Воспитательный потенциал урока в начальной школе.
учебно-методический материал на тему

Елена Николаевна Блажкова

Использование активных методов обучения на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnyy_potentsial_uroka_vystuplenie_na_pedsovete.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

   Каждый современный российский школьник получает в начальной школе с 1 по 4 класс около 4000 уроков. На уроках формируются характер, привычки, поведение, сознание каждого ученика. Воспитание на уроке осуществляется на основе положительных и отрицательных примеров. При одном и том же содержании учебного материала урок может иметь разный воспитательный эффект в зависимости от методов и приемов, которые использует учитель. Можно, например, таблицу умножения пяти и на 5 дать как скучный математический материал, а можно увязать его с жизнью, активизируя при этом познавательный процесс и воспитывая трудолюбие. - «Пять пальцев на одной руке, на двух – десять. Руки – это наши помощники. Что хорошего могут сделать наши руки? Приведите примеры. Почему иногда руки называют золотыми? »

   Воспитывающий успех урока зависит от эмоционального уровня общения. Воспитание всегда идет не только через знания, но более всего через чувства. Чтобы определить, достигнута ли воспитательная цель урока, достаточно посмотреть на детей: они активны в работе, глаза их горят, внимание собрано. Перспективный же результат возможен, если эта работа ведется в системе,  проходит три необходимые ступени: сознание, чувства, поступки. В этом случае уроки способны влиять на общий уровень воспитанности, который проявляется в общении детей, в их потребностях.

   АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся.

    Кроме  освоения учебной информации, АМО позволяет так же эффективно в процессе урока и во внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс.

АМО подразделяются на:

методы начала урока;

методы выяснений целей, ожиданий, опасений;

методы презентации учебного материала;

методы организации самостоятельной работы;

методы релаксации;

            методы рефлексии.

Пример Активных методов релаксации

Метод «Земля, воздух, огонь и вода».

Цель – повысить уровень энергии в классе.

Численность – весь класс.

Время – 5-7 минут

Проведение: 
  Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

   Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.

Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»).

   Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.

   Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда  они двигаются подобным образом.

   Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.

   Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов.

Примечание: Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательный потенциал урока литературы в начальной школе

«Только книга и знания смогут сделать насдуховно сильными, честными, разумными людьми,которые способны искренне любить человека,уважать его труд и сердечно любоватьсяпрекрасными плодами его непрерывно...

"Воспитательный потенциал урока в начальной школе"

Актуальность воспитания на уроке. Условия реализации воспитательного патенциала урока начальной школы. Воспитательные возможности урока математики, литературного чтения, русского языка и окружающего м...

Воспитательный потенциал урока литературного чтения в начальной школе

Воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ....

Воспитательный потенциал урока в начальной школе

Проблема воспитательного потенциала урока затрагивает различные стороны функционирования классно-урочно-предметной системы современной школы. Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться ...

Выступление на педсовете "Воспитательные цели урока в начальной школе"

Выступление на заседании педагогического совета школы " Воспитательные цели урока. Как их сформулировать?"...

«Реализация воспитательного потенциала уроков в начальной школе»

Требования к личностным результатам освоения обучающимися образовательных программ начального общего образования  установлены в нормативных документах.На основании этих требований представлены це...