Программа по декоративно-прикладному творчеству
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№6»
Корсаковского городского округа
Сахалинской области
Рабочая программа
внеурочной деятельности
декоративно-прикладного творчества
Руководитель МО начальных классов:
Беган Марина Александровна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Декоративно-прикладное творчество» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы Т.Н. Просняковой, Н.А. Цирулик.
Статус программы: адаптивная.
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» одним из главных вопросов является переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Особенность начальной школы как самоценного звена общей системы образования в том, что каждый компонент его содержания является фундаментом для различных образовательных областей и предметов, их составляющих, вносит свой вклад в развитие ребенка и его подготовку к дальнейшему образованию.
Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность ориентирует педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение.
Художественно-творческая деятельность, включающая в себя в том числе и изготовление поделок из разных материалов в различных техниках, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей младшего школьного возраста. Она позволяет ребенку отразить в создаваемых поделках свои впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение к нему. Вместе с тем художественно-творческая деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей.
В процессе изготовления сувениров-подарков создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдения и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строения, величины цвета, расположения в пространстве), способствуют развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства. Чувство прекрасного может быть сформировано лишь в том случае, когда красота предмета или явления предстанет перед детьми (в силу их конкретного, образного мышления) в конкретном выражении. Поэтому в процессе наблюдения с детьми и разговора с ними о том, что они видели, учителю важно наполнить слово “красивое” конкретным содержанием. Например, рассматривая цветок, выделить, что красиво в цветке: ярко или нежно раскрашенная головка цветка, постепенный переход цвета лепестков от одного тона к другому, плавно изогнутый стебель, резные листья и т.д. Необходимо также найти слова, чтобы передать эстетическую характеристику предмета. Осознав, что значит “красиво”, ребенок начинает сам находить красоту в других предметах и явлениях.
На этой основе в процессе изготовления сувениров-подарков из разных материалов в различных техниках у детей развивается воображение. Ребенок создает изображение не только на основе того, что он непосредственно воспринимает из окружающего мира. Образ только что воспринятого предмета вступает во взаимосвязь с опытом прошлых восприятий и сложившимися представлениями. Дети, например, никогда не видели сказочной птицы, но они могли видеть самых разнообразных птиц в окружающей жизни, в иллюстрациях, слушали сказки о волшебных птицах (жар-птицах, синей птице), рассматривали глиняные игрушки, изображения разнообразных декоративных птиц на различных предметах декоративного искусства. На этой основе и складывается образ необычной, фантастической птицы.
В процессе конструирования сувениров ребенок испытывает разнообразные чувства, радуется красивому изображению, любуется им, огорчается, если что-то не получается, старается добиться удовлетворяющего его результата или, наоборот, теряется, опускает руки, отказывается заниматься (в этом случае необходимо чуткое, внимательное отношение педагога, его помощь). В работе над изображением ребёнок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, он овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями, расширяющими его творческие возможности, и учится осознанно их использовать. Все это весьма значимо для его психического развития, ибо каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает в него свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом и заключается художественно-творческая деятельность ребенка школьного возраста, проявляющееся у него не только тогда, когда он сам придумывает тему для своего сувенира, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение, другие выразительные средства, внося интересные дополнения и т.п.
Связь воображения с действительностью позволяет сделать педагогический вывод о том, что процесс детского творчества не заканчивается созданием сувениров и других результатов творческой деятельности. Их надо использовать для дальнейшего обогащения фантазии и творчества. При этом важно помнить, что на ребенка оказывают влияние не только его произведения, но и произведения, созданные другими детьми. Вот почему мы считаем целесообразным, даже необходимым в конце каждого занятия, по завершении детьми изготовления сувениров-подарков выставить все поделки на доску-стенд, рассмотреть их вместе со всеми детьми, обсудить, что и как изготовили, что получилось особенно удачно, красиво, где можно что-то добавить, чтобы было еще интереснее.
Изготовление поделок во внеурочное время – художественно-творческая деятельность, которая включает определенную технику. Овладеть этой техникой ребенку необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении различных изобразительных задач, наиболее полно выразить в поделке свои впечатления от происходящих в жизни событий и явлений. Поэтому обучение детей технике изготовления поделок должно осуществляться не само по себе, не ради технического совершения изображения, а для того, чтобы ребенок мог выразительно и без особых затруднений создать тот сувенир, который он захочет.
Выполнение творческих проектов способствует развитию адекватной самооценки, навыков самоорганизации и самоконтроля, стремления к нравственному саморазвитию и духовному обогащению, воспитывает у детей чувство коллективизма и товарищества через выполнение масштабных коллективных работ - композиций, через коллективное обсуждение и оценку результатов, что приучает детей справедливо и объективно оценивать творчество свое и других, радоваться не только своей, но и общей победе. Декоративно-прикладное творчество не только способствует эстетическому воспитанию детей, оно духовно пробуждает ребенка и указывает ему, перед лицом грядущих трудностей, опасностей и искушений жизни, источник силы и утешения в его собственной душе.
