В мире хакасской сказки
методическая разработка

Стригина Светлана Владимировна

*

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Усть –Бюрская СОШ»

Календарно – тематическое планирование

 курса внеурочной деятельности

«В мире хакасских сказок»

для учащихся 1 класса

Составитель: Стригина С.В.    

Руководитель: Стригина С.В.

Класс

Название раздела

Количество часов

1 класс

Хакасия - земля где я живу.

2 часа

Народные сказки

5 часов

Авторские сказки

5 часов

Итоговое занятие

1 час

Всего

13 часов

Календарно – тематическое планирование

 1 класс

п.п

Тема занятия

Содержание занятия

Количество часов

Дата

план

факт

Тема: «Хакасия – земля, где я живу»  - 2 ч

1

Моя малая Родина - Хакасия

Беседа о Хакасии. Прослушивание хакаской музыки, просмотр презентации «Мой родной край»

02.02

2

«Хакасия – земля, где я живу» (к 100-летию Н. Доможакова)

Устный журнал

09.02.

Тема: «Народные сказки»  - 5 ч

3

Сказка «Как ласточка огонь добывала»

Чтение сказки читающими детьми. Сочинение сказки

16.02

4

Сказка «Три брата, которые видят правду»

Чтение сказки. Анализ сказки. Иллюстрирование.

01.03

5

Сказка « Лиса и волк»

Чтение сказки. Работа над пересказом.

15.03

6

Сказка « Лягушка и журавль»

Чтение сказки. Придумывание вопросов к тексту.

05.04

7

Сказка «Медведь и мышь»

Чтение сказки. Анализ сказки. Инсценирование.

12.04

Тема: «Авторские сказки» - 5 ч

8

М. Кильчичаков «Сказка о том, как спина Бурундука полосатой стала»

Прослушивание и чтение сказки. Иллюстрирование.

19.04

9

М. Кильчичаков «Как птицы царя выбирали»

Слушание сказки.  Инсценировка.

26.04

10

А. Медведовская «Лиса и Лев»

Прослушивание. Герои сказки. Иллюстрирование.

10.05

11

Герои авторских хакасских сказок

Обсуждение сказочных героев. Сочинение сказки.

17.05

12

Викторина «В мире сказок»

Игровая программа

24.05

13

  Итоговое занятие

Выставка творческих работ по хакасским сказкам.

31.05



Предварительный просмотр:

Занятие 7

Открываем в сказку дверь

Виды хакасских сказок.


Цель урока: Обобщить знания детей о жанрах хакасского фольклора.

Задачи урока: 

  • Закрепить знания детей о хакасских сказках и их видах.
  • Развивать речь, память, мышление, артистические способности.
  • Воспитывать уважение к родной земле и её истории.

Материалы и оборудование: 

  • рисунки к хакасским сказкам;
  • книги хакасских сказок;
  • плакаты с хакасскими названиями сказок;
  • аудиокассета с записью хакасской музыки.

Ход занятия.

I. Организационный момент

Прозвенел звонок - начинается наше путешествие. Давайте поздороваемся на разных языках.

  • Группа №1 - на немецком
  • Группа №2 - на русском
  • Группа №3 - на хакасском

- Как вы думаете, почему мы здоровались на разных языках?

Да, потому что в Хакасии живут люди разных национальностей, и в нашем классе учатся дети разных национальностей.

Каждая национальность имеет свою культуру, историю, фольклор.

- А что же такое фольклор? Как по-другому можно сказать?

Фольклор - это устное народное творчество.

II. Актуализация знаний..

Ребята, посмотрите на оформление нашего класса. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

Да, сегодня мы будем говорить о фольклоре хакасского народа, будем путешествовать по дорогам хакасских сказок, заключающих в себе народную мудрость:

"Как в одном орешке заключаются судьбы кедрового леса, так и в сказке кроется начало начал жизни"

- Что написано на доске? Относится ли это к устному народному творчеству?

- Как вы понимаете эту пословицу?

Пословицы появились много лет назад.

III. Изучение нового

1. Разминка

- А сейчас немного истории.

1 ученик: Судьба хакасов больше двух тысяч лет была связана с территорией Хакасии и Минусинского района, окружённой горами Саян, Кузнецкого Алатау и Алтая. Этот район, известный своим мягким климатом, с древних времён был заселён человеком.

