Программа по ПДД 1-4 класс
рабочая программа на тему

Евдокимова Евгения Евгеньевна

Программа по ПДД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pdd_-_kopiya.docx61.31 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

изучения правил дорожного движения

в начальной школе.

Пояснительная записка.

Данная Программа составлена на основе Правил дорожного движения, а так же

Программы правил дорожного движения для общеобразовательных школ и внешкольных учреждений I – IV классов. Методических рекомендаций по обучению школьников правилам безопасности движения

Цель данной программы – вооружить младших школьников знаниями правил дорожного движения, привить навык повседневно использовать данные знания на практике и тем самым предупредить детский травматизм на дорогах нашего города.

Обучение правилам дорожного движения (далее ПДД) следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы школы. Изучение правил осуществляется с 1 класса вне сетки часов учебного плана. Занятия проводятся один раз в месяц по темам, предлагаемым далее. Продолжительность их 45 минут, в I классе – 35минут. В начале учебного года, а так же перед каждыми каникулами проводится необходимый в данное время года инструктаж.

Обучение ПДД можно включать в общий учебный процесс, т.к. в намеченную программами краеведческую тематику, особенно на уроках окружающего мира, входят и темы, связанные с движением на улицах и с изучением транспортных средств. На уроках трудового обучения и изобразительного искусства можно создавать тематические композиции, связанные с движением транспорта и людей по улицам города и т.д.

Наиболее распространенным методом ведения занятий является беседа в сочетании с практическими упражнениями с использованием схем улиц и дорог, учебного перекрестка. Во время бесед необходимо доводить до сведения учеников сводки о ДТП на улицах вашего района, случаи нарушения ПДД учащимися школы, учить детей давать оценку таким нарушениям, но при этом беседы не должны носить характер запугивания школьников. Ребенок должен не бояться дороги и транспорта, а уметь пользоваться накапливаемым на занятиях опытом.

Сейчас в настоящее время существует огромное количество разработок веселых занятий по ПДД. Важно, чтобы данные уроки не были скучной лекцией, но в то же время нельзя каждое занятие превращать в развлекательное мероприятие. Часть занятий может носить теоретический характер. Дети должны чувствовать серьезность данных уроков и знаний, которые они получают.

Для закрепления знаний желательно широко применять настольные игры и подвижные игры в зале, викторины, конкурсы, праздники и т.д. Подвижные игры и тренировки лучше проводить на школьном дворе, на специально размеченной площадке. Занятия надо строить так, чтобы теоретические сведения по теме накапливались раньше, чем учащиеся приступят к выполнению упражнений и игр.

Важную роль в изучении ПДД играют экскурсии. Организация их во многом зависит от хорошо продуманного плана. При планировании экскурсии надо четко определить цель, задачи, маршрут и в соответствии с этим разрабатывать план. В плане проведения экскурсии учитель должен предусмотреть: отбор и перечень объектов наблюдения, план маршрутов экскурсии и последовательность ознакомления учащихся с объектами; распределение времени по этапам экскурсии. При этом нет надобности специально проводить экскурсию по ПДД, ведь в течение учебного времени учитель многократно водит детей в театры, кино, и т.д. – все эти походы можно использовать и для проведения целенаправленных экскурсий и тренингов по правилам дорожного движения.

Проверку знаний желательно проводить в форме соревнований по группам с использованием карточек с задачами и вопросами.

Планируя учебную работу в начальной школе, учитель должен предусмотреть различные упражнения, выполнение самостоятельных заданий, работу в индивидуальных тетрадях по ПДД, организацию работы и привлечение отрядов ЮИД, проведение в дошкольных образовательных учреждениях игр и бесед с малышами, изготовление учебно-наглядных пособий. При этом важно продумать использование учебно-наглядных пособий: макетов, моделей, кинофильмов.

На занятиях учащиеся

  • приобретают знания и навыки поведения на улице (как безопасно перейти улицу, перекресток и т. д.);
  • усваивают правила движения по дороге (как ходить по загородной дороге и переходить ее);
  • учатся понимать сигналы светофоров и регулировщиков;
  • усваивают, где можно устраивать игры, ездить на санках, коньках, лыжах и т. д.;
  • учатся пользоваться автобусом, троллейбусом, трамваем ( соблюдать правила

ожидания транспорта на остановке, правила посадки и высадки и т. п.);

  • знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, линий дорожной

разметки проезжей части улицы (дороги).

