Программа воспитательной работы
методическая разработка (2 класс)
Программа воспитательной работа 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitaniya_2_klass_nalivaykom.m.doc | 600 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор МБОУ «Гальбштадтская СОШ»
_____________ / О.Ф.Дворко /
«__ »__________ 2015 г.
Протокол № от августа 2015г.
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Гальбштадтская СОШ»
ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ
УЧАЩИХСЯ
2014 – 2018 гг
Согласовано
Заместитель директора
МБОУ «Гальбштадтская СОШ»
________ /Е.Н.Кожанова/
Марина Михайловна Наливайко
учитель начальных классов,
высшая категория.
СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка
| ………………..2 ………………..2 ………………..3 |
| ………………..6 |
| ………………..8 |
| ………………..10 |
| ………………..20 |
ПРОГРАММА
воспитания и социализации учащихся
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы воспитания и социализации учащихся МБОУ «Гальбштадтская СОШ» являются Закон
«Об образовании» (ст. 9, п. 6; ст. 14, пп. 1–2)., федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Устав МБОУ «Гальбштадтская СОШ»
Пространство воспитания интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей.
Главная задача учебно-воспитательного процесса - создать условия для обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направлять образовательный процесс на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Цель данной программы:
Социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из цели, определены следующие задачи воспитания и социализации учащихся:
В области формирования личностной культуры:
• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
• формирование нравственного смысла учения;
• формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
• принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
• формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
• формирование основ российской гражданской идентичности;
• пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
• воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
• формирование патриотизма и гражданской солидарности;
• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
• укрепление доверия к другим людям;
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
• формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
• формирование отношения к семье как основе российского общества;
• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
• формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
ь
Основное содержание воспитания
и социализации обучающихся.
Виды деятельности и формы занятий с обучающимися.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Данная воспитательная программа нацелена на достижение следующих воспитательных результатов по каждому из направлений воспитания :
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, ;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- трудолюбие;
- элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням:
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
• на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
• на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным. Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
Нравственный портрет воспитанного младшего школьника
- Добрый, не причиняющий зла живому
- Честный и справедливый
- Любящий и заботливый
- Трудолюбивый и настойчивый
- Творящий и оберегающий красоту мира
- Стремящийся к знаниям и критично мыслящий
- Смелый и решительный
- Свободолюбивый и ответственный
- Самостоятельный и законопослушный
- Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой
- Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам
- Патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» - класса, школы, города/села, России)
- Толерантный (уважающий других, не похожих на него)
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Воспитание и социализация младших школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями по месту жительства.
Эффективность взаимодействия различных социальных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся зависит от систематической работы школы по повышению педагогической культуры родителей, согласованию содержания, форм и методов педагогической работы с учреждениями дополнительного образования.
5.1. Повышение педагогической культуры родителей
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.
В быстро меняющемся мире родители, чтобы не разрушить семейные связи, должны развиваться так же динамично как и их дети.
Система работы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:
- совместная педагогическая деятельность семьи и школы;
- сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
- педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
- поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
- содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
- опора на положительный опыт семейного воспитания.
В системе повышения педагогической культуры родителей используются разнообразные формы работы:
- Университет педагогических знаний. Данная форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей.
- Лекция. Данная форма подробно раскрывает сущность той или иной проблемы воспитания.
- Конференция. Предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей.
- Родительские конференции. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.
- Практикум. Форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.
- Открытые уроки. Цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя.
- Индивидуальные тематические консультации. Обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах.
- Посещение семьи. Индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни.
- Родительское собрание.
- Родительские чтения. Форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.
- Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным.
И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.
Организация взаимодействие школы
с культурными и общественными организациями.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования осуществляются не только образовательным учреждением, но культурными и общественными организациями. Взаимодействие образовательного учреждения и общественных организаций имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося.
При этом планируется использовать различные формы взаимодействия:
• участие представителей общественных организаций и объединений, а также традиционных религиозных организаций с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
- реализация педагогической работы музыкальной и художественной школ с обучающимися в рамках отдельных программ, согласованных с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и одобренных педагогическим советом образовательного учреждения и родительским комитетом;
- проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания в образовательном учреждении.
МОНИТОРИНГ
ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Мониторинг духовно – нравственного воспитания и социализации учащихся планируется и осуществляется в соответствии со школьной программой, основанной на комплекте «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов» Автор комплекта для начальной школы кандидат психологических наук Анастасия Аркадьевна Логинова:
- Рабочие тетради для учащихся 1, 2, 3, 4 классов «Книга моих размышлений»;
В «Книгу моих размышлений» входят упражнения, позволяющие оценить динамику нравственного развития и воспитания учащихся.
