Интегрированный урок Основы православной культуры и музыки на тему "Россия - наша Родина" 4 класс
план-конспект урока по музыке (4 класс)
Богатство и многонациональное богатство нашей страны представлено не только в народных произведениях каждого региона. Это и прекрасно представленная палитра музыкального материала в композиторских произведениях. Именно на основе такого многообразия культур воспитывается особое отношение к национальному колориту и уважение к историческому наследию нашего государства у обучающихся на каждом уроке. И эта особенность нашей страны очень ярко прослеживается в межпредметных связях на самых разных уроках культуры и искусства.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Угранская средняя школа»
Методическая разработка интегрированного урока
Основы религиозных культур и светской этики и музыки
в 4 классе по теме «Россия – наша Родина»
по модулю «Основы православной культуры», автора А.В.Кураева.
Голованова Александра Геннадьевна,
учитель начальных классов
I квалификационной категории
Шектыбаева Татьяна Биржановна,
учитель музыки
I квалификационной категории
с. Угра
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: традиционный
Цели урока: познакомить с понятиями духовный мир человека, духовные
ценности, культурные традиции; развивать интерес к истории и культуре
Отечества; воспитывать чувство гордости за свою страну и уважение к своей
Родине, еѐ культуре.
Оборудование: учебник А.В.Кураева «Основы православной культуры»,
компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, изображение
карты России.
Ход урока
I. Оргмомент
- Прежде, чем мы начнем первый урок по новому для вас предмету, я хотела
бы получше вас узнать.
Начнѐм наш урок упражнением «Чем мы похожи?». Если вы согласны с
моим высказыванием - поднимите руку.
1. Я люблю сладкое.
2. У меня тѐмные волосы.
3. Я умею читать.
4. Я люблю играть.
5. Я старюсь учиться хорошо.
6. Я люблю драться.
7. Я люблю каникулы
8. Я хороший друг.
- Посмотрите, ребята, мы все оказались чем-то похожи друг на друга. А еще
– мы друзья, которые живут в одной большой стране.
- С сегодняшнего дня мы вместе с вами отправляемся в необычное
путешествие – мы начинаем изучение курса «Основы православной
культуры». Эти занятия помогут вам осознать «Кто я?», «Для чего я живу?»,
понять, какие ценности являются главными в жизни человека.
На каждом уроке вы будете узнавать что-то новое.
Для того, чтобы определить тему сегодняшнего урока, давайте посмотрим
небольшой сюжет.
(Видеоролик с отрывком из стихотворения И.Никитина «Русь»)
1 фрагмент.
Образ Родины всем нам близок и понятен. Что для Вас Родина? С какими
чувствами Вы вспоминаете родной дом?
Для каждого человека его родной дом и его «малая» Родина – это очень
теплые и дорогие воспоминания.
II. Актуализация опорных знаний
- О чѐм этот сюжет?
- Как сейчас называют Русь?
- Давайте вспомним символы России.
- Как по-другому мы называем свою страну? (Предполагается услышать в
ответах детей слова Родина, Отечество, Отчизна.)
- Да, мы любовно называем нашу страну РОДИНА, потому что родились и
живѐм в ней.
Мы уважительно называем нашу страну ОТЕЧЕСТВО, потому что наши
отцы, деды, прадеды и их предки учились, работали и защищали свою землю,
чтобы сохранить Россию для следующих поколений.
III. Постановка темы урока.
- Итак, тема нашего урока – «Россия – Родина моя».
«Песня о России», которую мы с Вами выучили, тоже рассказывает об
отношении к Родине.
Выразительное исполнение.
Вокально-хоровая работа:
- дыхание,
- интонирование,
- дикция,
- текст,
- характер исполнения.
Сегодня мы узнаем, что наша Родина богата не только бескрайними полями,
высокими горами, широкими реками, но и различными духовными
традициями и культурными ценностями.
IV. Изучение нового материала
- Нашу страну называют многонациональной. Почему?
- Какие национальности людей, живущих в России вы знаете?
- Да, в наше стране живут люди, которые нередко говорят на разных языках,
но хорошо понимают друг друга.
Фрагмент 2.
А музыка может нам помочь понять человека, который приехал из другой
страны? Или не говорит по-русски? (ответы детей)
Как с помощью музыки можно рассказать о себе и о своей стране? (Мы
понимаем чувства, выраженные в музыке)
Слушание музыкального фрагмента «Танцы кукол» из балета «Щелкунчик»
П.И. Чайковского с пластическим интонированием.
