Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности общекультурного направления "Утро" для 1-4 классов
календарно-тематическое планирование (1, 2, 3, 4 класс) на тему
КТП внеурочной деятельности общекультурного направления "Утро" для 1-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
utro.docx | 69.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
«ГОРОД НИЖНИЙ НОВГОРОД»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА НИЖНИЕГО НОВГОРОДА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА №139»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на ШМО учителей начальных на Методическом совете директор МАОУ
«Школа №139»
классов
Председатель ШМО учителей Заместитель директора _______________Л.А.Свиридова
начальных классов
______________Сизова С.Ю. ______________О.А.Орлова
Протокол №___от_________ Протокол №___от_________ Приказ №___от______________
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«УТРО»
(общекультурное направление)
Срок реализации: 4 года
Возрастная категория обучающихся: 1-4 классы
Учитель: Исаак З.А., первая квалификационная категория
фы
г.Нижний Новгород
2018-2019 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс (34—68 часов)
Что создано на земле человеком (3—6 часов)
Знакомство с программой «УТРО». «Расшифровка» ее названия («Успехи творчества, радость общения» или «Успех, творчество, речь, общение»). Беседа по сказке М. Горького «Утро» о том, что создано на земле человеком.
Творческая работа. Создаем устное сочинение «Мое доброе утро» или «Почему утро вечера мудренее».
Дополнительное задание. Мини-исследование с помощью взрослых «Что можно сделать своими руками? Какие вещи, предметы, игрушки сделаны дома руками взрослых? Расскажи об одной из этих игрушек или вещей в классе».
Я хочу сказать свое слово (4—8 часов)
«В начале было Слово». Может ли человек жить без слова, без речи? Что с помощью слова создано на земле человеком? Беседа по рассказу В. А. Сухомлинского «Я хочу сказать свое слово...». Мои любимые слова. Семейные слова. Школьные слова. Добрые слова. Вежливые слова.
Творческая работа. Создаем устное или письменное сочинение-миниатюру «Я хочу сказать свое слово...» или рисунок «Нарисую любимое слово».
Дополнительное задание. Мини-исследование или проект «Наши школьные слова», «Слова, приносящие радость», «Заглянем в прошлое нашего языка» («Откуда появились вежливые слова»).
Как тебя мне называть? (3—6 часов)
Зачем называют людей, животных, города? Какие имена может носить человек? (Имя, отчество, фамилия человека. Псевдонимы, прозвища, ники). Когда и как животные получают имена? (Клички животных). Нужны ли имена городам, селам, улицам? (Названия населенных пунктов).
Творческая работа. Проводим мини-исследование «Все мои имена».
Дополнительное задание. Проект «Букет имен моих родных».
Как надо говорить, чтобы тебя услышали (4—8 часов) Учимся говорить четко. «Всех скороговорок не перескороговоришь». Зачем придуманы скороговорки и чистоговорки? Учимся говорить тихо и громко. Учимся говорить, не обижая других своим тоном. Учимся молчать и думать. Как говорить на уроке? Как аукаться в лесу? Как отдавать приказы? Как поют детям колыбельные? Как нужно петь или говорить, чтобы кто-то проснулся?
Творческая работа. Придумываем название для песни, которая помогает проснуться. Сочиняем частушки про тишину. Придумываем и разыгрываем ситуацию, когда нужен громкий или тихий голос.
Дополнительное задание. Групповое мини-исследование «Что можно успеть за минуту тишины». Групповое творческое дело и выставка «Что мы сделали за одну минуту».
Давайте разговаривать друг с другом (4—8 часов) Учимся общаться. Диалог. Диалогические единства. Учимся понимать диалог. Диалог в народном творчестве (побасенки, потешки, детские песенки) и в художественных произведениях. О чем мы спрашиваем взрослых? О чем нам интересно спросить у одноклассников? О чем взрослым интересно спрашивать нас? В. В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».
Творческая работа. Переконструируем побасенки «Старые побасенки на новый лад». Сочинение воображаемых диалогов. Рассказывание в парах по ролям побасенок и диалогов.
Дополнительное задание. Групповое мини-исследование «Какие вопросы мы задаем друг другу?», «Как общаются между собой любимые герои?» (Н. Н. Носов «Рассказы», «Незнайка», А. Н. Толстой «Золотой ключик», «Детство Никиты» и др.).
Игра — это тоже общение (3—б часов) Учимся общаться во время игры. Какие коллективные игры мы знаем? В какие любим играть? Какого общения требует игра? Какие правила нужно соблюдать, чтобы не ссориться во время игры? Распределяем роли в игре с помощью считалок.
Творческая работа. Сочиняем считалки по образцу, по началу, по модели. Создаем устное или письменное сочинение-миниатюру по рассказам других людей «Во что и как играли раньше».
Дополнительное задание. Групповой проект «Правила, которые мы соблюдаем во время игры». Мини-исследование совместно со взрослыми «Игры со считалками: три поколения. Собираем, исследуем, играем».
Дифференцированное задание. «Игры мальчиков и девочек в разные времена».
В стране Перевирушки (3—6 часов) Зачем нужны небылицы? Когда и для чего мы их рассказываем? Чем небылицы отличаются от лжи? (Н. Н. Носов «Фантазеры», К. И. Чуковский «Путаница», «Чудо-дерево», «Радость» и др.).
Легко ли сочинить небылицу? Открываем секреты создания небылиц.
Творческая работа. Сочиняем небылицы по образцу и моделям.
Дополнительное задание. Групповой проект совместно со взрослыми «Собираем небылицы».
