Программа курса внеурочной деятельности социальной направленности «Юный эколог», 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Программа курса внеурочной деятельности социальной направленности «Юный эколог»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_ekolog.docx | 39.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса внеурочной деятельности
социальной направленности
«Юный эколог»
1 класс (7-8 лет)
I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Первоклассники познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
В результате изучения курса ученики заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, освоят элементарные нормы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
У детей выработается бережное отношение ко всему живому, сформируются новые природоведческие, природоохранительные и нравственные знания и умения.
Учащиеся будут использовать приобретённые знания в практической деятельности.
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, хрестоматию, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии, в результате наблюдений;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- выбор оснований и критериев для сравнения;
- классификации объектов;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные УУД:
- совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях и следовать им;
- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
- умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной;
- основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные УУД:
- преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях;
- понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
- ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.
II. Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
№ п/п | Тема раздела, занятия | Содержание | Формы организации и виды деятельности |
1 | Вводное занятие. Мир вокруг нас. | Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля. | Круглый стол. Учащиеся осваивают умения: задавать вопросы, вступать в диалог, различать способы и средства познания окружающего мира, оценивать результаты своей работы. |
2 | Путешествие в осень. | Изучение текстов о природе. Наблюдения за солнцем и ветром. Различение деревьев и кустарников на природе по кроне и листьям. Сбор опавших листьев и семян этих растений с целью сушки. Определение названий растений по опавшим листьям, плодам, шишкам. Зарисовка листьев. Сушка листьев. Экологические игры. | Экологические игры на свежем воздухе. Экскурсия в осенний парк. Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времён года. Наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях. Сравнивать и группировать листья по различным признакам. Определять деревья по листьям. Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». |
3 | Лес – наше богатство. | Изучение текстов о лесе. Наблюдения за лиственными и хвойными деревьями. Определение различий. Составление в группах и объяснение правил поведения в различных ситуациях в лесу. Анализ использования человеком богатств природы. | Составление правил охраны леса. Различать лиственные и хвойные деревья. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях в лесу. Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Составлять правила охраны леса. |
4 | Путешествие за капелькой воды. | Наблюдение за жизнью водоёма. Составление рисунка-схемы пути воды из реки в море. Сравнение реки и моря. Знакомство с речными и морскими рыбами. Определение названий рыб по рисунку. Приведение примеров речных и морских рыб. Объяснение причин загрязнения воды и гибели рыб в водоёмах. Определение связи между загрязнением воды и здоровьем человека. | Экскурсия к водоёму. Составление правил охраны водоёмов. Прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море. Сравнивать реку и море, различать пресную и морс-кую воду. Узнавать рыб по рисунку. Приводить примеры речных и морских рыб. Составлять правила охраны водоёмов. |
5 | Удивительный мир животных. | Знакомство с экзотическими животными. Сравнивание и различие диких и домашних животных. Наблюдения за домашними животными. Знакомство с работой человека на пасеке. Наблюдение за внешним видом, характерными особенностями представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). Наблюдение за жизнью животных, составление рассказов о любимых домашних питомцах. Фотовыставка «Наши любимцы». Объяснение роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). | Составление правил ухода за животными в доме, в живом уголке школы, в зоопарке. Сравнивать и различать диких и домашних животных. Называть примеры заботливого ухода за животными в доме, в живом уголке школы, в зоопарке; примеры работы на пасеке. Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). Наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). |
