Технологическая карта воспитательного занятия Тема: «Россия – Родина моя» 3 класс
план-конспект занятия (3 класс) на тему
Технологическая карта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_rossiya_rodina_moya_3_klass.doc | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 31» города Смоленска
Технологическая карта воспитательного занятия
Тема: «Россия – Родина моя»
3 класс
Составила: учитель начальных классов
Киселева О.И.
Цель: формировать понятие о любви к Родине как одной из главных нравственных ценностей.
Задачи
Обучающие:
- формировать понятие родины, как места, где человек родился, и страны, где он живёт;
- формировать общественную активность личности, гражданскую позицию;
- закрепить знания детей о государственных символах России;
Развивающие:
- развивать мышление, коммуникативные качества личности;
- развивать познавательный интерес к изучению истории, культуры, природы родного края;
- развивать самостоятельность, ответственность;
- развивать навыки познавательной, творческой деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к Родине и чувство патриотизма;
- воспитывать любовь к родителям, близким.
Оборудование: презентация «Россия – Родина моя», плакаты.
Музыка: аудиозапись песни «С чего начинается Родина», аудиозапись Гимна России.
Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Усвоение понятий «Отечество», «Родина», «малая родина», «духовный мир человека», «нравственные ценности». | П. Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции. Р. Навык саморефлексии, самокоррекции. К. Навык публичного выступления, аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника, передача чувств с помощью вербальных и невербальных средств общения, умение работать в команде. | Формирование у детей образа родной страны как Родины, как многонационального государства, огромного по своей территории, богатого природными ресурсами, народными традициями, историей; воспитание в детях радости и гордости за то, что мы родились и живем в России. |
Содержание взаимодействия педагога и учащихся
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Формирование УУД |
Организационный момент Цель этапа - эмоциональный настрой учащихся | Здравствуйте, ребята, давайте позовем хорошее настроение. Для этого посмотрим друг другу в глаза и улыбнемся. Ребята послушайте отрывок из песни “С чего начинается родина?” | Дети улыбаются друг другу, слушают песню. | Личностные компетенции: эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками |
Постановка цели занятия Цель этапа - организовать формулирование темы урока учащимися | - Ребята, что вы чувствовали, когда слушали эту песню, просматривали иллюстративный материал? - О чем прозвучавшая песня? - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Сегодня мы с вами посвятим наше мероприятие России - нашей Родине. Поговорим о том, почему мы Россию называем Родиной, почему мы её любим, почему мы ее должны любить и беречь. Слайд 1 | Ответы детей | Личностные: мотивация учебной деятельности самостоятельное формулирование темы занятия. Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения. |
Основной Цель этапа – актаулизация знаний учащихся; открытие новых знаний Презентация Конкурс пословиц и поговорок | Учитель: Эпиграфами к нашему мероприятию станут слова великого русского писателя И.С.Тургенева: "Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись" и слова древнеримского философа Сенеки о том, что "Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя". Слайд № 2 Россия – наша Родина. Почему мы зовём её Отечеством?
