Тема: Два мира в сказке - повести А. Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

БЕЛЬКОВА СВЕТЛАНА  БОСМАНОВНА

Урок  « Два мира в сказке -  повести А. Н. Толстого  «Золотой  ключик,  или  приключения  Буратино»   содержится  в  разделе «Сказочные человечки».

Данный материал может быть использован как учителем начальных классов, так и учителем литературы. Урок помогает обучающимся совершенствовать навыки анализа произведений, позволяет развивать их творческие способности, умения работать в группах, строить свои взаимоотношения на основе диалога. Тема актуальна, так как имеет огромное воспитательное значение, через изучение литературных произведений этой темы мы вводим детей в мир человеческих отношений, в мир нравственных ценностей, воспитываем личность со свободным, независимым мышлением, развиваем творческие способности детей. Основная технология, применяемая на уроке: формирование правильного типа читательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_etot.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема раздела: «Сказочные человечки».

Тема: Два мира в сказке -  повести А. Н. Толстого  «Золотой  ключик,  или  приключения  Буратино»  

Цели:        

– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

Ι.

Актуализация знаний.

 - Ребята,  любители  ли  вы  сказки?

- Подберите  к  слову « ЛЮБИТЬ»  антонимы.                                              

 - Правильно,  ненависть – это любовь наоборот. Часто ненависть существуют в человеке вместе с местью. Человек так сильно начинает кого-нибудь ненавидеть, что хочет отомстить ему и сделать ему какое-нибудь зло.

- Сегодня  я  познакомлю  вас с  героями  поучительной  сказки       М.А.Андрианова  «Как месть и ненависть Ясень погубили».

 [?]  Почему  я  назвала  сказку  поучительной?

Прямо возле старой исхоженной дороги, которая вела из деревни в город, решили вырасти два больших дерева.  Ясень и Береза. Дорога эта для людей была важной, поэтому за день по ней проезжало и проходило очень много людей. И вот на этой самой дороге произошла история, которая началась с самого маленького пустяка.

А началось все с того, что один из корней  Ясеня чуть вылез из земли прямо посередине дороги. Люди иногда нечаянно наступали на этот корень, а это очень не нравилось Ясеню. Сначала он немного сердился на людей, а потом и вовсе разозлился, стал людей ненавидеть и каждому прохожему старался обязательно отомстить. Если человек шёл посередине дороги, то Ясень заранее корень свой повыше поднимал, чтобы споткнулся человек и упал. А если человек по краю дороги шел, то Ясень ветки свои пониже опускал, чтобы человек лицо поцарапал. Каждый раз Ясень злобно радовался, когда ему удавалось людям отомстить, а ветки его от смеха начинали еле заметно трястись.

Смотрела Береза на все это, удивлялась и никак не могла понять, как можно так сильно ненавидеть людей и так долго им мстить. Ведь Ясень сам решил вырасти рядом с дорогой и сам свои корни под дорогу пустил. Разве виноваты люди в том, что наступают на его корень, когда идут по своей дороге.

Шли как-то раз по этой самой дороге в город плотник со своей маленькой дочкой. Проходят мимо Ясеня и песни весело поют. Увидел их Ясень и корень свой повыше поднял. Споткнулась девочка, упала и, больно ударившись, заплакала. Успокоил ее отец, вытер с ее щек слезы и, достав из сумки топор, обрубил торчавший корень.

– Теперь никто уже не будет спотыкаться, идя по дороге, – сказал плотник своей дочке, и они пошли дальше.

Никто теперь Ясеню на корень не наступал. А Ясень все равно, как и прежде, всех людей ненавидел и еще больше прежнего всех прохожих своими ветками задевал и поцарапать старался.

