рабочая программа "Истоки"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Истоки» для 3 класса разработана на основании следующих нормативных документов:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06 октября 2009 г. №373. Зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года, регистрационный № 17785.
2. Примерной программы по православной культуре.
3. На основе книг А.А. Лопатиной и М.В. Скребцовой «Начала мудрости» и «Притчи для детей и взрослых».
4. Учебного плана МБОУ Прудковской СШ на 2017 – 2018 учебный год.
5. Федерального перечня учебников на 2017-2018 учебный год.
«Истоки» – уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого – научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным условиям российской цивилизации.
Программа «Истоки» оформилась на волне педагогических, философских и духовных поисков нашего времени, когда все более очевидной становится потребность в возвращении образования к его первоначальному смыслу. Введение курса «Истоки» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в региональном образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Выступая в качестве ключевых, эти компетентности нужны человеку в различных видах деятельности независимо от того, какую профессию он изберет в будущем. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности.
Не секрет, что дети получают воспитание крайне разное по своему качеству. Для большей части подрастающего поколения учителем является лишь жизнь, а доступ к получению грамотного и правильного воспитания в целях духовно-нравственного становления существенно ограничен.
В целом родители заняты материальным обустройством жизни. Их благие и высокие побуждения относительно воспитания, как правило, не наполнены делами, не опираются на постоянный, умелый и систематический труд. Родители, в сущности, мало сведущи в вопросах воспитания и детской психологии, воспитывают не целенаправленно и планомерно, а спонтанно, от случая к случаю, по своему разумению и настроению. При недостаточной работе с детьми воспитание постепенно обретает насильственно-принудительный характер. При этом, как правило, плохо используется профилактический потенциал воспитания, когда комплекс знаний, своевременно вложенных в сознание ребенка упреждает, тормозит и нейтрализует большинство негативных желаний и устремлений. Взрослыми не редко забывается, что только качественная передача взаимосвязанных, обстоятельных и обоснованных духовно-нравственных знаний, дает им впоследствии моральное право требовать и ожидать от ребенка обдуманного поведения, а также красоты и разумности в мыслях и чувствах.
По словам академика Д. С. Лихачёва «мы не выживем физически, если погибнем духовно». Процессы развития нашего общества, которые ориентированы на рыночную экономику, привели не только к отчуждению между людьми, но и к потере жизненных ориентиров. Под угрозой оказались нравственные ориентиры жизни, моральная культура. Кризис общества вызвал кризис человека. А это, прежде всего потеря внутренних духовных ценностей человеческой жизни. Однако воспитание Человека в человеке возможно только в том случае, если осознана необходимость этого и возникает стремление собственное несовершенство преобразить в нечто более совершенное. Следовательно, исцеление общества необходимо начинать с «исцеления» самого человека.
Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.
Цель программы: формирование у учащихся основ морали – осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениям о добре и зле, должном и недоступном, укрепление у обучающихся способности осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам.
Задачи:
- Различить хорошие и плохие поступки.
- Формировать уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим, бережное отношение ко всему живому.
- Устанавливать дружеские отношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке
- Формировать правила вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами.
Планируемые результаты обучения
У обучающегося будут сформированы:
Личностные:
- Ценить и принимать следующие ценности: «добро», «терпение», «природа», «семья», «настоящий друг», «справедливость», «любовь» и т.д.
- Уважать свою семью, родственников, старших.
- Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Познавательные:
- Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.
- Наблюдать и делать самостоятельные выводы.
- Выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные:
- Участвовать в диалоге на занятиях и в жизненных ситуациях
- Отвечать на вопросы преподавателя, своих товарищей.
- Соблюдать нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
- Слушать и понимать речь других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
- Участвовать в паре, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.
Регулятивные:
- Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях, под руководством преподавателя.
- Определять план выполнения заданий во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством преподавателя.
- Оценивать выполнение задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении
Обучающийся получит возможность для формирования:
- представлений о нормах морально-нравственного поведения в школе, общественных местах;
- на обучение распознаванию хороших и плохих поступков в процессе бесед, обсуждения поступков героев художественных произведений, поведения разных людей в жизненных ситуациях;
- первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе – овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре , взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности.
- получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье
Планируется достижение следующих результатов:
Слова
– знание главных нравственных правил, норм;
– представления о ценностях – идеях и правилах, объединяющих людей разных поколений, народов;
– умение отделять оценку поступка от оценки человека;
– различение хороших и плохих поступков;
– умение разумно управлять собственной речью в многообразных ситуациях общения, соблюдая принцип эффективного общения (установка на взаимодействие, взаимо-понимание, доброжелательное отношение к собеседнику);
– отрицательная оценка плохих поступков: грубости, несправедливости, предательства и т.п. (в книгах, кино, играх, жизненных ситуациях и т.д.).