«Сказка добрая придет» (4—8 часов) Зачем человеку сказки? Чем сказки похожи на небылицы? Какие сказки мы знаем? Каких сказочных героев любим? Сочиняем в группе или в паре сказки на основе приемов «салат из сказок», «бином фантазии» и др.
Творческая работа. Создаем устное или письменное сочинение «Я хочу рассказать свою сказку».
Дополнительное задание. Создание сборника или журнала со сказками, сочиненными детьми, учителем, родителями.
Конкурс лучших сказочников.
Книга — особый мир (3—6 часов)
«Как хорошо уметь читать!» Легко ли быть читателем? Как стать художником-иллюстратором? Что для этого надо знать и уметь?
Творческая работа. Рисуем иллюстрации к любимым книгам или к собственным произведениям.
Дополнительное задание. Экскурсия по галерее детских иллюстраций (каждую иллюстрацию представляет или сам ребенок-автор, или участник группы).
Речевая мозаика (3—6 часов)
Проверяем себя. Чему мы научились, что узнали за год? Каким стало наше речевое поведение? Какие роли мы умеем выполнять? Проводим диагностику личностного и речевого развития.
Заглянем в будущее. Что я знаю о себе? Что я хочу себе посоветовать? Письмо самому себе — второкласснику.
Творческая работа. Проводим презентацию своих достижений за год. Пишем письма-обращения самим себе с пожеланиями и наставлениями. Выполняем диагностические задания на проверку достижения личностных и метапредметных результатов (методика дополнения, косвенная семантизация и др.).
Дополнительное задание. Создание совместно с родителями сборника детских работ, иллюстрированных самими детьми.
2 класс (34—68 часов)
Что дарит нам солнце (2—4 часа)
Слово-магнит «солнце» (ищем к слову «солнце» синонимы, антонимы, родственные слова, подбираем прилагательные и глаголы, пословицы и поговорки). Сказка про солнечного зайчика (из книги Р. П. Погодина «Книжка про Гришку»).
Творческая работа. Создаем устное или письменное сочинение «Сказка про солнечного зайчика».
Мини-исследование. Изучаем «следы» солнца (свет, тепло, огонь, солнечные зайчики, солнечные батареи, загар, веснушки). Песни, сказки, загадки, легенды, мифы о солнце.
Что нужно человеку для общения? (3—6 часов)
Как мы общаемся? Можно ли общаться без слов? Вспоминаем основные средства общения (символы, знаки, жесты, мимика, речь).
Анализируем использование различных средств общения в реальных коммуникативных ситуациях и в художественных произведениях. Письмо — «одежда» устной речи.
Творческая работа. Проводим мини-исследование об использовании различных средств общения и выполнении правил общения литературными героями (на примере сказок Г.Х. Андерсена или других авторов). Читаем или пересказываем в парах по ролям диалоги героев художественных произведений. Составляем правила доброго общения.
Групповое мини-исследование. Как мы общаемся в классе и дома? Что мы хотим и можем изменить?
«Это край живого слова» (3—6 часов)
«Заколдованные» звуки (звуки, которые трудно произносить). Особенности текстов, помогающих их исправить (скороговорки, чистоговорки, стихотворения, построенные на основе повторения звуков, и т. п.). Четкое и точное произнесение текстов в соответствии со «словарем настроений».
Творческая работа. Сочиняем чистоговорки по заданным моделям.
Групповые проекты. Составляем речевые копилки на трудные («заколдованные») звуки и дарим их первоклассникам.
исследовательская работа. Исследуем трудности произношения различных звуков у первоклассников или друг у друга. Определяем пути преодоления этих затруднений.
Конкурс лучших скороговорщиков.
Секреты загадки (3—6 часов)
Узнаем предметы по их описанию и сравнению с другими. Переконструируем и конструируем сравнительные и описательные загадки. «Метафора — душа загадки». Узнаем особенности метафорических загадок. Загадочные вопросы (вопросы-загадки).
Творческая дифференцированная работа. Сочиняем сравнительные, описательные, метафорические, вопросительные загадки на основе моделей.
Групповые проекты. «Мы — собиратели загадок» (загадки на одну тему — о школе, доме, животных и т. и. — записываются у людей разных поколений). «Сделаем уроки интереснее» (подбираем или сочиняем загадки на грамматические и орфографические темы).
Исследовательская работа. Почему трудно отгадывать старинные загадки?
Конкурс «Кто лучше знает загадки и умеет их отгадывать?»
«Сказка — умница и прелесть — с нами рядышком идет» (4—8 часов)
Слово-магнит «сказка». Виды сказок. Сочиняем сказки на основе заголовка и начала, приемов «сказка наизнанку», «осовременивание сказки», «сказка со словом "почему?"», «анализ сказочных героев», «карты Проппа», «истории о человечках, сделанных из различных материалов», «интервью со сказочным героем» и др.
Творческая дифференцированная работа. Сочиняем сказки на основе различных приемов или пишем сочинение «Что мне нравится больше всего и почему» (с точки зрения сказочного героя).
Групповые проекты. Создание сборника сказок (продолжение работы первого класса). Выставка рисунков с изображением любимых сказочных героев.
исследовательская работа. «Старые сказки на новый лад» (приемы, с помощью которых старые сказки могут стать новыми в кинофильмах, мультфильмах, авторских книгах, например «Ивашка из Дворца пионеров», «Красная Шапочка», «Бременские музыканты», «Петя и Серый волк» и др.).
Конкурс лучших иллюстраторов сказок.
Как я научился... (3—6 часов)
Чему и как учатся герои сказок. Чему и как учились знакомые мне люди и я сам. Устные рассказы на основе собственного опыта, рассказов (воспоминаний) других людей, по аналогии с прочитанным. Рассказы Л. Н. Толстого для детей («Как я научилась шить (рассказ тетушки)» и др.). Беседа о том, что мы умеем, какие умения ценим у себя и у других. Как мы научились этому? Что доброго наши умения принесли другим людям?
