Сценарий игры – путешествия по хакасским сказкам «Чудо дивное – нымахтар»
план-конспект

Власова  Анна Ивановна

    В рамках духовно-нравственного направления мною проводится внеурочная деятельность «Моя Хакасия»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudo.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

        Власова Анна Ивановна,

Республика Хакасия,  Ширинский район с.Черное Озеро МБОУ Озерная СШ № 9 учитель начальных классов.

Сценарий игры – путешествия по хакасским сказкам

«Чудо дивное – нымахтар»

«Жизнь ребенка полноценна
лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки музыки,
фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок»
В.А. Сухомлинский

    В рамках духовно-нравственного направления мною проводится внеурочная деятельность «Моя Хакасия». Основное место в работе  с младшими школьниками   уделяю знакомству их с хакасским фольклором. Читая сказки, героический эпос, дети познают специфику труда и быта хакасского народа, находят много общего в творчестве народов страны, всегда побеждает добро над злом, труд над ленью.

    Одно из этих знакомств может пройти в форме игры-путешествия по хакасским сказкам «Чудо дивное –нымахтар».

В мероприятии участвуют две команды, которые отправятся в путешествие на поезде. На каждой станции выполняют определенные задания. Для получения маршрутного листа команда должна представить эмблему с названием команды и приветствие команде соперника.

     В паузах между станциями звучат детские дорожные песенки.

Цель: Знакомство с устным народным творчеством, развитие интереса и уважительного отношения к культурным традициям родного края, сохранить хакасскую культуру во всем ее многообразии.

Задачи:

1. Развивать познавательный и эмоциональный интерес, воображение, речь обучающихся;

2. Научить учащихся анализировать и оценивать факты, явления;

3.Воспитывать стремление к позитивному этнокультурному взаимодействию;

4. Знакомство с обычаями хакасского народа.

5. Формировать на основе местного материала нравственно-ценностные ориентиры;

6. Воспитание на национальных традициях своего народа чувства любви к малой родине, доброты, желания помочь другому.

Оборудование: иллюстрации к сказке.

                                              Ход мероприятия

Учитель:   /на фоне хакасской музвке/

     Прекрасна и богата древняя Хакасская Земля. Широко раскинулись по долинам  Абакана и Енисея привольные хакасские степи, окруженные с трех сторон величественными Саянами и восточными оберегами Кузнецкого Алатау. Недра хакасских гор хранят уголь, золото, медь,  железо; леса изобилуют зверьем и птицей.

     Родившись в сердце народном, росло, зрело, цвело великолепными цветами  искусство народа, дивной вязью плели хайджи (певцы) чудесные предания и легенды, сказания о героях-алыпах (богатырях).

     Свято хранились в памяти народной и передавались из поколения в поколение  рассказы, песни, сказки. Одно из первых мест в словесном  творчестве хакасского народа занимает сказка. Интерес к сказкам не потерян и сегодня. Знают их и рассказывают многие, но среди народа есть особо искусные сказители – мастера устного сказания хайджи и нымахчи. Наиболее известны у нас имена сказителей С.П.Кадышева, М.К.Доброва.

/У книжной выставки/ Наиболее характерные виды хакасских сказок: бытовые, волшебные, сатирические, о животных и др. собраны в сборнике «Хакасские народные сказки» и др.

Приглашаем вас в путешествие по многим из этих сказок, которое пройдет в виде конкурса между двумя командами.

Наш сказочный поезд пройдет по маршруту «Чудо дивное- нымахтар», через станции

Угадай-ка, Театральная,  Кто больше?, Поиграй-ка, Музейная, Музыкальная.

  Оценивать выполнения заданий будет жюри по пятибалльной системе (выбор жюри).

Представление и приветствие команд. И так поезд отправляется (звучит отрывок из детской песенки).

Станция «Угадай-ка». На станции «Угадай-ка» задание на синих лепестках.

(капитаны команд отрывают  лепестки).

1 лепесток -1 команде задание : В сказке «За добро-добром» юноша зверолов Ах-Ол помог хозяину воды победить Болотного Царя. За это Ах-Ол должен был выбрать три подарка, Что он выбрал?

Ответ: Ах-Ол выбрал тощего ягненка, рыжего щенка и три верхние жерди юрты хозяина воды. Тощий ягненок превратился в стадо лошадей, верблюдов и овец, рыжий щенок в девушку, три жерди в новую юрту.

1 лепесток -2 команде задание:  - От чего ель зимой зеленая?

Ответ: В сказке «От чего ель зимой зеленая?» маленький человек вылил на ель, сосну и кедр живую воду, и с тех пор они не сбрасывают на зиму свой наряд.

2 лепесток -1 команде задание: О каком герое  и из какой сказки говорят в народе «Светит, а не горит». Почему так говорят?

