Методическая разработка
методическая разработка (1 класс)

Методическая разработка ГПД 1 класс "О хлебе насущном"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx36.35 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка. ГПД 1 класс

О хлебе насущном или «Хлеб - всему голова».

Цели и задачи:

  • Расширение кругозора младших школьников,
  • Познакомить, как выращивают хлеб. («Откуда взялся хлеб?»)
  • Воспитать уважение к людям труда, хлеборобам, пекарям.
  • Прививать любовь к хлебу, научить детей относиться к хлебу с пониманием, ценить и беречь его.
  • Обобщить и систематизировать знание детей о хлебе и разнообразных хлебобулочных изделиях, о том, как хлеб получают, об истории хлеба, его месте в жизни человека.
  • Призывать школьников не просто слушать, но слышать.
  • Развивать память, мышление, речь.

Оборудование.

Репродукции картин А. Г. Венецианова «На пашне. Весна», «На жатве. Лето»

Иллюстрации: «Уборка урожая»

Колоски (рожь, пшеница)

Иллюстрации военных лет (блокадный Ленинград)

 ломтик хлеба 125 г

Рассказы «Откуда взялся хлеб?», «Не будем играться хлебом.»

    Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, о чём сегодня будем говорить, какую очень важную тему поднимем и постараемся не забывать об этом никогда. Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый

Но бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет…? (хлеб)

Вспомните и скажите, что вы ели сегодня на обед? На завтрак? А вчера?...

Каждый день у нас на столе постоянный один очень важный продукт – хлеб.

Беседа о хлебе.

 «Без хлеба нет обеда», «Худо человеку, коли хлеба нету»- говорят в народе. Ведь хлеб содержит практически  все питательные вещества, необходимые человеку для жизни. Ещё говорит народная мудрость «Хлеб – всему голова», «Хлеб – батюшка, водица - матушка». Почему так говорят?

Как в семье есть глава- отец (батюшка), так же важен для жизни человека хлеб – главный продукт питания. Но семья не может прожить и без матери, так же не может прожить человек без воды. Без неё он умрёт от жажды.

Какой бывает хлеб?

Игра – упражнение «Назови одним словом»

  • Засушенный кусок хлеба –… сухарь
  • Пшеничный хлебец из заварного теста в виде кольца –.. баранка
  • Толстая баранка – …бублик
  • Маленькая тонкая и очень сухая баранка – …сушка
  • Сладкое мягкое печенье в виде лепешки или плоской фигурки –… пряник
  • Витая, сдобная булка, обычно напоминающая по форме восьмерку –… крендель
  • Сдобное сладкое печенье в виде хлеба, хлебца, обычно с изюмом –.. кекс
  • Белый хлеб продолговатой формы – ..батон
  • Хлебец из пшеничной муки –… булка
  • Лепешка с загнутыми краями и, обычно, с творожной начинкой –… ватрушка

Всё это одним словом? –… Хлебобулочные изделия.

Какой хлеб вы любите?

Давайте с вами подумаем и назовем слова, которыми можно  охарактеризовать, каким бывает хлеб? Упражнение-игра «Скажи иначе» (цель упражнения – подбор синонимов)

  • Хлеб по запаху какой? (пахучий, душистый, ароматный)
  • Хлеб на вкус... (аппетитный, вкусный, сладкий)
  • Хлеб на ощупь… (свежий, мягкий, пышный, твердый)

             Белый, ситный, чайный и сдобный

Или как ещё?... заварной! ….?(хлеб)

Ой, хорош деревенский хлеб!

И с любым он поспорит горем;

Я от многих не раз слыхал:

Всем нам черный хлеб златокорый

Богатырскую силу дал.

О хлебе написаны книги, сложены песни. Он стал символом гостеприимства, дружелюбия, мира.

Вот он хлебушек душистый

С хрупкой корочкой витой

Вот он теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой

Но не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе…

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке?

Хлеб рождается в бороздках,

Посмотри- ка на поля !                                - показ репродукции картины «На пашне. Весна»

Ведь земля – это не просто

А Кормилица – Земля.

        

Чтение рассказа «Откуда взялся хлеб»

                                              Физкультминутка.

Вырос  в поле колосок,

В летний солнечный денёк.

Ну а рядом рос другой,

Тоже стал он золотой.

Их солнышком согревало,

Дождиком поливало.

И куда не посмотри

Всюду, всюду колоски.

Выйдут люди в поле жать –

- Урожай собирать.  

Колоски сжали, в снопы связали,

Рожь обмололи, муку смололи.  

Вот он колос золотистый,

Стал он хлебушком душистым.  