- Методические пособия для учителей
(1, 2, 3, 4 классы);
- Рабочий
блокнот
для педагога.
В соответствии с требованиями Стандарта оценка воспитательной деятельности, реализуемой в классе, является неотъемлемой и обязательной частью реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Предлагаемый мониторинг полностью соответствует требованиям к оценке результатов воспитательной деятельности в рамках реализации Программы.
Оценка личностных результатов
Основное содержание оценки личностных результатов на уровне начального общего образования строится вокруг оценки:
- сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоциональноположительном отношении обучающегося к Школе;
- сформированности основ гражданской идентичности, включая чувство гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий;
- сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
- сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем;
- знания моральных норм и сформированности моральноэтических суждений.
Этапы исследования:
- Контрольный этап исследования (начало учебного года, 1 четверть) –ориентирован на сбор данных на начале реализации Программы воспитания и социализации.
- Формирующий этап исследования (в течение учебного года) предполагает реализацию основных направлений Программы; выполнение и корректировку плана воспитательной работы.
- Интерпретационный этап исследования (конец учебного года, 4 четверть) ориентирован на сбор данных исследования в конце реализации Программы воспитания.
Направления мониторинга:
- Исследование особенностей нравственного развития и воспитания обучающихся.
- Исследование взаимодействия с семьями обучающихся в рамках реализации образовательной программы.
В качестве основного критерия, по которому изучается нравственное развитие обучающихся и характер взаимодействия школы с родителями обучающихся, выступает динамика выделенных показателей по каждому из направлений мониторинга.
Возможные виды динамики.
- Положительная динамика
- Отсутствие (инертность)
- Устойчивость (стабильность).
Методологический инструментарий исследования включает использование следующих методов: тестирование, опрос, проективные методы, психолого-педагогическое проектирование.
1 класс /2014-2015 учебный год/
Индикаторы эффективности программы | Показатель | Метод | Периодичность | Форма представления результата |
Блок №1 Исследование социального развития младшего школьника | Знание основных символов государства | Методика «Государственные символы» Методика «Знание государственной символики» Автор методик Попова Т.А. | Контрольный этап исследования: сентябрь Интерпретационный этап исследования: январь | Рабочая тетрадь «Книга моих размышлений» Упражнение №1 Рабочая тетрадь «Книга моих размышлений» Упражнение №7 |
Блок №2 Исследование нравственной сферы младшего школьника | Знание моральных норм и нравственных качеств личности | Методика «Нравственные качества» Методика «Наши поступки» Автор методик Логинова А.А. | Контрольный этап исследования: сентябрь Интерпретационный этап исследования: февраль | Рабочая тетрадь «Книга моих размышлений» Упражнение №2 Рабочая тетрадь «Книга моих размышлений» Упражнение №8 |
Исследование нравственной сферы младшего школьника | Сформированность нравственных привычек | Методика «Как поступить?» Методика «Нравственные привычки» Автор методик Логинова А.А. | Контрольный этап исследования: октябрь Интерпретационный этап исследования: февраль | Рабочая тетрадь «Книга моих размышлений» Упражнение №3 Рабочая тетрадь «Книга моих размышлений» Упражнение №9 |
Блок №3 Исследование отношения младших школьников к труду | Внутренней позиции младшего школьника | Методика «Я и школа» Методика «Я - школьник» Автор методик Логинова А.А. | Контрольный этап исследования: ноябрь Интерпретационный этап исследования: март | Рабочая тетрадь «Книга моих размышлений» Упражнение №4 Рабочая тетрадь «Книга моих размышлений» Упражнение №10 |
Блок №4 Исследование ценностного отношения младших школьников к природе и окружающей среде | Знание правил поведения на природе и бережного отношения к окружающей среде | Методика «Я и природа» Методика «Забота о природе» Автор методик Попова Т.А. | Контрольный этап исследования: декабрь Интерпретационный этап исследования: апрель | Рабочая тетрадь «Книга моих размышлений» Упражнение №5 Рабочая тетрадь «Книга моих размышлений» Упражнение №11 |
Блок №5 Исследование эстетического развития младших школьников | Сформированность эстетических интересов | Методика «Мне нравится» Методика «Я хотел бы…» Автор методик Логинова А.А. | Контрольный этап исследования: январь Интерпретационный этап исследования: май | Рабочая тетрадь «Книга моих размышлений» Упражнение №6 Рабочая тетрадь «Книга моих размышлений» Упражнение №12 |
