Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности социального направления "Мы - нижегородцы" для 1-4 классов
календарно-тематическое планирование (1, 2, 3, 4 класс) на тему
КТП внеурочной деятельности социального направления "Мы - нижегородцы" для 1-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_nizhegorodtsy.docx | 57.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
«ГОРОД НИЖНИЙ НОВГОРОД»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА НИЖНИЕГО НОВГОРОДА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА №139»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на ШМО учителей начальных на Методическом совете директор МАОУ «Школа №139»
классов
Председатель ШМО учителей Заместитель директора _______________Л.А.Свиридова
начальных классов
______________Сизова С.Ю. ______________О.А.Орлова
Протокол № 1от 01.09.2018 г. Протокол № 1от 01.09.2018 г. Приказ №___от______________
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МЫ - НИЖЕГОРОДЦЫ»
Исаак Зарины Амирбековны
г.Нижний Новгород
2018-2019 учебный год
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Сроки проведения | ||
план | факт | ||||
1-2 | Экскурсия в природу: Заготовка природных материалов-травы, соломы, листьев, веток, желудей, ягод шиповника, рябины и боярышника, мха, камней(гальки), ракушек. Стихи о природе и ее явлениях нижегородских авторов Т.Владимировой, Н.Венецкая, Л. Данилинина, А. Ибряева, В.Осина | 2 | 6.09 13.09 | ||
3 | Изготовление кукол из травы с помощью технологической карты. Стихи о природе и ее явлениях нижегородских авторов Т.Владимировой, Н.Венецкая, Л. Данилинина, А. Ибряева, В.Осина, Н.Тихомировой, М.Сорокина | 1 | 20.09 | ||
4-5 | Изготовление кукол из соломы с помощью технологической карты. Игра в куклы на заданные ситуации. Стихи о природе и ее явлениях нижегородских авторов Н.Тихомировой, М.Сорокина, В. Стукачева, Н. Худякова | 2 | 27.09 4.10 | ||
6 | Старт проекта « Панно из листьев» для украшения игрового уголка или создание игрушки из листьев и ягод. Экскурсия в музей истории художественных промыслов. | 1 | 11.10 | ||
7 | Моделирование игрушек из ракушек. Стихи Н. Худякова, Н. Тихомировой | 1 | 18.10 | ||
8 | Праздник « Это Родина моя» : стихи о природе нижегородских авторов Н. Худякова, Н. Тихомировой, М. Сорокина, В. Стукачева | 1 | 25.10 | ||
9 | Знакомство с элементами хохломской росписи. Стихи Н.Худякова, В.Аветисяна, Ю. Андрианова, В. Шамшурина | 1 | 8.11 | ||
10 | Знакомство с элементами городецкой росписи. Рисование и раскрашивание элементов нижегородских росписей в альбоме для последующего изготовления счетного материала. Стихи Ю. Андрианова | 1 | 15.11 | ||
11 | Творческая работа по созданию объемных художественных элементов нижегородских росписей | 1 | 22.11 | ||
12 | Мини-исследование росписей (совместно с родителями). «Солнечные краски Нижегородчины» .Стихи И. Князевой | 1 | 29.11 | ||
13-14 | Елочные бумажные и картонные игрушки. Стихи И.Князевой | 2 | 6.12 13.12 | ||
15 | Экскурсия на фабрику в г. Семенов. Стихи Н.Худякова | 1 | 20.12 | ||
16 | Слушание и заучивание стихов о матрешке, о хохломе. Цвета хохломы. Игра « Да-нет» на узнавание предметов с хохломской росписью | 1 | 27.12 | ||
17-18 | Расписывание счетного материала: матрешка семеновская. Сочинение двустиший о матрешке | 2 | 17.01, 24.01 | ||
19-20 | Расписывание счетного материала6 матрешка полхов-майданская. Разучивание движений для танца матрешек | 2 | 31.01 14.02 | ||
21-22 | Расписывание счетного материала: пасхальное яйцо. Стихи о Пасхе | 2 | 21.02 28.02 | ||
23-24 | Расписывание счетного материала: хохломская ложка | 2 | 7.03, 14.03 | ||
25 | Ярмарка деревянных расписных изделий | 1 | 21.03 | ||
26 | Мастер-класс глиняных дел умельцев. Слушание сказок «Жучок», «Колобок» | 1 | 4.04 | ||
27-28 | По выбору: конь глиняный расписной или петушок глиняный расписной. Сказка «Почему петухи рано спать ложатся» | 2 | 11.04 18.04 | ||
29 | Копилка «свинья, кошка) или свистульки по выбору. «Сказка о глиняном Иванушке», « о глиняном человечке» | 1 | 25.04 | ||
30-31 | Форма для печатного пряника; изготовление печатного пряника из глины. Слушание сказок « Сказка о городецком прянике» , « Заря-заряница». Игры в группах и парах самодельными игрушками | 2 | 2.05 16.05 | ||
32 | Глиняная посуда: солонка, чашка, ваза, горшок. Слушание сказки « Как солдат богатея проучил» | 1 | 23.05 | ||
33 | Праздник « Мы - наследники нижегородских левшей» | 1 | 30.05 |
Методическое обеспечение разделов рабочей программы для 1 класса.
