Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Народные подвижные игры" 3 класс.
рабочая программа по зож (3 класс) по теме
В этой папке содержится календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Народные подвижные игры" 3 класс.
Скачать:
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка «Народные подвижные игры» для 3 класса разработана на основе примерной программы, рекомендованной Министерством образования РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения, и в соответствии с Образовательной программой МБОУ ЗСОШ №1 с. Заветного Ростовской области.
Актуальность конкретной деятельности.
Сегодня много говорят о малоподвижном образе жизни школьников, что отрицательно сказывается на их здоровье, умственном, физическом и психологическом развитии. Подвижные игры в рамках внеклассной работы в значительной степени могут восполнить недостаток движения, а также помогают предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей во время учёбы. Сложные и разнообразные движения игровой деятельности вовлекают в работу все мышечные группы, способствуя развитию опорно-двигательного аппарата, нормальному росту, укреплению различных функций и систем организма и формированию здоровой осанки.
Подвижные игры вырабатывают у детей также бойцовский характер, упорство, здоровое желание быть лучше других, развивают лидерские качества. Групповые учат сплоченности, товариществу, взаимовыручке. Так как для большинства подвижных игр необходимо достаточно большое количество играющих, то игровой процесс, кроме следования правилам игры как таковой, включает в себя и постоянное общение со сверстниками, а значит, создаются благоприятные условия для успешной социальной адаптации формирующейся личности в будущем.
Кроме того, что подвижные игры оказывают всесторонне развивающее воздействие на организм, они еще и очень увлекательны и разнообразны по содержанию. Если надоедает одна игра, всегда на выбор есть еще множество других. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Чепена», «Олени и пастухи» и т. д.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т. е. мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Палочка-выручалочка», «Пятнашки» и др.)
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить». Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи («один - за всех и все — за одного» — цыплята), ответственности, смелости, находчивости (наседка).
Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. На наш взгляд народные игры призваны донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов. В современном мире повсеместно и неуклонно происходит возрождение древней культуры всех народов, развиваются и совершенствуются национальные традиции в искусстве и литературе, содержащие в себе богатейшие фольклорные пласты, куда относятся и народные игры. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического- воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. На территории Северного Кавказа проживают разные народы, поэтому наблюдается интенсивное взаимопроникновение национальных культур, что связано с территориальным перемещением людей. Дети разных национальностей, посещая общеобразовательные учреждения, повседневно общаются, рассказывают сказки, рисуют, играют в разные игры, поют и танцуют, внося в свою деятельность элементы национальной культуры. Данный курс призван помочь учащимся находить общий язык со сверстниками, пробудить интерес к многонациональной культуре и искусству своего края через игры, увидеть, что у каждого народа есть свои уникальные игры, не похожие на игры остальных народов, но есть и универсальные игры, хорошо известные детям всего мира. Дети, чаще всего сами являются авторами игр. Буквально все - исторические факторы, география региона, особенности национальной культуры и быта, религия, общественные отношения и пр. может стать темой и сюжетом для игры.
Цель:
- формирование гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
- содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Задачи:
- научить детей играть активно и самостоятельно;
- вырабатывать умение в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу;
способствовать воспитанию нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
Объём программы.
Программа рассчитана на учащихся 3-их классов. 1 час в неделю, 34 часа в год по плану. По рабочей программе 33 ч в год. Поэтому 2 часа добавлено из части формируемой участниками образовательного процесса. 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая – праздничные дни. Темы, попадающие на праздничные дни, планирую изучать за счет резервных уроков или будут совмещены с другими темами.
Численный и возрастной состав кружка.
В состав кружка входят дети 8 - 9 лет в количестве 12 человек.
Материально- техническое обеспечение программы:
- гимнастическая дорожка (8 матов);
- 25 теннисных мячей;
- 4 набора кубиков (по 9 штук в каждом);
- 15 гимнастических обручей; 15 гимнастических палок;
- 10 мячей - прыгунок;
- 6 мячей для минибаскетбола;
- 25 миниклюшек;
- 25 платочков;
- 15 скакалок;
- 30 камешков одного размера (галька); 2 декоративные удочки;
- 14 флажков;
- 2 набора «Городки».
- Канат.
Ожидаемые результаты:
К концу третьего года обучения дети
должны иметь представление:
- об историческом наследии народов разных стран ближнего зарубежьяи игр других народов;
- о традициях народных праздников разных национальностей;
- о культуре общения со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности;
должны знать:
- историю возникновения игр разных народов;
- правила проведения игр, эстафет и праздников;
- основные факторы, влияющие на здоровье человека;
- основы правильного питания;
- правила поведения во время игры.должны уметь:
- выполнять упражнения в игровой ситуации (равновесие, силовые упражнения, гибкость);
- проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию;
- владеть мячом, скакалкой, обручем и другим спортивным инвентарём;
- применять игровые навыки в жизненных ситуациях.
II. Содержание работы кружка.
1.Общие подвижные символические игры.
1 . Вас приглашает страна Игр. Какие бывают игры?
2 . Правила игры. Обязательны ли они для всех?
