Рабочая программа по внеурочной деятельности. Прогулки по Санкт-Петербургу.
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Прогулки по Санкт-Петербургу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progulki_po_sankt-peterburgu.doc | 312.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА №376 МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
протокол педагогического совета № Директор ГБОУ школы №376 Московского района
________________________Дмитриенко М.А.
от «___» ___ 20 г. . «___» ____ 20 г
. .
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Прогулки по Санкт-Петербургу»
Возраст обучающихся: от 8 до 10 лет
Срок реализации: 3 года
Шестак Ольга Анатольевна
педагог дополнительного образования
Санкт – Петербург
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной образовательной программы
Программа «Прогулки по Санкт-Петербургу» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы Ермолаевой Л.К. «Чудесный город».
Программа «Прогулки по Санкт-Петербургу» носит туристско-краеведческую направленность и рассчитана на общекультурный уровень освоения.
Интерес к изучению истории родного края, изучение своей малой Родины, краеведческая работа имеет особую значимость в Санкт-Петербурге, в городе - центре мировой и отечественной культуры. Изучение истории города предоставляет широкий спектр возможностей для социальной адаптации и духовно-нравственного становления личности.
Актуальность
В настоящее время актуальнейшей является проблема патриотического воспитания детей и молодёжи. Воспитательное воздействие культурного наследия родного города становится важнейшим фактором формирования патриотизма. Любовь к своему городу, чувство уважения и причастность к его истории, культуре - результат целенаправленной и последовательной деятельности старшего поколения петербуржцев в воспитании достойных наследников. Воспитание «красотой родного города, красотой окружающего мира» позволяет детям воспринимать мир ярким и многогранным, усиливает творческую познавательную деятельность, способствует развитию социально значимой активности. Юным петербуржцам, нашим современникам, жителям Санкт-Петербурга, предстоит сделать его еще красивее и сохранить то, что представляет ценность в наши дни.
Актуальность программы «Прогулки по Санкт-Петербургу» обусловлена необходимостью сохранения и возрождения традиций петербургской культуры.
В программе школы недостаточно внимания уделяется изучению истории и культуры Санкт-Петербурга как центру мировой и отечественной культуры. Программа включает в себя теоретическую и практическую часть. Для реализации поставленных задач содержание курса ориентирует на диалог, самостоятельность мышления и самовыражения, что способствует творческому развитию учащихся.
В программу включены темы, создающие у учащихся представление об основании Петербурга, его великолепном скульптурном убранстве, государственных символах, музеях и театрах города. Значительная роль отводится наиболее важным этапам формирования культуры «северной столицы», а также городского быта.
Новизной образовательной программы является многообразие творческих приемов и методов, используемых в реализации программы. Дети знакомятся с технологией проектной культуры, получают опыт публичной защиты своих исследований. Темы «Нева и наводнения», «Реформы Петра I – за и против», «На 101 острове» и др. проходят в форме исследовательской деятельности и защиты проектов.
Педагогическая целесообразность
Петербург – сокровищница мировой культуры. Сохранение наследия является основной задачей всех поколений петербуржцев. Общеобразовательный курс «История и культура Петербурга» из программы основной школы несколько лет назад был переведен в программу факультативов, а в некоторых школах его преподавание и вовсе не ведется. Это приводит к тому, что дети слабо знают историю Петербурга, его достопримечательности, плохо ориентируются по карте и на улицах города, своего района. В этой связи особое значение имеют занятия в системе дополнительного образования детей.
Занятия по программе разнообразны по форме и методам организации деятельности детей, что позволяет существенно углубить знания и развить у детей интерес к изучению своего города.
Больше знать о своем городе будет ребенок, обучающийся по данной программе, который посещает музеи и выставки, участвует в автобусных и пешеходных экскурсиях, самостоятельно или в группе детей собирает материал для мини-экскурсий, участвует в творческих конкурсах и делится своими знаниями и открытиями с родителями, имеет представление об истории города, района, основных достопримечательностях. У детей в ходе реализации данной программы развиваются познавательные и коммуникативные навыки, интеллект, творческая активность, формируется общая культура. Созданная атмосфера доверия и доброжелательности, товарищеского отношения в коллективе помогают достижению общей цели - воспитание духовно-нравственной личности.
Характерной особенностью младшего школьника является чувство удивления и восхищения миром, поэтому знания о родном городе и интересные исторические факты, мифы и легенды связанные с достопримечательностями, помогут пробудить отклик на красоту и уникальную историю родного города, уважение к его традициям.
Особенностью данной программы являются межпредметные связи с историей, географией, мировой художественной культурой, литературой, что помогает детям проявить свои художественные и креативные способности. Особенностью данной программы является активное взаимодействие с городом. Знакомство с городом происходит не только в аудитории, но и большая часть времени проходит в прогулках по улицам и проспектам, набережным и площадям, что дает возможность обучающемуся «погрузится» в мир города, почувствовать свою сопричастность к его жизни.
Цель программы: воспитание личности юных петербуржцев через изучение истории и культуры Санкт-Петербурга.
Задачи:
Обучающие:
- Формирование представления о городе как среде обитания горожан.
- Формировать понятие «Культурная столица» через раскрытие значения культурных и архитектурных объектов, как памятников истории и культуры.
- Формировать способность к обобщению и систематизации знаний о городе, уметь устанавливать причинно-следственные связи.
- Формировать потребность в самостоятельном поиске информации по истории и культуре Санкт-Петербурга.
- Формирование нравственно-этических норм поведения в городе.
Развивающие:
- Развитие познавательных интересов детей.
- Развитие когнитивной сферы ребенка: художественно-эстетического восприятия, творческого воображения. Интеллектуальных процессов.
- Развитие активного словаря ребенка, умение рассказывать о городе. Проявлять собственное отношение к событиям и фактам из жизни города.
- Развитие умений устанавливать связи между историческими событиями.
- Развить умение замечать необычное, интересное развивать у детей интерес к изучению истории и культуре родного края;
Воспитательные:
- Воспитание любви к родному городу и бережного отношения к традициям и культурному наследию Санкт-Петербурга.
- Воспитание чувства сопричастности к жизни города.
- Воспитание культуры общения и культуры поведения.
Задачи I года обучения:
Образовательные:
- Дать детям элементарные знания по истории города.