Раздел, темы | Формы занятий | Приёмы и методы | Дидактические приёмы | Техническое оснащение | Форма подведения итогов |
Нижегородская народная игрушка из разных материалов | Беседы, коллективная игра, практические занятия, экскурсии | Речевая и поведенческая практика, экскурсия в лес | Технологическая карта, плакаты, таблицы | Презентация | сюжетно-ролевая игра, стихи о природе, проигрывание ситуаций, творческая работа |
Нижегородская народная игрушка из бумаги | Рассказ-беседа, практические занятия | Диалоги, изучение правил опрятности, правил техники безопасности с ножницами | Таблицы, плакаты | Презентация | |
Нижегородская народная игрушка из дерева | Познавательные беседы, практические занятия | Словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративные | Плакаты, таблицы | Просмотр мультфильмов | Обсуждение с родителями, конкурсы рисунков, ярмарка деревянных изделий |
Нижегородская народная игрушка изглины | Теория и практика-познавательные беседы, практические занятия по теме, творческие мастерские, мини-проекты, беседы-размышления | Вводная беседа, игры, беседы-размышления, ролевые игры, мини-выступления, работа в группах, сбор информации, анализ информации, презентация, умение публичного выступления, защита продукта проекта | работа со справочниками и словарями, работа с источниками информации, методика разбора этапов проекта, методика выступления с сообщениями. | Медиамультипроектор, справочная литература, учебная презентация, просмотр видеофрагментов | Наблюдение за работой в группе, умение отвечать на вопросы, умение высказывать свои предположения, проявление творчества, умение вести дискуссии, диалоги, умение отсеивать лишнее, овладение средствами и способами воплощения собственных замыслов, умение презентовать свои достижения, взаимодействия со сверстниками |
Ожидаемые результаты реализации программы.
Занятия по программе обеспечивают формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Определение результативности реализации программы духовно-нравственного и патриотического становления личности младшего школьника осуществляется в соответствии с критериями 3 уровней.
Результаты 1 уровня(усвоение младшими школьниками социальных знаний базовых нравственных ценностей):
- имеют представление о духовно-нравственных ценностях и проявляют потребность к своему духовно-нравственному самосовершенствованию при условии создания необходимых условий и факторов;
- имеют начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями социальных групп;
- получают представление об истории малой родины из литературных произведений нижегородских авторов о примерах патриотизма нижегородцев.