2 ученик : По этой территории протекает много рек, крупнейшая среди которых - Енисей с множеством притоков. Один из них - река Абакан. Много в нашем краю и озёр.

3 ученик: Известен наш край и богатством культуры различных племён, живших на этой земле. Об этом мы можем судить по каменным изваяниям, писаницам, а также по многочисленным легендам, поговоркам, сказам и рассказам.

4 ученик: В долгие зимние ночи хакасские скотоводы собирались у какого- нибудь гостеприимного хозяина в избушке и слушали величественные сказания о подвигах богатырей, рассказы о далёком прошлом, об окружающем мире, о захватывающих приключениях сказочных героев.

5 ученик: А весной, вместе с пробуждением природы, люди сходились на праздник Айрана и молока, заводили хороводы и песни, справляли обряды угощения хозяевам стихий.

2. Работа с выставкой книг

- Образ жизни древних хакасов, их уклад и занятия, их отношение к природе повлияли на формирование хакасского фольклора. Жанр, к которому мы сейчас обратимся, очень любим вами. Вы догадались, о каком жанре идёт речь? Правильно, о сказке.

- Чем сказка отличается от других жанров?

- Какие виды хакасских сказок вы знаете? (Волшебные, сатирические, бытовые, о животных, исторические) На доске появляются таблички с видами сказок.

- Какие сказки относятся к бытовым? А к волшебным, к сатирическим? Назовите.

- Обратите внимание на нашу выставку книг. Что указывает на то, что это хакасские сказки?(Орнамент, надпись на хакасском языке, иллюстрации)

3. Работа в группах

- Выполняя задания, не забывайте про правила работы в группах.

(Правила находятся на столах детей)

- А помогут вам работать терпеливость, доброжелательность, вежливость.

Перед вами лежат карточки зелёного цвета. Прочитайте задания и подготовьте выступления.

  • Группа №1 - Инсценирование сказки "Адычах и Кечох"
  • Группа №2 - Собрать разрезанную пословицу: " Ума не купишь, самому думать надо"
  • Группа №3 - Прочитать по ролям сказку "Медведь и бурундук"
  • Группа №4 - Прочитать и отгадать хакасские загадки.

Чёрный, но не ворона, рогатый, но не бык (Жук)

В простом поле кипит чёрный котёл (Муравейник)

На чёрном шёлке рассыпаны бусы (Небо и звёзды)

Если в воду зайдёт - тысяча, если из воды выйдет - один (Хвост лошади)

- Какие жанры хакасского фольклора мы увидели в выступлениях детей?

(Появляется лепесток со словом "загадки")

- Какую сказку о животных мы услышали? ("Медведь и бурундук")

Одной из характерных особенностей хакасских сказок являются короткие сказки о животных - КИП - ЧОХИ

Все сказки, о которых мы сейчас говорим, называются по - хакасски ЧАЗАF - НЫМАХ, что означает пешие сказки. Они рассказываются без музыкального сопровождения.

4. Физминутка

- Повторите движения за "лисичкой" из сказки "Хитрая лиса".

5. Работа с текстом.

- Найдите карточки синего цвета. Прочитайте текст и задания.

В больших богатырских сказаниях воспевались подвиги могучих охотников в борьбе и битвах с враждебными ханами, при участии небесных сил и подземных чудовищ.

Хакасы их называли АЛЫПТЫF - НЫМАХ, что означало "сказки с богатырями". Рассказывали их, складывая в рифмы, в сопровождении музыкального инструмента ЧАТХАНА или ХОМЫСАи журчащего, как ручей, горлового пения - ХАЯ. Рассказывание должно было проходить в благочинности, настраивающей людей на высокое внимание.

После прочтения каждая группа отвечает на вопросы.

  • Группа №1 - Как называются сказки, которые сопровождаются пением или игрой на музыкальном инструменте?
  • Группа №2 - О чём рассказывалось в этих сказках?
  • Группа №3 - При помощи каких инструментов исполнялись эти сказки?
  • Группа №4 - Как рассказывали эти сказки?

- Как же назывались эти сказки? (АЛЫПТЫF - НЫМАХ)

Исполняли эти прекрасные сказки мастера устного сказа или, как их называли в народе, ХАЙДЖИ. Один из известных хайджи в Хакасии - Семён Петрович Кадышев.