Творческая работа. Устные рассказы «Как я научился...» Составление письменных инструкций «Как сделать...» (например, салат, оригами, рисунок, поделку и т. д.).
Групповое творческое дело. Помогаем друг другу чему-либо научиться.
Какие бывают прогнозы (3—6 часов)
Что такое прогноз? Прогноз как взгляд вперед (учимся заглядывать вперед). Что помогает нам делать правильные прогнозы?
Что скрывает текст? Прогнозирование текста. Учимся быть соавторами. Выдвигаем гипотезы. Заполняем пробелы. Восприятие и воспроизведение текста на основе прогнозирования.
Творческая работа. Изложение или пересказ текста- повествования на основе прогнозирования по заданному алгоритму.
Исследовательская работа. «Заголовок — окошко для взгляда вперед» (анализируем и сравниваем заголовки текстов, выясняем, какую информацию можно извлечь из заголовков разных видов). «Сколько может быть прогнозов?» (исследуем и прогнозируем текст по фрагментам, придумываем несколько различных концовок одного текста по аналогии со сказками Дж. Родари, выбираем лучшую концовку).
Диагностика регулятивных универсальных учебных действий. Прогнозируем собственные достижения и отношения: «На что будет похоже мое настроение после этого урока?» (на солнце, облако, тучу, дождь, снег и др.).
«Книга в мир открывает двери» (3—6 часов) Что такое книга? Как она появилась? Зачем человеку нужны книги? Книга в современном мире. Источники информации. Электронная книга. Библиотеки. Домашние библиотеки.
Творческая работа. Сочинение на основе прочитанного «Любимая книга моего детства» (по вопросам, заданному алгоритму или «кубику»). Словесное описание героя (персонажа) по круговой модели.
Исследовательская работа. «Книги будущего: какими они могут быть?», «Домашние библиотеки».
Групповые проекты. «Самые необычные книги», «История письменности и книги».
Окно в отраженный мир (3—6 часов) Картина как источник информации. Информационное поле картины. Сказочные картины (В. М. Васнецов и др.). Сюжетные картины (П. А. Федотов, В. Г. Перов и др.). Творческая работа. Сочинение по одной из сказочных картин («Иван-царевич на Сером волке», «Ковер-самолет», «Снегурочка», «Кощей Бессмертный», «Царевна- лягушка» и др.)
Мини-исследование по картинам «Мир героев сюжетной картины».
Любят и воспитывают (3—6 часов)
«Мама с папой — моя родня». Моя семья в прошлом, настоящем и будущем.
Восстанавливаем стихи о маме (В. Д. Берестов «Просыпаюсь еще в темноте...»). Как воспитывать и учить детей (В. Д. Берестов «Лети!», А. Л. Барто «Утёныш», В. А. Осеева «Злая мама и добрая тетя» и др.).
Творческая работа. Конструирование текста из отдельных строк в паре или группе. Устный рассказ или письменное сочинение на основе рассказов других людей о связи поколений, например: «Как моя бабушка воспитывала моего папу», «Счастливый день моего детства», «Воспоминания старой игрушки» и др.
Проект (совместно с родителями). «Сделаем семейную ленту памяти».
Мини-исследование «Детство в изображении художников» (К. А. Сомов «В детской» и др.).
Письма пишут разные... (2—4 часа)
Письма, записки, эсэмэски. Роль писем в жизни людей.
Письма-наставления. Письма-память. Письма великих людей. Сохранятся ли письма в будущем? Картины, на которых люди читают письма.
Творческая работа. Сочинения «Письмо на фронт», «Письмо с фронта», «Письма-треугольники» (от лица одного из героев картины А. И. Лактионова «Письмо с фронта»), «Письмо от лица лк>бимого героя книги» и др.
Проект (совместно с родителями). «Старые письма наших родных». Выставка писем и открыток.
Речевая мозаика (2—4 часа)
Проверяем себя. Чему мы научились, что узнали за год? Проводим диагностику личностного и речевого развития. Заглянем в будущее. Что я знаю о себе? Черты моего характера. Письмо самому себе — третьекласснику.
Творческая работа. Проводим презентацию своих достижений за год. Пишем письма-обращения самим себе с пожеланиями и наставлениями. Выполняем диагностические задания на проверку достижения личностных и метапредметных результатов (реставрация текста, «Витки спирали» и др.).
Групповой проект. Создание сборника творческих работ «Мы со взрослыми — соавторы» (сочинения, написанные учащимися совместно с родителями, бабушками, дедушками, старшими братьями и сестрами и др.), иллюстрированных самими детьми.
3 класс (34—68 часов)
Каким, бывает утро? (2—4 часа)
Утро бывает разным. Нарисуем утро звуками, словами, красками: что слышим, видим, чувствуем, как к этому относимся. Перекрестная дискуссия «Утро — это радостное или грустное время суток?». Утренние приветствия. Стихи, рассказы, песни, посвященные утру.
Творческая работа. Сочинение об утре: описание его со своей собственной точки зрения; с точки зрения кого-либо из близких (родителей, брата, сестры и др.); домашнего животного; с «точки зрения» какого-либо предмета в комнате (подушки, портфеля, школьной формы и др.).
Групповой проект. «Утро в литературных произведениях, музыке и изобразительном искусстве».
Мини-исследование. Словарь «сонных» и «пробуждающих» слов и предложений. Словарь утренних приветствий и пожеланий.
