Ι. Актуализация знаний.
| - Ребята, любители ли вы сказки? - Подберите к слову « ЛЮБИТЬ» антонимы. - Правильно, ненависть – это любовь наоборот. Часто ненависть существуют в человеке вместе с местью. Человек так сильно начинает кого-нибудь ненавидеть, что хочет отомстить ему и сделать ему какое-нибудь зло. - Сегодня я познакомлю вас с героями поучительной сказки М.А.Андрианова «Как месть и ненависть Ясень погубили».
[?] Почему я назвала сказку поучительной? Прямо возле старой исхоженной дороги, которая вела из деревни в город, решили вырасти два больших дерева. Ясень и Береза. Дорога эта для людей была важной, поэтому за день по ней проезжало и проходило очень много людей. И вот на этой самой дороге произошла история, которая началась с самого маленького пустяка. А началось все с того, что один из корней Ясеня чуть вылез из земли прямо посередине дороги. Люди иногда нечаянно наступали на этот корень, а это очень не нравилось Ясеню. Сначала он немного сердился на людей, а потом и вовсе разозлился, стал людей ненавидеть и каждому прохожему старался обязательно отомстить. Если человек шёл посередине дороги, то Ясень заранее корень свой повыше поднимал, чтобы споткнулся человек и упал. А если человек по краю дороги шел, то Ясень ветки свои пониже опускал, чтобы человек лицо поцарапал. Каждый раз Ясень злобно радовался, когда ему удавалось людям отомстить, а ветки его от смеха начинали еле заметно трястись. Смотрела Береза на все это, удивлялась и никак не могла понять, как можно так сильно ненавидеть людей и так долго им мстить. Ведь Ясень сам решил вырасти рядом с дорогой и сам свои корни под дорогу пустил. Разве виноваты люди в том, что наступают на его корень, когда идут по своей дороге. Шли как-то раз по этой самой дороге в город плотник со своей маленькой дочкой. Проходят мимо Ясеня и песни весело поют. Увидел их Ясень и корень свой повыше поднял. Споткнулась девочка, упала и, больно ударившись, заплакала. Успокоил ее отец, вытер с ее щек слезы и, достав из сумки топор, обрубил торчавший корень. – Теперь никто уже не будет спотыкаться, идя по дороге, – сказал плотник своей дочке, и они пошли дальше. Никто теперь Ясеню на корень не наступал. А Ясень все равно, как и прежде, всех людей ненавидел и еще больше прежнего всех прохожих своими ветками задевал и поцарапать старался. Через два дня ночью шел по дороге обратно из города тот самый плотник со своей дочкой. Ясень заметил их, ветви свои больше прежнего опустил и расставил, никак не дождется, когда же люди лица свои перецарапают. Увидел плотник ветки и стал терпеливо их рукой убирать, чтобы дочке своей дорогу расчистить. Но последней веткой Ясеню все же удалось лицо девочке поцарапать. Заплакала она, а Ясень довольный опять от смеха ветками стал потряхивать. Успокоил отец дочку, посадил ее около Березы, а сам достал пилу и обрезал у Ясеня все опущенные ветки, чтоб другие люди не царапались и одежду свою не рвали. Устал плотник пилой пилить и после работы прилег отдохнуть под Березой. А Ясень все никак успокоиться не может. Уже и без корня торчащего остался и без веток, а все равно о мести думает. Задумал Ясень к себе ураган сильный позвать, чтобы прилетел он, подул сильно на его ветки и повалил его прямо на плотника с дочкой, под Березой отдыхающих. Тихими заклинаниями, которые знают только деревья, стал призывать Ясень к себе сильный ветер-ураган. А когда тот прилетел, Береза успела шепнуть ему о том, какую страшную и жестокую месть задумал Ясень для плотника и его дочки. Рассердился ураган, услышав о злом и мстительном Ясене, подул на него с невиданной силой и повалил его.., да только не на людей лежащих, а совсем в другую сторону. - Как вы думаете, что произошло с героями сказки дальше? А сейчас послушайте, чем заканчивает сказку автор. Недолго поваленный Ясень лежал около дороги. Через несколько дней ехал на телеге человек, увидел рядом с Березой поваленное дерево и, распилив его на части, повез к себе домой печь топить… Так Береза осталась стоять возле дороги одна. Но она не сильно расстроилась. Лучше одной стоять, чем с таким ненавидящим и мстительным соседом. [?] – Какие качества погубили ясеня? (Ненависть, злоба, мстительность) – Кто виноват люди или Ясень, в том, что ему часто наступали на корень? (Ясень сам решил вырасти у дороги и иногда специально выставлял корни) – Правильно ли поступил плотник, когда обрезал ветки и корень? – Может быть, плотник тоже мстил Ясеню за свою дочку? (Нет, он думал о других людях) [?] Какие мысли автор высказал прямо? Почему я назвала сказку поучительной? (Ненависть и месть очень плохие качества. Мстительный и ненавидящий человек приносит вред не только другому, но прежде всего самому себе, потому что сильная злость и желание мстить разрушают его собственную душу. Когда человек ненавидит и хочет отомстить, он долго обдумывает, как бы похуже сделать тому, кто его обидел, в нем много сильных и очень злых мыслей, которые ему вредят. Любовь всегда рождает дружбу и радость, а ненависть и желание отомстить порождают только вражду и еще большую злость.) - Как вы думаете, какой теме мы посвятим урок? - Правильно. Мы сегодня поговорим о двух мирах: О МИРЕ ДОБРА И МИРЕ ЗЛА. | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. |
