Рабочая программа "В мире хакасского языка" для 1-4 кл.Куклиной С.К.
рабочая программа (4 класс)

Рабочая программа "В мире хакасского языка" для 1-4 кл.Куклиной С.К.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_v_mire_hakasskogo_yazyka_1-4.docx119.3 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Светлана\Desktop\шк.библиотека 2022-2023 уч.год\20220922_221415.jpg

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире хакасского языка» составлена для образовательного учреждения с использованием материалов:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
  2. Стандарта и программы по хакасскому языку для учащихся общеобразовательных учреждений Республика Хакасия;

3.СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

4.Национального и регионального  компонента государственного стандарта общего образования Республики Хакасия

Рабочая программа обеспечивает реализацию ФГОС с учетом национальных и этнокультурных особенностей, обеспечивающих духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся

Программа включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и требования к уровню подготовки учащихся. Программа по курсу « В мире хакасского языка» разработана для обучающихся начальных классов.

На изучение  в мире хакасского языка отводится 34 часа, 1 раз в неделю через внеурочную деятельность для  2- 4 х классов

Цели обучения:

- формирование умений общаться на хакасском языке с учетом речевых возможностей и потребностей первоклассников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;

- развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти, воображения; мотивации к дальнейшему овладению хакасским языком;

- обеспечение коммуникативно-психологической адаптации первоклассников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании хакасского языка как средства общения;

Задачи обучения:

- обучать алфавиту хакасского языка, основным буквосочетаниям, звукобуквенным соответствиям, основным правилам чтения- обучать правильно произносить звуки хакасского языка, в том числе долгих и кратких гласных; - обучать ударению и членению предложений на смысловые группы; - дать начальное представление о способах словообразования (аффиксация), о заимствованных из других языков словах

         Предметные результаты освоения учебного предмета Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность хакасского языка заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.

                                Личностные результаты

У учащихся будут сформированы:  ответственное отношения к учению, готовности обучающихся к саморазвитию

 и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;  целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки

 и общественной практики;  развитие ответственного и осознанного отношения к собственным поступкам;

 формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной,

 учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. Учащийся получит возможность формирования внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтения социального способа оценки знаний.

                        Метапредметные результаты

               познавательные универсальные действия

Ученик научится:  анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

  сравнивать по заданным критериям два-три объекта, выделяя несколько

 существенных признаков; проводить классификацию по заданным критериям;

  строить суждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях;

  устанавливать последовательность событий;

  определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую

 структуру из двух-трех шагов;  понимать информацию в неявном виде (выделяет общий признак группы

 элементов, характеризует влияние по его описанию);

        Регулятивные познавательные действия ученик научится: Принимать и сохранять учебные цели и задачи;

  осуществлять контроль при наличии эталона;

  планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей

 и способом её реализации;  оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки

Коммуникативные универсальные действия

Ученик научится:  строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора;

 формулировать вопросы.

                            Предметные результаты

 Предметными результатами освоения программы « В мире хакасского языка» являются следующие знания и умения:  умение сообщать о себе (объем монологического высказывания 4-5 фраз);

  умение читать текст, соблюдая правильную интонацию предложения и правильно

 произносить специфичные хакасские звуки (техника чтения должна составлять за 1 минуту 15-20 слов);  умение ориентироваться в тексте объемом до 60 слов;

  уметь полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной

 переработки (языковой догадки, словообразовательного анализа, использования двуязычного словаря);  уметь воспринимать на слух хакасский текст (с пониманием основного содержания,

 выборочным пониманием содержания, делать выборочный перевод);  уметь кратко высказывать о фактах и событиях, используя описание, повествование .

 сообщение, передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст, делать сообщение в связи с прочитанным или прослушанным текстом (объем монологической речи 4-5 фраз);  умение вести диалог с позиции спрашивающего и с позиции отвечающего.