Знания и навыки, полученные детьми в 1 и 2 классах, расширяются в 3 и 4 классах. Дается дополнительный материал, обучение связывается с наблюдениями самих учеников (приводятся конкретные примеры из жизни).

Для подготовки и проведения занятий и экскурсий учитель может привлекать общественных автоинспекторов, сотрудников автоинспекции, водителей транспорта.

Учебные занятия проводятся один раз в месяц. Программа рассчитана на 10 часов в каждом классе. В планирование не включены экскурсии и инструктажи (в начале и в конце каждой четверти), которые педагог планирует самостоятельно в зависимости от индивидуальных особенностей своего класса.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

проведения занятий по Правилам дорожной безопасности

1 класс

№ п\п

Планы занятий

Кол-во часов        

На наших улицах

(составление маршрута «Дом – школа»)

1

«Дорожная азбука»

1

Мы учимся переходить дорогу

1

Пешеходный переход со светофором

1

Пешеходный переход без светофора

1

Если нет пешеходного перехода?

1

Ребенок на улице с родителями и один

1

Детские игры и дорога

1

Мы — пассажиры

1

Итоговое занятие

1

ВСЕГО

10

Приложение

ТЕМА 1

На наших улицах

Город, поселок, в котором мы живем. Улица-место, где движутся автомобили, мотоциклы, велосипеды, идут пешеходы. Автомобили, мотоциклы движутся по проезжей части, а пешеходы — по тротуару, пешеходной дорожке, обочине.

Почему на улице опасно? Правила поведения учащихся на улице.

Разбор конкретных маршрутов учащихся из дома в школу, составленных предварительно с родителями. Опасные участки маршрутов. Непредвиденная опасность. Наиболее безопасный путь -самый лучший путь. Составление маршрута «Дом – школа»

ТЕМА 2

«Дорожная азбука»

Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам или по обочине. Находиться на проезжей части пешеходам разрешается только во время перехода через дорогу.

Светофор и его сигналы. Пешеходный светофор.

Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Дети», «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка».  Дорожная разметка (разделение встречных потоков машин сплошной или прерывистой линией, линии пешеходного перехода, посадочная площадка).

Предупредительные сигналы, подаваемые водителями автомобилей, мотоциклов: световые, звуковые, рукой.

ТЕМА 3

 Мы учимся переходить дорогу

Переходить дорогу можно только в местах, установленных для перехода: по пешеходным переходам, при их отсутствии-на перекрестках по линии тротуаров или обочин. Если поблизости нет пешеходного перехода или перекрестка, разрешается переходить дорогу, если она хорошо просматривается в обе стороны, и строго поперек улицы.

Пешеходный переход, подземный пешеходный переход, надземный пешеходный переход.

Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход». Разметка дорог на переходах.

Перекресток - место пересечения улиц и дорог.

Правила перехода дороги: выбор места для безопасного перехода, остановка на тротуаре у края проезжей части, осмотр дороги, переход на разрешающий сигнал светофора, при отсутствии приближающихся автомобилей, переход быстрым шагом, строго поперек улицы, без задержки, постоянное продолжение осмотра дороги.

Опасность при переходе улицы дорожные «ловушки». Дорожные «ловушки» -это ситуации обманчивой безопасности.

ТЕМА 4

Пешеходный переход со светофором

Пешеходный переход, движение на котором регулируется светофором. Светофор. Транспортный и пешеходный светофоры. Сигналы светофора и их значение. Дорожная разметка. Дорожные знаки: «Пешеходный переход».

Последовательность перехода дороги по сигналам светофора: обязательная остановка у края тротуара перед началом перехода, осмотр дороги влево — вправо — влево, а на перекрестке еще и назад, начало движения при разрешающем (зеленом) сигнале светофора. Па середине дороги - остановка на «островке безопасности» или разграничительной линии, осмотр дороги вправо —влево — вправо, дальнейшее движение на разрешающий сигнал светофора или ожидание, если на светофоре запрещающий (красный) движение сигнал. Берегитесь скрытой опасности у светофора! Подойдя к переходу на зеленый сигнал светофора, не спешите переходить, в любой момент светофор может поменять сигнал на запрещающий (красный). Не торопитесь переходить и сразу, как загорелся «зеленый» — на дороге еще может появиться запоздавшая машина.