- Познакомить с основными достопримечательностями города.
- Учить детей ориентироваться по карте города
Развивающие:
- Развивать творческие способности через выражение своего впечатления (рассказ, рисунок);
- Побуждать детей к активному участию в делах объединения.
Воспитательные:
- Формировать культуру поведения в общественных местах.
- Воспитывать бережное отношение к городу.
Задачи II года обучения:
Образовательные:
- Расширять знания детей по истории города.
- Дать знания о выдающихся людях-петербуржцах, внесших вклад в культурное наследие города.
- Познакомить детей с архитектурной терминологией.
- Учить отвечать на вопросы и рассказывать об основных памятных местах города;
Развивающие
- Развивать потребность в выражении своих впечатлений в виде небольших творческих работ о городе;
- Развивать интерес самостоятельной работать с литературой, документами.
Воспитательные:
- Воспитывать уважения к городу, его жителям.
Задачи III года обучения:
Образовательные:
- Научить детей пользоваться краеведческими справочниками и книгами.
- Знакомить детей с основными достопримечательностями своего района его промышленностью и учебными заведениями;
- Обобщать знания детей об истории Петербурга и его достопримечательностях.
Развивающие:
- Развивать умение рассказывать о своём любимом уголке города;
Воспитательные:
- Воспитывать интерес и уважение к культуре разных стран и народов.
- Воспитывать потребности в передаче знаний о городе сверстникам.
Ожидаемые результаты по годам обучения
К концу 1 года обучения учащиеся смогут:
Знать:
- день рождения города, основателя города, герб и флаг города, их значение;
- факты из истории города, необходимость, побудившую Петра1 построить Санкт-Петербург;
- основные достопримечательности города и области, их назначение и использование в прошлом и настоящем;
- уметь передать свое впечатление от увиденного.
Уметь:
- узнавать и называть архитектурные и исторические памятники города;
- различать понятия «Архитектор», «Скульптор»;
- понимать значение слов «Культурная столица», «Настоящий Петербуржец»;
- узнают, описывают и объясняют герб Санкт-Петербурга; узнают и описывают флаг города; знают мелодию и слова гимна;
- ориентироваться по карте города и области, уметь находить на ней основные достопримечательности;
- выражать свое впечатление в рассказе, рисунке;
Иметь навык:
- участия в командных играх;
- разрабатывать и защищать свой мини-проект;
- поведения в общественных местах.
Главные задачи программы:
- Раскрыть значимость (ценность) наследия города через следующие содержательные линии:
- город – среда обитания горожан
- город – участник исторических событий
- город – создатель материальных ценностей, технических и научных достижений, центр экономической жизни – материальной культуры
- город – творец духовной и художественной культуры
- город – результат деятельности людей.
- познакомить учащихся с разнообразными памятниками истории и культуры, которые раскрывают разные стороны жизни города (содержательные линии), составляют наследие Петербурга;
- создать условия для понимания учащимися ценности этих памятников, для принятия ими этих ценностей, как лично значимых;
- формировать у учащихся умения:
- характеризовать объекты как многослойные памятники, хранящие помять о разных временах, о разных людях, событиях, традициях, достижениях материальной и духовной культуры;
- пользоваться краеведческой литературой, картами, живописными произведениями, фотографиями как источниками; сравнивать информацию, полученную из этих источников, с реальными памятниками.
- создать условия для понимания учащимися важной роли основных исторических периодов в формировании петербургского наследия;
При изучении программы формирование познавательного интереса к изучению города выражается:
- в желании совершить познавательные прогулки по городу, в музеи; в чтении дополнительной литературы; в желании выполнять творческие задания;
- в стремлении реализовывать свои знания и умения, принять участие в конкретных практических делах.
К концу 2 года обучения учащиеся смогут
Знать:
расширить имеющиеся у них знания:
- о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов;
- о создателях и хранителях этого уникального .петербургского наследия
Уметь:
- грамотно произносить, писать и использовать краеведческие термины, названия памятников;
- узнавать изученные памятники по описанию, по иллюстрациям; объяснять значимость конкретных памятников для жизни горожан, для Петербурга, России;
Иметь навык:
- выражать свое впечатление в виде небольших творческих работ;
- отвечать на вопросы и рассказывать об основных памятных местах города.
К концу 3 года обучения учащиеся смогут:
Знать:
- историю Санкт-Петербурга от основания до наших дней
- историю своего района.
- архитектурную терминологию и скульптуру Санкт-Петербурга
- основные достопримечательности Санкт-Петербурга и историю их создания;
Уметь:
- перечислять важнейшие для каждого периода исторические события и соотносить их с определенными памятниками;
- на основе памятников-источников характеризовать особенности города как экономического, образовательного, научного, культурного центра; описывать жизнь и деятельность типичных представителей разных социальных слоев, внесших вклад в развитие экономики, образования, науки, художественной культуры, памятные места города, связанные с деятельностью;
- иметь представление о художественных стилях, нашедших выражение в культурной жизни Петербурга;
- уметь «извлечь» необходимую информацию из доступных краеведческих источников и оформить ее в виде сообщения, доклада. Под руководством педагога работать над рефератом, презентацией, проектом.
- называть хронологические рамки основных периодов развития города. Указывать важнейшие для каждого этапа события; соотносить важнейшие события жизни района, города, России; объяснять причины важнейших событий и их последствия.
- пользоваться краеведческими справочниками и книгами;
- рассказывать о своем любимом уголке города;
Иметь навык:
- ориентирования в городе по карте-схеме;
- применения свои знания на практике.
