Технологическая карта урока по теме "Россия - наша Родина" 4 класс ОРКСЭ
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Дробот Людмила Владимировна

Технологическая карта урока по теме "Россия - наша Родина" 4 класс ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_orkse_4_klass.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Основы мировых религиозных культур

Тема: Россия – наша Родина

Тип: Изучение нового материала

Задачи:

  • учить ориентироваться в содержании учебника, понимать тему и учебную задачу урока;
  • учить работать с текстом, находить нужную информацию

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать содержание понятий духовный мир человека, культурные традиции;
  • понимать значение духовных и культурных традиций для человека, семьи, общества;

Метапредметные:

  • ориентироваться в содержании учебника;
  • определять учебную задачу урока, планировать ее выполнение, оценивать результат своей деятельности;
  • извлекать информацию из текста по заданию учителя

Личностные:

  • осознавать ценность духовных и культурных традиций для каждого гражданина своей страны

Межпредметные связи: окр. мир тема «Основной закон России и права человека», русский язык тема Состав слова»

Ресурсы урока: Учебник стр. 3-5

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

  • Предлагает рассмотреть обложку учебника «Основы мировых религиозных культур», описать иллюстрацию.
  • Просит прочитать название книги и объяснить с помощью подбора синонимов значения слов основа, мировой, религиозный, культура.
  • Предлагает привести доказательства, что эта книга является учебной.
  • Предлагает обсудить в группе, о чем пойдет речь в учебнике.
  • Предлагает прочитать содержание на с. 3 учебника и привести доказательства того, о чем пойдет речь на уроках.
  • Просит назвать страницы учебника на которых пойдет речь о семье, о Родине, о религии.
  • Предлагает по содержанию учебника найти тему, которая вызвала наибольший интерес, прочитать фрагменты, рассказать в группе, о чем прочитали. 
  • Рассматривают обложку учебника, отмечают, что на ней изображены дети в школе и в семье на фоне Спасской башни Московского Кремля.
  • Читают название, подбирают синонимы: основа-фундамент, мировой-имеющий отношение ко всем народам мира, религиозный-верующий, культура-сложившаяся веками традиция.
  • Зачитывают информацию на стр. 2: аннотацию, имена авторов, вид издания, издательство.
  • Объединяются в группы, высказывают предположение о содержании предложенного курса, доказывают свое мнение, приходят к выводу о том, что будут изучать культурные и религиозные традиции России.
  • Читают содержание, анализируют формулировки тем уроков.
  • Перечитывают названия тем уроков, выделяют номера страниц по заданию, доказывают свою точку зрения.
  • Объединяются в группы и выполняют задание.

Актуализация необходимых знаний

  • Предлагает прочитать тему урока на стр. 4.
  • Спрашивает, как называется наша страна, как называют ее граждан.
  • Предлагает обсудить в паре вопрос: Родина и страна, в которой ты живешь, - это одно и то же или разные понятия?
  • Организует этимологическую работу: предлагает объяснить, как слова родной, родственники, род, родители, Родина связаны между собой.
  • Предлагает прочитать материал рубрики «Вы узнаете» на стр. 4 и сформулировать учебную задачу урока.
  • Обучает составлению плана работы с текстом.
  • Читают тему урока: «Россия – наша Родина».
  • Сообща вспоминают название нашей страны: Россия, Российская Федерация, Русь, Русская земля, Отечество.
  • Обсуждают в паре и затем высказывают в классе, что слово Родина в патриотическом смысле означает страна, в которой ты живешь, но можно употребить слово родина в значении место, где ты родился.
  • Отвечают, что эти слова объединены общим корнем –род-.
  • Формулируют учебную задачу урока: узнать, что такое духовный мир человека, что такое культурные традиции и для чего они существуют.
  • Под руководством учителя составляют план:  прочитать текст, выделить ключевые слова, ответить на вопросы и выполнить задания по тексту.