Почему мы называем её Родиной? Правильно, на этой земле жили наши отцы, деды и прадеды, будут жить ваши дети. Родиной зовём её потому, что эта земля для нас родная, мы тут родились, тут наша родня, наши корни, мы говорим на родном языке. И всё вокруг родное и дорого нам. У каждого государства, у каждого народа есть свой образ идеального Отечества, идеальной Родины. Он помогает каждому человеку, каждому народу делать свой выбор в трудных случаях жизни. Он помогает нам решать, как нужно поступать в тех или иных случаях. Так, например, англичане называют свою Родину добрая старая Англия, французы - милая Франция, а мы, русские - Матушка Россия. Слайд № 3. Учитель: Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А вы знаете, почему у нашей страны такое название? За ясные зори, умытые росами, За русское поле с колосьями рослыми. За реки разливные в пламени синем Тебя по-славянски назвали Россия. С. Комратова Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Русь, Родина, Россия - какие красивые, широкие и загадочные слова. У каждой былинки есть своё место, откуда она берёт жизненную силу. Так и у нас, у людей, есть своя Родина, свои корни. Что такое для человека Родина? Что он считает своей Родиной: страну, в которой живет; дом, где он родился; березку у дома; место, где жили его предки? Наверно, все это и есть Родина. Учитель: Каждый человек, произнося такое теплое, доброе название, как "Родина", видит за ним всё лучшее, чем сильны его страна и народ. Ребята, а какой вы видите свою Родину? За что вы ее любите? Как мы должны относиться к нашей родине? Правильно, охранять, беречь, любить. Что же значит – любить родину? Посмотрите на доску: здесь сказано о том, какие поступки можно совершать по отношению к своему родному краю. Прочитайте, подумайте, какие из этих поступков указывают на то, что человек не любит свою родину. Беречь природу Рвать, портить государственный флаг и герб Знать историю края Не интересоваться историей своего рода, страны Разумно использовать природные богатства, Ломать заборы, разбрасывать мусор, Уважительно относиться к людям, Грубить окружающим, Сохранять традиции предков Бездумно расточать полезные ископаемые Благоустраивать место жительства Безжалостно истреблять животных и растения Ребята называют, какие поступки указывают на то, что человек не любит свою родину, а учитель удаляет листочки с названиями этих поступков с доски. А теперь давайте вслух прочитаем, что значит любить родину. Беречь природу Знать историю края Разумно использовать природные богатства Уважительно относиться к людям, Сохранять традиции предков Благоустраивать место жительства -Ребята, а вы знаете, что означает слово "Родина"? - Правильно, (Слайд № 4) Родина - это место, страна, где человек родился; где впервые сложился, возник этнос (нация). Откуда же произошло само слово "Родина"? ( Слайд №5) Слово это произошло от древнего слова "род", которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас - потомок какого-либо древнего рода. Само слово "род" обозначает древнейшего бога славян Рода. Слов с корнем "род" много (Слайд №6): - родить - произвести на свет потомство; - родители - отец и мать, у которых рождаются дети; - родня - родственники; - родословная - перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают. У каждого из нас есть большая родня - наши предки, которые и защищали наше Отечество, нашу Родину, имя которой - Россия! (Слайд №7, 8). Беспредельная любовь к Родине, к народу, к человеку - вот что рождало подвиги, вот что превращало хрупких мальчишек и девчонок в сказочных богатырей. Они любили Россию, поэтому победили врагов страны. Они завещали нам беречь и защищать Родину. Давайте, ребята, мы прислушаемся к их словам и будем беречь нашу Родину - Россию. - А сейчас конкурс пословиц и поговорок. Пословицы - это тоже наше наследие, это мудрость народная. Они, как жемчужины, украшают и оживляют речь. Вспомним пословицы о Родине! (Слайды № 9,10,11,12,13) Я начинаю, а вы заканчиваете. Родимая сторона - мать: а чужая …. Жить - Родине... . Береги землю родимую, как... Родина-мать, умей... Родина - всем :……. . - Наша Родина всегда гордилась своими церквями, храмами. Белокаменные, старинные в обрамлении зелени они кажутся жемчужинами на зеленом бархате. Церкви были разные: однокупольные, пятикупольные или со множеством глав. Храмовое многоголовье - вот еще одна гордость России! Слайд № 14. - Церкви в России ставили на высоком, открытом месте, чтобы они были отовсюду видны. Звон колоколов должен быть слышен как можно дальше. - Наше государство называется Россия, Российская Федерация. - Ребята, а знаете ли вы, чем одно государство отличается от другого? - Правильно, государства различаются языками, на которых разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями, традициями, географическим положением. А какие основные символы государства? Вы правильно ответили, основные символы это - герб, флаг, гимн. На гербе нашего государства изображен двуглавый золотой орел. Слайд № 15 Орел - символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия, символ власти, могущества, мудрости. