Программа духовно нравственного развития, воспитания на ступени НОО МБОУ СОШ п.Пионерский
материал на тему
Программа духовно нравственного развития, воспитания на ступени НОО МБОУ СОШ п.Пионерский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_duhovno_nravstvennogo_vospitaniya.docx | 94.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Ханты – Мансийский автономный округ – Югра
Тюменская область
Программа
духовно – нравственного развития, воспитания на ступени начального общего образования МБОУСОШ п. Пионерский.
« Юный гражданин Югры–России»
Пионерский
2014г.
- Пояснительная записка
Проблемы духовно – нравственного воспитания детей и школьной молодежи всегда были в центре внимания государственной, региональной образовательной политики. Но особую актуальность они приобрели в настоящее время. Сложные экономические и социокультурные условия породили особенно в школьной среде новый виток проблем. У школьниковнаблюдается падение нравственности, негативное отношение к семейным, духовным ценностям, защите своего Отечества.Особую тревогу вызывают младшие школьники. Младший школьный возраст – очень важный этап развития и становления человека. Ведь именно в младшем школьном возрасте закладываются основы важных, жизненных и духовно – нравственных ценностей - морали, культуры, гражданственности, патриотизма.
Программа духовно-нравственного воспитания и развитияобучающихся начальной школы направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире, для более эффективного, организованного процесса усвоения и принятия обучающимся базовых национальных российских ценностей, историко-культурных ценностей народов своего родного края - Югры, в том числе коренных народов Севера, более глубокого приобщения школьников к истокам, традициям своей семьи и школы.
Программа разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, концептуальных положений учебно-методического комплекта «Школа России», «Школа 2100», «Система развивающего обучения Л.В.Занкова» и опыта реализации воспитательной работы школы.
Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнёрами школы - музыкальной школой, муниципальным учреждением Культурно – спортивный комплекс» Импульс», реабилитационным центром «Берегиня», поселковой библиотекой, Советом ветеранов городского поселения Пионерский, Пионерским отделением милиции, районным центром развития творчества детей и юношества «Созвездие», «Музейно - выставочным центром» города Советский, средствами массовой информации.
Духовно-нравственное развитие юного гражданина Югры - России – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.
Одним из центральных положений программы является концепция создания в образовательном учреждении целостного пространства духовно-нравственного развития, воспитания младшего школьника в форме игры - путешествия - «Ягражданин Югры – России». Такое пространство, иначе определяемое как уклад школьной жизни, интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, деятельность обучающегося и его родителей. Для организации и полноценного функционирования такого образовательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, общественных организаций, включая и учреждений дополнительного образования, культуры и спорта. Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально-открытого уклада школьной жизни, принадлежит педагогическому коллективу начальной школы.
В основу Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, культурно – исторические, природные ценности региона – Ханты –Мансийского автономного округа -Югра . Ведущей идеей воспитательной системы школы является развитие личности школьника, его интересов и способностейиталантов. Поэтому весь воспитательный процесс направлен на максимальное раскрытие личностного потенциала ученика, мотивации к самореализации и к личностным достижениям.
Воспитательная среда школы базируется на гуманных отношениях между детьми и взрослыми. В школе создан максимум условий для образовательной и творческой сферы деятельности учащихся. Воспитательный процесс педагогический коллектив строит с учётом результатов диагностики, психолого-педагогического прогноза, интересов и способностей учащихся, социальных запросов родителей, условий и традиций школы.
Начальная школа предполагает новые требования к организации воспитывающей среды детей младшего школьного возраста, поэтому воспитание занимает приоритетное направление в образовательном процессе и основывается на преемственности воспитания, формировании познавательной мотивация и ориентации на общечеловеческие ценности.
Основой воспитательной работы в школе является система коллективно- творческих дел. Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития школьника.
Каждое из направлений базируется на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечить принятие их обучающимся.
Основные направления духовно - нравственного воспитания и развития обучающихся
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
- 2.Воспитание нравственных чувств и этического сознания
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
- Выявление, развитие и поддержка одаренных детей.
