Программа объединения « Декоративно – прикладное творчество »,
рабочая программа (2 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_3_klass_2008-2009_god.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Александровская СОШ
Программа объединения
« Декоративно –
прикладное
творчество »,
рассчитана на 1 год
обучения для учащихся
2 – 6 классов.
Утверждено на педагогическом совете Автор программы:
Протокол № ___ от ______2007г. учитель начальных классов
Директор школы _________Мироненко О.И. Кострыкина Галина
Алексеевна
2008год.
Актуальность программы
Программа « Декоративно – прикладное творчество» вводит ребенка в удивительный мир творчества с помощью такого вида мастерства , как
художественная роспись ткани, керамики, дерева и т. д , конструирование из бумаги, бисероплетение, лепка, и дает возможность поверить в себя ,в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно – конструкторских, декоративно – прикладных навыков , способности нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей ,будущих взрослых граждан способностью не только чувствовать гармонию, но и ее в любой иной чем художественное творчество жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим.
Художественная роспись ткани, керамики, дерева и т. д , конструирование из бумаги, бисероплетение, лепка – не только увлекательна, но и познавательная деятельность, дающая возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Кроме того ,дети приобретают конструкторской, учебно- исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Основные идеи программы
Воспитание и обучение в кружке осуществляется «естественным» путем, в процессе творческой работы. Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется «сквозь» ребенка, т.е. участник получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления его собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту , представлений о мире.
Программа предполагает соединение игры , труда, обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных ,практических, и игровых задач( при ведущем значении последних) .В основе занятий лежит творческая деятельность, т. е создание оригинальных творческих работ.
Все поделки функциональны, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. С первых же занятий дети начинают понимать , что слова «Мусор» для них не существует. Любой предмет, случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановки, что способствует выявлению индивидуальности каждого ребенка.
Цель программы – Создание условий для самореализации ребенка в творчестве, в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи программы:
Обучающие:
- закреплять и расширять знания на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы и т. д. и способствовать их систематизации;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно – прикладного искусства;
- продолжать формирование образного, пространственного мышления, умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы с нужными инструментами и приспособлениями при обработке ткани, бумаги, картона, бисера, пластилина и т . д.
- приобретение навыков учебно – исследовательской работы.
Воспитательные :
- осуществлять трудовое, эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к родной стране ее природе и людям;
- добиваться максимальной самостоятельности детского творчества.
Развивающие:
- пробуждать любознательность в области народного ,декоративно – прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника ,дизайнера;
- формирование творческих способностей ,духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
- развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.
Характеристика ожидаемых результатов.
В результате обучения в кружке в течение полного года обучения, обучающиеся получают следующие основные знания и умения:
* знакомство со свойствами и возможностями ткани, бумаги, картона, пластилина, акриловых красок и других материалов, используемых в работе;
* знакомство с основными знаниями в области композиции, формообразования, цветоведения;
* овладение основными приемами работы с разными материалами;
* научиться последовательно вести работу ( замысел, эскиз, выбор материала, способов изготовления и т. д )
* научиться работать нужными инструментами и приспособлениями;
* научиться сознательно использовать знания и умения полученные на занятиях для воплощения собственного замысла;
Кроме того обучающиеся получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно- прикладного искусства человека , о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения:
*расширят знания в области цветоведения, композиции, формообразования.
* продолжат знакомиться с народным декоративно – прикладным творчеством;
* научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и выбора изделия;
* научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании авторских работ;
* научатся вести поисковую работу по подбору книг, репродукций и т.д.
* научатся делать макеты с использованием качественно различных элементов, объединенных в одной композиции, передавая в формах и цвете настроение, ощущения в одной композиции;
*освоят основные приемы учебно- исследовательской деятельности в рамках разработки творческих проектов.
Технологическое обеспечение программы
Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний , умений и навыков обеспечившим в целом ее практическую реализацию.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом ,а так же их самостоятельной творческой деятельности.
Место педагога в деятельности по обучению детей меняется по мере развития интереса и овладения детьми навыками конструирования, художественного творчества, дизайнерского мастерства. Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности совместного творчества взрослого и ребенка.
Программа предусматривает преподавание материала по « восходящей спирали», т.е. периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне.
Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка, а в последствии воспитывает уверенность в себе.
Образные представления младших школьн6икав значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры – упражнения, упражнения по цветоведению, задания обогащающие словарный запас детей. Информативный материал небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед началом работы , по выполнению изделия, так и по окончании работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. Подобная установка дисциплинирует обучающихся дает хороший осознанный подход к решению поставленных задач.
Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретении коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности. Программа предусматривает проведение выставок, участие в выставках различного масштаба. Это является стимулирующим моментом, необходимым в процессе обучения.
Организация деятельности кружка
Программа работы кружка рассчитана на годичное обучение. Кружок комплектуется в основном из учащихся 2 – 7 классов. Оптимальное количество человек в группе – 15 человек. Режим работы кружка – два занятия в неделю по 1 часу (среда, четверг). Всего 68 занятий.