«Мы все в одну сольемся душу...» (3—6 часов)
Что делает людей, живущих в одной стране, соотечественниками? Природа, история страны, язык, общая культура — то, что объединяет соотечественников. «У всякого народа есть корни».
Что такое подвиг? Кто совершает подвиги? Отечественная война 1812 года (М. Ю. Лермонтов «Два великана» и др.). Могут ли дети совершать подвиги? (В. Д. Берестов «Великан» и др.).
Можно ли назвать А. В. Суворова и Ф. Ф. Ушакова богатырями?
Творческая работа. Сочинение «Славная страница истории России», «Что я расскажу о моей Отчизне иностранцу».
Мини-проекты. «В жизни всегда есть место подвигам», «Дар отчий — мой язык».
Слово в подарок. (2—4 часа)
Когда и кому мы дарим подарки? Что ты любишь или хочешь дарить другим людям? Легко ли делать подарки? Можно ли подарить слово? Что можно сделать из слов? Что для этого необходимо? Учимся видеть слово в тексте. Находим для себя самые главные слова (В. Викторов «Что вырастает из слов»).
Творческая работа. Сочинение-миниатюра «Слово в подарок», «Что вырастает из слов» (лирическая зарисовка, стихотворение, синквейн, хокку и др.).
Мини-проекты. Создаем «Ларец прекрасных слов». Коллективное составление словариков («радужного», «звукового», «словарика ласковых слов», «словарика сравнений» и др.).
Групповая работа. Собираем способы толкования слов. Учимся с помощью этих способов объяснять слова. Составляем загадки, кроссворды, сканворды.
Колодец времени (2—4 часа)
Исследуем устаревшие слова (архаизмы и историзмы). Где встречаются такие слова (былины, сказки, летописи, сказания, литературные произведения). Зачем нам знать устаревшие слова и их значение? Почему исчезают некоторые слова? Почему появляются новые? Согласны ли вы с высказыванием Д. С. Лихачева: «Исчезают явления — исчезают понятия, и слова пропадают»? Зачем сегодня читают словарь В. И. Даля?
Творческая работа. Сочинение-рассуждение «Почему исчезают слова» (на основе выбора одного слова), «Как слово меняет свой смысл», «Нужно ли знать устаревшие слова» и др. Эссе на основе высказывания III. А. Амонашвили: «Когда слова умирают? Когда у них нет дела. Доброта умирает, если нет добрых дел».
Мини-исследование. Найти и объяснить устаревшие слова в стихотворениях А. Л. Барто или в сказках К. И. Чуковского («Мойдодыр», «Федорино горе») и др. Создать «бытовой» словарь первой половины XX века (посуда, одежда, туалетные принадлежности, мебель, пища и др.). Составить сравнительную таблицу устаревших и современных слов и вещей.
Открываем новые слова (2—4 часа)
Как появляются новые слова? Зачем люди их придумывают? Когда слова становятся словами? Можно ли считать настоящими словами «неологизмы», которые придумывают малыши («копатка», «мохлатый», «зубать» и т. п.)?
Творческая работа. Сочинение «А я придумал слово!» (по аналогии с историей из книги А. Линдгрен о том, как Пеппи Длинный чулок придумала новое слово «кукарямба»).
Проект. История новых слов, возникших вместе с новыми предметами и явлениями.
Мини-исследование. Детское словотворчество (собственное, в раннем детстве, — по воспоминаниям близ-
ких взрослых; наблюдение за словотворчеством у знакомых дошкольников; словотворчество детей — героев литературных произведений и т. п.).
Пространства нашего общения (3—6 часов)
Где, как и с кем мы общаемся. Правила общения. Умеем ли мы задавать вопросы? Умеем ли на них отвечать? Умеем ли понимать вопросы по ответам на них? Учимся общаться в виртуальном пространстве.
Творческая работа. Сочинения-рассуждения «Может ли общение стать работой?», «Компьютер — мой друг или враг?», «Чем мне интересны компьютерные игры?» и др.
Мини-исследование. «Мы и сетевые сообщества».
Птицу видно в полете, а человека — в работе (3—6 часов)
«Великая радость — работа!» Дело и деятель. Кем быть? Каким быть? Прописные истины. Профессии человека. Для чего человек выбирает профессию? Когда профессия помогает человеку выполнить свое предназначение на земле? Есть ли профессиональные династии в вашей семье? Для каких профессий особенно важно хорошо владеть речью?
Творческая работа. Сочинение-миниатюра па основе анкеты «Каким я хочу стать? Кем я хочу стать?» или сочинение-рассуждение «Как надо относиться к своему таланту?» (например, на основе рассказа А. П. Чехова: «Где Каштанка будет счастливее — в цирке или в столярной мастерской?» и др.).
Проекты (совместно с родителями). «Семейные наши профессии», «Горжусь трудом моих родных».
На что и клад, когда в семье лад (3—6 часов)
Я и мои близкие. Родственники известных людей (их роль в жизни, становлении личности). Дедушки, бабушки, нянюшки. Старые и мудрые. Что такое мудрость? Может ли мудрость быть злой? Традиции и ценности, которые мы передаем из поколения в поколение.
Творческая работа. Сочинение-рассуждение на тему «Бывает ли мудрость злой?» или «Можно ли обижать больших?» (самостоятельно или на основе сравнения собственных рассуждений с рассказами В. А. Осеевой «Бабка», Ф. Д. Кривина «Можно ли обижать больших?» и др.).
Мини-исследование. «Жизнь замечательных детей: кто помогает стать победителями». Сравнение портретов дедушек, созданных поэтами и художниками (Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы», А. Н. Плещеев «Старик», И. Н. Крамской «Мина Моисеев»).