Реализация Программы предполагает добровольное и посильное включение каждого обучающегося в систему мероприятий, коллективно – творческих дел, решение реальных социальных, экологических,культурных, исследовательских и иных проблем семьи, школы, поселка Пионерский, Советского района, Ханты - Мансийского автономного округа – Югры – России.
1.1. Цель Программы: Воспитание, социально – педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного юного гражданина Югры –России.
Задачи Программы
- воспитывать гражданское, патриотическое отношение младшего школьника к своей Родине, своему Отечеству;
- формировать этническое сознание, включающее гордость за историю, культуру своей малой родины - Ханты- мансийского автономного округа-Югра, уважения к культуре, традициям России, других стран мира;
- воспитывать ценностное отношение к своей семье, родным, школе, поселку, формировать активную гражданскую позицию;
- формировать ценностное отношение к природе, окружающей среде;
- воспитывать ценностное отношение к труду, бережливость, готовность к социально – значимой, общественно – полезной деятельности;
- формировать навыки здорового образа жизни , ценностное отношение к своему здоровью;
- раскрывать и развивать творческие способности и таланты, чувство прекрасного;
- способствовать становлению основ морали, норм нравственного поведения, развитию и приобретению младшим школьником ключевых и специальных компетенций, в том числе лидерских.
- осуществлять реализацию Программы духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников в тесном сотрудничестве и взаимодействии с семьёй обучающегося, учреждениями дополнительного образования, спорта, культуры, общественными организациями, в том числе ветеранскими, средствами массовой информации и другими социальными партнерами
Чтобы помочь ребёнку развить в себе вышеперечисленные качества, необходимо ставить конкретные задачи. Для процесса воспитания задача заключается в том, чтобы помочь человеку принять конкретное правило, идею (ценность) как важное основание при выборе поступка. Таким образом, перечень воспитательных задач – это перечень ценностей, которые ребёнок должен присвоить, с точки зрения общества, то есть всех нас.
Задачи развития и воспитания младших школьников:
1) в области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
- укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
- формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
- осознание младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей;
формирование нравственного смысла учения;
2) в области формирования социальной культуры:
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
- формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России;
3) в области формирования семейной культуры:
- формирование отношения к семье как к основе российского общества;
- формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
1.3. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших );
- труд и творчество(творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- наука(познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
- традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- природа(жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
- человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
- 1.2. Ценностные установки,
- направления, виды деятельности и формы занятий, конкретизированные задачи, планируемые результаты
- духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся
Направления воспитания | задачи | Ценностные установки | виды деятельности и формы занятий | Планируемые результаты воспитательной деятельности |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. | Сформировать: ·элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; ·представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе, гимне ХМАО –ЮГРЫ, ·элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; ·элементарные представления о правах и обязанностях гражданина Югры - России; ·интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе; ·уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; ·ценностное отношение к своему национальному языку и культуре, к культуре народов Севера ХМАО – ЮГРЫ; ·начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; ·элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории своего региона, России ; ·интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Ханты -мансийского округа –Югры. ·стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города; ·любовь к своей школе, своему поселку, городу, народу, России; ·уважение к защитникам Родины; ·умение отвечать за свои поступки; ·негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей. | Патриотизм - любовь к России, своему народу своей малой родине, служение Отечеству, Социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; Гражданственность-Служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания; Семья – ценностное отношение к своей семье, своему роду; отношение к семье как основе Российского общества; Человечество– мир во всем мире, многообразие культур народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. | ·получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой — Гербом, Флагом Российской Федерации, ; ·ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе краеведения, экскурсий в школьный музей, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания,); ·ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин); ·знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам); ·знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями); ·участие в просмотре отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества п. Пионерский, Советского района , ХМАО – Югры, России, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими; ·получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников); ·участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма. | -сформировано ценностное отношение к России, своему народу, государственной символике, законам РФ, родному языку, народным традициям, старшему поколению;ценностное отношение к своему краю, отечественному культурно историческому, культурному наследию, традициям своей малой родины –Югры, символике ХМАО –Югры, Советского района, поселка Пионерский, образовательного учреждения; -- уважительное отношение к своему национальному языку, культуре. Интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России – Югры; формирование важнейших духовно – нравственных ценностей – чувство гордости за свою семью, школу, поселок, район, регион, неповторимый северный край, трудовые и боевые подвиги героев России, своих земляков, чувства гордости за звание гражданина Югры – России.; - учащиеся имеют элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и структуре российского общества, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; - учащиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; - учащиеся имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации; - начальные представления о правах, обязанностях человека, гражданина, товарища, толерантное, уважительное отношение к другой национальности, вере, религии. |
