рабочая программа по внеурочной деятельности "Прогулки по Санкт-Петербургу и окрестностям"
календарно-тематическое планирование (2 класс)
Интерес к изучению истории родного края, изучение своей малой Родины, краеведческая работа имеет особую значимость в Санкт-Петербурге, в городе - центре мировой и отечественной культуры. Изучение истории города предоставляет широкий спектр возможностей для социальной адаптации и духовно-нравственного становления личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progulki.docx | 30.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа в рамках внеурочной деятельности
«Путешествие по Санкт-Петербургу и его окрестностям»
на 2019 - 2020 учебный год
Уровень образования: начальное общее образование
Направление внеурочной деятельности – духовно-нравственное
Форма обучения: очная
Класс/обучающийся: 2б
Программа обучения - Адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития ( в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) (вариант 7.2 отделение – 5 лет обучения)
Учитель: Митряева Елена Александровна 1 квалификационная категория
Санкт-Петербург
2019 год
Пояснительная записка
Программа «Прогулки по Санкт-Петербургу» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы Ермолаевой Л.К. «Чудесный город».
Программа «Прогулки по Санкт-Петербургу» носит туристско-краеведческую направленность и рассчитана на общекультурный уровень освоения.
Интерес к изучению истории родного края, изучение своей малой Родины, краеведческая работа имеет особую значимость в Санкт-Петербурге, в городе - центре мировой и отечественной культуры. Изучение истории города предоставляет широкий спектр возможностей для социальной адаптации и духовно-нравственного становления личности.
Цель программы: воспитание личности юных петербуржцев через изучение истории и культуры Санкт-Петербурга.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять знания детей по истории города.
- Дать знания о выдающихся людях-петербуржцах, внесших вклад в культурное наследие города.
- Познакомить детей с архитектурной терминологией.
- Учить отвечать на вопросы и рассказывать об основных памятных местах города;
Развивающие
- Развивать потребность в выражении своих впечатлений в виде небольших творческих работ о городе;
- Развивать интерес самостоятельной работать с литературой, документами.
Воспитательные:
Ожидаемые результаты
Знать:
расширить имеющиеся у них знания:
- о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов;
- о создателях и хранителях этого уникального .петербургского наследия
Уметь:
- грамотно произносить, писать и использовать краеведческие термины, названия памятников;
- узнавать изученные памятники по описанию, по иллюстрациям; объяснять значимость конкретных памятников для жизни горожан, для Петербурга, России;
Иметь навык:
- выражать свое впечатление в виде небольших творческих работ;
- отвечать на вопросы и рассказывать об основных памятных местах города.
Методы, используемые в работе
Словесные:
- рассказ педагога с использованием наглядного материала;
- опросы для выявления знаний;
- обсуждения и беседы на предложенные темы;
- лекции;
- размышление
Практические:
- использование мультимедийных материалов;
- работа с картой города и Ленинградской области;
- творческие задания, составление кроссвордов по изучаемой теме;
- занятие-беседа;
- экскурсии, посещение музеев, выставок;
- игры;
- конкурс;
- аукцион идей;
- вернисаж творческий работ;
- Литературная гостиная;
- сюжетно-ролевая игра;
- игровая программа;
- виртуальные экскурсии, круизы;
- походы, пешеходные экскурсии;
- спектакль;
- творческий отчет;
- соревнование;
- олимпиада.
Поисковые:
- мозговой штурм;
- разработка и защита проектов;
- презентация.
- итоговое занятие-викторина «Знаешь ли ты свой город?», «Сочинение-фантазия «Если бы я был губернатором…»
Формы контроля:
- опросы и беседы;
- творческие задания;
- практические задания;
- участие различных конкурсах и олимпиадах.
- ведение дневника наблюдений.