3 . Игры-сцеплялки. Игры, в которых присутствует специфическое построение, сохраняющееся на протяжении всего игрового процесса.
4 . Подвижные игры.
5 . Игры-перетягивания. Силовые игры, общей целью которых является необходимость перетянуть противника определенным образом. «Чья возьмет?».
6 . Догонялки. Всевозможные игры с общей игровой механикой – водящему (или водящим) необходимо осалить (коснуться) убегающих игроков и игры эстафеты.
7 . Поисковые игры. Игры, игровой процесс которых построен на поиске участников или предметов.
8 . Спортивные игры. Игры по мотивам популярных игровых видов спорта: футбола, волейбола и т.д.
9 . Игры с мячом. Эстафета «Озорные мячики»
10 . Игры на реакцию.
11 Звероробика.
12 . Прыгательные игры. Игры со скакалкой, резинкой и т.д.
13 . Старинные игры
14 . Игры на меткость. Стрельба по мишеням. «Снежки»
15 . . Игры на свежем воздухе.
16. Башкирские народные игры.
17..Бурятские народные игры.
18. Дагестанские народные игры.
19. Кабардино-балкарские игры.
20. Калмыцкие народные игры.
21. Карельские народные игры.
22. Игры народов Коми.
23. Марийские народные игры.
24. Мордовские народные игры.
25.Спортивный праздник «Мир подвижных игр».
Календарно-тематическое планирование.
ДАТА |
Тема занятия.
| Количество часов | Содержание деятельности. | Результат занятия. | Методы оценки достижений. | |
план | факт | |||||
Башкирские народные игры. | ||||||
3.09 | 1.Какие бывают игры. Подвижная игра 1.Юрта 2.Змейки на снегу | 1 | Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра. | Знания подвижных игр и умения в них играть | ||
10.09 | 2.Правила игры. Обязательны ли они для всех? Подвижные игры 1.Медный пень 2.Салки снежками | 1 | Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры. | Знания правил подвижных игр | ||
17.09 | 3. Подвижная игра 1.Палка-кидалка 2.Снежные круги | 1 | Правила игры. Проведение игры. Игры с гимнастическими палками. | Знания правил подвижных игр умения в них играть | ||
24.09 | 4. Подвижные игры 1.Липкие пеньки 2.Снежные фигуры | 1 | Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры. | Знания правил подвижных игр умения в них играть | ||
1.10 | 5. Подвижные игры 1.Стрелок 2.Засада | 1 | Правила игры. Проведение игры. | Знания правил подвижных игр умения в них играть | ||
8.10 | 6. 1.Котел на снегу 2. Наша гора
| 1 | Всевозможные игры с общей игровой механикой -водящему (или водящим) необходимо осалить (коснуться) убегающих игроков и игры эстафеты. | Знания правил подвижных игр умения в них играть | ||
Бурятские народные игры. | ||||||
15.10 | 7. 1.Табун 2.Стрельба по соломенным бабкам. | 1 | Игры, игровой процесс которых построен на поиске участников или предметов. | Знания правил подвижных игр умения в них играть | ||
22.10 | 8. 1.Иголка, нитка и узелок 2. Игра прятанье колечка | 1 | Знакомство с правилами и проведение игр «Иголка, нитка и узелок», «Чья возьмет?». | Знания правил подвижных игр умения в них играть | ||
5.11 | 9. 1.Волк и ягнята 2.Верблюжонка верблюд ловит | 1 | Упражнение «Ладонь – кулак», игры «Ищи безостановочно», «Заметь всё», «Запомни порядок». | Знания правил подвижных игр умения в них играть | ||
12.11 | 10. 1.Ищем палочку 2. Ловля тарбаганов. | 1 | Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два. | Знания правил подвижных игр умения в них играть | ||
Дагестанские народные игры. | ||||||
19.11 | 11. 1.Выбей из круга 2.Сумей догнать | 1 | Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два. | Знания правил подвижных игр умения в них играть. Уметь перестраиваться из колонны по одному в колонну по два. | ||
26.11 | 12. 1.Палочка-стукалочка 2.Космонавты | 1 | Гимнастические упражнения. Эстафеты. | Знания правил подвижных игр умения в них играть | ||
3.12 | 13. 1.Надень папаху 2.Два мороза | 1 | Гимнастические упражнения. Эстафеты. | Знания правил эстафет умения их выполнять | ||
10.12 | 14. 1.Подними платок 2.Попрыгунчики-воробушки | 1 | Знакомство с правилами и проведение игр. | Знания правил подвижных игр умения в них играть | ||
17.12 | 15. 1.Слепой медведь 2.Лиса и куры | 1 | Комплекс ОРУ со скакалкой. | Знания правил проведения ОРУ , подвижных игр со скакалкой и умения в них играть | ||
24.12 | 16. 1.Достань шапку 2.Зайцы, сторож и Жучка | 1 | Правила игры. Проведение игры. | Знания правил подвижных игр умения в них играть | ||
Кабардино-балкарские игры. | ||||||
14.01 | 17. Игры на меткость. 1.Повелитель лунки 2.Волк во рву | 1 | Разучивание и проведение игр. | Знании правил катания на лыжах и умения ими управлять. | ||
21.01 | 18. Игры на свежем воздухе 1.Под буркой 2.Метко в цель | 1 | Разучивание и проведение игр. Метание снежков в цель. | Знания правил подвижных игр со снежками и умения в них играть | ||
