рабочая программа внеурочная деятельность духовно-нравственное наравление
рабочая программа по теме

Якупова Эльмира Рифкатовна

рабочая программа  внеурочной деятельности в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_naparvlenie.docx40.95 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       

МБОУ «Старочукалинская ООШ» Дрожжановского муниципального района РТ

Соответствует федеральным государственным образовательным стандартам

Руководитель МО

__________ Сафина Л.З.

Протокол №1

от «28» августа 2015 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

______________Низамова А.И.

«31» августа 2015 г.

«Утверждаю»

Директор школы

_____________Хайрутдинов И.И.

Приказ № 1/51

от «01» сентября 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление)

«Экологическая тропинка»

                                                              Якуповой Эльмиры Рифкатовны воспитателя 1 квалификационной категории

                                                                                                                1, 2, 3 класс

Принято на заседании

педагогического совета школы

протокол № 1

от «31» августа 2015г.

Срок: 2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа  составлена на основе:

  • - Федерального  Закона «Об образовании в Российской Федерации»
  • - Закона Республики Татарстан «Об образовании» (в действующей редакции);
  • - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г. №373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009г., регистрационный номер 17785);
  • - приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011г., регистрационный номер 19707);
  • - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373»;
  • - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 года №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»;
  • - СанПиН  2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации в  общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 зарегистрированным в Минюсте РФ 3.03.2011 № 19993).
  • - приказа МОиН РТ от 09.07.2012г. №4154/12 «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования»;
  • -  Учебного плана МБОУ  «Старочукалинская основная школа» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан на 2015 – 2016 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол №1, от 31августа 2015 года).
  • Образовательной программы основного общего образования МБОУ «Старочукалинская основная общеобразовательная школа» Дрожжановского муниципального  района Республики Татарстан (Приказ 1/ 51 от 01.09.2015)
  • Положение о рабочей программе МБОУ «Старочукалинская основная общеобразовательная школа», утвержденной решением педагогического совета (Приказ №1 от 31.08.2015)

Программа  внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию "Экологическая тропинка" разработана для оптимального использования в воспитательно-образовательном процессе с целью обеспечения  систематического приобщения детей к заинтересованному познанию природы, прежде всего своего региона, на основе выявления экологических взаимосвязей различных групп живых организмов,  а также формирования  бережного отношения к природе, воспитания нравственной культуры.

Программа может быть использована в работе с обучающимися начальных классов образовательных учреждений всех типов и видов.  

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические представления и убеждения. Экологические представления формируются на уроках и занятиях экологической направленности.

Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры, формируются мотивационные основы обучения и познавательно-коммуникативной деятельности школьников.  

Актуальность рабочей программы внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Экологическая тропинка» обусловлена  тем, что ребёнок младшего школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно - нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки нравственного развития и экологического воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Цель программы внеурочной деятельности «Экологическая тропинка»:

-создание условий для приобщения детей к познанию природы своего края, на основе выявления экологических взаимосвязей различных групп живых организмов;

-формирование экологического сознания и поведения гармоничного с природой.

Задачи программы внеурочной деятельности «Экологическая тропинка»:

-развивать экологическое сознание и чувства;

-формировать убеждения в необходимости экологической деятельности;

-вырабатывать навыки и привычки эколого-сообразного поведения в природе;

 Внеурочные занятия по духовно-нравственному направлению «Экологическая тропинка» проводятся в МБОУ «Старочукалинская ООШ»  2  часа  в неделю программа рассчитана: 1класс  -  33 учебные недели  66 часов, 2 класс – 34 учебные недели 68 часов, 3 класс – 34 учебные недели 68 часоа. Занятия проводятся во всех  трех классах одновременно. У 1 класса  дополнительные каникулы с 15.02.2016г. по 21.02.2016г. (7 дней).

Продолжительность занятий  -35 мин.

    Содержание программы максимально приспособлено  к запросам и потребностям обучающихся, обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность. В рамках реализации данной программы обучающимся предоставляются возможности творческого развития по интересам в индивидуальном темпе, проектно-исследовательская деятельность (совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности).

   В ходе освоения программы целенаправленно формируются универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).

    Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе. Практическая, деятельностная направленность программы осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу.

Планируемые  результаты освоения программы

Личностные

-Формирование  целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.

-Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

-Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

-Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

-Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные

-Освоение способов решения проблем поискового и творческого характера.

-Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

-Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

-Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, соблюдение нормы информационной избирательности, этики и этикета.

-Готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существование различных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

-Определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

-Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием.

-Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Развитие жизненной компетенции

- Овладение основными знаниями о природе и развитие представлений об окружающем мире. 

- Развитие способности использовать знания по природе и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. 

- Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы. 