Через два дня ночью шел по дороге обратно из города тот самый плотник со своей дочкой. Ясень заметил их, ветви свои больше прежнего опустил и расставил, никак не дождется, когда же люди лица свои перецарапают. Увидел плотник ветки и стал терпеливо их рукой убирать, чтобы дочке своей дорогу расчистить. Но последней веткой Ясеню все же удалось лицо девочке поцарапать. Заплакала она, а Ясень довольный опять от смеха ветками стал потряхивать. Успокоил отец дочку, посадил ее около Березы, а сам достал пилу и обрезал у Ясеня все опущенные ветки, чтоб другие люди не царапались и одежду свою не рвали. Устал плотник пилой пилить и после работы прилег отдохнуть под Березой.

А Ясень все никак успокоиться не может. Уже и без корня торчащего остался и без веток, а все равно о мести думает. Задумал Ясень к себе ураган сильный позвать, чтобы прилетел он, подул сильно на его ветки и повалил его прямо на плотника с дочкой, под Березой отдыхающих.

Тихими заклинаниями, которые знают только деревья, стал призывать Ясень к себе сильный ветер-ураган. А когда тот прилетел, Береза успела шепнуть ему о том, какую страшную и жестокую месть задумал Ясень для плотника и его дочки. Рассердился ураган, услышав о злом и мстительном Ясене, подул на него с невиданной силой и повалил его.., да только не на людей лежащих, а совсем в другую сторону.

- Как  вы  думаете,  что  произошло  с  героями  сказки дальше?

А  сейчас  послушайте, чем  заканчивает сказку  автор.

Недолго поваленный Ясень лежал около дороги. Через несколько дней ехал на телеге человек, увидел рядом с Березой поваленное дерево и, распилив его на части, повез к себе домой печь топить…

  Так Береза осталась стоять возле дороги одна. Но она не сильно расстроилась. Лучше одной стоять, чем с таким ненавидящим и мстительным соседом.

[?] – Какие качества погубили ясеня? (Ненависть, злоба, мстительность)

– Кто виноват люди или Ясень, в том, что ему часто наступали на корень? (Ясень сам решил вырасти у дороги и иногда специально выставлял корни)

– Правильно ли поступил плотник, когда обрезал ветки и корень?

– Может быть, плотник тоже мстил Ясеню за свою дочку? (Нет, он думал о других людях)

 [?]    Какие мысли автор  высказал прямо? Почему  я  назвала  сказку  поучительной? (Ненависть и месть очень плохие качества. Мстительный и ненавидящий человек приносит вред не только другому, но прежде всего самому себе, потому что сильная злость и желание мстить разрушают его собственную душу. Когда человек ненавидит и хочет отомстить, он долго обдумывает, как бы похуже сделать тому, кто его обидел, в нем много сильных и очень злых мыслей, которые ему вредят. Любовь всегда рождает дружбу и радость, а ненависть и желание отомстить порождают только вражду и еще большую злость.) -  Как  вы думаете,  какой  теме  мы  посвятим  урок?

- Правильно.  Мы  сегодня  поговорим  о  двух  мирах:  

О    МИРЕ  ДОБРА    И    МИРЕ  ЗЛА.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

II. Развитие умений.

III

  1. - А сейчас  мы  поговорим  о  героях повести - сказки  Алексея Николаевича Толстого.

 Игра «ДОПОЛНИ СЛОВЕЧКО» (Работа  в  группах.)

Задание учащимся 1 группы:

В Италии и Бразилии

Не верят коту ...                                  

http://www.bk-detstvo.narod.ru/images/tolstoi_bazilio.gif

Задание учащимся 2 группы:

Не боятся дети вас,

Бородатый ...

http://www.bk-detstvo.narod.ru/images/tolstoi_Karabas.gif

Задание учащимся 3 группы:

На стене висит картина,

На картине - ...

http://www.bk-detstvo.narod.ru/images/tolstoi_buratino.gif

Задание учащимся 4 группы:

Была она артисткой

Прекрасной, как звезда,

От злого Карабаса

Сбежала навсегда.