Формирование познавательного интереса к изучению города частично выражается:
- в желании совершить познавательные прогулки по городу, в музеи; в чтении дополнительной литературы;
- в желании выполнять творческие задания; следить за событиями, происходящими в городе;
- в стремлении реализовать свои знания и умения, принять участие в конкретных практических делах, исследованиях;
- грамотно произносят, пишут и используют термины и понятия, обозначенные в программе;
- указывают хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга, в том числе постсоветского периода; называют важнейшие для каждого периода исторические события; соотносят их с памятниками наследия;
- называют конкретный памятник или группу памятников, разъясняют о какой грани или гранях петербургского наследия они «рассказывают» (об истории, экономике, образовании, науке или др.), объясняют их ценность(утилитарную, историко-культурную, общественную значимость или др.) для современников и в настоящее время;
- называют петербургские традиции, разъясняют причины их появления или исчезновения, рассказывают о них, оценивая их позитивные и негативные стороны;
- называют фамилии знаменитых петербуржцев (в том числе и жителей ХХ1 в.), соотносят их с соответствующими памятниками наследия, рассказывают об их жизнедеятельности; высказывая свое мнение о вкладе каждого из них в культурное наследие Санкт-Петербурга; разъясняют особенности формирования петербургского населения и специфику его состава (в том числе и ХХ1 в.); указывают условия жизни горожан (жителей имперской столицы, советского города, постсоветского города); перечисляют традиционные проблемы горожан и городского хозяйства; рассказывают об особенностях быта горожан, которые определяли повседневную культуру всех остальных жителей Петербурга – Петрограда – Ленинграда; объясняют на конкретных примерах (памятниках, традициях, судьбах конкретных людей) возможности, предоставляемые городом - «ареной» истории, центром экономики, образования, просвещения, художественной культуры для реализации жизненных планов людей;
- указывают основные периоды развития нашего края, роль Петербурга в развитии края (Ленинградской области), связи нашего края со странами Балтийского региона, Европы, мира..
Ориентируются по различным видам карт (карта транспорта, достопримечательностей, историческая, экологическая, Topplan и др.):
- находят на карте нужные объекты;
- прокладывают оптимальные маршруты;
- читают карты как источник информации;
Ориентируются в реальном городском и музейном пространстве; (по природным ориентирам, по городским ориентирам и доминантам; по маршрутному листу; по картам);
- объясняют необходимость соблюдения правил поведения горожанами; бережного отношения к памятникам наследия; оценивают поведение горожан; решают ситуационные задачи; дают оценку собственного поведения;
- регулярно посещают учебные экскурсии и прогулки; сообщают родителям и педагогу об «открытиях», сделанных во время самостоятельных учебных прогулок; следят за событиями в городе по СМИ, Интернету и др. источникам.
Умеют
- извлекать необходимую информацию из разных письменных источников (справочников, научно-популярной литературы, Интернета);
- узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; «исследовать» изображение (рассматривать, выделять главное, сравнивать с другими изображениями); описывать объект как памятник всемирного и петербургского культурного наследия;
- самостоятельно «считывать» информацию из реальных городских объектов и музейных экспонатов, делая вывод о значение (значимости) этого петербургского памятника; составлять отчет об исследованном городском объекте (заполнить Лист прогулки);
- обращаться к родственникам, знакомым и незнакомым горожанам как к источникам краеведческой информации (формулировать вопросы; проводить анкетирование; брать интервью);
Умеют
- используя ранее полученные знания (по другим учебным дисциплинам, из СМИ, музейных экспозиций, дополнительной литературы, сайтов Интернета), разъяснить, объяснить роль конкретных памятников, традиций, людей в определенный период истории города, их значение для развития культуры города;
- применять полученные знания и умения в реальной жизни (в общении с одноклассниками, младшеклассниками, родителями, гостями города; в различных житейских ситуациях: найти адрес, перейти улицу, вызвать водопроводчика, выбрать нужное учебное заведение и т.д.);
- сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также и их изображения; комментировать текст, выделять главную мысль в тексте, составлять развернутый план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения по дополнительной литературе (по 2 и более источникам); работать над рефератом;
- обосновывать, аргументировать, доказывать, аргументировать свой ответ (мнение, точку зрения, оценку);
- извлекать необходимую информацию из рассказа педагога, задавая вопросы.
Условия приема
В коллектив принимаются все дети, желающие заниматься изучением истории и культурой Санкт–Петербурга, в возрасте 8 - 10 лет. На 2 и 3 год остаются заинтересованные дети, и желающие заниматься более серьезно и глубоко изучением своего города.
Программа предполагает общекультурный уровень освоения.
Результатом освоения программы должно стать заинтересованное отношение обучающихся к изучению истории и современной жизни своего города, умение узнавать и называть его основные архитектурные и исторические памятники, желание узнавать новое о нем, а также знание этических норм поведения горожанина и их применение в повседневной жизни.
Основными способами проверки результативности является
- ведение «Дневника наблюдений», диагностические игры (?) , рассказы-экскурсии, опросы и беседы с детьми, защита социальных мини-проектов.
- анкетирование, анкеты для учащихся: мотивация прихода и ожидания от занятий, степень удовлетворенности занятиями (в конце учебного года),
- анкета для родителей - отношение к занятиям детей, их заинтересованность и увлеченность
Нормативная нагрузка программы по годам обучения
1 год | 2 год | 3 год |
34 часа | 34 часа | 68 часов |
1 час в неделю | 1 час в неделю | 2 часа в неделю |
- Режим занятий
- На первом и втором годах обучения 1 раз в неделю по 1 часу (34 часа в год), на третьем году обучения 2 раза в неделю по 1 часу (68 часов в год).
Методы, используемые в работе
Словесные:
- рассказ педагога с использованием наглядного материала;
- опросы для выявления знаний;
- обсуждения и беседы на предложенные темы;
- лекции;
- размышление
Практические:
- использование мультимедийных материалов;
- работа с картой города и Ленинградской области;
- творческие задания, составление кроссвордов по изучаемой теме;
- занятие-беседа;
- экскурсии, посещение музеев, выставок;
- игры;
- конкурс;
- аукцион идей;
- вернисаж творческий работ;
- Литературная гостиная;
- сюжетно-ролевая игра;
- игровая программа;
- виртуальные экскурсии, круизы;
- походы, пешеходные экскурсии;
- спектакль;
- творческий отчет;
- соревнование;
- олимпиада.
Поисковые:
- мозговой штурм;
- разработка и защита проектов;
- презентация.
- итоговое занятие-викторина «Знаешь ли ты свой город?», «Сочинение-фантазия «Если бы я был губернатором…»
Формы контроля:
- опросы и беседы;
- творческие задания;
- практические задания;
- участие различных конкурсах и олимпиадах.
- ведение дневника наблюдений.