Вы узнали это музыкальное произведение? (Ответы детей)
Кто автор? Какое произведение? (Ответы детей)
Ребята, а почему наши руки выполняли неодинаковые движения? (Ответы
детей)
А почему композитор стремился передать особенности музыки других
народов? (Ответы детей)
П.И.Чайковский – русский композитор, бесконечно был влюблен в русскую
музыку. И чтобы ввести в свой балет танцы кукол изучал музыку других
народов, чтобы его музыка звучала правдиво. Но зачем? Как Вы думаете… (
через наводящие вопросы вывести к выводу, что это уважение к культуре
других народов)
Мы все разные, но мы все вместе живем, трудимся, учимся и гордимся
своей Родиной. (Презентация. Слайд 1.)
- А что же общего у нас, таких разных, живущих в одной стране? Что нас
объединяет? (Слайд 2.)
- Главное, что делает людей нашей страны не просто соседями на этой земле,
а единой семьѐй – это духовные традиции и ценности.
- Вы знаете, что такое ценности? (Предположительные ответы детей.)
(Слайд 3.)
- какие действия можно осуществлять с этими предметами? (Вторая часть
слайда – затем заголовок)
- Это материальные ценности. А ещѐ есть ценности, которые невидимы, их
чувствуют, их получают в дар, они вечные. (Слайд 4. Вторая половина.)
- Как вы думаете, какие ценности заставляют человека всѐ измерять
деньгами? А какие воспитывают бережное отношение к миру? (Слайд 5)
- Итак, мир, который окружает нас очень разнообразен. Вещи,
предметы, среди которых живет человек, явления природы – это
материальный мир.
Но есть и другой мир. На наших уроках мы больше будем говорить о
духовном мире. Что такое духовный мир? Это знания, которые достались
нам от наших предков.
Как вы считаете, где могут содержаться эти знания?
Правильно! В книгах, в произведениях искусства. И очень важно здесь
учитывать отношение самого человека ко всему происходящему. Например,
глядя на одну и ту же картину, человек отреагирует по – разному. Кто – то
пройдет мимо, а кто – то будет, стоят около нее долго. А почему, как вы
считаете? (Ответы)
Да, картина произвела впечатление. Она задела его душу. Она проникла
в его духовный мир и оставила там след.
- А музыка может оставить след в душе?
Фрагмент 3.
Будучи мальчиком Пѐтр Ильич каждое воскресенье посещал вместе с
родителями и младшим братом церковную службу - богослужение в храме.
Он был человеком верующим и впоследствии, став композитором, записал
свои впечатления в музыке. Его произведение «В церкви» рассказывает об
этом. Когда будет звучать музыка подумайте, какие чувства выразил
композитор, какие мысли он вложил в это музыкальное произведение?
Слушание музыки:
1. Какая музыка по настроению?
2. Что было необычного в исполнительском составе?
3. Какие чувства выразил композитор?
4. Можно понять, что для него, как для человека, это важно? Или это
просто воспоминания?
(Ответы детей).
Как вы считаете, люди, у которых богат духовный мир: они могут совершать
зло? (ответы)
А какие поступки свойственны этим людям? (ответы)
Совершенно верно! Им свойственны: добрые дела, поступки; это люди слова,
дела и чести; это борцы за справедливость; также им свойственно проявлять
милосердие и сострадание к окружающему себя.
В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями. (Слайд 6.)
Давайте обратимся к словарю и прочитаем определение.
РА И И , -и, ж.
1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от
предшествующих поколений (напр. идеи, взгляды, вкусы, образ действий,
обычаи). Национальные традиции. Воинские традиции.
2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту. Т. встречи Нового
года. Вошло в традицию что-н. (стало традиционным во 2 знач.).
Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны.
- Традиции бывают национальные, военные, семейные. Можете вы привести
примеры каких либо традиций?
В старину на праздниках была традиция водить хороводы.
Девушки водили хороводы, а юноши высматривали себе в хороводах
невест. Поэтому девушки являлись в нарядах, сделанных или украшенных
своими руками. Танцевальный рисунок хоровода был очень разнообразен.
Хороводы возглавляла и направляла ведущая «хороводница», обычно
наиболее бойкая, умелая и бедовая, как правило, замужняя женщина. Она
вела хоровод и одновременно обучала молодѐжь хороводить.
- Давайте попробуем представить, как это было. А роль хороводницы мы
предложим Т.Б.
Хоровод «Во поле берѐза стояла».
- внимание на характер вокального исполнения,
- соответствие движений и музыки,
- правильность выполнения движений.
V. Закрепление
Работа с учебником с.4 – 5.
Дети читают материал учебника и устанавливают соответствия между
понятиями и определениями этих понятий, данные в тексте. (Работа в парах
по карточкам.) Проверка.
VI. Итог урока
- Что нового вы узнали на уроке? О чѐм бы вам хотелось рассказать своим
родителям дома?