5. Викторина

- А сейчас мы посмотрим, как хорошо вы знаете хакасские сказки?

В какой сказке из-за глупости и суеверий волк перерезал стадо овец? ("Свекровь и сноха")

Откуда эти строки:

Плачет одиноко
Лишь одна Сорока
Иву новую нашла,
Вновь гнездо себе свила.
("Сказка о хитрой лисе")

В какой сказке в дупле искали золото? ("Ловкий пастух")

Кто так говорил: " О, Хайдаг - чахсыдыр! Как хорошо! Если всё это молодой сделал, пусть моим сыном будет!" ("Добрый Ылачан")

IV. Итог урока

- Молодцы! Вот и закончилось наше путешествие по дорогам хакасского фольклора.

С какими жанрами встретились?

Какие хакасские сказки запомнили? Что они обозначают?

В заключение, послушайте, как о родной земле сказал Н.Доможаков.

(Дети читают стихотворение Н.Доможакова "Родная земля" на фоне хакасской музыки.

Приложение

Национальности Хакасии:

Народ

1939 год[39]

1959 год[40]

1970 год[41]

1979 год[42]

2002 год[43]

2010 год[44]

Русские

75,3 %

76,5 %

78,4 %

79,4 %

80,3 %

81,7 %

Хакасы

16,8 %

11,8 %

12,3 %

11,5 %

12,0 %

12,1 %

Немцы

2,6 %

2,4 %

2,2 %

1,7 %

1,1 %

Украинцы

2,9 %

3,6 %

2,1 %

2,1 %

1,5 %

1,0 %

Татары

1,1 %

0,9 %

0,9 %

0,7 %

0,6 %



Предварительный просмотр:

Занятия  23-24

Тема: М. М. Кильчичаков  «Как птицы царя выбирали»

Цель: Знакомство со сказкой «Как птицы царя выбирали»

Задачи:

1.     Формировать технику чтения и приемы понимания и анализа текста; развивать интерес к самому процессу чтения, потребности читать; формировать эстетический вкус;                                                                                                                                         2.     Развивать устную  речь, творческие способности детей;                                                               3.     Воспитывать любовь к чтению, любовь к своему родному краю.

Ход занятия 23

  1. Орг. Момент.
  2. Актуализация знаний.

Что вы знаете о птицах? (Есть дикие, есть домашние. Есть перелётные, есть зимующие. Домашние птицы используются человеком для жизнедеятельности.)

Какие сказки о птицах читали? Какого народа эти сказки?

О каких птицах прочитали?

- О каких птицах из прочитанных сказок можно сказать?

доверчивый

мудрый

сильный

благодарный

свободолюбивый

справедливый

- Почему же люди с давних времён обратили внимание на птиц? Что в них людям особенно нравилось и привлекало?

Ещё в далёкой древности людям хотелось быть свободными от своих мирских забот как птицам, подняться высоко над землёй от своих проблем, увидеть всю нашу планету с высоты птичьего полёта всю, цельно. Они верили, что самые красивые птицы приносят удачу. Так в народе появились сказки о Птице счастья, о Жар-птице.

3. Чтение сказки «Как птицы царя выбирали»

Собрались птицы со всех концов и решили:

- Давайте выберем царя, чтоб он был самым сильным, самым умным и самым долговечным среди нас.

Тут Галка прошлась важно и говорит:

- Я думаю, надо нам царя такого, чтобы у него хвост был длинный и чтоб шарф был на шее. Засмеялись птицы:

- Уж не тебя ли в цари выбрать? Обиделась Галка:

- Раз вы смеетесь надо мной, улечу я от вас. И улетела.

Филин повертел головой в разные стороны и сказал:

- А по-моему, царь должен быть чуткий и чтоб ночью мог видеть.

Снова засмеялись птицы:

- У тебя, Филин, уши длинные, ночью глаза зоркие. Не ты ли царь? Обиделся Филин.

- Что вы смеетесь? Я вам не Галка-вертихвостка. Улечу от вас в тайгу, но берегитесь: все ваши тайные речи подслушаю и царю донесу.

И улетел.

Поднялся с места Кулик.

- Без голоса царь - не царь. Нам надо такого царя, чтобы как крикнет, так всем на душе сразу тоскливо стало.