Учебно-тематический план первого года обучения
№ | темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | История моей семьи | 1 | 2 | 3 |
3 | Петербург до Петербурга | 1 | 3 | 4 |
4 | Основание Санкт-Петербурга Петровский Петербург | 7 | 6 | 13 |
5 | Васильевский остров – созвездие музеев | 6,5 | 5,5 | 12 |
6 | Итоговое занятие | - | 1 | 1 |
Итого: | 16 | 18 | 34 |
Содержание программы 1 года обучения
- Вводное занятие.
Теория: Я - Петербуржец! Я в городе этом живу! Цели и задачи предстоящей деятельности. Куда пойдем, что увидим, что узнаем. Техника безопасности.
Практика: Игра «Давайте знакомиться».
- История моей семьи.
Теория: Мои корни. История моей семьи.
Старые фотографии рассказывают (Самая старинная (удивительная) вещь в моем доме). Вещь, коллекция, экспонат.
Практика: Игра-викторина «Кто кому кем приходится?» ( тесть, сноха, свояченица, кузина…) Выставка «Моё родословное дерево».
Проект «Музей на один день», составленный из предметов и рассказов обучающихся.
- Петербург до Петербурга.
Теория: Путь «из варяг в греки» Нева, Балтика, Ладога. Крепости северо-запада Руси. Орешек, Ладога, Копорье, Ниеншанц, Ивангород, Корела. Устройство и секреты крепостей. Крепость Ладога –первая столица Руси
Практика: Мини-расследование строки А.С. Пушкина «…на берегу пустынных волн…» Круглый стол.
Виртуальный круиз. Работа с картой Ленинградской области.
Изготовление макета крепости (рвы, башни, герса…)
- Основание Санкт-Петербурга. Петровский Петербург
Теория: Герб, флаг, возраст города. Первый дом нашего города. «Красные хоромцы» Ровесник нашего города. Петропавловская крепость. Иоановский мост. Собор святых Петра и Павла. Бастионы и куртины.
Адмиралтейство. Ботик Петра 1.
Там у Невы наш первый сад. Летний дворец Петра 1 в Летнем саду.
Ассамблеи. Этикет в петровское время.
Кикины палаты.
Практика: Поиск городов, имеющих в имени «-бург», рисуем герб, флаг. Посещение музея «Домик Петра1» на Петровской наб. Экскурсия. Составление кроссворда «К» (крепость, куранты, куртина, казематы, комендант, канал, Кронверка, колокольня ...)
Экскурсия в крепость. Памятник зайцу, спасшемуся от наводнения.
Сложить из счетных палочек силуэт кораблика, очертание Адмиралтейства. Посещение Летнего сада. Инсценировка правил этикета по книге «Юности чистое зерцало». Сравнить Летний дворец Петра1 и Кикины палаты. Архитектура. Петровское барокко
- Васильевский остров – созвездие музеев
Теория: Васильевский остров. Легенды названия. Памятник Василию.
Топонимика. Васильевский остров – созвездие музеев. Первый музей России – Кунсткамера. Музей этнографии народов мира им. Петра Великого.
Петровская Кунсткамера. Петр 1 коллекционер. Меншиковский дворец – первый дворец города.
Зоологический музей.
Ростральные колоны.
Здание Двенадцати коллегий Д. Трезини
Практика: Прогулка по Университетской набережной. Наблюдение, зарисовки. Работа с картой, вид острова с высоты птичьего полета. Планировка острова.
Разбор стихов С. Черного «Васильевский остров прекрасен как жаба в манжетах..» и Еф. Ефимовского «Каналов нет в помине, остались только линии…». Легенда строительства Кунсткамеры.
Сказочное путешествие по Земному шару. Мини-проект «По странам и континентам» (по экспозиции Кунсткамеры).
Экскурсия в Меншиковский дворец «В гости к первому губернатору города». Мини-расследование «Был ли Меншиков грамотным?» наблюдение в интерьере. Пешеходная экскурсия в Зоологический музей и на Стрелку ВО. Презентация «Виртуальная экскурсия внутрь колоны и вид с колоны».
Игра «Третий лишний» здания построенные Д. Трезини.
- Итоговое занятие.
Практика: Викторина «Знаешь ли ты свой город?».
Задание на лето. Памятка «Путешествие в Каникуляндию».
Учебно-тематический план первого года обучения
№ п/п | Тема | Форма проведения занятия | Количество часов | ||
Теория | Практика | Итого | |||
1 | Вводное занятие. Давайте знакомиться | игра | 0,5 | 0,5 | 1 |
2 | Мое родословное дерево. Мои корни. | Игра-викторина «Кто кому кем приходится?»( тесть, сноха, свояченица, кузина…) | - | 1 | 1 |
3 | История моей семьи. Старые фотографии рассказывают… | Изготовление «Родословного дерева». Выставка | 0,5 | 0,5 | 1 |
4 | Самая старинная (удивительная) вещь в моем доме). Вещь, коллекция, экспонат. | Проект «Музей на один день», составленный из предметов и рассказов обучающихся. Галерея | 0,5 | 0,5 | 1 |
5 | Герб, флаг, возраст города. Будем знакомы | Поиск городов, имеющих в имени «-бург», рисуем герб, флаг. | 0,5 | 0,5 | 1 |
6 | Петербург до Петербурга | Мини-расследование строки А.С. Пушкина «…на берегу пустынных волн…» Круглый стол | 0,5 | 0,5 | 1 |
7 | Путь «из варяг в греки» Нева, Балтика, Ладога. | Работа с картой Виртуальный круиз | - | 1 | 1 |
8 | Крепости северо-запада Руси. Орешек, Ладога, Копорье, Ниеншанц, Ивангород, Корела | Рассказ педагога: Устройство и секреты крепостей. Работа с картой Ленинградской области. Олимпиада | 0,5 | 0,5 | 1 |
9 | Крепость Ладога –первая столица Руси | Изготовление макета крепости (рвы, башни, герса…) | - | 1 | 1 |
10 | Когда Петр I был маленький. | рассказ | 1 | - | 1 |
11 | Первый дом нашего города. «Красные хоромцы» Ровесник нашего города. | Посещение музея «Домик Петра1» на Петровской наб. Экскурсия | 1 | 1 | 2 |