Учила  Буратино,

Зовут  её  …

http://www.bk-detstvo.narod.ru/images/tolstoi_Malvina.gif

 - О героях какой  повести - сказки  Алексея Николаевича Толстого  идёт  речь?

http://www.bk-detstvo.narod.ru/images/tvorchestvo_Tolstoi_plakat_small.jpg

-  Одинаковы  ли  по характеру  герои  данного произведения?

2.   Минуты  творчества.

Дифференцированная  работа:

Задание учащимся 1 группы  (делятся  на  2  подгруппы):

 «Конкурс  художников» в своей работе изобразить  угаданного  сказочного  героя (кот Базилио)

Устно дать  краткую  характеристику  поступкам, характеру,  внешности  угаданного  сказочного  героя (кот Базилио).  Подтверди  словами из текста.

Задание учащимся 2 группы  (делятся  на  2  подгруппы):

«Конкурс  художников» в своей работе изобразить  угаданного  сказочного  героя (Карабас-Барабас)

Устно дать  краткую  характеристику  поступкам, характеру,  внешности  угаданного  сказочного героя (Карабас-Барабас).   Подтверди  словами из текста.

Задание учащимся 3 группы  (делятся  на  подгруппы):

«Конкурс  художников» изобразить  угаданного  сказочного  героя (Буратино)

Тетрадь по литературному  чтению. Страница 18, задание

III (2)  (Буратино)   Подтверди  словами из текста.

Задание учащимся 4 группы  (делятся  на  подгруппы):

«Конкурс  художников» изобразить  угаданного  сказочного  героя (Мальвина)

  Тетрадь по литературному  чтению. Страница 18, задание

III (2)  (Мальвина)  Подтверди  словами из текста 

3.  Проверка.

 3.1   «Конкурс  художников»   - Посмотрите  внимательно на рисунки.  На сколько  групп  можно  их  разделить  по  цветовой  гамме?

- На  какие?  Каких  героев  мы  отнесём  к  каждой  группе?

- Что олицетворяют  светлые  тона? ( свет, добро, чистоту, невинность, молодость и правду, мир).

3.2   Защита   своих  героев  учащимся 3 группы. (Тетрадь по литературному  чтению. Страница 18, задание III (2) )

–Почему Буратино – любимый герой многих поколений?

– Всё ли вам нравится в Буратино? (Временами Буратино груб, он не хочет учиться, неряшлив, непослушен. Но в целом он добрый, жизнерадостный, настоящий друг, смелый и решительный в опасных ситуациях. Именно ему открывают тайну золотого ключика.)

– Скажите,  в действиях  Буратино  кто  -  нибудь  увидел  себя? В  чём?

3.3 Защита   своих  героев  учащимся 4 группы. (Тетрадь по литературному  чтению. Страница 18, задание III (2) )  

– А что вы можете сказать о Мальвине?

 – Всё ли вам нравится в  Мальвине?

– Мальвина  -  сказочный  персонаж.  Скажите,  кто - нибудь  из  вас  имеет  сходство  с  Мальвиной?  Обоснуйте  своё мнение?

3.4 Коллективная  работа.     Выразительное  чтение по  ролям   текста (Мальвина  учит Буратино  математике)

 -  Учитывая  темперамент  героев,  слова-подсказки в сказке  как будут говорить герои?

 - Как вы  считаете такими  представлял себе  автор Буратино и Мальвину?  

-  К  какой  группе  мы  соотнесём  наших  героев? (Мир Добра)

-  Кого  ещё  из  героев  повести - сказки  Алексея Николаевича Толстого  «Золотой  ключик,  или  приключения  Буратино»  мы  смогли  бы  поселить  в  Мир  Добра?

        Физическая  минутка под  песню  «Буратино»

1.1    - Скажите,  а  кто  из  героев  мог  бы  быть  предводителем  Мира  Зла,  а  кто его помощником?   Обоснуйте  своё  мнение.

Выступления  учащихся  2 группы  (Составление рассказа о Карабасе-Барабасе, Дуремаре).