ТЕМА 5

Пешеходный переход без светофора

Пешеходный переход, движение на котором не регулируется светофором. Дорожная разметка. Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Дети».

Последовательность пересечения дороги на не регулируемом светофором пешеходном переходе: остановка у края тротуара, осмотр дороги влево — вправо — влево, на перекрестке необходимо посмотреть назад, при отсутствии приближающихся машин — начало движения. На середине дороги остановка на «островке безопасности» или на осевой линии, снова осмотр дороги вправо — влево — вправо, при отсутствии приближающихся справа машин — продолжение движения.

При переходе необходимо предвидеть скрытую опасность. Из-за помехи обзору (дом, стоящий автомобиль, забор, кусты и т. д.) может неожиданно выехать машина. Нужно выбирать такое место для перехода, где ничто не помешает осмотреть ее.

Стоящая машина обманывает: она может закрывать собой идущую, мешает вовремя заметить опасность. Никогда не следует выходить на дорогу из-за стоящих машин.

ТЕМА 6 

Если нет пешеходного перехода?

При отсутствии обозначенного перехода в зоне видимости; разрешается переходить дорогу, если она хорошо просматривается в обе стороны, и строго поперек улицы.

Последовательность пересечения дороги при отсутствии пешеходного перехода: перед началом перехода нужно обязательно остановиться на тротуаре у края проезжей части, осмотреть дорогу влево —вправо —влево, движение начинать только, если нет поблизости приближающегося транспорта. На середине дороги, на осевой необходимо остановиться, осмотреть дорогу вправо — влево — вправо, и только если дорога свободна, продолжать движение.

Медленно движущаяся машина может скрывать опасность— идущую за нею на большой скорости машину. Поэтому даже если машина приближается медленно, ее надо пропустить.

В первые мгновения проехавший автомобиль нередко закрывает собой встречный. Переходить через дорогу можно только тогда, когда автомобиль отъедет и не будет мешать осмотреть дорогу.

Если пришлось остановиться на середине улицы, необходимо быть предельно собранным, не делать ни одного движения, не осмотревшись, постоянно следить за автомобилями, приближающимися как справа, так и слева.

ТЕМА 7 

Ребенок на улице с родителями и один

Познание ребенком улицы начинается, когда рядом с ним родители (взрослые). Ответственность родителей (взрослых) за безопасное поведение ребенка на дороге. Ребенок на улице, полагаясь на опыт и знания находящихся рядом с ним родителей (взрослых), должен и сам внимательно наблюдать за дорогой и умело реагировать на опасность.

Переходя через дорогу, ребенок должен крепко держать за руку взрослого, при невозможности держать за руку, держаться за одежду, сумку, чемодан и т. д., прекратить посторонние разговоры (при переходе надо молчать и наблюдать за обстановкой на дороге), двигаться шагом, не бежать, не вырываться вперед, не отставать.

При выходе из автобуса (троллейбуса) не спешить, взрослый должен выйти первым и подать руку ребенку.

Первоклассник как самостоятельный пешеход. Для предотвращения опасных ситуации школьник должен уметь на улице самостоятельно: внимательно осмотреть проезжую часть; своевременно увидеть приближающийся транспорт; правильно оценить расстояние и скорость приближающейся машины; не выходить на проезжую часть из-за препятствия, закрывающего видимость.

ТЕМА 8

Детские игры и дорога

Дорога — не место для игр. Опасности, возникающие при игре в футбол или хоккей на проезжей части или около нее (мяч или шайба выкатываются к движущемуся автомобилю, ребенок, бегущий за ними, не видит его).

Опасность катания на лыжах или санках с горок, выходящих на дорогу (ребенок и водитель не ожидают появления друг друга, изменить направление движения трудно из-за скользкого покрытия). Играющие дети обычно поздно замечают приближающийся транспорт.

Дети часто устраивают игры на дорогах, по которым редко ходят машины. Не видя машин и не слыша их шума, они нередко выходят на проезжую часть, не осмотревшись, интуитивно полагая, что «дорога пуста». «Пустынные улицы» не менее опасны, чем оживленные.

Машины во дворе вашего дома.

Сигналы, по которым можно определить направление движения автомобиля (сигналы поворота, сигналы движения задним ходом). Выход из подъезда во двор. Игровые площадки и стоянки автомобилей.