12 | Петропавловская крепость. Иоановский мост. | Составление кроссворда «К» (крепость, куранты. Куртина, казематы, комендант, канал, Кронверка, колокольня ...) | 1 | 1 | 2 |
13 | Собор святых Петра и Павла. Бастионы и куртины. | Экскурсия в крепость. Памятник зайцу, спасшемуся от наводнения. | 0,5 | 0,5 | 1 |
14 | Адмиралтейство. Ботик Петра I | Сложить из счетных палочек силуэт кораблика, Адмиралтейства… | 0,5 | 0,5 | 1 |
15 | Там у Невы наш первый сад. Посещение Летнего сада | Рассказ педагога. «Мое открытие Летнего сада». Интервью родителей «Летний сад вчера и сегодня» | 1 | 1 | 2 |
16 | Летний дворец Петра I в Летнем саду. Ассамблеи. Этикет в петровское время | Инсценировка правил этикета по книге «Юности чистое зерцало» | 1 | 1 | 2 |
17 | Кикины палаты | Сравнить Летний дворец и Кикины палаты. Архитектура Петровское барокко | 0,5 | 0,5 | 1 |
18 | Васильевский остров – созвездие музеев | Прогулка по Университетской набережной. Наблюдение, зарисовки. | 0,5 | 0,5 | 1 |
19 | Васильевский остров. Легенды названия. Памятник Василию. Топонимика. | Работа с картой, вид острова с высоты птичьего полета. Планировка острова Разбор стихов С. Черного «Васильевский остров прекрасен как жаба в манжетах..» и Еф. Ефимовского | 1 | 1 | 2 |
20 | Первый музей России – Кунсткамера. Музей этнографии народов мира им. Петра Великого. Петровская Кунсткамера. Петр 1 коллекционер | Легенда строительства. Сказочное путешествие по Земному шару. Мини-проект «По странам и континен- там» (по экспозиции Кунсткамеры) | 2 | 2 | 4 |
21 | Меншиковский дворец – первый дворец города. Петровское барокко | В гости к первому губернатору города. Экскурсия. Мини-расследование «Был ли Меншиков грамотным?» наблюдение в интерьере | 1 | 1 | 2 |
22 | Зоологический музей | Пешеходная экскурсия в музей и на Стрелку ВО.. Памятный знак к 300-летию СПб Соревнование по итогам посещения музея «Кто назовет больше названий млекопитающих, бабочек и т.д. | 0,5 | 0,5 | 1 |
23 | Ростральные колоны | Презентация «Виртуальная экскурсия внутрь колоны и вид с колоны» | 1 | - | 1 |
24 | Здание Двенадцати коллегий Д. Трезини | Игра «Третий лишний» здания построенные Д. Трезини | 0,5 | 0,5 | 1 |
25 | Итоговое занятие Викторина «Знаешь ли ты свой город?» | Задание на лето Памятка отъезжающему на каникулы | - | 1 | 1 |
Итого: | 16 | 18 | 34 |
Учебно-тематический план второго года обучения
темы | Количество часов | ||||
всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - | |
2 | Елизаветинский Петербург | 4 | 2 | 2 | |
3 | Екатерининский Петербург | 10 | 4 | 6 | |
4 | Культурная жизнь Петербурга. | 5 | 2,5 | 2,5 | |
5 | Пушкинский Петербург | 5 | 1 | 4 | |
6 | Монументальная скульптура Петербурга | 2 | - | 2 | |
7 | Вдоль по Невскому проспекту | 3 | 1 | 2 | |
8 | Учебные заведения Петербурга. Петербург студенческий | 0,5 | 0,5 | 1 | |
9 | Итоговое занятие. Составляем рассказ «Петр построил Петербург» | 1 | 1 | - | |
всего | 12,5 | 21,5 | 34 |
Содержание программы второго года обучения
- Вводное занятие:
Теория: Цели и задачи предстоящей деятельности объединения. Что узнаем, где побываем? Техника безопасности на улице, в транспорте на экскурсии. Изготовление газеты «Вот и лето прошло…»
Практика: Как составить маршрут поездки, рассчитать время, логику маршрута, деньги…
- Елизаветинский Петербург
Теория: Зимний дворец. История строительства Зимних дворцов. Елизаветинское барокко. Волшебник Растрелли К.Б.. Смольный монастырь. Архитектурный словарь.
Практика: Игра на узнавание зданий, построенных в стиле барокко Презентация. Посещение музея Академии художеств, где хранится макет Смольного монастыря.
Виртуальная экскурсия в прошлое Зимних дворцов.
- Екатерина Великая
Теория: Екатерина Великая. Жизнь и деятельность на благо России. Памятник на площади Островского.
Екатерининский Петербург «Я приняла город деревянным, а оставила каменным…».
Планировка города. Зимний дворец и Эрмитаж. Царское Село. Таврический дворец. Медный всадник. Э.М. Фальконе.
Невский проспект.
Царское село. Екатерининский дворец. Янтарная комната. Подвиг реставраторов
Практика: Исследовательская работа. Кто расположен на памятнике Екатерине II ? Чем прославились? Что сделали для России? Чем знамениты?
Исследовательская работа.
Защита мини-доклада «Мой любимый экспонат Эрмитажа»
Оценка деятельности и реформ Екатерины II.
Памятники Петру1 в России и мире. Брейн-ринг.
Янтарная комната: поиски и находки, версии и разочарования.
Составить детективный рассказ о поиске Янтарной комнаты
- Культурная жизнь Петербурга.
Теория: Театры, книги, журналы. Балы, быт и нравы, театры, салоны, вечера Петербуржцев.
Смольный институт. Смолянки. Женское образование в России.
Практика: Поисковая работа. Чему учили Смолянок? Как учились и сколько? Сравнение с современной школой.
Проба пера. Сочинение сказки «О чем беседует Кораблик с Ангелом ?» (кораблик Адмиралтейства с Ангелом с Петропавловского собора).
- Пушкинский Петербург
Теория: Царскосельский лицей.
Пушкинские адреса Петербурга. Последняя дорога Пушкина.
Практика: Экскурсия в Царскосельский лицей.
Посещение музея-квартиры А.С. Пушкина на Мойке,12
Посещение памятного знака на месте дуэли Пушкина А.С. на Черной речке.
- Монументальная скульптура Петербурга
Теория: Памятники императорам. Конные монументы. Памятники полководцам. Триумфальные ворота и арки города.
Памятники Войне 1812 года.