- Программа исследования учащихся во 2 классе
Блоки исследования | Параметры исследования | Контрольный этап исследования | Интерпретационный этап исследования |
Блок 1. Исследование социального развития младших школьников | Параметр 1. Знание основных понятий, символов государства | Упражнение №1 «Символы нашей Родины» | Упражнение №11 «Что я знаю о государственных символах?» |
Параметр 2. Сформированность преставлений о поведении в коллективе | Упражнение №2 «Дела класса, жизнь в школе» | Упражнение №12 «Мои обязанности и дела в коллективе» | |
Блок 2. Исследование нравственной сферы младших школьников | Параметр 1. Эмоциональное отношение к нравственным и безнравственным поступкам | Упражнение№3 «Чувства и поступки» | Упражнение №13 «Чувства и поступки» |
Параметр 2. Альтруистическая направленность учащихся | Упражнение №4 «Я и другие» | Упражнение №14 «Что я могу? Что я хочу?» | |
Блок 3. Исследование отношения младших школьников к учению и труду | Параметр 1. Участие школьников в домашнем труде | Упражнение №5 «Домашние дела» | Упражнение №15 «Мои домашние обязанности» |
Параметр 2. Эмоциональное отношение школьников к обучению (общий интерес к учению) | Упражнение №6 «Интерес к учению» | Упражнение №16 «Интерес к учению» | |
Блок 4. Исследование ценностного отношения младших школьников к природе и окружающей среде | Параметр 1. Знание правил поведения на природе и бережного отношения к окружающей среде | Упражнение №7 «Окружающий мир» | Упражнение №17 «Я и окружающий мир» |
Параметр 2. Ценностное отношение к природе | Упражнение №8 «Красота природы» | Упражнение №18 «Береги красоту природы» | |
Блок 5. Исследование эстетического развития младших школьников | Параметр 1. Знание этических норм поведения | Упражнение №9 «Правила поведения» | Упражнение №19 «Правила этикета» |
Параметр 2. Включённость ребёнка в культурную среду | Упражнение №10 «Мои увлечения» | Упражнение №20 «Мое свободное время» |
- Программа исследования учащихся в 3 классе
Блоки исследования | Параметры исследования | Контрольный этап исследования | Интерпретационный этап исследования |
Блок 1. Исследование социального развития младших школьников | Параметр 1. Знание основных понятий, символов государства | Упражнение №1 «Символы России» | Упражнение №11 «О символах моей страны» |
Параметр 2. Сформированность преставлений о поведении в коллективе | Упражнение №2 «Я мой класс» | Упражнение №12 «Наш класс» | |
Блок 2. Исследование нравственной сферы младших школьников | Параметр 1. Знание результатов своих нравственных и безнравственных поступков | Упражнение№3 «Чувства окружающих людей» | Упражнение №13 «Мои поступки и чувства родителей» |
Параметр 2. Сформированность представлений о правах и достоинствах человека | Упражнение №4 «Мои права и достоинства» | Упражнение №14 «Знаю ли я свои права?» | |
Блок 3. Исследование отношения младших школьников к учению и труду | Параметр 1. Произвольность регуляции учебной деятельности | Упражнение №5 «Мои учебные обязанности» | Упражнение №15 «Ответственный ли я ученик» |
Параметр 2. Отношение к труду и интеллектуальные чувства младших школьников | Упражнение №6 «Труд в жизни человека» | Упражнение №16 «Труд в моей жизни» | |
Блок 4. Исследование ценностного отношения младших школьников к природе и окружающей среде | Параметр 1. Знание правил поведения на природе и бережного отношения к окружающей среде | Упражнение №7 «Правила поведения на природе» | Упражнение №17 «Защищаю ли я природу?» |
Параметр 2. Ценностное отношение к природе | Упражнение №8 «Природа – источник красоты» | Упражнение №18 «Природа и искусство» | |
Блок 5. Исследование эстетического развития младших школьников | Параметр 1. Сформированность первичных представлений об эстетическом познании мира | Упражнение №9 «Мир, в котором я живу» | Упражнение №19 «Познания мира» |
Параметр 2. Сформированность первичных представлений о творческой деятельности | Упражнение №10 «Творчество» | Упражнение №20 «Творчество в нашей жизни» |
- Программа исследования учащихся в 4 классе
Блоки исследования | Параметры исследования | Контрольный этап исследования | Интерпретационный этап исследования |
Блок 1. Исследование социального развития младших школьников | Параметр 1. Знание основных понятий, символов государства | Упражнение №1 «Символы России» | Упражнение №11 «Моё знание символов государства» |
Параметр 2. Сформированность преставлений о поведении в коллективе | Упражнение №2 «Мой класс» | Упражнение №12 «Как я участвую в жизни класса» | |
Блок 2. Исследование нравственной сферы младших школьников | Параметр 1. Мотивы нравственного поведения | Упражнение№3 «Почему я так поступаю?» | Упражнение №13 «Ради чего я смогу отказаться от своего любимого занятия?» |