  уметь обращаться с просьбой и выражать готовность или отказ ее выполнять, дать

 совет и принять ее, выражать свою точку зрения, выражать согласие или несогласие с партнером, выражать сомнение, чувства, эмоции (радость, огорчение) по 2 реплики с каждой стороны. К концу года  обучения хакасскому языку обучающиеся 2 – 4  класса должны знать:  Звуки хакасского языка;

 Основные правила чтения и орфографии хакасского языка;

 Особенности интонации основных типов предложения;

  Понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных,

 доступных по объему текстов с опорой на зрительную наглядность; время звучания текста для аудирования составляет 1 минуту; Уметь:  Участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомства, поздравления, благодарность, приветствие);  Расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы («кем?», «ниме?», «хайда?»,

 «хачан?») и отвечать на них, используя 4-5 реплик с каждой стороны (использование структуры полного предложения); Кратко рассказывать о себе, своей семье, друге, любимом животном, используя 1-2 фраз;

 Составлять небольшие описания предметов, картинки (о природе, школе, домашних

 животных и зверях) по образцу; Читать вслух, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию,

 доступные по объему тексты, построенные на хакасском языковом материале; Читать «про себя», понимать основное содержание доступных по объему текстов,

 построенных на изученном языковом материале, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем.

Выпускник научится:

 строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора;

 формулировать вопросы.

   уметь полно и точно понимать содержание текста

  читать  доступные по объему тексты, построенные на хакасском языковом материале

 произносить специфичные хакасские звуки

Выпускник получит возможность научиться:

знанию основных  правил чтения и орфографии хакасского языка

 знанию особенностей интонации основных типов предложения;

  понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов.

  делать выборочный перевод хакасского текста.

                                     Основное содержание

 Первой содержательной линией являются коммуникативные умения, второй – языковые знания и навыки оперирования ими, третьей – социокультурные знания и умения. Указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи. Основной линией следует считать коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения родным хакасским языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе говорения, аудирования, чтения и письма. Таким образом, языковые знания и навыки представляют собой часть названных выше сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано и с социокультурными знаниями. Все три указанные основные содержательные линии взаимосвязаны, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Хакасский язык».

Тематическое планирование

1 класс

Название раздела

Реализация воспитательного потенциала урока (виды и формы деятельности)

Количество

    часов

Практичес кая часть

Знакомство

День знаний.

Год хакасского языка.

        1

Рассказ о себе. Диалог.

        1

Моя семья.

Всероссийская акция «Всей семьёй»

        1

Близкие люди

        1

Повторение и обобщение темы «Семья»

Год хакасского эпоса.

        1

Продукты питания. Хакасские национальные блюда.

Год хакасского эпоса.

        1

Ас-тамах. Накрывай на стол.

Дни тюркской письменности и культуры

        1

Ас-тамах. Обычай приема гостей.

        1

Дом (Тура). Где живешь?

День народного единства.

        1

Моя комната.

        1

Iдiс-хамыс(Посуда)

        1

Дела домашние.

        1

Помогаю маме.

День матери.

        6

Работа. Профессия.

        1

Дела домашние. Диалог.

        1

Я помогаю дома.

        1

Моя профессия. Кем быть?

Международный день родного языка

        2

Домашние животные. Уход за ними. Загадки.

        1

Мой кот.

        1

Одежда. Кип-азах.

        1

Какую одежду любишь носить?

        1

Хакасская национальная одежда.

        1

Времена года. Хакасский календарь.

Всемирный день земли

        3

Наблюдения за природой.

Всемирный день земли

        3

Тематическое планирование

2 класс

Название раздела

Реализация воспитательного потенциала урока (виды и формы деятельности)

Количество

    часов

Практичес кая часть

Знакомство

День знаний.

Год хакасского языка.

        1

Рассказ о себе. Диалог.

        1

Моя семья.

Всероссийская акция «Всей семьёй»

        1

Близкие люди

        1

Повторение и обобщение темы «Семья»

Год хакасского эпоса.

        1

Продукты питания. Хакасские национальные блюда.

Год хакасского эпоса.

        1

Ас-тамах. Накрывай на стол.

Дни тюркской письменности и культуры

        1

Ас-тамах. Обычай приема гостей.

        1

Дом (Тура). Где живешь?

День народного единства.

        1

Моя комната.

        1

Iдiс-хамыс(Посуда)

        1

Дела домашние.

        1

Помогаю маме.

День матери.

        6

Работа. Профессия.

        1

Дела домашние. Диалог.

        1

Я помогаю дома.

        1

Моя профессия. Кем быть?

Международный день родного языка

        2

Домашние животные. Уход за ними. Загадки.

        1

Мой кот.

        1

Одежда. Кип-азах.

        1

Какую одежду любишь носить?

        1

Хакасская национальная одежда.

        1

Времена года. Хакасский календарь.

Всемирный день земли

        3

Наблюдения за природой.