Пуще прежнего захохотали птицы:

- Кричать-то ты мастер, Кулик! Да вот ростом невелик!

Не вынес насмешки Кулик и улетел. Слово взял Журавль.

- Я, дорогие птицы-сестрицы, так думаю, что все эти Кулики да Галки - смех один. Ну что это за птицы, когда я их перешагнуть могу! Нам надо, я думаю, царя с длинными ногами, такими, чтоб его никто перешагнуть не мог!

Тут все птицы от хохота так и покатились:

- Эх, Журавль, хороший ты мужик, да вот умом невелик. Иди-ка ты на свое болото и командуй там над лягушками.

- И на том спасибо,- ответил Журавль,- я и лягушками сыт. Мне ваша слава ни к чему.

И улетел.

Посмеялись птицы, но все же смех смехом, а царя выбирать надо. Видят: сидит в стороне Сокол - ростом небольшой, но телом крепкий и гордый-прегордый.

- Вот Сокол, он в цари подходит,- заговорили птицы.- В полете он быстрее ветра, грудью крепче камня, глаз имеет зоркий. Чем не царь?

Ворона и Сорока рядом с Орлом сидели. Орел птичью болтовню не слушал, клевал себе мясо, а Ворона и Сорока подбирали объедки, но за спором следили.

- Ор-р-рла, Ор-р-рла!-закричала Ворона. - Пр-р-равильно, пр-р-равильно!-подхватила Сорока.

Тут все птицы на Орла взглянули и выбрали его царем.

А Сокол от обиды взмыл вверх и стал грозить:

- Позора этого я вам вовек не прощу! Достанется от меня и внукам, и правнукам вашим!

Так с тех пор и живет Сокол в злобе на всех птиц и мстит им за обиду. А Орла и ныне птичьим царем называют. И за услугу эту прикармливает он Ворону и Сороку объедками со своего стола.

4.Работа по содержанию сказки.

О чем эта сказка?

Кто метил в цари?

Назовите всех кандидатов. (изображения птиц - на доске)

По какому признаку птицы выбирали царя? Найдите в тексте.

Подходили их кандидатуры под эти критерии?

Прочитайте, как выглядел сокол. Мог ли он стать царём птиц?

Почему же выбрали орла?

Орел прикормил ворону и сороку, и они громче всех кричали — предлагали его кандидатуру.

К какому временному периоду создания относится эта сказка?  Докажите. 

Самая древняя, так как в ней рассказывается, почему орла считают царем птиц, почему ворона и сорока питаются тем, что не доест орел, почему сокол затаил злобу на всех птиц.

5. Итог. Рефлексия.

- Понравилась ли вам сказка? Почему?

Продолжите предложения, что хотите сказать о сегодняшнем уроке.

Мне было интересно…

Мне было трудно …

Понравилось….

Расскажу дома …..

Меня удивило …

Мне захотелось…

Ход занятия 24

  1. Орг. Момент.
  2. Актуализация знаний.

Викторина по хакасской сказке «Как птицы царя выбирали»

  1. Сказка «Как птицы царя выбирали» :

 Хакасская сказка 
 Русская сказка 
 Бурятская сказка 
 Авторская сказка 

  1. Птицы собрались выбирать:

 Царя 
 Короля 
 Императора 
 Правителя 

  1. Кто предложил царя с длинным хвостом и шарфом на шее?

 Сорока 
 Ворона 
 Галка 
 Синица 

  1. Кто предложил, чтобы царь был чутким и не спал всю ночь?

 Сова 
 Филин 
 Грач 
 Орёл 

  1. Кто предложил царя с длинными ногами?

 Цапля 
 Аист 
 Журавль 
 Кулик 

  1. Что сказал журавль в ответ на смех птиц?

 Мне и так хорошо! 
 Я буду царем! 
 Мне ваша слава ни к чему! 
 Я вам ни галка-вертихвостка! 

  1. Кого увидели птицы в стороне ?

 Орла 
 Ястреба 
 Сокола 
 Ворону 

  1. Кто сидел рядом с орлом?

 Ворона и сорока 
 Синица и воробей 
 Грач и галка 
 Ворона и Сокол 

  1. Кого выбрали царем?

 Сокола 
 Орла 
 Страуса 
 Пингвина 

  1. Кто обиделся на всех птиц?

