Особенности волшебного мира в сказке А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Часть «Битва»
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Урок литературного чтения по системе Занкова. Автор учебника Н.А .Чуракова. 4 класс.
тема урока:
Особенности волшебного мира в сказке А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Часть «Битва».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnolog_karta_uroka.docx | 31.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по литературному чтению. 4 класс. Автор учебника Н.А.Чуракова.
Тема урока: Особенности волшебного мира в сказке А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Часть «Битва»
Планируемые результаты:
личностные | метапредметные | предметные | ||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | ||
- заинтересованное отношение к литературному чтению; - интерес к содержанию и форме художественного произведения - интерес к различным видам художественной деятельности как средству самовыражения. | - учиться осознавать этапы организации учебной работы; -принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию и способы выполнения; -выполнять учебные действия в устной речи; - строить высказывания с учетом учебных задач. | - Обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения; -осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы; -осознанно строить сообщение в устной форме; -устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов. | - учить выражать свои мысли; -учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей. | Обучающая: обнаружить в авторской волшебной сказке ее своеобразие, связанное с принадлежностью к авторской, а не народной литературе: волшебный мир – это не только другое пространство, как в народной сказке, но и другое время. Развивающая:- развивать творческое видение учащихся, воображение, память; - формировать умение грамотно работать с книгой. Воспитывающая: - подвести детей к сознанию того, как важно стремиться понять других и если это необходимо, помочь им; - развивать культуру общения; формировать творческую активность школьников; |
Оборудование: книга по чтению, аудиозапись П.И.Чайковский « Марш», карточки с заданием, презентация, словарь Ожегова
Сценарий урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |||||||||||||||
1 | Организа-ционный момент | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. -Сегодня у нас на уроке гости. | -Подготовка класса к работе. | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками | ||||||||||||||
2 | Повторе-ние. | - Ребята, какие учебные действия вы применили при выполнении домашнего задания? - Как нам лучше проверить домашнюю работу? Работа по главе «Чудеса»: - Почему глава называется «Чудеса»? - Испугалась ли Мари нашествие мышей? - Как бы вы поступили в данной ситуации? - Как автор показывает это? - Звуки сказки играют определенную роль. В данном случае эти звуки пугают. | -Перечисляют учебные действия: -читали текст, искали значение незнакомых слов в словаре и в интернете, готовились к пересказу, отвечали на вопросы, иллюстрировали часть «Чудеса», составляли кроссворд и т.д. Предложения детей. (выставка рисунков, чтение по ролям, решение кроссворда) -Находят подтверждение в тексте.(99) Ответы детей, подтверждение (хихиканье, шепот, шорох, беготня, топот) | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: Планирование | ||||||||||||||
3 | Постанов-ка цели урока. | - Как вы считаете, чудеса еще будут продолжаться? - Предположите ход урока. - Как бы вам хотелось, чтобы он прошел? -Какие вопросы вы бы хотели задать автору по части «Битва»? - Скажите, что в сказке есть из волшебного мира? - Сегодня нам предстоит узнать продолжение ночного события и расширить представление об авторской литературной сказке. | Чудеса продолжаться в части «Битва». Будем читать, отвечать на вопросы, соотносить рисунки с текстом, пересказывать… Ответы детей: волшебный герой (Щелкунчик), ночь–время волшебства, часы - волшебный предмет. | Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: Постановка вопросов | ||||||||||||||
4 | Актуали-зация знаний. | - Выбери из данного списка характерные черты присущие волшебной сказке. -Изображает обыкновенную жизнь, быт. - Мир волшебной сказки делится на свой и чужой. - Есть чудесные превращения -Герои-животные -У главных героев есть помощники -Магические числа -Трудные испытания -Победа зла и добра Найдите в шмуцтитуле главы предмет, при помощи которого осуществляется связь между реальным и волшебным миром, и они постоянно сменяют друг друга. - В какое время суток и в каком конкретно часу в комнате начались чудеса? - Знаете ли вы другую авторскую сказку, где бой часов отмечает начало чудесных превращений? | -Выбирают правильный ответ - Мир волшебной сказки делится на свой и чужой. - Есть чудесные превращения -У главных героев есть помощники -Магические числа -Трудные испытания -Победа зла и добра С.85 -часы -полночь, 12 часов. -Шарль Перро «Золушка» | Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: Логические – анализ объектов с целью выделения признаков. | ||||||||||||||
5 | Построе-ние проекта выхода из затрудне-ния. | -В каком виде искусства передаются чувства, характеры, действия героев только через звуки? - В сказке Гофмана Великий русский композитор увидел и услышал множество звуков, которые легли в основу его музыкального произведения. -Слушание -Какому жанру музыки относится? -Какие картины вам представляются? -Это Марш Работа над заголовком. - Прослушав музыку, ознакомившись с названием главы, можете ли вы предположить, о чем будем читать? - Какие УД мы выберем для работы по этой главе? | -в музыке. музыка четкая, бодрая, задорная ,веселая под нее можно шагать -О битве Щелкунчика с Мышиным королем. -Узнаем, какие персонажи сказки участвовали в битве. -Какие чудеса происходили во время сражения.. -Исход битвы -Будем читать по цепочке, отвечать на вопросы, задавать вопросы, слушать внимательно ответы товарищей, вступать в диалог. | Регулятивные: Планирование прогнозирование Познавательные: Моделирование, логическое- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и из обоснование Коммуникативные: Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации | ||||||||||||||
