011 г., г.Ростов-на-Дону)
Y направление
«Здоровье»
(Воспитание стремления к сохранению и укреплению здоровья, экологическая направленность образования;)
Основные формы деятельности:
Результаты:
- Редька Мария -2 место по Южному федеральному округу («Всероссийский детский географический конкурс «Я сегодня Магелан»,
- Куклин Евгений 1 место в школе («Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа» в 2012 году
- Рыбалко Эмилия 2 место в школе («Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа» в 2012 году
- Дружинин Сергей 3место в школе («Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа» в 2012 году
- Быстрицкая Маргарита 3место в школе («Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа» в 2012 году
- 1-б класс 1 место в IV Всекубанской спартакиаде «Спортивные надежды Кубани» (май 2011г)
- 2-б класс 1 место в Дне Здоровья «Мой любимый звонкий МЯЧ» (сентябрь 2011г)
- 3-б класс 1 место в Дне Здоровья «Навстречу Олимпийским рекордам» (сентябрь 2012г)
- 2-б класс 1 место в военно-спортивном конкурсе «А ну-ка, парни!»
(февраль 2012г)
100% - охват детей горячим питанием;
100% - посещаемость спортивных секций и кружков;
Количество учащихся посещающих спортивные секции:
Футбол | 14 | 50% |
Карате | 12 | 43% |
Лёгкая атлетика | 8 | 29% |
«Спасайкин» | 15 | 50% |
Количество пропусков по болезни
Нынешние юные казачата – это «завтра» России. Какую бы профессию они ни избрали в будущем, где бы ни жили, надеемся, что это будут настоящие Граждане своей страны. Потому что только в человеке, воспитанном на
знании, памяти, любви «к родному пепелищу» и «отеческим гробам», в человеке, осознающем личную связь с прошлым, просто и естественно возникает чувство ответственности за сегодняшний день страны. И потребность её защищать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содружество учеников, учителя и родителей в адаптационный период
Выступление на семинаре...
«ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ - ОСНОВА УСПЕШНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ШКОЛЫ И СЕМЬИ».
Школа и семья – два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Концепция модернизации российского образования подчеркив...
Содружество учеников, учителей и родителей как основа успешности обучения
Выступление на РМО учителей начальных классов 2013года...
Содружество учеников, учителей и родителей как основа успешности обучения
В данной статье учителя и родители могут воспользоваться советами по воспитанию и обучению детей....
Содружество учеников, учителя и родителей в адаптационный период
Выступление на семинаре начальных классов...
Интерактивные формы и методы работы с родителями обучающихся - основа успешного сотрудничества школы и семьи
Школа и семья – два важнейших образовательных института. Самыми активными формами работы являются родительские собрания, где родители являются не пассивными слушателями, а активными участниками ...
"Система работы учителя начальных классовс родителями как основа успешного развития ребенка"
Выступление на МО учителей начальных классов на тему :"Система работы учителя начальных классовс родителями как основа успешного развития ребенка"....