Программа кружка Декоративно-прикладного творчества
рабочая программа (1 класс) на тему
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Цель программы:
- воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства;
- развитие художественно-творческой активности;
- овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_priroda_i_tvorchestvo.doc | 126.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена на заседании
МО учителей начальных классов
Средней школы №13
Протокол№1 от_______2012г.
Руководитель МО:
________________
«Утверждаю»,
Директор средней школы №13
_________Л.С. Кравец
«__»___________
Программа кружка
Декоративно-прикладного творчества
(для учащихся 1-2 классов)
Руководитель:
Шишлина Надежда Ивановна
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и творчество» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Нормативно правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Закон Российской Федерации « Об образовании».
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта и духовности через мастерство. Предусматривается целый ряд заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, развитие фантазии. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. Основу декоративно - прикладного искусства составляет творческий ручной труд. Раннее приобщение детей к практической художественной деятельности способствует развитию в них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук - является важнейшим средством коррекции психического развития дошкольника.
Изучая декоративно-прикладное искусство в кружке, учащиеся соединяют знания технических приемов с художественной фантазией, присущей их детскому воображению, создают не только полезные, но и красивые изделия. Работу ребят над созданием изделия, неразрывно связанную с выбором темы, техникой исполнения, сбором материала можно смело назвать творческой.
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Задача состоит в том, чтобы донести до ребят секреты изготовления изделий народного мастера, познакомить их с историей развития того или иного направления художественных промыслов, подарить радость творчества, научить работать. Руководитель кружка, в свою очередь, должен раскрыть способности учеников, помочь им в преодолении трудностей, привить им интерес к народному искусству.
Важно пробудить у школьников стремление утверждать красоту в школе, дома – всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают.
Данная система воспитания и формируемые учебные функции при выполнении декоративных работ находят отражение в программе "Природа и творчество". Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Цель программы:
- воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства;
- развитие художественно-творческой активности;
- овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.
Задачи:
Обучающие:
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д. и способствовать их систематизации;
- расширять представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства;
- вооружать детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
- приобщать школьников к народному искусству;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, композиции, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- учить работать над индивидуальным изделием.
Развивающие:
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе декоративно – прикладного искусства.
- реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
Воспитывающие:
- осуществлять трудовое, эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
- воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;
- добиваться максимальной самостоятельности детского творчества.
Пути, средства, методы достижения цели.
Связь декоративно-прикладного искусства с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира).
Основополагающие педагогические принципы программы:
- принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
- принцип наглядности;
- опора на интерес ребенка;
- индивидуальный темп движения.
Средства достижения цели:
1. Аудиовизуальные.
2. Электронные образовательные ресурсы.
3. Наглядные.
4. Демонстрационные.
Методы достижения цели:
- Словесные, наглядные, практические.
- Репродуктивные объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные.
- Стимулирования, определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями, навыками.
Сочетание репродуктивного, продуктивного и творческого метода в реализации программы помогает раскрытию творческих способностей ребенка, развивает его интерес. Методы обучения направлены на то, чтобы предлагаемая программа возникла в сознании ребенка как придуманная им самим, тогда у него появляется возможность ставить (выбирать) цель, принимать решение и намечать план действий для достижения цели, а в определенный момент оценить результаты своих действий.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Сведения о сроках реализации программы.
Полный курс программы «Природа и творчество» рассчитан на 1 год обучения. Комплектуется из учащихся 1 класса.
Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю. Согласно требованиям Сан ПиН продолжительность занятий строится в начальной школе из расчёта 33 часа (по одному часу в неделю).
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчетной выставки – ярмарки творческих работ школьников с приглашением родителей детей, друзей, педагогов.
Содержание программы «Природа и творчество» (36 ч.)
Обучение по данной программе направлено на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (природный материал, соленое тесто, бумага и картон, и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства, изготовление простейших декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.
1. Вводное занятие – 2 часа
1.1. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов нашего края, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с природным материалом.
1.2. Экскурсия в музей для ознакомления со старинной утварью, с вышивками, кружевами и другими образцами творчества русского народа.
Практическая работа: посещение музеев.
2. Работа с природными материалами (8 ч)
2.1. Экскурсия в лес «Прекрасное рядом». Сбор листьев, семян, цветов, кореньев и шишек, мха. Сушка собранного материала.
2.2 История аппликации. Материалы и инструменты для работы. Определение слова «аппликация». Аппликация предметная, сюжетная, декоративная.
2.3. Техника изготовление аппликаций из природного материала. «Вторая жизнь» засушенных листьев. Создание композиций из засушенных листьев.(бабочка, петушок, солнышко и т.д. ).
2.4. Панно «Осень – красавица».
2.5. «Панно из семян и крупы» с. 110 – 112 («Разноцветные поделки из природных материалов»).
