Тема: Россия – наша Родина | Тип: Изучение нового материала |
Задачи: - учить ориентироваться в содержании учебника, понимать тему и учебную задачу урока;
- учить работать с текстом, находить нужную информацию
|
Планируемые результаты |
Предметные: - знать содержание понятий духовный мир человека, культурные традиции;
- понимать значение духовных и культурных традиций для человека, семьи, общества;
| Метапредметные: - ориентироваться в содержании учебника;
- определять учебную задачу урока, планировать ее выполнение, оценивать результат своей деятельности;
- извлекать информацию из текста по заданию учителя
| Личностные: - осознавать ценность духовных и культурных традиций для каждого гражданина своей страны
|
Межпредметные связи: окр. мир тема «Основной закон России и права человека», русский язык тема Состав слова» |
Ресурсы урока: Учебник стр. 3-5 |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Мотивация познавательной деятельности |
- Предлагает рассмотреть обложку учебника «Основы мировых религиозных культур», описать иллюстрацию.
- Просит прочитать название книги и объяснить с помощью подбора синонимов значения слов основа, мировой, религиозный, культура.
- Предлагает привести доказательства, что эта книга является учебной.
- Предлагает обсудить в группе, о чем пойдет речь в учебнике.
- Предлагает прочитать содержание на с. 3 учебника и привести доказательства того, о чем пойдет речь на уроках.
- Просит назвать страницы учебника на которых пойдет речь о семье, о Родине, о религии.
- Предлагает по содержанию учебника найти тему, которая вызвала наибольший интерес, прочитать фрагменты, рассказать в группе, о чем прочитали.
| - Рассматривают обложку учебника, отмечают, что на ней изображены дети в школе и в семье на фоне Спасской башни Московского Кремля.
- Читают название, подбирают синонимы: основа-фундамент, мировой-имеющий отношение ко всем народам мира, религиозный-верующий, культура-сложившаяся веками традиция.
- Зачитывают информацию на стр. 2: аннотацию, имена авторов, вид издания, издательство.
- Объединяются в группы, высказывают предположение о содержании предложенного курса, доказывают свое мнение, приходят к выводу о том, что будут изучать культурные и религиозные традиции России.
- Читают содержание, анализируют формулировки тем уроков.
- Перечитывают названия тем уроков, выделяют номера страниц по заданию, доказывают свою точку зрения.
- Объединяются в группы и выполняют задание.
|
Актуализация необходимых знаний |
- Предлагает прочитать тему урока на стр. 4.
- Спрашивает, как называется наша страна, как называют ее граждан.
- Предлагает обсудить в паре вопрос: Родина и страна, в которой ты живешь, - это одно и то же или разные понятия?
- Организует этимологическую работу: предлагает объяснить, как слова родной, родственники, род, родители, Родина связаны между собой.
- Предлагает прочитать материал рубрики «Вы узнаете» на стр. 4 и сформулировать учебную задачу урока.
- Обучает составлению плана работы с текстом.
| - Читают тему урока: «Россия – наша Родина».
- Сообща вспоминают название нашей страны: Россия, Российская Федерация, Русь, Русская земля, Отечество.
- Обсуждают в паре и затем высказывают в классе, что слово Родина в патриотическом смысле означает страна, в которой ты живешь, но можно употребить слово родина в значении место, где ты родился.
- Отвечают, что эти слова объединены общим корнем –род-.
- Формулируют учебную задачу урока: узнать, что такое духовный мир человека, что такое культурные традиции и для чего они существуют.
- Под руководством учителя составляют план: прочитать текст, выделить ключевые слова, ответить на вопросы и выполнить задания по тексту.
|
|
Организация познавательной деятельности |
- Организует работу на стр. 4,5 по составленному плану. - Спрашивает, можно ли в понятие духовная культура, включить понятия совесть, вера, любовь, сострадание, душа, культура, внутренний мир человека, внутренняя культура, благодушие, милосердие. - Предлагает обсудить, как связаны между собой духовные и культурные традиции. - Предлагает рассказать о духовных и культурных традициях, существующих в семьях учащихся, воспользовавшись записью на доске: 1. Проявлять интерес к желаниям другого. 2. Разделять радость и горе вместе со всеми членами семьи. 3. Бережно относиться к младшим и уважать старших. 4. Быть добрым. 5. Быть честным в оценке поступков всех членов семьи. - Предлагает подготовить сообщение в группах на одну из тем: «Что такое духовный мир человека» и «Что такое культурные традиции».
| - Самостоятельно читают текст, выписывают ключевые слова: Россия, Отечество, Родина, духовный мир, внутренний мир, культурные традиции, народы России.
- Включаются в проблемный диалог, высказывают разные суждения, приводят доказательства, выслушивают друг друга, отстаивают свое мнение, дополняют предложенный учителем ряд слов своими примерами.
- Приходят к выводу о неразрывной связи духовных и культурных традиций.
- Делятся с одноклассниками рассказами о семейных традициях; внимательно и с уважением выслушивают друг друга.
- Объединяются в группы, выбирают тему сообщения, отбирают материал, выстраивают устный текст, проговаривают в группе, выбирают представителя от группы и выступают с сообщение перед классом.
|
Подведение итогов |
- Предлагает рассмотреть фотографии на стр. 4,5 и обсудить, как эти фото связаны с темой урока, с понятиями духовный мир, культурные традиции.
- Организует работу над последним пунктом плана с вопросами и заданиями на стр. 5. Спрашивает, какие вопросы надо обсудить с родителями.
| - Рассматривают фотографии и отмечают, что они отражают многонациональный характер духовных и культурных традиций России.
- Читают вопросы и задания. Приходят к выводу, что с родителями необходимо обсудить семейные традиции и ценности, ответить на вопрос, включаются ли они в духовные и культурные традиции России.
|
Дополнительный материал: Карточки со словами: совесть, вера, любовь, сострадание, душа, культура, внутренний мир человека, внутренняя культура, благодушие, милосердие, религиозная культура. Подборка стихов о семье и о душе. |
Диагностика достижения планируемых результатов: Распределить понятия : совесть, вера, любовь, сострадание, душа, культура, внутренний мир человека, внутренняя культура, благодушие, милосердие, религиозная культура на группы: духовные традиции, культурные традиции; свой выбор объяснить, дополнить другими понятиями. |
Дополнительные творческие задания: Найти иллюстративный материал (рисунки, фотографии, репродукции) отражающий духовные и культурные ценности народов России. |