Содержание программы
№ | Наименование раздела учебного материала | Количество часов на изучение раздела | Основные элементы содержания | Виды деятельности |
1 | Вводное занятие | 2 часа | Цели и задачи предстоящей деятельности объединения. Что узнаем, где побываем? Техника безопасности на улице, в транспорте на экскурсии. Изготовление газеты «Вот и лето прошло…» | Как составить маршрут поездки, рассчитать время, логику маршрута, деньги… |
2 |
| 7 часов | Зимний дворец. История строительства Зимних дворцов. Елизаветинское барокко. Волшебник Растрелли К.Б.. Смольный монастырь. Архитектурный словарь. | Игра на узнавание зданий, построенных в стиле барокко Презентация. Посещение музея Академии художеств, где хранится макет Смольного монастыря. Виртуальная экскурсия в прошлое Зимних дворцов. |
3 | Екатерина Великая | 5 часов | Екатерининский Петербург «Я приняла город деревянным, а оставила каменным…». Планировка города. Зимний дворец и Эрмитаж. Царское Село. Таврический дворец. Медный всадник. Э.М. Фальконе. Невский проспект. Царское село. Екатерининский дворец. Янтарная комната. Подвиг реставраторов | Исследовательская работа. Кто расположен на памятнике Екатерине II ? Чем прославились? Что сделали для России? Чем знамениты? Исследовательская работа. Защита мини-доклада «Мой любимый экспонат Эрмитажа» Оценка деятельности и реформ Екатерины II. Памятники Петру1 в России и мире. Брейн-ринг. Янтарная комната: поиски и находки, версии и разочарования. Составить детективный рассказ о поиске Янтарной комнаты |
4 | Культурная жизнь Петербурга. | 6 часов | Театры, книги, журналы. Балы, быт и нравы, театры, салоны, вечера Петербуржцев. Смольный институт. Смолянки. Женское образование в России. | Поисковая работа. Чему учили Смолянок? Как учились и сколько? Сравнение с современной школой. Проба пера. Сочинение сказки «О чем беседует Кораблик с Ангелом ?» (кораблик Адмиралтейства с Ангелом с Петропавловского собора). |
5 | Пушкинский Петербург | 4 часа | Царскосельский лицей. Пушкинские адреса Петербурга. Последняя дорога Пушкина. | Экскурсия в Царскосельский лицей. Посещение музея-квартиры А.С. Пушкина на Мойке,12 Посещение памятного знака на месте дуэли Пушкина А.С. на Черной речке. |
6 | Монументальная скульптура Петербурга | 3 часа | Памятники императорам. Конные монументы. Памятники полководцам. Триумфальные ворота и арки города. Памятники Войне 1812 года. Современные памятники простым труженикам города: трубочисту, дворнику, городовому, водоносу, фонарщику, трубочисту). | Посещение музея городской скульптуры в Ал. Невской лавре. Некрополь мастеров искусств Х1Х века. Экскурсия к памятнику «Фонарщик» на Одесской ул. Эскиз к памятнику «Любимому педагогу», «Любимой бабушке», «Милой мамочке моей» и т. |
7 | Невский проспект – главная улица города | 4 часа | Невский проспект – улица красавица. Невский проспект – самая торговая улица Петербурга (Гостиный двор, Пассаж, Дом книги, Елисеевский магазин). Публичная библиотека на Невском проспекте и Садовой улице. | Ориентирование по городским доминантам. Пешеходная экскурсия от Адмиралтейства до Вознесенской площади. Мини-экскурсии обучающихся. Пешеходная экскурсия по Староневскому пр. от пл. Восстания до Александро -Невской лавры. Скульптура на фасаде Публичной библиотеки, прогулка с книгой Юрия Ракова «Эмблемы и символы СПб». |
8 | Учебные заведения Петербурга. | 2 часа | Учебные заведения Петербурга. Академия художеств. Академия наук. Университет. М.В. Ломоносов. Петербург Студенческий. Горный институт. | Работа со справочником для абитуриентов «Куда пойти учиться» Образовательные возможности Петербурга. Виртуальная экскурсия к памятникам во дворе Университета |
9 | Итоговое занятие | 1 час | Подведение итогов за год. Задания на лето. | Составляем рассказ «Петр построил Петербург», где все слова начинаются на одну только букву «П» |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Виды деятельности | Ожидаемый результат | Форма представления результата | Дата проведения | |
План | факт | |||||
Как я провел лето. Где был, что видел | Изготовление газеты «Вот и лето прошло…» | Приобретение основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности | газета | 04.09 | ||
Как я провел лето. Где был, что видел | 11.09 | |||||
Елизаветинский Петербург.