2.6. Изготовление игрушек по замыслу детей.
3. Работа с бумагой (11 ч)
3.1. Бумага как универсальный материал, применяемый для различных целей. Виды бумаги и техника работы с ней. Оригами - искусство передачи предметов окружающего мира только посредством бумаги.
3.2. Изготовление в технике оригами птицы, животных и лодочки-кораблика.
3.3. Определение аппликаций из бумаги. Материалы для изготовления аппликации из бумаги.
3.4. Изготовление сюжетной аппликации «Зима».
3.5. Цветные закладки для книг.
3.6. Техника выполнения объёмной аппликации.
3.7. Объёмная аппликация из бумаги «Натюрморт с розами».
3.8. Аппликация из конфетных обёрток «Коврик».
3.9. Изделия из бумаги. Изготовление изделий из бумаги к праздникам.
3.10. Открытка – приглашение; снежинки и салфетки – к Новому году.
3.11. Декоративное панно «Корзина с цветами» – к празднику 8 Марта.
4. Лепка (соленое тесто) (5 ч)
4.1. Вводное занятие. Знакомство с новой техникой. Материалы и инструменты, применяемые при работе с соленым тестом. Как приготовить тесто для лепки.
4.2. Лепка простых элементов. (Солнышко, цветок, ленточка, медальон).
4.3. Лепка деталей по шаблону « Ёжик с грибочком и листочками».
5. Бумагопластика (6 ч)
5.1. Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги».
История возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги. Способы декоративного оформления готовых работ.
5.2. «Чудо – дерево»
Последовательность изготовления и выполнение работы с использованием аппликации и кусочков мятой бумаги.
5.3. Новогодняя игрушка. Символ года
История возникновения символов. Последовательность выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.
5.4. «Праздничный салют».
Последовательность выполнения работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги в составлении мозаичного панно.
6. Оформление выставочных работ (1 час)
Прогнозируемые результаты.
К окончанию 1 класса обучающиеся должны овладеть умениями:
личностными:
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений, оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от изучаемых изделий ДПТ;
- самостоятельно определять и объяснять общие для всех людей самые простые правила поведения, свои чувства и ощущения от увиденного, уметь рассуждать;
- делать правильный выбор при совершении какого-либо поступка;
метапредметными:
- определять цель работы на занятии с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- объяснять выбор материалов и инструментов для работы с помощью учителя;
- готовить рабочее место и выполнять практическую работу по образцам;
- с помощью шаблона выполнять контроль точности разметки деталей;
- отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания из различных источников;
- делать выводы в результате работы;
- сравнивать и группировать предметы и образы;
предметными:
- знать виды материалов, их свойства и названия;
- знать названия и назначения ручных инструментов и приспособлений, правила работы ими;
- технологическую последовательность изготовления несложных изделий.
Дети должны начать свой творческий путь естественно и непринуждённо. Развитие воображения, фантазии, творческой интуиции и в целом художественного сознания ребёнка можно и нужно начинать с освоения художественных настроений и эмоций, общих для всех видов искусств, с формирования уважения к народным традициям, национальному богатству, с формирования способности получать удовольствие от общения с природой.
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема | Ученик должен знать | Ученик должен уметь | Дата план | Дата факт |
Основные виды учебной деятельности: осуществлять поиск необходимой информации, исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы- их виды и свойства. Анализировать изделие, планировать последовательность его изготовления под руководством учителя. Осваивать приёмы работы с бумагой, правила работы с ножницами. Использовать умения работать над проектом, проводить оценку и самооценку работы. | |||||
1. | Вводное занятие (2 ч.) Знакомство с произведениями народных художественных промыслов нашего края, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с природным материалом | . Технику безопасности при работе с природным материалом, произведения народных художественных промыслов нашего края, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. | . Уметь работать с природным материалом | ||
2. | . Экскурсия в музей для ознакомления со старинной утварью, с вышивками, кружевами и другими образцами творчества русского народа. | Знать творчество русского народа. | |||
3. | Работа с природными материалами (8 ч) 1. Экскурсия в лес «Прекрасное рядом». Сбор листьев, семян, цветов, кореньев и шишек, мха. Сушка собранного материала. | Знать название листьев . | Уметь сушить собранный материал. | ||
4. | .2 История аппликации. Материалы и инструменты для работы. Определение слова «аппликация». Аппликация предметная, сюжетная, декоративная | Знать определение слова «аппликация». | Уметь выполнять аппликацию | ||
