Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
рабочая программа по теме

Ворыпаева Елена Александровна

Программа духовно – нравственного  развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Цель программы: воспитание  ответственного, инициативного и компетентного гражданина  России.

 

     Идеологическую основу программы составляют указанные в проекте Концепция духовно – нравственного воспитания  ценности («источники человечности»): патриотизм, социальная  солидарность, традиционные  российские религии, гражданственность, семья, труд, и творчество, природа  и  искусство, человечество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dukhovno-nravstvennoe_vospitanie.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

6. Программа духовно – нравственного  развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Цель программы: воспитание  ответственного, инициативного и компетентного гражданина  России.

     Идеологическую основу программы составляют указанные в проекте Концепция духовно – нравственного воспитания  ценности («источники человечности»): патриотизм, социальная  солидарность, традиционные  российские религии, гражданственность, семья, труд, и творчество, природа  и  искусство, человечество.

Основные направления   духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

   Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

 

      Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

           Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

 

      Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

          Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

 

     Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

         Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

 

      Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

           Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве. 

          Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

           Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

 элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

 элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение;

стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;

уважение к защитникам Родины;

умение отвечать за свои поступки;

негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей. 

         Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

различение хороших и плохих поступков;

представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

бережное, гуманное отношение ко всему живому;

знание правил этики, культуры речи;

стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;

представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

       Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

элементарные представления об основных профессиях;

ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

умение соблюдать порядок на рабочем месте;

бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

        Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

элементарный опыт природоохранительной деятельности;

бережное отношение к растениям и животным.

          Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

представления о душевной и физической красоте человека;

формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

интерес к занятиям художественным творчеством;

стремление к опрятному внешнему виду;

отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

            Замысел  программы заключается  в  том, что целостное воспитательное  пространство школы структурируется рядом  воспитательных программ.

             Урочная деятельность предполагает реализацию идеи диалога культур за счёт широкого использования сопоставительного анализа  различных культурных объектов (произведений литературы, изобразительного, музыкального искусства; языковых явлений, этических норм, обычаев разных народов, особенностей трудовой деятельности, семейного воспитания). Культурологический подход сказывается в рассмотрении изучаемого материала как элемента культуры, в актуализации доступных младшим школьникам культурных связей, вытекающих из содержания программного материала.

               Внеурочная   деятельность предполагает занятость обучающихся в кружках. Семейное воспитание и образование в школе организовано через разные формы взаимодействия: родительские лектории, проведение совместных экскурсий, проектную деятельность, взаимодействие с сельской и школьной библиотекой, совместное проведение собраний, праздников, сотрудничество в работе с сельским ДК краеведческим музеем и др. формы.

Перечень мероприятий в рамках программы духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Форма деятельности

Содержание мероприятий

Сроки

Исполнители

1. Приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы

Урочная

Беседы на тему истории и культуры родной семьи, родного  края, родной улицы и Родины (в соответствии с планом воспитательной работы)

Систематически

Учитель начальных классов

Внеурочная

Экскурсии по селу. Посещение районного краеведческого музея,

1 раз в год

Учитель начальных классов

Работа с родителями

Тематические родительские собрания, конференции, круглые столы, педагогические консилиумы.

1 раз в триместр

Учитель начальных классов, родители,

2.Приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям.

Урочная

Библиотечные уроки, беседы, викторины на уроках «Окружающего мира»

По плану

Учитель начальных классов

Внеурочная

Тематические классные часы.

Проведение праздников с изучением культуры, традиций народов, населяющих наше село.

Конкурс рисунков «О Родине».

По плану

Учитель начальных классов

Работа с родителями

Совместные посещения библиотек, использование школьной и сельской библиотек для организации выставок работ обучающихся, совместные праздники, конференции, круглые столы.

По плану

Учитель начальных классов

3. Приобщение к общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России.

Урочная

Уроки окружающего мира, литературного чтения, тематические беседы о государственной символике, национальных праздниках, Конституции страны.

По плану

Учитель начальных классов

Внеурочная

Праздники к знаменательным датам,  Уроки мужества, экскурсии.

Проведение тематических праздников:

-День народного единства;

-Международный день толерантности;

- День славянской письменности;

По плану

Учитель начальных классов

Работа с родителями

Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, совместные праздники, классные часы

Акция «Поздравительная открытка»

( поздравительная почта и  посещение ветеранов  педагогического труда).

По плану

Учитель начальных классов

Ожидаемые результаты программы: освоение опыта ответственного поведения, проявлений активной позиции, развитие патриотических чувств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"

Приоритетным в процессе развития и социализации младших школьников является воспитание  нравственных качеств личности. Поэтому на базе МБОУ-лицей №10 города Белгорода разработана и внедряется в ж...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа  духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования ,направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие с...

Статья "Подходы к реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"

Статья раскрывает основные подходы и способы разработки программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в условиях  введения  ФГОС ...

Программа развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования "Моя школьная Страна".

Актуальность программы. Цель и задачи. Основные направления.Ожидаемые результаты. Реализация программы....

Программа развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования «Я в мире, мир во мне»

Целесообразность принятия Программы «Я в мире и мир во мне» обусловлена особенностями младшего школьного возраста. Это время интенсивного формирования личности, познавательных потребностей, рост...

Духовно- нравственное воспитание обучающихся на ступени начального общего образования на уроках гуманитарного цикла.

Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм».( А. С. Макаренко)...