 Ворона 
 Сорока 
 Воробей 
Сокол 

  1. Иллюстрирование сказки.
  2. Конкурс рисунков.

5. Итог. Рефлексия.

- Понравилась ли вам сказка? Почему?

Продолжите предложения, что хотите сказать о сегодняшнем уроке.

Мне было интересно…

Мне было трудно …

Понравилось….

Расскажу дома …..

Меня удивило …

Мне захотелось…

        



Предварительный просмотр:

Занятия 10 – 11

Тема: Сказка «Ленивый мальчик и синичка»

Цель: знакомство с хакасской народной сказкой.

Задачи:

Образовательные: учить детей передавать содержание сказки последовательно, выразительно, с использованием слов и выражений из текста, совершенствовать грамматический строй речи.

Развивающие: совершенствовать навык пересказа, развивать монологическую и диалогическую речь, речевой слух, память, мышление, художественное восприятие и эстетический вкус, мелкую моторику руки, развивать творческие способности.

Воспитательные: воспитывать любовь к народному творчеству, чувство взаимопомощи.

Ход занятия 10.

1. Организационный момент

Дети делятся на две команды, у каждой набор букв (с к а з к а). Предлагается детям составить слово из них.

- Сколько букв в вашем слове? (5)

- Сколько слогов?  (2)

- Сколько гласных букв?  (2)

- Сколько согласных?   (3)

- А какие вы знаете сказки? 

- А кто может быть автором сказки?   (писатель, поэт, народ)

- Очень много вы знаете сказок. Сегодня мы с вами познакомимся с новой сказкой – хакасской народной сказкой «Ленивый мальчик и синичка».

2. Чтение хакасской народной  сказки

Ленивый мальчик и синичка

Ленивый мальчик сидел на берегу реки.

Мальчику было жарко. Его тянуло в воду. Но было лень раздеваться. Больше того, лень было двигаться с места.

— Ох, как жарко!— вздыхал мальчик.— Искупаться бы теперь. В воде, наверно, хорошо-хорошо!..

Услышала это синичка, сидевшая на ветке, склонила голову и посмотрела вниз на мальчика.

— Искупайся, друг мой,— посоветовала она.— Ведь тебе никто и ничто не мешает.

— Да, хорошо тебе говорить «искупайся»,— обиделся мальчик.— А если я утону?

— Держись за осоку, что растет на берегу,— сказала синичка и спрыгнула на ветку пониже.— Вот за эту осоку.

— Да, хорошо тебе говорить «держись за осоку»... А если я руку порежу?

— Надень кожаные рукавицы,— продолжала советовать синичка.

— Да, кожаные рукавицы... А если они промокнут?

— Ты их на солнце высушишь.

— Я высушу, а они порвутся.

— Ну, если порвутся, ты их починишь,— не унималась синичка.

— Ты научишь...— обиделся мальчик.— Начну починять да уколю себе палец...

— А ты надень наперсток...

Мальчик рассердился. Такая маленькая, совсем незаметная птичка, а смеется над ним! Он схватил камень.

— Сейчас я тебя проучу...

Но в это время ноги его поскользнулись, и он упал в реку.

Синичка улетела.

Мальчик вылез из воды и лег на солнечную полянку. Он лежал и долго ругал синичку за то, что ему приходится сушить на себе мокрую одежду.

А синичка летала по кустам и посмеивалась над ним.

3. Беседа по сказке

- На кого  из героев этой сказки вы хотели бы походить? Почему?

- Как вы понимаете слово ленивый? Лень?

- А может быть вам какие-то слова показались незнакомыми?  (осока, наперсток –объяснить)

- А почему мальчик не купался?   (боялся утонуть)

- Что предлагала ему синичка?   (держаться за осоку)

- Какие отговорки находил мальчик на предложения синички?    (руку порежу, рукавицы промокнут, палец уколю)

- А как мальчик все-таки оказался в воде?     (поскользнулся, когда кидал камень в птичку)

- Как еще можно назвать мальчика в этой сказке?  Почему?   (глупый)

- Можно сказать, что мальчик был наказан за свою лень и глупость?

- А какие вы еще знаете сказки, где герои были наказаны за свою лень?