| Зимний дворец Елизаветинское барокко Презентация. Игра на узнавание зданий, построенных в стиле барокко | 18.09 | ||||
Елизаветинский Петербург. | Волшебник Растрелли К.Б. Архитектурный словарь презентация | 25.09 | ||||
Смольный монастырь | Посещение музея Академии художеств, где хранится макет | презентация | 02.10 | |||
История строительства Зимних дворцов | Виртуальная экскурсия в прошлое. Игра-путешествие | 09.10 | ||||
История строительства Зимних дворцов | 16.10 | |||||
Эрмитаж – сокровищница мирового искусства | Защита мини-доклада «Мой любимый экспонат Эрмитажа» | экскурсия | 23.10 | |||
Эрмитаж – сокровищница мирового искусства | 06.11 | |||||
Екатерина Великая. Жизнь и деятельность на благо России. Памятник на площади Островского | Кто расположен на памятнике? Чем прославились? Что сделали для России? Чем знамениты? Исследовательская работа. | доклад | 13.11 | |||
Екатерининский Петербург «Я приняла город деревянным, а оставила каменным…» | Презентация. Беседа. Оценка деятельности и реформ Екатерины II Представление своего доклада о личности Екатерины II | 20.11 | ||||
Медный всадник Э.М. Фальконе | Памятники Петру I в России и мире. Брейн-ринг | 27.11 | ||||
Медный всадник Э.М. Фальконе | 04.12 | |||||
Памятники Петру I в Петербурге | Анализ, сравнение. Сопоставление. Собственное мнение | 11.12 | ||||
Балы, быт и нравы Петербуржцев | Игра сюжетно-ролевая | 18.12 | ||||
Балы, быт и нравы Петербуржцев | Игра сюжетно-ролевая | 25.12 | ||||
Смольный институт. Смолянки. Женское образование в России | Чему учили смолянок? Как учились и сколько? Поисковая работа. Сравнение с современной школой | презетация | 15.01 | |||
Аничков дворец. | Посещение Аничкова дворца, зимнего сада и Комнаты сказок | 22.01 | ||||
Царское село. Екатерининский дворец. Янтарная комната. Подвиг реставраторов. | Поиски и находки. Версии и разочарования. Составить детективный рассказ о поиске Янтарной комнаты.
| Виртуальная экскурсия | 29.01 | |||
Царское село. Екатерининский дворец. Янтарная комната. Подвиг реставраторов. | 05.02 | |||||
Царскосельский лицей | Посещение лицея | Виртуальная экскурсия | 12.02 | |||
Пушкинский Петербург | Посещение музея-квартиры А.С. Пушкина на Мойке,12 | Виртуальная экскурсия | 19.02 | |||
Пушкинский Петербург | 26.02 | |||||
«..Сей век железный…» Вокзалы. Открытие Царскосельской ж.д. | Посещение Музея Железнодорожного транспорта. «Ужас наших бабушек»(первые поезда) | Виртуальная экскурсия | 04.03 | |||
Монументальная скульптура Петербурга. Памятники царям и знаменитым петербуржцам | Посещение музея городской скульптуры в Ал. Невской лавре. Некрополь мастеров искусств Х1Х века | Виртуальная экскурсия | 11.03 | |||
Жители Петербурга водоносы, фонарщики, разносчики и т. д. Город в конце Х1Х в | Экскурсия к памятнику «Фонарщик» на Одесской ул. Эскиз к памятнику «Любимому педагогу», «Любимой бабушке», «Мамочке моей» и т.д. | Презентация | 18.03 | |||
Жители Петербурга водоносы, фонарщики, разносчики и т. д. Город в конце Х1Х в | 01.04 | |||||
Невский проспект – главная улица города | Пешеходная экскурсия от Адмиралтейства до Вознесенской площади. Мини-экскурсии обучающихся | 08.04 | ||||
Улица – красавица Невский проспект | Пешеходная экскурсия по Староневскому пр. от пл. Восстания до Александро -Невской лавры. | 15.04 | ||||
Культурная жизнь Петербурга. Театры, книги, журналы. | Инсценировка «В литературном салоне пушкинской поры» | 22.04 | ||||
Культурная жизнь Петербурга. Театры, книги, журналы. | 29.04 | |||||
Публичная библиотека | Скульптура на фасаде. Прогулка с книгой Ракова «Эмблемы и символы СПб» | Виртуальная экскурсия | 06.05 | |||
Высшие учебные заведения Петербурга. Академия художеств | Работа со справочником для абитуриентов «Куда пойти учиться» | 13.05 | ||||
Подведение итогов за год. Задания на лето. | Памятка отъезжающему на каникулы (см. приложение | Презентация | 20.05 |
Список литературы для учащихся
- Александрова Е.Л. Остров Рус в Литориновом море. Историческое прошлое северных окрестностей Санкт–Петербурга. - СПб., 2000.