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад - в 1497 году. Впервые его ввел царь Иван III - великий князь всея Руси. Это был герб Московского государства, Русского государства, Российской империи, а теперь - это герб Российской Федерации. Внутри российского герба - герб Москвы. На нем, на красном фоне, изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона. Герб это - эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах. Слайд № 16. Трехцветное полотнище с белой, голубой и красной полосами - Российский флаг. Появился впервые в 1693 году, а единственным флагом Российского государства стал во время царствования Александра III. С 1993 года это Государственный флаг Российской Федерации. Что же символизируют цвета Российского флага? Есть разные версии. По одной это - единство земли, моря и неба. По другой - содружество трех славянских народов. По третьей - белый цвет символизирует веру, чистоту, синий - небо, благородство, верность, красный - героизм, отвагу, смелость. Есть и такая версия: белый - это вера, синий - надежда, красный -любовь. Слайд № 17 Третий символ нашего государства - Гимн Российской Федерации. Слова гимна сочинил С. В. Михалков, музыка А. В. Александрова. Гимн был утвержден президентом 30 декабря 2000 года. В новый век Россия вступила с новым гимном, давайте его послушаем, но не забывайте, что гимн нужно слушать стоя. (Звучит гимн (один куплет)) Учитель: Россия - эта великая, могучая, красивая держава. Она всю свою многовековую историю терпела и нашествия, и войны, и погромы, и пожары, и страдания. Но она выходила из всех испытаний обновленной, словно птица Феникс из пламени. Россия великая и красивая страна. Такой страны нет больше в мире. Нет в других странах красивой русской зимы, красавиц берез, птиц, которые поют сладостные песни, больших лесов, бескрайних полей: Всё это - наша с вами Родина, это Россия.Слайды № 18,19,20 | Ответы детей . Потому что здесь жили наши отцы и деды Потому что мы здесь родились Ответы детей Любить, охранять, беречь и так далее. Ответы учащихся Заканчивают пословицы Мачеха Служить Мать любимую За нее постоять Матерям мать Ответы детей. Ответы детей. | Познавательные: прием информации, анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, подведение под понятие, определение основной и второстепенной информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Регулятивная: Учиться высказывать своё предположение (версию). Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций, достижение договоренностей и согласование общего решения. Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные: прием информации. Личностные: понимают значение знаний для человека. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. Личностные: заинтересованность в приобретении и расширении знаний Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и. точностью выражать свои мысли; активно участвовать в общем диалоге, организованном учителем Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу Познавательные: – владеть общими способами решения конкретных задач; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их. Познавательные: построение логической цепи рассуждений Познавательные: прием информации (осознанное построение речевых высказываний, высказывания своего собственного мнения), умение ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, способствовать развитию учащихся навыков творческой работы. Личностные: развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, использование речевых средств Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами. Коммуникативные: строить речевые высказывания в рамках учебной деятельности, использовать речевые средства, развивать умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Физминутка Цель этапа - здоровьесбережение | Как живешь? - Вот так! (Показать большой палец) - Как идешь? - Вот так! ( Ходьба на месте) - Как бежишь? - Вот так! ( Бег на месте) - Ночью спишь? - Вот так! ( Руки «лодочкой» под щеки) - Как берешь? - Вот так! - Как даешь? - Вот так! - Как шалишь! - Вот так! ( Надуть щеки и стукнуть по ним) - Как грозишь? - Вот так! | Делают упражнения совместно с учителем. | |
Продолжение занятия Цель этапа – актаулизация знаний учащихся; открытие новых знаний Дом счастья Викторина | Кто знает, какие народы проживают в России? Учитель: А чем народы отличаются друг от друга? Они могут отличаться внешностью. У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная. Каждый народ говорит на своем языке. Самый многочисленный народ в России – русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране: на нем разные народы общаются между собой. Россия древняя страна. У нее богатая история. Народная память хранит имена удивительных, талантливых людей, прославивших свою страну. Давайте вспомним имена великих россиян. Посмотрите на экран – кого вы видите на этих картинах? (на экран проецируются портреты, ученики называют имена: Петр I, М. Ломоносов, А.Суворов, М Кутузов, А.Пушкин, Л. Толстой, Ю.Гагарин ) Слайды 21-27 Все мы с вами родом из огромной страны, имя которой - Россия. Но у каждого из нас есть малая Родина - место, где мы родились, и большая Родина - Отечество. Нашей малой Родиной является город Смоленск. Слайд № 28 Здесь вы родились, живете, здесь живут ваши родители и друзья. Посмотрите на экран. Какие достопримечательности вы видите на фотографиях? (Собор, Крепостная стена, памятник войне 1812 года, памятник Твардовский и Теркин, памятник М.И. Глинке). Слайды 29-33 В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом – где он родился. Родина начинается на пороге нашего дома. Давайте построим свой дом счастья. Мы будем строить свой дом по кирпичику. Вот мы и построили дом, в котором каждый может быть счастлив! Ребята, как называют человека, который любит свою родину и совершает полезные дела во имя её процветания? Да, такого человека называют патриотом, а чувство любви к родине – патриотизмом Слайд 34 А хотите узнать, вы – патриоты своей Родины? Для этого мы проведём с вами викторину на знание настоящего, истории и традиций нашей Родины. Дайте её полное название Слайд 35 Викторина.