4. Изготовление поделки «Синичка» в технике оригами

- Кто из двух героев вам понравился больше? (ответы детей)

- Раз многим из вас понравилась синичка – мы ее и сделаем. Но делать вы будете самостоятельно, ориентируясь на пооперационную карту.

- Мы уже делали подобные поделки (воробья, снегиря), так что в прочтении карт и изготовлении поделок, я думаю, затруднений не будет.

Фигурка синички

( Базовая форма «треугольник»)

1.  Согните квадрат двухцветной бумаги так, чтобы черный цвет оказался снаружи. Перегните получившийся треугольник пополам (1).

2.  Согните верхний угол вниз, захватывая один слой бумаги (2).

3.  Согните поделку пополам. Поверните работу (3).

4.  На маленьком треугольнике вогните угол так, чтобы он был виден (4).

5.  С двух сторон поднимите углы-крылья (5).

6.  Сделайте надрез. Уберите части, расположенные ниже надреза, внутрь фигурки (6).

7.  Проверьте результат (7).

Пооперационная карта  изготовления синички в технике оригами

                                                                                                                 http://ped-kopilka.ru/images/3(69).jpg

Итог занятия. Рефлексия.

- Вы знаете много пословиц и о труде, и о лене.

- В конце занятия я хочу подарить вам хакасскую пословицу о труде.

«Без труда и шапку не снимешь».

Продолжите утверждение:

Я узнал……

Мне понравилось

У меня получилось…

Ход занятия 11.

  1. Орг. Момент.
  2. Актуализация знаний.

Нам пришёл черед сыграть в игру «Наоборот»

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь …(низко)

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь …(близко)

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь …(пол)

Скажу я слово «потерял», а скажешь ты …(нашел)

Скажу я слово «трус», ответишь ты …(храбрец)

Теперь «начало» я скажу, ну отвечай … (конец)

Давайте вспомним сказку «Ленивый мальчик и синичка».

Можно ли сказать, что в этой сказке также есть «наоборот»? Почему?

Что запомнилось вам особенно?

  1. Подготовка к пересказу сказки по ролям.
  2. Инсценирование сказки. 
  3. Итог. Рефлексия.



Предварительный просмотр:

Занятия 21-22

Тема: М. Кильчичаков «Сказка о том, как спина Бурундука полосатой стала»

Цель: знакомство с хакасским поэтом и писателем М. Кильчичаковым

Задачи:

  1. Расширять знания детей о хакасских поэтах, о хакасских авторских сказках .
  2. Способствовать развитию устной речи, умению работать с текстом, развитию творческих способностей.
  3. Способствовать воспитанию любви к родному краю, появлению интереса к чтению.

Ход занятия 21.

  1. Орг. Момент.
  2. Знакомство с М. Кильчичаковым

Хакасия, край мой,
Родные просторы,
Вы мне улыбаетесь морем огней,
Широкие степи, высокие горы
Навеки в душе сохранятся моей.

- Ребята, мы услышали сейчас одно из замечательных стихотворений поэта и писателя, сказочника Михаила Еремеевича Кильчичакова.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/530788/3.jpg

- Михаил Еремеевич Кильчичаков родился 21 ноября 1919 году в селе Верхняя Тёя, Аскизского района Хакасии, в день Архангела Михаила. Небесный воитель покровительствовал ему на протяжении всей жизни.

(рассказ учителя звучит на фоне показа мультимедиа с музыкой - демонстрирую фотогалерею "Природа Хакасии" автора Геннадия Вертопрахова ).

- В селе Верхняя Тёя эту семью знали все .Здесь побывали все сказители, хайджи Хакасии. Его мама, Елизавета Васильевна, шила одежду, слыла большой мастерицей и была знаменита в своём деле.

(Рассказ продолжает библиотекарь филиала №11, рассказывает о хакасской одежде и женском украшении пого. Одета в национальный хакасский костюм)

(Продолжает учитель) Когда в юрте было пусто, Михаил брал украдкой чатхан, робко трогал струны и тихо пел.Он сам пытался сложить слышанные в ночи песни, тахпахи, добавляя своё, как принято у настоящих хайджи. Много, очень много сказаний и песен знала мать Михаила. Укладывая детей, она пела им или рассказывала сказки.