VII. омашнее задание
Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько культурных традиций,
принятых в вашей семье. Какие ценности лежат в основе этих традиций?
VIII. Рефлексия
У детей на партах лежат вырезанные нотки разного цвета.
- С каким настроением вы покидаете сегодняшний урок? Выберете нотку
и прикрепите еѐ к нотному стану.
(Подводим итог в зависимости от большего количества ноток)
- А закончить урок мне хочется вот такими замечательными словами
Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла (Слайд 7.)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Угранская средняя школа» Угранского района Смоленской области
Регистрационный номер работы
Методическая разработка интегрированного урока основы православной культуры, музыка
«Россия – Родина моя»
4 класс, урок
Голованова Александра Геннадьевна,
учитель начальных классов;
Шектыбаева Татьяна Биржановна,
учитель музыки
г.Смоленск, 2019г.
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ РАБОТЫ
Русская православная церковь
Московский Патриархат
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в
Центральном федеральном округе
(указать федеральный округ)
Министерство образования и науки Российской Федерации
ежегодный Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания
и работы с детьми и молодёжью до 20 лет
«За нравственный подвиг учителя»
Голованова Александра Геннадьевна
Шектыбаева Татьяна Биржановна
Методическая разработка интегрированного урока по предметам основы православной культуры, музыка
«Россия – наша Родина»
Номинация «Лучшая методическая разработка по предметам «Основы религиозных культур и светской этики», «Музыка»
Краткая аннотация работы
(не более 1 000 печатных знаков)
Духовно-нравственное развитие личности ребёнка начинается с первых лет жизни. Его целостность, преемственность и непрерывность обеспечивается совместными усилиями семьи, школы, общества. Предлагаемая работа написана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду методических разработок. Её значимость заключается в том, что урока и используемый тематический материал создают наилучшие условия для объединения усилий семьи, общества и школы в решении проблем гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Несомненным достоинством данной разработки является четкое обозначение проблемы: все мы разные, но мы едины. Данная методическая разработка предназначена для учителей и классных руководителей с целью внедрения ее во внеклассную работу с учащимися. Она может быть использована при изучении в школе курса основы религиозных культур и светской этики (любой модуль), при проведении классных часов.
Музыка сопровождает человека с самого рождения. И через музыку человек учится понимать чувства и настроение. Интонационно-образное сопоставление музыкальных произведений разных народов помогает осознать значимость народной музыки, отражает национальную культуру народов и воспитывает уважительное отношение к музыке композиторов, которые изучают и отображают в своих произведениях стилевые, народные, национальные особенности. Предлагаемая работа написана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду методических разработок. Её значимость заключается в том, что расширяется интонационно-образный багаж ребенка, идет развитие эмоционального отклика на музыку, формируется устойчивый интерес к музыке народов мира. Используемый музыкальный материал показывает разнообразие музыкального культурного наследия русского композитора П.И. Чайковского, а также показывает интерес к музыкальной культуре русского народа и музыке других народов мира. И через музыку формируется уважительное отношение и культурный интерес к культуре других народов, населяющих Россию.
Методическая разработка
Уровень образования: начальное общее образование
Целевая аудитория: учитель (преподаватель)
Класс: 4 класс
Предмет(ы): ОРКСЭ (модуль ОПК), музыка
Цель: Донести до обучающихся мысль о том, что все мы разные, но вместе живем, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной – Россией.
Донести до обучающихся мысль о том, что музыкальная культура народов мира интересна композиторам, изучается ими и отображает особенности народов мира и России.
Задачи:·
Пополнять активный словарный запас учащихся словами «Отечество, Отчизна, культурные традиции, внешний мир, духовный мир»; уточнить значение пословицы, работать в группах. Обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее.
Развивать творческие способности, устную речь.
Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, духовные ценности.
Дать учащимся представление о том, что музыкальный фольклор это особая форма самовыражения, которая отражает культурное наследие и помогает понять особенности музыкальной культуры народа.
Уметь демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкально-творческой деятельностью;
Умение исполнять народные песни.
Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, духовные ценности.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия:
· Учебник «Основы православной культуры 4-5» А.В.Кураев
· Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры», М.: Просвещение, 2010
Музыка: Учебник для учащихся 4 кл. нач. шк. – Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – 3- изд.-М.: Просвещение, 2002.
Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для учащихся 4 класса начальной школы / Е.Д. Критская, Г.П. Петрова, Т.С. Шмагина – М.: Просвещение,2002.
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 4 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004;
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.4 класс».
Е.Д.Критская «Музыка 4 класс»1 СD, mp 3, Фонохрестоматия, М., Просвещение, 2009 г.