ТЕМА 9

Мы — пассажиры

Общественный транспорт: автобус, троллейбус, трамвай. Правила пользования общественным транспортом и поведение в нем. Остановка общественного транспорта. Дорожные знаки: «Место остановки автобуса, троллейбуса», «Место остановки трамвая».

Остановка общественного транспорта — зона повышенной опасности.

Стоящий автобус, как его не обходи спереди или сзади, является помехой обзору, скрывает опасность. Поэтому нельзя обходить стоящий автобус ни спереди, ни сзади. Следует дождаться, когда автобус отъедет, или отойти от него как можно дальше и только тогда переходить улицу.

ТЕМА 10

 Итоговое занятие

Дорога и дети летом. Увеличение числа аварий с участием детей во время летних каникул. Правила движения по загородной дороге. Дорожные «ловушки».

Обсуждение рассказов учащихся об их маршрутах и действиях при переходе улиц, на остановках общественного транспорта и в других ситуациях во время наступающих летних каникул.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

проведения занятий по Правилам дорожной безопасности

2 класс

№ п\п

Планы занятий

Кол-во

часов

Улица, транспорт, пешеходы        

1

Пешеходы и их верные помощники

1

Переход через проезжую часть (дорогу)

1

Регулируемый пешеходный переход. Скрытая опасность у светофора

1

Нерегулируемый пешеходный переход. Скрытая опасность у светофора

1

Переход дороги вне зоны пешеходного перехода. Скрытая опасность.

1

Взрослые и дети на дороге.

1

Ребенок в общественном транспорте        

1

Игры детей и дорожная безопасность.

1

Итоговое занятие        

1

ВСЕГО: 10 час.

Приложение

ТЕМА 1

 Улица, транспорт, пешеходы

На улицах нашего города, поселка.

Элементы улиц: проезжая часть, тротуар.

Проезжая часть — транспортная зона.

Транспортные средства: автомобили, автобусы, троллейбусы, мотоциклы, велосипеды.

Улицы с односторонним и двусторонним движением.

Проезжая часть — место повышенной опасности.

Безопасность движения по улицам регулируется Правилами дорожного движения.

Маршрут из дома в школу. Наиболее опасные места для движения пешеходов в районе школы. Дорожные «ловушки» на пути в школу.

ТЕМА 2

Пешеходы и их верные помощники

Пешеходы. Тротуар, пешеходная дорожка, обочина — пешеходная зона.

Граница между пешеходной и транспортной зонами — бордюрный камень, газон, ограждения.

Светофор. Транспортный и пешеходный светофоры. Сигналы светофора и их значение.

Регулировщик, его сигналы и их значение.

Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Дети», «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая».

Дорожная разметка: разделение встречных потоков транспортных средств сплошной или прерывистой линией, линии пешеходного перехода, «Островок безопасности».

ТЕМА 3

Переход через проезжую часть (дорогу)

Места, установленные для перехода проезжей части. Пешеходный переход, подземный пешеходный переход, надземный пешеходный переход, перекресток. Обозначение пешеходного перехода (знаки «Пешеходный переход», дорожная разметка на проезжей части).

Последовательность действий перед началом и во время перехода проезжей части.

Скрытая опасность (дорожные «ловушки»), подстерегающая ребенка при переходе улицы.

ТЕМА 4

Регулируемый пешеходный переход.

Скрытая опасность у светофора

Регулируемый пешеходный переход. Светофоры (транспортный и пешеходный) и их сигналы. Дорожная разметка пешеходного перехода. Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Светофорное регулирование».

Правила перехода улицы на регулируемом перекрестке.

Скрытая опасность у светофора. Переход дороги на зеленый сигнал светофора не освобождает пешехода от необходимости наблюдения за обстановкой на проезжей части улицы. Наиболее опасны начальный и конечный интервалы времени движения пешеходов на «зеленый».

ТЕМА 5

Нерегулируемый пешеходный переход.

Скрытая опасность

Нерегулируемый пешеходный переход. Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Дети». Разметка пешеходного пере хода. Правила пересечения проезжей части па нерегулируемом пешеходном переходе.

Скрытая опасность: машина, стоящая у тротуара и закрывающая собой идущую, другие объекты, мешающие увидеть обстановку на дороге: кусты, деревья, здания, киоски, заборы, сугробы снега.

ТЕМА 6

Переход дороги вне зоны пешеходного перехода.