«Вот что значит настоящий верный друг!» (3—6 часов)
Что такое дружба? Друг — это «другой я». Друзья, товарищи, приятели, соратники. Что ты ценишь в друге? Можешь ли ты сам быть настоящим другом? Какие качества нужны для этого?
Творческая работа. Сочинение-описание по личному опыту и по рассказам других людей «Мой друг». Сочинение-рассуждение «Что такое дружба», «Умею ли я дружить». Сочинение-повествование о дружбе по художественным произведениям и рассказам других людей. Переводы стихотворений о дружбе.
Мини-исследование. «Дружба в жизни знаменитых людей ».
О пушистых, мохнатых, пернатых (2—4 часа)
Что значит слово «питомец»? Мы в ответе за тех, кого приручили. Животные на воле, дома, в зоопарке. Произведения русских писателей о животных (А. П. Чехов, Д. П. Мамин-Сибиряк, А. И. Куприн, С. А. Баруздин и др.).
Творческая работа. Словесное описание животного на основе модели (по личным наблюдениям или художественному произведению).
Мини-исследование. «Как животные становились домашними», «Изображение животных на картинах и в музыкальных произведениях».
Конкурс «Стихи и песни о пушистых, мохнатых, пернатых» .
Смех никому не вредит (3—6 часов)
Почему и над чем мы смеемся? Та шутка хороша, которая никого не обижает. Способы создания юмористического произведения.
За что мы любим цирк? «Цирк» — слово, которое нельзя произносить без улыбки.
Творческая работа. Написание юмористического рассказа или стихотворения по аналогии с прочитанным и на основе данного начала.
Проекты. «Серьезный ли человек клоун?», «Известные писатели-юмористы», «Легко ли рисовать шутки?».
Выставка рисунков и поделок на тему «Ура! Я в цирк иду!».
Школа в прошлом и будущем (3—б часов)
Зачем человеку школа? Какой была школа раньше? Какой она может стать в будущем?
Что мы знаем о своей школе? Чем может гордиться наша школа? Наши учителя и одноклассники. Я — ученик. Мои школьные достижения. Правила школьной жизни.
Творческая работа. Сочинение «Школа прошлого», «Школа будущего», «Школьные вещи бывших, сегодняшних и будущих учеников» (учебник, портфель, чернильница-непроливайка, ручка-вставочка, калькулятор и др.), «Моя мама (мой папа) — первоклассница (первоклассник)».
Групповой проект. Музей школы прошлых лет (учебники, школьные предметы, фотографии и др.) или проект школы будущего.
Что мы Родиной зовем? (2—4 часа)
Наша Родина — Россия. Дорогие сердцу места. Бережное отношение к культурным памятникам и природе. Красота земли — это тоже богатство.
Творческая работа. Сочинение «А я люблю свои места родные...»
Конкурс знатоков родного края.
выставка фотографий, рисунков, коллажей, презентаций, путевых заметок «Открываем то, что рядом».
Речевая мозаика (2—4 часа)
Проверяем себя. Чему мы научились, что узнали за год?
Проводим диагностику личностного и речевого развития. Что я знаю о себе? Кем и каким хочу стать? Письмо самому себе — четверокласснику.
Творческая работа. Проводим презентацию своих достижений за год. Пишем письма-обращения самим себе с пожеланиями и наставлениями. Выполняем диагностические задания на проверку достижения личностных и метапредметных результатов (реставрация текста, «Витки спирали» и др.).
Групповой проект. Создание сборника творческих работ «Этот удивительный мир» (сочинения учащихся на самостоятельно выбранную тему), иллюстрированных самими детьми.
4 класс (34—68 часов)
Утренний, натюрморт (2—4 часа)
Что такое счастливое утро? Нарисуем картину утра словами и красками.
Пробуждение и сон. Что снится человеку и природе? Что случается во сне? (А. И. Одоевский «Городок в табакерке», А. Н. Толстой «Детство Никиты» и др.).
Творческая работа. Сочинение-рассуждение «Счастливое утро: что это такое?». Сочинение-описание по картине К. С. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт». Сочинение-повествование на основе воображения «Мой удивительный сон». Мини-исследование (совместно со взрослыми). «Зачем человеку воображение?».
Конкурс сочинений «В стране Вообразилии».
Время: прошлое, настоящее, будущее (3—б часов)
Зачем в доме часы? Как успеть в жизни сделать главное? Что из своего прошлого и настоящего вам хочется взять с собою в будущее? «А я бы ввел повсюду песочные часы...»
творческая работа. Сочинение по личным воспоминаниям: «Как я взрослел» или «Как взрослые помогали мне взрослеть», «Смешной случай из моего дошкольного детства». Сочинение на основе воображения: «Письмо в будущее», «Время, вперед!» или «Если бы я был...».
Эссе на основе высказываний писателей М. М. Пришвина «Дорожить надо каждым днем своей жизни. Этого я желаю и вам, мои молодые друзья» или К. Д. Бальмонта «Меж прошлым и будущим нить я тку неустанной рукою». Мини-исследование. «Заглянем в будущее героев портретов» (В. А. Серов «Мика Морозов», И. Е. Репин «Стрекоза» и др.).
«Слава русской старине!» (3—6 часов)
Путешествие в прошлое. Былины и летописи. Старорусские богатыри. Старинное и современное значение слова «богатырь». Образы богатырей в былинах, картинах, иллюстрациях, кинофильмах, мультфильмах и др. «Былинные» слова.
Творческая работа. Описание одного из русских богатырей.
Групповая работа. Создаем диафильм, флеш-презентацию или комикс о русских богатырях. Выбираем режиссера, операторов, художников, монтажеров. Анализируем один из фрагментов былины. Определяем время и место, внешний вид богатыря, его действия.