2 класс
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Сроки проведения | |
план | факт | |||
1. | Богатства Нижегородской стороны: люди и славные дела | 1 | ||
2 | Мы и наши соседи | 1 | ||
3 | Картины родной природы. Весна красна | 1 | ||
4 | Картины родной природы. Вспомним лето | 1 | ||
5 | Секрет золотой хохломы | 1 | ||
6 | Картины родной природы. Богатства золотой осени | 1 | ||
7 | Картины родной природы. Грустные мотивы поздней осени | 1 | ||
8 | Городецкие сюжеты | 1 | ||
9 | Народные забавы юных нижегородцев | 1 | ||
10 | Картины родной природы. Зимние пейзажи. | 1 | ||
11 | Как аукнется , так и откликнется | 1 | ||
12 | Всяк своего счастья кузнец | 1 | ||
13 | Друг познается в беде | 1 | ||
14 | На языке- мед, а под сердцем -лед | 1 | ||
15 | Чужой хлеб всегда вкусен | 1 | ||
16 | Авторские сказки с. Афоньшина | 1 | ||
17 | Итоговый урок. Лисьи проделки | 1 | ||
18 | Наш город- Нижний Новгород | 1 | ||
19 | Нижний Новгород-центр Нижегородской области и Поволжья | 1 | ||
20 | Символы Нижнего Новгорода | 1 | ||
21 | Нижегородский кремль. Путешествие | 1 | ||
22-23 | Нижний Новгород-богатый торговый город | 2 | ||
24 | Религии и храмы Нижнего Новгорода | 1 | ||
25 | Музеи | 1 | ||
26 | Театральный Нижний | 1 | ||
27-28 | Центральные площади, улицы и набережные Нижнего Новгорода | 2 | ||
29 | Нижегородский транспорт | 1 | ||
30 | Традиции Юных нижегородцев | 1 | ||
31 | Прекрасное радом | 1 | ||
32 | Советы на лето | 1 | ||
33 | Проверяю себя. Тест | 1 | ||
34 | Путешествие по своему поселению | 1 |
Методическое обеспечение разделов рабочей программы для 2 класса.
Раздел, темы | Формы занятий | Приёмы и методы | Дидактические приёмы | Техническое оснащение | Форма подведения итогов |
Богатства Нижегородской стороны: люди и славные дела. | Лекция. | Рассказ – беседа. | Презентация. | Мультимедийный проектор, компьютер. | Подведение итогов. |
Мы и наши соседи. | Сообщения. | Рассказ – беседа. | Презентация. | Мультимедийный проектор, компьютер. | Совместное обсуждение. |
Картины родной природы. Весна красна | Экскурсия, беседа. | Рассказ – беседа. Наблюдение. | Картины, иллюстрации,книги. | Мультимедийный проектор, компьютер. | Мини – сочинение. |
Картины родной природы. Вспомним лето. | Экскурсия, беседа. | Рассказ – беседа. Наблюдение. | Картины, иллюстрации,книги. | Мультимедийный проектор, компьютер. | Иллюстрация. |
Картины родной природы. Богатства осени. | Экскурсия, беседа. | Рассказ – беседа. Наблюдение. | Картины, иллюстрации,книги. | Мультимедийный проектор, компьютер. | Творческая работа по теме. |
Картины родной природы. Грустные мотивы поздней осени. | Экскурсия, беседа. | Рассказ – беседа. Наблюдение. | Картины, иллюстрации,книги. | Мультимедийный проектор, компьютер. | Иллюстрация. |
Картины родной природы. Зимние пейзажи. | Экскурсия, беседа. | Рассказ – беседа. Наблюдение. | Картины, иллюстрации,книги. | Мультимедийный проектор, компьютер. | Иллюстрация. |
Прекрасное рядом. | Практическое занятие. | Рассказ – беседа. Наблюдение. | Картины, иллюстрации,книги. | Мультимедийный проектор, компьютер. | Сочинение. |
Картины родной природы. Богатства осени. | Экскурсия, беседа. | Рассказ – беседа. Наблюдение. | Картины, иллюстрации,книги. | Мультимедийный проектор, компьютер. | Творческая работа по теме. |
Как аукнется ,так и откликнется | Практическое занятие. | Слушание и чтение произведений, обсуждение. | Литературные произведения | Мультимедийный проектор, компьютер. | Конкурсы и викторины по произведениям, рисование иллюстрацией |
Всяк своего счастья кузнец | Практическое занятие. | Слушание и чтение произведений, обсуждение. | Литературные произведения | Мультимедийный проектор, компьютер. | Конкурсы и викторины по произведениям, рисование иллюстрацией |