Учебно-тематическое планирование

 внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Экологическая тропинка»

Количество часов

Класс 1 всего  66 час,  в неделю  2 часа (33 учебные недели)

Класс 2 всего 68 часов, в неделю 2 часа (34 учебные недели)

Класс 3 всего 68 часов, в неделю 2 часа (34 учебные недели)

Планирование составлено на основе:

  • - Федерального  Закона «Об образовании в Российской Федерации»
  • - Закона Республики Татарстан «Об образовании» (в действующей редакции);
  • - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г. №373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009г., регистрационный номер 17785);
  • - приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011г., регистрационный номер 19707);
  • - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373»;
  • - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 года №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»;
  • - СанПиН  2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации в  общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 зарегистрированным в Минюсте РФ 3.03.2011 № 19993).
  • - приказа МОиН РТ от 09.07.2012г. №4154/12 «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования»;
  • -  Учебного плана МБОУ  «Старочукалинская основная школа» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан на 2015 – 2016 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол №1, от 31августа 2015 года).
  • Образовательной программы основного общего образования МБОУ «Старочукалинская основная общеобразовательная школа» Дрожжановского муниципального  района Республики Татарстан (Приказ 1/ 51 от 01.09.2015)
  • Положение о рабочей программе МБОУ «Старочукалинская основная общеобразовательная школа», утвержденной решением педагогического совета (Приказ №1 от 31.08.2015)

Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Тема занятий

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты

 Дата

теория

практика

метапредметные

личностные

План

факт

1

Что такое экология?

1

1

Работа в парах

Формировать умение проведения самостоятельного исследования в области изучения окружающей среды

Развитие личностно-значимого отношения к познанию природы, развитие понимания и уважения природы

3.09

Тема 1.  Мой дом за окном.

6

6

2

Мой дом

1

1

Коллективная работа

Формирования начала экологического мировоззрения и культуры

Формирование  эмоционально- положтельного отношения к окружающему миру.

10.09

3

Дом, где мы живем

1

1

Работа в парах

Формирование первоначальных понятий о путях созидания своего здоровья

Понимание места человека в окружающем мире и формирование экологически целесообразного поведения личности

17.09

4

Практическое занятие «Уборка школьного двора»

1

1

Коллективная работа

Формирования начала экологического мировоззрения и культуры

Понимание места человека в окружающем мире и формирование экологически целесообразного поведения личности

24.09

5

Деревья твоего двора

1

1

Исследовательская деятельность

Формирование первоначальных понятий о путях созидания своего здоровья

Понимание места человека в окружающем мире и формирование экологически целесообразного поведения личности

1.10

6

Птицы нашего двора

1

1

Исследовательская деятельность

Пополнить знания об окружающей среде

Понимание места человека в окружающем мире и формирование экологически целесообразного поведения личности

8.10

7

Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»

1

1

Групповая деятельность

Акцентируется внимание на современных проблемах экологии и сознании их актуальности, как для человечества, так и для каждого человека в отдельности.

Выявить необходимость сохранения всего многоообразия жизни.

15.10

Тема 2.  Я и мое окружение.

9

9

8

Моя семья

1

1

Игровая деятельность

Пополнить знания об окружающей среде

Выявить необходимость сохранения всего многоообразия жизни.

22.10

9

Соседи-жильцы

1

1

Групповая деятельность

Акцентируется внимание на современных проблемах экологии и сознании их актуальности, как для человечества, так и для каждого человека в отдельности

Развитие личностно-значимого отношения к познанию природы, развитие понимания и уважения природы

29.10

10

Мой класс

1

1

Игровая деятельность

Воспитание активной жизненной позиции

Понимание ответственности за другого человека

12.11

11

Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой комнатах»

1

1

Игровая деятельность

Осознание себя как части природы.

Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.

19.11

12

Дом моей мечты

1

1

Игровая деятельность

Осознание себя как части природы.

Развитие личностно-значимого отношения к познанию природы, развитие понимания и уважения природы

26.11

13

Планета - дом всего человечества

1

1

Игровая деятельность

Акцентируется внимание на современных проблемах экологии и сознании их актуальности, как для человечества, так и для каждого человека в отдельности

Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.

3.12

14

Комнатные растения в квартире, в классе

1

1

Групповая деятельность

Пополнить знания об окружающей среде

Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.

10.12

15

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»

1

1

Исследовательская деятельность

Акцентируется внимание на современных проблемах экологии и сознании их актуальности, как для человечества, так и для каждого человека в отдельности

Развитие личностно-значимого отношения к познанию природы, развитие понимания и уважения природы

17.12

16

Практическое занятие «маленький огород на подоконнике»

1

1

Исследовательская деятельность

Осознание себя как части природы

Развитие личностно-значимого отношения к познанию природы, развитие понимания и уважения природы

24.12

Тема 3. Гигиена моего дома.