Исследовательская работа. Сравнение образа одного из богатырей в былине, на картинах В. М. Васнецова и в современных мультфильмах. Согласны ли вы с авторами современных мультфильмов в их понимании образов героев? На примере одного из богатырей определите, какой след он оставил в памяти потомков.
Как стать победителем (3—6 часов)
Что такое победа? Кто такие победители? Почему мы становимся победителями?
Можно ли покорить пространство и время? Побеждаем притяжение Земли. Почему влечет человека космос? К. Э. Циолковский, С. П. Королев, Ю. А. Гагарин.
Драгоценная минута. Спортивные успехи. Олимпиада. Цена спортивных поражений и побед.
Нужно ли побеждать самого себя? Шаги к победе. «Александровский букет» — награда для победителя.
Творческая работа. Составление «букета победителя» для своего одноклассника или для самого себя. Сочинение о знаменитом человеке или историческом персонаже на основе предварительного сбора информации из различных источников (в жанре статьи).
Групповой или индивидуальный проект. «Как стать чемпионом?»
Ветер странствий. (3—6 часов)
Зачем люди путешествуют? Реальные и воображаемые путешествия. Путешественники и первооткрыватели. Правила поведения путешественника. Общение в поездке (по произведениям детских писателей и собственным наблюдениям). Необитаемый остров. Общение с самим собой. Ведение дневника и путевых заметок.
Творческая работа. Сочинение-описание «Мои впечатления от поездки». Сочинение-повествование «Приключения путешественника», «Странички путевых заметок».
Выставка фотографий, рисунков, коллажей, презентаций, путевых заметок «Зовет нас берег дальних стран».
Заседание клуба знаменитых путешественников. Изобретатели, открыватели, мастера (3—б часов)
Что такое изобретение, открытие, мастерство? (3-6 часов)
Всегда найдется дело для умелых рук. Ключи от информации. Твори и создавай. Дело и деятель. Современные вещи и техника.
Могут ли дети быть изобретателями? Учимся изобретать и мастерить. Планирование собственной деятельности. Навыки самоорганизации (Янка Мавр «ТВТ» и др.).
Творческая работа. Сочинение на основе личного выбора «Что было бы, если бы не открыли или не изобрели...»
Мини-исследование. «История изобретений и открытий» (на краеведческом материале).
Групповой проект. Собираем копилку изобретательских задач (в жизни, в народных сказках и литературных произведениях, в рассказах об изобретениях и научных открытиях). Изобретаем задания и презентации для одноклассников по учебным предметам.
Проекты (совместно с родителями). «Тайны тысячи советов» или «Достояние семьи» («Как приготовить...», «Как смастерить...», «Как починить...» и др.).
Чудесный час досуга (3—6 часов)
Делу — время, потехе — час. Что такое досуг? Помогает ли досуг нашему взрослению?
Наши увлечения и хобби. Семейные традиции. Любите ли вы театр? Любите ли вы кино? Правила поведения.
Творческая работа. Сочинение «Должен ли досуг быть полезным?», «И сердце радоваться радо и самой малой новизне».
Мини-исследование. «Необычные коллекции», «От увлечения и хобби — к главному делу жизни».
Книжный шкаф детства (3—6 часов)
Умеем ли мы читать и понимать прочитанное? Диалог с авторами.
Мы — переводчики. Переводчик — подражатель или соавтор? Переводим с иностранных языков (то есть языков иных стран). Древнерусский текст: надо ли его переводить? «Переводим» прозу в поэзию.
Творческая работа. Сочинение стихов на основе миниатюр М. М. Пришвина из книги «Глаза земли». Стихотворения-переводы. Эссе на основе высказывания О. Мандельштама «Книжный шкаф раннего детства — это спутник человека на всю жизнь».
Сравнительное мини-исследование. Сравнение разных переводов одного и того же текста (переводы английских детских песенок К. И. Чуковского и С. Я. Маршака). Сравнение переводов стихотворения, сделанных учениками одного класса.
Проект «Главные источники информации для меня и моих близких».
исследовательская работа. Любимые книги детства русских писателей (К. Г. Паустовский, А. Н. Толстой и другие известные писатели о любимых книгах своего детства).
Два мира есть у человека» (3—6 часов)
Что нас окружает? Нерукотворный и рукотворный мир. Природа, произведения искусства, человек.
«Нет кисти лучше, чем воображение...» Что дарит автору воображение? (Э. Дикинсон «Из чего можно сделать прерию?» и др.).
Творческая работа. Сочинение на основе воображения «Если бы...» («Если бы деревья быстро росли», Если бы я жил в другое время», «Если бы я стал знаменитым» и др.).
«Этот День Победы...» (3—6 часов)
Великая Отечественная война. День Победы — «праздник со слезами на глазах». «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой...» Гордимся и помним. На фронте и в тылу. Города-герои. Мои земляки — герои.
Творческая работа. Сочинение по картинам или произведениям художественной литературы, посвященным Великой Отечественной войне. Сочинение о военной песне. Сочинение-миниатюра «Вечный огонь — память о павших».
Проекты. «Военная песня помогала побеждать», «Улицы, названные в честь героев» и др.
исследовательская работа (совместно с родителями). «История Победы в истории моей семьи», «Великая Отечественная война: фронт и тыл».
Конкурс рисунков и сочинений, посвященных Великой Отечественной войне.
Конкурс военных песен.
«Я верю в силу пламенного слова» (3—б часов)
«Дерево смыслов». Что можно увидеть «между строк»? Как авторы передают основную мысль, выражают свою позицию в произведениях? Сколько способов передачи основной мысли мы знаем?