6 | Первич-ное закрепле-ние. | -Чтение детьми текста учебника (стр. 104-107 ). Задание: во время чтения отмечать незнакомые слова Словарная работа
Кирасиры-солдаты или офицеры тяжелой кавалерии. Драгуны- солдаты или офицеры –кавалеристы, обученные действовать как в конном, так и пешем строю. Гусары- легковооружённые всадники XV—XX веков (наряду с уланами), отличающиеся характерной одеждой: кивер (высокая цилиндрическая шапка с козырьком), ментик (меховая накидка), доломан (короткий мундир), рейтузы, сапоги. Все гусары брили бороды и носили усы. В XV—XVII веках носили лёгкие доспехи, включая и неполные латы. Анализ главы «Битва». Словесное рисование. - Что вы представляете при чтении этой главы? - Какие звуки мы слышим в изображении битвы. -Какие цвета можно использовать для изображения битвы? Почему? Обсуждение прочитанного. -Как Гофман заканчивает битву? -Все в сказке изменилось? -Найдите в этих двух главах «Чудеса» и «Битва» все точки перехода из реального мира в волшебный и наоборот. Прочитайте. -Этот переход связан с попаданием в другое пространство? -В другое время? Сопровождается ли этот переход волшебными словами? - Звуковыми и световыми эффектами? | - Во время чтения отмечают слова, значение которых им незнакомо. Два ученика из словаря Ожегова зачитывают толкование слов. С.106-107-толкование слов (сноски). Ответы уч-ся Доказывают словами из текста. Используют главы «Чудеса», «Битва Работа в парах-В главе «Чудеса» переход отмечен боем часов, а в главе «Битва» тем, что Мари бросила в Мышиного короля туфельку. Да (тик-так, бум-бум, щелк-щелк) звукоподражание | Познавательные: - смысловое чтение; - поиск и выделение необходимой информации; - анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: - учёт разных мнений и умение обосновать собственное | ||||||||||||||
7 | Самостоятельная работа с провер-кой по эталону. | - Какие черты волшебной сказки присутствуют в народной сказке и в сказке Гофмана. Заполни таблицу пользуясь основными чертами волшебной сказки.
- Проверьте свои ответы. | -работа в группе. | Познавательные: - установление причинно-следственных связей - структурирование знаний Регулятивные: - проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция. Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - учиться работать в группе; -выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Личностные: - адекватное реагирование на трудности; - развитие эмоционально-нравственной отзывчивости | ||||||||||||||
Вывод. | -Какой можно сделать вывод по теме нашего урока? | В литературной сказке сильнее выражена изобразительность, т. е. более подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний облик персонажей. | Познавательные: - построение логической цепи рассуждений | |||||||||||||||
8 | Рефлек-сия | - Выберите игрушку по цвету, которому соответствует ваше настроение от проделанной работы. жёлтый цвет – радостное, светлое, хорошее настроение; зелёный цвет – спокойное, уравновешенное; синий цвет – грустное, печальное, тоскливое Обсуждение. - Шаров какого цвета на елочке больше. Почему? | Украшают елку. -Объясняют свой выбор. | Личностные: - самооценка; - осознанность учения; - адекватное реагирование на трудности. | ||||||||||||||
9 | Домашняя работа. | Какую работу вы можете выполнить дома? - иллюстрация по сказке -описание характеристики воина Щелкунчика -кроссворд по сказке - Как бы ты закончил главу «Битва»? | Выбирают задание Домашнее задание на выбор или все делают что-то одно? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение в 4 классе Тема: Реальный и волшебный мир в авторской сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»
Урок литературного чтения в 4 классе. Тема:Реальный и волшебный мир в авторской сказке Э.Т.А.Гофмана "Щелкунчик и мышиный король" Цель: Обнаружить одну из главных особенностей романтическо...
Тест по сказке Э.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» (Сказка о твёрдом орехе)
В данном материале представлены тесты по литературному чтению, разработанные совместно с учащимися (программа 4 класса, Л.В Занков)....
Урок литературного чтения на тему: «Особенности волшебного мира в авторской сказке Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»
На данном уроке в группах проходит исследование и изучение особенностей жанра волшебной сказки в произведении Э.Т. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»....
Реальный и волшебный миры в авторской сказке Э.Т.А.Гофмана«Щелкунчик и Мышиный Король»
Комбинированный урок литературного чтения в 4 классе по учебнику Н.А. Чураковой....
Конспект урока литературного чтения по теме "Особенности волшебного мира" в сказке Э. Т. А. Гофмана "Щелкунчик" УМК Л. В. Занкова
В данном конспекте проводится анализ главы "Битва" сказки Э. Т. А. Гофмана "Щелкунчик"...
Сказка А.Гофмана "Щелкунчик".
Конспек урока литературы по сказке Гофмана. Урок - обощение....
Конспект урока по литературному чтению "Особенности волшебного мира в авторской сказке Э.Т.А. Гофмана "Щелкунчик и мышиный король"
Цель:обучение учащихся внимательному и осмысленному чтению литературного произведения;введение детей в атмосферу сказки Гофмана, воплощение волшебства с помощью средств музыкальной выразительности в б...