Программа кружка декоративно-прикладного творчества "магия творчества" в ДОЛ
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс) на тему
Программа кружка декоративно-прикладного творчества "магия творчества" в ДОЛ Восход. Программа разработана на основе авторской программы Михайловской М.Ю. педагогом дополнительного образования Марковой В.Д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа | 22.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОЛ «Восход»
Кружок «Магия творчества»
Программа разработана на
Основе авторской программы Михайловской М.Ю.
Педагогом дополнительного образования
Обуховой В.Д.
г. Петропавловск – Камчатский 2017 год.
Пояснительная записка
Актуальность.
Ожидание каникул – это мечта, мечта о любимых занятиях, приключениях, открытиях, о поиске «нового себя», о новых играх, прогулках, встречах с друзьями. Летние каникулы – это личное время ребенка, распорядиться которым он имеет право сам, а его содержание и организация – актуальная проблема, в решение которой неоценима помощь взрослых. В проекте Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Одной из задач, которые ставит перед собой коллектив загородного лагеря, является развитие творческих, интеллектуальных и познавательных способностей детей, их организаторские и коммуникативные умения, самостоятельность, экологическую культуру. Что же понимается под творческими способностями? В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта или изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания и умения, которые проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Работа в кружке декоративно-прикладного творчества «Магия творчества» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей. Новизна программы состоит в том, что дети учатся основным техникам сразу нескольких ремесел: рисованию, лепке, работе с самыми различными материалами. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала. Занятия в кружке имеют и культурно- психологическое значение: дети обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить. Также в рамках кружка проводятся беседы, викторины, создаются кроссворды, связанные с народным творчеством, что позволяет расширить кругозор детей (все викторины, создание кроссвордов – групповая форма работы), развивает мышление, обогащает словарный запас и т.д. Темы и материал подобраны таким образом, чтобы были интересны детям от 6 до 16 лет. Работа в кружке планируется так, чтобы она не дублировала школьный программный материал, а чтобы внешкольные занятия расширяли и углубляли сведения, полученные в процессе обучения и из личного опыта ребенка, сведения по работе с красками, пластилином, с подручным материалом и др. Методика проведения кружковой работы строится на тематическом разнообразии, заинтересованном для каждого возраста воплощении каждой темы.
Особенность создания программы состоит в том, что она должна быть рассчитана на детей и подростков 6-16 лет, но в тоже время быть малозатратной материально и мобильной, под меняющийся состав детей, а также для детей, заезжающих не на один сезон. Программа написана с учетом особенностей детского оздоровительного лагеря «Восход». Данная программа охватывает весь возрастной диапазон участников, с учетом их опыта и возрастных особенностей, предоставляет возможность каждому ребенку реализовать себя в той или иной творческой деятельности в пространстве детского оздоровительного лагеря. Программа «Магия творчества» направлена на формирование не только специальных умений, но и, прежде всего, на освоение учащимися духовных и культурных ценностей, приобщение к многообразию окружающего мира.
Воспитательными задачами являются развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности и получать радость от результатов индивидуальной и коллективной деятельности. Формы проведения занятий разнообразны: ознакомление, практическая работа, игра – викторина. Используются следующие методы обучения: объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично поисковый или эвристический, исследовательский.
Программа способствует:
-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
-формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
-освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
-обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
-знакомству с историей пластилина, бумагопластики, народными традициями в данных областях.
Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Задачи программы
Обучающие:
∙ Закреплять и расширять знания и умения, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение умению планирования своей работы;
∙ обучать приемам работы с различными материалами; приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
∙ развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал;
∙ развивать образное мышление и воображение;
∙ создавать условия к саморазвитию ребят;
∙ развивать у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
∙ воспитывать уважение к труду и людям труда;
∙ формировать чувства коллективизма;
∙ воспитывать аккуратность;
∙ развивать любовь к своей Родине, своим «корням».
Принципы, лежащие в основе программы:
∙ доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
∙ наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
∙ демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
∙ научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
∙ «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов ребят, возможности их самовыражения, возможностей лагеря. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Ожидаемые результаты.
Освоение детьми программы «Магия творчества» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий ребята получат возможность для формирования:
∙ устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
∙ осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
∙ возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
∙ эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий ребята получат возможность научиться:
∙ осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
∙ самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
∙ пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой деятельности;
∙ моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного. Создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества;
∙ отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
В сфере познавательных универсальных учебных действий ребята получат возможность научиться:
∙ создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
∙ понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, уважать их.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий ребята получат возможность научиться:
∙ первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
∙ сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
∙ формировать собственное мнение и позицию;
∙ учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
∙ учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
∙ задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
∙ адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Диагностика и способы корректировки программы:
Диагностика осуществляется в два этапа:
1) на начальном этапе (вводное занятие) – сбор данных об уровне готовности ребят, направленности их интересов, необходимая коррекция тематического планирования или вида работы;
2) итоговая диагностика (последнее занятие в сезоне) помогает оценить результаты реализации программы (рисунок или поделка на тему: «Магия творчества в моем понимании»), скорректировать программу к следующему сезону.
Программа рассчитана на один лагерный сезон, занятия кружка проводятся еженедельно ____ занятия по _____ минут.