Параметр 2. Сформированность нравственной самооценки | Упражнение №4 «Что я знаю о себе?» | Упражнение №14 «Мой портрет» | |
Блок 3. Исследование отношения младших школьников к учению и труду | Параметр 1. Мотивы учебной деятельности | Упражнение №5 «Нравится ли мне учиться?» | Упражнение №15 «Моё отношение к учению» |
Параметр 2. Навыки самостоятельной организации своей трудовой деятельности | Упражнение №6 «Моё свободное время» | Упражнение №16 «Самостоятельность и ответственность» | |
Блок 4. Исследование ценностного отношения младших школьников к природе и окружающей среде | Параметр 1. Знание правил поведения на природе и бережного отношения к окружающей среде | Упражнение №7 «Человек и природа» | Упражнение №17 «Защита природы» |
Параметр 2. Ценностное отношение к природе | Упражнение №8 «Мои питомцы» | Упражнение №18 «Домашний питомец» | |
Блок 5. Исследование эстетического развития младших школьников | Параметр 1. Сформированность первичных представлений о красоте | Упражнение №9 «Красота в жизни» | Упражнение №19 «Что такое красота?» |
Параметр 2. Сформированность первичных представлений о культурном человеке | Упражнение №10 «Я культурный человек?» | Упражнение №20 «О культуре» |
Материалы мониторинга позволяют сделать исследование
частью воспитательного процесса:
- наличие большого количества иллюстративного материала для детей;
- вопросы для размышления учащихся;
- развернутые формулировки заданий, построенные в виде размышлений, на основе которых можно организовать тематическую беседу в классе;
- богатый методический материал и рекомендации для организаторов исследования
- и многое другое.
Разработанный комплексный подход к исследованию (совмещение развивающей и исследовательской деятельности) младших школьников, позволяет обогатить воспитательную программу и использовать материалы мониторинга в качестве основы воспитательной работы в классе, а также создаёт условия для вовлечения родителей (законных представителей) в реализацию Программы в классе.
Оценка эффективности взаимодействия
школы с семьями обучающихся
№ | Параметры | Оценка взаимодействия с семьями | |
| |||
А | Ознакомление родителей (законных представителей) с концепцией воспитательной деятельности, реализуемой в классе и в школе | 1 2 3 4 5 6 7 | |
Б | Вовлечённость родителей (законных представителей) в реализацию воспитательной программы в классе | 1 2 3 4 5 6 7 | |
В | Активность родителей (законных представителей) в реализации воспитательной программы | 1 2 3 4 5 6 7 | |
| |||
А | Содействие родителям (законным представителям) в решении проблем воспитания детей в семье | 1 2 3 4 5 6 7 | |
Б | Деятельность, направленная на сплочение семей, укрепление детско-родительских отношений. Поддержание семейных традиций и ценностей | 1 2 3 4 5 6 7 | |
В | Информирование родителей (законных представителей) о дополнительных образовательных возможностях для детей (кружки, факультативы, предметные курсы, внеурочная деятельность) | 1 2 3 4 5 6 7 | |
| |||
А | Организация в школе (классе) мероприятий (родительских собраний, заседаний и т.д.), направленных на повышение психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей) | 1 2 3 4 5 6 7 | |
Б | Информированность родителей (законных представителей) о достижениях образовательного учреждения | 1 2 3 4 5 6 7 | |
В | Знакомство родителей (законных представителей) с основными тенденциями развития современного образования | 1 2 3 4 5 6 7 | |
| |||
А | Значимость для родителей (законных представителей) воспитательной деятельности, реализуемой в классе. | 1 2 3 4 5 6 7 | |
Б | Общая активность участия родителей (законных представителей) в жизни класса | 1 2 3 4 5 6 7 | |
В | Характер взаимоотношений между педагогами и семьями воспитанников | 1 2 3 4 5 6 7 | |
Г | Общая удовлетворённость родителей (законных представителей) воспитательной программой | 1 2 3 4 5 6 7 |
Отчётными материалами исследования будут являться:
- Индивидуальные бланки фиксации результатов исследования, заполняемые ежегодно (см. Логинова А.А., Данилюк А.Я. «Рабочий блокнот педагога», стр. 38 – 52).
- Данные интерпретационного этапа исследования в классе (см. Логинова А.А., Данилюк А.Я. «Рабочий блокнот педагога», таблица 6, стр. 15 – 16).
- Данные контрольного этапа исследования в классе (см. Логинова А.А., Данилюк А.Я. «Рабочий блокнот педагога», таблица 6, стр. 12 – 13).
- Итоговые результаты исследования общей динамики развития учащихся в классе (см. Логинова А.А., Данилюк А.Я. «Рабочий блокнот педагога», таблица 9, стр. 20).
- Итоговые результаты исследования взаимодействия школы с семьями обучающихся.
Анализ результатов, представленных в таблицах, позволит провести экспертизу и выявить эффективность деятельности по формированию духовно-нравственной сферы младших школьников.