Друг познается в беде | Практическое занятие. | Слушание и чтение произведений, обсуждение. | Литературные произведения | Мультимедийный проектор, компьютер. | Конкурсы и викторины по произведениям, рисование иллюстрацией |
На языке мед , а под сердцем - лед. | Практическое занятие. | Слушание и чтение произведений, обсуждение. | Литературные произведения | Мультимедийный проектор, компьютер. | Конкурсы и викторины по произведениям, рисование иллюстрацией |
Чужой хлеб всегда вкусен. | Практическое занятие. | Слушание и чтение произведений, обсуждение. | Литературные произведения | Мультимедийный проектор, компьютер. | Конкурсы и викторины по произведениям, рисование иллюстрацией |
Авторские сказки С. Афоньшина | Практическое занятие. | Слушание и чтение произведений, обсуждение. | Литературные произведения | Мультимедийный проектор, компьютер. | Конкурсы и викторины по произведениям, рисование иллюстрацией |
Итоговый урок. Лисьи проделки. | Практическое занятие | Слушание и чтение произведений, обсуждение. | Литературные произведения | Мультимедийный проектор, компьютер. | Подведение итогов |
Наш город – Нижний Новгород | Экскурсия | Рассказ - беседа | Презентация | Магнитофон, диски | Викторина, кроссворды |
Нижний Новгород – центр Нижегородской области и Поволжья | Экскурсия | Рассказ - беседа | Презентация | Магнитофон, диски | Викторина, кроссворды |
Символы Нижнего Новгорода | Экскурсия | Рассказ - беседа | Презентация | Магнитофон, диски | Викторина, кроссворды |
Нижегородский Кремль. Путешествие | Экскурсия | Рассказ - беседа | Презентация | Магнитофон, диски | Викторина, кроссворды |
Нижний Новгород – богатый торговый город | Экскурсия | Рассказ - беседа | Презентация | Магнитофон, диски | Викторина, кроссворды |
Религия и храмы Нижнего Новгорода. | Экскурсия | Рассказ - беседа | Иллюстрации | Викторина, кроссворды | Религия и храмы Нижнего Новгорода. |
Музеи. | Экскурсия | Рассказ - беседа | Иллюстрации | Викторина, кроссворды | Музеи. |
Театральный Нижний. | Экскурсия | Рассказ - беседа | Иллюстрации | Викторина, кроссворды | Театральный Нижний. |
Центральные площади, улицы и набережные Нижнего Новгорода. | Экскурсия | Рассказ - беседа | Иллюстрации | Викторина, кроссворды | Центральные площади, улицы и набережные Нижнего Новгорода. |
Нижегородский транспорт. | Экскурсия | Рассказ - беседа | Иллюстрации | Викторина, кроссворды | Нижегородский транспорт. |
Секрет золотой хохломы | Лекция, практическая работы | Презентация | Мультимедийный проектор, компьютер. | Изготовление поделки. | Секрет золотой хохломы |
Городские сюжеты | Презентация | Мультимедийный проектор, компьютер. | Изготовление поделки. | Городские сюжеты | |
Народные забавы юных нижегородцев. | Практическая работа. | Знакомство с правилами подвижных игр. | Спортивный инвентарь, площадка. | Веселые старты. | Народные забавы юных нижегородцев. |
Традиции юных нижегородце. | Практическое занятие. | Презентация. | Мультимедийный проектор, компьютер. | Подведение итогов. | Традиции юных нижегородце. |
Ожидаемые результаты 2 курса
Приобретение учащимися опыта позитивного отношения к базовым ценностям общества в процессе контролируемой деятельности:
-учащиеся способны эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей, сопереживать;
-осуществляют преобразующую и созидательную деятельность в природе и социальной сфере под руководством и контролем взрослых;
-овладевают ценностными ориентациями-общечеловеческими ценностями (семья, труд, знания, культура, дружба, человек), национальными, семейными, духовными ценностями; в проявлении патриотического отношения к природе, малой родине;
-знают достопримечательности родного края и славные имена земляков разных эпох;
-ощущают потребность и проявляют начальные умения выражать себя в различных видах творческой деятельности, предлагаемых в пособиях для учащихся.