Скрытая опасность

Правила пересечения проезжей части вне зоны пешеходного перехода. Перекрестки и их виды. Подача водителями предупредительных сигналов световыми указателями поворотов транспортных средств или рукой. Значение этих сигналов для пешеходов.

Скрытая опасность при переходе: медленно движущаяся машина, скрывающая за собой автомобиль, идущий на большой скорости; проехавший мимо автомобиль, закрывающий встречный. Длительная остановка и ожидание на середине проезжей части— крайняя мера при переходе улицы. Опасность длительной остановки на осевой линии разметки.

ТЕМА 7

Взрослые и дети на дороге

Дети на дороге в сопровождении взрослых. Находясь на дороге рядом со взрослыми, дети ведут себя беспечнее. Опасность беспечного поведения. Правила поведения детей, находящихся на дороге в сопровождении взрослых.

Очень опасная детская привычка — вырываться из рук старших.

Дети на дороге без сопровождения взрослых. Основные умения, необходимые ребенку для самостоятельного безопасного движения по улицам и дорогам: умение осматривать улицу, делать необходимые выводы из увиденного, умение предвидеть и избегать опасные ситуации.

ТЕМА 8

 Ребенок в общественном транспорте

Виды общественного транспорта: автобус, троллейбус, трамвай, такси. Обозначение мест ожидания общественного транспорта (остановок). Дорожные знаки: «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Место стоянки легковых такси».

Правила ожидания прибытия общественного транспорта. Возможные варианты расположения остановок трамвая (посредине проезжей части, на противоположной стороне улицы). Переходить проезжую часть для посадки в трамвай можно только после того, как он остановится.

Правила посадки и высадки из общественного транспорта.

Правила перехода улицы у остановок общественного транспорта. Опасность внезапного выхода на проезжую часть из-за стоящего автобуса, троллейбуса, трамвая.

ТЕМА 9

 Игры детей и дорожная безопасность

Дорога и расположение мест, где можно играть в футбол, хоккей, кататься на лыжах, коньках и санках. Правила переноса лыж и коньков. Опасность при катании на роликовых коньках, самокате и скейтборде на проезжей части или близко от нее.

«Пустынная» улица — улица обманчивая. Опасность игры на «пустынной» улице.

Играя во дворе, надо постоянно следить за приближением автомобилей, мотоциклов, мопедов. Неожиданные маневры автомобиля и мотоцикла во дворе и их опасность для пешехода: резкий объезд лужи, выбоины, камня, занос автомобиля при повороте.

Признаки, по которым можно предвидеть начало движения автомобиля (водитель садится за руль, дымок сзади автомобиля, включен сигнал поворота, включение стоп-сигнала или сигнала заднего хода). Почему водитель может не заметить детей, играющих около автомобиля? Гараж во дворе— место возможного выезда автомобиля или мотоцикла.

ТЕМА 10

Итоговое занятие

Закрепление знаний и умений по всем темам программы.

Особенности движения на улицах и дорогах летом. Движение организованных групп детей — пешеходов. Правила поведения на загородной дороге. Места для движения на велосипедах.

Безопасные маршруты в места массового отдыха детей в нашем городе, поселке.

Комментарии о скрытых опасностях на маршрутах и способах защиты пешехода.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

проведения занятий по Правилам дорожной безопасности

3 класс

№ п\п

Планы занятий

Кол-во

часов

Дорожно-транспортная среда

1

Виды транспортных средств

1

Что должен знать пешеход?

1

Правила перехода улиц и дорог

1

Опасность на дороге

3

Остановка общественного транспорта

1

Загородная дорога

1

Итоговое занятие

1

ВСЕГО: 10 часов

Приложение

ТЕМА 1

Дорожно-транспортная среда

Дорожно-транспортная среда. Рассказ о дороге и ее главных составных частях: проезжая часть, тротуар, обочина, кювет, велосипедная и пешеходная дорожки.

Участники дорожного движения: пешеходы, пассажиры, водители. Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах в нашей стране.

Основная причина дорожно-транспортных происшествий— несоблюдение правил безопасного поведения на улицах. Последствия столкновения автомобиля и пешехода и факторы, от которых они зависят (масса автомобиля, скорость движения).

Дорожно-транспортные происшествия в нашем городе, районе, число погибших, травмированных, количество пострадавших детей. Улицы города, поселка, где наиболее часто случаются автоаварии (по материалам местной Госавтоинспекции).