Духовно-нравственное развитие детей осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является самореализация школьников через участие в творческих конкурсах, фестивалях, концертах тематически направленных на развитие духовности и патриотизма, возрождение народных традиций.
Высокий результат, победа в конкурсе воспитывает в душе ребенка победителя, который будет обладать самоуважением и сможет утверждать свое духовное достоинство и свою свободу, то есть - духовную личность, перед которой бессильны все соблазны и искушения.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Программа кружка декоративно-прикладного творчества :
- представляет широкие возможности для ознакомления с различными профессиями и традиционными народными промыслами.
- удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности.
- позволяет организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.
Цель программы: Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Должны знать и уметь:
- Историю возникновения различных техник декоративно-прикладного творчества (нитяная графика, бумажное искусство, лепка, бисероплетение и т.д.).
- Подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет.
- Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, клеенки и других материалов.
- Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку.
- Правила общения.
- Правила безопасности труда.
- Правила личной гигиены.
Продолжительность реализации программы 2 года.
Программа рассчитана на учащихся начальных классов, возрастной состав групп 9-10 лет.
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 6 в 3-4 классах отводится 1 внеурочный час в неделю (68 часов: 3-4 классы – 34 часа в год).
По ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выставки, мастерские художников, концертные залы, театры, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области декоративно-прикладного искусства.
Содержание программы
3 класс (34 часа)
Вводное занятие.1час. | |
Вводное занятие. ТБ при работе с различными инструментами. Знакомство с техниками декоративно-прикладного творчества. | |
Природные формы в дизайне. Аппликация.1час. | |
Беседа о природных материалах разнообразии их форм. Правила выполнения аппликации, монотипии и дизайн – решения с использованием природных форм. Выполнение аппликации с использованием осенних листьев. | |
Бумажные кружева. Приемы выполнения декоративных элементов из полосок.2часа | |
Способы соединения элементов. Изготовление «Бумажного ангела», «Закладки» из бумажных полосок. | |
Дизайнерская бумага.2часа | |
Техника изготовления. История бумаги. Техника и цель изготовления дизайнерской бумаги. Изготовление дизайнерской бумаги. | |
Декупаж. 4часа | |
Декорирование баночек в технике «декупаж» Знакомство с техниками декорирования поверхности (декупаж, манная крупа, папье – маше). | |
Декорирование гипсового панно в технике «декупаж» | |
Скрапбукинг 2часа. | |
Праздничная открытка. Скрапбукинг (с применением дизайнерской бумаги) Роль поздравительной открытки в нашей жизни. Правила выполнения открытки. Техника «скрапбукинг» и ее возможности. Выполнение поздравительной открытки «Поздравляю!» с использованием техники «скрапбукинг» | |
Изготовление рамок для фотографии. Приемы и способы окраски бумажной поверхности. 2часа | |
Приемы и способы окраски бумажной поверхности нетрадиционными способами с использованием различных материалов. 1 Окраска заготовки рамки для фото одним из предложенных способов. | |
Нитяная графика.2 часа. | |
Вводное занятие Ознакомление с техникой «Изонить» - ниточный дизайн. Инструменты и материалы. Организация рабочего места. Техника безопасности. | |
Основные понятия в изонити Изучение терминов и определений. Основные принципы ниточного дизайна. Подготовка к работе. Построение схемы. | |
Заполнение угла Принципы заполнения угла. Заполнение угла по схеме. | |
Заполнение окружности Принципы заполнения окружности, овала и дуги. Заполнение окружности по схеме. | |
Выполнение моделей в технике изонить. Изготовление модели для прошивания «Цветы и деревья» | |
Выполнение модели «Овощи» (круги) | |
Сувениры и поделки из соленого теста. 3 часа. | |
Вводное занятие. Техника безопасности при работе с соленым тестом и со стеками. Как лепить из соленого теста. Рецепты соленого теста. Как приготовить соленое тесто. Виды соленого теста. Поделки из соленого теста. Подарки своими руками. | |
Рыбки. Коллективное оформление работы «Рыбки» | |
Подсвечник из соленого теста. | |
Папье-маше.6часов. | |
Вводное занятие. История возникновения папье–маше. Техника безопасности при работе с папье–маше. | |
Тарелочка в технике папье-маше. Оформление работы. | |
Деревцо в технике папье-маше. Оформление работы | |
Бисероплетение.6часов. | |
Вводное занятие. История бисера. Бисер и инструменты. Техника безопасности при работе с бисером. | |
Простые цепочки «в одну нить» Низание бисера «в одну нить»: цепочка с петельками, цепочка в крестик. Анализ и зарисовка схем. | |
Простые цепочки «в две нити» Низание из бисера «В две нити». Узоры «Крестик», «Колечки». Анализ и зарисовка схем. Изготовление цепочки «Колечки» | |
Торцевание. 2 часа. | |
Вводное занятие. Техника безопасности. Основные приемы . | |
Сердечко в технике торцевания. | |
Выставка работ.1 час. | |
Подведение итогов. Участие в конкурсах. Награждение учащихся. |
4 класс (34 часов)
Ожидаемые результаты программы
К концу года у детей должна наблюдаться положительная динамика познавательных процессов, расшириться кругозор через пространственное восприятие мира, уметь работать в группах.