Всемирный день земли

        3

Тематическое планирование

3 класс

Название раздела

Реализация воспитательного потенциала урока (виды и формы деятельности)

Количество

    часов

Практичес кая часть

Знакомство

День знаний.

Год хакасского языка.

        1

Рассказ о себе. Диалог.

        1

Моя семья.

Всероссийская акция «Всей семьёй»

        1

Близкие люди

        1

Повторение и обобщение темы «Семья»

Год хакасского эпоса.

        1

Продукты питания. Хакасские национальные блюда.

Год хакасского эпоса.

        1

Ас-тамах. Накрывай на стол.

Дни тюркской письменности и культуры

        1

Ас-тамах. Обычай приема гостей.

        1

Дом (Тура). Где живешь?

День народного единства.

        1

Моя комната.

        1

Iдiс-хамыс(Посуда)

        1

Дела домашние.

        1

Помогаю маме.

День матери.

        6

Работа. Профессия.

        1

Дела домашние. Диалог.

        1

Я помогаю дома.

        1

Моя профессия. Кем быть?

Международный день родного языка

        2

Домашние животные. Уход за ними. Загадки.

        1

Мой кот.

        1

Одежда. Кип-азах.

        1

Какую одежду любишь носить?

        1

Хакасская национальная одежда.

        1

Времена года. Хакасский календарь.

Всемирный день земли

        3

Наблюдения за природой.

Всемирный день земли

        3

Тематическое планирование

4 класс

Название раздела

Реализация воспитательного потенциала урока (виды и формы деятельности)

Количество

    часов

Практичес кая часть

Знакомство

День знаний.

Год хакасского языка.

        1

Рассказ о себе. Диалог.

        1

Моя семья.

Всероссийская акция «Всей семьёй»

        1

Близкие люди

        1

Повторение и обобщение темы «Семья»

Год хакасского эпоса. Школьный конкурс рисунков «Татхыным тiлiм» (Благозвучный мой язык»)

        2

1

Продукты питания. Хакасские национальные блюда.

Год хакасского эпоса. Районный конкурс рисунков «Татхыным тiлiм» (Благозвучный мой язык»

        2

1

Ас-тамах. Накрывай на стол.

Дни тюркской письменности и культуры

        1

Ас-тамах. Обычай приема гостей.

        1

Дом (Тура). Где живешь?

День народного единства.

        1

Моя комната.

        1

Iдiс-хамыс(Посуда)

        1

Дела домашние.

        1

Помогаю маме.

День матери.

        3

Работа. Профессия.

III Международный конкурс  многожанровой культуры народов «Палитра Хакасии»

        2

1

Дела домашние. Диалог.

        1

Я помогаю дома.

        1

Моя профессия. Кем быть?

Международный день родного языка

        2

Домашние животные. Уход за ними. Загадки.

        1

Мой кот.

        1

Одежда. Кип-азах.

        1

Какую одежду любишь носить?

        1

Хакасская национальная одежда.

        1

Времена года. Хакасский календарь.

Всемирный день земли

        3

Наблюдения за природой.

Всемирный день земли

        3

Календарно-тематическое планирование на 2022-2023 уч.год.

                 1  класса (34 часа)

п\п

             Тема урока

    Кол-во

      часов

   План

  Факт

  1

Знакомство

        1

02.09

  2

Рассказ о себе. Диалог.

        1

09.09

  3

Моя семья.

        1

16.09

  4

Близкие люди

        1

23.09

  5

Повторение и обобщение темы «Семья»

        1

30.09

  6

Продукты питания. Хакасские национальные блюда.

        1

07.10

  7

Ас-тамах. Накрывай на стол.

        1

14.10

  8

Ас-тамах. Обычай приема гостей.

        1

21.10

  9

Дом (Тура). Где живешь?

        1

28.10

10

Моя комната.

        1

11.11

11

Iдiс-хамыс(Посуда)

        1

18.11

12

Дела домашние.

        1

25.11

13

Помогаю маме.

        1

02.12

14-19

Работа. Профессия.

        6

09.12

16.12

23.12

13.01

20.01

27.01

20

Дела домашние. Диалог.

        1

03.02

21

Я помогаю дома.

        1

10.02

22

Моя профессия. Кем быть?

        1

24.02

23-24

Домашние животные. Уход за ними. Загадки.

        2

03.03

10.03

25

Мой кот.

        1

17.03

26

Одежда. Кип-азах.

        1

31.03

27

Какую одежду любишь носить?

        1

07.04

28

Хакасская национальная одежда.

