Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
рабочая программа по теме
Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Цель программы: воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Идеологическую основу программы составляют указанные в проекте Концепция духовно – нравственного воспитания ценности («источники человечности»): патриотизм, социальная солидарность, традиционные российские религии, гражданственность, семья, труд, и творчество, природа и искусство, человечество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dukhovno-nravstvennoe_vospitanie.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
6. Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Цель программы: воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Идеологическую основу программы составляют указанные в проекте Концепция духовно – нравственного воспитания ценности («источники человечности»): патриотизм, социальная солидарность, традиционные российские религии, гражданственность, семья, труд, и творчество, природа и искусство, человечество.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение;
стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
уважение к защитникам Родины;
умение отвечать за свои поступки;
негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
различение хороших и плохих поступков;
представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
знание правил этики, культуры речи;
стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;
представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
элементарные представления об основных профессиях;
ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
умение соблюдать порядок на рабочем месте;
бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
элементарный опыт природоохранительной деятельности;
бережное отношение к растениям и животным.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
представления о душевной и физической красоте человека;
формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
интерес к занятиям художественным творчеством;
стремление к опрятному внешнему виду;
отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Замысел программы заключается в том, что целостное воспитательное пространство школы структурируется рядом воспитательных программ.
Урочная деятельность предполагает реализацию идеи диалога культур за счёт широкого использования сопоставительного анализа различных культурных объектов (произведений литературы, изобразительного, музыкального искусства; языковых явлений, этических норм, обычаев разных народов, особенностей трудовой деятельности, семейного воспитания). Культурологический подход сказывается в рассмотрении изучаемого материала как элемента культуры, в актуализации доступных младшим школьникам культурных связей, вытекающих из содержания программного материала.
Внеурочная деятельность предполагает занятость обучающихся в кружках. Семейное воспитание и образование в школе организовано через разные формы взаимодействия: родительские лектории, проведение совместных экскурсий, проектную деятельность, взаимодействие с сельской и школьной библиотекой, совместное проведение собраний, праздников, сотрудничество в работе с сельским ДК краеведческим музеем и др. формы.
Перечень мероприятий в рамках программы духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Форма деятельности | Содержание мероприятий | Сроки | Исполнители |
1. Приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы | |||
Урочная | Беседы на тему истории и культуры родной семьи, родного края, родной улицы и Родины (в соответствии с планом воспитательной работы) | Систематически | Учитель начальных классов |
Внеурочная | Экскурсии по селу. Посещение районного краеведческого музея, | 1 раз в год | Учитель начальных классов |
Работа с родителями | Тематические родительские собрания, конференции, круглые столы, педагогические консилиумы. | 1 раз в триместр | Учитель начальных классов, родители, |
2.Приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям. | |||
Урочная | Библиотечные уроки, беседы, викторины на уроках «Окружающего мира» | По плану | Учитель начальных классов |
Внеурочная | Тематические классные часы. Проведение праздников с изучением культуры, традиций народов, населяющих наше село. Конкурс рисунков «О Родине». | По плану | Учитель начальных классов |
Работа с родителями | Совместные посещения библиотек, использование школьной и сельской библиотек для организации выставок работ обучающихся, совместные праздники, конференции, круглые столы. | По плану | Учитель начальных классов |
3. Приобщение к общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России. | |||
Урочная | Уроки окружающего мира, литературного чтения, тематические беседы о государственной символике, национальных праздниках, Конституции страны. | По плану | Учитель начальных классов |
Внеурочная | Праздники к знаменательным датам, Уроки мужества, экскурсии. Проведение тематических праздников: -День народного единства; -Международный день толерантности; - День славянской письменности; | По плану | Учитель начальных классов |
Работа с родителями | Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, совместные праздники, классные часы Акция «Поздравительная открытка» ( поздравительная почта и посещение ветеранов педагогического труда). | По плану | Учитель начальных классов |
Ожидаемые результаты программы: освоение опыта ответственного поведения, проявлений активной позиции, развитие патриотических чувств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ и ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОУ СОШ №6
Выступление на РМО...
Статья "Особенности реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"
Приоритетным в процессе развития и социализации младших школьников является воспитание нравственных качеств личности. Поэтому на базе МБОУ-лицей №10 города Белгорода разработана и внедряется в ж...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования ,направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие с...
Статья "Подходы к реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"
Статья раскрывает основные подходы и способы разработки программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в условиях введения ФГОС ...
Программа развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования "Моя школьная Страна".
Актуальность программы. Цель и задачи. Основные направления.Ожидаемые результаты. Реализация программы....
Программа развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования «Я в мире, мир во мне»
Целесообразность принятия Программы «Я в мире и мир во мне» обусловлена особенностями младшего школьного возраста. Это время интенсивного формирования личности, познавательных потребностей, рост...
Духовно- нравственное воспитание обучающихся на ступени начального общего образования на уроках гуманитарного цикла.
Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм».( А. С. Макаренко)...