Программа кружка декоративно-прикладного творчества "магия творчества" в ДОЛ
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс) на тему

Маркова Виктория Дмитриевна

Программа кружка декоративно-прикладного творчества "магия творчества" в ДОЛ Восход. Программа разработана на основе авторской программы Михайловской М.Ю. педагогом дополнительного образования Марковой В.Д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа22.45 КБ

Предварительный просмотр:

ДОЛ «Восход»

Кружок «Магия творчества»

Программа разработана на

Основе авторской программы Михайловской М.Ю.

Педагогом дополнительного образования

Обуховой В.Д.

г. Петропавловск – Камчатский 2017 год.

Пояснительная записка

Актуальность.

Ожидание каникул – это мечта, мечта о любимых занятиях, приключениях, открытиях, о поиске «нового себя», о новых играх, прогулках, встречах с друзьями. Летние каникулы – это личное время ребенка, распорядиться которым он имеет право сам, а его содержание и организация – актуальная проблема, в решение которой неоценима помощь взрослых. В проекте Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Одной из задач, которые ставит перед собой коллектив загородного лагеря, является развитие творческих, интеллектуальных и познавательных способностей детей, их организаторские и коммуникативные умения, самостоятельность, экологическую культуру. Что же понимается под творческими способностями? В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта или изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания и умения, которые проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Работа в кружке декоративно-прикладного творчества «Магия творчества» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей. Новизна программы состоит в том, что дети учатся основным техникам сразу нескольких ремесел: рисованию, лепке, работе с самыми различными материалами. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала. Занятия в кружке имеют и культурно- психологическое значение: дети обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить. Также в рамках кружка проводятся беседы, викторины, создаются кроссворды, связанные с народным творчеством, что позволяет расширить кругозор детей (все викторины, создание кроссвордов – групповая форма работы), развивает мышление, обогащает словарный запас и т.д. Темы и материал подобраны таким образом, чтобы были интересны детям от 6 до 16 лет. Работа в кружке планируется так, чтобы она не дублировала школьный программный материал, а чтобы внешкольные занятия расширяли и углубляли сведения, полученные в процессе обучения и из личного опыта ребенка, сведения по работе с красками, пластилином, с подручным материалом и др. Методика проведения кружковой работы строится на тематическом разнообразии, заинтересованном для каждого возраста воплощении каждой темы.

Особенность создания программы состоит в том, что она должна быть рассчитана на детей и подростков 6-16 лет, но в тоже время быть малозатратной материально и мобильной, под меняющийся состав детей, а также для детей, заезжающих не на один сезон. Программа написана с учетом особенностей детского оздоровительного лагеря «Восход». Данная программа охватывает весь возрастной диапазон участников, с учетом их опыта и возрастных особенностей, предоставляет возможность каждому ребенку реализовать себя в той или иной творческой деятельности в пространстве детского оздоровительного лагеря. Программа «Магия творчества» направлена на формирование не только специальных умений, но и, прежде всего, на освоение учащимися духовных и культурных ценностей, приобщение к многообразию окружающего мира.

Воспитательными задачами являются развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности и получать радость от результатов индивидуальной и коллективной деятельности. Формы проведения занятий разнообразны: ознакомление, практическая работа, игра – викторина. Используются следующие методы обучения: объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично поисковый или эвристический, исследовательский.

Программа способствует:

-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;

-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;

-формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;

-освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;

-обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;

-знакомству с историей пластилина, бумагопластики, народными традициями в данных областях.

Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

Задачи программы 

Обучающие:

 Закреплять и расширять знания и умения, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение умению планирования своей работы;

 обучать приемам работы с различными материалами; приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие:

 развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал;

 развивать образное мышление и воображение;

 создавать условия к саморазвитию ребят;

 развивать у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательные:

 воспитывать уважение к труду и людям труда;

 формировать чувства коллективизма;

 воспитывать аккуратность;

 развивать любовь к своей Родине, своим «корням».

Принципы, лежащие в основе программы:

 доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

 наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

 демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

 научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

 «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов ребят, возможности их самовыражения, возможностей лагеря. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Ожидаемые результаты.

Освоение детьми программы «Магия творчества» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных универсальных учебных действий ребята получат возможность для формирования:

 устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

 осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

 возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

 эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий ребята получат возможность научиться:

 осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

 самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

 пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой деятельности;

 моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного. Создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества;

 отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.

В сфере познавательных универсальных учебных действий ребята получат возможность научиться:

 создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

 понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, уважать их.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий ребята получат возможность научиться:

 первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

 сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;

 формировать собственное мнение и позицию;

 учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Диагностика и способы корректировки программы:

Диагностика осуществляется в два этапа:

1) на начальном этапе (вводное занятие) – сбор данных об уровне готовности ребят, направленности их интересов, необходимая коррекция тематического планирования или вида работы;

2) итоговая диагностика (последнее занятие в сезоне) помогает оценить результаты реализации программы (рисунок или поделка на тему: «Магия творчества в моем понимании»), скорректировать программу к следующему сезону.

Программа рассчитана на один лагерный сезон, занятия кружка проводятся еженедельно ____ занятия по _____ минут.