Используемое оборудование:
Проектор, компьютер, мультимедийная презентация, видеоролик, раздаточный материал
Музыкальный материал:
- «Песня о России» музыка: В. Локтева, слова: О.Высотской.
- П.И. Чайковский. Детский альбом. «В церкви».
- Русская народная песня «Во поле береза стояла»
- П.И. Чайковский. Балет «Щелкунчик». Сцена «Танцы кукол».
Краткое описание:
Данная разработка актуальна не только для модуля ОПК, но и для остальных модулей в рамках предмета ОРКСЭ, а также для любого урока или классного часа, входящего в систему духновно-нравственного воспитания.
Планируемые результаты
Из планируемых результатов наиболее значимыми для данного урока являются следующие:
Предметные результаты: учащийся познакомится с понятиями «духовный мир», «культурные традиции»; узнает религиозные традиции культуры Росси; научится называть особенности православной культуры; получит возможность узнать влияние православия на становление культурной жизни России, системы ценностей.
Предметные УУД – расширение знаний о средствах музыкальной выразительности, расширение кругозора. Знакомство с фактами биографии русского композитора П.И.Чайковского. Расширение знаний о творчестве композитора. Научить устанавливать причинно-следственные связи между характером музыки и чувствами, выраженными в произведении. Учить различать национальные особенности музыкальной культуры народов мира через определение ритмических, мелодических, тембровых особенностях звучания музыки. Учить выражать в исполнении показанные в произведении чувства посредством понимания средств музыкальной выразительности.
Регулятивные УУД - умение организовывать свою деятельность в качестве исполнителя, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; умение вести самостоятельный анализ при восприятии информации;
Метапредметные результаты: учащийся учится
1. различать языческую и православную традиции;
2.осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, готовить сообщения и выступать перед коллективом класса;
3. слушать собеседника и излагать свое мнение;
4.умеет различать иконопись и живопись различает религиозное и светское искусство.
Личностные результаты :
1. давать нравственную оценку ситуациям, опираясь на систему базовых национальных ценностей;
2. иметь сформированную ценностную картину мира;
3. делать ценностный выбор;
4. уважительно относиться к другим людям;
5.демонстрировать положительное поведение.
Регулятивные результаты (способность организовать свою деятельность) :
1. понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
2. адекватно оценивать свои достижения;
3. контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.
Познавательные результаты (искать, получать и использовать информацию):
1. осознавать познавательную информацию;
2. читать и слушать, извлекая нужную информацию;
3. структурировать информацию, фиксировать её различными способами;
4. понимать информацию, представленную в виде таблицы;
5. переводить её в словесную форму; 6. обращаться к различным справочникам, находить в них нужные сведения;
7. проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение
Коммуникативные результаты :
1. уметь понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь нужную информацию (полно или частично), проникнуть в смысл высказывания — слушание;
2. иметь навыки изучающего чтения;
3. вести диалог и построения монологического высказывания — говорение;
4. осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания, собирать и систематизировать материал, составлять план, пользоваться различными типами речи, строить высказывание в определенном стиле, совершенствовать высказывание — письмо, говорение.
Нравственный вывод: нужно изучать национальную культуру, знать традиции других национальностей, соблюдать свои традиции.
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, музыка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Основы православной культуры" по теме "Православное учение о человеке"
Задачи занятия: Дать понятие о душе человека, о внутреннем мире человека. Учить детей «думать о душе». Закреплять умения работать в группе, составлять кластеры, презентовать свои работы. Воспита...
Интегрированный урок основ православной культуры и технологии в 3 классе.
Интегрированный урок основ православной культуры и технологии в 3 классе по теме "РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО"....
Технологическая карта урока. Основы православной культуры, 4 класс. Тема урока: «Зачем творить добро?»
Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра....
Программа Основы Духовно-нравственной культуры народов России Основы православной культуры. Автор учебника Людмила Леонидовна Шевченко. 4 класс
Программа соответсвует ФГОС...
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ «РОССИЯ – НАША РОДИНА»
Духовно-нравственное становление личности патриота своей страны подразумевает систему целенаправленной учебно-воспитательной работы. Немалую роль в этом процессе приобретают уроки учебного курса &laqu...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ. Модуль: ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ УМК А.В. Бородина для 4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Пояснительная запискаРабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики. Модуль: Основы православной культуры ориентирована на учащихся 4 класса и разработана на основе следующих докуме...
Интегрированный урок по физической культуре и музыке во 2 классе на тему: Спортивно-музыкальная эстафета «Соревноваться так с музыкой».
Цель урока: Укреплять здоровье, развивать координацию движений, скоростные качества, быстроту, ловкость, повышать работоспособность и улучшать эмоциональное состояние шко...