Ответ: Так говорят о младшем сыне старика Грома-красавца Месяце из сказки «Три брата» потому, что он поленился и не сразу пришел на помощь отцу.

2 лепесток -2 команде задание: Почему молчат камни?

Ответ: Пусть уделом того, кто не желает добра друг другу, кто не встречает улыбкой ближнего и кого съедает зависть, будет молчание. С той поры замолчали камни в сказке «Почему молчат камни?».

Жюри подводит итоги. Поезд отправляется (звучит отрывок из детской песенки).

Станция «Театральная». На станции «Театральная» задание на желтых лепестках (капитаны команд отрывают по лепестку).

На этой станции команды должны отгадать  отрывки  из каких сказок будут инсценированы.

1 команда сказка «Два друга».

2 команда «Хитрая лиса».

Жюри подводит итоги. Поезд отправляется (звучит отрывок из детской песенки).

Станция «Кто больше». На станции «Кто больше» задание на оранжевых лепестках (капитаны команд отрывают по лепестку).

1 команда : Назвать хакасские сказки о животных.

2 команда: Назвать хакасские сказки о богатых и бедных.

(капитаны команд отрывают по лепестку).

Жюри подводит итоги. Поезд отправляется (звучит отрывок из детской песенки).

Станция «Поиграй-ка». На станции «Поиграй-ка» задание на фиолетовых лепестках (капитаны команд отрывают по лепестку).

Команды представляют домашнее задание. Покажут по одной  хакасских  игр, а другая команда должна угадать название игры.

Жюри подводит итоги. Поезд отправляется (звучит отрывок из детской песенки).

Станция «Музейная».  Ребята, мы в музее нымахтар (сказок). На стенах музея картины по мотивам хакасских сказок. А в витринах лежат предметы из сказок. Первое задание этой  станции – угадать из  каких сказок картины, номера которых указаны на красных лепестках. Каждая команда угадывает 5 картин. Второе  задание – угадать из каких  сказок, указанные на лепестках предметы и объяснить их значения.

(капитаны команд отрывают по лепестку).

Предметы:

  1. Бодожок (из сказки «Как мальчик заставил смерть на себя работать»).
  2.  Рог (из сказки «Два брата»).
  3. Золотое перо ( из сказки «Мальчик в бочке»).
  4. Волшебная  книга «из сказки «Волшебная книга»).

Жюри подводит итоги. Поезд отправляется (звучит отрывок из детской песенки).

Станция «Музыкальная». На этой станции для вас прозвучит музыка. Одна команда должна будет назвать музыкальный инструмент,  объяснить  почему он так называется и сказать в какой сказке о нем рассказывается. Другая команда должна сказать, как  и почему так называется человек,  играющий  на этом  музыкальном  инструменте  и поющий народные песни и в какой сказке об этом написано.

(Задание на зеленых лепестках - капитаны команд отрывают по лепестку).

Ответ: 1. Музыкальный инструмент называется чатхан. Назван в честь пастуха Чатхана из сказки «Волшебный чатхан», который сделал внук пастуха Чатхана.

Ответ: 2. Герой сказки «Волшебный чатхан» победил одноглазых разбойников . Освободил чатхан и стал на чудном инструменте играть и петь пастухам о злых ханах и могучих богатырях. С тех пор мальчика прозвали хайджи (народный певец).

Жюри подводит итоги и называют победителей.

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие, но впереди у нас еще много удивительных встреч со сказками. Счастливого вам пути в мир чудес и волшебства.

                                      Литература

  1. Хакасские народные сказки. Перевод Балтера. – Абакан: Хакасское отделение Красноярского книжного изд-ва,19.- 144с.
  2. Хакасские народные сказки / Лит. обр. И.Ф.Кокова. Абакан: Хакас, кн. изд-во, 1956. - 156 с. (на хак. яз.).
  3. Хакасские народные сказки / Сост. и лит. обр. В.Доможакова. Абакан: Хакас, кн. изд-во, 1956. - 156 с. (на хак. яз.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий игры - путешествия по стране «Устное народное творчество»

Прививает любовь к устному народному творчеству, расширяет кругозор учащихся...

Сценарий игры-путешествия "Кто живет в лесу?"

Сценарий игры-путешествия "Кто живет в лесу?"...

Сценарий игры-путешествия "Волшебный мир сказок"

Сценарий игры-путешлествия "Волшебный мир сказок"...

Сценарий игры-путешествия "На волшебном поезде"

Сценарий игры-путешествия "На волшебном поезде"...

Сценарий игры-путешествия "Страна Здоровья".

Данное мероприятие поможет ученикам закрепить раннее полученные знания по сохранению и укреплению здоровья, расширит знания о здоровом образе жизни....