ТЕМА 2

 Виды транспортных средств

Автомобили: грузовые, легковые. Их назначение. Автобусы .троллейбусы, трамваи, такси — городской общественный транспорт.

Специальные автомобили: скорой медицинской помощи, пожарные, милицейские, аварийные. Преимущественное право проезда автомобилей, оборудованных специальными звуковыми сигналами и проблесковыми маячками.

Автомобиль мгновенно остановить нельзя. Факторы, влияющие на величину тормозного пути автомобиля. Опасность перехода улицы перед близко идущим автомобилем.

ТЕМА 3

Что должен знать пешеход?

Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны. При отсутствии тротуаров и пешеходных дорожек — по обочине. Пересекать проезжую часть пешеходы должны в местах, установленных для перехода.

Возможные опасные последствия неправильного поведения пешехода.

Назначение светофора. Транспортный и пешеходный светофоры. Значение их сигналов для пешеходов. Дополнительные секции в светофоре.

Дорожная разметка.

Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Дети», «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Движение запрещено», «Место стоянки легковых такси», «Пункт первой медицинской помощи», «Больница».

ТЕМА 4

Правила перехода улиц и дорог

Улицы с односторонним и двусторонним движением. Приближение транспорта к пешеходу на улице с односторонним и двусторонним движением.

Перекресток — место пересечения дорог. Границы перекрестков. Виды перекрестков: трехсторонние, четырехсторонние, площади.

 Регулирование движения на перекрестках. Пешеходный переход. Обозначение пешеходных переходов.

Последовательность действий перед началом и во время движения при переходе проезжей части на различных пешеходных переходах. Выбор места для перехода, когда поблизости нет обозначенного пешеходного перехода, — главное условие: хороший обзор дороги в обе стороны. Особенности перехода дороги на перекрестке—внимание автомобилям, поворачивающим направо и пересекающим при этом пешеходный переход.

ТЕМА 5

Опасность на дороге

а). Основной принцип безопасности пешехода — видеть транспорт, движущийся по дороге, и быть хорошо видимым водителем. Объекты, мешающие увидеть остановку на дороге: стоящие и движущиеся автомобили, кусты, деревья, здания, киоски, заборы, кучи песка, сугробы снега, — необходимо воспринимать как признак опасности и быть особенно осторожным. Эти объекты могут скрывать движущийся транспорт от пешеходов, а пешеходов от водителей. Поэтому водители не успевают остановить автомобиль при внезапном выходе пешехода на проезжую часть. Дорогу надо переходить на участке, где она хорошо просматривается в обе стороны.

Стоящий на дороге автомобиль может скрывать автомобили, движущиеся как слева, так и справа. Чем больше транспортное средство, тем большую зону дороги оно скрывает. Машина, остановившаяся первой у пешеходного перехода для пропуска пешеходов, может скрывать за собой другую, которая почему-либо не остановилась. Транспортные средства, стоящие у светофора, скрывают за собой автомобиль, подъезжающий к светофору в левом ряду. Приближающееся крупногабаритное средство может скрывать за собой другое, едущее навстречу ему или в попутном направлении. Проехавший мимо и удаляющийся автомобиль может в первые секунды скрывать за собой встречный. Такси, остановившееся напротив дома, может скрывать за собой другой легковой автомобиль, или мотоцикл.

б).        Факторы, отвлекающие от наблюдения за дорогой,— сигналы опасности: автобус, стоящий на другой стороне улицы, на который хочется успеть: яркая витрина магазина, бабушка, одноклассник; уроненная на проезжую часть вещь, выкатившийся мяч, вырвавшаяся из рук собака; интересный разговор с приятелем.

в).        «Пустынная» улица или улица с нерегулярным и неинтенсивным движением транспорта — улица обманчивая. Опасность перехода такой улицы «не глядя». Детские игры вблизи и на самой «пустынной» улице — опасное развлечение.

г).        Опасность длительной остановки и ожидания на середине проезжей части (на осевой линии разметки, «островке безопасности»). Транспорт, приближающийся слева, остается вне поля зрения.

д).        Дети на улице в сопровождении родителей, старших.

ТЕМА 6

Остановка общественного транспорта

Зона остановки общественного транспорта — опасное для ребенка место на улице. Автобусы, троллейбусы, трамваи, закрывающие обзор проезжей части и пешеходам, и водителям. Спешка. Стремление «успеть, во что бы то ни стало» через дорогу к «своему автобусу». Посадка и высадка в переполненный салон, до полной остановки транспорта. Движение транспортных средств с открытой дверью.