Краткое описание содержания программы
При разработке данной программы были проанализированы программы дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению, программы работы загородных лагерей. Основное направление программы декоративно-прикладное искусство.
Декоративно – прикладное искусство.
Искусство сопровождало человечество на протяжении всей его истории, и именно в нем человек всегда выражал свою любовь к красоте. Предметы (мебель, посуда, одежда, ковры и др.), которые необходимы человеку в его повседневной жизни, для того чтобы есть, спать, одеваться, и которые вместе с тем украшают его быт, его жилье, его самого - это произведения декоративно-прикладного искусства. Именно потому, что в предметах этого искусства удобство, утилитарность сочетаются с красотой, оно и называется декоративно- прикладным, так как слово декоративное — означает «украшающее», а прикладное – «применимое в быту». Декоративно-прикладное искусство сложилось и существовало с самых древнейших времен в гуще народной жизни. Мастера из народа создавали предметы быта, не только удобные, но, и красивые, служившие украшением: изделия из дерева, глиняную посуду, ткани и т. д. Для создания необходимых для людей удобств и вместе с тем украшения их быта, их жизни надо стремиться к тому, чтобы все вещи, которыми человек окружен, которыми пользуется во время работы, дома, в театре, на улице и т. д., не только соответствовали своему назначению, но и были красивы. Для того чтобы достигнуть полного сочетания удобств и красоты, не только разрабатываются новые формы, сочетания цветов для предметов быта, но и создаются новые материалы:
∙ металлические сплавы,
∙ пластические массы,
∙ синтетические ткани и т. д.
Главной чертой современного декоративно-прикладного искусства становится большая простота предметов, их отделки. Таким образом, в программу включены как народные промыслы, так и современное искусство. Основные составляющие занятий:
1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет),
2) организация рабочего места,
3) организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:
∙ инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время выполнения практической работы, заключительный;
∙ практическая работа;
∙ подведение итогов, анализ, оценка работ;
∙ приведение в порядок рабочего места.
Перечисленные элементы не обязательно используются на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.
Учебно – тематический план
(5-1 отряды)
№п/п | Тема | Теория | Практика | Всего |
1 | Организационное занятие. Рисунок на тему «Моя смена в лагере «Восход»». | 0.5 | 0.5 | 1 |
2-3-4 | Основные приёмы техники Айрис-фолдинг. Создание композиции в технике Айрис-фолдинг. | 0.5 | 2.5 | 3 |
5-6 | Создание схемы и своей композиции в технике Айрис-фолдинг | 0.5 | 1.5 | 2 |
7-8-9 | Работа в технике декупаж. Имитация живописи на плоской поверхности с помощью салфеток. | 0.5 | 2.5 | 3 |
10 | Подготовка итоговой работы за смену. Оформление своих работ. | 1 | 1 | |
10 |
Учебно – тематический план
(10-6 отряды)
№п/п | Тема | Теория | Практика | Всего |
1 | Организационное занятие. Рисунок на тему «Моя смена в лагере «Восход»». | 0.5 | 0.5 | 1 |
2-3 | Работа с пластилином. Имитация живописи пластилином. | 0.5 | 1.5 | 2 |
3-4-5 | Основные приёмы техники Айрис-фолдинг. Создание композиции в технике Айрис-фолдинг. | 0.5 | 2.5 | 3 |
6-7-8 | Работа в технике декупаж. Имитация живописи на плоской поверхности с помощью салфеток. | 0.5 | 2.5 | 3 |
9-10 | Подготовка итоговой работы за смену. Оформление своих работ. | 0.5 | 1.5 | 2 |
11 |
Учебно – тематический план
(16 – 11 отряды)
№п/п | Тема | Теория | Практика | Всего |
1 | Организационное занятие. Рисунок на тему «моя смена в лагере «Восход»». | 0.5 | 0.5 | 1 |
2-3 | Работа с пластилином. Имитация живописи пластилином. | 0.5 | 1.5 | 2 |
4-5 | Композиция «Наш отряд». Групповая работа. (Игра в парикмахера) | 0.5 | 1.5 | 2 |
6-7 | Скрапбукинг. Основные приёмы работы. Создание открытки в технике скрапбукинг. | 0.5 | 1.5 | 2 |
8-9-10 | Подготовка итоговой работы за смену. Оформление своих работ. | 0.5 | 2.5 | 3 |
10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА КРУЖКА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА «Волшебная шкатулочка»
Составитель : Прохоров Надежда Евгеньевна учитель начальных класс...
Программа кружка декоративно - прикладного искусства "Волшебная шкатулочка"
Предлагаемая программа имеет художественно эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании....
Программа кружка Декоративно-прикладного творчества
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культу...
Адаптированная программа кружка декоративно - прикладного искусства «Умелые руки»
Работа в кружке «Умелые руки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.Одной из главных задач обучения и воспита...
Рабочая программа кружка "Декоративно-прикладное творчество"
Рабочая программа кружка "Декоративно -прикладное творчество" разработана для организации внеурочной деятельности обучающихся, расчитана на 2 года.Предусмотрена работа с бумагой, тканью, пластическими...
Адаптированная программа кружка декоративно - прикладного искусства «Шедевры своими руками» на 2015-2016 учебный год.
Адаптированная программакружка декоративно - прикладн...
Программа кружка "Декоративно-прикладное творчество"
Программа кружка "Декоративно-прикладное творчество" для обучающихся 1-4 класса...