Программа объединения « Декоративно – прикладное творчество »,
рабочая программа (2 класс) на тему

Галина Алексеевна Кострыкина
Программа объединения « Декоративно – прикладное творчество »,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_3_klass_2008-2009_god.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         МОУ  Александровская  СОШ

Программа объединения

« Декоративно –

прикладное

творчество  »,

рассчитана на  1 год

обучения для учащихся

   2 – 6  классов.

Утверждено на педагогическом совете                                          Автор программы:

 Протокол № ___       от   ______2007г.                                          учитель начальных классов

Директор школы _________Мироненко О.И.                                Кострыкина    Галина              

                                                                                                                        Алексеевна

                               

                                                                                   

                                                                     2008год.

                         

                        Актуальность программы

     Программа « Декоративно – прикладное творчество» вводит ребенка в удивительный мир творчества  с помощью такого вида мастерства , как

художественная роспись ткани, керамики, дерева и т. д , конструирование из бумаги, бисероплетение, лепка, и дает возможность поверить в себя ,в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно – конструкторских, декоративно – прикладных навыков , способности нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей ,будущих взрослых граждан способностью не только чувствовать гармонию, но и ее в любой иной чем художественное творчество жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее  и на отношения с людьми, с окружающим.

Художественная роспись ткани, керамики, дерева и т. д , конструирование из бумаги, бисероплетение, лепка – не только увлекательна, но и познавательная деятельность, дающая возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Кроме того ,дети приобретают конструкторской, учебно- исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

                              Основные идеи программы

     Воспитание и обучение в кружке осуществляется «естественным» путем, в процессе творческой работы. Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется «сквозь» ребенка, т.е. участник получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления его собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту , представлений о мире.

     Программа предполагает соединение игры , труда, обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных ,практических, и игровых задач( при ведущем значении последних) .В основе занятий лежит творческая деятельность, т. е создание оригинальных творческих работ.

       Все поделки функциональны, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. С первых же занятий дети начинают понимать , что слова «Мусор» для них не существует. Любой предмет, случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановки, что способствует выявлению индивидуальности каждого ребенка.

 

     

Цель программы – Создание  условий для самореализации ребенка в творчестве, в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

     

Задачи программы:

   Обучающие:

- закреплять и расширять знания на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы и т. д. и способствовать их систематизации;

- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно – прикладного искусства;

- продолжать формирование образного, пространственного мышления, умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

- совершенствовать умения и формировать навыки работы с нужными инструментами и приспособлениями при обработке  ткани, бумаги, картона, бисера, пластилина и т . д.

- приобретение навыков учебно – исследовательской работы.

     Воспитательные : 

- осуществлять трудовое, эстетическое воспитание школьников;

- воспитывать в детях любовь к родной стране ее природе и людям;

- добиваться максимальной самостоятельности детского творчества.

      Развивающие:

- пробуждать любознательность в области народного ,декоративно – прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника ,дизайнера;

- формирование творческих способностей ,духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности

- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

- развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.

                 Характеристика ожидаемых результатов.

  В результате обучения в кружке в течение полного года обучения, обучающиеся получают следующие основные знания и умения:

* знакомство со свойствами и возможностями ткани, бумаги, картона, пластилина, акриловых красок и других материалов, используемых в работе;

* знакомство с основными знаниями в области композиции, формообразования, цветоведения;

* овладение основными приемами работы с разными материалами;

*  научиться последовательно вести работу ( замысел, эскиз, выбор материала, способов изготовления и т. д )

* научиться работать нужными инструментами и приспособлениями;

* научиться сознательно использовать знания и умения полученные на занятиях для воплощения собственного замысла;

  Кроме того обучающиеся получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно- прикладного искусства человека , о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения:

*расширят знания в области цветоведения, композиции, формообразования.

* продолжат знакомиться с народным декоративно – прикладным творчеством;

* научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и выбора изделия;

* научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании авторских работ;

* научатся вести поисковую работу по подбору книг, репродукций и т.д.

* научатся делать макеты с использованием качественно различных элементов, объединенных в одной композиции, передавая в формах и цвете настроение, ощущения в одной композиции;

*освоят основные приемы учебно- исследовательской деятельности в рамках разработки творческих проектов.

             Технологическое обеспечение программы

     Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний , умений и навыков обеспечившим в целом ее практическую  реализацию.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом ,а так же их самостоятельной творческой деятельности.

Место педагога в деятельности по обучению детей меняется по мере развития интереса и овладения детьми навыками конструирования, художественного творчества, дизайнерского мастерства. Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности совместного творчества взрослого и ребенка.

        Программа предусматривает преподавание материала по « восходящей спирали», т.е. периодическое возвращение  к определенным темам на более высоком и сложном уровне.

         Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка, а в последствии воспитывает уверенность в себе.

Образные представления младших школьн6икав значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры – упражнения, упражнения по цветоведению, задания обогащающие словарный запас детей. Информативный материал небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед началом работы , по выполнению изделия, так и по окончании работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. Подобная установка дисциплинирует обучающихся дает хороший осознанный подход к решению поставленных задач.

Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретении коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности. Программа предусматривает проведение выставок, участие в выставках различного масштаба. Это является стимулирующим моментом, необходимым в процессе обучения.