Самое опасное действие пассажира-пешехода — выход из автобуса (троллейбуса, трамвая) и переход на противоположную сторону дороги. Обходя автобус спереди, подвергаешься опасности быть сбитым машиной, обгоняющей автобус в этот момент. Обходя автобус сзади, подвергаешься опасности со стороны встречной машины.

ТЕМА 7

Загородная дорога

Загородная дорога. Обочина, пешеходная дорожка — места для движения пешеходов. Правила движения пешеходов по загородной дороге. Где можно пересекать загородную дорогу? Правила перехода дороги, где нет обозначенного пешеходного перехода. Главное условие — хороший обзор дороги в обе стороны.

Дорожные «ловушки» на загородной дороге: стоящая машина, закрывающая собой движущуюся; деревья, кусты, закрывающие обзор; медленно движущийся автомобиль (трактор) скрывает автомобиль (мотоцикл), идущий на большой скорости; «пустынная улица».

ТЕМА 8 

Итоговое занятие

Транспортная культура — это вежливость и забота не только о себе, но и о других участниках движения. Знание и выполнение правил безопасности поведения на дорогах — важный элемент транспортной культуры. Элементы транспортной культуры и их практическое применение.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

проведения занятий по Правилам дорожной безопасности

 4 класс

№ п\п

Планы занятий

Кол-во

часов

Безопасность движения на улицах и дорогах

1

Транспорт и дорожное движение

1

Обязанности пешехода

1

Условия для безопасного перехода через дорогу

1

Как дети попадают под машину? «Дорожные «ловушки»

3

Обязанности пассажиров

1

На сельских дорогах

1

Итоговое занятие

1

        ВСЕГО: 10 часов

Приложение

ТЕМА 1

Безопасность движения на улицах и дорогах

Основы безопасности движения на улицах и дорогах. Сознательное и дисциплинированное выполнение правил дорожного движения водителями, пешеходами, пассажирами. Умение предвидеть и избегать дорожные ситуации повышенной опасности («ловушки»). Взаимная вежливость и забота друг о друге всех участников движения.

Соблюдение правил дорожной безопасности -неотъемлемая черта культурного человека.

Забота государства о безопасности дорожного движения. Государственная автомобильная инспекция. Меры, обеспечивающие безопасность движения транспортных средств и пешеходов.

ТЕМА 2

Транспорт и дорожное движение

Транспортные средства: автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи, мотоциклы, мопеды, велосипеды, тракторы. Виды транспортных средств на дорогах нашего города, района, поселка.

Водитель транспортного средства. Кто может им стать, что он должен уметь. Работа водителя -это напряженный и ответственный труд. Предупредительные сигналы, подаваемые водителем: сигналы световыми указателями поворота или рукой; звуковой сигнал; переключение света фар; включение ближнего света фар в дневное время; включение аварийной сигнализации.

Тормозной путь транспортного средства. Зависимость времени движения транспортного средства до полной остановки от его скорости и состояния дороги. Неоправданный риск при переходе дороги перед близко идущим транспортом.

ТЕМА 3

 Обязанности пешехода

Пешеход и его обязанности, предусмотренные Правилами дорожного движения. Движение организованных групп детей- пешеходов. Движение пешеходов в темное время суток. Правила движения пешеходов по тротуарам. Непредвиденная опасность при движении пешехода по тротуарам (выезды со дворов, с территории предприятий).

Пешеходам запрещается: переходить проезжую часть вне пешеходного перехода при наличии разделительной полосы, а также в местах, где установлены пешеходные или дорожные ограждения; ходить по автомагистрали, за исключением пешеходных дорожек, мест стоянки и отдыха; выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающегося транспортного средства.

Дорожные знаки: Значение знаков для пешеходов. Место установки дорожных знаков. Закрепление знания учащимися дорожных знаков, изученных в 1—3 классах. Предупреждающие: «Дети», «Пешеходный переход». Запрещающие: «Движение пешеходов запрещено». Предписывающие: «Велосипедная  дорожка», «Пешеходная дорожка». Информационно-указательные знаки: «Автомагистраль», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Место остановки такси», «Пешеходный переход». Знаки сервиса: «Пункт первой медицинской помощи», «Больница», «Телефон», «Пост ГАИ».