Притяжение чистого листа. Учимся передавать собственные мысли и чувства. Какие свои мысли и идеи нужно передавать другим людям?
Умеем ли мы убеждать других людей с помощью слов, договариваться с другими? Какие качества нужны для этого? Правила ведения дискуссии и спора.
Творческая работа. Сочинение «Мои прописные истины». Сочинение-рассуждение «Если б у Сократа не было Платона...» (значение устной и письменной речи).
Групповой проект. Составляем с помощью пословиц, афоризмов, высказываний выдающихся людей «Золотые правила нравственности» для всего класса.
Речевая мозаика (2—4 часа)
«Проба пера» на основе самостоятельно выбранной темы.
Коллективная работа по подготовке к презентации творческих работ детей. Презентация детских работ, созданных за год.
1 класс
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Дата проведения | |
По плану | факт | |||
1-3 | Что создано на земле человеком | 3 | ||
4-7 | Я хочу сказать свое слово | 4 | ||
8-10 | Как тебя мне называть? | 3 | ||
11-14 | Как надо говорить, чтобы тебя услышали | 4 | ||
15-18 | Давайте разговаривать друг с другом | 4 | ||
19-21 | Игра — это тоже общение | 3 | ||
22-24 | В стране Перевирушки | 3 | ||
25-28 | «Сказка добрая придет» | 4 | ||
29-31 | Книга — особый мир | 3 | ||
32-33 | Речевая мозаика | 2 |
2 класс
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Дата проведения | |
По плану | факт | |||
1-2 | Что дарит нам солнце | 2 | ||
3-5 | Что нужно человеку для общения? | 3 | ||
6-8 | «Это край живого слова» | 3 | ||
9-11 | Секреты загадки | 3 | ||
12-15 | «Сказка — умница и прелесть — с нами рядышком идет» | 4 | ||
16-18 | Как я научился... | 3 | ||
19-21 | Какие бывают прогнозы | 3 | ||
22-24 | «Книга в мир открывает двери» | 3 | ||
25-27 | Окно в отраженный мир | 3 | ||
28-30 | Любят и воспитывают | 3 | ||
31-32 | Письма пишут разные... | 2 | ||
33-34 | Речевая мозаика | 2 |
3 класс
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Дата проведения | |
По плану | факт | |||
1-2 | Каким бывает утро? | 2 | ||
3-5 | «Мы все в одну сольемся душу...» | 3 | ||
6-7 | Слово в подарок | 2 | ||
8-9 | Колодец времени | 2 | ||
10-11 | Открываем новые слова | 2 | ||
12-14 | Пространства нашего общения | 3 | ||
15-17 | Птицу видно в полете, а человека — в работе | 3 | ||
18-20 | На что и клад, когда в семье лад | 3 | ||
21-22 | «Вот что значит настоящий верный друг!» | 2 | ||
23-24 | О пушистых, мохнатых, пернатых | 2 | ||
25-26 | Смех никому не вредит | 2 | ||
27-28 | Школа в прошлом и будущем | 2 | ||
29-31 | Что мы Родиной зовем? | 3 | ||
32-34 | Речевая мозаика | 3 |
4 класс
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Дата проведения | |
По плану | факт | |||
1-2 | Утренний натюрморт | 2 | ||
3-5 | Время: прошлое, настоящее, будущее | 3 | ||
6-8 | «Слава русской старине!» | 3 | ||
9-11 | Как стать победителем | 3 | ||
12-14 | Ветер странствий | 3 | ||
15-17 | Изобретатели, открыватели, мастера | 3 | ||
18-20 | Чудесный час досуга | 3 | ||
21-23 | Книжный шкаф детства | 3 | ||
24-26 | «Два мира есть у человека» | 3 | ||
27-29 | «Этот День Победы...» | 3 | ||
30-32 | Утренний натюрморт | 3 | ||
33-34 | Время: прошлое, настоящее, будущее | 2 |
Планируемые результаты реализации программы «Утро»
Организация занятий по программе внеурочной деятельности «УТРО» в начальной школе позволяет создать условия для достижения личностных и метапредметных образовательных результатов, обозначенных во ФГОС НОО.
Во-первых, программа предполагает знакомство учащихся с базовыми понятиями, к которым относятся такие, как «речевое поведение», «речевой поступок», «коммуникативно-речевые ситуации». Это составляет важнейшую часть содержательного обеспечения реализации программы, поскольку без определенного теоретического осмысления невозможно осознанное формирование речевого поведения детей.
Во-вторых, важным аспектом реализации данной программы является становление у младших школьников позитивного отношения к родному языку и способности выражать с его помощью собственные мысли и чувства в различных коммуникативно-нравственных ситуациях.
В-третьих, результатом освоения программы «УТРО» должно стать развитие у младших школьников различных стратегий речевого поведения: эмоционально-ценностных, когнитивных, авторских, организационных.
Личностные и метапредметные образовательные результаты представлены в программе по годам обучения и сгруппированы по основной направленности. Таким образом, можно проследить динамику их развития от класса к классу.
Указанные в программе планируемые результаты могут дополняться по усмотрению учителя другими, что позволяет учитывать особенности конкретной образовательной организации, возможности и потребности учащихся и педагога, их творческий потенциал и индивидуальные особенности.
Опыт ценностных ориентаций.