Способы проверки результативности
Программа предусматривает различные формы подведения итогов:
- Постоянно действующая выставка;
- Творческие конкурсы
- Отчетная выставка
Усвоение обучающимися программного материала, отслеживаются в ходе проведения следующих контролей:
- предварительного
Проводится анкетирование обучающихся в начале обучения по программе.
- текущего
В конце каждой темы планируется итоговое – творческое занятие, на котором дети показывают полученные знания, умения по заданной теме.
Дети оценивают свои работы, работы товарищей, объясняют, чем понравилась та или иная работа. Результаты работы видят родители, получая сувениры и подарки от детей.
В конце темы, четверти, полугодия и года устраиваются мини-выставки в объединении. Главное – дети получают моральное удовлетворение оттого, что их творчество и профессиональные умения ценятся другими, повышается их самооценка, осознание своей значимости.
- итогового
Представление творческой работы, участие в отчетной выставке, беседы с детьми, родителями и т. п.
Показателями качества воспитательной работы в объединении являются следующие критерии:
- уровень воспитанности обучающихся;
- микроклимат в детском объединении;
- взаимодействие с родителями.
Также объективными показателями влияния организованного педагогического процесса на личность обучающихся будут качественные личностные изменения:
Эти критерии исследуются методами анкетирования, опроса, педагогического наблюдения, беседы с родителями.
А также самооценка себя ребенком, педагогические и психологические тесты.
Динамику развития творческих способностей можно также проследить
через педагогическую диагностику, адаптированную к условиям УДО изучающую уровень воспитанности обучающихся. В рамках этой методики можно проанализировать следующие показатели:
- Мотивацию к образовательной деятельности;
- Отношения в коллективе;
- Уровень творческой активности;
- Организаторские способности обучающихся;
- Сформированность культурно-гигиенических навыков и др.
Список использованной литературы
- Е. Румянцева. «Делаем игрушки сами». Издательство «Айрис Пресс» г. Москва, 2004г.
- Н.С. Чернякова. «Уроки детского творчества». Издательство «Родничок» г. Тула, 2002г.
- Голованова И. Л. Активизация творческих способностей младших школьников в процессе работы с различными материалами. Автореф. канд. дисс. М., 1995 С. 2-16.
- Комарова Т. С. “Дети в мире творчества” – Москва: Мнемозина, 1995- 160с.
- Котова И.Н., Котова А.С. Бисер. Секреты мастерства. Издательский дом "МиМ" 1997 г.
- Соколова Ю.П., Пырерка Н.В. Азбука бисера. Издательский дом "Литера", 1999 г.
- . Мартынова Л. Фигурки из бисера Издательство "Культура и традиции" 2004 г.
- Строганова Л.В. Поощрение и самооценка младшего школьника. Педагогическое общество России, 2005 г.
- Н.А.Горяева, О.В.Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» М. «Просвещение» ,2000г.
- Изольда Кискальт «Соленое тесто» М., «АСТ-Пресс»
- А.Л.Романовская, Е.М.Чезлов «Поделки из соленого теста» М., «АСТ-Пресс»
- Катерина Дмитриева «Подарки: Техники. Приемы. Изделия». - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Декоративно-прикладное народное творчество
Умение расписать глиняную игрушку или вырезать фигурную доску постепенно уходит из нашей жизни. А как хорошо иногда подивиться красоте яркого павловопосадского платка, порадоваться запаху свежевырезан...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Современное декоративно-прикладное творчество"
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство. 1-4 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального ...
Программа кружка Декоративно-прикладного творчества
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культу...
Рабочая программа кружка "Декоративно-прикладное творчество"
Рабочая программа кружка "Декоративно -прикладное творчество" разработана для организации внеурочной деятельности обучающихся, расчитана на 2 года.Предусмотрена работа с бумагой, тканью, пластическими...
Программа кружка декоративно-прикладного творчества "магия творчества" в ДОЛ
Программа кружка декоративно-прикладного творчества "магия творчества" в ДОЛ Восход. Программа разработана на основе авторской программы Михайловской М.Ю. педагогом дополнительного образован...
Программа объединения « Декоративно – прикладное творчество »,
Программа объединения « Декоративно – прикладное творчество », ...
Программа кружка "Декоративно-прикладное творчество"
Программа кружка "Декоративно-прикладное творчество" для обучающихся 1-4 класса...