II. Развитие умений.
III
| - - А сейчас мы поговорим о героях повести - сказки Алексея Николаевича Толстого.
Игра «ДОПОЛНИ СЛОВЕЧКО» (Работа в группах.) Задание учащимся 1 группы: В Италии и Бразилии Не верят коту ...
Задание учащимся 2 группы: Не боятся дети вас, Бородатый ...
Задание учащимся 3 группы: На стене висит картина, На картине - ...
Задание учащимся 4 группы: Была она артисткой Прекрасной, как звезда, От злого Карабаса Сбежала навсегда. Учила Буратино, Зовут её …
- О героях какой повести - сказки Алексея Николаевича Толстого идёт речь?
- Одинаковы ли по характеру герои данного произведения? 2. Минуты творчества. Дифференцированная работа: Задание учащимся 1 группы (делятся на 2 подгруппы): «Конкурс художников» в своей работе изобразить угаданного сказочного героя (кот Базилио)
| Устно дать краткую характеристику поступкам, характеру, внешности угаданного сказочного героя (кот Базилио). Подтверди словами из текста. |
Задание учащимся 2 группы (делятся на 2 подгруппы): «Конкурс художников» в своей работе изобразить угаданного сказочного героя (Карабас-Барабас)
| Устно дать краткую характеристику поступкам, характеру, внешности угаданного сказочного героя (Карабас-Барабас). Подтверди словами из текста. |
Задание учащимся 3 группы (делятся на подгруппы): «Конкурс художников» изобразить угаданного сказочного героя (Буратино)
| Тетрадь по литературному чтению. Страница 18, задание III (2) (Буратино) Подтверди словами из текста. |
Задание учащимся 4 группы (делятся на подгруппы): «Конкурс художников» изобразить угаданного сказочного героя (Мальвина)
| Тетрадь по литературному чтению. Страница 18, задание III (2) (Мальвина) Подтверди словами из текста |
3. Проверка. 3.1 «Конкурс художников» - Посмотрите внимательно на рисунки. На сколько групп можно их разделить по цветовой гамме? - На какие? Каких героев мы отнесём к каждой группе? - Что олицетворяют светлые тона? ( свет, добро, чистоту, невинность, молодость и правду, мир). 3.2 Защита своих героев учащимся 3 группы. (Тетрадь по литературному чтению. Страница 18, задание III (2) ) –Почему Буратино – любимый герой многих поколений? – Всё ли вам нравится в Буратино? (Временами Буратино груб, он не хочет учиться, неряшлив, непослушен. Но в целом он добрый, жизнерадостный, настоящий друг, смелый и решительный в опасных ситуациях. Именно ему открывают тайну золотого ключика.) – Скажите, в действиях Буратино кто - нибудь увидел себя? В чём? 3.3 Защита своих героев учащимся 4 группы. (Тетрадь по литературному чтению. Страница 18, задание III (2) ) – А что вы можете сказать о Мальвине? – Всё ли вам нравится в Мальвине? – Мальвина - сказочный персонаж. Скажите, кто - нибудь из вас имеет сходство с Мальвиной? Обоснуйте своё мнение? 3.4 Коллективная работа. Выразительное чтение по ролям текста (Мальвина учит Буратино математике) - Учитывая темперамент героев, слова-подсказки в сказке как будут говорить герои? - Как вы считаете такими представлял себе автор Буратино и Мальвину? - К какой группе мы соотнесём наших героев? (Мир Добра) - Кого ещё из героев повести - сказки Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» мы смогли бы поселить в Мир Добра? Физическая минутка под песню «Буратино» 1.1 - Скажите, а кто из героев мог бы быть предводителем Мира Зла, а кто его помощником? Обоснуйте своё мнение. Выступления учащихся 2 группы (Составление рассказа о Карабасе-Барабасе, Дуремаре). Дать краткую характеристику поступкам, характеру, внешности Карабасу - Барабасу. (Цвета - тёмные. Олицетворение - зла, опасности и большой беды, смерти). – Зачем Карабасу был нужен золотой ключик? 1.2 Какая роль отводится в сказке коту Базилио? Выступления учащихся 1 группы (Составление рассказа о лисе Алисе и коте Базилио). |
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах.
Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|