рабочая программа Фантазия своими руками
календарно-тематическое планирование (1 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности Фантазия соими руками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhkovoy_deyatelnosti.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Фантазия своими руками» направлена на развитие творческих навыков, умения создавать поделки из различных подручных материалов, вторичного сырья, природных материалов.
Программа рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста с учетом возрастных особенностей и навыков.
Актуальность темы обусловлена тем что в современном мире для успешной социализации ребенка в обществе необходимо с раннего возраста развивать творческие способности.
Ребенок с творческими способностями - активный, трудолюбивый. У таких детей развита фантазия, они способны в обычных вещах видеть что то не обычное. Такие дети всегда имеют свою точку зрения. Они наблюдательны, умеют сопоставлять, моделировать, анализировать, принимать самостоятельные решения.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или, хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.
Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками, клеенкой имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится.
Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.
Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.
Данная программа занятий художественного творчества «Фантазия своими руками» рассчитана на два часа в месяц во внеурочное время, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают разнообразные методы изготовление изделий.
Цель программы: Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Задачи программы:
Обучающие:
- формировать умение использовать различные технические приемы при работе с различными материалами;
- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
- осваивать навыки организации и планирования работы;
Развивающие:
- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
- формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;
- развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ;
- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;
- развивать психометрические качества личности;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности.
Воспитательные:
- формировать стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при работе;
- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
- создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками;
- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.
Основные формы и методы работы:
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; индивидуальная деятельность; лекционные занятия и выставки творческих работ. А также различные методы обучения:
- в основе, которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция); наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу); практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).
- в основе, которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности); частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой, картоном¸ нитками, спичками, клеенкой. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Средства обучения:
- методические пособия и книги;
- готовые изделия выполненные в различных техниках;
- инструменты, материалы и принадлежности;
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
- создание комфортной доброжелательной атмосферы на занятиях;
- применение индивидуальных, групповых форм обучения;
- формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях.
Предполагаемые результаты работы
Должны знать и уметь:
- Подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет;
- Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, клеенки и других различных материалов;
- Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить готовое изделие;
- Уметь следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
- Овладеть навыками культуры труда;
- Правила личной гигиены;
- Правила общения;
- Правила безопасности труда.
Формы,методы и виды контроля
виды контроля | содержание | методы | сроки контроля |
Вводный | Области интересов и склонностей. | Беседы, наблюдение, тестирование, анкетирование, просмотр творческих работ учащихся | Сентябрь |
Текущий | Освоение учебного материала по темам, разделам | Творческие и практические задания, выполнение образцов, упражнения | По каждой теме |
Творческий потенциал учащихся | Наблюдение, тестирование, игры, упражнения. Участие в конкурсах различного уровня | В течение года | |
Оценка самостоятельности, возможностей, способность к самоконтролю | Наблюдение, тестирование, проектная деятельность | В конце четверти | |
Коррекция | Успешность выполнения учащимися задач учебно-тематического плана | Индивидуальные занятия, помощь в самореализации, самоконтроле | В течение года |
Итоговый | Контроль выполнения поставленных задач. Уровень творческого роста | Зачетные, творческие работы. Создание портфолио учащихся. Выполнение творческого проекта | Апрель Май |
Учебно-тематический план программы «Фантазия своими руками» 1 класс
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов 17 | Количество часов учебных занятий | |
теоретическое | практическое | |||
I. | Аппликация и моделирование Художественное моделирование из бумаги путём складывания | 4 | ||
1. | Знакомство с видами и формами работы на занятиях. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности на занятиях. | 1 | 1 | - |
2. | Аппликация из природных материалов на картоне | 1 | - | 1 |
3. | Аппликация из геометрических фигур | 1 | - | 1 |
4. | Объемная аппликация | 1 | - | 1 |
II. | Работа с пластическими материалами | 4 | ||
1 | Знакомство с пластическими материалами (пластилин, соленое тесто | 1 | 1 | - |
2 | Рисование пластилином на картоне | 1 | - | 1 |
Фигурки животных из пластилина | 1 | - | 2 | |
3 | Картины из соленого теста | 1 | - | 2 |
4 | ||||
III. | Работа с бросовым материалом | 6 | ||
1 | Знакомство с бросовым материалом | 1 | 1 | - |
2 | Картины из карандашной стружки | 1 | - | 1 |
3 | Картины из компакт дисков | 1 | 1 | |
4 | Вазы из пластиковых бутылок | 1 | 1 | |
5 | Фоторамки из пластиковых трубочек. | 1 | - | 1 |
6 | Цветы из скорлупы от фисташек | 1 | - | 1 |
IV. |
Модульное оригами | 3 | - | 1 |
1 | Знакомство с техникой оригами | 1 | 1 | - |
2 | Изготовление модулей оригами | 1 | 1 | |
3 | Составление фигур из модулей | 1 | 1 | |
Итого: | 17 | 4 | 13 |
Содержание программы
Тема 1. Бумага и картон. (4).