Учебно – тематический план обучения
Номер темы | Наименование и содержание темы | Количество часов | Формы организации занятий | ||
теория | практика | всего | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | Лекция-беседа | |
2 | Из истории декоративно – прикладного творчества | 1 | 1 | Лекция-беседа, практическая работа | |
3. | Материаловедение . техника безопасности. | 1 | 1 | Лекция-беседа, практическая работа | |
4. | Техника росписи (акриловыми красками,гуашью) | 1 | 1 | 2 | Лекция-беседа, практическая работа |
- ткани | 4 | 4 | Лекция-беседа, практическая работа | ||
- керамических изделий | 4 | 4 | Лекция-беседа, практическая работа | ||
- различных материалов: (пластинки, пенопластовые заготовки и д.т.) | 4 | 4 | Лекция-беседа, практическая работа | ||
5. | Изготовление поделок из соленого теста | 1 | 1 | Лекция-беседа | |
- панно « Деревья» | 4 | 4 | Лекция-беседа, практическая работа | ||
- картины с кошками | 4 | 4 | Лекция-беседа, практическая работа | ||
- цветы в рамках | 3 | 3 | Лекция-беседа, практическая работа | ||
- подвески, серьги | 2 | 2 | Лекция-беседа, практическая работа | ||
6. | Изготовление поделок из бисера: | 1 | 1 | Лекция-беседа, | |
- цветы | 2 | 6 | 8 | Лекция-беседа, практическая работа | |
- сувениры | 1 | 7 | 8 | Лекция-беседа, практическая работа | |
7. | Бумагопластика : | 1 | 1 | Лекция-беседа, | |
- паучата и бабочки | 1 | 1 | Лекция-беседа, практическая работа | ||
- птички | 1 | 1 | Лекция-беседа, практическая работа | ||
- червивое яблочко | 1 | 1 | Лекция-беседа, практическая работа | ||
- открытки | 3 | 3 | Лекция-беседа, практическая работа | ||
- операция Новый год | 4 | 4 | Лекция-беседа, практическая работа | ||
8. | Декорирование различных подручных предметов и материалов (бутылки, плошки, деревянные рамки и т.д.) | 1 | 1 | Лекция-беседа, | |
- декоративные бутылки | 4 | 4 | Лекция-беседа, практическая работа | ||
- цветные горшки | 3 | 3 | Лекция-беседа, практическая работа | ||
-декорирование деревянных рамок | 2 | 2 | Лекция-беседа, практическая работа | ||
9. | Подведение итогов, выставка работ | 1 | 1 | Лекция-беседа, практическая работа | |
Итого | 12 | 57 | 69 |
Методическое обеспечение программы
1. Форма организации занятий.
Форма обучения на занятиях по декоративно – прикладному творчеству в данной программе зависит от содержания учебного материала и индивидуальных особенностей учеников. Фронтальная форма обучения используется ,если материал сложен и требует объяснений педагога, а также , если учащиеся еще не готовы к индивидуальной работе. Групповая форма обучения используется , если материал доступен для групповой работы под руководством педагога и может быть дифференцирован по объему и сложности, учащиеся также должны быть подготовлены к данной работе. Индивидуальная форма обучения используется .если материал доступен для индивидуальной работы учащихся при направляющей помощи педагога и если у детей соответствующий уровень подготовки.
2. Методы организации учебно – воспитательного процесса
При обучении по данной программе педагог использует следующие мктоды:
- объяснительно –иллюстративные;
- репродуктивные;
- методы проблемного обучения;
- методы стимулирования и мотивации.
3. Дидактическое оснащение программы.
Применение наглядных пособий играет большую роль в усвоении учащимися нового материала. Средство наглядности позволяет дать учащимся разностороннее понятие о каком – либо образце или о выполнении определенного задания, способствует более прочному усвоению материала. В связи с чем возникает необходимость о дидактическом оснащении программы. На занятиях используются иллюстрации, технологические схемы, книги и т.д.
Литература
1. Е.И. Склотнева «Бисероплетение», - СПб, « Золотой век», «Диамант», 2000г.
2. Большая энциклопедия поделок . – Москва, 2003г.
3. И.А.Шабунина « Бумажные фантазии», - Москва, 2005г.
4. К.И.Стародуб «Игрушки и поделки из природных материалов», - ИД Владис,
2006 г.
5. А.А. Мелик – Пашаев Ступеньки к творчеству. – « Искусство в школе»,
Москва 1995 г.
6. М.Ляукина,Г. Чаянова « Подарки своими руками»,- Москва, «Дрофа –плюс»,
2007г.
7. М.Г. Яновская «Творческая игра в воспитании младших школьников», -
Москва, 1974г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КУРСУ «ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО «ЗОЛОТЫЕ РУЧКИ»
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Современное декоративно-прикладное творчество"
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство. 1-4 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального ...
Программа кружка Декоративно-прикладного творчества
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культу...
Рабочая программа кружка "Декоративно-прикладное творчество"
Рабочая программа кружка "Декоративно -прикладное творчество" разработана для организации внеурочной деятельности обучающихся, расчитана на 2 года.Предусмотрена работа с бумагой, тканью, пластическими...
Программа по декоративно-прикладному творчеству
Прграмма внеурочной деятельности для 3-4 классов...
Программа кружка декоративно-прикладного творчества "магия творчества" в ДОЛ
Программа кружка декоративно-прикладного творчества "магия творчества" в ДОЛ Восход. Программа разработана на основе авторской программы Михайловской М.Ю. педагогом дополнительного образован...
Программа кружка "Декоративно-прикладное творчество"
Программа кружка "Декоративно-прикладное творчество" для обучающихся 1-4 класса...