3 класс
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Сроки проведения | |
план | факт | |||
1 | Нижегородье - жемчужина России | 1 | ||
2 | Истоки душевной красоты нижегородцев | 1 | ||
3 | Природу-мать умей уважать | 1 | ||
4 | Неподражаемый юмор нижегородцев | 1 | ||
5 | Природу-мать умей воспевать | 1 | ||
6 | Наша сила и слава – в памяти о прошлом | 1 | ||
7-8 | Человек – это звучит гордо! | 2 | ||
9 | Народные песни Нижегородчины | 1 | ||
10-11 | Ума за деньги не купишь | 2 | ||
12-13 | О глупом и коварном волке | 2 | ||
14-15 | Жадность до добра не доводит | 1 | ||
16 | Нижегородские левши | 1 | ||
17 | Народные традиции нижегородцев | 1 | ||
18 | Итоговый урок | 1 | ||
19 | Легенды о Нижнем Новгороде. Утренник «Путешествие в прошлое» | 1 | ||
20 | Появление славян у Дятловых гор | 1 | ||
21 | Основатель Нижнего Новгорода | 1 | ||
22 | Восславление основателя Нижнего Новгорода | 1 | ||
23-24 | Решение об основании Нижнего Новгорода | 2 | ||
25 | Основание Нижнего Новгорода | 1 | ||
26-27 | Как строился Нижний Новгород | 2 | ||
28 | Обобщающий урок | 1 | ||
29 | Нижегородские левши | 1 | ||
30-31 | Нижегородские народные традиции | 2 | ||
32 | Это интересно | 1 | ||
33 | Обобщение изученного о родном крае | 1 | ||
34 | Праздник «Люблю тебя, мой край родной» | 1 |
Методическое обеспечение разделов рабочей программы для 3 класса.
Раздел, темы | Формы занятий | Приёмы и методы | Дидактические приёмы | Техническое оснащение | Форма подведения итогов |
Найдёшь ли краше и мудрее | Беседы, экскурсии, просмотр фильмов, участие в творческой деятельности, участие в проектах, творческие презентации, круглые столы, конкурсы рисунков, прогулки. | Словесные, наглядные, показ. | Мозговой штурм | Презентация, плакаты, гербарии. | Викторина «Лекарственные растения». Проект: «Нижегородская народная песня». |
Были и небывальщины | Беседы, экскурсии, просмотр фильмов, участие в творческой деятельности, участие в проектах, творческие презентации, круглые столы, конкурсы рисунков, прогулки. | Словесные, наглядные, показ. | Прием «Да-неток», выделение общего | Презентация, сборники произведений. | |
В Оке и Волге отражаясь | Беседы, экскурсии, просмотр фильмов, участие в творческой деятельности, участие в проектах, творческие презентации, круглые столы, конкурсы рисунков, прогулки. | Словесные, наглядные, показ. | Мини-исследование | Презентация, литературные произведения по темам. | Конкурс рисунков. |
Нижегородские левши | Беседы, экскурсии, просмотр фильмов, участие в творческой деятельности, участие в проектах, творческие презентации, круглые столы, конкурсы рисунков, прогулки. | Словесные, наглядные, показ. | Работа по домашнему заданию, презентация «Как подготовить презентацию», анализ собственного опыта. | Конкурс поделок. | |
Народные традиции нижегородцев | Беседы, экскурсии, просмотр фильмов, участие в творческой деятельности, участие в проектах, творческие презентации, круглые столы, конкурсы рисунков, прогулки. | Словесные, наглядные, показ. | Работа со справочниками и словарями, работа с источниками информации, методика разбора этапов проекта, методика выступления с сообщениями, методика проведения диалога и дискуссии | Инсценирование русских народных праздников. |
Ожидаемые результаты третьего уровня освоения программы
Самостоятельное творческое применение базовых ценностей, коммуникативных, познавательных и регулятивных УУД в организации межличностных отношений с людьми разного возраста; проявление гуманного отношения ко всему живому, любви к малой и большой Родине;
объективная оценка поступков других людей и своих собственных и т.д.)учащиеся гордятся своей принадлежностью к Нижегородчине, чтят память о героизме нижегородцев разных времён, проявляют бережное отношение к природе и этнокультурному наследию;
проявляют активность, творческое отношение и ответственность в выполнении заданий по различным направлениям внеурочной деятельности, связанной с осознанием значимости малой родины для судьбы России;
владеют навыками культурного поведения;
умеют организовывать свой досуг и досуг своих товарищей в различных видах деятельности на основе содержания литературного краеведения(в том числе подготовке различных праздников, конкурсов, проектов )
заботятся о своём здоровье.
