Особенности волшебного мира в сказке А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Часть «Битва»
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Урок литературного чтения по системе Занкова. Автор учебника Н.А .Чуракова. 4 класс.

тема урока:

Особенности волшебного мира в сказке А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».  Часть «Битва».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog_karta_uroka.docx31.05 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по литературному чтению. 4 класс. Автор учебника Н.А.Чуракова.

Тема урока:  Особенности волшебного мира в сказке А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».  Часть «Битва»

Планируемые результаты:

личностные

метапредметные

предметные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

- заинтересованное отношение к литературному чтению;

- интерес к содержанию и форме художественного произведения

- интерес к различным видам художественной деятельности как средству самовыражения.

- учиться осознавать этапы организации учебной работы;

-принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию и способы выполнения;

-выполнять учебные действия в устной речи;

- строить высказывания с учетом учебных задач.

- Обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения;

-осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы;

-осознанно строить сообщение в устной форме;

-устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов.

- учить выражать свои мысли;

-учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей.

Обучающая: обнаружить в авторской волшебной сказке ее своеобразие, связанное с принадлежностью к авторской, а не народной литературе: волшебный мир – это не только другое пространство, как в народной сказке, но и другое время.

Развивающая:- развивать творческое видение учащихся, воображение, память;

- формировать умение грамотно работать с книгой.

Воспитывающая: - подвести детей к сознанию того, как важно стремиться понять других и если это необходимо, помочь им;

- развивать культуру общения; формировать творческую активность школьников;
- воспитывать потребность общения друг с другом, учителями в неформальной, почти домашней обстановке;
- продолжить формирование интереса к предмету.

Оборудование: книга по чтению, аудиозапись П.И.Чайковский « Марш», карточки с заданием, презентация, словарь Ожегова

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Организа-ционный момент

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

-Сегодня у нас на уроке гости.

-Подготовка класса к работе.

Личностные:

самоопределение;

Регулятивные:

целеполагание

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

2

Повторе-ние.

- Ребята, какие учебные действия вы применили при выполнении домашнего задания?

- Как нам лучше проверить домашнюю  работу?

Работа по главе «Чудеса»:

- Почему глава называется «Чудеса»?

- Испугалась ли Мари нашествие мышей?

- Как бы вы поступили в данной ситуации?

- Как автор показывает это?

- Звуки сказки играют определенную роль. В данном случае эти звуки пугают.

-Перечисляют учебные действия:

-читали текст, искали значение незнакомых слов в словаре и в интернете, готовились к пересказу, отвечали на вопросы, иллюстрировали часть «Чудеса», составляли кроссворд и т.д.

Предложения детей.

(выставка рисунков, чтение по ролям, решение кроссворда)

-Находят подтверждение в тексте.(99)

Ответы детей, подтверждение

(хихиканье, шепот, шорох, беготня, топот)

Личностные:

самоопределение;

Регулятивные:

целеполагание

Коммуникативные:

Планирование

3

Постанов-ка цели урока.

- Как вы считаете, чудеса еще будут продолжаться?

- Предположите ход урока.

- Как бы вам хотелось, чтобы он прошел?

-Какие вопросы вы бы хотели задать автору по части «Битва»?

- Скажите, что в сказке есть из волшебного мира?

- Сегодня нам предстоит узнать продолжение ночного события и расширить представление об авторской литературной сказке.

Чудеса продолжаться в части «Битва».

Будем читать, отвечать на вопросы, соотносить рисунки с текстом, пересказывать…

Ответы детей: волшебный герой (Щелкунчик), ночь–время волшебства, часы - волшебный предмет.

Регулятивные:

целеполагание

Коммуникативные:

Постановка вопросов

4

Актуали-зация знаний.

- Выбери из данного списка характерные черты присущие волшебной сказке.

-Изображает обыкновенную жизнь, быт.

- Мир волшебной сказки делится на свой и чужой.

- Есть чудесные превращения

-Герои-животные

-У главных героев есть помощники

-Магические числа

-Трудные испытания

-Победа зла и добра

 Найдите в шмуцтитуле главы предмет, при помощи которого осуществляется связь между реальным и волшебным миром, и они постоянно сменяют друг друга.

- В какое время суток и в каком конкретно часу в комнате начались чудеса?

- Знаете ли вы другую авторскую сказку, где бой часов отмечает начало чудесных превращений?

-Выбирают правильный ответ

- Мир волшебной сказки делится на свой и чужой.

- Есть чудесные превращения

-У главных героев есть помощники

-Магические числа

-Трудные испытания

-Победа зла и добра

С.85

-часы

-полночь, 12 часов.

-Шарль Перро «Золушка»

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные:

Логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

5

Построе-ние проекта выхода из затрудне-ния.

-В каком виде искусства передаются чувства, характеры, действия героев  только через звуки?

- В сказке Гофмана Великий русский композитор увидел и услышал множество звуков, которые легли в основу его музыкального произведения.

-Слушание

-Какому жанру музыки относится?

-Какие картины вам представляются?

-Это Марш

Работа над заголовком.

- Прослушав музыку, ознакомившись с названием главы, можете ли вы предположить, о чем будем читать?

- Какие УД мы выберем для работы по этой главе?

-в музыке.

музыка четкая, бодрая, задорная ,веселая под нее можно шагать

-О битве Щелкунчика с Мышиным королем.

-Узнаем, какие персонажи сказки  участвовали в битве.

-Какие чудеса происходили во время сражения..