(звучит хакасская песня)

- А ещё Михаил в детстве любил игру. "Варежка"

- В 17 лет Михаил сам добрался в театральную студию при Хакасском национальном театре, который стал для молодого актёра домом.

Началась война с белофиннами. Юношу призвали в Красную армию. Там же под Смоленском застала его Великая Отечественная война. Был разведчиком .В октябре 1942г. получил ранение в левую руку. Долго лежал в госпитале. Врачам пришлось ампутировать ему руку. Стал инвалидом. В Абакане возвратился в театр .После войны поступил в Абаканский учительский институт. Затем поступил в Московский литературный институт имени А.М. Горького на факультет драматургии. Писал стихи, пьесы. Крупный успех пришёл с пьесой "Медвежий лог"- о жизни в хакасской деревне. Эту пьесу показали в 160 театрах России, она шла успешно и за рубежом. Писатель возглавил хакасскую писательскую организацию. Продолжал писать песни, пьесы, которые по сей день не сходят со сцен театров и сейчас.

Слева хакасская пословица: Кто хорошо работает, у того и губы в сале, а у лентяя голова в грязи. Справа - русская пословица: Труд кормит, а лень портит. Счастье и труд рядом живут.)

- Сравните эти пословицы и сделайте вывод.

Больше всего М.Е.Кильчичаков любил писать о своей любимой родине - Хакасии, о том, как прекрасна и неповторима наша земля.

  1. Чтение сказки «Сказка о том, как спина Бурундука полосатой стала»
  2. Работа с текстом сказки.

Деление сказки на части.

Составление вопросов по содержанию.

Иллюстрирование сказки.

  1. Итог. Рефлексия.

Научились….

Мне было интересно…

Узнали….

 Мне было трудно …

Понравилось….

Расскажу дома …..

Я выполнял (а) задания ….

Меня удивило …

Мне захотелось…

Ход занятия 22.

  1. Орг. Момент.
  2. Актуализация знаний.

Найдите иллюстрации к сказке, которую читали на прошлом занятии.

IMG_0017Похожее изображение

Картинки по запросу Хакасские сказки в картинкахКартинки по запросу Сказка о том, как спина Бурундука полосатой стала в картинках

М. Кильчичаков

Какие фрагменты сказки рассказывают эти иллюстрации.

  1. Чтение сказки по ролям.
  2. Подготовка к инсценированию вказки.
  3. Творческая работа.
  4. Итог. Рефлексия.

Инсценирование сказки.

F:\фото 19.05.16\IMG_20320520_131548.jpg

D:\стригин\Документы мамы\Факультативы\В гостях у сказки\Фото Факультатив\IMG_20320520_131440.jpg

                                               

F:\фото 19.05.16\IMG_20320520_131620.jpg


М. Кильчичаков

1 часть.  Медведь проснулся.

2 часть.       Медведь и кедровка.

3 часть.    Медведь и бурундук.

 




Предварительный просмотр:

Занятие 8-9

Хакасская народная сказка

«Певец и чатхан».

Цель: знакомство с хакасской народной сказкой «Певец и чатхан»

Задачи:

  1. Познакомить с новой хакасской сказкой.
  2. Знакомство через сказку с обычаями хакасского народа.
  3. Способствовать развитию познавательного и эмоционального интереса, воображения, речи обучающихся.
  4. Учиться анализировать и оценивать факты, явления.
  5. Способствовать формированию на основе местного материала нравственно-ценностных ориентиров.
  6. Воспитание на национальных традициях своего народа чувства любви к малой родине, доброты, желания помочь другому.

Ход занятия № 1

  1. Орг. Момент.
  2. Актуализация знаний.

Я хакасский  инструмент известный,

Старинный, интересный.

Заиграет на мне хайджи у подножия Саян.

А зовут меня… . (чатхан)

Хаджи – сказитель 

- Кому уже знаком этот музыкальный инструмент?

- А может кто-то уже видел и слышал, как звучит этот инструмент?

- Посмотрите, ребята, как выглядит этот инструмент

-Давайте порассуждаем, какой это инструмент: струнно-щипковый, струнно-смычковый,  духовой, ударный, а может быть язычковый?

- Чатхан –струнно- щипковый инструмент. Это длинный полый ящик с концами, загнутыми в виде бараньих рогов. На верхней стороне натянуты 7 или 9 струн из проволоки или бараньих кишок.