4 класс
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Сроки проведения | |
план | факт | |||
1 | Гнездо моё - Нижегородье | 1 | ||
2 | Матерь человечья | 1 | ||
3 | Ветви дерева России | 1 | ||
4 | Взглядом пьешь и от счастья поешь | 1 | ||
5 | Чтобы совесть была чиста | 1 | ||
6 | Предания о Светлояре | 1 | ||
7 | Легенды о граде Китеже | 1 | ||
8 | Стихи о Светлояре | 1 | ||
9 | Нижегородские левши | 1 | ||
10-12 | Былины об Илье Муромце | 2 | ||
13 | Нижегородские загадки | 1 | ||
14 | О счастье, дружбе и порядочности | 1 | ||
15 | Смелость и находчивость любую силу одолеют | 1 | ||
16 | Счастье легким не бывает | 1 | ||
17 | Обобщающий урок | 1 | ||
18 | О, Нижний Новгород, ты град героев! | 1 | ||
19 | Великое имя России | 1 | ||
20 | Покровитель и молитвенник земли Русской | 1 | ||
21-22 | Нижегородское ополчение | 2 | ||
23 | Гордый сокол России | 1 | ||
24 | Будущего главные создатели | 1 | ||
25 | Нижегородские левши | 1 | ||
26 | Родина-мать зовет | 1 | ||
27-28 | Идет война народная: на переднем крае | 2 | ||
29 | Идет война народная: подвиги женщин на фронте и в тылу | 1 | ||
30 | Идет война народная: дети военной поры | 1 | ||
31 | Через года, через века – помните! | 1 | ||
32 | Урок-встреча с ветеранами ВОВ | 1 | ||
33 | Обобщающий урок-игра | 1 | ||
34 | Урок-экскурсия по родному краю | 1 |
Методическое обеспечение разделов рабочей программы для 4 класса.
Раздел, темы | Формы занятий | Приёмы и методы | Дидактические приёмы | Техническое оснащение | Форма подведения итогов |
Найдёшь ли краше и мудрее | Беседы, экскурсии, просмотр фильмов, участие в творческой деятельности, участие в проектах, творческие презентации, круглые столы, конкурсы рисунков, прогулки. | Словесные, наглядные, показ. | Мозговой штурм | Презентация, плакаты, гербарии. | Викторина «Лекарственные растения». Проект: «Нижегородская народная песня». |
Были и небывальщины | Беседы, экскурсии, просмотр фильмов, участие в творческой деятельности, участие в проектах, творческие презентации, круглые столы, конкурсы рисунков, прогулки. | Словесные, наглядные, показ. | Прием «Да-неток», выделение общего | Презентация, сборники произведений. | |
В Оке и Волге отражаясь | Беседы, экскурсии, просмотр фильмов, участие в творческой деятельности, участие в проектах, творческие презентации, круглые столы, конкурсы рисунков, прогулки. | Словесные, наглядные, показ. | Мини-исследование | Презентация, литературные произведения по темам. | Конкурс рисунков. |
Нижегородские левши | Беседы, экскурсии, просмотр фильмов, участие в творческой деятельности, участие в проектах, творческие презентации, круглые столы, конкурсы рисунков, прогулки. | Словесные, наглядные, показ. | Работа по домашнему заданию, презентация «Как подготовить презентацию», анализ собственного опыта. | Конкурс поделок. | |
Народные традиции нижегородцев | Беседы, экскурсии, просмотр фильмов, участие в творческой деятельности, участие в проектах, творческие презентации, круглые столы, конкурсы рисунков, прогулки. | Словесные, наглядные, показ. | Работа со справочниками и словарями, работа с источниками информации, методика разбора этапов проекта, методика выступления с сообщениями, методика проведения диалога и дискуссии | Инсценирование русских народных праздников. |
Список литературы:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
2.Сборник программ «Организация внеурочной деятельности младших школьников» Н.Новгород Нижегородский институт развития образования 2011 год.