             Организация деятельности кружка

Программа работы кружка рассчитана на годичное обучение. Кружок комплектуется в основном из учащихся 2 – 7 классов. Оптимальное количество человек в группе – 15 человек. Режим работы кружка – два занятия в неделю по 1 часу (среда, четверг). Всего 68 занятий.

                Учебно – тематический план обучения

Номер

темы

   Наименование и содержание темы

     Количество  часов

Формы организации занятий

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

2

2

Лекция-беседа

2

Из истории декоративно – прикладного творчества

1

1

Лекция-беседа, практическая работа

3.

Материаловедение . техника безопасности.

1

1

Лекция-беседа, практическая работа

4.

Техника росписи (акриловыми красками,гуашью)

1

1

2

Лекция-беседа, практическая работа

- ткани

4

4

Лекция-беседа, практическая работа

- керамических изделий

4

4

Лекция-беседа, практическая работа

- различных материалов: (пластинки, пенопластовые заготовки и д.т.)

4

4

Лекция-беседа, практическая работа

5.

Изготовление поделок из соленого теста

1

1

Лекция-беседа

- панно « Деревья»

4

4

Лекция-беседа, практическая работа

- картины с кошками

4

4

Лекция-беседа, практическая работа

- цветы в рамках

3

3

Лекция-беседа, практическая работа

- подвески, серьги

2

2

Лекция-беседа, практическая работа

6.

Изготовление поделок из бисера:

1

1

Лекция-беседа,

- цветы

2

6

8

Лекция-беседа, практическая работа

- сувениры

1

7

8

Лекция-беседа, практическая работа

7.

Бумагопластика :

1

1

Лекция-беседа,

- паучата и бабочки

1

1

Лекция-беседа, практическая работа

- птички

1

1

Лекция-беседа, практическая работа

- червивое яблочко

1

1

Лекция-беседа, практическая работа

- открытки

3

3

Лекция-беседа, практическая работа

- операция Новый год

4

4

Лекция-беседа, практическая работа

8.

Декорирование различных подручных предметов и материалов (бутылки, плошки, деревянные рамки и т.д.)

1

1

Лекция-беседа,

- декоративные бутылки

4

4

Лекция-беседа, практическая работа

- цветные горшки

3

3

Лекция-беседа, практическая работа

-декорирование деревянных рамок

2

2

Лекция-беседа, практическая работа

9.

Подведение итогов, выставка работ

1

1

Лекция-беседа, практическая работа

Итого

12

57

69

        Методическое обеспечение программы

1. Форма организации занятий.

Форма обучения на занятиях по декоративно – прикладному творчеству в данной программе зависит от содержания учебного материала и индивидуальных особенностей учеников. Фронтальная форма обучения используется ,если материал сложен и требует объяснений педагога, а также , если учащиеся еще не готовы к индивидуальной работе. Групповая форма обучения используется , если материал доступен  для групповой работы под руководством педагога и может быть дифференцирован по объему и сложности, учащиеся также должны быть подготовлены к  данной работе. Индивидуальная форма обучения используется .если материал доступен для индивидуальной работы учащихся при направляющей помощи педагога и если у детей соответствующий уровень подготовки.

2. Методы организации учебно – воспитательного процесса

При обучении по данной программе педагог использует следующие мктоды:

- объяснительно –иллюстративные;

- репродуктивные;

- методы проблемного обучения;

- методы стимулирования и мотивации.

3. Дидактическое оснащение программы.

    Применение наглядных пособий играет большую роль в  усвоении учащимися нового материала. Средство наглядности позволяет дать учащимся разностороннее понятие о каком – либо образце или о выполнении  определенного задания, способствует более прочному усвоению материала. В связи с чем возникает необходимость о дидактическом оснащении программы. На занятиях используются иллюстрации, технологические схемы, книги и т.д.

                                     

                                  Литература

1. Е.И. Склотнева «Бисероплетение», - СПб, « Золотой век», «Диамант», 2000г.

2. Большая энциклопедия поделок . – Москва, 2003г.

3. И.А.Шабунина « Бумажные фантазии», - Москва, 2005г.

4. К.И.Стародуб «Игрушки и поделки из природных материалов», - ИД Владис,  

   2006 г.

5. А.А. Мелик – Пашаев Ступеньки к творчеству. – « Искусство в школе»,

    Москва 1995 г.

6. М.Ляукина,Г. Чаянова « Подарки своими руками»,- Москва, «Дрофа –плюс»,

    2007г.

7. М.Г. Яновская «Творческая игра в воспитании младших школьников», -  

    Москва, 1974г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КУРСУ «ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО «ЗОЛОТЫЕ РУЧКИ»

На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Современное декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по предмету  «Изобразительное  искусство. 1-4 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального ...

Программа кружка Декоративно-прикладного творчества

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культу...

Рабочая программа кружка "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа кружка "Декоративно -прикладное творчество" разработана для организации внеурочной деятельности обучающихся, расчитана на 2 года.Предусмотрена работа с бумагой, тканью, пластическими...

Программа по декоративно-прикладному творчеству

Прграмма внеурочной деятельности для 3-4 классов...

Программа кружка декоративно-прикладного творчества "магия творчества" в ДОЛ

Программа кружка декоративно-прикладного творчества "магия творчества" в ДОЛ Восход. Программа разработана на основе авторской программы Михайловской М.Ю. педагогом дополнительного образован...

Программа кружка "Декоративно-прикладное творчество"

Программа кружка  "Декоративно-прикладное творчество" для  обучающихся 1-4 класса...