5. | 3. Техника изготовление аппликаций из природного материала. «Вторая жизнь» засушенных листьев. Создание композиций из засушенных листьев.(бабочка, петушок, солнышко и т.д. ). | Знать технику изготовления аппликаций из природного материала | Уметь выполнять аппликацию | ||
6. | 4. Панно «Осень – красавица». | Знать технику изготовления панно из природного материала | Уметь выполнять работу | ||
7.-8 | .5- 6. «Панно из семян и крупы» с. 110 – 112 («Разноцветные поделки из природных материалов»). | Знать технику изготовления панно из семян и крупы | Уметь выполнять работу | ||
9-10. | 7-8. Изготовление игрушек по замыслу детей | Уметь выполнять работу | |||
. Работа с бумагой (11 ч) | |||||
11. | 1. Бумага как универсальный материал, применяемый для различных целей. Виды бумаги и техника работы с ней. Оригами - искусство передачи предметов окружающего мира только посредством бумаги | Знать виды бумаги и технику работы с ней. | |||
12. | 2. Изготовление в технике оригами птицы, животных и лодочки-кораблика | Знать технику оригами | Уметь изготовить в технике оригами птиц, животных и лодочки-кораблика | ||
13. | .3. Определение аппликаций из бумаги. Материалы для изготовления аппликации из бумаги. | Знать материалы для изготовления аппликации из бумаги. | |||
14. | 4. Изготовление сюжетной аппликации «Зима» | Знать как изготовить сюжетную аппликацию «Зима» | Уметь изготовить сюжетную аппликацию «Зима» | ||
15. | 5. . Цветные закладки для книг. | Знать как изготовить | Уметь изготовить | ||
16. | .6. Техника выполнения объёмной аппликации | Знать как изготовить | Уметь изготовить | ||
17. | 7. Объёмная аппликация из бумаги «Натюрморт с розами | Знать как изготовить | Уметь изготовить | ||
18. | .8. Аппликация из конфетных обёрток «Коврик | Знать как изготовить | Уметь изготовить | ||
19. | .9. Изделия из бумаги. Изготовление изделий из бумаги к праздникам | Знать как изготовить | Уметь изготовить | ||
20. | . 10. Открытка – приглашение; снежинки и салфетки – к Новому году. | Знать как изготовить | Уметь изготовить | ||
21. | 11. Декоративное панно «Корзина с цветами» – к празднику 8 Марта | Знать как изготовить | Уметь изготовить | ||
22. | Лепка (соленое тесто) (5 ч) 1. Вводное занятие. Знакомство с новой техникой. Материалы и инструменты, применяемые при работе с соленым тестом. Как приготовить тесто для лепки | Знать как приготовить тесто для лепки | Уметь приготовить тесто для лепки | ||
23.-24 | .2-3. Лепка простых элементов. (Солнышко, цветок, ленточка, медальон). | Знать . лепку простых элементов. | Уметь выполнить лепку простых элементов | ||
25-26. | 4-5. Лепка деталей по шаблону « Ёжик с грибочком и листочками». | Знать лепку деталей по шаблону | Уметь выполнить лепку по шаблону | ||
27. | Бумагопластика (9 ч) 1. Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги». | Знать технологию изготовления поделок на основе использования мятой бумаги». | |||
28-30 | .2-4. «Чудо – дерево» | Знать технологию изготовления поделок на основе использования мятой бумаги». | Уметь выполнить поделку на основе использования мятой бумаги». | ||
31-33. | 5-7. Новогодняя игрушка. Символ года | Знать историю возникновения символов. Последовательность выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги. | Уметь изготовить | ||
34-35. | 8-9. «Праздничный салют». | Знать последовательность выполнения работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги в составлении мозаичного панно. | Уметь изготовить | ||
36. | Оформление выставочных работ (1 час) | Знать как оформить выставочную работу | Уметь оформить выставочную работу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА КРУЖКА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА «Волшебная шкатулочка»
Составитель : Прохоров Надежда Евгеньевна учитель начальных класс...
Программа кружка декоративно - прикладного искусства "Волшебная шкатулочка"
Предлагаемая программа имеет художественно эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании....
Адаптированная программа кружка декоративно - прикладного искусства «Умелые руки»
Работа в кружке «Умелые руки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.Одной из главных задач обучения и воспита...
Рабочая программа кружка "Декоративно-прикладное творчество"
Рабочая программа кружка "Декоративно -прикладное творчество" разработана для организации внеурочной деятельности обучающихся, расчитана на 2 года.Предусмотрена работа с бумагой, тканью, пластическими...
Программа кружка декоративно-прикладного творчества "магия творчества" в ДОЛ
Программа кружка декоративно-прикладного творчества "магия творчества" в ДОЛ Восход. Программа разработана на основе авторской программы Михайловской М.Ю. педагогом дополнительного образован...
Адаптированная программа кружка декоративно - прикладного искусства «Шедевры своими руками» на 2015-2016 учебный год.
Адаптированная программакружка декоративно - прикладн...
Программа кружка "Декоративно-прикладное творчество"
Программа кружка "Декоративно-прикладное творчество" для обучающихся 1-4 класса...