3.Комплексная программа внеурочной деятельности «Мы – нижегородцы!» В.Ф.Одеговой, доцента кафедры начального образования ГОУ ДПОН
4.Горячев В.А. Древний Городец- Малый Китеж М.,1993
5.Шангина И.И.Русские традиционные праздники СПб., 2008
6.Федоров В.Д. История Нижегородской области
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мы-нижегородцы!» для учащихся 1-4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской комплексной программы внеурочной деятельности доцента кафедры начального образования ГОУ ДПО НИРО В.Ф.Одеговой «Мы-нижегородцы!» для 1-4 класса.
Основная идея курса «Мы-нижегородцы!» - формирование духовно-нравственных и патриотических начал личности младшего школьника на основе материала краеведческого содержания, и в частности образа малой родины, создаваемого в процессе определенных ФГОС направлений внеурочной деятельности.
Ключевые понятия программы-это перечень базовых национальных ценностей:
-патриотизм (любовь к Родине, любовь к своему народу, любовь к своей малой родине, служение Отечеству),
-социальная солидарность (свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, доброта, честь, честность, достоинство),
-гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания),
-семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, продолжение рода),
-труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие и бережливость),
-наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание),
-традиционные российские религии (представление о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира),
-искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие),
-природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планетаЗемля),
-человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Цель программы:
-духовно-нравственное развитие личности;
-патриотическое воспитание младшего школьника как результат развития этических норм, воспринятых в процессе изучения литературных текстов краеведческой направленности.
Цель программы реализуется через решение ряда приоритетных задач воспитания и развития.
Воспитывать/формировать:
-духовно-нравственные качества младшего школьника;
-творческую личность в процессе осуществления познавательной, трудовой, эстетической, спортивно-оздоровительной и других видов внеурочной деятельности;
-потребность к духовно-нравственному совершенствованию при условии создания необходимых условий и факторов;
-положительные привычки учащихся в организации собственного досуга на основе реализации деятельностного подхода в процессе реализации дополнительной образовательной программы;
-бережное отношение к этнокультурному наследию родного края;
-патриотическое отношение к своей малой родине.
Развивать:
-познавательный интерес к своей малой родине через содержание текстов о родном крае и различные формы работы с ними;
-воображение на основе восприятия текстов краеведческого содержания;
-представления о достопримечательностях Нижегородского края;
-историческое и образное мышление на основе осознания содержания изучаемого краеведческого материала;
-эстетические и патриотические чувства в ходе знакомства с народными промыслами и фольклорным наследием Нижегородского Поволжья.
Условия реализации программы:
-тесное взаимодействие с семьёй учащегося;
-необходимое материально-техническое и методическое обеспечение деятельности;
-информационное обеспечение деятельности (различные формы отображения хода реализации программы, информационные стенды, семейная газета);
-аналитическое обеспечение хода реализации программы (своевременная диагностика особенностей реализации задач программы, выработка на этой основе рекомендаций специалистов по коррекции работы);
-эмоциональный фактор, усиливающий положительное воздействие на ребенка.
Эмоциональные переживания являются лучшим средством формирования любви к малой родине, чувства долга и ответственности за судьбу своего родного края, готовности охранять, защищать, преумножать его богатства.