Анализ воспитательной работы за 1 класс:
Воспитательная работа в 1 классе велась по следующим направлениям:
- Я, моя семья, мои друзья.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших;
- Голубая планета Земля.
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля, трудолюбие; творчество; познание; бережливость
- Я – гражданин России.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; свобода и ответственность; доверие к людям.
- Я здоровье сберегу –сам себе я помогу.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
Также велась работа по следующим направлениям:
- Работа с родителями;
- Проектная работа
- Работа с детьми «группа риска», правовое просвещение;
- Просветительская работа.
Все эти направления воспитательной работы позволяли комплексно решать воспитательные задачи, опираясь на личностно-ориентированный подход к воспитательной работе. Все воспитательные мероприятия были направлены на формирование у детей культуры общения, развитие коммуникативных умений. Важной задачей воспитательной работы школы наряду с семьёй – это развитие эмоциональной сферы учащихся, умение управлять отрицательными эмоциями. Каждодневно, в зависимости от ситуаций проводились различные беседы со всем классом и индивидуально. Учащиеся уже привыкают быть ответственными за какое-то данное им поручение: в классе налажена система дежурства по классу и по столовой, а также взаимопомощь в учёбе и спорте.
В своей работе я использовала различные формы воспитательной работы:
- тематические классные часы, беседы, дискуссии;
- викторины, конкурсы;
- интеллектуальные игры, ринги;
- праздники;
- тренинги, ситуативные практикумы, тестирование;
- презентации;
- деловые игры;
- часы общения.
Один раз в неделю проводились классные часы по следующим темам: «О доброжелательности и равнодушии», «Тепло родного очага», «Мы и наше здоровье», «В помощь пернатым друзьям» и др. В этом году проводилась большая просветительская работа, посвящённая 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Диагностическая работа велась с первых дней. Она включала в себя как диагностику (индивидуальную и коллективную), так и коррекционную работу: игротерапию, сказкотерапию, психологические упражнения и игры.
Ребята участвовали в различных школьных мероприятиях и конкурсах и добились высоких результатов:
2014-2015 | Всероссийские конкурсы «Эврикум» и «Созидание и творчество» | Исследовательская работа «В чём польза молока?» /Снегова/ Исследовательский проект «Что для человека означает слово Родина?» /Ерёменко/ | Ученики Снегова Владислава и Ерёменко Евгений стали Лауреатами Всероссийских конкурсов «Эврикум» и «Созидание и творчество» |
2014-2015 | Краевой конкурс «Я - исследователь» | Исследовательская работа «В чём польза молока?» /Снегова/ Исследовательский проект «Что для человека означает слово Родина?» /Ерёменко/ | Ученики стали Победителями очного этапа краевого конкурса «Я - исследователь», АКДЭЦ, г.Барнаул, 4 апреля 2015 года: Ерёменко Евгений – I место /гуманитарная/, Снегова Владислава – II место /естественнонаучная/. |
2014-2015 | Окружной этап исследовательских работ «Малые Гумбольдтские чтения» | Исследовательская работа «В чём польза молока?» /Снегова/ Исследовательский проект «Что для человека означает слово Родина?» /Ерёменко/ | Ученики стали Победителями окружного этапа исследовательских работ «Малые Гумбольдтские чтения», 17 апреля 2015 года: Ерёменко Евгений – II место /гуманитарная/, Снегова Владислава – I место /естественнонаучная/. |
2014-2015 | Всероссийский конкурс «Юный исследователь» | Исследовательская работа «В чём польза молока?» /Снегова/ Исследовательский проект «Что для человека означает слово Родина?» /Ерёменко/ | Ученики Снегова Владислава и Ерёменко Евгений стали Лауреатами Всероссийского конкурса «Юный исследователь» и приглашены на очный этап в г. Сочи. |
2014-2015 | Всероссийский конкурс – олимпиада «Эврикум» | Творческая олимпиада «Незабываемая встреча образа и слова» | Манапов Владислав Лауреат I степени Лорай Кристина Лауреат I степени |
В течение учебного года создавались условия для приобретения обучающимися позитивного социального опыта, формирования гражданской позиции.
В 2014 году в качестве проектной деятельности учителем был разработан Проект на четыре года «Краеведческий марафон 2014-2018»
Первой нашей работой является создание учебного пособия «Дневник юного путешественника по Родине» для учащихся 1 класса. «Дневник юного путешественника по Родине» основан на материалах об Алтайском крае и Немецком национальном районе. Подобного пособия в начальных классах нет.