        1

14.04

29-31

Времена года. Хакасский календарь.

        3

21.04

28.04

05.05

32-33

Наблюдения за природой.

        2

12.05

19.05

Календарно-тематическое планирование на 2022-2023 уч.год.

                 2  класса (34 часа)

п\п

             Тема урока

    Кол-во

      часов

   План

  Факт

  1

Знакомство

        1

05.09

  2

Рассказ о себе. Диалог.

        1

12.09

  3

Моя семья.

        1

19.09

  4

Близкие люди

        1

26.09

  5

Повторение и обобщение темы «Семья»

        1

03.10

  6

Продукты питания. Хакасские национальные блюда.

        1

10.10

  7

Ас-тамах. Накрывай на стол.

        1

17.10

  8

Ас-тамах. Обычай приема гостей.

        1

24.10

  9

Дом (Тура). Где живешь?

        1

31.10

10

Моя комната.

        1

14.11

11

Iдiс-хамыс(Посуда)

        1

21.11

12

Дела домашние.

        1

28.11

13

Помогаю маме.

        1

5.12

14-19

Работа. Профессия.

        6

12.12

19.12

26.12

16.01

23.01

30.01

20

Дела домашние. Диалог.

        1

06.02

21

Я помогаю дома.

        1

13.02

22

Моя профессия. Кем быть?

        1

20.02

23-24

Домашние животные. Уход за ними. Загадки.

        2

27.02

06.03

25

Мой кот.

        1

13.03

26

Одежда. Кип-азах.

        1

20.03

27

Какую одежду любишь носить?

        1

03.04

28

Хакасская национальная одежда.

        1

10.04

29-31

Времена года. Хакасский календарь.

        3

17.04

24.04

1.05

32-34

Наблюдения за природой.

        3

8.05

15.05

22.05

Календарно-тематическое планирование на 2022-2023 уч.год

                 3 «а» класса (34 часа)

п\п

             Тема урока

    Кол-во

      часов

   План

  Факт

  1

Знакомство

        1

07.09

  2

Рассказ о себе. Диалог.

        1

14.09

  3

Моя семья.

        1

21.09

  4

Близкие люди

        1

28.09

  5

Повторение и обобщение темы «Семья»

        1

05.10

  6

Продукты питания. Хакасские национальные блюда.

        1

12.10

  7

Ас-тамах. Накрывай на стол.

        1

19.10

  8

Ас-тамах. Обычай приема гостей.

        1

26.10

  9

Дом (Тура). Где живешь?

        1

2.11

10

Моя комната.

        1

16.11

11

Iдiс-хамыс(Посуда)

        1

23.11

12

Дела домашние.

        1

30.11

13

Помогаю маме.

        1

07.12

14-19

Работа. Профессия.

        6

14.12

21.12

28.12

18.01

25.01

01.02

20

Дела домашние. Диалог.

        1

08.02

21

Я помогаю дома.

        1

15.02

22

Моя профессия. Кем быть?

        1

22.02

23-24

Домашние животные. Уход за ними. Загадки.

        2

01.03

08.03

25

Мой кот.

        1

15.03

26

Одежда. Кип-азах.

        1

22.03

27

Какую одежду любишь носить?

        1

05.04

28

Хакасская национальная одежда.

        1

12.04

29-31

Времена года. Хакасский календарь.

        3

19.04

26.04

03.05

32-34

Наблюдения за природой.

        3

10.05

17.05

24.05

Календарно-тематическое планирование на 2022-2023 уч.год

                 3 «б» класса (34 часа)

п\п

             Тема урока

    Кол-во

      часов

   План

  Факт

  1

Знакомство

        1

06.09

  2

Рассказ о себе. Диалог.

        1

13.09

  3

Моя семья.

        1

20.09

  4

Близкие люди

        1

27.09

  5

Повторение и обобщение темы «Семья»

        1

04.10

  6

Продукты питания. Хакасские национальные блюда.

        1

11.10

  7

Ас-тамах. Накрывай на стол.

        1

18.10

  8

Ас-тамах. Обычай приема гостей.

        1

25.10

  9

Дом (Тура). Где живешь?

        1

01.11

10

Моя комната.

        1

15.11

11

Iдiс-хамыс(Посуда)

        1

22.11

12

Дела домашние.

        1

29.11

13

Помогаю маме.

        1

06.12

14-19

Работа. Профессия.

        6

13.12

20.12

27.12

17.01

24.01

31.01

20

Дела домашние. Диалог.