Развитие нравственных чувств и этического сознания. | ·первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях; ·различение хороших и плохих поступков; ·представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе; ·элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны; ·уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; ·установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; ·бережное, гуманное отношение ко всему живому; ·знание правил этики, культуры речи; ·стремление избегать плохих поступков, умение признаться в плохом поступке и проанализировать его; ·представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; ·отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач. | Нравственный выбор- справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность; Семья – любовь и верность, забота ,помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; Личность- - саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способностьк нравственному выбору; Традиционные российские религии- представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировозрения,толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; | ·получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов Югры - России); ·ознакомление по желанию обучающихся и с согласия родителей (законных представителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций (путём проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями); ·участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия; ·ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей); ·усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения — овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности; ·посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе; ·получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях); ·расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями). | - учащиеся имеют начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в т.ч. об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями социальных групп; - учащиеся имеют нравственно-этический опыт взаимодействия с людьми разного возраста; - учащиеся уважительно относятся к традиционным религиям; - учащиеся неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации; - формируется способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; - учащиеся знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним. |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. | ·первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; ·уважение к труду и творчеству старших и сверстников; ·элементарные представления об основных профессиях; ·ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности; ·элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества; ·первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов; ·умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; ·умение соблюдать порядок на рабочем месте; ·бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; ·отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей. | Труд и творчество-уважение к труду, творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие. | В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий обучающиеся получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества: ·участвуют в экскурсиях по поселку Пионерский, других поселков Советского района, во время которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий; ·узнают о профессиях своих родителей (законных представителей) , участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных», праздников труда; ·получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т. д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности); ·приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде); ·учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов); ·приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе образовательного учреждения и взаимодействующих с ним учреждений дополнительного образования, других социальных партнеров (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность других трудовых и творческих общественных объединений как младших школьников, так и разновозрастных, как в учебное, так и в каникулярное время); ·приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома; ·участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни. | - сформировано ценностное отношение к труду и творчеству; - учащиеся имеют элементарные представления о различных профессиях; - учащиеся обладают первоначальными навыками трудового творческого сотрудничества с людьми разного возраста; - учащиеся осознают приоритет нравственных основ труда, творчества, создания нового; - учащиеся имеют первоначальный опыт участия в различных видах деятельности; - учащиеся мотивированы к самореализации в творчестве, познавательной, общественно полезной деятельности. |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. | Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников; элементарные представления о единстве и взаимном различных видов здоровья человека: физического, нравственного,социально – психологического (здоровья семьи и школьного коллектива); элементарные представленияо влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; понимания важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; знание и выполнение санитарно – гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня; интерес к прогулкам на природе,подвижным играм.участию в спортивных соревнованиях; первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека; первоначальные представленияо возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека; отрицательное отношениек невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой. | Здоровье -физическое нравственное, психологическое, стремление к здоровому образу жизни. | .приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностяхчеловеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов,в системе внеклассных, внешкольных мероприятий, включая встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью; семейных мероприятий: »Папа, мама, я – спортивная семья», »Веселые старты», День здоровья. | - у учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; - учащиеся имеют элементарные представления о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека; - учащиеся имеют первоначальный личный опыт здоровье- сберегающей - деятельности; - учащиеся имеют первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; - учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. |
Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). | ·развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; ·ценностное отношение к природе и всем формам жизни; ·элементарный опыт природоохранительной деятельности; ·бережное отношение к растениям и животным. | Природа - родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание; Человечество – мир вовсем мире, | ·усвоение элементарных представлений об эко-культурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в культуре народов Югры - России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов); ·получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю); ·получение первоначального опыта участия в природо-охранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.), в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей; участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов; ·посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций; ·усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой (при поддержке родителей (законных представителей) расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями (законными представителями) в экологической деятельности по месту жительства). | - учащиеся имеют первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; - учащиеся имеют элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; - у учащихся есть первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; - у учащихся есть личный опыт участия в экологических инициативах, проектах. |
Формирование ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) | · представления о душевной и физической красоте человека; ·формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества; ·интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке; ·интерес к занятиям художественным творчеством; ·стремление к опрятному внешнему виду; ·отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости. | Искусство илитературакрасота,гармония, духовный мир человека; нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве. | ·получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам); ·ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения вариативных дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи образовательного учреждения, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок); ·обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в пространстве образовательного учреждения и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду; разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах; обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы; ·обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой (участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «×ем красивы люди вокруг нас», в беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх; обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного); ·получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования); ·участие вместе с родителями (законными представителями) в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ; ·получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего, душевного состояния человека; ·участие в художественном оформлении помещений. | учащиеся имеют элементарные представления о эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; - учащиеся имеют первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; - у учащихся есть первоначальный опыт эстетических переживаний, отношения к окружающему миру и самому себе; самореализации в различных видах творческой деятельности; - учащиеся мотивированы к реализации эстетических ценностей в образовательном учреждении и семье. |
Развитие и поддержка одаренных детей | Развитие талантливого ребенка, и общественное признание его достижений | Ребенок, его талант, дар | Вовлечение талантливых детей в систему дополнительного образования, индивидуальных занятий, НОУ, общественные организации; организация презентаций стихов юных поэтов, художественных выставок юных художников, концертов талантливых музыкантов и певцов. | Развитие таланта, эстетического вкуса; Общественное признание достижений талантливого ребенка, пробуждение желания к творчеству, созданию собственных художественных картин, стихов, песен, которые станут достоянием школьников, родителей, педагогов, жителей поселка Пионерский, Советского района, ХМАО – Югры, России. |
1.3. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов Югры -России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности. Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно-нравственного развития.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя созначимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована на основе цели, задач и ценностей программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания.Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Каждая из ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? семья? милосердие? закон? честь? Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами и родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию:
·произведений искусства;
·периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
·духовной культуры и фольклора народов Югры, России;
·истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
·жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;
·общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
·других источников информации и научного знания.
Решение этих задач предполагает, что при разработке предметных программ и учебников в их содержании должны гармонично сочетаться специальные и культурологические знания, отражающие многонациональный характер российского народа.
Таким образом, содержание разных видов учебной, семейной, общественно значимой деятельности интегрируется вокруг сформулированной в виде вопроса-задачи ценности. В свою очередь, ценности последовательно раскрываются в содержании образовательного процесса и всего уклада школьной жизни. Ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё содержание образования, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность обучающегося как человека, личности, гражданина. Система идеалов и ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни.
Обучающийся испытывает большое доверие к учителю. Для него слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания последних.
Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребёнку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании личности.
Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни обучающегося множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных религий, истории и духовно-нравственной культуре народов ХМАО – Югры, Российской Федерации, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах. В содержании каждого из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания должны быть широко представлены примеры духовной, нравственной, ответственной жизни как из прошлого, так и из настоящего, в том числе получаемые при общении обучающихся с людьми, в жизни которых есть место духовному служению и моральному поступку.
Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации.
Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Учитель через уклад школьной жизни вводит ребёнка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребёнок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке — совесть, его нравственное самосознание.
Духовно-нравственное развитие и воспитание должны преодолевать изоляцию детства, обеспечивать полноценное социальное созревание младших школьников. Необходимо формировать и стимулировать стремление ребёнка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села, города, микрорайона, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее. В условиях изоляции мира детства и виртуальной зрелости детей их собственное.