Дневник содержит стихи, песни, пословицы о Родине, способствующих воспитанию нравственной и патриотической культуры младших школьников, творческие и игровые задания, справочный материал, помогающие детям задуматься о своих поступках, совести, о вечных ценностях. Исследуя и рассуждая, дети приходят к пониманию слов «малая» и «большая» Родина. Мы считаем, что наша работа актуальна, своевременна, необходима, а также имеет широкое практическое применение: Дневник адресован учащимся 1 класса для работы на уроках окружающего мира, литературного чтения, на классных часах, на занятиях во внеурочное время, а также для индивидуальной работы совместной работы с родителями на каникулах. В процессе работы с дневником планируется проводить практические, исследовательские работы, уроки-встречи, уроки-выставки, викторины, конкурсы, экскурсии, походы в музеи. Активное участие в создании дневника принимают учащиеся 1 класса и их родители.
Первый результат:
- «Дневник юного путешественника по Родине» для учащихся 1 класса принимал участие во Всероссийском детском конкурсе творческих проектов «Созидание и творчество» /2 место/, «Юный исследователь»/3 место/, Краевом конкурсе «Я - исследователь» /1 место/.
Мероприятия социальной направленности, направленных на формирование гражданской позиции:
Проект | Дата |
Проект «Поём и танцуем с учителями» в целях Благотворительной акции в рамках губернаторского марафона «Поддержим ребёнка» | 20 октября, 2014 год |
Проект «Подарок ветерану» /подарок своими руками/ | Май, 2015 год |
Социальный проект «Моя малая и большая Родина» /Создание Краеведческого дневника на материалах о селе, районе, Алтайском крае/ | 20 мая, 2015 год |
Благотворительная акция в рамках губернаторского марафона «Поддержим ребёнка». Праздник «Поём и танцуем с учителями», 2014 год.
Приз зрительских симпатий.
Участвуя в проекте «Подарок ветерану» в 2015 году сделали картину своими руками с помощью родителей к 70-летию Победы и поздравили ветерана.
Коллективная творческая работа на выставку районного Смотра художественной самодеятельности в 2015 г. «Смешарики»
После каждого проведённого мероприятия совместно с детьми мы обсуждаем, что получилось, а что не получилось, находим ошибки и намечаем пути их исправления, а также намечаем перспективу в будущих делах.
В воспитательной работе личный пример классного руководителя положительно сказывается на отношениях учащихся с учителем, поэтому во многих мероприятиях лично принимала участие.
Организация сотрудничества учителя, учащихся и родителей в образовательном процессе строится на двух приоритетных позициях: «Не навреди» и «Ребенок, ты - ценность». Регулярно провожу семейные праздники, что способствует сплочению не только детского коллектива, но и коллектива родителей. «Формирование культуры взаимодействия с окружающими людьми и самим собой» - мой главный принцип воспитательной работы. Совместно с родителями ежегодно участвуем в выставке на Смотре художественной самодеятельности с оригинальными коллективными творческими поделками.
Наиболее результативные тематические родительские собрания и тематические классные часы:
Родительские собрания:
- "В семье первоклассник"
- "Как воспитать активного читателя?»
- "Знакомимся с проектами детей» (совместное собрание родителей и детей)
Классные часы:
- Праздник смеха и шуток.
- Оказание первой помощи при несчастных случаях.
- Деревья в народном творчестве разных народов.
- Путешествие по Солнечной системе.
- Чудо рядом с тобой.
- Правила поведения школьников в общественных местах.
- Поведение на улице.
- Пасха.
В подготовке этих мероприятий принимали участие как «сильные», так и слабоуспевающие ученики. Здесь в полной мере проявились их артистические, художественные, музыкальные способности, развивались смекалка, логическое мышление. Все учебные и внеучебные результаты детей еженедельно отражались в дневниках учащихся с целью доведения до сведения родителей.
Родители учащихся активно принимают участие в школьной и внешкольной жизни детей. Родительский комитет в прошлом году два раза организовывал экскурсии. А также родители стараются организовать детям хорошие условия для учёбы и спорта (ремонт кабинета, организация детей на внеурочную деятельность).
В летние каникулы 75 % отдохнули в школьном оздоровительном лагере «Фантазёры», 1 ребёнок в санатории Барнаула, 7 детей с родителями побывали за пределами края.
В этом году была проделана большая воспитательная работа, но впереди ещё один год обучения в начальной школе и за это время нужно решить много воспитательных задач.
Исходя из целей и задач прошедшего года, следует отметить:
- Удачи в работе:
-активное участие в мероприятиях разного уровня;
-многообразие форм работы;
-развитие познавательных интересов;
-большая совместная работа детей и их родителей;
-продолжение традиций начальной школы.
