Рабочая программа кружка "Театр и мы"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Театр - это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра.
Николай Васильевич Гоголь.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Программа кружка рассчитана на детей 10 лет в объеме на 1 год 34 часа:
4 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)
Продолжительность занятия – 30-40 минут.
Количество учащихся в группе –15 человек.
Главная задача любого коллектива художественной самодеятельности – эстетическое воспитание его участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.
Цель программы
- воспитывать и развивать понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
- помогать ребенку в самореализации и самопроявлении в общении с людьми.
-эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.
- раскрытие и развитие потенциальных способностей детей.
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
- игра
- беседа
- иллюстрирование
- мастерская
- инсценирование
- посещение спектакля
- работа в малых группах
- актёрский тренинг
- экскурсия
Отличительными особенностями и новизной программы являются:
- принцип деятельностного подхода к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;
- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературного чтения, музыки, изобразительное искусство, технология, русский язык);
- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Искусство театра кукол тесно связано с окружающей жизнью и бытом. Оно формирует вкус, воспитывает потребность в общении. На занятиях дети знакомятся с принципами декоративной обработки используемых материалов, осваивают простейшее конструирование кукол, декораций, а также самостоятельно стараются создать свои «шедевры».
Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, все возможно.
Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства. Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены.
Первые попытки сыграть героев сказок расширяют представление детей о достоверности в театре. Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом.
Основные задачи работы с детьми
- Активизировать ассоциативное и образное мышление.
- Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.
- Воспитывать зрительскую культуру.
- Воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к куклам, декорациям, реквизиту, костюмам.
- Поддерживать стремление детей к самостоятельности.
- Познакомить с устройством театра снаружи и изнутри.
- Развивать и совершенствовать творческие способности детей.
- Развивать способность анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы.
- Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа.
- Развивать умение по-разному выполнять одни и те же действия в разных обстоятельствах, ситуациях.
- Расширять и уточнять представления детей о видах кукольных театров, уметь различать их (настольный театр, верховые куклы, тростевые куклы, куклы-марионетки, куклы с «живой рукой», люди-куклы).
- Расширять представления детей об окружающей действительности.
- Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку.
- Учить действовать на сценической площадке естественно.
- Учить сравнивать, группировать, классифицировать, понимать значение обобщающих слов.
- Формировать навыки импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках, побуждать детей сочинять новые.
Ожидаемый результат
Предполагаемые умения и навыки детей:
- Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.
- Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.
- Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
- Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.
- Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
- Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
- Умеют составлять диалог между сказочными героями.
- Знают наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.
Содержание программы
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
· потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
· целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
· этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
· осознание значимости занятий для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
· понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
· планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
· осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
· анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
· пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
· понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
· проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
· включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
· работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
· обращаться за помощью;
· формулировать свои затруднения;
· предлагать помощь и сотрудничество;
· слушать собеседника;
· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· осуществлять взаимный контроль;
· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Учащиеся научатся:
· читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
· выразительному чтению;
· развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
· видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
· сочинять этюды по сказкам;
· умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Личностные УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества
Тематическое планирование программы
№ | Тема занятия | Кол-во час | Деятельность на уроке |
4 класс, 34 часа | |||
Весь мир — театр, а люди в нём актеры. | |||
1 | Кому - таланты, кому - поклонники. | 1 | Вводный урок. Знакомство с творческой труппой. |
2-3 | Театр теней. | 2 | Пальчиковые игры. Световое решение. |
4-5 | Музыка и театр. | 2 | Знакомство с театральными композиторами и музыкой к постановкам.. |
6-7 | Звуки и шумы. | 2 | Знакомство с применением дополнительных средств для озвучивания спектакля. |
8-9 | Театральный видеосалон . | 2 | Просмотр сказки-спектакля «Красная шапочка». Анализ произведения. |
10-11 | Мастерская кукол. Лоскуток к лоскутку. | 2 | Изготовление простейших одежд для объёмных кукол. |
12-14 | Чтение пьесы по ролям, анализ текста. | 3 | Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей. |
15-16 | Театральная игра. | 2 | Репетиция и инсценирование сказки «Сказка о глупом мышонке» |
17-18 | Чтение пьесы по ролям, анализ текста. | 3 | Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей. |
19-20 | Театральная игра. | 2 | Репетиция и инсценирование сказки «Маша и медведь» |
21-23 | Чтение пьесы по ролям, анализ текста. | 3 | Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей. |
24-25 | Театральная игра. | 2 | Репетиция и инсценирование сказки С.Я.Маршак «Дом, который построил Джек» |
26-28 | Чтение пьесы по ролям, анализ текста. | 3 | Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей. |
29-30 | Театральная игра. | 1 | Репетиция и инсценирование сказки «Три поросёнка» |
31-33 | Чтение пьесы по ролям, анализ текста. | 3 | Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей. |
34 | Творческий отчет. «Алло! Это театр?» | 1 | Репетиция и инсценирование сказки «В мире сказок» |
Итого | 34часа |
Оборудование (ТСО) для проведения занятий:
- Компьютер
- Рисунки и картины по сказкам
Оборудование:
- Костюмы
- Костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок
- Краски - акварельные, гуашь
- Куклы - персонажи
- Маски
- Набор для творчества
- Сценарии
- Книги со сказками.
- Ширма.
Литература
- Алянский, Ю.Л. Азбука театра / Ю.Л. Алянский. – М. : АРКТИ, 1998.
- Доронова, Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т.Н. Доронова. – М. : Просвещение, 1998.
- Зарубина, В.Е. Куклы / В.Е. Зарубина. – М. : ТЦ «Сфера», 2001.
- Интернет источник
- Кард, В. Сказки из пластилина / В. Кард, С. Петров. – СПб, 1997.
- Крутенкова, А.Д. Кукольный театр. Программа, рекомендации, мини-спектакли, пьесы. 1–9 классы / А.Д. Крутенкова. – Волгоград : Издательство «Учитель», 2008.
- Парулина, О.В. Мир игрушек и поделок / О.В. Парулина. – Смоленск, 2000.
- Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр : программа «Театр – творчество – дети» / Н.Ф. Сорокина. – М. : АРКТИ, 2002.
- Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой / Л.Б. Фесюкова. – М. : Фолио, 2000.
- Ястребова, А.В. Хочу в школу / А.В. Ястребова, О.И. Лазоренко. – М. : АРКТИ, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.
Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...