- Молодцы! Я рада, что вы так много знаете о нашей России, то есть о нашей с вами родине. Каждый человек, живущий в Росси должен знать её историю и родной язык, беречь и любить её природу. Любите Родину, берегите её, и, если надо будет, помогите ей. | Дети называют национальности: русские, ханты, татары, чуваши, ненцы, таджики и т.п. . Каждый ученик выходит и прикрепляет карточку со словами: любовь, дружба, красота, тепло, нежность, доброта, ласка, ответственность, справедливость, радость,здоровье,трудолюбие, уют, доверие, веселье, простота, смелость , честность, взаимопонимание, требовательность, уважение. Патриот Ответы детей Путин В.В. г. Москва Россияне На русском Народ Герб, флаг, гимн С. Михалков Юрий Гагарин Европа, Азия Москва, Санкт-Петербург, Самара, Пенза, Волгоград, Вологда, Казань, Екатеринбург и т.д.) Новый Год, День Защитников отечества, 8 марта, День Победы, День Рождения России (12 июня) Масленица Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович Березу Золото, алмазы, драгоценные и полудрагоценные камни, каменный и бурый уголь, нефть, газ, лес Медведи, волки, лисы, зайцы, белки, лоси, кабаны | Познавательные: Находить ответы на вопросы. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Личностные: формирование понятия «духовная культура», формирование у детей образа родной страны как Родины, как многонационального государства, огромного по своей территории, богатого природными ресурсами, народными традициями. Познавательные: прием информации Регулятивные: уметь работать коллективно. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Личностные: Формирование умения работать в коллективе Регулятивные: оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать высказывания учителя или товарищей Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения |
Заключительный (рефлексия) | Вот и подошло к концу наше занятие. Вспомните, о чём мы сегодня говорили. 6. Домашнее задание Нарисовать рисунки на тему “Моя Родина - Россия” и украсить ими классный уголок. Слайд 29 | Дети анализируют итоги своей деятельности (как положительные, так и отрицательные) | Личностные: Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку совместной деятельности. Регулятивные: Учится делать выводы в результате совместной работы. |
Список использованной литературы
- Заболотских Б. Во славу российского флага. – М., 1999.
- Пчелов Е.В. Государственные символы России: Герб, флаг, гимн. М., 2002.
- Романовский В.К. Символы российской государственности. М.2002.
- Степанищев А.Т., Бородина О.И. Атлас по истории России. – М.: Владос, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по теме "Россия - наша Родина" 2 класс (ОС "Школа 2100")
Проверочная работа составлена по теме "Россия-наша Родина" для 2 класса по ОС "Школа 2100"...
Технологическая карта воспитательного занятия "Будьте здоровы"( 1 класс)
Технологическая карта...
Технологическая карта воспитательного занятия "Удивительный город-герой Санкт-Петербург"
Данная разработка помогает учителю спланировать группы результатов-личностные,познавательные, регулятивные,коммуникативные при проведеннии воспитательного занятия...
Технологическая карта. Урок-проект по разделу «Родина!» 4 класс
Технологическая карта. Урок-проект по разделу «Родина!» 4 класс...
Интегрированный урок Основы православной культуры и музыки на тему "Россия - наша Родина" 4 класс
Богатство и многонациональное богатство нашей страны представлено не только в народных произведениях каждого региона. Это и прекрасно представленная палитра музыкального материала в композиторских про...
Технологическая карта урока по теме "Россия - наша Родина" 4 класс ОРКСЭ
Технологическая карта урока по теме "Россия - наша Родина" 4 класс ОРКСЭ...
Технологическая карта воспитательного занятия.
Проектирование воспитательного занятия по теме «Со спортом дружить – здоровым быть!» (3 класс) с применением технологии проблемного обучения. Занятие воспитывает потребность и п...