6 | Наши пернатые друзья. | Наблюдение за поведением, внешним видом, характерными особенностями птиц на улице. Различение зимующих и перелётных птиц. Объяснение причины отлёта птиц в тёплые края. Наблюдение зимующих птиц, различение зимующих птиц по рисункам и в природе. Обсуждение формы кормушек и виды корма для птиц. Составление правил подкормки птиц. Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок. | Экскурсия в парк.Подготовка отчета в группах. Выставка материалов. Презентации по материалам экскурсионного занятия. Описывать внешний вид, характерные особенности птиц (на примере своей местности). Различать зимующих и перелётных птиц. Объяснять причины отлёта птиц в тёплые края. Приводить примеры зимующих и перелётных птиц. Наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе. Обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц. Запомнить правила подкормки птиц. |
7 | Красная книга родного края. | Знакомство с растительным и животным миром родного края. Обсуждение многообразия растений и животных края. Выяснение особенностей жизни животных. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края. Причины исчезновения их и необходимость их защиты каждым человеком. Составление и обсуждение мер по охране редких растений и животных. Красная книга родного края | Изготовление книжек-малышек. Выявлять причины исчезновения растений и животных. Предлагать и обсуждать меры по их охране. Рассказывать о редких растениях и животных. |
8 | Сад на подоконнике. | Наблюдение за комнатными растениями школы и узнавание их по рисункам. Работа с иллюстрациями с изображением различных комнатных растений. Определение названий частей растений. Подготовка рассказа об особенностях любимого комнатного растения. | Составление правил ухода за комнатными растениями. Выставка рисунков. Наблюдать комнатные растения школы и узнавать их по рисункам. Приводить примеры комнатных растений. Находить у растений их части, показывать и называть. Рассказывать об особенностях любимого комнатного растения. |
9 | Мир похож на цветной луг. | Наблюдение за дикорастущими и культурными растениями и узнавание их по рисункам и в природе. Знакомство с необычными растениями. Формулирование выводов об условиях, необходимых для жизни растений. Наблюдение растений клумбы и луга узнавание их по рисункам. | Составление рассказа о любимом цветке. Подготовка отчета в группах. Презентации по материалам экскурсионного занятия. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения. Формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений. Наблюдать растения клумбы и луга узнавать их по рисункам. Рассказывать о любимом цветке. Наблюдать насекомых и узнавать их по рисункам. Приводить примеры насекомых. |
10 | Итоговое занятие. Мы – друзья природы. | Подготовка сообщений о взаимосвязи между человеком и природой. | Приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой. Оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них. |
№ | Дата проведения | Тема занятия | Кол-во часов | В том числе | ||
По плану | Фактически | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие.Мир вокруг нас. | 1 | 1 | |||
2-4 | Путешествие в осень. | 3 | 1 | 2 | ||
5-8 | Лес – наше богатство. | 4 | 2 | 2 | ||
9-12 | Путешествие за капелькой воды. | 4 | 2 | 2 | ||
13-16 | Удивительный мир животных. | 4 | 2 | 2 | ||
17-20 | Наши пернатые друзья. | 4 | 2 | 2 | ||
21-23 | Красная книга родного края. | 3 | 2 | 1 | ||
24-27 | Сад на подоконнике. | 4 | 2 | 2 | ||
28-32 | Мир похож на цветной луг. | 5 | 2 | 3 | ||
33 | Итоговое занятие.Мы – друзья природы. | 1 | 1 | |||
Итого: | 33 | 16 | 17 |
III. Тематическое планирование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Юный эколог"
Рабочая программа рассчитана на детей второго класса. Срок реализации - 1 год. Направление работы - культурологическое (экологическое)....
Программа по внеурочной деятельности учащихся "Юный Эколог"
В программе "Юный Эколог" разработаны занятия по экологии с учащимися 1 класса в рамках внеурочной деятельности по ФГОС....
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Здоровячки» для 4 класса по спортивно-оздоровительному направлению
Программа «Здоровячки!» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 4 классе в соответствии с Федеральным государственным обра...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Моя первая экология» 3 класс
Программа реализуется через следующие формы занятий: • ситуационная игра, • образно-ролевые игры, • исследовательская деятельность,• урок-практикум,• дискуссия,...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Моя первая экология"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Моя первая экология" для 3 и 4 классов. В ней представлены планируемые результаты, тематическое планирование и КТП....
Программа профильного отряда экологической направленности "Юные экологи"
В работе представлены цель, задачи, планированный результат, план мероприятий....
Программа дополнительного образования экологического направления "Юный эколог" для 1 класса
ДОПОЛЬНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "Юный эколог" предназначен для 1 класса. Программа расчитана на один учебный год по 1 уроку в недел...