ТЕМА 4

Условия для безопасного перехода через дорогу

Подготовка к переходу через дорогу — переключение внимания на дорожную обстановку, анализ ситуации на проезжей части, принятие решения о переходе. Переход через проезжую часть и постоянная оценка положения автомобилей. Определение вероятности поворота автомобиля (по его мигающему сигналу).

Типичные ошибки пешеходов при переходе проезжей части. Правила поведения при движении в организованной группе (не выходить из колонны, не нарушать ее порядка, выполнять указания сопровождающих взрослых). При движении в темное время суток переходить дорогу надо в освещенном месте, установленном для перехода. Действия ребенка при переходе дороги с младшими детьми (крепко держать его за руку и соблюдать самому все правила перехода).

ТЕМА 5

Как дети попадают под машину?

Дорожные «ловушки»

Абсолютное большинство автоаварий с участием детей возникает в похожих повторяющихся дорожных ситуациях «ловушках».

а).        Дети вовремя не замечают опасность. Девять из десяти пострадавших на улице детей вовремя не заметили приближающуюся машину и ошибочно считали, что находятся в безопасности. Правила движения важно знать и соблюдать, но этого мало — надо еще уметь наблюдать.

б).        Дети выбегают на проезжую часть улицы не поглядев, а что там? Из-за предметов, мешающих обзору. Шесть из десяти пострадавших детей выбежали или вышли на дорогу из-за стоящих или движущихся машин, кустов, заборов и других предметов, мешающих обзору. Поэтому главная опасность на улице— не столь ко сама приближающаяся машина, сколько тот предмет, который мешает ее вовремя заметить.

в).        Дети легко отвлекаются от наблюдения за дорогой. Два из десяти пострадавших детей не заметили вовремя опасность потому, что их внимание было отвлечено чем-то или кем-то на другой стороне улицы.

г).        Дети иногда выходят на проезжую часть, не посмотрев по сторонам. Один из каждых десяти пострадавших детей вышел на проезжую часть улицы не глядя. Чаще это бывает на улицах, на которых машины проезжают сравнительно редко.

д).        Дети имеют привычку, вырываться из рук родителей. Шесть процентов пострадавших детей попали под машину после того, как вырвались из рук родителей.

ТЕМА 6

Обязанности пассажиров

Обязанности пассажиров. Посадочные площадки транспорта общественного пользования. Обозначение посадочных площадок. Трамвайные остановки, не оборудованные посадочными площадками. Правила ожидания прибытия автобуса (троллейбуса, трамвая).

Правила пользования общественным транспортом. Поведение пассажиров во время движения. Действия при пожаре в автобусе. Перевозка пассажиров в кузове грузового автомобиля.

Правила перехода улицы при высадке из транспортных средств общего пользования. Дорожные «ловушки»: «Выход на дорогу перед стоящим автобусом — самая опасная ошибка детей!», «Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади!».

ТЕМА 7

На сельских дорогах

Дороги в сельской местности. Дорога и ее составные части: проезжая часть, обочина, кювет, пешеходная дорожка. Движение пешеходов по сельским дорогам. Транспортные средства на сельских дорогах. Тракторы и прицепы к ним.

Самоходные сельскохозяйственные машины. Гужевой транспорт. Прогон животных. Дополнительные требования к движению гужевых повозок и прогону животных.

Какая опасность может повстречаться пешеходу на сельской дороге?

ТЕМА 8 

Итоговое занятие

Повторение материала по правилам дорожной безопасности, пройденного в 1—4 классах.

Детский дорожно-транспортный травматизм. Причины автоаварий с участием детей и меры по их предупреждению. Примеры ДТП с участием учащихся в городе, поселке (по материалам местной Госавтоинспекции).

Рост числа случаев детского дорожно-транспортного травматизма в дни школьных каникул.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по физической культуре для 4 класса разработана на основе: «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы» автор Лях В.И.

Рабочая программа по физической культуре составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы, Комплексной п...

Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства

Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РИТМИКЕ ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2015 /2016 УЧЕБНЫЙ ГОД Настоящая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов, (допущенной Министерством образов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО РИТМИКЕДЛЯ 1 КЛАССАНА 2015 /2016 УЧЕБНЫЙ ГОДНастоящая программа разработана на основеПрограммы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII видадля подготовительного,...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....


 

Комментарии

Меньшова Вера Евгеньевна

Очень актуально!