Организация познавательной деятельности

     - Организует работу на стр. 4,5 по составленному плану.

     - Спрашивает, можно ли в понятие духовная культура, включить понятия совесть, вера, любовь, сострадание, душа, культура, внутренний мир человека, внутренняя культура, благодушие, милосердие.

     - Предлагает обсудить, как связаны между собой духовные и культурные традиции.

     - Предлагает рассказать о духовных и культурных традициях, существующих в семьях учащихся, воспользовавшись записью на доске:

1. Проявлять интерес к желаниям другого.

2. Разделять радость и горе вместе со всеми членами семьи.

3. Бережно относиться к младшим и уважать старших.

4. Быть добрым.

5. Быть честным в оценке поступков всех членов семьи.

     - Предлагает подготовить сообщение в группах на одну из тем: «Что такое духовный мир человека» и «Что такое культурные традиции».

  • Самостоятельно читают текст, выписывают ключевые слова: Россия, Отечество, Родина, духовный мир, внутренний мир, культурные традиции, народы России.
  • Включаются в проблемный диалог, высказывают разные суждения, приводят доказательства, выслушивают друг друга, отстаивают свое мнение, дополняют предложенный учителем ряд слов своими примерами.
  • Приходят к выводу о неразрывной связи духовных и культурных традиций.
  • Делятся с одноклассниками рассказами о семейных традициях; внимательно и с уважением выслушивают друг друга.
  • Объединяются в группы, выбирают тему сообщения, отбирают материал, выстраивают устный текст, проговаривают в группе, выбирают представителя от группы и выступают с сообщение перед классом.

Подведение итогов

  • Предлагает рассмотреть фотографии на стр. 4,5 и обсудить, как эти фото связаны с темой урока, с понятиями духовный мир, культурные традиции.
  • Организует работу над последним пунктом плана с вопросами и заданиями на стр. 5. Спрашивает, какие вопросы надо обсудить с родителями.
  • Рассматривают фотографии и отмечают, что они отражают многонациональный характер духовных и культурных традиций России.
  • Читают вопросы и задания. Приходят к выводу, что с родителями необходимо обсудить семейные традиции и ценности, ответить на вопрос, включаются ли они в духовные и культурные традиции России.

Дополнительный материал: Карточки со словами: совесть, вера, любовь, сострадание, душа, культура, внутренний мир человека, внутренняя культура, благодушие, милосердие, религиозная культура.

Подборка стихов о семье и о душе.

Диагностика достижения планируемых результатов: Распределить понятия : совесть, вера, любовь, сострадание, душа, культура, внутренний мир человека, внутренняя культура, благодушие, милосердие, религиозная культура на группы: духовные традиции, культурные традиции; свой выбор объяснить, дополнить другими понятиями.

Дополнительные творческие задания: Найти иллюстративный материал (рисунки, фотографии, репродукции) отражающий духовные и культурные ценности народов России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "Наша страна - Россия". 1 класс УМК "Начальная школа XXI века".

Урок составлен по ФГОС в виде технологической карты. Тема урока: "Наша страна - Россия". УМК "Начальная школа XXI века"....

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Винительный падеж имен существительных. Лес - наше богатство"

На уроке открытия новых знаний учащиеся выясняют в чём заключается опасность при определении именительного и винительного падежей и составляют алгоритм для их распознования....

технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе "Наша дружная семья"

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе "Наша дружная семья"  помогает учителю достаточно емко рассказать второклассникам о семье и ее значении в жизни человека, так как всю свою...

Технологическая карта урока по окружающему миру 1 класс тема " Наша безопасность"

Способствовать формированию представления о факторах, которые могут угрожать безопасности детей, ознакомления детей с правилами безопасного поведения в квартире, подъезде, лифте, на улице; создать усл...

Технологическая карта урока по окружающему миру. 2 класс " Россия – наша Родина

Технологическая карта урока по окружающему миру. 2 класс " Россия – наша Родина...