Современные памятники простым труженикам города: трубочисту, дворнику, городовому, водоносу, фонарщику, трубочисту).
Практика: Посещение музея городской скульптуры в Ал. Невской лавре.
Некрополь мастеров искусств Х1Х века.
Экскурсия к памятнику «Фонарщик» на Одесской ул.
Эскиз к памятнику «Любимому педагогу», «Любимой бабушке», «Милой мамочке моей» и т.
- Невский проспект – главная улица города
Теория: Невский проспект – улица красавица. Невский проспект – самая торговая улица Петербурга (Гостиный двор, Пассаж, Дом книги, Елисеевский магазин).
Публичная библиотека на Невском проспекте и Садовой улице.
Практика: Ориентирование по городским доминантам.
Пешеходная экскурсия от Адмиралтейства до Вознесенской площади. Мини-экскурсии обучающихся. Пешеходная экскурсия по Староневскому пр. от пл. Восстания до Александро -Невской лавры.
Скульптура на фасаде Публичной библиотеки, прогулка с книгой Юрия Ракова «Эмблемы и символы СПб».
- Учебные заведения Петербурга.
Теория: Учебные заведения Петербурга. Академия художеств. Академия наук. Университет. М.В. Ломоносов.
Петербург Студенческий. Горный институт.
Практика: Работа со справочником для абитуриентов «Куда пойти учиться» Образовательные возможности Петербурга.
Виртуальная экскурсия к памятникам во дворе Университета
9. Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов за год. Задания на лето.
Практика: Составляем рассказ «Петр построил Петербург», где все слова начинаются на одну только букву «П». См. приложение
Учебно-тематический план второго года обучения
№ п/п | Тема | Форма проведения занятия | Количество часов | |||
Теория | Практика | Итого | ||||
Как я провел лето. Где был, что видел | Изготовление газеты «Вот и лето прошло…» | - | 1 | 1 | ||
Елизаветинский Петербург.
| Зимний дворец Елизаветинское барокко Презентация. Игра на узнавание зданий, построенных в стиле барокко | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
Елизаветинский Петербург. | Волшебник Растрелли К.Б. Архитектурный словарь презентация | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
Смольный монастырь | Посещение музея Академии художеств, где хранится макет | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
История строительства Зимних дворцов | Виртуальная экскурсия в прошлое. Игра-путешествие | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
Эрмитаж – сокровищница мирового искусства | Защита мини-доклада «Мой любимый экспонат Эрмитажа» | 1 | 1 | 2 | ||
Екатерина Великая. Жизнь и деятельность на благо России. Памятник на площади Островского | Кто расположен на памятнике? Чем прославились? Что сделали для России? Чем знамениты? Исследовательская работа. | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
Екатерининский Петербург «Я приняла город деревянным, а оставила каменным…» | Презентация. Беседа. Оценка деятельности и реформ Екатерины II Представление своего доклада о личности Екатерины II | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
Медный всадник Э.М. Фальконе | Памятники Петру I в России и мире. Брейн-ринг | 1 | 2 | 3 | ||
Памятники Петру I в Петербурге | Анализ, сравнение. Сопоставление. Собственное мнение | 1 | 2 | 3 | ||
Балы, быт и нравы Петербуржцев | Игра сюжетно-ролевая | 1 | 1 | 1 | ||
Смольный институт. Смолянки. Женское образование в России | Чему учили смолянок? Как учились и сколько? Поисковая работа. Сравнение с современной школой | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
Аничков дворец. | Посещение Аничкова дворца, зимнего сада и Комнаты сказок | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
Царское село. Екатерининский дворец. Янтарная комната. Подвиг реставраторов. | Поиски и находки. Версии и разочарования. Составить детективный рассказ о поиске Янтарной комнаты.
| 0,5 | 0,5 | 1 | ||
Царскосельский лицей | Посещение лицея | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
Пушкинский Петербург | Посещение музея-квартиры А.С. Пушкина на Мойке,12 | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
«..Сей век железный…» Вокзалы. Открытие Царскосельской ж.д. | Посещение Музея Железнодорожного транспорта. «Ужас наших бабушек»(первые поезда) | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
Монументальная скульптура Петербурга. Памятники царям и знаменитым петербуржцам | Посещение музея городской скульптуры в Ал. Невской лавре. Некрополь мастеров искусств Х1Х века | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
Жители Петербурга водоносы, фонарщики, разносчики и т. д. Город в конце Х1Х в | Экскурсия к памятнику «Фонарщик» на Одесской ул. Эскиз к памятнику «Любимому педагогу», «Любимой бабушке», «Мамочке моей» и т.д. | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
Невский проспект – главная улица города | Пешеходная экскурсия от Адмиралтейства до Вознесенской площади. Мини-экскурсии обучающихся | 1 | 1 | 2 | ||
Улица – красавица Невский проспект | Пешеходная экскурсия по Староневскому пр. от пл. Восстания до Александро -Невской лавры. | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
Культурная жизнь Петербурга. Театры, книги, журналы. | Инсценировка «В литературном салоне пушкинской поры» | 1 | 1 | 2 | ||
Публичная библиотека | Скульптура на фасаде. Прогулка с книгой Ракова «Эмблемы и символы СПб» | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
Высшие учебные заведения Петербурга. Академия художеств | Работа со справочником для абитуриентов «Куда пойти учиться» | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
Подведение итогов за год. Задания на лето. | Памятка отъезжающему на каникулы (см. приложение | 1 | - | 1 | ||
Итого | 16 | 18 | 34 |
Учебно-тематический план третьего года обучения
Название темы | Количество часов | |||
теория | практика | всего | ||
1 | Вводное занятие. | - | 1 | 1 |
2
| Храмы Петербурга. Многонациональный и многоконфессиональный Петербург | 4 | 8
| 12 |
3 | Мой дом – Московский район. Площадь Победы. Достопримечательности района. Знаменитые петербуржцы в Московском районе. | 5 | 8 | 13 |
4 | Ленинград в годы Великой Отечественной войны. | 2 | 6 | 8 |
5 | Вклад района в дело победы. Памятники района. Культурная жизнь города. Город во второй половине XX века. | 4 | 6 | 10 |
6 | Современный город. Московский район. Новое строительство. Новая промышленность. Метро | 7 | 15 | 12 |
7 | Итоговое занятие | 1 | 1 | 1 |
Итого | 23 | 45 | 68 |
Содержание программы третьего года обучения
- Вводное занятие.