-дети должны присесть, поднять руки вверх ладошками друг к другу

-повторить движения

-руки над головой, круговые движения

- руки над головой, трясем кистями

- приставить ладонь ко лбу

- развести руки перед собой

- движения как при жатве

- круговые движения руками перед собой

- руки перед собой, как будто держим хлеб

Показ репродукции картины «На жатве. Лето».

Рассматриваем колоски

Сколько в это зернышко вложено труда

Знают только солнышко, небо, ветер и вода.

Посеяли хлеб хлеборобы весною,

Созрел он и встал золотою стеною.

И слышно везде: «За уборку пора»

Хлеб созрел, но к нам на стол

Прямо с поля не пришел…

Много людей утром, днём и даже ночью стараются, чтобы у нас на столе всегда был вкусный, свежий хлеб. Долог путь зернышка до каравая хлеба на столе. Нелегок путь землепашца. Всем ветрам открыто пшеничное поле. Тяжел и важен труд хлебороба, земледельца-крестьянина, но его недостаточно!.. А если не будет дождя?  

Физкультминутка «Дождь». (Дети стоят, вытянув вперед руки ладонями вниз). 

Плыли тучки дождевые:

 «Лей, дождь, лей!»
Дождинки пляшут, как живые:

 «Пей, рожь, пей!»
И рожь, склоняясь к земле зеленой,

 пьет, пьет, пьет. 
А теплый дождик неугомонный

 льет, льет, льет.

-дети свободно встряхивают кистями

-продолжают трясти руками, поворачивая ладошки вверх

-ладошки вниз

Или дождь наоборот будет лить все лето? А если выпадет град? (вопрос риторический, не требует ответа). Поэтому люди просят Бога, чтобы Он давал им хлеб каждый день и благодарят Его за всё.

 Ведь Бог - Творец всего мира видимого и невидимого, всем плодам, вещам и злакам. Говорят:"Без Бога не до порога".  В молитве «Отче наш» люди молят Бога: «Хлеб наш насущный дай нам на каждый день»..

      Но «Бог труды любит» (пословица)

           Посмотрю, пойду, полюбуюся

Что послал Господь

За труды людям:

Выше пояса рожь зернистая,

Дремлет колосом

Почти до земли….

    Какое емкое слово «Хлеб»!

Впервые слово «хлеб» появилось в древней Греции более 15тыс.лет назад. Хлеб обязательный участник любого стола. Представить нашу жизнь без хлеба невозможно. Хлеб нужен всем («Не всякий хлеб пашет, да всякий ест»), но относятся люди к хлебу, к сожалению, по-разному.

Рассказ «Не будем играться с хлебом».

Или  легенда про путника, который однажды уронил в пустыне крошку хлеба, искал ее до ночи, не нашел, воткнул в то место дорожную палку, а утром рано возобновил поиски и обнаружил, что палка стала золотая. Так Бог вознаградил его за благоговейное отношение к хлебу.

Чему учит эта легенда?

 Дети высказывают свое мнение, почему хлеб дороже любого богатства на земле.

Хлеб был всегда в почете на Руси.

Её просторов главное богатство,

Его ты хочешь цену знать,

Спроси:

Тебе ответить могут «Ленинградцы».

Велико было значение хлеба, когда во время Великой Отечественной войны 900 дней и ночей ленинградцы жили в условиях блокады. В городе рабочим выдавали в день 250 грамм хлеба, всем остальным по 125г. Люди понимали, что хлеб – это их жизнь. Кроме кусочка хлеба зачастую есть было нечего. Кусочек хлеба был дороже золота.

 Посмотрите…: показ фотографии блокадного кусочка хлеба, кусок хлеба 125грамм.

Впрочем, этот кусочек трудно назвать хлебом. Его готовили из жмыха, овсяной муки, отрубей. А ещё добавляли древесную целлюлозу. Такой крохотный кусочек хлеба в голодное военное время человек получал по карточке на целый день!

Как стали люди к хлебу относиться!

 Ты помнишь голод страшный в дни войны?

 Тогда и черствому кусочку хлеба

Не просто рад был - не было цены!

Тогда в блокадном хмуром Ленинграде,

Отдав детишкам пайку, гибла мать…

Сегодня хлеба много в магазине

И, слава Богу, сыты теперь дети.

Но если, всё же, лишнее купили

Отдайте птицам крошки эти. 

А как вы относитесь к хлебу в школьной столовой? Какие выводы мы можем сделать?

   Дети предлагают свои варианты:

  • Не бери хлеба больше, чем надо.
  • Выбрасывать хлеб нельзя, в него вложено столько человеческого труда.
  • Хлеб нужно доедать, крошки отдавать птицам.
  • Не играть с хлебом!
  • Из черствого хлеба можно приготовить много вкусных блюд  и т.д.

В заключение стих-напутствие:

Растите хлеб!

