ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
статья по иностранному языку на тему
Данная статья поможет начинающему учителю иностранного языка правильно спланировать воспитательную работу со школьниками на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_matykina_elena_viktorovna.docx | 18.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Основополагающим принципом образовательной политики выдвинут «приоритет воспитания над обучением, способствующий становлению нравственных идеалов и ценностей, направленность на развитие индивидуальности человека». Современная стратегия развития воспитания подрастающего поколения в соответствии с модернизацией образования, прежде всего, направлена на:
- обеспечение соответствия содержания и качества воспитания актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства,
- повышение роли воспитательной деятельности в гуманизации общественно-экономических отношений, формировании новых жизненных установок,
- разработку инвариантных моделей содержания воспитания.
В силу специфики предмета иностранный язык имеет огромный воспитательный и развивающий потенциал: он приобщает учащихся к образцам мировой и родной культуры, включает их в диалог культур, развивает средствами языка. Обучение иностранному языку осуществляется в настоящее время в широком социокультурном контексте, имеет четко выраженную культуроведческую направленность.
В ходе изучения иностранного языка формируется нравственный облик ребенка, так как затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. Именно на уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, так как предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических и экстралингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации.
Главная ценность уроков иностранного языка (в частности английского) заключается в его воспитательном потенциале. Воспитательные возможности заключены в содержании используемых материалов, в методической системе обучения, в личности учителя и его поведении. На этих уроках есть своя особенность – это обучать общению, которое по своей сути – личностно. Личностная заострённость и является тем каналом, через который в душу и сознание обучаемого проникает воспитательное воздействие. Воспитательный потенциал заложен и в системе обучения. Коммуникативное обучение развивает и воспитывает такие качества, как трудолюбие, настойчивость, инициативность, развивает волю, мышление, внимание, память и т.д.
Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в отличие от других предметов, в качестве основной цели обучения выдвигается формирование коммуникативной компетенции учащихся. В настоящее время целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации. Не случайно в ФГОС второго поколения наряду с метапредметными и предметными результатами освоения образовательной программы большое внимание уделяется личностным результатам, таким как «воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной».
Человек, владеющий иностранным языком, всегда рассматривается обществом не только как знаток языковых правил и способов их применения, но и как носитель определённой культуры. Большинство увлечённых иностранным языком людей хотят не просто грамотно строить высказывания, а общаться с носителями языка и корректно вести себя в разных ситуациях общения, т.е. говорить с иностранцами на «одном языке».
Обучение обязательно воспитывает, формирует у школьников определённые взгляды, убеждения, качества личности. Однако воспитательный процесс на уроке необходимо организовывать и направлять исходя из целей и задач обучения; только в этом случае результат воспитания будет соответствовать его цели.
В процессе овладения иностранным языком ученики усваивают материал, который демонстрирует функционирование языка в естественной среде, речевое и неречевое поведение носителей языка в разных ситуациях общения и раскрывает особенности поведения, связанные с народными обычаями, традициями, суевериями, социальной структурой общества, этнической принадлежностью. Прежде всего, это происходит с помощью аутентичных материалов (оригинальных текстов, аудиозаписи, видеофильмов), которые являются нормативными с точки зрения языкового оформления и содержат лингвострановедческую информацию.
В процессе овладения лексикой и грамматикой английского языка, ученик в той или иной степени обращается к культуре и историческому наследию той нации, язык которой он изучает. Воспитательная и образовательная цели урока всегда тесно взаимосвязаны. Воспитательный компонент можно увидеть в следующем:
- в формировании у учеников уважения и интересов к культуре и народу страны изучаемого языка;
- в воспитании культуры общения;
- в поддержании интереса к учению и формированию познавательной активности;
- в воспитании потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.
Любой урок в той или иной степени способствует воспитанию учеников. Необходимо при передаче знаний все-таки ориентироваться на воспитательные моменты.
В последнее время в обществе наметилась тревожная тенденция к недооценке важности соблюдения культурно-этических норм общения, дефицита культуры в целом и культуры общения в частности заставляет искать резервы воспитательного воздействия на молодежь. Одним из таких резервов может быть ориентация на культуру изучаемого языка, учет культурных и страноведческих способностей в общении на иностранном языке.
Задача педагога заключается в том, чтобы с помощью обучения иностранному языку направить воспитательный процесс в сторону восхождения ребенка к человеческой культуре, способствовать самостоятельному освоению опыта и культуры, выработанных человечеством за многие тысячелетия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Воспитательный потенциал урока"
Презентация использовалась при выступлении на методическом семинаре в школе. Каждый урок должен нести воспитательный потенциал для развития личности младшего школьника....
Презентация на тему "Развивающий и воспитательный потенциал урока"
Прежде чем готовиться к выступлению, я задумалась над тем, что же включают в себя воспитательный и развивающий потенциал урока?Воспитание - это объективный процесс, который совершается в обществе неза...
"Повышение воспитательного потенциала урока - важнейшее условие организации эффективного воспитательного процесса".
О необходимости реализации воспитательного потенциала содержания урока....
Практика - значимый проект Тема работы: Обучающие игры на уроках иностранного языка. Практика - значимый проект Тема работы: Обучающие игры на уроках иностранного языка.
Обучающие игры на уроках иностранного языка....
Воспитательные функции школы на уроках иностранного языка
Воспитательные функции школы на уроках иностранного языка...
Мастер-класс для учителей иностранных языков "Активизация речемыслительной деятельности на уроках иностранного языка"
Интересные приёмы активизации говорения на уроках иностранного языка...
«Воспитательный потенциал уроков русского языка»
Наиболее эффективные пути реализации воспитательного потенциала уроков русского языка....