Теория: Как прошло лето. Что видел, что узнал?
Практика: Видеоотчет «Возвращение из Каникуляндии».
- Храмы Петербурга.
Теория: Иноверческие храмы Петербурга. Самая веротерпимая улица – Невский проспект.
Многонациональный и многоконфессиональный Петербург. Многонациональная топонимика города.
Практика: Экскурсия автобусная «Храмы Петербурга».
Работа с книгой «Почему так названы?», поиск многонациональных топонимов.
- Мой дом – Московский район.
Теория: Возникновение района 1919 год.
Московская застава, Пулковский меридиан, Российская Национальная библиотека, парк Победы, Площадь Победы.
Достопримечательности района. Озера, парки и сады, мосты и памятники. Учебные заведения Московского района.
Знаменитые петербуржцы Московского района.
Московский район в начале XX века.
Практика: Прогулка к Чесменской церкви, парку Победы. Проекты сохранения памятника.
Пешеходная экскурсия по Московскому проспекту.
Интеллектуальная игра «Знаменитые петербуржцы Московского района»
Пешеходная экскурсия по Пулковскому меридиану.
- Ленинград в годы Великой Отечественной войны.
Теория: Блокада. Жизнь города в годы войны.
Ленинградский зоопарк. Вклад района в дело победы.
Сберегли, сохранили.
Улицы Московского района, носящие имена героев ВОВ.
Практика: Работа с картой района. Посещение воинского кладбища, и памятника военным летчикам на Чесменском кладбище.
- Вклад района в дело победы.
Теория. Заводы Московского района. Катюши, Памятники района.
Практика: Посещение и возложение цветов у Мемориала Защитникам Ленинграда
- Культурная жизнь города. Современный город.
Город во второй половине XX века
Теория: Московский район. Новое строительство. Новая промышленность (промзоны)
Метро. Дворцы под землей.
Практика: Викторина «Узнай станцию по оформлению (мозаики, памятники, панно. Узнай станцию по павильону»
- Итоговое занятие
Практика: Инсценирование легенды Московского района «Легенда о Карле и Эмилии».
Работа с родителями
- Родительские собрания (организационные, тематические, итоговые открытые занятия).
- Индивидуальные беседы с родителями.
- Посещение экскурсий родителями совместно с детьми.
- Участие родителей в организации поездок.
Учебно-тематический план третьего года обучения
№ п/п | Название темы | Виды деятельности | Количество часов | |||
теория | практика | итого | ||||
1 | Вводное занятие. Как прошло лето. Что видел, что узнал? | Выпуск устного журнала «Лето мое» | - | 1 | 1 | |
2 | Храмы Петербурга. Иноверческие храмы Петербурга. Самая веротерпимая улица – Невский проспект. | Экскурсия автобусная «Храмы Петербурга» | 2
| 4 | 6 | |
3 | Многонациональный и многоконфессиональный Петербург Многонациональная топонимика города | Работа с книгой «Почему так названы?», поиск топонимов | 2 | 4 | 6 | |
4 | Мой дом – Московский район. Возникновение района. Старейшие здания района. Достопримечательности района. Озера, парки и сады, мосты и памятники. Учебные заведения Московского района | Проекты сохранения памятников. Пешеходная экскурсия | 2 | 4 | 6 | |
5 | Знаменитые петербуржцы Московского района. | Интеллектуальная игра «Знаменитые петербуржцы на Московского района» | 1 | 2 | 3 | |
6 | Петербург и Московский район в начале XX века. Железная дорога. Вокзалы и станции | Пешеходная экскурсия | 2 | 2 | 4 | |
7 | Ленинград в годы Великой Отечественной войны. Блокада | 2 | 6 | 8 | ||
8 | Вклад района в дело победы. Улицы Московского района, носящие имена героев ВОВ. | 2 | 4 | 6 | ||
9 | Памятники района. | 2 | 2 | 4 | ||
10 | Жизнь и проблемы ленинградцев. Культурная жизнь города. | 12 | 2 | 2 | 4 | |
11 | Город во второй половине XX века. | 30 | 2 | 6 | 8 | |
12 | Современный город. Московский район. Новое строительство. Новая промышленность (промзоны) | Посещение «Кидбург»- город профессий. | 2 | 6 | 8 | |
13 | Метро. Дворцы под землей | Викторина «Узнай станцию по оформлению (мозаики, памятники..) | 1 | 1 | 2 | |
14 | Итоговое занятие. | Инсценировка легенды о Карле и Эмилии | 1 | 1 | 2 | |
Итого | 23 | 45 | 68 |
Прогнозируемые результаты освоения программы
«Прогулки по Санкт -Петербургу»
По итогам обучения обучающиеся будут:
- Заинтересованно относиться к истории своего города.
- Проявлять желание узнавать новое о городе.
- Знать и применять правила поведения в общественных местах.
Материально–техническое обеспечение
- Оснащенный кабинет для проведения занятий,
- Мебель: столы, стулья, магнитная доска,
- Карты и планы Петербурга, краеведческая литература.
- Мультимедийные средства обучения, компьютер, видеопроектор и экран.
- Методическое обеспечение
- Творческие задания на определенную тему (рассказать о событии с точки зрения участника).
- Дидактические игры. Одним из эффективных методов и приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность ребенка, на его эмоциональную сферу являются игры, на составлении пары, на нахождение третьего лишнего;
- Наглядные пособия и дидактические материалы:
- Рабочие тетради (для записи опорных слов или дат)
- Наборы открыток с изображением города изд. Корона принт:
«Санкт-Петербург. Виды старого города», «Львы и сфинксы Петербурга», «Дворцы пригородов Санкт-Петербурга», «Портреты Российских императоров», «Петербургские мосты», «Петербургские фонари», «Триумфальные арки Петербурга», «Доходные дома», «Памятники Петру 1 в Петербурге», «Петербургские дворцы», «Памятники Великой Отечественной войны в Ленинграде –Петербурге», «Петербургские православные храмы», «Многоконфессиональный Петербург».