Будущее превратилось в реальную проблему: они его недостаточно осознают, потому что мало действуют, нередко «застревают» в пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, индустрии развлечений, проживают чужую жизнь, умаляя при этом свою собственную. Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе — внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение ребёнком моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой — бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.
Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:
- в содержании и построении уроков;
- в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности;
- в характере общения и сотрудничества взрослого и ребёнка;
- в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
- в специальных событиях, спроектированных с учётом определённой ценности и смысла;
- в личном примере ученикам.
Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов – участников воспитания: семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности юного гражданина Югры - России, нравственного уклада жизни обучающихся будет осуществляться на основе следующих принципов:
- нравственный пример педагога;
- социально-педагогическое партнёрство;
- индивидуально-личностное развитие;
- Интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
социальная востребованность воспитания.Процесс воспитания осуществляется в форме коллективно – творческих дел, в каждом из которых определено яркое традиционное дело.
Цели организации коллективно – творческих дел:
- создание периодов повышенной творческой активности;
- задать четкий ритм жизни школьного коллектива, избегая стихийности;
прогнозировать и отслеживать результат;
привлекать родителей и других представителей социального сообщества
Календарь традиционных школьных коллективно – творческих дел и праздников
Сентябрь | День Знаний; Неделя мероприятий по безопасности дорожного движения Ярмарка садовых достижений. День здоровья. |
Октябрь | Праздник Осени .Посвящение впервоклассники День рождения школы. Праздничный концерт к дню Учителя. |
Ноябрь | День матери ( Праздничный концерт, конкурс фото – газет, стихов) Конкурс» Лучший знаток правил дорожного движения. |
Декабрь | День рождение Ханты - мансийского – автономного округа – Югра. Здравствуй, Новый год! |
Январь | Рождество Христово. |
Февраль | День Защитника Отечества. Смотр строя и песни. |
Март | Праздник» Мамин день». Праздник книги. Праздник птиц. |
Апрель | Праздник Пасхи. Праздник букваря. |
Май | Праздник, посвященный Дню Победы. День семьи. Праздник славянской культуры и письменности. До свидания, начальная школа. |
1.4.. Содержание Программы
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Беседы, встречи, классные часы - государственные символы (Флаг, герб, гимн) России, ХМАО –Югра, Советского района, г. п. Пионерский, герб, гимн - Пионерской средней школы;
- русский язык, как государственный язык межнационального общения;
-права и обязанности граждан России;
-национальные герои и важнейшие события истории России;
-защитники Отечества – мои земляки («Мой дед –герой», «Мой папа – Защитник Отечества») и др;
Встречи с ветеранами войны, труда, тыла, Почетными жителями поселка Пионерский, участниками боевых действий в Афганистане, Чечне , других государств, проживающих на территории г. п. Пионерский , Советского района.
Краеведческая деятельность – сбор материалов об истории семьи каждого обучающегося, истории школы, истории поселка Пионерский и ее жителей, создание Книги Памяти Ветеранов ВеликойОтечественной войны поселка Пионерский, родственников обучающихся, пропаганда трудовых и боевых заслуг наших земляков,
- исследование,, сохранение культуры коренных народов Севера –ханты, манси и других народов, проживающих на территориипоселка Пионерский, Советского района;
-знакомство с деятельностью этнокультурных центров разных народов России;
Экскурсии - «Здравствуй, музей!», »Из истории Пионерской средней школы», «Гордость Пионерской средней школы – её выпускники», «Отличники школы», «Из истории предприятий поселка Пионерский» , «Первопроходцы», «Из истории Советского района», «Из истории ХМАО – Югра», «Мой дом – Югра»;
Виртуальные экскурсии – знакомство с культурой, традициями ,историей России и различных стран мира;
Праздники, выставки – выставка семейноготворчества, выставка детских рисунков «Я – против войны», »Югорские узоры»,Праздник» День матери» , «История моей семьи в документах, фотографиях, предметах», интерактивная выставка – загадка «Из бабушкиного сундучка»,«Семья года»,«Поклон земной Вам, ветераны!», «Уроки мужества», «Пою тебе - моя Югра»,» «В гости к ханты», встречи с представителями коренных народов Севера, - торжественные линейки, посвященные» Дню Победы» , «Дню Пионерии», Дню поселка Пионерский,Советского района, Ханты - мансийского автономного округа - Югры», Дню России.