Знакомство с видами и формами работы на занятиях. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности при работе с бумагой и картоном. Художественное моделирование из бумаги путём складывания.
Объемная аппликация из распечатанных картинок, геометрических фигур ( домик) из пуговиц с использованием двустороннего скотча
Тема 2. Пластические материалы (4)
Знакомство детей с пластичными материалами ( пластилин, соленое тесто)
«Рисование» пластилином. Создание пластилиновых сказочных героев. Картины из соленого теста
Тема 3. Работа с бросовым материалом ( 6)
Знакомство с различными материалами ( природные, бросовым)
Создание картин из карандашной стружки. Создание поделок из пластиковых отходов. ( Бутылки, вилки, трубочки)
Тема 4. Модульное оригами (3часа).
Знакомство с техникой Оригами. Изготовление модулей. Соединение модулей. Изготовление фигур из модулей.
Методические рекомендации
Чтобы успешно обучить детей педагог, прежде всего сам, должен владеть необходимыми, знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость. Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям и оборудованным необходимым количеством мест. До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.
Занятия проводятся во внеурочное время под руководством педагога. Очень важно выделить индивидуальность каждого ребенка, учитывая это в творческих заданиях. В наличие должны быть разные материалы и инструменты, необходимые для работы. В процессе обучения, обучающиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.
Материалы, инструменты, приспособления
Для выполнения работ необходимы определенные материалы, инструменты и приспособления:
- Вторичное сырье ( пластиковые бутылки, одноразовая посуда, карандашная стружка, старые компакт диски, скорлупа от фисташек.
- Бумага гофрированная, цветная , бархатная; картон цветной, тонкий, упаковочный; открытки, салфетки, фантики;
- Различные оригинальные материалы: пуговицы, ракушки, камешки, бисер, стеклярус, блестки, бусины разного размера и формы для создания нетрадиционных изделий;
- Клей ПВА и «Момент»; клеевой пистолет
- Ножницы, кисточки, карандаши, линейки, гуашь и пр.;
- Карандаши простые и цветные, краски, кисти необходимы для росписи.
Программы включают в себя все разнообразие направлений творчества, обеспечивающих интересы детей разных возрастов. Содержание программ направлено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.
Актуальность программ обусловлена практической значимостью. Дети могут применять полученные знания и практический опыт в повседневной жизни при оформлении интерьера в доме и т.д. Закрепление знаний, полученных на занятиях можно провести с помощью различных игр, викторин, разгадывания кроссвордов.
Практическая часть занимает большую часть времени на занятиях. На основе объяснений, а также восприятия поделок, картин художников, дети выполняют задание, результатом которого становится продукт творческой деятельности. Как правило, задание может быть частично реализовано на первом занятии и продолжено или завершено на следующем. Любая тема программы должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика. Только тогда, когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности учащихся, формируется их ценностное отношение к миру.
Список литературы, рекомендуемой для педагога
https://www.litmir.me/br/?b=146952
https://www.litmir.me/BookFileDownloadLink/?id=297408&inline=1
Колесник С.В. «Азбука мастерства 1класс», изд. Лицей, 2010г.
Говорун Л.Б. «Декоративно-прикладное искусство» методическое пособие, Краснодар, 2008г.
Сокольникова Н.М. «Краткий словарь художественных терминов», изд. Титул, 2010г.
Сокольникова Н.М. «Основы композиции», изд. Титул, 2010г.
Программы дополнительного художественного образования детей, изд. Просвещение,2010.
Е.А.Гайдаенко «Нечто из ничего», изд. «Феникс» г Ростов- на – Дону, 2008г.
М.И.Нагибина «Природные дары для поделок и игры» «Академия развития, Ярославль, 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка УМЕЛЫЕ РУКИ
Рабочая программа кружка...
Программа "Подарки своими руками"
Обучение ребят по изготовлению подарков к праздникам...
Рабочая программа кружка "Умелые руки".
Цель программы воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться....
Рабочая программа кружка "Умелые руки"
Рабочая программа кружка "Умелые руки" для 1-4 классов, ФГОС...
Рабочая программа кружка " Умелые руки", " Пластилиновая фантазия"
Все изделия делаются из пластилина....
Рабочая программа Чудеса своими руками"
Данная программа направлена на развитие творческих способностей. Разработана для детей с умственной отсталостью....