28.01 | 19. 1.Журавли-журавли 2.Выставка картин | 1 | Разучивание и проведение игр. | Умения проводить и участвовать в спортивной викторине. | ||
Калмыцкие народные игры. | ||||||
4.02 | 20. 1.Забрасывание белого мяча 2.Фигуры | 1 | Правила игры. Проведение игры. | Знания правил подвижных игр умения в них играть | ||
11.02 | 21. 1.Прятки 2.Мяч среднему | 1 | Правила игры. Проведение игры. | Знания правил подвижных игр умения в них играть | ||
18.02 | 22. 1.Кружится вокруг колышка 2.Шишки, желуди, орехи | 1 | Игры со скакалкой, мячом. | Знания правил проведения ОРУ , подвижных игр со скакалкой и умения в них играть | ||
Карельские народные игры. | ||||||
25.02 | 23. 1.Мяч 2.Белые медведи | 1 | Построение. Строевые упражнения: перемещение. | Знания правил подвижных игр умения в них играть. Уметь перестраиваться из колонны по одному в колонну по два. | ||
4.03 | 24. 1. «Я есть» 2.Пустое место | 1 | Правила игры. Проведение игры. | Знания правил подвижных игр умения в них играть | ||
Игры народов Коми. | ||||||
11.03 | 25. 1.Стой, олень! 2.Вызов номеров | 1 | Совершенствование координации движений. | Знания правил подвижных игр умения в них играть удерживая равновесие. | ||
18.03 | 26. 1.Охота на оленей 2.Зайцы в огороде | 1 | Игры с мячом: ловля, бросок, передача. | Знания правил подвижных игр умения в них играть. Умение бросать мяч и передавать его. | ||
1.04 | 27. 1.Невод 2.Парашютисты» | 1 | придумывание зачинов, считалок, игры в них. | Уметь самостоятельно придумывать зачины, считалки, игры и уметь в них играть. | ||
8.04 | 28. 1. Ловля оленей 2.Прыжки по полоскам | 1 | Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра. | Знание правила игры и умение в неё играть. | ||
Марийские народные игры. | ||||||
15.04 | 29. 1.Катание мяча 2.Конники-спортсмены | 1 | Игры, эстафеты, Весёлые минутки. | Показать все знания и умения играть в подвижные игры. | ||
22.04 | 30. 1.Биляша 2.Мяч соседу | 1 | Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра. | |||
Мордовские народные игры. | ||||||
29.04 | 31. 1.Котел 2.Совушка | Правила игры. Проведение игры. | ||||
6.05 | 32. 1.Салки 2.Попади в мяч. | |||||
13.05. | 33. 1.Круговой 2.Караси и щука. | Правила игры. Проведение игры. | ||||
20.05. | 34. 1.Раю-раю 2.День и ночь. Спортивный праздник. «Мир подвижных игр». | Правила игры. Проведение игры и праздника. |
Литература:
- Барканов СВ. Формирование здорового образа жизни российских подростков. Учебно-методическое пособие /Владос, 2001.
- Богданов Г.П., Утенов О.У. Система внеурочных занятий со школьниками оздоровительной физической культурой, спортом и туризмом, 1993.
- Богданов В.П. Будьте здоровы: Оздоровительная физическая культура, спорт и туризм в кружковой работе с молодежью и взрослыми: методическое пособие, 1990.
- Журнал «Практика» (№ 4/2004 г.).
- Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры - к спорту, 1985.
- Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни, 1991.
- Железняк Ю.Д. Волейбол в школе, 1989.
- Игнатьева В.Я. Гандбол: Пособие для институтов. Образовательные программы и методические материалы для реализации третьего дополнительного и урока физической культуры / Под ред. к.б.и. Э.И.Абрамова/Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. - Курган, 2005.
- Константинов Ю.С. Туристическая игротека. Учебно-методическое пособие /Владос, 2000 г./физической культуры, 1983.
- Клусов Н.П. Ручной мяч в школе. Пособие для учителей, 1986 г. Программа физического воспитания с оздоровительной направленностью для учащихся 1 - 9-х классов общеобразовательных школ Курганской области /Под ред. Л.З. Штода /Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. - Курган. 2004.
- Литвинова М.Ф. Русские народные игры. Москва, /Просвещение/ 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности 1-2 класс
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе "ОчУмелые ручки" для 1-2 классов. В планирование представлены теоретические и практические занятия; включены разделы: р...
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Рабочие программы и календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности 1-4 класс
1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности социального направления «Тропинка к своему «Я»2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровит...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельность "Подвижные игры" 3 класс
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельность "Подвижные игры" 3 класс...
Календарно - тематическое планирование. внеурочная деятельность . 1-4 класс
Примерное календарно - тематическое планирование кружков и секций на 1 ступени образования"Математические ступеньки""Загадки русского языка""Чтение с увлечением"...