Ведущие принципы и подходы:
1.Принцип интеграции (интеграция образовательного процесса в учебной и внеурочной деятельности, интеграция различных форм деятельности, интеграция результативности развития и воспитания);
2.Краеведческий принцип (фольклор активизирует познавательный процесс, служит источником формирования этнической гордости, является способом передачи и сохранения народного мастерства и традиций будущим поколениям);
3.Принцип наглядности (обеспечивает развитие точных представлений об отдельных предметах, явлениях и событиях в природе и обществе на территории нашей области, способствует формированию познавательного и читательского интереса);
4.Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся (задания учащимсяпланируются в дифферинцированной форме по объему, степени самостоятельности, степени творчества);
5.Принцип экологизации (ребенок в процессе изучения родного края учится соизмерять свои нужды и возможности природы, учиться видеть красоту природы и защищать ее);
6.Деятельностный подход (создание условий для активности детей, направленной на реальное восприятие и преобразование объектов, предметов изучения)
Режим занятий: 33 -34 часа в год(1 час в неделю).
Уровень результатов работы по программе (приобретение учащимися опыта позитивного отношения к базовым ценностям общества в процессе контролируемой деятельности)
Обучающиеся должны уметь:
- эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей, сопереживать;
-осуществлять преобразующую и созидательную деятельность в природе и социальной сфере под руководством и контролем взрослых;
- овладевать ценностными ориентациями- общечеловеческими ценностями (семья, труд, знания, культура, дружба, человек) ,национальными, семейными, духовными ценностями; в проявлении патриотического отношения к природе, малой родине;
Обучающиеся должны знать:
-достопримечательности родного края и славные имена земляков разных эпох;
-ощущать потребность и проявлять начальные умения выражать себя в различных видах творческой деятельности, предлагаемых в пособиях для учащихся.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей:
КВН, викторина, создание проектов, акции, тимуровская работа, фестиваль, выставка, создание собственных произведений.
Материально-техническое обеспечение
- Организация образовательного процесса в условиях школы продленного дня:
- Проведение спортивных мероприятий в спортивном зале и наличие необходимого и достаточного для этого оборудования:
- Наличие современных технических средств обучения и ИКТ:
- Наличие программного обеспечения (программа «Мы - нижегородцы»):
- Наличие необходимого комплекта учебных пособий для формирования познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД учащихся
- Наличие мультимедийного сопровождения.
Условия реализации программы
- Тесное взаимодействие с семьей учащегося:
- Необходимое материально-техническое и методическое обеспечение деятельности:
- Информационное обеспечение деятельности ( различные формы отображения хода реализации программы, информационные стенды, семейная газета):
- Эмоциональный фактор, усиливающий положительное воздействие на ребенка.
Эмоциональные переживания являются лучшим средством формирования любви к малой родине, чувства долга и ответственности за судьбу своего родного края, готовности охранять, защищать, преумножать его богатства.
Формы проведения занятий
Содержание программы реализуется на занятиях следующих видов: учебные (теоретические и практические занятия). Итоговые занятия по изученной теме могут быть одновременно и учебными и контрольными. Основным видом занятий является практическая деятельность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по русскому языку для 4 класса.
Занимательная лексика для младших школьников....
Календарно-тематический план по внеурочной деятельности "Мы - Россияне", 3 класс
Цели:- образование, развитие и воспитание личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и челов...
Календарно-тематический план по внеурочной деятельности "Творческая мастерская", 3 класс
Рабочая программа базового уровня по внеурочной деятельности «Творческая мастерская» (художественно – эстетическое направление) для обучающихся 3 класса 2015-2016 учебного ...
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по программе "Азбука здоровья" 4 класс, ФГОС
Рабочая программа внеурочной деятельности (ФГОС) расчитана на 2 часа в неделю. 4 класс...
Программа курса внеурочной деятельности социальной направленности «Юный эколог», 1 класс
Программа курса внеурочной деятельности социальной направленности «Юный эколог»...
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по внеурочной деятельности социального направления "Азбука безопасности". 3 класс
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Азбука безопасности"соотвествует программе "Азбука безопасности"Разделы:1. "Будь ярким на дороге. Безопасность...
КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КУРСУ «РЯЗАНОВЕДЕНИЕ» в 4 классе на 2022-2023 уч.г.
КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КУРСУ «РЯЗАНОВЕДЕНИЕ» в 4 классе на 2022-2023 учебный год....