- Появился этот инструмент очень давно. А сейчас, я хочу вам рассказать хакасскую народную сказку о том, как появился этот инструмент.

3. Изучение нового.

1)Знакомство со сказкой.

Просмотр видео.

Обмен впечатлениями.

2) Слушание игры на чатхане.

- А вот как описывает звучание чатхана Семен Прокопьевич Кадышев. Прочитайте.

Белое облако звуком пронзает

 Мой шестиструнный чатхан.

 Голос хайджи в глубь сердец проникает,

 Дар ему песенный дан.

 Синюю тучу чатхан семиструнный

 Рокотом звонким пронзит.

 Много сердцам вдохновленным и юным

 Песня хайджи говорит.

 Теплые ливни посыпались разом –

 Всюду трава зелена…

 Русский, хакас – мы народы России,

 Родина наша сильна.

- Ребята, какова главная мысль этого стихотворения?

4 Итог. Рефлексия.

- С какой сказкой мы познакомились?

Продолжите предложения:

- Я узнал…

- Мне понравилось..

- У меня получилось…
Какой цветок появляется в хакасских степях каждой весной, похожий на маленькое солнышко?
О, жарки, жарки, вы дети солнца
(так у нас в народе говорят).
По лесам лишь только май вернётся,
Миллионы солнышек горят.
- Все ли вы получили радость познания на занятии? Если “Да”, то возьмите цветок жарок оранжевого цвета. Если “Нет”, то жёлтого. Пусть этот жарок вас согревает.

Ход занятия № 2

  1. Орг. Момент.
  2. Повторение сказки.
  3. Анализ сказки. Работа в группе.

Составление вопросов по содержанию сказки к тем моментам, которые вам больше всего запомнились.

Выступление ребят

4.Иллюстрирование сказки.

5. Итог. Рефлексия.

- С какой сказкой мы познакомились?

Продолжите предложения:

- Я узнал…

- Мне понравилось..

- У меня получилось…
Какой цветок появляется в хакасских степях каждой весной, похожий на маленькое солнышко?
О, жарки, жарки, вы дети солнца
(так у нас в народе говорят).
По лесам лишь только май вернётся,
Миллионы солнышек горят.
- Все ли вы получили радость познания на занятии? Если “Да”, то возьмите цветок жарок оранжевого цвета. Если “Нет”, то жёлтого. Пусть этот жарок вас согревает.

Иллюстрации к сказке.

D:\Скан_20180109 (4).jpgD:\Скан_20180109 (3).jpgD:\Скан_20180109 (2).jpgD:\Скан_20180109.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А. Толстой “Золотой ключик, или Приключения Буратино”. Герои сказки. Два мира в сказке”.

2 «А» классТема урока: А. Толстой “Золотой ключик, или Приключения Буратино”. Герои сказки. Два мира в сказке”.Предмет изучения: главы из сказки А. Толстого “Золотой ключик, или Приключения...

Особенности волшебного мира в сказке А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Часть «Битва»

Урок литературного чтения по системе Занкова. Автор учебника Н.А .Чуракова. 4 класс.тема урока:Особенности волшебного мира в сказке А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».  Часть «Битва»....

Проектная работа учащихся "В мире волшебной сказки"

Цель работы: формировать умение самостоятельно находить нужную информацию в различных источниках, делать выводы.Задачи проекта:1) развивать умение характеризовать персонажей сказок...

Презентация детского литературного творчества на уроке окружающего мира. Сочиняем сказки сами. Сказки о растениях.

Презентация, иллюстрирует урок окружающего мира  по теме "Дикие и культурные растения". На данном уроке использован один из приемов активных методов обучения - написание сказки. В презентации при...

Тема: Два мира в сказке - повести А. Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»

Урок  « Два мира в сказке -  повести А. Н. Толстого  «Золотой  ключик,  или  приключения  Буратино»   содержится  в  разделе «Сказочные человечки...

Сценарий игры – путешествия по хакасским сказкам «Чудо дивное – нымахтар»

  В рамках духовно-нравственного направления мною проводится внеурочная деятельность «Моя Хакасия»...

Рабочая программа "В мире хакасского языка" для 1-4 кл.Куклиной С.К.

Рабочая программа "В мире хакасского языка" для 1-4 кл.Куклиной С.К....