Однако многие моменты остались отработанными не до конца. Таким образом, следует обратить вниманием на:
- Проблемы:
-с середины учебного года чувствуется перегрузка некоторых учащихся, что основано на неумении учиться, отсутствии навыка рационального распределения своего времени;
- продумать Дни открытых дверей для родителей
- работать над проектной и групповой работой на уроках
- внедрять здоровьесберегающие технологии на уроках
ПРОБЛЕМА, НАД КОТОРОЙ РАБОТАЕТ ШКОЛА:
«Развитие ключевых компетенций учащихся в условиях формирующейся новой образовательной среды»
ЦЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ:
Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
ЗАДАЧИ НА 2015- 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
- Формировать у учащихся компетенции, обеспечивающие им возможность успешной социализации и адекватного развития их личности в обществе, а именно: формировать ценностные представления о любви к Родине, о морали, духовных ценностях народов России, о ценностях труда и творчества для личности, общества и государства, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни.
- Совершенствовать систему школьного самоуправления с целью формирования мотивации к активному и ответственному участию школьников в общественной жизни школы, села, государства.
- Развивать систему внеурочной деятельности учащихся, направленную на формирование толерантности, нравственной, духовной, коммуникативной культуры учащихся, развитие навыков культуроосвоения и культуросозидания.
- Продолжить повышение качества школьного дополнительного образования для реализации творческого потенциала учащихся, для проявления и развития индивидуальных способностей учащихся в различных областях деятельности
- Продолжить формирование у школьников культуры здорового образа жизни, представлений о ценностях духовного и нравственного здоровья.
- Создавать условия для участия семей в воспитательном процессе в целях обеспечения духовной, культурной и социальной преемственности поколений.
- Внедрять и эффективно использовать новые технологии воспитания и социализации учащихся.
- Укреплять и развивать воспитательный потенциал школы в социокультурном пространстве села и района на основе взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, спорта, культуры.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРГРАММЫ ВО 2 КЛАССЕ
Месяц | Классный час | Дата | Работа с родителями | Диагностика | |||||||
1четверть Направление: «Я, моя семья, мои друзья» Цель:
Задача: Помощь ребенку в осознании своей роли в обществе и в семье. Ознакомление с правилами совместной деятельности, согласованности своих действий с окружающими. Цель диагностики в 1 четверти: Исследование социального развития младших школьников. | |||||||||||
сентябрь | 1.Праздник «Первый звонок» 2. Классный час «Книга – наш лучший друг. Я талантлив» 3. Классный час «Этикет. В школе и вне школы» 4. «Путешествие на зелёный свет или школа юного пешехода» - викторины по ПДД 5. Праздник «Праздник первой отметки» Именинники. | 1.09 9.09 16.09 23.09 30.09 | Родительское собрание №1 «Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащегося 2-го класса. Нормы оценок результатов обучения и развития учащихся» 17.09 Участие родителей в празднике. | Контрольный этап исследования. Упражнение №1 «Символы нашей Родины» Интерпретационный этап исследования Упражнение №11 «Что я знаю о государственных символах?» | |||||||
октябрь | 1. Праздник «День Учителя» 2. Классный час «День добра и уважения» 3. Посещение планетария. Просмотр научно-познавательных фильмов «Удивительный океан», «Мифы леса» 4. Правовой урок «Самым маленьким о законе» 5. Всероссийский тематический урок подготовки детей к действиям в условиях экстремальных и опасных ситуаций 2.10 | 5.10 7.10 14.10 21.10 28.10 | Организация экскурсий с помощью родителей Индивидуальная работа с родителями. | Контрольный этап исследования. Упражнение №2 «Дела класса, жизнь в школе» Интерпретационный этап исследования Упражнение №12 «Мои обязанности и дела в коллективе» | |||||||
2 четверть Направления: «Голубая планета Земля» Цель:
Задача: Воспитание эстетического, нравственного и патриотического отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами. Цель диагностики в 2 четверти: Исследование нравственной сферы младших школьников. | |||||||||||
ноябрь | 1.Мир природы. «Чудеса из лесных материалов» Конкурс поделок. 2.Праздничный концерт «Для мамочки» 3.Проект «Поем и танцуем с учителями» 4.Акция «Подари друг другу смайлик» День толерантности | 11.11 18.11 25.11 | Родительское собрание №2 «Как воспитывать у ребёнка любовь к чтению» 26.11 Участие родителей в конкурсе поделок. | Контрольный этап исследования. Упражнение №3 «Чувства и поступки» Интерпретационный этап исследования Упражнение №13 «Чувства и поступки | |||||||