Краткое описание содержания программы

При разработке данной программы были проанализированы программы дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению, программы работы загородных лагерей. Основное направление программы декоративно-прикладное искусство.

Декоративно – прикладное искусство.

Искусство сопровождало человечество на протяжении всей его истории, и именно в нем человек всегда выражал свою любовь к красоте. Предметы (мебель, посуда, одежда, ковры и др.), которые необходимы человеку в его повседневной жизни, для того чтобы есть, спать, одеваться, и которые вместе с тем украшают его быт, его жилье, его самого - это произведения декоративно-прикладного искусства. Именно потому, что в предметах этого искусства удобство, утилитарность сочетаются с красотой, оно и называется декоративно- прикладным, так как слово декоративное — означает «украшающее», а прикладное – «применимое в быту». Декоративно-прикладное искусство сложилось и существовало с самых древнейших времен в гуще народной жизни. Мастера из народа создавали предметы быта, не только удобные, но, и красивые, служившие украшением: изделия из дерева, глиняную посуду, ткани и т. д. Для создания необходимых для людей удобств и вместе с тем украшения их быта, их жизни надо стремиться к тому, чтобы все вещи, которыми человек окружен, которыми пользуется во время работы, дома, в театре, на улице и т. д., не только соответствовали своему назначению, но и были красивы. Для того чтобы достигнуть полного сочетания удобств и красоты, не только разрабатываются новые формы, сочетания цветов для предметов быта, но и создаются новые материалы:

 металлические сплавы,

 пластические массы,

 синтетические ткани и т. д.

Главной чертой современного декоративно-прикладного искусства становится большая простота предметов, их отделки. Таким образом, в программу включены как народные промыслы, так и современное искусство. Основные составляющие занятий:

1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет),

2) организация рабочего места,

3) организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:

 инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время выполнения практической работы, заключительный;

 практическая работа;

 подведение итогов, анализ, оценка работ;

 приведение в порядок рабочего места.

Перечисленные элементы не обязательно используются на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.

Учебно – тематический план

(5-1 отряды)

№п/п

Тема

Теория

Практика

Всего

1

Организационное занятие.

Рисунок на тему «Моя смена в лагере «Восход»».

0.5

0.5

1

2-3-4

Основные приёмы техники Айрис-фолдинг. Создание композиции в технике Айрис-фолдинг.

0.5

2.5

3

5-6

Создание схемы и своей композиции в технике Айрис-фолдинг

0.5

1.5

2

7-8-9

Работа в технике декупаж. Имитация живописи на плоской поверхности с помощью салфеток.

0.5

2.5

3

10

Подготовка итоговой работы за смену. Оформление своих работ.

1

1

10

Учебно – тематический план

(10-6 отряды)

№п/п

Тема

Теория

Практика

Всего

1

Организационное занятие.

Рисунок на тему «Моя смена в лагере «Восход»».

0.5

0.5

1

2-3

Работа с пластилином. Имитация живописи пластилином.

0.5

1.5

2

3-4-5

Основные приёмы техники Айрис-фолдинг. Создание композиции в технике Айрис-фолдинг.

0.5

2.5

3

6-7-8

Работа в технике декупаж. Имитация живописи на плоской поверхности с помощью салфеток.

0.5

2.5

3

9-10

Подготовка итоговой работы за смену. Оформление своих работ.

0.5

1.5

2

11

Учебно – тематический план

(16 – 11 отряды)

№п/п

Тема

Теория

Практика

Всего

1

Организационное занятие.

Рисунок на тему «моя смена в лагере «Восход»».

0.5

0.5

1

2-3

Работа с пластилином. Имитация живописи пластилином.

0.5

1.5

2

4-5

Композиция «Наш отряд». Групповая работа.

(Игра в парикмахера)

0.5

1.5

2

6-7

Скрапбукинг. Основные приёмы работы. Создание открытки в технике скрапбукинг.

0.5

1.5

2

8-9-10

Подготовка итоговой работы за смену. Оформление своих работ.

0.5

2.5

3

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КРУЖКА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА «Волшебная шкатулочка»

Составитель : Прохоров Надежда Евгеньевна                          учитель начальных класс...

Программа кружка декоративно - прикладного искусства "Волшебная шкатулочка"

Предлагаемая программа имеет художественно эстетическую направленность, которая является важным  направлением в развитии и воспитании....

Программа кружка Декоративно-прикладного творчества

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культу...

Адаптированная программа кружка декоративно - прикладного искусства «Умелые руки»

Работа в кружке «Умелые руки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.Одной из главных задач обучения и воспита...

Рабочая программа кружка "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа кружка "Декоративно -прикладное творчество" разработана для организации внеурочной деятельности обучающихся, расчитана на 2 года.Предусмотрена работа с бумагой, тканью, пластическими...

Адаптированная программа кружка декоративно - прикладного искусства «Шедевры своими руками» на 2015-2016 учебный год.

                                        Адаптированная программакружка декоративно - прикладн...

Программа кружка "Декоративно-прикладное творчество"

Программа кружка  "Декоративно-прикладное творчество" для  обучающихся 1-4 класса...