Государственные праздники:
День Знаний.
День учителя.
День России;
Праздник Весны и труда.
День Защитника Отечества.
Международный женский день 8 марта.
День матери.
День защиты детей.
День Победы
День семьи.
День славянской письменности и культуры.
2. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
классные часы,мероприятия(темы) : »Труд – важная ценность человека».
»Трудовые достижения моих родителей». «Знакомство с профессиями». »Учеба – главный труд!». «Роль знаний и науки». «Бережное отношение к своему труду, труду других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам. «Трудовые достижения моих родителей». «Город мастеров». Умельцы поселкаПионерский. Экскурсии на предприятия, где работают родители, встречи –беседы с людьми разных профессий, ролевые игры, моделирующие экономические, производственные ситуации, совместные проекты с родителями «Профессия моих родителей» и др.
социально – значимая деятельность
- помощь пожилым людям, ветеранам педагогического труда, участникам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, инвалидам, нуждающимся, подготовка праздников, концертов для людей с ограниченными возможностями, участие в социальных акциях «Забота о ветеранах», операции «Подарок ветерану».
Общественно – полезная деятельность
- определение обязанностей младшим школьникам в пространствеученического
классного самоуправление, наведение порядка в пространстве своего класса, школы ,участие в общественно – полезных делах детской организации школы, школьном самоуправлении, участие в трудовых акциях »Мой чистый двор», « Сделаем наш поселок чище», субботниках– школьных, поселковых, помощь библиотекарю – возвращение старым книгам – новую жизнь, посадка саженцев и уход за ними и другие добрые дела..
3.Формирование ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни.
классные часы, мероприятия( темы): Соблюдение правил гигиены издоровогорежима дня»; »Полезные и вредные привычки»;«Спорт в жизни людей»;» Движение –это жизнь»; «О вреде для здоровья компьютерных игр»; »Веселые старты»; Спортивный праздник «Папа, мама, я- спортивная семья»; игра путешествие »Я здоровье берегу – сам себе я помогу»; «Почему вредной привычке ты скажешь - нет!»; Встречи, - беседы с интересными людьми, ведущими активный, здоровый образ жизни; Традиционныедни здоровья, еженедельные экскурсии на природу.
4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде .(экологическое воспитание)
-Знакомство с нормами экологической этики. Первичное представление о природе, животном мире своего родного края. Видео –путешествия в мир заповедной природы России, других стран мира .Правила экологической этики в отношениях человека и природы. Экскурсии в краеведческие и биологические музеи, заповедники,находящиеся на территории Советского района, Ханты – мансийского округа – Югра, туристические походы, знакомящие с богатствами и красотой родного края. Участие в районных и окружных конкурсах «Марш парков и заповедников». Конкурсы рисунков на тему »Бережное отношение к природе». Участие в экологических акциях, работе школьного лесничества.
5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Темы для классных часов, школьных мероприятий.
- Красота в жизни людей. Добрые дела.
-Базовые национальные российские ценности.
-Культурные ценности народов Югры, втом числе коренных народов Севера.
- Духовный мир человека.
- Правила поведения в образовательном учреждении, семье, на улице, в общественных местах.
-Уважительное отношение к родителям, учителям,старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим.
-Бережное, гуманное отношение ко всему живому.
- Правила этики, культуры речи.
- Конкурсы лучших чтецов.
- Фестивали патриотической песни.
- Литературно - музыкальные гостиные , посвященные творчеству детских писателей и поэтов России, Югры, местного края.
- Встречи с деятелями искусства и культуры местного края.
6. Развитие и поддержка одаренных детей
- Основная задача данного направления – развитие таланта ребенка и общественное признание его достижений .
Данное направление реализуется через организацию презентаций сборников стихов юных поэтов, художественных выставок юных художников, начинающих свой путь в искусстве, концертов талантливых музыкантов и певцов, которые поют о любви ксвоей Родине - России, своему родномукраю,- героизме и мужестве своих земляков. Таким образом, школа не только пропагандирует творчество талантливых детей , формирует хороший эстетический вкус, но и воспитывает их настоящими гражданами, патриотами своей малой родины - Югра.
