"Повышение воспитательного потенциала урока - важнейшее условие организации эффективного воспитательного процесса".
статья на тему
О необходимости реализации воспитательного потенциала содержания урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povyshenie_vospitatelnogo_potenciala_uroka.doc | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение воспитательного потенциала урока - важнейшее условие организации эффективного воспитательного процесса.
Поскольку на уроках дети проводят основную часть учебного времени, очень важно, чтобы урок выполнял не только образовательные, но и воспитательные функции.
Учителю необходимо реализовывать воспитательный потенциал содержания учебного материала на уроке, выделяя аспекты, которые в наибольшей степени ориентируют младших школьников на овладение мировоззренческими, нравственными, эстетическими представлениями. Для начальной школы в этом направлении открываются самые большие возможности, т.к. многообразие предметов, которые ведёт учитель начальных классов, позволяет затронуть любую тему в воспитательном процессе.
Само содержание учебного материала определяет воспитательные цели. На уроке природоведения - это воспитание бережного отношения к природе, эстетического восприятия. На уроке истории воспитание любви к родине, формирования чувства патриотизма. На уроках чтения самое богатое содержание учебного материала по всем воспитательным направлениям. Все произведения в учебной книге сгруппированы в тематические разделы, и каждое из них вносит нечто новое в воспитательный аспект темы чтения. Так ещё в букваре помещены тексты и картинки, которые дают возможность обратить внимание детей на нравственные аспекты жизни. Воспитательное влияние работы над текстами усиливается, если раскрываемые в них события, поступки людей оказывают сильное эмоциональное воздействие на детей, вызывают у них чувство сопереживания, побуждают их к нравственным поступкам. Здесь большую роль играет слово учителя, его умение эмоционально воздействовать на ребёнка. Обязательно нужно связывать прочитанный материал с жизнью. Дети должны рассказать о том, что больше всего их поразило в прочитанном произведении. Необходимо научить их давать оценку поступкам героев, важно поговорить о том, как надо было поступить в данной ситуации.
На уроках русского языка и математики содержание многих задач и упражнений тоже имеют воспитательный потенциал. При подготовке к уроку важно использовать содержание дидактического материала в воспитательных целях, подбирать дополнительный материал, осуществляя тематический подход. Это могут быть такие направления: «Человек и общество», Человек и природа», «Труд», «Учись учиться», «Я и мой коллектив». При такой общей ориентации легче отобрать материалы, способствующие расширению у детей представлений об общественных явлениях и событиях, воспитанию важных качеств личности.
Ориентируясь на содержание воспитательных моментов в учебном материале, и используя его для достижения воспитательных целей, при таком подходе уроки будут способны влиять на общий уровень воспитанности.