- Ермолаева Л.К. Лебедева И.М. Чудесный город. - СПб., 1998.
- Ермолаева Л.К., Лебедева И.М., Захваткина И.З. Краеведение – страницы жизни нашего края. - СПб., 2006.
- Ефимовский Е. Путешествие в Санкт-Петербург. - СПб., 1996.
- Семенова М. Мы – Славяне. – СПб., 2006.
- Синдаловский Н.А. Легенды и мифы Санкт–Петербурга. - СПб., 2002.
- Суслов В.Н. Рассказы о Ленинграде. - Л., 1984.
Список литературы для педагога:
- Авсеенко В.Н. История города Санкт-Петербурга в лицах и картинках. - СПб., 1993.
- Арьев А.А. Ивангородская летопись, 1492 – 2001. - СПб., 2001.
- Гиппинг А.И. Нева и Ниеншанц. - СПб., 2003.
- Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Почему так названы. - Л., 1985.
- Даринский А.В. Прогулки по старому Санкт-Петербургу. - СПб., 1994.
- Ермолаева Л.К. Прогулки по Петербургу. - СПб., 1992-1997.
- Золочевская Н.Н. Выборг: Очерк-путеводитель. - Л., 1980.
- Канн П.Я. Прогулки по Петербургу. - СПб., 1994.
- Кепп Е.Е. Выборг. - Выборг, 1992.
- Кирпичников А.Н. Древний Орешек. - Л., 1980.
- Кирпичников А.Н. Каменные крепости Новгородской земли. - Л., 1984.
- Кирпичников А.Н., Сарабьянов В.Д., Старая Ладога – древняя столица Руси - СПб., 1996.
- Крепость Ивангород – новые открытия - СПб., 1997.
- Лелина Е.И. Петропавловская крепость. - СПб., 1996.
- Некрасов Б. Гранитная летопись. - Л., 1971.
- Платунов А.М. Так строился Петербург - СПб., 1997.
- Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М., 2002.
- Синдаловский Н.А. Петербург. Путеводитель. СПб., 2001.
19.Сорокин П.Е., Ландскрона, Невское устье, Ниеншанц. - СПб., 2001.
20. Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов. Рек и каналов, мостов и островов /Алексей Владимирович, Алексей Ерофеев.-М.: АСТ:СПб.:Астрель-СПб, 2009 -752 с.
21. Михайлов А.М. Санкт-Петербург: 100 удивительных мест и фактов, которых нет в путеводителях / А.М. Михайлов.- М.: Эксмо, 2011.-320 с.
22. Царев Р.Я. Санкт-Петербург. Необычные прогулки, которые перевернут ваше представление о Северной столице / Царев Р.Я.-М.: Эксмо, 2012.- 320с.: ил.-(Туризм).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Анкета отъезжающему на каникулы
- Название города, (населенного пункта), почему он так назван? Сколько ехал?
- Название реки (моря, озера). Топонимика
- Посети краеведческий музей. Что понравилось?
- Есть ли другие музеи в месте твоего отдыха?
- Легенды связанные с появлением города, реки, горы и т.д.
- Сфотографируй достопримечательность данной местности.
- Привези фото самого старого дома, самого красивого дома (фонтана, памятника и т. д.).
- Самый интересный день каникул.
- Что запомнилось?
- С кем подружился? Рассказывал ли новым друзьям о Петербурге?
- Как живут и как проводят досуг местные жители?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖОК «Наш город - Санкт Петербург» 1 класс
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга(кружок «Наш город - Санкт-Петербург» )1 класс Пояснительная записка.Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга для 1 класса разработана...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА «Наш город - Санкт Петербург»
Программа составлена в соответствии ФГОС по истории Санкт-Петербурга для 4 класса. Разработана на основе школьного курса "История и культура Санкт-Петербурга" Е.В.Дмитриевой....
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Прогулки по Санкт-Петербургу.
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Прогулки по Санкт-Петербургу....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Наш город - Санкт - Петербург"
Прграмма рассчитана на 4 года (1-4)....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Наш город - Санкт - Петербург"
Прграмма рассчитана на 4 года (1-4)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга и малой родины «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» (общекультурное направление)
Разработка курса занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на по...
Программа по внеурочной деятельности "Виват, Санкт-Петербург"
Программа разработана по внеурочной деятельности, духовно-нравственное направление. Программа расчитана на учеников 1 класса. В документе дана пояснительная записка, определены цели, задачи, пла...