1.6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно – нравственному развитию и воспитанию обучающихся
Духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования осуществляется образовательным учреждением МОУСОШ поселка Пионерский, - в тесном взаимодействии с семьёй обучающихся, внешкольными учреждениями – музыкальной школой, МУ КСК «Импульс», поселковой библиотекой, учреждением дополнительного образования РЦРТДиЮ «Созвездие», »Музейно – выставочным центром города Советский, Школой олимпийского резерва города Советский, инспекцией ГИБДД , отделением милиции , общественными, ветеранскими организациями поселка Пионерский ,Советского района, ХМАО – Югра, СМИ. Совместная деятельность со всеми социальными партнерами осуществляется, согласно сотрудничества, в том числе участия в работе попечительского Совета школы, совместных планов и программ работы.
Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося. Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни младшего школьника. В силу этого, повышение педагогической культуры родителей, рассматривается .как одно из важнейших направлений духовно – нравственного развития и воспитания младших школьников .
Система работы МОУСОШ поселка Пионерский по повышению педагогической культуры родителей в обеспечении духовно – нравственного развития и воспитанияобучающихся младшего возраста основана на следующих принципах:
- совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности, в разработке содержания и реализации программ духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;
- сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
- педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
- поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого родителя;
- содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
- опора на положительный опыт семейного воспитания;
- организация совместных коллективно – творческих дел.
Содержание работы по повышению компетенций родителей в вопросах воспитания и развития младших школьников, организация совместных коллективно – творческих дел.
Повышение педагогической культуры родителей (родительские конференции, собрания, семинары, индивидуальные консультации специалистов - психолога, социального педагога, администрации школы и других педагогических работников). | Совместные коллективно – творческие дела (Участники – дети, родители, педагоги) |
Семья - в духе духовно- нравственных и культурных традиций российского общества. | Праздники: «Духовные корни моей семьи» Традиции моей семьи. Деревенские посиделки – «Одежда на Руси». «День матери». «День отца». «С любовью к бабушке и дедушке». «День ребенка». Конкурсы: «Семья – эрудит». «Папа , мама, я- читающая семья». «Самая спортивная семья». «Самая творческая семья». Конкурс семейных альбомов – «От истории семьи к истории поселка». «Самая музыкальная семья». «Самая дружная семья» |
Формирование у детей высокой мотивации к здоровье -сбережению и поведенческих навыков здорового образа жизни. | День здоровья - на природе. «Ярмарка садовых достижений». «Веселые старты». |
Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма( совместно с инспектором ГИБДД) | Конкурс «Безопасное колесо». |
Воспитание у младших школьников ценностного отношения к семье, труду. Народные традиции семейного воспитания. | «Родительский дом – начало начал». «День рождения» «День благодарения» «Дедовы медали» Мой папа – Защитник Отечества» «Трудовые династии» Путешествие в мир профессий родителей» «Так ведется на Руси – семья всегда должна расти» (встреча - праздник чествования многодетных семей»). «Уроки семейной культуры». Здоровый образ жизни – традиция моей семьи. |
Роль отца в воспитании детей. | «Отец, отцовство, Отечество». |
Ранняя профилактика отклоняющего поведения, безнадзорности, правонарушений, негативных привычек младших школьников. | « Курение убивает жизнь». Акция «Мы. -за здоровый образ жизни». « Скажем вредным привычкам – нет!». |
Воспитываем доброту и милосердие» Добрые дети – похвала родителям!». | « Будьте милосердней ,друг к другу!». «Добрым быть – счастливым быть» |
Поговорим о толерантности – уважительном отношении к иным национальностям, культурам, языку. | Праздник сказки ( разных народов). Карнавал дружбы (танцы в национальных костюмах, песни, выставки семейного национального творчества ,национальные блюда) |
Поддержка одаренных детей в условиях семьи и школы | Фестиваль детского творчества. Выставки художественного творчества талантливых юных художников. |
Публичный отчет школы по выполнению образовательной программы начального общего образования, согласно ФГОС ( в том числе программы духовно – нравственного развития и воспитания младших школьников) . | День открытых дверей–«Неразлучные друзья – взрослые и дети». День семьи в школе. – награждение победителя школьного конкурса »Звёзды нашей школы» в номинации -«Идеальные родители», «Идеальный родитель». |
В школе стало традиционным проведение в конце каждого учебного года Дня открытых дверей «Неразлучные друзья – взрослые и дети!» в форме творческого отчёта. Цель данного мероприятия: не только показать родителям итог работы учреждения за год, но и создать условия для активного, совместного сотрудничества родителей и детей, оценка работы школы, пожелания на перспективу.