Дела
– избегание плохих поступков, капризов;
– признание собственных плохих поступков;
– осуществление чего-то полезного для своей семьи, самых близких людей, в том числе – отказ ради них от каких-то собственных желаний;
– защита (в пределах своих возможностей) собственной чести и достоинства, своих друзей и близких;
– препятствование (в пределах своих возможностей) проявлению несправедливости, нечестности;
– уважительное отношение (в действиях) к старшим, к традициям семьи, школы и общества, к чести и достоинству других людей;
– добровольная помощь, забота и поддержка по отношению к младшим, к людям, попавшим в трудную ситуацию, ко всему живому;
– следование правилам вежливого, приличного поведения («волшебные слова», правила этикета) в школе и общественных местах.
Программа реализуется в соответствии с принципами систематичности и последовательности, предполагает нахождение логических связей между нравственными, патриотическими, природоведческими и обществоведческими знаниями, полученными ребёнком на разных ступенях воспитания и обучения.
Дети, так же, как и взрослые, нуждаются в мудрых советах, изложенных в интересной, краткой и сказочной форме. И здесь на помощь приходит притча — удивительно эффективное средство воспитания, обучения и развития. Вечная мудрость, заключенная в притче, поданная в простой и доступной форме, учит детей думать, самим находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Эта притчи, с которыми познакомятся дети, помогут им задуматься над своим поведением и, может быть, заставит их осознать собственные ошибки и посмеяться над ними. Эти короткие истории объяснят детям, что всегда можно найти множество путей решения одной проблемы и что жизнь не делится только на черное и белое, плохое и хорошее.
Данная программа поможет взрастить в детях лучшие человеческие качества и заложить основы нравственности тогда, когда ум и душа ребенка ещё открыты новому. Разработанные занятия состоят из притч, сказок, бесед, подвижных и ролевых игр, театрализаций, творческих заданий, направленных на глубокое проживание той или иной темы, на развитие творческого потенциала детей. Благодаря данной программе младшие школьники не только войдут в мир добрых качеств, но и научатся высказывать свои мысли, работать в парах и группах, разыгрывать сценки, рисовать.
Место учебного предмета «Умелые руки» в учебном плане МБОУ Прудковской СШ
На изучение курса «Истоки» в третьем классе отводится 34 часа (34 недели по 1 часу в неделю).
Содержание программы:
№ | Наименование раздела программы | Колич. часов | Темы урока | Планируемые результаты |
Вечная мудрость притчи Начала мудрости | 13 ч. 21 | Учиться никогда не поздно. Самое ценное сокровище. Что важнее? Что хранят книги? Учись спрашивать. Сокровища семьи. Уважение к матери. Мудрый отец. Листья и корни. Почему одному плохо? Зачем нужен брат. Два брата. Кто нежнее? Холодные и тёплые слова. Взаимопомощь. Бережливость. Дружелюбие. Гостеприимство. Чуткость и сострадание. Благодарность. Добросердечие. Бескорыстие. Дружба. Отзывчивость. Единство. Милосердие. Любовь к животным. Заботливость. Любовь к Родине. Ответственность. Уважение. Умение сотрудничать. Любознательность. Сострадание. Наша дружная семья. Урок добра Моя ступенька мудрости. | • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков Других людей; • уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; • знание традиций своей семьи и бережное отношение к ним. |
Учебно-тематическое планирование
№ | Содержание | часы |
1 | Вечная мудрость притчи | 13 |
2 | Начала мудрости | 21 |
формы и методы работы с обучающимися:
- групповые (звеньевая, дифференцированно-групповая, творческие группы, динамические группы);
- индивидуальные (консультации, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы);
-фронтальная;
- коллективные (соревнования, поисковые)
- дидактические и ролевые игры;
методы обучения:
- репродуктивный;
- частично-поисковый;
- исследовательский;
- проблемный;
- активные методы обучения (кластер, синквейн, фишбоун и др.)
Календарно-тематическое планирование курса «Истоки» 3 класс
№ | дата | содержание |
1 | Вводный урок. Вечная мудрость притчи | |
2 | Учиться никогда не поздно. | |
3 | Самое ценное сокровище. | |
4 | Что важнее? | |
5 | Что хранят книги? | |
6 | Учись спрашивать. | |
7 | Сокровища семьи. Уважение к матери. | |
8 | Мудрый отец. | |
9 | Листья и корни. | |
10 | Кто нежнее? | |
11 | Почему одному плохо? | |
12 | Зачем нужен брат? Два брата. | |
13 | Холодные и тёплые слова. | |
14 | Взаимопомощь. | |
15 | Бережливость. | |
16 | Дружелюбие. | |
17 | Гостеприимство | |
18 | Чуткость и сострадание. | |
19 | Благодарность | |
20 | Добросердечие. | |
21 | Бескорыстие. | |
22 | Дружба. | |
23 | Отзывчивость. Единство. | |
24 | Милосердие. | |
25 | Заботливость. | |
26 | Любовь к Родине. | |
27 | Ответственность. | |
28 | Уважение. | |
29 | Умение сотрудничать. | |
30 | Любознательность. | |
31 | Сострадание. | |
32 | Наша дружная семья. | |
33 | Урок добра. | |
34 | Обобщающий урок. Моя ступенька мудрости. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.
Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...