- Альбом гравюр А. Зубова
- Фоторепродукции картин Русского музея
- Фотоальбом Эрмитаж
Маршруты туристско-краеведческого ориентирования:
- по Московскому проспекту;
- парк Победы;
- Мемориал Защитникам Ленинграда;
Дидактический материал по изучению города:
- Игры «Третий лишний» - составь пару;
- Красные и зеленые карточки на каждого обучающегося для игры «Веришь ли ты…»
- Авторская сказка «Суд над Невой. Кто ответит за наводнения?»
Мультимедийные материалы-презентации к занятиям:
- Символы Петербурга;
- Детство Петра 1;
- Основание Петербурга;
- Петропавловская крепость;
- Васильевский остров;
- Домик Петра 1;
Летний сад и Летний дворец Петра 1; - Кунсткамера;
- Как праздновали Новый год на Руси до Петра и после;
- Невский проспект;
- Над Петербургом на дирижабле (проект «Чудеса России);
- Исаакиевский собор;
- Казанский собор;
- Меншиковский дворец;
- Стрелка Васильевского острова. Ростральные колоны;
- Адмиралтейство. Скульптура. Кораблик;
- Медный всадник. Гром-камень;
- Мосты петербурга;
- Блокада Ленинграда. Блокадный зоопарк;
- Памятники Победы;
- Конные монументы города;
(Материалы пополняются по мере прохождения нового материала.)
- фильм «Невероятные приключения итальянцев в России» ,
- фильм снятый на «Ленфильме» - «Петр Первый»,
- «Как царь Петр арапа женил».
- Хроникально-поэтический фильм о Петербурге-Ленинграде из цикла документальных передач итальянского телевидения "Культурные столицы Европы".kinofilms.tv›
- карты города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
16. poetry-city.ru›piter.html Стихи о Петербурге
17. photocityspb.narod.ru›Audio песни о Санкт-Петербурге и Ленинграде
Список литературы для учащихся
- Александрова Е.Л. Остров Рус в Литориновом море. Историческое прошлое северных окрестностей Санкт–Петербурга. - СПб., 2000.
- Ермолаева Л.К. Лебедева И.М. Чудесный город. - СПб., 1998.
- Ермолаева Л.К., Лебедева И.М., Захваткина И.З. Краеведение – страницы жизни нашего края. - СПб., 2006.
- Ефимовский Е. Путешествие в Санкт-Петербург. - СПб., 1996.
- Семенова М. Мы – Славяне. – СПб., 2006.
- Синдаловский Н.А. Легенды и мифы Санкт–Петербурга. - СПб., 2002.
- Суслов В.Н. Рассказы о Ленинграде. - Л., 1984.
Список литературы для педагога:
- Авсеенко В.Н. История города Санкт-Петербурга в лицах и картинках. - СПб., 1993.
- Арьев А.А. Ивангородская летопись, 1492 – 2001. - СПб., 2001.
- Гиппинг А.И. Нева и Ниеншанц. - СПб., 2003.
- Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Почему так названы. - Л., 1985.
- Даринский А.В. Прогулки по старому Санкт-Петербургу. - СПб., 1994.
- Ермолаева Л.К. Прогулки по Петербургу. - СПб., 1992-1997.
- Золочевская Н.Н. Выборг: Очерк-путеводитель. - Л., 1980.
- Канн П.Я. Прогулки по Петербургу. - СПб., 1994.
- Кепп Е.Е. Выборг. - Выборг, 1992.
- Кирпичников А.Н. Древний Орешек. - Л., 1980.
- Кирпичников А.Н. Каменные крепости Новгородской земли. - Л., 1984.
- Кирпичников А.Н., Сарабьянов В.Д., Старая Ладога – древняя столица Руси - СПб., 1996.
- Крепость Ивангород – новые открытия - СПб., 1997.
- Лелина Е.И. Петропавловская крепость. - СПб., 1996.
- Некрасов Б. Гранитная летопись. - Л., 1971.
- Платунов А.М. Так строился Петербург - СПб., 1997.
- Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М., 2002.
- Синдаловский Н.А. Петербург. Путеводитель. СПб., 2001.
19.Сорокин П.Е., Ландскрона, Невское устье, Ниеншанц. - СПб., 2001.
20. Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов. Рек и каналов, мостов и островов /Алексей Владимирович, Алексей Ерофеев.-М.: АСТ:СПб.:Астрель-СПб, 2009 -752 с.
21. Михайлов А.М. Санкт-Петербург: 100 удивительных мест и фактов, которых нет в путеводителях / А.М. Михайлов.- М.: Эксмо, 2011.-320 с.
22. Царев Р.Я. Санкт-Петербург. Необычные прогулки, которые перевернут ваше представление о Северной столице / Царев Р.Я.-М.: Эксмо, 2012.- 320с.: ил.-(Туризм).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Анкета отъезжающему на каникулы
- Название города, (населенного пункта), почему он так назван? Сколько ехал?
- Название реки (моря, озера). Топонимика
- Посети краеведческий музей. Что понравилось?
- Есть ли другие музеи в месте твоего отдыха?
- Легенды связанные с появлением города, реки, горы и т.д.
- Сфотографируй достопримечательность данной местности.
- Привези фото самого старого дома, самого красивого дома (фонтана, памятника и т. д.).
- Самый интересный день каникул.
- Что запомнилось?
- С кем подружился? Рассказывал ли новым друзьям о Петербурге?
- Как живут и как проводят досуг местные жители?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Наш город - Санкт - Петербург"
Прграмма рассчитана на 4 года (1-4)....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Наш город - Санкт - Петербург"
Прграмма рассчитана на 4 года (1-4)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга и малой родины «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» (общекультурное направление)
Разработка курса занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на по...
Программа внеурочной деятельности "Прогулки по Санкт-Петербургу"
Программа основана на технологии дополненной реальности...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Наш город- Санкт-Петербург
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Прогулки по Санкт-Петербургу"
Программа внеурочной деятельности "Прогулки по Санкт-Петербургу" основана на технологии дополненной реальности и имеет особые материально-технические требования....
рабочая программа по внеурочной деятельности "Прогулки по Санкт-Петербургу и окрестностям"
Интерес к изучению истории родного края, изучение своей малой Родины, краеведческая работа имеет особую значимость в Санкт-Петербурге, в городе - центре мировой и отечественной культуры. И...