1.7. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.
В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:
·воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
·эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).
При этом учитывается, что достижение эффекта — развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций и т. д. — становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной социальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
·ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, символике ХМАО – Югры, Советского района, поселка Пионерский, школы, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям России – Югры.
·элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
·первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
·опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
·опыт социальной и межкультурной коммуникации
начальные представления о правах, обязанностях человека, гражданина, товарища, толерантное , уважительное отношение к другой национальности, вере, религии;
-формирование важнейших духовно – нравственных ценностей –чувство гордости за свою семью, школу, поселок, район, регион, неповторимый северный край, трудовые и боевые подвиги своих земляков,чувства гордости за звание гражданина Югры –России
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
·начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
·нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
·уважительное отношение к традиционным религиям;
·неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
·способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
·уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
·знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
·ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России , своих близких, односельчан, человечества, трудолюбие;
·ценностное и творческое отношение к учебному труду;
·элементарные представления о различных профессиях;
·первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
·осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
·первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
·потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
·мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.;
.приобретение жизненно важных и ключевых компетенций.
Формирование ценностного отношения к своему здоровью, здоровому образу жизни.
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- навыки и потребность здорового образа жизни;
- осознанное соблюдение правил личной гигиены, режима дня, правильного питания;
- понимания вреда курения, алкоголя и наркотиков;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье;
- элементарные представления о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
- понимание ценности занятий физкультурой и спортом для здоровья человека, его образования, труда, и творчества
·
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
·ценностное отношение к природе России , планета Земля.
·первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
·элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
· гордость за неповторимую , уникальную красоту и природные богатства родного края, -любовь к древней югорской земле, ее лесам, заповедникам, животному и растительному миру;
- знание и применение норм экологической этики;
-желание участвовать в экологических акциях, чтобы хранить ,беречь природу и всё живое.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах.
- первоначальные умения видеть прекрасноев окружающем мире, людях.
- отличие хороших поступков от плохих;
-выполнение норм поведения в семье, школе, общественных местах;
- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;-
- первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций народов России;
-приобщение к историко- культурному наследию своего родного края –Югры сформирует у выпускника начальной школы этническое сознание – включающее чувство гордости за свою культуру и уважение к культуре других национальностей и народов, любовь к малой Родине и Отечеству, гражданственность и патриотизм, знание и уважение национальных традиций – местных, региональных, российских, международных.
--первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности;
-мотивация к реализации приобретенных эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения, семьи, социума;
Развитие и поддержка одаренных детей
- Развитие таланта ребенка, общественное признание егодостижений ,пробуждение желания к творчеству, создание собственных художественных картин, стихов, песен, которые станут достоянием школьников, педагогов, родителей, жителей поселка Пионерский, Советского района, ХМАО – Югры.
-приобретение ключевых и специальных компетенций.
Каждое из направлений духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей , формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально – ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности( самосознания) гражданина Югры – России.
Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур ,в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнёров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6 II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...
Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание ответственного, инициативного и компетентного граждан...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся MБОУ «Лицей №121» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного станд...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника....
ПРОГРАММА духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования "В мире добра"
Цель программы: создание максимально благоприятных условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.Задачи: 1. Создать ма...
ПРОГРАММА духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования "В мире добра"
Цель программы: создание максимально благоприятных условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.Задачи:Создать максимально благоприятных услови...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников на ступени начального общего образования
Планирование воспитательной работы с учащимися класса....