-Исход битвы

-Будем читать по цепочке, отвечать на вопросы, задавать вопросы, слушать внимательно ответы товарищей, вступать в диалог.

Регулятивные:

Планирование

прогнозирование

Познавательные:

Моделирование, логическое- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и из обоснование

Коммуникативные:

Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

6

Первич-ное закрепле-ние.

-Чтение детьми текста учебника (стр. 104-107 ). Задание: во время чтения отмечать незнакомые слова

Словарная работа

 

Кирасиры-солдаты или офицеры тяжелой кавалерии.

Драгуны- солдаты или офицеры –кавалеристы, обученные действовать как в конном, так и пешем строю.

Гусары-

легковооружённые всадники XV—XX веков (наряду с уланами), отличающиеся характерной одеждой: кивер (высокая цилиндрическая шапка с козырьком), ментик (меховая накидка), доломан (короткий мундир), рейтузы, сапоги. Все гусары брили бороды и носили усы. В XV—XVII веках носили лёгкие доспехи, включая и неполные латы.

Анализ главы «Битва».

Словесное рисование.

- Что вы представляете при чтении этой главы?

- Какие звуки мы слышим в изображении битвы.

-Какие цвета можно использовать для изображения битвы? Почему?

Обсуждение прочитанного.

-Как Гофман заканчивает битву?

-Все в сказке изменилось?

-Найдите в этих двух главах «Чудеса» и «Битва» все точки перехода из реального мира в волшебный и наоборот. Прочитайте.

-Этот переход связан с попаданием в другое пространство?

-В другое время?

Сопровождается ли этот переход волшебными словами?

- Звуковыми и световыми эффектами?

- Во время чтения отмечают слова, значение которых им незнакомо. Два ученика

из словаря Ожегова зачитывают толкование слов.

С.106-107-толкование слов (сноски).

Ответы уч-ся

Доказывают словами из текста. Используют главы «Чудеса», «Битва

Работа в парах-В главе «Чудеса» переход отмечен боем часов, а в главе «Битва» тем, что Мари бросила в Мышиного короля  туфельку.

Да

(тик-так, бум-бум, щелк-щелк) звукоподражание

Познавательные:

- смысловое чтение;

- поиск и выделение необходимой информации;

- анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные:

- учёт разных мнений и умение обосновать собственное

7

Самостоятельная работа с провер-кой по эталону.

- Какие черты волшебной сказки присутствуют в народной сказке и в сказке Гофмана.

Заполни таблицу пользуясь основными чертами волшебной сказки.

Народная сказка

Авторская сказка

- Проверьте свои ответы.

-работа  в группе.

Познавательные:

- установление причинно-следственных связей

- структурирование знаний

Регулятивные:

- проявление  инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в группе;

-выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Личностные:

- адекватное реагирование на трудности;

- развитие эмоционально-нравственной отзывчивости

Вывод.

-Какой можно сделать вывод по теме нашего урока?

В литературной сказке сильнее выражена изобразительность, т. е. более подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний облик персонажей.

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений

8

Рефлек-сия

- Выберите игрушку по цвету, которому соответствует ваше настроение от проделанной работы.

жёлтый цвет – радостное, светлое, хорошее настроение;

зелёный цвет – спокойное, уравновешенное;

синий цвет – грустное, печальное, тоскливое

Обсуждение.

- Шаров какого цвета на елочке больше. Почему?

Украшают елку.

-Объясняют свой выбор.

Личностные:

- самооценка;

- осознанность учения;

- адекватное реагирование на трудности.

9

Домашняя работа.

Какую работу вы можете выполнить дома?

- иллюстрация по сказке

-описание характеристики воина Щелкунчика

-кроссворд по сказке

- Как бы ты закончил главу «Битва»?

Выбирают задание Домашнее задание на выбор или все делают что-то одно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение в 4 классе Тема: Реальный и волшебный мир в авторской сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»

Урок литературного чтения в 4 классе. Тема:Реальный и волшебный мир  в  авторской сказке Э.Т.А.Гофмана "Щелкунчик и мышиный король" Цель: Обнаружить одну из главных особенностей романтическо...

Тест по сказке Э.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» (Сказка о твёрдом орехе)

В данном материале представлены тесты по литературному чтению, разработанные совместно с учащимися (программа 4 класса, Л.В Занков)....

Урок литературного чтения на тему: «Особенности волшебного мира в авторской сказке Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»

На данном уроке в группах проходит исследование и изучение особенностей жанра волшебной сказки в произведении Э.Т. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»....

Реальный и волшебный миры в авторской сказке Э.Т.А.Гофмана«Щелкунчик и Мышиный Король»

Комбинированный урок литературного чтения в 4 классе по учебнику Н.А. Чураковой....

Конспект урока литературного чтения по теме "Особенности волшебного мира" в сказке Э. Т. А. Гофмана "Щелкунчик" УМК Л. В. Занкова

В данном конспекте проводится анализ главы "Битва" сказки Э. Т. А. Гофмана "Щелкунчик"...

Сказка А.Гофмана "Щелкунчик".

Конспек урока литературы по сказке Гофмана. Урок - обощение....

Конспект урока по литературному чтению "Особенности волшебного мира в авторской сказке Э.Т.А. Гофмана "Щелкунчик и мышиный король"

Цель:обучение учащихся внимательному и осмысленному чтению литературного произведения;введение детей в атмосферу сказки Гофмана, воплощение волшебства с помощью средств музыкальной выразительности в б...