Личностные универсальные учебные действия
1-2 класс | 3 класс | 4 класс |
Бережное отношение к языку как средству общения. Определение и оценка своих эмоциональных реакций. Умение замечать прекрасное в окружающем мире и стремление выразить свое отношение с помощью слова. Сотрудничество с другими людьми. Способность ступать во взаимодействие с одноклассниками в процессе решения коммуникативных задач. Освоение эмоционально-ценностных, когнитивных, авторских, организационных стратегий речевого поведения. Соблюдение этикетных норм речевого поведения. | Бережное отношение к языку как достоянию, унаследованному нами от предков. Умение видеть ценность и уникальность каждого человека. Доброжелательное отношение к речевым высказываниям, созданным другими людьми. Осознание авторского взгляда на мир. Сотрудничество и взаимопонимание между людьми, овладение навыками учебного сотрудничества. Способность вступать во взаимодействие с одноклассниками и взрослыми (в том числе с учителем) в процессе решения коммуникативных задач. Умение высказывать свою точку зрения и воспринимать точку зрения другого человека. Овладение навыками диалогического взаимодействия. Освоение эмоцио- нально-ценност- ных, когнитивных, авторских, организационных стратегий речевого поведения. Решение речевых ситуаций на основе осознания нравственных норм и правил. | Бережное отношение к языку как достоянию, наследованному нами от предков и объединяющему всех соотечественников. Понимание ценности разных позиций по отношению к информации, к речевым высказываниям. Способность передавать свое отношение к полученной информации с помощью различных средств. Умение видеть уникальность окружающего мира и самого себя и стремление выразить свою индивидуальность с помощью создания речевых ысказываний различных жанров. Сотрудничество и взаимопонимание между людьми, людьми в процессе решения коммуникативно-речевых задач, выстраивание личных и деловых отношений с другими участниками образовательных отношений. Освоение эмоционально- ценностных, когнитивных, авторских, организационных стратегий речевого поведения. Готовность к совершению речевых поступков в соответствии с усвоенными нравственными нормами и правилами. |
Опыт творческой деятельности. Коммуникативные, регулятивные и
познавательные универсальные учебные действия
1-2 класс | 3 класс | 4 класс |
Создание детьми собственных образов с помощью звуков и слов. Выражение собственного отношения к увиденному, услышанному, прочитанному. Осознание возможностей различных средств выразительности устной речи. Овладение разными видами диалога. Отбор материала в соответствии с речевыми ситуациями и коллективное составление высказываний на их основе. Анализ художественных и разговорных текстов. Составление собственных текстов, относящихся к различным формам речи (диалогов и монологов). Создание повествовательных текстов различных жанров, в том числе на основе моделей. Сочинение чистоговорок, сравнительных и описательных загадок, сказок. | Создание детьми собственных образов с помощью слова, предложения, текста. Выражение собственного отношения к различным источникам информации. Овладение различными видами диалогической и монологической речи. Отбор материала в соответствии с речевыми ситуациями и самостоятельное составление речевых высказываний. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению художественного произведения (рассказа, сказки, басни). Анализ и составление литературных и информационных текстов. Сочинение собственных текстов различных видов, жанров, стилей на основе коллективной подготовительной работы | Создание образов с помощью различных фонетических, лексических, синтаксических средств. Оценка и объединение информации, полученной из разных источников. Определение роли изобразительно-выразительных средств в художественном произведении. Поиск, анализ и интерпретация информации и создание на этой основе собственных творческих продуктов. Самостоятельная подготовка к драматизации художественных текстов. Сопоставительный анализ одно- темных речевых высказываний. Сравнение образов, созданных в различных видах искусства. Сочинение собственных текстов разных видов, жанров, стилей, форм на основе самостоятельно выбранной темы. |
Литература
- Воробьева, В. И. Сочинения по картинам в начальных классах / В. И. Воробьева, С. К. Тивикова. — Тула : Родничок; М. : Астрель, АСТ, 2006. — 220 с.
- Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : психологический очерк / Л. С. Выготский. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 1991. — 93 с.
- Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — М. : Лабиринт, 1996. — 415 с.
- Жинкин, Н. И. Язык — речь — творчество : избранные труды / Н. И. Жинкин. — М. : Лабиринт, 1998. — 368 с.
- Колесова, О. В. Развитие речи младших школьников на функционально-стилистической основе // Начальная школа плюс до и после. — 2008. — № 3. — С. 16—19.
- Курцева, 3. И. Речевой поступок в педагогическом общении / 3. И. Курцева. — М. : Баласс, 2010. — 224 с.
- Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии : избранные психологические труды / А. А. Леонтьев. — М. : МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2001. — 448 с.
- Речевое развитие младших школьников: коммуника- тивно-деятельностный подход : сборник статей / под ред. С. К. Тивиковой. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2011. — 220 с.
- Тивикова, С. К. Речевое развитие младших школьников : программа курса / С. К. Тивикова. — Н. Новгород : Дятловы горы, 2006. — 24 с.
- Тивикова, С. К. Творческое изложение на основе метода прогнозирования / С. К. Тивикова // Начальная школа. — 2004. — № 2. — С. 61—69.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — М. : Просвещение, 2010. — 31 с. — (Стандарты второго поколения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Народные подвижные игры" 3 класс.
В этой папке содержится календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Народные подвижные игры" 3 класс....
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности Патриоты России 1-3 классы
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с требованиями ФГОС...
Календарно-тематический план по внеурочной деятельности "Мы - Россияне", 3 класс
Цели:- образование, развитие и воспитание личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и челов...
Календарно-тематический план по внеурочной деятельности "Творческая мастерская", 3 класс
Рабочая программа базового уровня по внеурочной деятельности «Творческая мастерская» (художественно – эстетическое направление) для обучающихся 3 класса 2015-2016 учебного ...
Календарно -тематическое планирование внеурочной деятельности " Юный шахматист" для 1 класса
Программа для младших школьников «Юный шахматист» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственног...
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по русскому языку, 2 класс
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по русскому языку во 2 классе...