        1

07.02

21

Я помогаю дома.

        1

14.02

22

Моя профессия. Кем быть?

        1

21.02

23-24

Домашние животные. Уход за ними. Загадки.

        2

28.02

07.03

25

Мой кот.

        1

14.03

26

Одежда. Кип-азах.

        1

21.03

27

Какую одежду любишь носить?

        1

04.04

28

Хакасская национальная одежда.

        1

11.04

29-31

Времена года. Хакасский календарь.

        3

18.04

25.04

02.05

32-34

Наблюдения за природой.

        3

09.05

16.05

23.05

Календарно-тематическое планирование на 2021-2022 уч.год.

                 4  класса (34 часа)

п\п

             Тема урока

    Кол-во

      часов

   План

  Факт

  1

Знакомство

        1

06.09

  2

Рассказ о себе. Диалог.

        1

13.09

  3

Моя семья.

        1

20.09

  4

Близкие люди

        1

27.09

5-6

Повторение и обобщение темы «Семья»

        2

04.10

11.10

7-8

Продукты питания. Хакасские национальные блюда.

        2

18.10

25.10

  9

Ас-тамах. Накрывай на стол.

        1

01.11

  10

Ас-тамах. Обычай приема гостей.

        1

15.11

  11

Дом (Тура). Где живешь?

        1

22.11

12

Моя комната.

        1

29.11

13

Iдiс-хамыс(Посуда)

        1

06.12

14

Дела домашние.

        1

13.12

15-17

Помогаю маме.

        3

20.12

27.12

10.01

18-19

Работа. Профессия.

        2

17.01

24.01

20

Дела домашние. Диалог.

        1

31.01

07.02

21

Я помогаю дома.

        1

07.02

22-23

Моя профессия. Кем быть?

        2

14.02

21.02

24

Домашние животные. Уход за ними. Загадки.

        1

07.03

25

Мой кот.

        1

14.03

26

Одежда. Кип-азах.

        1

21.03

27

Какую одежду любишь носить?

        1

04.04

28

Хакасская национальная одежда.

        1

11.04

29-31

Времена года. Хакасский календарь.

        3

18.04

25.04

02.05

32-34

Наблюдения за природой.

        3

09.05

16.05

23.05

Виды деятельности:

 Игровая деятельность

Познавательная деятельность;

Досугово – развлекательная деятельность;

Художественное творчество;

Проблемно – ценностное общение Формы работы: игры, экскурсии, рисунки, викторины, беседы.

                                     

Список литературы

 1.Федеральный закон Российской Федерации №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с последующими изменениями);

2.Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089).

 3. Примерная программа по хакасскому языку (Министерство образования и науки Республики Хакасия)

4.Баскаков Н.А. Грамматика хакасского языка. – М. – 417 с.

5.Информационный бюллетень. Сборник правовых актов Республики Хакасия в области образования. – Абакан: Хак. кн. изд-во. – 96 с.

6.Карпов В.Г. Сопоставительная фонетика хакасского и русского языков. Учебное пособие. – Абакан. Хак. кн. изд-во. – 72 с.

 7.Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативно-иноязычного образования «Концепция развития индивидуальности в диалоге культур»/Е.И. Пассов. – М.: Русский язык, -277 с. 8.Патачакова Д.Ф., Чанков Д.И. Орфография хакасского языка и орфографический словарь (на хакасском языке). – А. Хак. кн. изд. – 102 с.

 9.Программа по хакасскому языку для начинающих изучать родной язык, 1-4 кл./М.С. Арчимаева, З.И. Султрекова и др. – А.: Хак. кн. изд, – 44 с.

10. Программа по хакасскому языку для начинающих изучать родной язык, 1-3 кл./А.Ф. Троякова, М.С. Арчимаева, Н.Я. Толмачева. – А. Хак. кн. изд-во, – 92 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХАКАССКОМУ ЯЗЫКУ 2 КЛАССА

Рабочая программа по хакасскому языку во 2 классе начальной малокомплектной сельской школы...

рабочая программа по хакасскому языку 3 класс

календарно-тематическое планирование по хакасскому языку...

рабочая программа по хакасскому языку 1 класс

рабочая программа по хакасскому языку 1 класс...

рабочая программа по хакасскому языку 2 класс

календарно-тематическое планирование по хакасскому языку 2 класс...

рабочая программа по хакасскому языку 4 класс

рабочая программа по хакасскому языку 4 класс...