декабрь | 1. Реализация проекта «Книги наших сказок» «Подарите тепло» 2. «Ярмарка талантов»- выставка работ декоративно-прикладного искусства 3. В Клубе знатоков Красной книги. Беседа «Безопасный отдых» (безопасное поведение на водоёмах, на катке, в лесу и т.д.) 4. «Новогоднее путешествие по сказочному царству» утренник | 2.12 9.12 22.12 29.12 | Индивидуальная работа с родителями. Участие родителей в организации Новогоднего праздника | Контрольный этап исследования. Упражнение №4 «Я и другие» Интерпретационный этап исследования Упражнение №14 «Что я могу? Что я хочу?» | |||||||
3 четверть Направление: «Я - гражданин России» Цель:
Задача: Ознакомление с национальной культурой. Приобщение к ценностям своего народа. Цель диагностики в 3 четверти: Исследование отношения младших школьников к учению и труду. Исследования ценностного отношения к природе и окружающей среды. | |||||||||||
январь | 1. Классный час «Конституция – основной закон РФ» 2. День неограниченных возможностей в рамках празднования Дня науки 3. Участие в краевом конкурсе православных театральных постановок «Жар-птица» | 13.01 20.01 27.01 | Индивидуальная работа. Родительское собрание №3 « Итоги первого полугодия. О детской дружбе (совместно с учащимися)» 28.01 | Контрольный этап исследования. Упражнение №5 «Домашние дела» Интерпретационный этап исследования Упражнение №15 «Мои домашние обязанности» | |||||||
февраль | 1. День Памяти. «Русские богатыри» Про великих и знаменитых. 2. Реализация проекта «Люди разных профессий» 3.Экологический десант «Покормите птиц зимой!» 4. «Вперёд, мальчишки!» Спортивно - игровая программа к 23 февраля. | 3.02 10.02 17.02 24.02 | Участие родителей в игровой программе «Вперёд, мальчишки!». | Контрольный этап исследования. Упражнение №6 «Интерес к учению» Интерпретационный этап исследования Упражнение №16 «Интерес к учению» | |||||||
март | 1. «Самые любимые!» Игровая программа к 8 Марта. 2. Научно-практическая конференция «Малые Гумбольдтские чтения» школьный, районный этап 4. Неделя детской книги. Герои космоса. 5. Подготовка к районной выставке художественного творчества | 2.03 9.03 16.03 23.03 | Родительское собрание №4 « Что значит: любить своего ребёнка (диспут). Воспитание сознательной дисциплины». 15.03 Участие родителей в праздниках. | Контрольный этап исследования. Упражнение №7 «Окружающий мир» Интерпретационный этап исследования Упражнение №17 «Я и окружающая среда» | |||||||
4 четверть Направление: «Я здоровье сберегу - сам себе я помогу» Цель:
Задача: Формирование умения рационально организовывать свою жизнь, деятельность, умения соблюдать гигиенические нормы и культуру быта. Цель диагностики в 4 четверти: Исследования ценностного отношения к природе и окружающей среды. Исследование эстетического развития младших школьников. | |||||||||||
апрель | 1 Акция «Очистим планету от мусора» Классный час «Витамины с грядки» 2. День Космонавтики. 3. День Земли. Конкурс экологических плакатов. 4. Общешкольный социальный проект-конкурс «Пишем историю сами» | 6.04 13.04 20.04 27.04 | Индивидуальная работа. | Контрольный этап исследования. Упражнение №8 «Красота природы» Интерпретационный этап исследования Упражнение №18 «Береги красоту природы» | |||||||
май | 1. Классный час «Знать. Помнить. Гордиться» Выставка рисунков «Был День Победы» 2. Безопасный путь в школу. 3. Классный час «День семьи» 4. Праздник «Прощание со 2 классом» 5. Семейный туристический поход. Акция «Очистим планету от мусора» | 4.05 11.05 18.05 25.05 30.05 | Родительское собрание №5 « Итоги второго года обучения (торжественное собрание совместно с детьми)». 17.05 Организация похода. | Контрольный этап исследования. Упражнение №9-10 «Правила поведения», «Мои увлечения» Интерпретационный этап исследования Упражнение №19-20 «Правила этикета», «Моё свободное время» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ахмаева О.А. Программа воспитательной работы в классе. Игра-путешествие "Волгарики"
Программа патриотического воспитания школьников, в основе которой воспитание любви к своей семье, соседям, к малой Родине, месту, где ты родился и вырос...
Программа воспитательной работы в Студёнковской ... Игра – путешествие «К новым планетам с маленьким принцем» Программа .
Игра – путешествие «К новым планетам с маленьким принцем»...
Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)
Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)...
Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны
Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны...
Программа воспитательной работы "Формирование ценностных ориентиров личности воспитанника через систему воспитательной деятельности"
Воспитание - это создание условий для развития личности. На сегодняшний момент огромную воспитательную роль в жизни ребенка играет школа.Школа - это место, где до ребенка и его проблем хоть кому- то е...
программа воспитания и социализации ( программа воспитательной работы 3 класс)
Программа воспитания и социализациии составлена в соответствии снормативно- правовой базой.Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной...
ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «МЫ В БУДУЩЕЕ» 4а класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Мы - будущее» является воспитание духовно-нравственного ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлени...