Воспитательный потенциал уроков ОДНКНР и ОРКСЭ.
статья на тему
В данной статье говорится о воспитательном потенциале уроков ОДНКНР и ОРКСЭ, которые помимо решения задач социализации и воспитания, знакомят младших школьников с основами религиозных культур и светской этики, формируют у них первичные представления о материальной и духовной культуре, образе культуры России в целом. Показано, как можно интегрировать уроки модуля «Основы светской этики» с уроками по другим предметам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnyy_potentsial_urokov_odnknr_i_orkse.docx | 19.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательный потенциал уроков ОДНКНР и ОРКСЭ.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России говорится, что «важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».
Достижению этой цели призван содействовать учебные предметы «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (5 класс). Ещё А. С. Пушкин писал: «Религия создала искусство и литературу. Всё, что было великого в самой глубокой древности, всё находится в зависимости от этого религиозного чувства, присущего человеку так же, как идея красоты вместе с идеей добра».
Курсы ОРКСЭ и ОДНКНР предполагают две линии развития личности: 1) объяснить главные понятия: «духовность», «бездуховность», «нравственность», «безнравственность», «добро», «зло», «отзывчивость», «справедливость», «милосердие», «терпимость»; 2) учить определять своё отношение к происходящему, делать правильный выбор поступков, оценивать свои и чужие поступки.
В нашей школе ведётся модуль «Основы светской этики» в 4 классе и предмет ОДНКНР в 5 классе. Содержание данных учебных предметов обладает значительным воспитательным потенциалом. Общей целью предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России», помимо решения задач социализации и воспитания, является знакомство младших школьников с основами религиозных культур и светской этики, формирование у них первичных представлений о материальной и духовной культуре, образе культуры России в целом, которая складывается из культуры всех народов и народностей, наций и национальностей, проживающих в нашей стране, людей разного вероисповедания. В то же время важным является формирование понимания того, что культура нашей страны является органической частью культуры мировой. Главная воспитывающая задача – привить младшему подростку навыки нравственного самоанализа, т.е. познакомить ребёнка с тем, что у него есть внутренний мир – мир его души; научить реагировать не только на телесную боль, но и чувствовать боль души, которую посылает человеку совесть.
Важно, чтобы каждый урок данных предметов затронул душу ученика. На уроках мы учимся сопоставлять трудолюбие и лень, милосердие и жестокость, ответственность и халатность, кротость и раздражительность. Однако отметим, что материал учебника по отдельным темам (А. А. Шемшурин и др. «Основы светской этики») достаточно сложен для учащихся, многие слова требуют разъяснения, в учебнике много информации о теориях и взглядах философов и мыслителей, есть отдельные высказывания признанных мудрецов, тексты философского содержания известных писателей и исторических личностей. Чтобы соотнести эту информацию с жизнью учащихся, приходится искать примеры из жизни и литературы, интегрировать уроки этого модуля с уроками по другим предметам.
Очень часто на выручку приходят произведения из учебника «Литературное чтение» (авт. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др.), многие из которых дают возможность оценивать поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых нравственных правил. Так, при изучении темы «Россия – наша Родина» можно использовать следующие тексты из учебника «Литературное чтение»: К. Ушинский «Наше Отечество», С. Романовский «Русь».
***
Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая…
Н. Языков
В названном учебнике много исторического материала, который воспитывает у младших школьников чувство гордости за свою Родину.
В учебнике представлены сказки разных народов, в которых отражаются их традиции и обычаи, читая их, учащиеся осознают себя частью могучего многонационального российского общества.
Знакомство с морально-этическими нормами – цель материалов разделов «Жить по совести, любя друг друга», «Жизнь дана на добрые дела». Доброжелательность, терпение, уважение, сострадание, забота о ближних, верность слову, честность, вежливость, отзывчивость – качества, которые формирует в четвероклассниках чтение художественных произведений из учебника по чтению. Вместе с героем рассказа М. Зощенко «Не надо врать» обучающиеся переживают историю раскрытия обмана, вместе с ним мучаются угрызением совести, вместе с ним дают себе слово всегда говорить себе правду. Прочитав рассказ Л. Каминского «Сочинение», ученики осуждают Лену за её лень, неуважительное отношение к маме, обман учителя. Они дают советы девочке, как ей исправиться, прогнозируют, как бы они поступили на её месте. А разве могут оставить равнодушными слова матери Котьки (рассказ Н. Носова «Огурцы»): «И пусть убьёт! Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем сын вор». Трогают учащихся слова М. Зощенко (рассказ «Через тридцать лет»): «…надо любить и жалеть людей. И надо дарить им иногда какие-нибудь подарки. И тогда у тех, кто дарит, и у тех, кто получает, становится прекрасно на душе. А которые ничего не дарят людям, а вместо этого преподносят неприятные сюрпризы, - у тех бывает мрачно на душе. Такие люди чахнут, сохнут… Память у них ослабевает и ум затемняется. И они умирают раньше времени. А добрые, наоборот, живут крайне долго и отличаются хорошим здоровьем».
Особенно актуальны материалы учебника «Литературное чтение» при изучение темы ОСЭ «Нравственный закон. Десять заповедей». Учащиеся вспомнили, что читали об этом в учебной книге, на внеурочных занятиях общеинтеллектуального направления «Волшебный мир книг». Обобщив прочитанное, мы составили целую копилку литературных произведений к религиозным заповедям.
Как показал опыт, возможна интеграция уроков ОРКСЭ и, особенно, ОДНКНР с уроками изобразительного искусства, окружающего мира, музыки, технологии. Темы разделов программы изобразительного искусства (авторская программа Б. М. Неменского, В. Г. Горяева, Г. Е. Гурова), и непосредственно темы уроков ОДНКНР прямо перекликаются друг с другом. Ведь цель учебного предмета «Изобразительное искусство» - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, являются средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребёнка. Например, раздел Ι четверти 4 класса по ИЗО «Истоки родного искусства» включает в себя темы уроков «Горный пейзаж Адыгеи», «Образ традиционного русского дома», «Традиционные адыгейские жилища», «Народные праздники», раздел ΙΙ четверти «Древние города нашей земли» – уроки по теме «Древние соборы», «Древнерусские воины-защитники», раздел ΙΙΙ четверти «Каждый народ – художник» - «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии» (буддийские храмы), «Города в пустыне» (художественная культура Средней Азии, мечети), «Европейские города Средневековья» (дома и храмы), ΙV четверть «Искусство объединяет народы»: «Материнство», «Мудрость старости», «Сопереживание», «Герои-защитники». На уроках изобразительного искусства выполняются росписи пасхальных яиц, куличей, делаются рисунки храмов, средневековых городов, пагод, портреты мам, героев-защитников. Как известно, значительная часть методического аппарата учебников ОСЭ и ОДНКНР отведена на работу с иллюстративным материалом: фотографиями, репродукциями картин, иллюстрациями. Подобная работа – визуальное дополнение к работе с содержанием учебника. Иллюстративный материал помогает глубже понять тему и идею прочитанного, полнее раскрыть их, визуализировать содержание.
На уроках музыки в 4 классе (авторская программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной) при изучении разделов «Россия – Родина моя», «О России петь – что стремиться в храм…» звучат колокольные звоны, записи народных песен, отрывки из музыкальных произведений, посвящённые святым земли Русской, защитникам Отечества. Мы разучиваем песни о дружбе, взаимопомощи, доброте, нравственном выборе: «Будьте добры», «Большой хоровод», «Настоящий друг», «Когда мои друзья со мной»», «Дорогою добра», «Улыбка».
На уроках технологии в рамках реализации национально-регионального компонента мы изготавливали прихватку с адыгейским национальным орнаментом, аппликации «Русский и адыгейский народные костюмы», поделки «Матрёшка», «Малахитовая тарелка» и др.
Темы уроков окружающего мира ΙΙ полугодия 4 класса практически полностью совпадают с темами ОСЭ «Государство. Светская этика», ОДНКНР «Величие российской культуры», «Жизнь ратными подвигами полна», «Культурное наследие христианской Руси», «Как сохранить духовные ценности». Материал этих уроков даёт представление о верованиях древних славян, Крещении Руси, о создании славянской азбуки, древнерусской культуре, первопечатнике Иване Фёдорове, дети знакомятся с «Героической летописью России», начиная с древних времён до современной России, о патриотах нашей страны, государственных и религиозных праздниках.
Известно, что наибольшую пользу приносят творческие виды работ обучающихся, которые требуют сил, старания и души. Игры, загадки, ребусы, кроссворды, викторины, сообщения делают процесс изучения предмета более интересным, занимательным, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Работы, которые требуют длительной подготовки и занимают достаточно много времени, мы обычно выполняем на занятиях внеурочной деятельности духовно-нравственной, социальной и общекультурной направленности (по 1 часу в неделю).
Необходимым условием формирования нравственной сферы учащихся становится организация их совместной деятельности, что способствует развитию коммуникативных навыков. В процессе общения младшие школьники получают представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Здесь немаловажную роль играет проектная деятельность. Четвероклассники и пятиклассники в рамках курса ОДНКНР и ОРКСЭ работали над творческими и социально-значимыми проектами. В зависимости от темы урока были осуществлены мини-проекты, краткосрочные и долгосрочные проекты.
В рамках гражданско-патриотического воспитания (темы «Береги землю родимую, как мать любимую», «Культура ислама») мы работали над проектами «Вклад моей семьи в победу над фашизмом», «Они сражались за Родину», «Быт и культура адыгского народа», нравственное воспитание (темы Семья – хранитель духовных ценностей», «Человек – творец и носитель культуры», «Что составляет твой духовный мир») – проекты «Любовь – основа жизни», «Чему учат сказки», экологическое воспитание (тема «Бережное отношение к природе») – проект «Экологические проблемы леса и реки», трудовое воспитание (тема «В труде – красота человека») – проект «Школа – территория чистоты», (тема «Плод добрых трудов славен») «Герои космоса», «Трудовые подвиги во время Великой Отечественной войны».
Опыт работы по модулю «Основы светской этики» учебного курса ОРКСЭ и учебному предмету ОДНКНР показывает, что введение этих предметов является эффективной формой приобщения учащихся к духовно-нравственным ценностям, культуре своей семьи, российского народа и его традициям.
Использованная литература
1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009.
2. Катышева И. Б., Савченко К. В., Шапошникова Т. Д. Основы светской этики. Методическое пособие к учебнику А. А. Шемшурина, Н. М. Брунчуковой, Р. Н. Демина и др. «Основы светской этики». М., 2013.
3. Мережковский Д. С. Пушкин в русской философской критике: Конец XΙX – первая половина XX в. М., 1990.
4. Огурцова Н. С. И др. Стыд, вина и извинение // Начальная школа. 2013. № 7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Воспитательный потенциал урока"
Презентация использовалась при выступлении на методическом семинаре в школе. Каждый урок должен нести воспитательный потенциал для развития личности младшего школьника....
Презентация на тему "Развивающий и воспитательный потенциал урока"
Прежде чем готовиться к выступлению, я задумалась над тем, что же включают в себя воспитательный и развивающий потенциал урока?Воспитание - это объективный процесс, который совершается в обществе неза...
"Повышение воспитательного потенциала урока - важнейшее условие организации эффективного воспитательного процесса".
О необходимости реализации воспитательного потенциала содержания урока....
Воспитательный потенциал урока литературы в начальной школе
«Только книга и знания смогут сделать насдуховно сильными, честными, разумными людьми,которые способны искренне любить человека,уважать его труд и сердечно любоватьсяпрекрасными плодами его непрерывно...
Воспитательный потенциал урока в начальной школе.
Использование активных методов обучения на уроках....
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Данная статья поможет начинающему учителю иностранного языка правильно спланировать воспитательную работу со школьниками на уроках....
Воспитательный потенциал урока.
Развитие ребенка целостный процесс, не учитывать этого в воспитательной работе нельзя. Я считаю, что смысл всей школьной жизни заключен в единстве воспитания и обучения.Воспитание в процессе обучения ...