Выращивайте хлеб!

Он – смех детей,

Он – радость мирных дней.

Он наших городов и сёл мечта,

Он - пенье птиц.

Он памятником стал

Всем тем,

 Кто жизни за него отдал.

Растите хлеб!

Мы за него страдали,

И долгими ночами на полях,

Как мать над сыном,

Мы над ним не спали.

Растите хлеб – историю страны.

Растите хлеб – грядущую опору.

Дороже он, чем всех сокровищ  горы.

Он - наша жизнь,

А жизни нет цены.

Надеюсь, вы всегда будете помнить о настоящей цене хлеба, а не о той, которая обозначена в рублях на ценнике в магазине.  Хлеб – главный продукт на земле.

Желаю, чтобы хлеб всегда был на вашем столе!

Воспитатель ГПД школы 383 Красносельского района СПб Пасторова Е. П.

Дополнительный материал

Загадки

Бьют меня палками,

Жмут меня камнями,

Держат меня в огненной пещере,

За что меня так губят?

За то, что любят. (хлеб)

Комковато, ноздревато,

И пресно, и вкусно,

И круто и кругло,

И легко и мякго,

И твёрдо и ломко,

И черно и бело,

И всем людям мило. (каравай, хлеб)

Комковато, ноздревато,

И мягко и ломко,

А всех милей. (хлеб)

На соломинке дом,

Сто ребяток в нём. (колос)

Тонко деревце жизни качает. (поговорка о колоске)

Зарыли Данилку

Во сыру могилку,

Он полежал, полежал,

Да на солнышко побежал,

Стоит, красуется,

На него люди любуются. (посеянное зерно)

Железный нос в землю врос,

Роет, копает, землю разрыхляет. (плуг)

Деревянные рожки, железные ножки.

Шла, ковыляла, спину гнуть заставляла. (соха)

Дедушка старый, весь белый.

Лето придёт – не глядят на него,

Зима настанет – обнимают его. (русская печь)

Мать толста, дочь красна, сын кудреват, отец горьковат. (печь, огонь, дым, кочерга)

Комковато, ноздревато,

И пресно, и вкусно,

И круто и кругло,

И легко и мягко,

И твёрдо и ломко,

И черно и бело,

И всем людям мило. (каравай, хлеб)

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвёл и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна в муку и тесто,

В магазине занял место. (хлеб)

Возьму пыльно,

Сделаю жидко,

Брошу в пламень,

Будет как камень. (пирог)

Зубатый крокодил всё поле взбороздил. (борона)

Идёт силач добывать калач. (трактор)

Конь стальной овса не просит, а пашет и косит. (трактор, комбайн)

Маленький, горбатенький, всё поле обскакал,

И нигде не отдыхал.

Ночь пролежал, да опять поскакал

И весь хлеб повалял (серп)

Крыльями машет, а улететь не может. (мельница)

Стоит Феодосья – растрепаны волосья. (сноп)

Зимой нет теплей, летом холодней. (печь)

Стоит Матрёна, здорова, ядрёна,

Пасть открывает, что дают – глотает. (русская печь)

Стихи по теме.

  1. Показался вдалеке

Пекарь в белом колпаке.

Пекарь хоть и молодой,

От муки совсем седой.

Он шагнул через порог:

«Это я вам хлеб испёк!»

  1. Белый, ситный, чайный и сдобный,

Или как ещё?.. Заварной!      …..... (хлеб)

Только хлеб настоящий особый:

Деревенской квашни – ржаной.

Груб и чёрен, исконно русский,

Вроде месяца колобка,

С ароматом полей июльских,

С отпечатком руки – шлепка!

Битый ливнями, солнцем жжёный,

На поду печёный,

Ой, хорошо деревенский хлеб!

И с любым он поспорит горем;

Я от многих не раз слыхал:

Всем нам чёрный хлеб златокорый

Богатырскую силу дал. (Евд. Русаков)

  1. Вот он, хлебушек душистый,

С хрупкой корочкой витой,

Вот он тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

  1. Хлеб.

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют. (А. Яким)

  1. Человек привык трудиться.

Люди пашут, сеют, жнут.

В каждом зёрнышке пшеницы,

В каждой крошке хлеба труд.

  1. Слава хлебу на столе!

В нём здоровье наше, сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

В нём земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём…

Уплетай за обе щёки!

Вырастай богатырём!

***

  1. Что там в поле светится

За полуденным окном –

В небе солнце колосится,

Золотым звенит зерном!

Переспевшая пшеница,

А снопы его лучей

В связке стали горячей!

Сколько света, сколько хлеба!

От сияния ослеп,

Это он, сошедший с неба,

Хлеб насущный, Божий хлеб! (Вл. Нежданов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик

Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь  в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...