Дать  краткую  характеристику  поступкам, характеру,  внешности Карабасу - Барабасу. (Цвета  - тёмные.   Олицетворение  -  зла,  опасности и большой беды,  смерти).

 – Зачем Карабасу был нужен золотой ключик?

1.2   Какая  роль  отводится в  сказке  коту Базилио?

Выступления учащихся 1 группы   (Составление рассказа  о лисе Алисе и коте Базилио).

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV.

Домашнее задание.

- Чем  заканчивается  сказка - повесть Алексея Николаевича Толстого  «Золотой  ключик,  или  приключения  Буратино»?

- А  у  меня  всегда  встаёт  вопрос  «А  что  дальше?  Что ждёт  наших героев там  за  ВОЛШЕБНОЙ  ДВЕРЬЮ?  Поэтому,  я  предлагаю  вам  дома  вспомнить  Страну   Вообразилию  и    пофантазировать  в  рисунках  или  в  сочинениях  о  дальнейшей  судьбе  наших  героев.

  V.

 Итог  урока.

Беседа об идее сказки.

- Алексей Толстой написал прекрасную сказку "Золотой ключик, или приключения Буратино".   Книжка написана давно.  Как  вы  думаете,  почему и теперь, в наши дни, можно встретиться с полюбившимися героями,  причём,  не только перелистывая ее страницы?  О приключениях весёлого деревянного мальчишки рассказывают детские и кукольные спектакли, оперы и балеты.  По сказке "Золотой ключик" был поставлен также кино- и телефильм.

- Какие мысли автор не высказал прямо, а спрятал между строк?  Какой совет и кому даёт автор сказки? (Душа  человека  растёт и расцветает добротой.  Без порядочности  в  поступках человек лишает себя многих радостей и хорошего настроения.)

- Понравилось ли  вам работать  на  уроке?

 - С каким настроением уходите с урока?

- Как бы вы сами оценили свою работу?   Обоснуйте  своё  мнение.

[Приложение1]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения 4 класс Тема «В мире сказок. Волшебные сказки. Медное, серебряное и золотое царство»

Урок чтения 4 классТема «В мире сказок. Волшебные сказки. Медное, серебряное и золотое царство»Цель урока: познакомить детей с волшебными сказками на примере сказки "Медное, серебряное и золотое ...

Контрольная работа по теме: «ПОСТИГАЕМ ЗАКОНЫ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ: ОТЫСКИВАЕМ В НЕЙ ОТРАЖЕНИЕ ДРЕВНИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ»

УМК «ПНШ» ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 4 КЛАСС. Контрольная работа по теме: «ПОСТИГАЕМ ЗАКОНЫ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ: ОТЫСКИВАЕМ В НЕЙ ОТРАЖЕНИЕ ДРЕВНИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ» ...

Конспект урока литературного чтения по теме "Особенности волшебного мира" в сказке Э. Т. А. Гофмана "Щелкунчик" УМК Л. В. Занкова

В данном конспекте проводится анализ главы "Битва" сказки Э. Т. А. Гофмана "Щелкунчик"...

УМК «ПНШ» ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 4 КЛАСС. Контрольная работа по теме: «ПОСТИГАЕМ ЗАКОНЫ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ: ОТЫСКИВАЕМ В НЕЙ ОТРАЖЕНИЕ ДРЕВНИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ»

УМК «ПНШ»  ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 4 КЛАСС. Контрольная работа по теме: «ПОСТИГАЕМ ЗАКОНЫ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ: ОТЫСКИВАЕМ В НЕЙ ОТРАЖЕНИЕ ДРЕВНИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ»...

Иллюстрирование сказки -повести «Дядя Федор пес и кот»

Материал можно испольвать при проведении урока изобразительного искусства...

Вопросы по сказке-повести "Лоскутик и Облако"

Вопросы с ответами по содержанию сказки-повести Софьи Прокофьевой "Лоскутик и Облако". 4 класс....