7

7

17

Гигиена класса

1

1

Групповая деятельность

формирование умения взаимодействовать со сверстниками во внеучебной  деятельности;

формирование установки на здоровый  образ жизни;

14.0

18

Практическое занятие «Гигиена класса»

1

1

Исследовательская деятельность

умение отвечать на поставленный вопрос;

- умение  осуществлять  взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; умение с помощью вопросов  получать необходимые сведения от товарища (при работе в группах);

понимание основных моральных норм: ответственности, взаимопомощи, правдивости;

21.01

19

Бытовые приборы в квартире

1

1

Коллективная работа

умение слушать собеседника и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Развитие личностно-значимого отношения к познанию природы, развитие понимания и уважения природы

28.01

20

Экологический дом

1

1

Коллективная работа

Акцентируется внимание на современных проблемах экологии и сознании их актуальности, как для человечества, так и для каждого человека в отдельности

Развитие личностно-значимого отношения к познанию природы, развитие понимания и уважения природы

04.02

21

Наша одежда и обувь

1

1

Работа в парах

формирование умения взаимодействовать со сверстниками во внеучебной  деятельности;

умения противостоять действиям  и влияниям, представляющим угрозу жизни и здоровью;

11.02

У 1 класса каникулы – 1 учебная неделя

22

 Татарская народная одежда

1

1

Игровая деятельность

Расширить кругозор обучающихся

осознание этнической и национальной  принадлежности, формирование отношения к национальному костюму как к культурно-исторической ценности

18.02

23

Практическое занятие «Татарская национальная одежда»

1

1

Исследовательская деятельность

умение анализировать одежду с целью выделения признаков, делать выбор оснований для сравнения видов и элементов одежды,  подводить под понятие признаки, устанавливать причинно-следственные связи

формирование уважительного отношения к иному мнению, формирование эстетических потребностей, ценностей; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

25.02

Тема 4. Вода - источник жизни .

4

4

24

Вода в моем доме и в природе

1

1

Групповая деятельность

формирование умения взаимодействовать со сверстниками во внеучебной  деятельности;

воспитывать понимание важности бережного отношения к природе;

3.03

25

Удивительные свойства воды

1

1

Коллективная работа

развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

воспитывать умение сотрудничать.

10.03

26

Вода в жизни растений и животных.

1

1

Работа в парах

развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

воспитывать понимание важности бережного отношения к природе;

17.03

27

Вода и здоровье человека. Личная гигиена.

1

1

Игровая деятельность

формирование умения взаимодействовать со сверстниками во внеучебной  деятельности;

воспитывать понимание важности бережного отношения к природе;

31.03

Тема 5. Солнце и свет в нашей жизни .

5

6

28

Солнце, Луна, звезды – источники света

1

1

Коллективная деятельность

Развивать логическое мышление, умение рассуждать.

воспитывать понимание важности бережного отношения к природе

7.04

29

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения

1

1

Групповая деятельность

умение применять  понятия, работать с различными источниками информации, схемами, рисунками; умение преобразовывать эту информацию

умение оценивать свою деятельность с точки зрения сохранения окружающей среды, умение использовать жизненный опыт при изучении нового материала.

14.04

30

Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребности тепла и света

1

1

Коллективная работа

умение применять  понятия, работать с различными источниками информации, схемами, рисунками; умение преобразовывать эту информацию

умение оценивать свою деятельность с точки зрения сохранения окружающей среды, умение использовать жизненный опыт при изучении нового материала.  :.

21.04

31

«Размещение комнатных растений с учетом потребности тепла и света».

1

1

Групповая деятельность

планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре, освоение разных способов коммуникаций.

умение оценивать свою деятельность с точки зрения сохранения окружающей среды, умение использовать жизненный опыт при изучении нового материала

28.04

32

«Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений».

1

1

Коллективная деятельность

планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре, освоение разных способов коммуникаций

умение оценивать свою деятельность с точки зрения сохранения окружающей среды, умение использовать жизненный опыт при изучении нового материала

5.05

Тема 6. Воздух и здоровье 

2

2

33

Воздух и здоровье человека

1

1

Групповая деятельность

- применять умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать вывода.

проявлять любовь к окружающей среде, бережное отношение к природе;

12.05

34

Совместное мероприятие с родителями. «Уборка  в классе»

1

1

Коллективная работа

планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре, освоение разных способов коммуникаций.

Экологическое воспитание  

19.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Юный патриот"

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Юный патриот" для начальных классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Мы патриоты России"

Рабочая программа духовно-нравственного  направления внеурочной деятельности по курсу «Мы -патриоты России» составлена  в соответствии с в соответствии с Федеральным законом от 29.12.201 №27...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я – патриот России» для учащихся 3 классов

Актуальность разработки и реализации программы внеурочной деятельности определяет  сложившаяся в обществе отрицательная ситуация в вопросе духовно...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление "Праздники, традиции и ремёсла народов России" для 3-4 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематический план занятий...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно - нравственной направленности «Капелька доброты» класс 1

Практическая значимость заключается в том, что занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения....

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Дорогою добра» 4 года (срок реализации программы) 7-10 лет (возраст обучающихся)

Возрождение России связано, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Духовно-нравственное ...